Реферат по предмету "Государство и право"


Личность преступника и индивидуальное предупреждение



3

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ЧИТИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИНСТИТУТ ПЕРЕПОДГОТОВКИ И ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ

Реферат по

Криминологии

«Личность преступника и индивидуальное предупреждение»

г. Чита 2006

План

  • Введение 3
  • Формирование личности 4
  • Личность преступника в криминологии 7
  • Структура личности преступника 10
  • Соотношение социального и биологического в личности преступника 15
  • Заключение 19
  • Список литературы. 20

Введение

Тема "Личность преступника" занимает центральное место в курсе криминологии.

Значение данной темы обусловлено, прежде всего, тем, что познание свойств, качеств, отношений лица, совершившего преступление, является по существу определяющим в работе правоохранительных органов вообще и органов внутренних дел в частности.

Прежде всего, конечно, личность преступника представляет научный интерес. Поэтому, не случайно, вопросами характерологических особенностей личности, ее взаимоотношениями с окружающей социальной средой, генезису преступного поведения уделяли большое внимание такие ученые, как А.Б. Сахаров, А.А. Герцензон, Н.Ф. Кузнецова, И.И. Карпец, Н.С. Лейкина, Н.А. Стручков, В.К. Звирбуль, Г.А.Аванесов, М.Д. Шаргородский, А.Я. Соотак, Д.А. Шестаков и другие. В этой связи следует вспомнить, что в изучении личности преступника в советский период возникали трудности и теоретического плана. Идеология того времени была ориентирована на изучение отношений между большими группами людей: классами, социальными слоями, организациями и нивелировала отношения индивидуальные, личностные, представляя их зачастую лишь как отражение межклассовых отношений, с неизбежностью порождаемых преступность именно ими.[ Четвериков B.C. Криминология. Учебное пособие - М : ИНФРА-М, 1996.]

Формирование личности

Вместе с тем, в ходе дискуссий о социальном и биологическом компонентах в генезисе преступного поведения ученые сходились во мнении о том, что целый ряд биологических характеристик (пол, возраст, особенности нервной системы, аномалии психики и др.) играют определенную роль при совершении преступлений лишь, будучи опосредованными социальными факторами. Безусловно, социальная среда - важнейший фактор формирования личности, однако в последнее время не отрицается и то, что биологически обусловленные особенности человека совместно с социальными условиями обуславливают совершение преступлений. Ведь конкретное преступление всегда совершается конкретным человеком и выражает его волю, взгляды, стремления, привычки, потребности и т.д.

Понятно, что без учета этих особенностей личности преступника, преступного поведения нельзя правильно оценить причиненный комплекс преступности в целом, отдельных ее видов и конкретного преступного акта.

Изучение личности преступника, "почерка" индивидуального преступного поведения позволяет найти и общие криминологические закономерности, определяющие характер и другие показатели преступности и разрабатывать меры противодействия ей.

В настоящее время проблема личности преступника приобретает особую актуальность и значимость в связи с тем, что в последние годы:

- во-первых, наблюдается количественный рост лиц, совершающих преступления;

- во-вторых, преступления все чаще носят агрессивный оттенок, т.е. несут в себе отпечаток жестокости, озлобленности и особой дерзости, а это связано с личностными качествами;

- в третьих, наблюдается вливание в преступную среду людей из нетрадиционных социальных групп населения, из которых преступниками раньше люди становились очень редко.

В каком же смысле следует говорить о личности преступника? Это человек, просто совершивший преступление, или же это человек, чьи личностные качества, являясь результатом как непосредственных, так и опосредованных влияний окружающей социальной действительности нашли свое выражение в совершенном преступном акте?

