Министерствообразования Республики Беларусь
КУРСОВАЯРАБОТА
подисциплине «Основы информационных технологий»
натему: «Использование возможностей приложения Google Earth в программе 3Dмоделирования Sketchup»
Минск,2010
Содержание:
Введение
1. Импорт данных из Google Warehouse в Sketchup
2. Экспорт данных из Sketchup в Google Earth
2.1 Экспорт проекта в Google Earth с целью демонстрации всуществующем окружении
2.2 Дальнейший экспорт 3D моделей в Google Warehouse
3. Особенностимоделирования объектов для Google Earth
Заключение
Списоклитературы
Приложение
ВВЕДЕНИЕ
Цифровыетехнологии влияют не только на методы проектирования, архитектурный обликобъектов, но и на развитие градостроительных концепций, на представления о функционированиии устройстве города. Например, в современном европейском урбанизме город делятне на строгие и статичные функциональные зоны, а на гибкие и изменяемые слои,которые, в отличие от функциональных зон, обладают способностью перекрыватьдруг друга. Так, изобретение, изначально появившееся в компьютерной графике (вредакторах AutoCAD и Photoshop), через изменение способов графической подачи материалаповлияло на саму логику организации городских образований.
Другим примероммогут служить теоретические проекты европейских архитекторов, посвященныевиртуальным городам, наполненным информацией, состоящим из информации.Нарочитая двусмысленность описаний и визуальных моделей таких проектов намекаетна сплав виртуального, информационного мира с настоящим, невозможность отличитьоди от другого, полное взаимопроникновение, происходящее в настоящем, а не в фантастическомбудущем. Этому вопросу посвящена знаковая работа голландских архитекторов MVRDV – “Metacity/Datatown”, неологизмы Metapolis, Soundscape, Datascape вошли в язык актуальнойархитектуры.
В то же времястоит отметить, что основной фокус исследований интеграции сети в реальнуюархитектуру приходится на игровой сегмент (например, игру Second Life), в то время как болеесерьёзные, пусть и не такие зрительно впечатляющие проекты оказываются обойденывниманием. Из поля зрения выпал один из самых объёмных и масштабныхколлективных проектов подобного вида – Google Earth – самоорганизующийся иподдерживаемый во многом за счёт добровольного интеллектуального вкладапользователей проект, содержащий как огромный пласт наглядной ГИС- информации,так и ресурсы для градостроительного анализа и исследований на границеархитектуры и социологии. Последнему аспекту будет посвящена диссертация, вкоторой будут рассмотрены архитектурные community projects и их взаимосвязь синтеретом, отмечены отличия от идивидуалистских электроных проектов, описаныспособы усиления положительного влияния на развитие градостроительной теории. Врамках курсовой дано краткое описание продукта и рассмотрены основные действия,выполняемые пользователями, прикладное значение приложения Google Earth для проектирования.
SketchUp —программа для быстрого создания и редактирования трёхмерной графики. Посравнению со многими популярными пакетами данный обладает рядом преимуществ,заключающихся, в первую очередь, в почти полном отсутствии окон предварительныхнастроек. Все геометрические характеристики задаются с клавиатуры в поле ValueControl Box (Поле Контроля Параметров; находится в правом нижнем углу рабочейобласти, справа от надписи Measurements — «Система Мер») во время или сразупосле окончания действия инструмента. Эта особенность позволяет избежатьнеобходимости настраивать каждый инструмент перед его применением, а затемредактировать возможные неучтённые ошибки. SketchUp интуитивен и очень прост вобращении, так как сделан с расчётом на непрофессионалов, и позволяетотносительно быстро и просто достигнуть желаемого результата, используяпривычные с детства инструменты — «линейку», «карандаш», «транспортир»,«ластик» в трёх плоскостях.
Импортрастровой графики имеет несколько возможностей: вставка образа в качествеотдельного объекта, в качестве текстуры и в качестве основы для восстановлениятрёхмерного объекта по фотографии. Экспорт в формат *.jpg осуществляется вкачестве снимка с рабочей области окна приложения.Последующее редактированиеэкспортированного файла в соответствующих приложениях может осуществляться безкаких-либо ограничений, а плагин VRay for SketchUp (англ.) позволяет визуализироватьтрёхмерные сцены.
