Реферат по предмету "Информатика, программирование"


Методы и средства электронного обучения для создания виртуальных корпоративных университетов

Методы и средстваэлектронного обучения для создания виртуальных корпоративных университетов
Дипломнаяработа
1. Аннотация
Вработе рассматриваются вопросы построения виртуального корпоративногоуниверситета, и проводится обзор базовых решений в области электронногообучения, а также исследование и анализ возможностей системы дистанционногообучения Sakai.
Приводитсяконцептуальная модель виртуального корпоративного университета, а также базоваямодель виртуального отдела, предназначенного для поддержания процесса обучения.
Наоснове системы Sakai в работепостроен макет виртуального корпоративного университета.
2. Введение
Электронное(дистанционное или виртуальное) обучение – это русский аналог устоявшегося ванглоязычных странах термина «e-Learning». Несмотря на некоторые вариации втрактовке каждого из этих понятий в различной литературе, в рамках данныйработы между ними будет ставиться знак равенства.
Приэтом под самим понятием электронного обучения будет пониматься подход,призванный облегчить и расширить изучение какого-либо материала, с помощьюустройств, основанных на технологиях связи, и ЭВМ. К таким устройствам можноотнести: персональный компьютер, различные носители информации (CD-ROM и т.п.), телевидение, PDA-устройства (карманные компьютеры), мобильные телефоныи т.д. Технология связи допускает использование непосредственно Интернета,электронной почты, форумов для обсуждения различных проблем, и программногообеспечения для коллективного использования [20].
Почемуже в настоящее время подобная форма обучения завоевывает все большуюпопулярность?
Объемданных, которым располагает человечество, растет из года в год. Не снижаются итемпы появления новой информации. И для охвата всего багажа имеющихся враспоряжении людей знаний требуется качественный и своевременно поставленныйпроцесс образования.
Классическийподход к учебному процессу уже с трудом позволяет справиться с возросшейпотребностью человека в информации. Такая форма образования не успевает быстроподготовить квалифицированных специалистов, поддержать внедрение в жизньновейших научных исследований, а также их дальнейший рост. Эта проблема особенноактуальна при внедрении знаний на большой территории (например, в рамках такой огромнойстраны как Россия), когда за время, затраченное на подготовку специалистов,сама технология может уже морально устареть.
Одноиз решений этой проблемы могут предложить сетевые технологии и средствакоммуникации.
Интернетпозволяет обеспечить взаимодействие большого числа людей из разных уголковземного шара, а использование специальных сред способно существенно сократитьвремя, необходимое для распространения специфического знания и обучения емулюдей. Активное внедрение информационных технологий и концепций глобальнойинформационной инфраструктуры в систему образования является важным этапом напути построения информационного общества [36].
Однимиз потребителей дистанционного обучения является корпоративный сектор, которыйвсе чаще внедряет электронные курсы в программы по повышению квалификации своихсотрудников. Между тем у бизнес-компаний существует своя специфика итребования, которые отличают их от вузовского или школьного образования.
Вкорпоративной среде электронное обучение должно способствовать созданиюусловий, в рамках которых знания и опыт могли бы эффективно использоваться прирешении поставленных в компании задач. Кроме того, эффективно поставленный процессобразования позволяет сохранить и передать знания внутри организации: обучитьновых сотрудников, сохранить знания уволенных работников, повысить квалификациюперсонала компании. Минимизация затрат и стандартизация образовательныхпрограмм могут не только сократить расходы организации, но и придать ей большуюгибкость в условиях постоянно растущей конкуренции. Внедрения систем e-Learning в корпоративной среде могут помочь врешении этих проблем.
Электронноеобучение обладает рядом существенных преимуществ:
· Осуществлениебыстрой передачи знаний между людьми;
· Низкая стоимостьобучения, особенно при осуществлении его на большой территории;
· Возможностьпроводить занятия в удобное для обучаемого время и в удобном месте;
· Обеспечениеиндивидуального плана занятий при сохранении контакта с преподавателем.
Темне менее, наличие подобных решений вовсе не означает полный и безоговорочныйотказ от всех прошлых достижений и наработок в области образования. К внедрениюлюбой технологии необходимо подходить осторожно, особенно в такойфундаментально сфере человеческой жизни как обучение. Поскольку любая, пустьдаже самая хорошая, идея при плохой реализации, может привести к эффекту «мыхотели как лучше, а получилось как всегда».
3 Постановка задачи
Понятие«общества знания» было введено в 1969 университетским преподавателем ПетеромДрукером [38]. В последние годы этот подход начал реализовываться на практике,в том числе и в России. В докладе, подготовленном ЮНЕСКО в 2005 году, под название«К обществам знания» концепция «образование для всех на протяжении всей жизни»занимает ключевое место.
Всеобщеебазовое образование остается абсолютным приоритетом. Однако образование длявзрослых, которое может показаться не столь актуальным для стран, гдепотребности в базовом образовании далеко еще не удовлетворены, приобрелорешающее значение и стало важнейшим условием развития. Так, ответом на растущуюнестабильность рынка труда, прогнозируемую большинством экспертов, может статьконцепция образования в течение всей жизни [40].
Вэтой связи качественное послевузовское образование, в рамках бизнеса, являетсяважной инициативой для поддержания вышеозначенного принципа. Учитывая среднююпродолжительность жизни в России, работа в различных компаниях занимает большуючасть времени после получения человеком базового образования. Именно поэтомувозможность организации в корпорациях гибкого процесса обучения так необходима.
Основнойцелью работы является исследование архитектурных и технологических аспектовпостроения виртуальных корпоративных университетов, а также создание типовоймодели корпоративного университета на базе одной из систем управленияобучением, бесплатно доступной вместе с исходным кодом.
Дляэтого предполагается последовательно решить следующие задачи:
o Провести обзорбазовых решений и стандартов в области электронного обучения.
o Изучитьвозможности системы управления обучением Sakai для целей построения на ее основе макета виртуальногокорпоративного университета.
o Разработатьконцептуальную модель виртуального корпоративного университета.
o Разработатьструктуру и состав базового комплекта методического обеспечения виртуальногокорпоративного университета.
o Спроектироватьбазовую модель виртуального корпоративного университета, в части поддержкиучебного процесса, для предприятий среднего размера
o Реализоватьбазовую модель виртуального корпоративного университета на основе системы Sakai. 
4 Обзор существующийрешений в области электронного обучения 4.1 Международныестандарты
Однимиз способов регулирования в сфере информационных технологий, где существуетогромное число разработчиков программного обеспечения, является принятие ипостепенное развитее различных технологических стандартов. Это позволяетдобиться эффективного взаимодействия и продвижение технологии при неодинаковойреализации различными компаниями.
Вобласти информационных технологий существует международная системастандартизации, объединяющая многие десятки специализированных профессиональныхорганизаций, и имеющая большой опыт в создании различных спецификаций [37].
