Реферат по предмету "Информатика, программирование"


Межбиблиотечный абонемент и доставка документов. Обслуживание удалённых пользователей

МБА и доставка документов.Обслуживание удалённых пользователей
Межбиблиотечный абонементи доставка документов входит в число важнейших средств функционирования информационногопространства и обеспечение всеобщей доступности информации, являясь системой обслуживанияпользователей, предоставляющей равные возможности в использовании информационныхресурсов для всех читателей независимо от места жительства, профессиональной и социальнойпринадлежности. В то же время – это одна из наиболее развитых и апробированных формсоциального партнёрства, основанная на принципе взаимоиспользования ресурсов библиотеки органов информации. Следует отметить, что это такой вид обслуживания пользователей,который постоянно на всём пути своего развития и трансформации был на границе междудвумя находящимися в противоречии функционирования библиотек: обеспечением сохранности,с одной стороны, и всеобщей доступности – с другой. Это значительно ограничиваловозможности обслуживания удалённых пользователей. Только в последние годы, в периодактивного развития электронных ресурсов и создания крупных электронных коллекций,библиотеки близко подошли к возможности разрешения этого противоречия. Теперь вопросыдоступности и сохранности всё более часто решаются в едином блоке. Кроме того,это одна из сфер библиотечной деятельности, в небольшой степени подверженная переменамв условиях электронной революции.
За последние 15 лет системаМБА и доставки документов претерпела значительные изменения, отмеченные как периодамиглубокой депрессии, так и периодами высокой активности библиотек, связанной со стремлениемк возражению одного из самых востребованных в наше время видов библиотечно-информационногообслуживания. Сейчас ясно видно, что наступило время стабильного развития межбиблиотечногоабонемента и доставки документов, прошло время метаний между различными способамипредставления документов, казавшимися альтернативой межбиблиотечному абонементу.Комплексная система обслуживания удалённых пользователей на базе межбиблиотечногоабонемента прочно заняла свою нишу в библиотечно-информационном обслуживании и органичновписалась в развивающуюся электронную среду. Функция обслуживания удалённых пользователейбыла и остаётся одной из основных функций библиотек во всём мире. Активное восстановлениевзаимодействия библиотек ведёт к возрастанию роли стандартов. Глобализация информационногообщества требует от библиотек создание интегрированных сетей, способных действоватьв отношении пользователя как единая система. Стандарты призваны обеспечить совместимостьи взаимодействие сетей, способствовать повышению качества и надёжности информационныхпродуктов и их распространение по разумным ценам.
С проблемой стандартизациитехнологий тесно переплетена проблема стандартизации терминологии. Развитие новыхформ обслуживания удалённых пользователей и внедрение современных технологий ведётк изменению терминологии. Наиболее распространённые сейчас термины «МБА» и «Доставкадокументов (ДД)» часто путают. МБА – предоставление документов, подлежащих возврату.Доставка документов – предоставление копий, то есть материалов, не подлежащих возврату.Всё чаще встречается термин «электронная доставка документов (ЭДД)», означающийпредоставление в электронной форме не подлежащих возврату копий, большей частьюстатей и фрагментов изданий, по электронным каналам связи. Английские библиотекари,являющиеся «законодателями моды» в области МБА, в последние годы всё чаще употребляюттермин (удалённая доставка документов», предложенный М. Лайном в 2003 году.Отметив, что термины «МБА» и «доставка документов» в настоящее время утратили своёпервоначальное значение и потому неверны, он предложил принять в качестве стандартадля всего библиотечного и информационного мира термин «удалённая доставка документов».По его мнению, это точный и краткий термин, охватывающий все виды доставки:коммерческую и некоммерческую; материалов, подлежащих и не подлежащих возврату;на бумажных и электронных носителях; доставку организациям и отдельным лицам.Организация электронных каталогов и получение доступа к Интернету явились предпосылкойдля модернизации межбиблиотечного абонемента и его оптимизации с помощью автоматизированнойи электронной доставки документов. Пользователю предоставляется возможность самостоятельноосуществить поиск в режиме онлайн по электронным каталогам и открытым базам данныхи, в зависимости от его статуса (абонент МБА или индивидуальный пользователь),заказать оригинал или копию первоисточника в удобном для него виде.Использование автоматизированных технологий позволяет значительно облегчить работубиблиотекаря и сократить время выполнения заказов пользователей.