В программе имеютсябиблиотеки компонентов, материалов и стилей рабочей области, которые можнопополнять своими элементами. Имеется возможность устанавливать тени всоответствии с заданными широтой, долготой, временем суток и года.Дополнительнопрограмма позволяет создавать макросы для повторяющихся действий на языке Rubyи добавлять для них в меню новые пункты, также доступна функция загрузки ииспользования многочисленных готовых скриптов, предоставленных другимипользователями.
В 2006 году SketchUpбыл куплен корпорацией Google, и начиная с 6 версии в программе появиласьвозможность синхронизировать модели с приложением Google Earth.
Google Планета Земля (англ. Google Earth) — проект компании Google, в рамках которого всети Интернет были размещены спутниковые фотографии всей земной поверхности.Фотографии некоторых регионов имеют беспрецедентно высокое разрешение.В отличиеот других аналогичных сервисов, показывающих спутниковые снимки в обычномбраузере (например, Google Maps), в данном сервисе используется специальная,загружаемая на компьютер пользователя клиентская программа Google Earth. Такой подход хотя итребует закачивания и установки программы, но зато в дальнейшем обеспечиваетдополнительные возможности, трудно реализуемые с помощью веб-интерфейса.
В данныймомент программа-ресурс Google Earth («виртуальный глобус») и упрощённый 3D-редактор SketchUp представляют собойсоставные компоненты единой семьи программных продуктов, так что пользовательможет легко переносить информацию из одного пакета в другой. На данный момент иэти программы, и, что особенно важно, их синхронизация, привлечениеобщественности к наполнению информацией, являются абсолютно уникальным, неимеющим аналогов, проектом.
Примоделировании копий архитектурных сооружений можно легко импортировать аэро-или спутниковую фотографию нужного здания, а также топографию местности из Google Earth, а затем «строить»виртуальное здание-модель на фундаменте, которым будет спутниковая фотографияздания-прототипа.Для того, чтобы увидеть только что созданную в программе SketchUp 3D-модель «в виртуальнойжизни» на рельефе Google Earth, достаточно щёлкнуть иконку на панелиинструментов. Для обмена информацией между программами достаточно, чтобы обеони были установлены на компьютере пользователя и одновременно открыты в моментработы
На данныймомент, SketchUp – единственная программа, поддерживающая прямой импорт и экспортинформации Google Earth, что даёт ей неоспоримое преимущество на начальной, эскизнойстадии проекта, позволяя сэкономить время на склеивании отдельных кусков Google Maps и Google Earth в цельное изображение.
В синхронизацииприложений есть и альтруистический аспект: любой желающий может самостоятельнообогатить приложение Google Earth построенными моделями уже существующих зданий.
1.ИМПОРТДАННЫХ ИЗ GOOGLEWAREHOUSEВ SKETCHUP
3D Warehouse— веб-сайт, напрямую взаимодействующий с программой Google SketchUp, библиотекасозданных пользователями и выложенных в сеть моделей различных компонентов(мебели, деревьев, человеческих фигур, стандарных деталей и т.д.), веб-хранилищесамых разнообразных 3D-моделей — от космических кораблей до абстрактныхстроений, находящихся в свободном доступе с возможностью поиска. Также вбиблиотеке хранятся все модели зданий для Google Earth, так как напрямую изэтой программы скачать модель невозможно.
Существуетдва типа моделей в службе 3D-модели Google: с географическими данными и безних:
а) модель сгеографической привязкой — это здание или другой объект реального мира, которыйточно и правильно расположен в программе Google Планета Земля и опубликован вслужбе 3D-модели.
б) модели безгеографических данных являются простыми 3D-моделями, которые не размещаются впрограмме Google Планета Земля. Примеры охватывают диапазон от элементоввнешней среды (например, деревьев и людей) до абстрактных объектов.
Слой«Лучшие 3D-модели» в программе Google Earth демонстрирует самыекачественные модели с географическими данными. Если ваша модель сгеографическими данными выбрана для этого слоя, ее увидят миллионыпользователей программы Google Планета Земля.