Средиэтих организаций в сфере разработки стандартов на информационные обучающиесистемы ведущая роль принадлежит: аккредитованному IEEE комитету P1484 LTSC по стандартизации обучающихтехнологий (Institute of Electrical and Electronic Engineers, Project 1484, Learning Technology Standards Committee); проекту Европейского союза ARIADNE (Alliance of Remote Instructional Authoring and Distribution Networks for Europe), имеющему целью стандартизацию инструментов иметодологий для производства, управления и многократного использованияпедагогических элементов, разработанных на основе компьютерных технологий;американскому проекту IMS (Educom's Instructional Management Systems), занимающемуся разработкой технологическихспецификаций для развития рынка образования; организации американского министерстваобороны ADL (Department of Defense Advanced Distributed Learning), занимающейся определением требованийк обучающим технологиям. Есть и другие организации, в той или иной меревовлеченные в процессы разработки стандартов и спецификаций на обучающиесистемы, построенные на основе информационных технологий [31].
Вноябре 1997 министерство обороны и департамент политики в области науки итехнологии администрации президента США объявили о создании инициативной группыADL. Целью этого проекта являлосьразвитие стратегии в области модернизации обучения и тренинга, а также дляобъединения высших учебных заведений и коммерческих предприятий для созданиястандартов в сфере e-Learning’а [1].
Вянваре 2004 года, на основе первых, тестовых, версий стандарта (SCORM 1.0, 1.1, 1.2), ныне неподдерживающихся ADL, быларазработана версия SCORM 2004. В июле2004 стандарт был доработан, и свет увидела вторая редакция SCORM 2004. В июне 2006, в инструкции1322.26 Министерство обороны США постановило использовать в министерствестандарт SCORM. А в октябре того же года SCORM 2004 достиг третей редакции.
SCORM – это целоесобрание спецификаций и стандартов, объединенных в несколько Технических книг,касающихся в основном трех главных тематик: Content Aggregation Model (CAM) –Модель агрегирования учебных материалов, содержит книги по метаданным на основеIEEE LOM 1484.12, структуре контента, на основе разработок AICC, упаковки контента и упорядочиваниеинформации от IMS; Run-time Environment (RTE) – Среда выполнения, включает книгина основе IEEE API 1484.11.2 и IEEE Data Model 1484.11.1; и Sequencing and Navigation (SN) – Упорядочение и Навигация, на основе разработок IMS. 4.2 Основныесистемы дистанционного обучения
Наиболееполным и целостным решением в области e-Learning'а являются так называемые «системыдистанционного обучения» (в англоязычной литературе именуемые LMS – Learning Management System). Это колоссальные программные комплексы, сочетающиев себе множество функций и настраиваемых опций, что позволяет адаптировать ихпод нужды каждого конкретного образовательного учреждения.
Срединих можно выделить две основные группы решений: коммерческие и свободнораспространяемые системы [41]. В силу более широких возможностей и легкостидоступа к ним в работе будут кратко рассмотрены именно свободнораспространяемые системы [19].
MOODLE (Modular Object-Oriented DynamicLearning Environment) [12] свободно распространяемая модульнаясистема для организации обучающих сайтов и online-курсов. Она поддерживает IMS/SCORMспецификации, а также русскоязычные материалы. Для работы системы необходимкомпьютер с поддержкой PHP и MySQL или PostgreSQL. Так выглядит системыс точки зрения ученика.
/>
Рис1. Сайт на основе системы MOODLE
Claroline(CLAssROom onLINE) [5] – платформа, предназначенная для построениясайтов электронных курсов. Это монолитная система, требующая установки PHP, MySQL,Apache и поддерживающая спецификации IMS/SCORM. Claroline разрабатывается в Бельгиии поддерживает более трех десятков языков, в том числе и русский. Так выглядитдемонстрационная версия сайта.
/>
Рис2. Сайт на основе системы Claroline
Всилу своего монолитного строения добавление или изменения возможностей системытребует существенной переработки исходных кодов. Одним из ответвлений Clarolineявляется платформа Dokeos [6], целью которой является переориентация системы суниверситетов на коммерческие предприятия.
ATutor[4] – канадская свободно распространяемая модульная система на базе PHP и MySQL. Присутствует поддержка IMS/SCORM,а также русскоязычных текстов. Основная задача, которая была поставлена передразработчиками эта легкость установки, настройки и работы с системой.

/>
Рис3. Сайт на основе системы ATutor
Ещеодним представителем модульных систем является платформа Sakai, о которой будет подробнеерассказано ниже. 4.3 Анализвозможностей системы Sakai
ПроектSakai стартовал в 2004 году, когдауниверситеты Стэнфорда, Мичигана, Индианы, Беркли и Массачусетса (MIT) начали создания общей системыуправления учебными курсами. На сегодняшний день система применяется в болеечем двухстах университетах по всему миру и используется для ежедневногопреподавание и обучения более чем миллионом человек.
Sakai обладаетследующими набором особенностей:
· Sakai является мультиплатформеннойсвободно распространяемой системой с открытым исходным кодом, поддерживающеймножество международных стандартов, в том числе и стандарт SCORM.
· Sakai поддерживается большим сообществомразработчиков, что в совокупности с открытой архитектурой, состоящей из ядра инезависимых модулей, позволяет легко адаптировать и дорабатывать систему подкаждый конкретный случай.
· Sakai является многоязычной системой споддержкой русского языка, что избавляется ее от ряда трудностей приразвертывании в нашей стране.
· Системаподдерживает различные уровни доступа и персонификацию учебного пространствакаждого пользователя, что позволяет не только создать для обучающихсякомфортные условия для работы с системой, но и обеспечить должную защитуинформации. Это особенно важно в корпоративной среде, позволяя работникамполучить свободный доступ к системе, при этом ограничив доступ к информациисторонних лиц.
· Sakai поддерживает большое количествоформатов и форм информации, а также несколько вариантов проверки успеваемостиучащихся.
/>
Рис4. Роли пользователей в системе Sakai
ПлатформаSakai – это виртуальная среда дляорганизации обучения и совместной работы. Она используется в ряде крупнейших вузовмира (в частности в Стэнфордском, Мичиганском и Калифорнийском университетах)для поддержания инициативы электронного обучения.
Sakai представляетсобой набор программных инструментов для помощи студентам и преподавателям приорганизации процесса дистанционного обучения. Для каждого пользователя можетбыть выбран свой собственный набор инструментов, для эффективного выполненияиндивидуальных задач. Взаимодействие с системой происходит при помощиинтернет-браузера, при этом для использования Sakai необязательно знание специальных технологий(например, языка разметки HTML).
Всеинструменты Sakai разделены на три категории:
—  Основные (Core). Наиболее стабильные и частоиспользуемые инструменты. Сообщество Sakai обладает достаточным опытом в их использовании и уверено в ихнадежности, стабильности и масштабируемости. Подобные инструменты по умолчаниювключены в релиз-версии продукта.