При этом возникает необходимостьв постоянном совершенствовании технологий обслуживания, которое диктуется требованиямивремени. Развитие рынка информационных услуг ведёт к расширению информационных функцийбиблиотек и внедрению информационных технологий в их деятельность. Рост числа пользователейИнтернет способствует появлению и расширению возможности «дистанционного» информационно-библиотечногообслуживания.
Цель библиотечной деятельностизаключается в том, чтобы максимально удовлетворить информационные потребности пользователей.
При развитии обслуживанияудалённых пользователей дополнительные преимущества получают как пользователи,так и библиотеки. Пользователи получают возможность заказа документов из фондовразличных библиотек и получения необходимой информации на дом или на рабочее место,экономя при этом время и средства. Библиотеки получают возможность регулированияпотоков заказов и их перераспределения, особенно в тех случаях, когда велик потокпосещений читальных залов, а также привлечение внебюджетных средств от выполненияплатных услуг. Библиотеки активно и успешно борются за сохранение своего места всистеме информационных услуг, выступая в роли организатора дистанционного доступак информации на разных носителях – от традиционных бумажных до крупных электронныхбаз данных. В век Интернета существенно меняется поведение и требования пользователей.Изменились представления о скорости обслуживания, всё чаще она измеряется не днями,а часами. Именно благодаря МБА оказывается возможным использовать совокупные фондыбиблиотек региона и страны, а не ограничиваться только возможностями данной библиотеки.Межбиблиотечный абонемент основан на использовании документов из фондов других библиотекпри их отсутствии в данном фонде. Основанием для получения литературы является заполненныйбланк-заказ, подписанный лицом, ответственным, а работу МБА и заверенный печатьюбиблиотеки-абонента. Для контроля за возвратом литературы на обратной стороне листка-требованияотмечается дата получения документа и название выславшей её библиотеки.Материальную ответственность за сохранность изданий, полученных по МБА, несёт абонент,запросивший данную литературу. Служба межбиблиотечного абонемента организована вбиблиотеке в 1930 году. Являясь национальным центром межбиблиотечногоабонемента и доставки документов (МБА и ДД), Национальная библиотека Беларуси(НББ) возглавляет и координирует научную, исследовательскую и методическую работув сфере МБА и ДД в Республике Беларусь. Ежегодно отдел МБА и ДД получает более10 тыс. заказов от 1000 белорусских и зарубежных библиотек. НББ сотрудничает поМБА со 100 библиотеками в 14 странах мира. Наиболее продуктивные партнерскиеотношения связывают НББ с библиотеками России, стран Балтии, Украины, Польши,Германии.
Основные функцииотдела:
— выполнение заказовабонентов Беларуси и зарубежных стран путем выдачи документов из фондов НББ вовременное пользование;
— предоставление впостоянное пользование ксерокопий отдельных статей и фрагментов книг, журналов,газет, находящихся в фондах НББ;
— электронная доставка документов(ЭДД);
— библиографическая поддержказаказов по МБА и ДД;
— осуществление заказовпо МБА для читателей НББ в других библиотеках;
— выдача читателям НББ,имеющим ученую степень кандидата или доктора наук, и сотрудникам НББ документовиз ее фондов по индивидуальному абонементу.
В составе секторамежбиблиотечного абонемента работают следующие группы:
— обслуживания абонентовг. Минска;
— обслуживания иногороднихабонентов;
— международного абонемента;
— электронной доставки документов.