Использованиемоделей из 3D Warehouse ускоряет процесс проектирования, избавляя от необходимостистроить компоненты, а в случае градостроительных проектов – знаковые объектыреально существующего окружения, попадающие на территорию, подлежащуюпланировке либо реконструкции. Богатство каталога географически привязанных ибесплатных моделей выгодно отличает гугловскую библиотеку для SketchUp от аналогичных библиотекдля других приложений, где модели чаще всего предоставляются на коммерческойоснове. Последние версии 3D редакторов Autodesk поддерживают импорт из библиотеки SketchUp.
Импортироватьмодели можно как напрямую из приложения Sketch UP, так и с сайта 3D Warehouse.
Задача:импорт модели лампы через проложение SketchUp
Решение:
1) войтив меню Window и нажать на кнопку Components.
2) откроетсябиблиотека компонентов. Нажмите на кнопку Get Grom Warehouse, вместо библиотекипоявится поисковая система.
3) сформулироватьзапрос и просмотреть результаты. Необходимый компонент загружается в библиотекупри нажатии копки «Get Model».
/>
Результатпоиска по запросу «лампа» во встроенном в библиотеку компонентов браузере.
Задача:поиск и импорт модели Дворца спорта в Минске через браузер:
Решение:
1) зайтина страницу sketchup.google.com/3dwarehouse/
2) сформулироватьзапрос (“minsk sport palace”). В случае поиска модели конкретного объектарационально воспользоваться подменю «Города в разработке».
3) настранице результатов появились небольшие изображения представленных моделей.Понравившиеся модели можно открыть в отдельном окне для более детальногоознакомления.
4) Принажатии на кнопку Download Model появится окно сохранения файла в формате .skp. Если данный объектявляется компонентом, целесообразно добавить его в библиотеку. Библиотека компонентовхранится в каталоге с программой в папке Components. Компонент появится в библиотекеавтоматически при следующем запуске программы.
Чтобыразместить собственные модели в 3D-моделях Google, нужно выполнить вход саккаунтом Google. Размещение моделей — это прекрасный способ совместного использованияи демонстрации работ. Существует несколько обучающих руководств для начинающихдизайнеров по работе в программе Google SketchUp а также полезные рекомендациидля создания точных моделей 3D-зданий.
/>
Окно браузерав момент сохранения файла.
Импортобъёмного рельефа из GoogleEarth.
Приложение Google Earth содержит дополнительнуюаналитическую ГИС-информацию, объёмный рельеф, необходимые участки которогоможно импортировать напрямую в SketchUP, импортируются все три измерения, а не толькодвухмерная карта. Пользователи SketchUp также избавлены от необходимости покупать картывысокого разрешения из Google Maps либо от склеивания их вручную в графическихредакторах. Так, во время выполнения дипломной работы я использовала не толькомодель минского Дворца спорта из 3D Warehouse, но и отстроенный рельеф.
Задача:импорт подосновы для последующего моделирования собора свв. Петра и Павла вМинске:
Решение:
Для импортатребуемого участка рельефа необходимо в Google Earth с помощью инструментовнавигации выделить область, на которой будет строиться модель, для наилучшегокачества изображения увеличив масштаб до предела. Для получения горизонтальнойпроекции необходимо нажать клавишу «R» на клавиатуре. Камерапереключится на вид сверху, карта примет направление на север. В этот моментполезно проверить, отключен ли слой «3D-здания» (в левой частиэкрана). Переключившись на SketchUp, в меню «Инструменты» выбираетсяподменю «Google Планета Земля» и функция «Получить текущийвид» (Get Current View). В центре рабочего пространства SketchUpпоявится плоский черно-белый «снимок экрана». Импортировать снимок изGoogle Планета Земля можно также с помощью кнопки «Получить текущийвид». Подоснова импортируется в масштабе 1:1.
/>/>
/>
Процессимпорта подосновы из Google Earth в SketchUp.
2.ЭКСПОРТ ДАННЫХ ИЗ SKETCHUP В GOOGLE EARTH
Существуетдва вида ситуаций, в которых требуется экспорт 3D модели из SketchUp в Google Earth. Подход к моделированию,методы экспорта и конечный результат в обоих случаях различаются:
1) Экспортс целью демонстрации проекта заказчику в отстроенном энтузиастами окруженииGoogle Earth. Это позволяетсэкономить время на подачу материала, более наглядно представить проект и лучшеоценить его качество. Модель появляется лишь в программе, установленной наданном компьютере, и не затрагивает базы данных Google Earth. Строится«обыкновенный», детализированный и сложный объём.
