15
1. Президентские выборы
1.1. Президентские выборы в США
Президент США совмещает полномочия главы государства и главы правительства. Он избирается на 4 года, с возможностью переизбрания только один раз. Президентом США может быть любой гражданин США по рождению, не моложе 35 лет, проживающий на территории США не менее 14 лет. Официальная резиденция президента - Белый дом, Вашингтон. Полномочия президента США таковы:
-верховный главнокомандующий вооруженными силами США,
-верховный представитель страны на международной арене,
-назначение федеральных судей, включая членов Верховного суда, послов, и высших должностных лиц аппарата исполнительной власти
-созыв чрезвычайных сессий конгресса,
-помилование лиц, осужденных по федеральным законам,
-чрезвычайные полномочия в кризисных внутренних и внешних ситуациях,
-формирование законодательной программы администрации (послания крнгрессу),
-представление бюджета конгрессу,
-издание президентских приказов, имеющих силу закона.
Вице-президент избирается вместе с президентом на 4-хлетний срок, причем президент и вице-президент на могут быть из одного штата. Кроме конституционного полномочия председательствовать в сенате, он является преемником президента в случае смерти или недееспособности последнего (20-ая поправка, принятая в 1933 году).
В соответствии с конституцией США, все граждане в возрасте 18 лет имеют право участвовать в президентских выборах. Они не выбирают президента прямым голосованием; они голосуют за выборщиков, которые, в свою очередь, выбирают президента.
В то время как американская конституция устанавливает общие правила для президентских выборов, каждый из 50 штатов (и федеральный округ Колумбия) устанавливает свои правила, регулирующие способ, при помощи которого проводится голосование. Эта неунифицированная система голосования отражает федеральную сущность США.
Каждый из 50 штатов представлен числом выборщиков, равным количеству сенаторов от штата (всегда 2 человека) и числу представителей (или «конгрессменов») - число последних может меняться в каждом штате после проведения переписи населения, которая проводится каждые 10 лет.
На последних выборах коллегия выборщиков состояла из 538 человек: 535 человека - от 50 штатов страны и 3 выборщика от федерального округа Колумбия, который не имеет своих представителей ни в одной из палат конгресса.
Члены коллегии выборщиков не являются членами конгресса США и государственными служащими.
Политические партии (или независимые кандидаты) в каждом штате подают высшему должностному лицу штата, ответственному за проведение выборов, список выборщиков, связанных обязательством голосовать за определенного кандидата в президенты, численно равное зарегистрированным выборщикам.
В первый вторник ноября каждые четыре года избиратели в каждом штате подают избирательные бюллетени за партийный список выборщиков, представляющих их в выборах президента и вице-президента (хотя практически бюллетень редко содержит список фамилий выборщиков, скорее бюллетень говорит «выборщики за» каждый партийный список кандидатов).
Кандидаты на пост президента и вице-президента, получившие большинство голосов избирателей, получают и голоса всех выборщиков данного штата (за исключением штатов Мэн и Небраска, где два выборщика избираются прямыми выборами в пределах штата и оставшиеся избираются прямыми выборами в рамках каждого округа по выборам в палату представителей).
Кандидат в президенты, получивший абсолютное большинство(50% плюс один голос от общего количества выборщиков - т.е. 270) объявляется президентом. Также и кандидат в вице-президенты, получивший абсолютное большинство голосов выборщиков, объявляется вице-президентом. Отсчет срока пребывания президента на посту начинается с 20 января года, следующего за годом выборов.
В случае, если ни один из кандидатов в президенты не получил абсолютного большинства, президент избирается Палатой представителей Конгресса США, из числа трех кандидатов, получивших, наибольшее число голосов, причем каждый штат имеет только один голос и для избрания президента требуется абсолютное большинство голосов штатов. Если же и в этом случае не набирается абсолютное большинство, Сенат выбирает из двух кандидатов, набравших большее число голосов. В полдень 20 января, избранные должным образом президент и вице-президент приводятся к присяге.
Перед президентскими выборами всегда проводятся неконституционные первичные выборы - праймериз - в 30 густонаселенных штатах. Они продолжаются с февраля по июнь года президентских выборов и определяют делегатов на съезд партии. Их главная цель - рейтинг популярности кандидатов на пост президента. Праймериз довольно подробно описаны в законодательстве этих 30 штатов.
Камнем преткновения и непрекращающихся споров среди законодательных и политических верхов США является двухступенчатая система выборов президента посредством коллегии выборщиков. Оправдания ее существования обычно таковы:
-она служит буфером между «необразованным» населением и системой выборов президента. Конституция США была написана в 1787 году. Ее авторы не доверяли массам (хотя в то время к выборам допускались только белые мужчины в возрасте свыше 21 года, владеющие землей). Они полагали, что коллегия выборщиков будет тем совещательным органом, который способен мудро разрешать ситуации с выборами, правильность которых оспаривается.
- она отражает американскую федеральную форму государственного устройства, в частности, защищает интересы малых штатов, которые бы в значительной степени игнорировались, если бы существовали прямые президентские выборы.