С точки зрения уголовного права, преступник - это физическое, вменяемое, достигшее определенного возраста, лицо, виновно совершившее общественно опасное деяние, предусмотренное уголовным законом. Такая совокупность признаков образует содержание понятия "субъект преступления". Именно это уголовно-правовое понятие обычно имеется в виду, когда употребляется термин "личность преступника". В таком (широком) смысле личность преступника - это личность любого человека, совершившего уголовно наказуемое деяние. Иными словами, личность преступника в широком смысле слова - это уголовно-правовое понятие. Как же следует понимать личность преступника в узком смысле, т.е. как криминологическое понятие.

Необходимо учесть, что, во-первых, уголовно-правовое и криминологическое понятие личности не совпадают по объему содержания, во-вторых, уголовно-правовое понятие личности преступника объединяет всех лиц, совершивших уголовно наказуемое деяние, в - третьих, криминология стремиться определить специфическую для преступников систему личностных свойств, выявить различия между личностью преступника и личностью законопослушного члена общества. Подобная специфическая для преступника совокупность свойств и представляет собой содержание понятия " личность преступника" в криминологическом (узком) смысле.

Многие криминологи эту систему специфических свойств личности преступника именуют антиобщественной установкой, асоциальным типом личности, асоциальной направленностью, дефектным правосознанием и т.п.

В основе такого суждения лежит предположение, что сам факт совершения преступления определенным лицом является необходимым и достаточным подтверждением существования принципиальных различий между личностью виновного и личностью гражданина с правомерным поведением.

Например, Лейкина Н.С. отмечает, что "наличие антиобщественных взглядов, отрицательных черт и их проявление в соответствующей ситуации в виде преступления характерно для всех преступников".

Вместе с тем, известно, что преступность включает в себя самые разные преступления (убийство, грабежи, изнасилования, обман потребителей, хищения, нарушение правил безопасности и др.), значит, и понятие личности преступника в познавательном смысле должно объединять всех лиц, совершивших преступление, в том числе и совершивших криминальные деяния по неосторожности.

Личность преступника отличается от других людей общественной опасностью, степень которой определяется глубиной деформации ее нравственно-психологических свойств и качеств. Общественно-опасная личность формируется до совершения преступления. Именно осознание, устойчивое отношение в обществе, ценностные ориентации и мотивации поведения, взгляды, убеждения и идеалы составляют направленность личности.

Но не следует считать, что стойкие антиобщественные взгляды и ориентации присущи всем без исключения лицам, совершившим преступления. О такой стойкости могут свидетельствовать неоднократное негативное, социально-порицаемое поведение, которое называют еще "отклоняющимся" (от нормы), которое не обязательно должно быть преступным.

Представляемая собой индивидуальную форму бытия общественных отношений, личность преступника аккумулирует в себе их негативные стороны, что, естественно, не означает, что эта личность испытывает лишь отрицательные влияния.

Исходя из вышесказанного, личность преступника можно определить как личность человека, виновно совершившего преступление вследствие присущих ему антиобщественных взглядов, отрицательного отношения к общественным интересам и выбора общественно опасного пути для реализации своего замысла или направления необходимой активности в предотвращении преступного результата.

Следует отметить, что какой-либо заранее данной "личности преступника" не существует. О личности преступника можно говорить с момента совершения им преступления до момента отбытия им уголовного наказания (хотя существуют и другие точки зрения).

Личность преступника в криминологии

Личность преступника с точки зрения криминологии - это термин, предназначенный для обозначения человека, совершившего общественно опасное деяние, запрещенное уголовным законом, но не только.

Сам факт совершения преступления, безусловно, характеризует личность как антиобщественную. Но он не исчерпывает и не объясняет всего ее содержания. "В человеке, совершившем преступление, необходимо видеть, - писал К. Маркс, - ... нечто большее, чем правонарушителя... Разве каждый из граждан не связан с государством тысячью жизненных нервов, и разве оно вправе разрезать все нервы только потому, что этот гражданин самовольно разрезал какой-нибудь один нерв?” [ Криминология и профилактика преступлений. Примерная программа для образовательных учреждений МВД России. - М., МЦПОиКНИ при ГУК МВД России, 1998.]