—  Предварительные (Provisional). Инструменты, опыт работы скоторыми еще недостаточно накоплен сообществом. По умолчанию отключены в релиз-версии.
—  Дополнительные (Contrib). Наиболее часто это инструменты,находящиеся на ранних стадиях разработки и не рекомендованные к применению вработе, поскольку сообщество еще не накопило достаточно опыта при работе сними. Из-за возможного наличие критичных ошибок эта группа инструментов невключается релиз-версию продукта, а доступна отдельно в репозитории с исходнымкодом Sakai.
Инструменты рабочего сайта (Worksite):
· Объявления (Announcements). Позволяет размещать на сайтахкурсов информацию об изменениях или определенных событиях. Объявление можетсодержать несколько вложений. Администраторы и преподаватели могут настроитьавтоматическую рассылку объявления по электронной почте выбранным группампользователей.
· Задания (Assignments). Позволяет составлять ираспространять среди студентов учебные задания, их сбор и проверку. Работаможет оцениваться: по буквенной шкале, в виде баллов, по системе зачет/незачет(как по отдельным вопросам, так и по заданию в целом) или же задание можетвыполняться и вовсе без оценки. Существует возможность отправки работы надоделывание, а также формулирования задач в «неэлектронном виде». Существуетвозможность скачивания сделанных студентами заданий и комментированиепроделанной работы.
· Календарь (Calendar Summary). Объединяет расписания со всех сайтов, участникомкоторых является пользователь, а также события, добавленные в негоиндивидуально. Каждый элемент календаря может сопровождаться приложеннымифайлами. Любую страницу календаря можно сохранить в виде файла в формате PDF.
· Чат (Chat Room). Предназначен для обеспечения общения несколькихпользователей в реальном времени. Существует возможность создания несколькихразделов для обсуждения разных тем. По умолчанию все сообщения в чате доступныдля просмотра всем пользователям и записываются в лог.
· Обмен файлами (Drop Box). Позволяет обмениваться файлами через персональнуюдля каждого студента папку.
· Архив электроннойпочты (Email Archive). Для каждого рабочего сайта создается адресэлектронной почты, который можно просматривать с помощью этого инструмента.
· Форумы (Forums). Предназначен дляструктурированного обсуждения различных вопросов. Внешний вид форума ивозможность создания новых тем пользователями – настраивается.
· Зачетная книжка (Gradebook). Позволяет преподавателямвыставлять студентам оценки за выполнения заданий из инструментов «Задания» и«Тесты». Кроме того, осуществляет хранение, подсчет оценок и информированиестудентов об их успеваемости. Возможен автоматический перевод оценок изинструмента «Задания» в зачетку, а также разбиение задания на категории суказанием весов каждого балла в итоговой оценке.
· Сообщения (Messages). Дает возможность обмениватьсявиртуальной электронной почтой, которая создается для участников учебногокурса. Возможно дублирование сообщений, отправленных на этот адрес, на ящикиучащихся.
· Новости (News). С помощью этого инструментавозможно отображение данных полученных в формате RSS, в том числе и со сторонних ресурсов.
· Ресурсы (Resources). Позволяет сделать доступным дляобщего доступа различные материалы, которые подразделяются на три типа: файлы,ссылки и непосредственно отображаемые Sakai страницы.
· Расписание (Schedule). Дает возможность преподавателямдобавлять события, относящиеся к курсу (лекции, семинары, назначать сроки сдачии т.п.), в формате календаря.
· Программа курса (Syllabus). Предназначен для размещениепрограммы курса. Позволяет либо просто дать ссылку на уже имеющийся план, либоотображать его в тактовом или HTMLформате.
· Тесты и экзамены(Tests & Quizzes). Позволяет проводить тесты, контрольные работы иэкзамены. Форма работы может содержать: выбор одного или нескольких вариантовответов из заданных, указание «истинности» или «ложности» высказывания, краткийответ на задание, нахождение совпадения или заполнение пустого текстового поля.Инструмент позволяет выводить варианты ответов в произвольном порядке,импортировать вопросы из специального пула, а также разбивать оценок покатегориям.
· Веб-ресурсы (Web Content). Необходим для отображения сторонней страницы черезсистему Sakai.
· Вики (Wiki). Предназначен для организацииобщего ресурса, который могут редактировать одновременно несколькопользователей (администратор сайта может назначать права доступа определеннымпользователям). Вики позволяет пользователям загружать изображения, публиковатьссылки на другие материалы и просматривать историю изменений страницы. Инструмент Вики в Sakaiоснован на движке Radeox. 4.4 Образовательныеконтент
Основуобразовательного контента составляет набор электронных курсов, построенных набазе единого стандарта принятого в каждой конкретной компании.
Обычноосновой учебного курса является текст, который сопровождается различнымидополнительными материалами. Это могут быть как дополнительные источникиинформации (картинки, схемы, анимационные ролики, аудио или видео материалы,другие форматы мультимедиа); различного рода ссылки; интерактивные элементы длявзаимодействия участников курса (форумы, чаты, электронная почта и т.п.), атакже элементы проверки успеваемости студентов (тесты, анкеты, письменныезадания).
Главнымидостоинствами электронных учебных курсов по сравнению с традиционными печатнымиизданиями являются [29]:
· возможностьвключения мультимедийных фрагментов и анимации;
· возможностьподключения компьютерных тестовых систем;
· легкостьтиражирования;
· относительнаяпростота обновления материала или его адаптации к потребностям отдельныхкатегорий пользователей;
· удобствогипертекстовой навигации.
Важноучитывать эти особенности при составлении курса в дополнении к общепонятным требованиям к текстамучебных материалов, таких как ясность и последовательность излагаемойинформации. В связи сэтим можно выделить следующие рекомендации [22]:
· Актуальность. Вряде дисциплин высока скорость появления новой информации. Так, например, всфере информационных технологий, не редко случается ситуация, что в течение 12месяцев происходит появление или обновление программного продукта. В подобныхдисциплинах необходимо частое изменение содержания курса, заданий и другихподобных материалов. В печатных учебных пособиях такие правки весьмапроблематичны и дорогостоящи, однако в системе электронного обучение вноситьподобные изменение значительно проще и быстрее. В идеале автор курса долженвносить изменения не реже раза в год.
· Модульность.Электронный учебный курс должен иметь модульную структуру и быть хорошоструктурирован, разделен на главы, параграфы и т.п. Подобное деление упроститнавигацию и позволит сконцентрировать на нужных учащемуся фрагментах. Крометого, курс должен использовать возможность гипертекста и корректно отображатьсяв различных браузерах (эта задача в настоящий момент всё чаще ложиться насистемы дистанционного обучения).