1.2. Президентские выборы во Франции
Для сравнения, рассмотрим функции президента как представителя исполнительной власти и механизм избрания президента во Франции.
В соответствии с Конституцией, принятой 4 октября 1958 г., президент Республики избирался всеобщим непрямым голосованием коллегией выборщиков, в состав которой входили члены парламента и представители местных органов власти. В 1958 г. генерал де Голль был избран именно такой коллегией, но в 1965 г. он был переизбран уже путем всеобщего прямого голосования. Такой механизм превращает пост президента в краеугольный камень новых институтов, в отличие от режима Третьей и Четвертой республик, когда главенствующая роль отводилась избранному парламенту, которому и принадлежало право назначать президента.
Президент Франции выбирается сроком на 7 лет прямым всеобщим голосованием. Он избирается прямым всеобщим голосованием по одномандатной мажоритарной системе в два тура сроком на семь лет с правом переизбрания. Для выдвижения кандидатуры на пост президента Республики требуется поддержка не менее 500 лиц, избранных на национальном уровне или на местах.
Президентские выборы осуществляются путем прямого всеобщего голосования. Избирательный корпус составляет несколько более 40 млн. человек (при населении страны в 58 млн.). Избирателями считаются лица, достигшие 18 лет и имеющие французское гражданство (исключение составляют муниципальные выборы и выборы в Европейский парламент), зарегистрировавшиеся в списке избирателей коммуны по месту жительства и пользующиеся всеми гражданскими правами. Лица, осужденные за определенные преступления или серьезные правонарушения, могут быть лишены гражданских прав на установленный срок. Возрастные условия избрания гражданина президентом устанавливают минимальный возраст избираемого в 23 года.
Президент Республики назначает Премьер-министра, а также, по его предложению, членов правительства (ст. 8 конституции). Он председательствует в Совете министров, утверждает законы и является Верховным главнокомандующим. Он имеет право распустить Национальное собрание, может быть наделен чрезвычайными полномочиями в период серьезного кризиса (ст. 16).
Конституция определяет функции президента Республики следующим образом:
-президент избирается сроком на 7 лет - самый продолжительный срок при
парламентских режимах - с правом многократного переизбрания;
-будучи верховным главнокомандующим (ст. 15), президент является также гарантом национальной независимости, территориальной целостности, соблюдения международных договоров (ст. 5); в этом качестве ему принадлежит ведущая роль во внешней политике, которую он осуществляет совместно с правительством;
-президент следит за соблюдением Конституции. Он обеспечивает своим арбитражем нормальное функционирование государственных органов власти и преемственность государства (ст. 5). Он назначает премьер-министра и председательствует в Совете министров;
-президент утверждает законы (ст. 10), подписывает ордонансы и декреты после их обсуждения в Совете министров (ст. 13);
-президент является гарантом независимости судебных органов (ст. 64) и председательствует в Высшем совете магистратуры;
-президент назначает на высшие гражданские и военные должности (ст. 13); осуществляет право помилования (ст. 17); он может быть наделен чрезвычайными полномочиями в период серьезного кризиса (ст. 16); по предложению правительства или обеих палат парламента он может вынести на референдум некоторые законопроекты; после консультаций с правительством и председателями Национального собрания и Сената он может распустить Национальное собрание; президент может обратиться в Конституционный совет с предложением рассмотреть вопрос о соответствии Конституции того или иного закона до его утверждения (см. ниже).
Конституция определяет как единоличные полномочия президента, так и те, которые он делит с премьер-министром, что сделало возможным функционирование институтов власти в периоды "сосуществования", когда президент и премьер-министр представляют разное политическое большинство.
Президент Франции избирается путем всеобщего прямого голосования. Если кандидат сразу набирает абсолютное большинство голосов (то есть больше половины), он считается избранным. В противном случае проводится второй тур выборов с участием лишь двух кандидатов, оказавшихся впереди в первом туре. Разумеется, в результате один из этих двоих обязательно получит абсолютное большинство голосов.
Таким образом, поскольку только он один набрал более половины голосов избирателей, глава государства облечен огромной политической властью. Ему, бесспорному лидеру своего лагеря, активно помогают назначаемое им правительство и поддерживающее его парламентское большинство. Поэтому он может действовать не только в рамках своих собственных полномочий, но и пользоваться теми полномочиями, которые, из соображений политической солидарности, предоставляют ему правительство и парламент.
Тем не менее, хотя президент Франции и является вдохновителем парламентского большинства, повседневной деятельностью этого большинства руководит премьер-министр. Но образ правления остается парламентским, поскольку правительство подотчетно Национальному собранию, которое в принципе может в любой момент отправить его в отставку, как, например, это делается в Соединенном Королевстве, Германии или Испании.
В тех случаях, когда парламентское большинство принадлежит к тому же лагерю, что и президент Республики, премьер-министр становится связующим звеном между ними. Это он руководит деятельностью правительства, устанавливает ориентиры для работы парламента, однако основные направления будущей политики, по крайней мере по наиболее важным вопросам, определяет только глава государства. Таким образом, главенствующая роль в исполнительной власти принадлежит президенту, и именно он располагает, хотя и косвенно, важнейшими полномочиями в законодательной области.