“Государство должно видеть и в нарушителе ... человека, живую частицу государства, в которой бьется кровь его сердца, солдата, который должен защищать Родину; свидетеля, к голосу которого прислушивается суд; члена общины, исполняющего общественные функции; главу семьи, существование которой священно и, наконец, самое главное - гражданина государства”.

Объяснить поведение преступника, раскрыть причины, которые привели его на скамью подсудимого, найти эффективные пути и средства предупреждения преступления можно только при глубоком изучении того, что характеризует преступника как личность. Вот почему проблема личности преступника составляет важную часть предмета криминологии, а также педагогики и психологии.

Следует заметить, что криминология изучает личность преступника на индивидуальном, групповом и обобщенном уровнях.

1. Обобщенный (общее понятие личности преступника).

2. Групповой (различные категории и типы преступников).

3. Индивидуальный, здесь изучается конкретный субъект преступления.

На обобщенном уровне разрабатывается общее понятие личности преступника - как личности, виновно совершившей общественно опасное деяние, запрещенное законом под угрозой уголовного наказания. Общее понятие личности преступника характеризует все социально-психологические черты и признаки, связи и отношения свойственные всем преступникам.

На групповом уровне рассматриваются общие признаки и свойства, связи и отношения, присущие различным категориям и типам преступников (например, личность вора, убийцы, хулигана, грабителя, вымогателя и т.д.).

На индивидуальном уровне изучается конкретная личность, как лицо, виновно совершившее данное преступление. На этом уровне, имеется возможность влиять больше индивидуальных признаков личности преступника, разобраться в механизме совершения преступления.

Изучая признаки, которые в сочетании с определенными условиями и обстоятельствами повлияли на совершение данным лицом общественно опасного посягательства, мы получаем возможность наиболее полного выявления и устранения причины такого поведения. Здесь уместно вспомнить слова известного русского юриста Познышева С.В., который писал: "Для того, чтобы мстить и пугать, не надо много изучать человека, но для того, чтобы воспитательным образом серьезно повлиять на преступника, нужно знать многое такое о его личности, что дается лишь систематическим научным наблюдением".

При этом решаются следующие задачи:

1) установление условий нравственного формирования личности (в семье, школе, на производстве, среди ближайшего бытового окружения, связей, знакомств и т.п.) и оздоровление этих условий;

2) выявление криминологических обстоятельств конкретной жизненной ситуации, повлиявшей с учетом особенностей данной личности на совершение преступления, и устранение подобных обстоятельств;

3) анализ социально-психологических свойств субъекта (взгляды, навыки, привычки, содержание и уровень интересов и потребностей, особенности характера и т.п.) и индивидуальное перевоспитание данного лица.

Что дает такой уровневый подход к изучению личности преступника? Он помогает дифференцировать задачи, пределы и методы криминологического изучения личности преступника.

Поэтому необходимо изучение:

а) для решения теоретических проблем криминологии - причин преступности, классификации преступников, системы мер предупреждения преступности и критериев их эффективности и т.д.;

б) для разработки методики анализа состояния преступности и мер борьбы с ними для практических органов (прокуратуры, органов внутренних дел, ФСБ и др.);

в) для непосредственного планирования и организации борьбы с преступностью или преступлениями определенных видов в пределах определенной территории, отрасли, отдельного объекта и т.п.;

г) для устранения причин и условий конкретных преступлений, индивидуальной профилактики.

Разрабатывая теоретические основы изучения личности преступника, криминология формирует тем самым исходные положения для решения процессуальных, криминалистических, уголовно-правовых и уголовно-исполнительных проблем, связанных с личностью преступника.

Исходя из вышеизложенного, вытекает, что личность преступника является одним из центральных вопросов криминологии. По своему содержанию проблема личности, в т.ч. и личности преступника -многопланова, поэтому она является объектом изучения ряда наук.