2) Экспортс целью обогащения моделями существующих зданий приложение Google Earth, участие в коллективномпроекте. Модель появляется в базе данных Google Earth, находится в открытомдоступе и может быть скачана любым пользователем программы. Объём строится поопределённым правилам, цель – уложить максимальное количество данных в какможно более простую, «лёгкую» форму.
2.1Экспорт проекта в GoogleEarthс целью демонстрации всуществующем окружении
Задача:привязать модель SketchUp к конкретному месту в Google Планета Земля
Решение:
1. ОткройтеGoogle SketchUp.
2. ОткройтеGoogle Earth.
Для повышенияпроизводительности запускайте SketchUp до запуска Google Планета Земля. ИначеSketchUp может работать недостаточно быстро.
3. В GoogleПланета Земля переключитесь на трехмерный рельеф. Для этого нужно установитьфлажок «Рельеф» в списке слоев в левой части экрана.
/>
Чтобыположение модели SketchUp в Google Планета Земля по вертикальной оси былоправильным, задайте параметру «Рельефность ландшафта» значение«1». Для этого в меню Google Планета Земля выберите«Инструменты» › «Настройки» › «3D-вид» ›«Качество рельефа» и задайте параметр «Elevation Exaggeration»,равный 1. (На компьютере Macintosh выберите «Google Планета Земля» ›«Настройки» › «3D-вид» › «Качество рельефа») Наанглийском: Tools › Options › 3DView › Terrain Quality and set «ElevationExaggeration» = 1. Для Mac: Google Earth › Preferences › 3DView › TerrainQuality.
4. В GoogleПланета Земля с помощью инструментов навигации выделите область, в которуюхотите поместить модель (вид сверху).
/>
Длянаилучшего качества изображения увеличьте масштаб до предела. Выделите ровностолько места, сколько нужно для модели, не захватывая лишнего. Чтобыпосмотреть на землю строго сверху вниз, нажмите клавишу «R» наклавиатуре. Камера переключится на вид «сверху вниз», а картаповернется севером кверху. В этот момент полезно проверить, отключен ли слой«3D-здания» (в левой части экрана).
5.Переключившись на SketchUp, выберите «Инструменты» › «GoogleПланета Земля» › «Получить текущий вид», чтобы импортироватьучасток ландшафта и спутниковое изображение, выделенные в Google Планета Земляв шаге 3. В центре рабочего пространства SketchUp появится плоский черно-белый«снимок экрана».Импортировать снимок из Google Планета Земля можнотакже с помощью кнопки «Получить текущий вид».
/>
Черно-белыйснимок из Google Планета Земля нужен только для точного выбора местоположениямодели. Он не экспортируется в Google Планета Земля вместе с остальной частьюмодели. Широта и долгота, заданные в диалоговом окне «Данные модели»в SketchUp, всегда соответствуют центральной точке вида в Google Планета Земля.Перемещение осей не влияет на широту и долготу моделей.
6.Переключившись на SketchUp, постройте модель поверх снимка Google ПланетаЗемля, импортированного в шаге 4.
программамоделирование sketchup google earth
/>
Снимок GoogleEarth можно импортировать и в файл SketchUp с уже существующей моделью. В этомслучае можно точно расположить модель на снимке с помощью инструментов«Переместить», «Повернуть» и «Изменитьразмер».Можно также перенести модель из отдельного файла SketchUp в файлсо снимком Google Планета Земля.
7. Чтобыувидеть трехмерный вариант снимка Google Планета Земля, выберите в SketchUpпункт «Инструменты» › «Google Планета Земля» ›«Переключить местность» («Toggle Terrain»). Поверхность,если она не плоская, станет объемной; рельеф будет соответствовать трехмерномуландшафту в Google Планета Земля.Рисунок отображается трёхмерным, когда кнопканажата.
/>
При импортеснимка Google Планета Земля в файл SketchUp фактически добавляются два еговарианта. Первый – это плоская поверхность, с которой проще строить модель ипозиционировать ее по горизонтали. Второй – это рельефная поверхность дляустановки вертикального положения модели. Для переключения с одного вариантаснимка Google Планета Земля на другой можно выбрать «Инструменты» ›«Google Планета Земля» › «Переключить местность» или использоватькнопку «Переключить местность».