Одним из направленийдеятельности отдела является выполнение платных услуг:
 - по поиску информациипо запросу пользователя в случае его отказа от самостоятельной работы: покарточным каталогам и картотекам, по электронному каталогу, по полнотекстовым,реферативным и библиографическим базам данных;
 - заказ документов поэлектронному каталогу НББ пользователю в случае его отказа от самостоятельной работы;
 - копированиетекстовой информации, помещенной в «блокнот пользователя», на электронныйноситель пользователя;
 - копированиеграфической информации с автоматизированного рабочего места библиотекаря наэлектронный носитель пользователя;
 - выдача документов поиндивидуальному абонементу пользователям, имеющим научную степень;
 - электронная доставкадокументов: поиск и заказ документов из отдела фондодержателя, изготовлениеэлектронной копии фрагментов документа без распознавания символов, изготовлениеэлектронной копии фрагментов документа с распознаванием символов,предоставление информации пользователю из базы данных;
 - сканированиефрагментов документа из фондов НББ: текста без распознавания символов (форматА3, А4), текста с распознаванием символов (формат А3, А4), текста сраспознаванием символов и сохранением сплошного текста (формат А3, А4),черно-белого графического изображения (формат А3, А4), цветного изображения(300 dpi) (формат А3, А4), цветного изображения (600 dpi) (формат А3, А4);
 - ксерокопиячерно-белая фрагментов документа из фондов НББ: односторонняя (формат А3, А4),двухсторонняя (формат А3, А4);
— распечаткаэлектронной информации из «блокнота пользователя»: односторонняя и двухсторонняячерно-белая (А4);
 - распечаткаэлектронной графической и отсканированной информации с автоматизированногорабочего места библиотекаря: односторонняя и двухсторонняя черно-белая (формат А3и А4).
Развитие системымежбиблиотечного абонемента и доставки документов (МБА и ДД) рассматривается висторическом, системно-функциональном и синергетическом аспектах. Представленыосновные элементы системы в традиционной и электронной средах. Обобщеныперспективные тенденции в деятельности МБА и ДД.
Излагаются перспективыразвития электронной доставки документов для целей МБА. Анализируется опыт по использованиюэлектронной почты с помощью Интернет. Перечислен ряд мероприятий по разработке целевойпрограммы электронной доставки документов для МБА.
Одно из значительныхмест по доставке необходимых документов из различных библиотечно-информационныхучреждений и организаций всегда отводилось МБА. Сегодня резко возрос спрос наоперативную информацию. Использование традиционных методов доставки, которымипользуются в службах МБА России сегодня, не позволяет говорить обоперативности. Несоответствие между доступностью информации и длительныможиданием доставки можно преодолеть с помощью использования новейшихэлектронных технологий, программных продуктов, соответствующего оборудования.Для этого необходимо модернизировать службы МБА путем оснащения ихвычислительной и телекоммуникационной техникой, полиграфическим оборудованием иобучением персонала. В ряде зарубежных стран МБА уже превратился в отрасль доставкидокументов. В России это еще предстоит сделать.
Для того, чтобытрансформировать МБА и превратить его в отрасль электронной доставки документовнеобходимо предпринять ряд мер, которые помогут объединить усилия в решениипервоочередных организационных вопросов по координации и сотрудничеству, по определениюфункций МБА в новых условиях, по разработке целевой программы " МБА иэлектронная доставка документов", определению типового наборапрограммно-прикладных продуктов и технических средств для российских библиотек.
Система МБА и ДДпризвана сокращать количество отказов читателям на первичные документы, которыхнет в фондах отдельных библиотек, осуществлять их доставку и способствоватьболее полному получению научной информации. Приоритетом в данном направленииобслуживания читателей является предоставление документов в научных целях длясоздания новейших разработок и продукции, способных конкурировать с западными образцами.
Актуальность выбраннойтемы подтверждается тем, что развитие системы МБА и ДД обусловленоиспользованием ресурсов Интернета, поскольку существенно расширяется сфераобщего информационного и научно-технического пространства. Это позволяетприменять электронные способы доставки и оперативно предоставлять ученым испециалистам РАН электронные документы.
Однако следуетотметить, что система МБА и ДД еще не до конца отлажена, что приводит кдублированию усилий ученых, к излишним трудозатратам по нахождению информации ипрепятствует успешному проведению научных исследований. Поэтому существенным винфраструктуре рынка современных информационных услуг является внедрение впрактику работы МБА новых информационных технологий (НИТ), организациядеятельности в условиях интеграционных процессов, обеспечение оперативнойдоставки документов для научных работников академических учреждений в любом виде– оригиналы, фотопленки, бумажные, электронные копии документов независимо отместа хранения первичного документа. На первый план выдвигаются задачивнедрения вычислительной техники (ВТ); телекоммуникационных средств связи;обеспечения доступа к распределенным фондам по компьютерным сетям; электроннойдоставки документов (ЭДД); взаимодействия между библиотечно-информационнымиучреждениями в рамках корпоративных систем; предоставления услуг традиционным ивиртуальным абонентам.