Криминология стоит на позициях учения о личности, которое:

а) рассматривает личность как социальную сущность человека, включенного в систему общественных отношений;

б) устанавливает, что личность - категория общественно-историческая. Это означает, что при изучении личности не надо отрывать ее от социальной деятельности, конкретно-исторических условий;

в) знакомит с биопсихологическими, фрейдистскими, бихевиористскими, социологическими и другими учениями, стремящимися понять природу человеческой личности, в том числе и личности преступника.

Криминология, рассматривая преступление как результат сложного взаимодействия многих обстоятельств, среди которых важную роль играет сама личность (конкретное содержание и особенности признаков, свойств, связей, отношений, нравственно-психологические свойства этой личности), все же исходит из того, что нет таких черт личности, которые заранее и с неизбежностью предопределяли бы совершение лицом преступления. Социальные влияния реализуются через личность, формируя ее и оказывая воздействие на поступки при самых разных жизненных обстоятельствах.

Вместе с тем, нельзя сбрасывать со счетов и "биологические влияния" на поведение человека, но только в тесной увязке с социальными его свойствами, качествами, отношениями.

К вопросу о соотношении социального и биологического в личности преступника мы вернемся в 3-м вопросе лекции.

Структура личности преступника

Как было замечено, правовой основой для рассмотрения лица как личности преступника является совершение им преступления. Кроме того, это понятие обязательно включает в себя не только правовые признаки субъекта преступления, но охватывает и социальную сущность человека. Эта сторона личности преступника может быть выяснена лишь при системно-структурном анализе ее признаков, свойств и качеств.

То есть вопрос о структуре личности - это вопрос о тех качествах, признаках, связях, образующих преступное поведение, которые объединяются в ряд элементов.

Преступное поведение характерно для личности, как правило, на отдельном этапе ее жизни. Нет "преступной личности", а тем более не может быть таковой, постоянно характерной для одного и того же человека. Допустимы в связи с этим следующие оценки: один человек еще не стал преступной личностью, хотя поведение его имеет общественно опасный характер, другой был преступной личностью, но перестал быть ею, третий - и не был и не будет таковой. Следует помнить, что эти оценки носят и практическое значение, они могут быть использованы в профилактической работе.

При изучении механизма преступного поведения следует исследовать структуру личности преступника. Структура личности преступника отвечает на вопросы: из чего складывается личность преступника; какие признаки, свойства, связи характеризуют его. Иными словами, речь идет о криминологической характеристике личности преступника.

В литературе были высказаны различные соображения по этому вопросу.

Общепризнанной ныне является следующая криминологическая характеристика преступника:

1. социально-демографические и уголовно-правовые признаки;

2. социальные проявления в различных сферах общественной жизни;

3. нравственные свойства;

4. психологические особенности.

К социально-демографическим признакам относятся: пол, возраст, образование, социальное положение и род занятий, гражданство, семейное положение, принадлежность к городскому или сельскому населению и некоторые другие данные (материальное положение, жилищные условия и др.).

Эти признаки дают криминологическую информацию, имеющую важное научное и практическое значение (уголовная статистика).

Так, данные о половом составе преступников характеризуют "удельный вес" в преступности мужчин и женщин, показывая значительное и притом устойчивое преобладание первых (85-90 %), сигнализируют о происходящих колебаниях в этом соотношении, указывают преступления, в которых доля женщин относительно больше.

Уголовно-правовые признаки личности преступника - это данные о характере совершенного преступления, его направленности и мотивации, единоличном или групповом характере преступной деятельности, единоличном или групповом характере преступной деятельности, рядовой или организаторской роли в ней лица, о прошлой судимости или фактическом рецидиве преступления. Подобные признаки являются важнейшим критерием для суждения о личности виновного, о степени его общественной опасности.

Для характеристики личности преступника весьма существенны ее проявления в различных сферах общественной жизни. Речь идет, в частности, о принадлежности преступника к определенным социальным группам, о его взаимоотношениях и взаимодействиях с другими людьми, учреждениями, организациями в семейной, производственной, общественно-политической, бытовой сферах человеческой практики (например, правонарушитель, труженик, семьянин и др.).