8. В SketchUpустановите вертикальное положение модели относительно трехмерного вариантаснимка Google Планета Земля с помощью инструмента «Переместить».Модель не должна ни висеть в воздухе, ни утопать в земле.Чтобы инструмент«Переместить» не препятствовал вам перемещаться только в вертикальномнаправлении (по синей оси), нажмите клавишу «вверх» или«вниз».Если вы пытаетесь, но не можете переместить что-то вдоль синейоси, объект, скорее всего, приклеен. Чтобы отклеить объект, нажмите на негоправой кнопкой и выберите «Отклеить».
/>/>
/>
Если неудается расположить модель на снимке Google Планета Земля без зазоров под нейили погружения в землю, можно надстроить низ модели. Рельеф в Google ПланетаЗемля не идеален, и определенная подгонка моделей в SketchUp для правильногоотображения в Google Планета Земля неизбежна.
9. Чтобыэкспортировать модель в Google Планета Земля, выберите в SketchUp пункт«Инструменты» › «Google Планета Земля» › «Разместитьмодель». Активным приложением станет Google Планета Земля, и модельпоявится на ландшафте в том месте, которое было выбрано наснимке.Экспортировать модель в Google Планета Земля можно также с помощьюкнопки «Разместить модель».
/>
Таким образомв приложение Google Earth можно разместить модель неограниченной сложности. Выстроенноездание не заносится в базы данных и может быть просмотрено лишь на компьютере,на котором выполнялся экспорт. На модель, предназначенную для общественногопользования в приложении, накладываются некоторые ограничения, связанные снеобходимым уменьшением сложности и веса модели.
В случае, еслив качестве подложки для модели использовался чертёж, появляется необходимостьподобрать точку позиционирования в Google Earth перед нажатием «GetCurrent View», чтобы сделать снимок местности из Google Earth. Сначала необходимомаксимально точно указать месторасположение модели на поверхности Земли. Этозадается в Window -> Model Info -> Location… Настраивается месторасположениепо географическим координатам (можно взять из Wikipedia при поиске названиягорода) и выставляется направление на север. После этого модель можно размещатьв Google Earth. При нажатии Get Curent View включится галочка уточнения координатс помощью данных Google Earth «Use Georeferencing».
Длядальнейшего экспорта требуется произвести дополнительные действия: сохранить вфайле Google Earth формата KMZ и переслать или передать непосредственноадресату; либо опубликовать в 3D-моделях Google, откуда ее смогут загрузитьвсе, кому вы разрешите. Если вы хотите, чтобы модель появлялась по умолчанию вслое «3D-здания» в Google Планета Земля (то есть была видна всемпользователям в мире), используйте последний вариант.
2.2Дальнейший экспорт 3Dмоделейв GoogleWarehouse
Что быпостроенную модель могли автоматически загружать другие пользователи Google Earth, необходимо сделать еёдоступной в библиотеке Google Warehouse.
Существуетдва типа моделей в службе 3D-модели Google: с географическими данными и без них,именно первый тип попадает в приложение Google Earth:
1) Модель сгеографической привязкой — это здание или другой объект реального мира, которыйточно и правильно расположен в программе Google Планета Земля и опубликован вслужбе 3D-модели.
2) Модели безгеографических данных являются простыми 3D-моделями, которые не размещаются впрограмме Google Планета Земля. Примеры охватывают диапазон от элементоввнешней среды (например, деревьев и людей) до абстрактных объектов.
Если какой-тогород имеет 12 или более текстурированных моделей с правильной географическойпривязкой (верным расположением в Google Планета Земля), он автоматическидобавляется в коллекцию «Города в разработке».
Чтобысообщество 3D-дизайнеров службы 3D-модели Google приняло участие в разработкемодели города для Google Планета Земля, следует предоставить им необходимуюинформацию. Она включает в себя изображения моделируемых строений и ихрасположение с помощью импортированных файлов рельефа. Эти изображения могутбыть легко и бесплатно загружены в веб-альбомы Picasa для обеспечения доступадля всех желающих.
Длядобавления города в каталог «Города в разработке» необходимо выполнитьследующие шаги:
1. Необходимоубедиться в наличии фотографий, необходимых для создания модели, отснятьнедостающие объекты, отсканировать/преобразовать все файлы в формат .jpg иупорядочить их по зданиям.