· Информативность.Дистанционный обучение и Интернет позволяют быстро воспользоваться различнымиисточниками информации и форматами данных. Важно давать задания для повышенияинформационной культуры и навыков оценки информации и веб-сайтов в целом. Крометого, следует по возможности использовать различные типы визуальногопредставления информации для большой наглядности и разбавления ими текстакурса. Большинство современных систем электронного обучения поддерживаютвставку таблиц, схем, графиков, картинок, фотографий, анимации, аудио и видеоматериалов, а также программных моделей той или иной сущности.
· Соблюдениечетвертой части гражданского кодекса РФ. Не допустимо использование вдистанционном курсе, без согласования с правообладателем, материалов защищенныхзаконом об авторских и смежных правах. Это особенно актуально при использованииграфики, анимации, видео и музыки, полученных из сети Интернет.
Требования,предъявляемые к электронным обучающим курсам; необходимость подготовкимультимедийных компонентов в различных форматах и желание создавать курсы,соответствующие общепринятым стандартам в сфере e-Learning’а, – всеэто стало предпосылкой к созданию специализированных средств подготовкиэлектронных курсов.
Насегодняшний день существует множество различных программных средств дляподготовки подобного контента. Свои решения в этой области предлагают, каккрупные компания (Adobe, Microsoft и д.р.), так и независимыеразработчики и сообщество OpenSource.
Во-первых,при подготовке учебных курсов и создании дополнительных материалов, безусловно,возможно использование наиболее популярных редакторов для различных форматов, кчислу которых можно отнести, к примеру:
· текстовыйпроцессор Word;
· редакторPDF-файлов Adobe Acrobat;
· различныередакторы видео и аудио файлов (Movie Maker, SoundForge и многие другие);
· графическиередакторы (от простых, вроде Paint'а,до целых комплексов, на подобии Adobe Photoshop);
· средства созданияпрезентаций (Microsoft Power Point)
· редакторыFlash (Macromedia Flash MX).
А дляинтеграции их с системой электронного обучения можно воспользоваться различнымиспециализированными надстройкам[1], к число которых можно отнести следующие решения [32]:
—  http://www.e-learningconsulting.com/products/ManifestMaker/ManifestMakerHelp.htmManifest Maker for ADL SCORM 1.2 [7]– распространяемая бесплатно надстройка над Macromedia Dreamweaver MX/MX 2004.Позволяет создавать Manifest-файл дляготового сайта. Не поддерживает вложенных Manifest-файлов и содержит ограничение наколичество учебных объектов.
—  Бесплатнаянадстройка Microsoft Producer 2003 [11] (требуется проверкаподлинности) – расширяет возможности Microsoft Power Point 2003,позволяя добавлять и публиковать в Интернете аудио и видео файлы, слайды иизображения, в соответствии со стандартом SCORM.
—  Course Genie [17] – платный плагин для Microsoft Word 2000-2003 (существует возможность скачать пробуюверсию), позволяет добавлять в документ Word метаданные и мультимедиа компоненты (и ссылки наних), производит разметку документа специальными стилями, генерирует модуль ввиде текстовых и мультимедиа файлов (в соответствии со стандартом SCORM) и создает специальный файлоглавления. Поддерживает экспорт в форматах: WebCT IMS package, Blackboard packagefile, Moodle SCORM file, Microsoft LRN IMS format, SCORM1.2 package, IMS QTI Lite (тестовые задания), HTML (набор страниц, готовых для размещения в сети или накомпакт-диске).
Во-вторых,существует целый ряд самостоятельных решений, призванных облегчить работу посоставлению электронных обучающих курсов. К их числу следует отнести:
· РедакторRELOAD Editor [13] (Reusable eLearning Object Authoring & Delivery),созданный на языке Java (что позволяет достигнуть мультиплатформенностипродукта), распространяется бесплатно. Reload Editor был разработан в рамках проекта Reload, финансируемого JISC. Его основными целями являютсяоблегчение процесса создания, распределения и повторного использования учебныхобъектов и образовательных услуг и увеличение числа повторно используемыхпедагогических средств. Он предназначен для создания, группирования и упаковкиучебных объектов вместе с их метаданными в стандартные IMS-пакеты по стандарту SCORM. Редактор позволяет создавать любые обучающие модули,на основе готовых объектов: html,изображения, видео и других объектов и их метаданных. Кроме того для просмотраобучающих модулей доступен RELOAD Player.
· Целью проекта eXe является разработка свободнораспространяемого программного обеспечения с открытым исходным кодом для помощипреподавателям при разработке веб-контента без необходимости знать языкиразметки HTML или XML. eXe eLearning XHTML editor можете экспортировать содержание в виде отдельныхвеб-страниц или SCORM 1.2/IMS-пакетов. Данный проект финансируетсяза счет гранта, предоставленного Комиссией высшего образования Новой Зеландии.[8] 4.5Знания в компании
Эффективноеиспользование ресурсов – важный аспект любой деятельности, но особенно он актуаленв условиях постоянно растущей конкуренции. И не имеет значения, идет речь оботдельной компании, целой отрасли или государстве в целом. Удобная ирезультативная работа с информацией – залог выживания в современном обществе.
Дляэффективного использования имеющихся в распоряжении компании информационныхресурсов, требуется выделить имеющиеся в ее распоряжении источники знаний [30].
Каксправедливо заметил Петер Друкер: «в книгах, базах данных, программах нетзнаний, в них можно найти лишь информацию. Носитель знаний — человек, оничеловеком поддерживаются, переходят от одного к другому и, наконец-то,используются человеком правильно или неправильно». Именно поэтому первым, исамым важным, источником знания в компании является ее сотрудники – «кадрырешают все».
Вторымисточником, присущим только корпоративной среде, является сама компания. Онасодержит в себе информацию о бизнес-культуре, внутрифирменную философию,политику компании на рынке, принципы работы с персоналом, память о прошлом ит.п. Это достаточно сложно формализуемые знания, однако именно они обычноопределяют «лицо» компании в целом.
И,наконец, компьютерные системы, которые позволяют работать с информацией,получать, хранить и использовать ее. Кроме того, они обеспечивают коммуникациюразличных людей между собой. Внешняя и внутренняя компьютерная сеть, внастоящее время, является необходимым условием для эффективной работыбольшинства сотрудников, поскольку велик объем необходимой им информации, и онапостоянно изменяется.
Длясистем, предназначенных для работы с информацией в компании можно выделитьнесколько требований [27]:
· Широкиевозможности по поиску информации. Наличие логических операций, поиск близких позначению терминов и т.п.
· Функциональнаярасширяемость и открытая архитектура. Которые позволяют адаптировать инастроить системы исходя из потребностей каждой отдельной компании. Кроме того,наличие встроенных средств разработки также является не маловажным требованием.
· Многоязыковаяподдержка. Необходима не только для крупных интернациональных компаний. Но идля большинства организаций более скромного масштаба, из-за постоянноувеличивающегося числа международных связей в современном быстро растушуеммире, и наличия актуальной информации на разных языках.