Нравственные свойства и психологические особенности личности позволяют распознавать внутреннее содержание, внутренний мир личности преступника.

В этом плане особое значение имеют морально-политические, мировоззренческие и нравственные черты и свойства человека: взгляды, убеждения, оценки, жизненные ожидания и стремления, ценностные ориентации и т.п.

Распространенным является мнение о том, что особенностью личности преступника является ее антиобщественная направленность, личностная установка.

Так, психология в числе первых компонентов психологической структуры называет направленность личности или избирательное отношение человека к действительности. Направленность включает различные свойства, систему взаимодействующих потребностей и интересов, идейных и практических установок. При этом одни из составных частей направленности доминируют и имеют ведущее значение, в тоже время как другие выполняют опорную роль. Доминирующая направленность определяет всю психологическую деятельность личности.

Существо направленности, жизненной установки, ориентации личности выражается в достаточно устойчивом отношении данного лица к различным социальным ценностям. Так, антиобщественная направленность личности преступника выражается:

- в нежелании соблюдать общественный порядок;

- в неуважении к правам и свободам личности;

- в нежелании выполнять конституционные обязанности;

- непризнании неприкосновенности чужой собственности и пр., т.е. в отрицательном отношении к людям и обществу. Эти отношения формируются на основе жизненной практики в конкретной микросреде (воспитания, влияний и т.п.) и, в свою очередь, находят проявление в различных чертах характера и поступках человека, в том числе и в преступлениях.

В ряде случаев, когда жизненная ориентация (направленность) имеет четкое и конкретное содержание, ярко выражены и целевые устремления, есть основание говорить об установке личности (в т.ч. и об антиобщественной установке).

Установка - это комплексное понятие, характеризующее не одну сторону личности, а целостное ее состояние. Она выражается в склонности и направленности к совершению определенного рода действий. Установка оказывает влияние на отношение человека ко всем связанным с ним объектам. В свою очередь, она формируется под влиянием объективных условий и влияет на возникновение решения совершить преступление.

Необходимо отметить, что впервые понятие антиобщественной установки как социально-психологической основы преступного поведения введено в криминологическую литературу А.Б. Сахаровым. (См. Учение о личности преступника и его значение в профилактической деятельности ОВД. М.: Юр. лит., 1984).

Таким образом, структуру личности образуют три подсистемы, включающие, в свою очередь, более легкие подсистемы и компоненты личностных свойств субъекта преступления. Это социально-демографическая, социально-ролевая (функциональная) и социально-психологическая. Вместе с тем, все многообразие этих качеств личности можно, в конечном счете, свести к двум моментам:

во-первых, это отношение к различным социальным и моральным ценностям, таким как закон, труд, собственность, семья, другие люди и прочее;

во-вторых, уровень, характер и социальная значимость и оценка испытываемых лицом потребностей и притязаний, а также избираемые им способы их удовлетворения (законные, незаконные, преступные).

Нельзя также упускать из виду интеллектуальные, волевые, эмоциональные характеристики личности, аномалии психических проявлений, состояние физического здоровья.

Соотношение социального и биологического в личности преступника

Вопрос о социальной и биологической сущности преступника был дискуссионным на протяжении всей истории развития криминологии. Таковым он остается в общем-то и сегодня.

Фундамент биологической теории преступности составляет так называемая уголовно-антропологическая теория.

Сущность уголовно-антропологической теории, развитой ее основателем итальянским профессором судебной медицины Ломброзо, опубликовавшем свои работы в 70-х годах XIX века, будучи обобщенными в книгах "Преступный человек", “Преступление, его причины и средства лечения" сводилась к следующему: преступление, по его мнению, есть биологическое явление, подобное рождению, смерти и другим неизбежным явлениям и процессам.