2. Принцип сдержек и противовесов
Рассмотрим теперь правовые инструменты и институты, с помощью которых в США реализуется один из важнейших принципов, на которых базируется вся система американской демократии - так называемый «принцип сдержек и противовесов». Впервые как в истории США, так и в мировой истории, этот принцип был применен в конституции Соединенных Штатов, и потому данный обзор основывается в первую очередь на информации, заложенной в американскую конституцию.
Американская конституция была разработана и принята Конституционным конгрессом в Филадельфии (май-сентябрь 1787 года), в котором приняли участие 55 делегатов от 12 (из общего числа вошедших в состав США 13) штатов.
В текст конституции, утвержденный конвентом 17 сентября 1787 года не были включены положения, гарантирующие политические, личные и процессуальные права граждан. Однако под давлением общественного мнения и демократически настроенных законодателей в штатах конгресс принимает в 1789 году Билль о правах - первые 10 поправок к конституции.
Три основных политико-правовых принципа легли в фундамент конституционнной системы США:
Принцип разделения властей, который, в сущности, и являлся «принципом сдержек и противовесов», поскольку, разделяя властные функции между различными властными структурами, не допускал узурпации полномочий каким-либо одним государственным институтом, и тем самым гарантировал создание истинно демократической правовой базы государства.
Согласно данному принципу, в конституцию закладывалась независимость трех ветвей государственной власти - законодательной, исполнительной и судебной - и разграничение их функций. На федеральном уровне три ветви власти в США представлены конгрессом, президентом и верховным судом.
США являются президентской республикой, и основные особенности их государственного устройства таковы:
-сочетание полномочий главы государства и главы правительства в одном высшем должностном лице - президенте;
-внепарламентский метод избрания президента и формирования правительства (главы министерств назначаются президентом);
-отсутствие у президента права распускать высший законодательный орган, а у конгресса - принимать вотум недоверия правительству;
-запрещение членам правительства быть депутатами конгресса и наоборот.
Вот наглядные примеры того, что в основу взаимодействия всех ветвей власти заложена идея взаимоконтроля и уравновешивания властей, которая не допускает усиления одной ветви власти за счет другой:
-конгресс может отклонить президентский законопроект, а президент при утверждении законопроекта может наложиь вето;
-многие полномочия президента реализуются только при одобрении сената (международные договоры);
-верховный суд вправе признать недействительными как законы конгресса, так и акты исполнительной власти.
2. Федерализм - конституционный принцип, предполагающий жесткое разграничение полномочий федеральных властей и властей штатов, что, по сути, также в некоторой степени является проявлением «принципа сдержек и противовесов» на более «низком» уровне. Штат не является суверенным: у него нет внешнеполитических полномочий, ограничена власть штата в финансовой сфере, ни один штат не вправе изменить у себя форму правления, не имеет права добровольного выхода из федерации (сецессия). В полномочия штата входит принятие собственных законов и конституций; регулирование экономики и торговли внутри штата; формирование учреждений государственной власти; охрана общественного порядка; установление принципов судоустройства и судопроизводства; провеление выборов в органы власти штата и местные органы управления.
3. Судебный конституционный надзор заключается в том, что суды имеют право признать законы конгресса и акты исполнительной власти недействительными, противоречащими конституции. Решения высшего органа конституционного надзора - Верховного суда - являются окончательными.
Для более точного представления о механизме реализации принципа «сдержек и противовесов» следует дать представление об основном тексте конституции США. Основной текст состоит из преамбулы и семи статей.
Преамбула излагает цели принятия конcтитуции Соединенных Штатов:
-образовать более совершенный союз:
-гарантировать правосудие, свободу, благоденствие;
-обеспечить совместную оборону.
Статья 1 описывает полномочия, структуру, порядок формирования и работы конгресса США. Статья 2 посвящена президентской власти. Статья 3 касается федеральной судебной власти. Статья 4 регулирует взаимоотношения между штатами, а также между штатами и федеральным правительством. Статья 5 описывает порядок принятия поправок к конституции. Статья 6 провозглашает верховенство конституции, федеральных законов и международных договоров. Статья 7 установила условие вступления конституции в силу: ратификация ее конвентами 9 из 13 штатов. Сама конституция вступила в силу 4 марта 1789 года.
Рассмотрим теперь по отдельности существующие в США ветви власти, механим их формирования и функционирования, а также разделение полномочий между ними.
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |
Реферат | Производство сульфата магния фармакопейного |
Реферат | Духовная экзистенция и произведения культуры |
Реферат | Есть ли у России будущее? |
Реферат | Основные статистический расчеты |
Реферат | Женщина и карьера |
Реферат | Женщина в вооруженных силах России, в силовых структурах |
Реферат | Дослідження теоретичної концепції системи освіти с позиції соціології |
Реферат | Женщина у власти |
Реферат | Законы науки |
Реферат | Запад в российском общественном сознании |
Реферат | Індустріальна соціологія в Німеччині |
Реферат | Общие сведения о Швейцарии |
Реферат | Тямпасак королевство |
Реферат | Закономерности функционирования преступности |
Реферат | Crosby, Stills, Nash And Young |