· Работа свидео/аудио информацией. Использование наглядного представления информации взвуковом и визуальном виде, для лучшей усваиваемости пользователями.
· Персонификация исохранение работы. Одно из ключевых требований, которое заключается ввозможности для каждого сотрудника осуществлять свою работу в рамках«персонального рабочего места», а также просматривать результаты выполненных имдействий для последующего анализа.
· Локализацияобласти работы. Заключается в разделении задачи на ряд изолированных областей иизбавлении от «информационного шума». Предполагает использованиеспециализированных словарей для различных предметных областей, которые нужныименно в данный момент.
· Поддержкаразнообразных форматов документов и источников. В каждый компании могутсложиться свои стандарты на формат документов, поэтому система в идеале должнаработать с ними без предварительных преобразований в иные форматы.
· Независимость отплатформы. Что позволяет не только обеспечить легкий доступ к системе большогочисла пользователей, но облегчить ее интеграцию в уже имеющуюся информационнуюсреду компании.
· Защитаинформации. Немаловажное требование для корпоративных систем, которое должнобыть обеспечено хотя бы на уровне различных прав пользователей при работе сразличными документами.
/>5 Предлагаемое решение 5.1Концептуальная модель
Виртуальныйкорпоративный университет предназначен для:
· Объединенияусилий и ресурсов различных подразделений компании для централизованногообучения и повышения квалификации кадров.
· Создания единойсреды учебного процесса на базе технологий дистанционного обучения.
· Разработкикачественного контента для системы электронного образования.
· Подготовкиперсонала и преподавателей для деятельности в рамках дистанционного обучения.
Технологическойосновой виртуального корпоративного университета является виртуальнаяобразовательная среда, реализующая возможности современных систем управленияобучением (систем дистанционного обучения, LMS): индивидуальный план обучениядля учащихся, свободный доступ к материалам учебных курсов, широкие возможностипо оценке знаний, различные формы взаимодействия участников образовательногопроцесса и т.д. Это в свою очередь позволит привнести в процесс обучениясовременные образовательные технологии.
Созданиеподобные системы предполагает поддержку и реализацию следующих задач:
· Методическоеобеспечение образовательного процесса (с использованием соответствующихстандартов).
· Спецификацияреализуемых образовательных процессов.
· Содержаниеобразовательного контента (базы электронных учебных и учебно-методическихматериалов).
Нафункциональном уровне виртуальную образовательную среду можно разбить нанесколько компонентов, представленных на диаграмме ниже
/>
Рис5. Функциональные элементы виртуальной образовательной среды
Логическивиртуальная образовательная среда может быть разделена на несколькофункциональных компонент, выполняющих различные задачи. К их числу можно отнестиследующие виды:
· Методическийцентр электронного обучения
· Центр подготовкиматериалов
Атакже, различные подразделения, отражающие различные аспекты образовательнойдеятельности компании. К их числу можно отнести, например, следующие элементы:
· Центр повышенияквалификации
· Центр подготовкипреподавателей
· Центр стажировкибудущих сотрудников
Вообщеговоря, все выше озвученные «центры» могут присутствовать в университете не ведиственном числе исходя из потребностей компании (за исключение методическогоцентра, вырабатывающего спецификации и стандарты). Их взаимодействие может бытьпроиллюстрировано на диаграмме ниже

/>
Рис6. Взаимодействие центров дистанционного обучения
Функциональностьотдельных элементов виртуального корпоративного университета определяетсяпринципами их организации и задачами каждого конкретного центра электронногообучения. Тем не менее, каждый из подобных центров должен реализовыватьследующие основные возможности:
·  Организацияобучения и управления знаниями. Планирование, обеспечение материалами ивнедрение в образовательный процесс имеющихся знаний.
·  Обучениеи тестирование. Непосредственно сам процесс образования и контроль полученных врезультате знаний.
·  Подбор,сертификация, а также обучение преподавательского состава.
·  Обратнаясвязь и общение. Взаимодействие учащихся между собой и с преподавателем.
·  Анализобразовательной деятельности, отчетность. Проверка учебного процесса, анализрезультатов обучения, отчеты в соответствие с некоторой установленной формой.
Центрыэлектронного обучения должны удовлетворять принципам качественности,актуальности, системности обучения; сочетать в себе принцип индивидуального игруппового подхода к обучению; а также совмещать преимущества традиционных исовременных образовательных технологий.
Косновным вопросам по организации учебного процесса можно отнести следующие задачи:разработка методик; разработка и корректировка учебных программ; планированиеучебного процесса; подбор преподавателей; обучение преподавателей работе сконкретной системой; проведение обучения; мониторинг процесса; разработка и проведениеобъективных оценок знаний. На системы по управлению контентом ложатся следующиезадачи: планирование по созданию материалов; подбор и учет учебно-методическойлитературы; построение архивов с контентом; наполнение электронной библиотеки;разработка электронных материалов; поддержание их актуальности;административная деятельность над содержимым. В тоже время к аналитическойдеятельности можно отнести следующие вопросы: организация учета учащихся;ведение учетной документации; анализ отчетных документов; подготовка аналитическихматериалов; мониторинг качества процесса обучения.
Наорганизации непосредственно процесса обучении следует остановиться подробнее.Он включает в себя: подготовку процесса обучения; реализацию обучения; контрольрезультатов обучения; и мониторинг процесса обучения.
Подготовкапроцесса обучения подразумевает:
· Подготовкуматериального обеспечения процесса. Принятие регламента и заключение договоров,подготовка классов, техники и установка системы дистанционного обучения.
· Подготовкуучебно-методическое обеспечение. Разработка программ, материалов, курсов,тестов, практикумов и т.п. Предоставление соответствующего программногообеспечения.
· Планированиепроцесса обучения. Составление программ, расписаний, планов и т.д.
· Подборпреподавателей. Подбор, проверка и обучения учителей.
Реализацияпроцесса обучения может проводиться в различных формах:
· Самостоятельнаяработа. Изучения литературы и учебных материалов, в сети и нет.
· Занятия ваудиториях. Лекции, семинары, тренинги, практикумы и т.п.
· Занятия в сети. Самостоятельнаяработа над заданием или общение с преподавателем в различной форме.
· Контрольныезанятия. Опросы, задание, тесты в очной или электронной форме.
Итоговыйконтроль может, как и контрольные занятия проводиться по надлежащей схеме вочном или сетевом виде.
Мониторингпроцесса обучения может осуществляться наделенным соответствующими полномочиямиорганом в форме: непосредственного наблюдения, использованиемспециализированных средств контроля, проверкой отчетности или путем анкетированияпреподавателей и студентов. 5.2 Методическоеобеспечение
Реализацияконцепции электронного обучения складывается из трех основных составляющих:принятие методических и нормативных документов, выбор системы управленияобучением, создание и поддержание образовательного контента.