2.Зарегистрируйте новый аккаунт Google.
3. Загрузитеи откройте программу Picasa и упорядочьте изображения по папкам и альбомам,распределив их по моделируемым строениям. Затем нажмите правой кнопкой мыши наальбоме или папке на правой панели и выберите «Отправить ввеб-альбом...».
Послезагрузки изображений укажите географическое положение фотографий с помощьюкнопки «Разместить фото на карте» в верхней части экрана. Откроетсяновая страница, которая позволит вам перетащить изображения на место съемки.Указание местоположений облегчит процесс создания моделей для 3D-дизайнера.
4. Перейдитена главную страницу 3D-моделей и выберите справа «Создать коллекцию».Назовите ее как город (например, «Лондон») и убедитесь, что выбранныйэлемент «содержит: другие коллекции». В новой коллекции создайте две«вложенные коллекции»: одну для выполненных моделей (например,«Лондон») и другую для моделей, которые требуется завершить(например, «Помощь в разработке модели Лондона»). В описанииколлекции «Помощь» убедитесь, что вы указали информацию об отправкевыполненных моделей в другую вложенную коллекцию «Лондон». С помощьюэтих двух коллекций можно определить качество итоговых моделей для вашегогорода. Скорее всего, сразу несколько человек будут работать над одной и той жемоделью, которую они потом отправят вам для просмотра, что даст вам шансвыбрать лучшие и перенести завершенные модели, соответствующие требованиям, изколлекции «Помощь». При перемещении выполненных моделей из коллекции«Помощь» все размещенные строения каждый раз будут заполнять местоидентичного здания. При создании коллекций рекомендуется добавить дискуссионнуюгруппу для организации работы по созданию моделей. Это можно сделать присоздании коллекции или после в меню правки данной коллекции. Возможно, вызахотите создать дополнительные разделы (вложенные коллекции), включающие такиетемы, как будущие здания города или строения, которые вы хотите увидеть вгороде.
5. Требуетсясоздать файлы программы SketchUp с географической привязкой для каждогостроения, которое требуется выполнить. Для этого загрузите программы GoogleSketchUp и Google Планета Земля. Откройте Google Планета Земля и найдите местоположениеодного из зданий, содержащихся в веб-альбоме Picasa. Увеличьте изображение,чтобы здание располагалось в фокусе экрана. Сверните окно и откройте новый файлSketchUp, а затем выберите «Инструменты»>«Google ПланетаЗемля»>«Получить текущую местность». Это передаст правильныйрельеф и изображения программы Google Планета Земля в модель SketchUp. Так как3D-модели не позволяют загрузить модель, содержащую только импортированные изпрограммы Google Планета Земля данные, вам потребуется добавить некоторуюинформацию в модель, например архитектурную массу вашего здания или знак«Создать модель», который можно найти по адресу:.
Сохраните этумодель под именем, соответствующим названию здания, и выберите«Инструменты»>«Google Планета Земля»>«Совместноеиспользование модели», что позволит добавить модель в службу 3D-модели.Появится окно загрузки для добавления имени, описания, веб-сайта (ссылки навеб-альбом Picasa с изображениями определенного здания) и условий поиска. Послезагрузки модели появится окно с моделью и параметром «добавить в моюколлекцию...» в нижней части экрана. Добавьте модель в коллекцию«Помощь». Повторите эти действия для каждого здания.
6. Послевыполнения всех шагов отправьте нам запрос для добавления вашей коллекции внашу («Помощь в разработке модели города»). Для этого нажмите ссылку«связаться с владельцем» в коллекции Помощь в разработке моделигорода.
Задача:добавить модель SketchUp в Google 3D Warehouse.
Решение:
1. Откройтемодель, которую собираетесь добавить. В случае, если добавляется модель для Google Earth, а не объём в библиотеку,проверьте, указано ли месторасположение модели на поверхности Земли. Этозадается в Window -> Model Info -> Location… Настраиваетсяместорасположение по географическим координатам (можно взять из Wikipedia припоиске названия города) и выставляется направление на север. При нажатии GetCurent View включится галочка уточнения координат с помощью данных Google Earth «UseGeoreferencing».