Поэтому причины преступного поведения он искал в самой природе человека, а преступление по Ломброзо есть проявление особых свойств человеческой природы. Ими обладает не каждый человек, а только люди "преступного" типа. "Внезапно, однажды утром мрачного декабрьского дня я обнаружил на черепе каторжанина целую серию анормальностей ..., аналогичную тем, которые имеются у низших позвоночных. При виде этих странных анормальностей как будто ясный свет озарил темную равнину до самого горизонта. Я осознал, что проблема сущности и происхождения преступников была разрешена для меня", - писал он.

По Ломброзо, человек, обладающий серией особых анатомо-физиологических и психических свойств, совокупность которых делает его "прирожденным преступником" - фатально обречен на совершение преступлений (homo gelinguente).

Антропологи, поддерживающие его, по внешним признакам пытались выделить преступников из массы людей и активно искали в людях атавистические черты "человека-дикаря", качества характеризующие "нравственное помешательство" или эпилепсию.

По Ломброзо, для убийцы характерен стеклянный, холодный взгляд, большой длинный нос, развитые скулы, большие выдающиеся челюсти.

Для вора - маленький лоб, блуждающие глаза, сдвинутые брови, редкая борода, оттопыренные уши, кривой или курносый нос.

Насильнику присущи блестящие глаза, изнеженные черты лица, вздутые губы, женственные движения, разбитый и сиплый голос, приросшие мочки ушей.

В своем "открытии" Ломброзо не был оригинален. Еще в XVIII столетии пользовались широким распространением "физиогномистика" Лафатера, который доказывал, что по внешним чертам лица человека возможно определить его характер и наклонности.

Несколько позднее в Европе пользовалась известностью "френология" Галля, из которой выходило, что по особенностям черепной коробки человека можно определить его внутренний мир, наклонности и способности.

Теория "прирожденного преступника" Ломброзо встретила скептическое отношение современников ученого. Согласно ее будущего преступника, по остроумному замечанию одного из критиков, нужно было лишь "измерить, взвесить и ... повесить", т.к. этот человек самым своим рождением фатально обречен на совершение преступлений.

Под влиянием критики Ломброзо сам изменил свои взгляды, отойдя от чисто биологического объяснения преступности, признал существование наряду с "прирожденным" также и тип "случайного" преступника, поведение которого обусловлено не только биологическими, но и социальными факторами. Среди них он отмечал климатические, географические и другие.

Ученики Ломброзо-Горофало и Ферри, сохранив в основе учение своего учителя, придавали гораздо большее значение социальным факторам.

Так теория "клинической криминологии", автором которой являлся Горофало, в книге "Критерии опасного состояния" объяснил преступность неким "опасным состоянием личности", а позднее французский ученый Пинатель описал клинические проявления такого состояния. В зависимости от степени выраженности клинической картины, преступная способность может быть незначительной, средней и повышенной. Наличие и степень выраженности опасного состояния диагностируется по силе влияния биологических факторов на социальные и социальных на биологические по принципу "больше - меньше".

Предрасположенность к преступлению по Пинателю связана с биологической структурой личности, проявление которой возможно при определенных условиях. Тем самым он обосновал возможность мер безопасности к лицам, находящимся в опасном состоянии.

В основе теории немецкого психиатра Кречмера лежит понятие о различии в конституционном строении тела человека. По его мнению, люди разной физической конституции отличаются и различным психологическим складом. Различному сочетанию этих свойств соответствуют и разные типы поведения. Определенные варианты такого сочетания дают нам типы преступного поведения.

Теория конституционного предрасположения к преступности нашла своих последователей в лице таких ученых как Шелдон, супруги Глюк и других.

В ХХ столетии по мере накопления научных знаний о человеке появляются новые теории, объясняющие преступное поведение, то деятельностью желез внутренней секреции, т.н. эндокринная теория, то аномальным набором хромосом у лиц, совершающих насильственные преступления (хромосомная теория). Например, исследования на животных показали, что у агрессивных обезьян уровень одного из гормонов - серотонина ниже, чем у пассивных. Оказалось, что и у людей, совершающих преднамеренные насильственные преступления, тоже наблюдался недостаток злосчастного гормона.