Срединормативных документом можно выделить несколько основных положений: методикаприменения технологий электронного обучения, стандарт «учебно-методическогокомплекса для электронного курса», стандарт по подготовке элементовэлектронного учебного курса, требования к учебному процессу с применениемтехнологий электронного обучения.
Вцелом характер нормативных документов во многом зависит от каждой конкретнойситуации, мы подробнее рассмотрим требования к методическому обеспечению,которые могут послужить основой для будущего стандарта компании.
Каждыйэлектронный курс должен содержать следующие элементы: руководство по изучениюкурса для студентов; программа курса; учебное пособие; презентации по курсу;набор тестов (для самопроверки, экзаменационные и итоговые); практическиезадания. Кроме того, в состав каждого курса может входить несколькодополнительных материалов, не требующихся по умолчанию, но значительнорасширяющих информативность данного электронного курса. В их число можновключить, например: календарный план, мультимедийные файлы (видео или аудиолекции), словарь используемых терминов, список программного обеспечения и т.п.
Рассмотримнекоторые основные ресурсы подробнее.
Руководствопо изучению курса для студентов.
· Общие сведения одисциплине. Полное название дисциплины, принятое сокращение или внутренний код(если доступно), краткое описание.
· Сведение обавторах. Название организации (логотип, описание ссылка на сайт, если необходимо),список авторов (фотография, заметка и контакты, если необходимо), версия(период создания и т.п.).
· Развернутаяинформация. Уровень необходимых знаний для занятия, область использования иприменения курса, знаний, которые должен получить студент после прохождениякурса.
Программа курса.
· Ключевые слова(теги). Набор из не менее пяти ключевых слов и фраз (до пять слов каждая),характеризующих основные темы, понятия и цели курса. Рекомендуема длина всей информации неболее 1000 символов.
· Информация обавторе (для каждого в отдельности). Фамилия, имя, отчество и дата рождения, егоопыт работы в различных областях.
· Календарный плани структура курса. Количество часов, перечень разделов курса, переченьэкзаменационных работ и т.д.
Презентации по курсу.
· Объем однойпрезентации. Не менее 10 слайдов на каждый раздел плюс одна обзорнаяпрезентация для всего курса.
· Заголовок слайда.Не более шести слов.
· Основной текст.Размер шрифта не менее 20 единиц.
Тестовые задания.
· Количествовопросов в задании. Не менее 10.
· Охват материалов.Не рекомендуется задавать вопросы, касающиеся частностей и мелких деталей.Кроме того, следует включать не менее одного вопроса, по каждой страницематериала (около 3000 символов).
· Типы тестов.Да/нет, один из многих, многие из многих, поля для ввода, свободный ответ.Рекомендуется комбинировать разные варианты тестов в одном тестовом задании. Нерекомендуется использовать тесты вида да/нет для итоговых тестирований. 5.3 Базоваямодель
Полнаяреализация теоретической модели виртуального корпоративного университета врамках небольшой компании или в тестовом варианте, для опробования методовэлектронного обучения и для поддержания традиционных форм образования, – можетстать непосильной задачей как с точки зрения затраты экономических, так ичеловеческих, ресурсов.
Вэтом случаи возможно построение менее масштабной модели виртуального отдела(виртуальной кафедры), как основы для будущего университета выглядит вполнезакономерным.
Виртуальныйотдел представляет собой специализированную информационную систему, расширяющуювозможности образовательного подразделения компании благодаря использованиютехнологий дистанционного обучения. Он позволяет обеспечить преимуществаэлектронного обучения (быстры доступ к учебным материалам, индивидуальностьработы).
Подобныйвиртуальный образовательный отдел должен включать в себя основной набор средствцентра электронного обучения, для переноса процесса образования надистанционные основы, что в будущем позволит легко адаптироваться к болеемасштабному внедрению процесса электронного обучения.
Виртуальныйотдел призван решить следующий ряд задач: обучение преподавательского состава; внедрение инновационныхобразовательных технологий; составления учебных материалов; объединение учебных материалов разныхподразделений; постепенно внедрение информационных ресурсов в средуэлектронного обучения.
Однойиз особенностей виртуального отдела является обеспечение индивидуальноговзаимодействия между преподавателями и учащимися в среде дистанционногообучения. Это во многом достигается путем поддержки интерфейса виртуальныхкабинетов.
Структурувиртуального отдела можно проиллюстрировать на диаграмме ниже.
виртуальный корпоративный университетэлектронный обучение

/>
Рис7. Базовая модель виртуального корпоративного университета
Системасодержит несколько баз данных, которые хранят некоторую специализированнуюинформацию: данные об учащихся и преподавателях, материалы дляучебно-методических курсов, различные сообщения о событиях в системе (в ихчисло можно включить личные сообщения внутри системы) и данные о процессеобучения.
Взаимодействиес системой осуществляется через специальный интерфейс – кабинеты. При этомнабор функций зависит от роли пользователя в системе, а предоставляемые данныеформируются исходя из его деятельности. При этом преподаватель может иметьдоступ как каким-нибудь специализированным ресурсам (например, особыеинструменты системы или документы по учебному процессу).
Крометого, В системе могут присутствовать ресурсы для особого вида взаимодействиямежду пользователями: групповые работы, итоговые (курсовые) работы и т.п.
Работас системой разделена между несколькими ролями: администратором (осуществляетустановку, настройку, добавление других сотрудников системы, отвечает заподдержание, безопасность и глобальные обновления); инспектором (вводит всистему данные об учащихся, формирует группы, размещает преподавателей погруппам и формирует календарь на основании составленных ими панов, проводитмониторинг учебного процесса); преподавателем (составляет план занятий,передает материалы, необходимые для размещения в системе, проводит занятия,контрольные и т.п.).
6 Экспериментальная реализация/> 6.1 Отличительные особенности
При практическойреализации учитывалась необходимость обеспечения концепции «обучения напротяжении всей жизни», а также требования, предъявляемые компаниями к системамдля работы с информацией, поскольку именно работая в различных организацияхчеловек проводит значительную часть своей жизни.
Вкачестве базового решения – системы дистанционного обучения – была выбранаплатформа Sakai, чья открытая архитектура исовместимость со многими международными стандартами позволяет обеспечитьбыструю и простую интеграцию с базой свободных обучающих курсов, что в своюочередь является важной составляющей при обеспечении свободного доступа кзнаниям.
Беря вовнимание требования, озвученные в предыдущих разделах, а также особенности ивозможности системы Sakai можноутверждать, что она частично или полностью удовлетворяет каждому из озвученныхпунктов. Рассмотрим их подробнее.
ü Широкиевозможности по поиску информации. В рамках одной системы могут присутствоватьнесколько различных хранилищ информации (словари, Wiki, лекции и т.д.), для каждого из которых предусмотренынекоторые поисковые механизмы. К сожалению, система не в состоянии обеспечитьполноценную работу с морфологией русского языка или обрабатывать нечеткиезапросы.