2.Используйте инструменты из раздела Camera (Orbit, Pan and Zoom), что бы запечатлеть модель в ракурсе, которыйбудет использован для презентации модели в каталоге.
3.Select File > 3D Warehouse > Share Model. Появится страница ввода логина и пароляучётной записи Google. Если вы уже вошли в систему, то вместо этой страницы появится«Upload your model to 3D Warehouse» – «Загрузите Вашу модель вкаталог». Имя пользователя будет указано в правом верхнем углу. При желанииможно выйти из этой учётной записи и зайти под другим именем. На страницузагрузки можно вернуться с помощью кнопки «Назад» в браузере. Система запомнитсмену учётной записи.
4. Введителогин и пароль, нажмите на кнопку «Войти» (Sign In); откроется страница«Upload your model to 3D Warehouse». Для загрузки моделей необходимаккаунт Google. Учётная запись будет той же, что используется в других сервисахкомпании.
5. Заполнитеграфу «Заголовок» (Title).Старайтесь использовать слова, по которым можно будет отличитьданную модель от остальных. Например, модель, озаглавленная словом “кровать”,делает её поиск затруднительным, необходимо уточнить, какого рода кроватьпостроена: двуместная, двухэтажная, кушетка и т.д.
6. Заполнитеграфу «Описание» (Description). Описание должно включать всю информацию о модели, котораяможет быть полезна другим пользователям. Например, для географически привязанныхзданий это информация может заключаться в функции здания, фамилии архитектора,времени постройки, архитектурном стиле и т.д.
7. Заполнитеграфу «Тэги». Тэги позволяют упростить поиск объектов. Постарайтесь проанализировать,какими тэгами будут пользоваться при поиске данной модели, разделяйте тэгизапятыми.
8. В случае,если добавляется модель для Google Earth (модель с географической привязкой), введите её точныйадрес.
9. В случае,если добавляется модель для Google Earth (модель с географической привязкой), поставьтегалочку в графу Google Earth Ready. Если модель является адекватнымотображением существующего в реальности здания, она может быть внесена в базу данных(библиотеку) Google Earth.
10. В случае,если добавляется модель для Google Earth (модель с географической привязкой), отметьтеграфу «Дополнительная информация» (Additional content). По желанию можнозаполнить следующие подпункты:
а) «вебсайт»,если у вас страница с дополнительной информацией о здании. (optional)Clickon the 'Add a logo' link if there is a logo image, such as a company logo, toassociate with your model
б)отметьте«Позволить всем видеть эту модель»(Allow anyone to view this model), ипроверьте, появляется ли она в результатах поиска. Если не отмечать эту графу,можно перечислить тех, кто может видеть эту модель.
в) прижелании позвольте другим пользователям отправлять вам сообщения, выбрав«Allow3D warehouse users to contact me about this model».
11. Нажмитена кнопку Upload. Ваша модель будет загружена в 3D Warehouse; откроется страница сосведениями об объекте.
В программахGoogle Earth и 3D Warehouse имеется дополнительный слой «Лучшие 3D-модели», вкотором продемонстрированы самые качественные модели с географическими данными.Если модель с географическими данными выбрана для этого слоя, ее увидятмиллионы пользователей программы Google Планета Земля.
Если выхотите, чтобы ваши модели были рассмотрены для включения в данный слой,выполните следующие действия:
1. Укажитегеографическое положение вашего здания с помощью Google Планета Земля и GoogleSketchUp.
2. Создайтемодель здания с помощью Google SketchUp.
3.Опубликуйте модель в 3D-моделях Google.
Если припубликации модели вы выбираете статус «Совместимо с Google ПланетаЗемля», то модель будет просмотрена на соответствие критериям добавления впрограмму. Если модель будет принята, она будет отображаться в слое лучших3D-моделей в программе Google Планета Земля. Процесс отбора занимает некотороевремя, обычно модели появляются в слое через несколько недель.
Критериипринятия моделей[6]:
1. Создавайтемодели реально существующих зданий.
2. В качестветекстур используйте фотографии.
3. Создавайтемодели наиболее эффективным способом. Чем меньшее количество многоугольниковиспользуется — тем лучше.
4. Укажитеточное географическое положение вашего здания в Google Планета Земля.