На сегодня в областныхбиблиотеках уже накоплено достаточно компьютерной и телекоммуникационнойтехники, программного обеспечения для того, чтобы оптимизировать всефункциональные направления библиотечной деятельности. Ряд областных библиотекуспешно представили свои информационные ресурсы в Интернет. Отрабатываютсясовременные технологии оцифровки печатных материалов, которые позволяют библиотекамсоздавать полнотекстовые базы данных. Началась активная работа по созданиюрегиональных корпоративных библиотечных систем и систем корпоративной каталогизации.Ряд библиотек Украины имеют доступ к полнотекстовым базам данных EBSCO,Springer, ProQuest. На повестке дня, перед областными библиотеками, стоитвопрос создания действенной системы взаимообмена информационными ресурсами.
Электронный МБА и ЭДДпозволят оперативно выполнять информационные запросы пользователей икачественно повысить уровень библиотечных услуг. В особенности это важно вданное время, так как почти все библиотеки Украины страдают отнедофинансирования комплектования библиотечных фондов. Электронный МБА и ЭДДпозволят библиотекам обмениваться на взаимовыгодных условиях полнотекстовойинформацией из разных областей знаний. В этом направлении работы будет оченьполезным использование информационного менеджмента. Информационный менеджмент вданном контексте будет выступать как новый тип управления организацией будущихдокументопотоков в единой системе электронного МБА, которая будет объединятьвсе большие библиотеки Украины.
В особенности полезнойбудет система электронного МБА для работников сферы государственногоуправления, научных работников, просвещенцев, студенческой и учащейся молодежи.Эти категории пользователей библиотеки смогут оперативно получать необходимуюим информацию в электронном виде. Это направление работы позволит областнымбиблиотекам комплексно использовать все имеющиеся информационные ресурсы, какна традиционных носителях, так и электронных. В системе электронного МБА и ЭДДинформационные ресурсы, размещенные в Интернет, станут ее важной составляющей,а сама сеть Интернет станет связующим звеном.
Ни одна библиотека,каким бы совершенным фондом она не располагала, не в состоянии удовлетворить вполной мере информационные запросы своих пользователей без межбиблиотечного абонемента(МБА).
Межбиблиотечныйабонемент (МБА) – это широкий обмен книгами между библиотеками с целью наиболееполного и быстрого удовлетворения запросов читателей на книги, отсутствующие вбиблиотеке, а так же для развернутого пользования книжными фондами библиотек. МБАдает возможность читателям получить литературу во временное пользование,необходимую для самообразования, научной или практической работы черезгородские, районные, городские или ведомственные библиотеки./>

Литература
1. Ерохина. Н. МБА и доставка документовсегодня и завтра // Библиотечный свет. – № 2. – 2008.
2. Курилина. Л. Технология обслуживания удалённыхпользователей в Национальной библиотеке Беларуси // Библиотечный свет. — № 3. –2008.
3. Справочник библиотекаря / науч. ред.А.Н. Ванеев, В.А. Минкина. – СПб.: Профессия, 2004. – 448 с.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Setting Essay Essay Research Paper Setting EssayThere
Реферат Ефективність організації та проведення культурно-дозвіллєвої діяльності дітей
Реферат Організація, нормування та оплата праці на виробництві продукції садівництва
Реферат Paper Products Corporation Marketing Essay Research Paper
Реферат Аннотация рабочей программы учебной дисциплины организация расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами наименование учебной дисциплины
Реферат ProkÒpioj) à à ç ñ ê è é (îê. 475-îê. 528), ïàëåñòèíñêèé ãðåêîÿçû÷íûé ýêçåãåò è ïèñàòåëü. Ðîä. è æèë â ã.Ãàçå, ãäå ðóêîâîäèë øêîëîé ðèòîðèêè
Реферат Средневековый город Тараз
Реферат Наследование земельных участков
Реферат Comparative political science
Реферат Анализ использования трудовых ресурсов ОАО Нефтяная компания Таркосаленефтегаз
Реферат Наши первые ОС
Реферат Интернет-магазин: сущность и достоинства
Реферат Линейные электрические цепи
Реферат Юрта
Реферат Этика Античности