ü Функциональнаярасширяемость и открытая архитектура. Поскольку система Sakai является программным продуктом соткрытым исходным кодом (лицензия ECL 1.0 для продуктов до версии 2.5 включительно, и ECL 2.0 – с версии 2.6), а также благодаря модульнойорганизации можно утверждать, что система Sakai полностью удовлетворяет этому требованию.
ü Многоязыковаяподдержка. Sakai по умолчанию поддерживает несколькоязыков, в том числе и русский. Однако лингвистические отличия и сложностьрусского языка, тем не менее, накладывает стандартные для локализованныхприложений ограничения.
ü Работа свидео/аудио информацией. Система позволяет интегрировать в обучающие курсыразличные объекты, в том числе звуковые и видео файлы.
ü Персонификация исохранение работы. Каждый пользователь системы обладает своей собственнойстраницей при работе с Sakai,на которой отображается необходимая ему информация. Это и персональноерасписание и сведения об успеваемости. Кроме того, при дополнительныхнастройках пользователь может вести собственный персональный журнал, благодарясоответствующему инструменту.
ü Локализацияобласти работы. Обучающий материал в системе представлен в несколькихнезависимых учебных модулей, каждый из которых может содержать свои собственныедополнительные источники информации, такие как форум, словарь, лекции и т.п.
ü Поддержкаразнообразных форматов документов и источников. Sakai обеспечивает взаимодействие с несколькимиразнообразные форматами документов, а благодаря модульной системе построенияприложения список форматов можно подстроить под нужды каждой конкретнойсистемы.
ü Независимость отплатформы. Для работы с системой, пользователю необходим только веб-браузер(что включает в себя возможную необходимую установку определенных плагинов, длякорректного отображения некоторой информации, доступной в некоторых системах).Для развертывания системы требует сервер с поддержкой Java-машины, что в виду мультиплатформенности последнейпозволяет развернут Sakai практическина любой машине.
ü Защитаинформации. Sakai предоставляет различные права разнымгруппа пользователей (администраторы, преподаватели, студенты). Вход в системуосуществляется по введению стандартной проверочной информации (логин и пароль).
Приподготовке учебных курсов возможно использование как встроенных средствразработки, так и сторонних редакторов, совместимых со стандартом SCORM. Например, RELOAD Editor или eXe eLearning XHTML editor. 6.2Техническая информация
Дляработы системы необходима установленная виртуальная машина Java версии 1.5 (при работе с Java 6 SE в системе наблюдается ряд ошибок, и она официально неподдерживается разработчиками). Также для работы с системой требуется установкаApache Tomcat версии 5.5 (более поздние версии, например, Tomcat 6.0.* также вызывают неполадки в Sakai и не поддерживаются).
Вкачестве базы данных возможно использования MySQL (версии 4.1.12+ или 5.0.45+ с поддержкой InnoDB), а также Oracle 9i или Oracle 10g.
Системаможет выдерживать нагрузку до 200,000 пользователей. 6.3Подробности
Установкаи конфигурация системы проводилась на официально поддерживающемся набореоборудования и программного обеспечения. После проведения предварительныхнастроек в систему был добавлен ряд ресурсов для замены стандартного интерфейсаSakai для большей персонификациипредлагаемого макета.
Вчастности был заменен главный логотип системы на аббревиатуру нашеговиртуального корпоративного университета. Также изменению подверглись некоторыеинформационные страницы (отражающие тематику и особенности нашей среды) идругие логотипы да пояснения. После произведенных манипуляций страница входа всистему выглядит следующим образом.
/>
Рис8. Страница входа в систему Sakai
Послеэтого с интерфейсом и возможностями системы был проведен целый рядэкспериментов для лучшего понимания особенностей среды. В течение этогоознакомительного этапа были опробованы возможности различных инструментов Sakai.
Затемв системе были заведены тестовые пользователи, а также добавлен курс по анализуинформационных технологий. Перечень инструментов, с помощью которых былоосуществлено информационное наполнение ресурса следующий: Объявления, Задания,Форумы, Ресурсы, Тесты.
Одномуиз ранее созданных пользователей был выделен в рамках этого курсапривилегированный статус, и дальше от его лица проводились добавлениеобразовательного контента. В частности, было создано несколько объявление,тематических форумов и тестовых заданий и контрольных. Кроме того в системубыли загружены лекции по «Системе стандартов и концепции открытых систем».
Загруженныйматериал был структурирован и представлен в виде последовательного спискадокументов, для обеспечения интуитивно понятной навигации. А список литературыбыл переведен из стандартного текстового представления во внутренний форматсистемы.
Послепроведенных действий макет глазами пользователя учебный сайт по курсу «Анализинформационных технологий» выглядит следующим образом.
/>
Рис8. Макет виртуального корпоративного университета на базе Sakai
Дальнейшаяработа заключалась в последовательном расширении функциональных возможностеймакета, путем добавлению к уже имеющимся курсам новых сайтов учебных курсов, сразным набором инструментов.
Работаосуществлялась путем взаимодействия с веб-интрфейсом Sakai через панель администратора, а также изменениемсодержимого конфигурационных файлов. В общей сложности различной правки имодификации подверглось около двадцати файлов конфигурации. Была улучшенаподдержка русского языка в некоторых модулях.
7 Заключение
Врамках работы проведен обзор международных организаций, занимающихсяразработкой и принятием стандартов электронного обучение, а также описаныосновные составляющие стандарта SCORM,который является собранием большого числа спецификация в сфере дистанционногообучения.
Крометого, было осуществлено изучение основных характеристик систем управлениеобучением и подробное исследование возможностей комплекса Sakai путем исследование его компонентов иобзором возможностей основных (ядровых – core) инструментов.
Центральнымвопросом, решенным в дипломе, является построение концептуальной моделивиртуального корпоративного университета для обучения персонала в рамках единойобразовательной среды, подготовки преподавателей и создания учебных материаловдля систем дистанционного обучения.
Проанализированытребования на состав и рекомендации на поддержания электронных учебных курсов,а также предложена структура базового комплекта методического обеспечения длявиртуального корпоративного университета на базе стандарта для учебно-методическогокомплекса.
Длякомпаний среднего размера и для простоты последующей реализации макета такжепредложена базовая модель виртуального отдела, представляющего собойинформационную системы, которая расширяет возможности образовательногоподразделения этой компании.
Послепроведенных исследований и построения этой модели, на ее основе и сиспользованием возможностей системы Sakai был реализован макет виртуального корпоративного университета. В системубыл загружен пробный учебный курс по анализу информационных технологий длядемонстрации возможности полученного решения.
/>
Рис8. Результаты работы

8Список литературы
1. ADL. Advanced DistributedLearning. [HTML] (http://www.adlnet.gov/).
2. AdvancedDistributed Learning (ADL). Sharable Content Object Reference Model (SCORM®)2004 3rd Edition Overview. 2006.
3. ARIADNE. Alliance of RemoteInstructional Authoring and Distribution Networks for Europe. [HTML](http://www.ariadne-eu.org/).