В 70-х годах нашего столетия американскими генетиками были выявлена лишняя 47-я хромосома (вместо 46 в норме) у отдельных людей. Возникло предположение о "хромосомной преступности", которое не было сколь значительно подтверждено в те годы.

Другое направление биологических и биосоциальных воззрений на преступное поведение связывает его не с антропологической или физиологической, а психологической структурой личности.

В основе этих концепций лежит психоанализ Фрейда. Согласно Фрейду, преступление есть внешнее проявление глубинных подсознательных психических процессов (инстинктов), данных человеку от рождения. Среди них инстинкты разрушения и насилия, сексуального влечения, страха смерти, жестокости и агрессивности.

Подсознательное стремление к удовлетворению указанных инстинктов и наклонностей сталкивается с правовыми, моральными, социальными ограничениями и запретами.

Однако когда активность сознания ослабевает, эти "затаившиеся" инстинкты и влечения прорываются наружу и зачастую в виде преступлений.

К фрейдизму примыкает и теория психопатологических причин преступности, сторонники которой утверждают, что преступник - либо психопатологическая личность, либо умственно отсталый человек.

Существуют и другие научные факты, объясняющие поведение людей биологическими (в том числе и наследственными) факторами.

Заключение

Если криминология - это наука о природе, причинах преступности и мерах ее предупреждения, то и изучение личности преступника как более частный по отношению к ней проблемы осуществляется в тех же целях. Следовательно, типология личности преступника должна подчиняться общей криминологической задаче, т.е. она должна изучаться для того, чтобы знать причины и механизмы преступного поведения в целях его предупреждения.

В основу криминологической типологии личности можно положить субъективные, внутренние причины преступного поведения. Это не означает игнорирования иных, внешних социальных факторов, способствующих совершению преступлений. Но коль скоро речь идет о личности преступника, нужна типология именно личности, а не упомянутых факторов.

Достижения современной психологии свидетельствуют о том, что основным стимулом человеческой деятельности является мотив. Именно в нем отражено то, ради чего совершаются деяния, в чем личностный смысл для субъекта. В мотиве опредмечиваются, конкретизируются потребности, которые изменяются и обогащаются вместе с изменением и расширением круга объектов, служащих их удовлетворению. Деятельность человека обычно полимотивирована, т.е. определяется рядом мотивов, но они не равнозначны. Одни из них являются ведущими, основными, другие выступают в роли дополнительных. Образно говоря, личность больше всего отражена в мотиве, а поэтому справедливо утверждение, что она такова, каков мотив его поведения.

Мотив - явление субъективное, связанное с индивидуальными особенностями и установками личности, но в то же время включающее в себя и ее социально-психологические черты. Результаты современных криминологических исследований не позволяют утверждать, что есть специфические мотивы преступного поведения. Во всяком случае, большинство мотивов преступлений не являются таковыми и могут стимулировать иные действия. Все зависит от нравственных черт личности, предопределяющих выбор цели и средств ее достижения. Основная масса мотивов как бы нейтральна: исключение составляют те, которые направлены на реализацию физиологической потребности в алкоголе или наркотиках.

Список литературы.

Руководство по основным направлениям предупреждения преступлений // Советская юстиция. 1993. №№ 2, 3, 5, 6.

Криминология. Учебник. - М., 1995.

Криминология и профилактика преступлений. Примерная программа для образовательных учреждений МВД России. - М., МЦПОиКНИ при ГУК МВД России, 1998.

Самостоятельная работа слушателей и курсантов: Методические рекомендации. - М., МЦ при ГУК МВД РФ. 1997.

Четвериков B.C. Криминология. Учебное пособие - М : ИНФРА-М, 1996.




Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.