4. ATutor[HTML] www.atutor.ca/.
5. Claroline[HTML] www.claroline.net/.
6. Dokeos[HTML] www.dokeos.com/.
7. e-LearningConsulting And SCORM Software. Manifest Maker for ADL SCORM 1.2. [HTML](http://www.e-learningconsulting.com/products/manifest-maker.html).
8. eXe.eLearning XHTML editor [HTML] exelearning.org/.
9. IEEE. The world's leadingprofessional association for the advancement of technology. [HTML](http://www.ieee.org/portal/site).
10.  IMS. Global LearningConsortium, Inc. [HTML] (http://www.imsglobal.org/).
11.  Microsoft PowerPoint 2003Add-in.Producer for PowerPoint 2003. [HTML](http://www.microsoft.com/downloads/details.aspx?FamilyId=1B3C76D5-FC75-4F99-94BC-784919468E73&displaylang=en).
12.  MOODLE [HTML]www.moodle.org .
13.  Reload. Metadata and Content PackagingEditor. [HTML] (http://www.reload.ac.uk/editor.html).
14.  Reload. SCORM Player. [HTML](http://www.reload.ac.uk/scormplayer.html).
15.  Sakai Project [HTML]http://sakaiproject.org/.
16.  Sakai@СПбГУ [HTML] sakai.spbu.ru/.
17.  Wimba. Course Genie. [HTML](http://www.wimba.com/products/coursegenie/).
18.  Библиотека портала «Российскоеобразование». AdvancedDistributed Learning. Sharable Content Object Reference Model (SCORM)20/ Перевод с англ. Е.В. Кузьминой. — М.: ФГУ ГНИИ ИТТ «Информика», 20-29 с. [HTML] (http://www.edu.ru/db/portal/e-library/00000053/00000053.htm).
19.  Богомолов В.А. Обзор бесплатных систем управленияобучением // Educational Technology & Society. 20. № 3.
20.  Википедия. Свободная энциклопедия. [HTML] (http://ru.wikipedia.org/).
21.  Воройский Ф.С. Информатика. Энциклопедическийсистематизированный словарь-справочник (Введение в современные информационные ителекоммуникационные технологии в терминах и фактах). М.: Физматлит, 2006. 768с.
22.  Гаевская Е.Г. Технологии сетевого дистанционногообучения: Учебное пособие. СПб.: Ф-т филологии и искусств СПбГУ, 2007. 55 с.
23.  Глядков С.В. Англо-русский словарь по патентам итоварным знакам. М.: РУССО, 2003. 232 с.
24.  Дмитриев Л.В. Об электронном обучениина базе свободного ПО. // Третья конференция «Свободное программноеобеспечение в высшей школе». Переславль, 2-3 февраля 2008 года. Тезисыдокладов. М.: ALT Linux, 2008. С. 33-34.
25.  Институт развития информационногообщества. IEEE LOM — Метаданные учебного объекта. [HTML] (http://www.metadata.ru/).
26.  Ковтун Е.Н., Родионова С.Е. Научные подходы к созданиюобразовательно-профессиональных программ на модульной основе в сферегуманитарного образования // Материалы семинара Федерального агентства пообразованию и науке для проректоров по учебной работе по новым Государственныйобразовательным стандартам. Воронеж: Воронежский Государственный ПедагогическийУниверситет, 2006.
27.  Комов С.А. Корпоративные знания: какими управлять? // Корпоратинвые системы. 2005. № 3.
28.  Кревский И.Г. Информационно-образовательная средаоткрытого образования и развитие дистанционного обучения // Высшее образованиесегодня. 2003 №8 С. 14-19.
29.  Кревский И.Г. О структуре учебных курсов длядистанционного образования // Новые информационные технологии обучения врегиональной инфраструктуре: Тезисы докладов II межрегиональной науч.-методич. конференции (г.Пенза, 24-25марта 1999 г.). Пенза:ПТИ, 1999.
30.  А. Мартич. Через знания — к звездам // Журнал«Управление компанией”. 2001 № 5.
31.  Междисциплинарный центрдополнительного профессионального образования Санкт-ПетербургскогоГосударственного Университета. Международные стандарты. [HTML] (http://dl.nw.ru/).
32.  В. Мордвинов. Организационно-методические подходык разработке учебного контента электронных курсов // Журнал e-Learning World, мир электронного обучения. 2005 №2 (8) [HTML] (http://www.elw.ru/magazine/8/102/).
33.  Дм. Разумовский, В.Бовт Разработка электронных учебныхкурсов: основные принципы // Журнал e-Learning World, мир электронного обучения, 2004 №3 [HTML] (http://www.elw.ru/magazine/3/40/).
34.  Российские электронные библиотеки. Метаданные для дистанционногообучения. [HTML](http://www.elbib.ru/).
35.  Сухомлин В.А. Cоздание Виртуального национального университета ИТ-образования.М.: МАКС Пресс, 2007 r. 60 с.
36.  Сухомлин В.А. Введение в анализ информационныхтехнологий. М.: Горячая Линия — Телеком, 2003. 432 с.
37.  Сухомлин В.А. (ред.) Современные технология и ИТобразование. М.: МАКС Пресс, 2006. 496 c.
38.  Сухомлин В.А. Состояние отечественной высшей школыи концепция построения системы образования на протяжении жизни. [HTML] (http://forums.vif2.ru/showthread.php?t=638)
39.  Филиппов C.А., Гусева А.И. Инструментальные среды разработки обучающих модулеймногократного применения. // Научная сессия МИФИ-2005 Т.2 Технологии разработкипрограммных систем. Информационные технологии. М.: МИФИ, 2005. С. 143-144.
40.  ЮНЕСКО К обществам знания 2005 r. ISBN92-3-404000-7.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Микропроцессоры для пользователей
Реферат Источники финансовых ресурсов
Реферат Автоматизированное рабочее место регистрации и документирования комплекса средств автоматизации
Реферат Общественно политическое развитие России после Второй мировой войн
Реферат Краткий обзор логистичесих систем
Реферат Електронно-променеві випарники
Реферат Проверка ОС на безопасность
Реферат Признаки организационно-правовых форм
Реферат Логистическое управление закупочной деятельностью
Реферат Maturation Of Huck Finn Throughout The Novel
Реферат Конференция "Человек, природа, общество, актуальные проблемы"
Реферат «Россия в первой половине XIX века» 8 класс, контрольный тест Вариант – I выберите правильный ответ
Реферат Я индивид, я личность, я заслуживаю большего!
Реферат Экологические проблемы ,связаные с добычей, переработкой и транспортировкой нефти
Реферат Российский вариант ресентимента (социокультурные истоки кризиса рациональности)