5. Убедитесь,что модель совпадает с рельефом на снимке Google Планета Земля, нажав кнопку«Переключить рельеф» в программе Google SketchUp.
6. Избегайтедублирования уже существующих моделей. Однако улучшение уже существующей моделивсячески приветствуется.
7. Невключайте в модель элементы, отсутствующие в реальном мире, например, рекламуили знаки.
8.Предоставьте содержательное и интересное описание объекта.
3.ОСОБЕННОСТИ МОДЕЛИРОВАНИЯ ОБЪЕКТОВ ДЛЯ GOOGLE EARTH
Рассмотримпроцесс моделирования объёма для Google Earth, начиная с фотографии здания.
Лучшие3D-модели создаются на основе лучших фотографий. Прежде всего необходимосделать как можно больше фотографий здания. Чем больше снимков здания высделаете с разных точек, тем лучше получится изображение. Необходимо снятькаждый фасад здания, стараясь, чтобы в кадр не попали посторонние объекты(деревья, автомобили, люди и т. д.). Посторонние объекты можно удалить спомощью таких средств, как Photoshop, но чем меньше фотография редактируется,тем быстрее происходит моделирование и тем лучше вид модели.
Правилафотосъемки объектов для моделирования[7]:
1) Дляиспользования инструмента наложения текстуры фотографировать необходимо сближайшего прямого ракурса.
2) Еслипланируется сопоставление фотографий, убедитесь, что есть снимки углов здания.
3) Избегайтепопадания в кадр посторонних объектов (автомобилей, деревьев и т. д.).
4) Сделайтедополнительные снимки (используя съемку с большого расстояния, чтобы получитьобщие планы здания и его архитектурную массу) для совмещения со снимками спрямого ближнего ракурса.
5) Убедитесь,что сфотографированы все фасады здания (наружные стены), включая подъездныеаллеи.
6) Есливозможно, сделайте снимки внутренних дворов.
7) Длядлинных зданий или многоквартирных домов сделайте несколько снимков фасада,которые можно будет совместить, если невозможно сделать один снимок фасада.
8) Сделайтенесколько фотографий каждого фасада с разных точек.
/>
/>
Рабочая средапрограммы SketchUP 7 в MacOS Leopard
Особенностипостроения моделей дня Google Earth основываются на необходимости создатьмаксимально детализированную модель, не злоупотребляя при этом траффиком и системнымиресурсами компьютера пользователей. Соответственно, задача заключается всоздании максимально наполненной информацией модели с минимальным весом. Всреднем, модели Sketch UP для Google Earthвесят 60-150 Кб.
Для достижениязаданных характеристик необходимо использовать максимально простую геометрию,моделировать лишь основные формообразующие детали, а мелкие заливать в качествефототекстуры, стремиться к созданию минимального количества полигонов. Впрограмме SketchUp плоскости задаются с помощью прямых, либо дефолтной простойгеометрии (окно размеров находится в правом нижнем углу интерфейса), добавлятьтретье измерение проще всего с помощью кнопок выдавливания и вращения.
Детали вGoogle Планета Земля должны отображаться на отдельных плоскостях в качествеоптимизироанных фототекстур.
Необходимоиспользовать плоские двухмерные объекты вместо трехмерых там, где это возможно.Например, четырёхгранную колонну можно изобразить с помощью одной плоскости, отнесеннойот плоскости стены, циллиндрическую – с помощью специальной текстуры.
Целесообразномаксимальное упрощение окон. Для рассматривания здания с сотнями тысяч окон намноговажнее их правильное положение, чем реализм. Разрешение Google Earth не позволяет рассмотретьрамы и подоконники.
Удаляются всеневидимые грани и плоскости, скрытые внутри модели. Подлежащая удалениюплоскость выделяется кликом левой клавиши мыши, удаляется сочетанием клавишcmnd+x (Mac) cntrl+x (Win).
Упрощаютсякривые, уменьшается количество сегментов. В Sketch UP это делается следующимобразом: по дефолту в каждой кривой имеется 12 сегментов, в окно чисел пишемтребуемое количество сегментов букву “s” (сокращенное от segments), и нажимаем Enter, таким образом получаемкривую из меньшего количества сегментов. Эффект кривизны можно поддержать спомощью специальных градиентных текстур, наложенных на плоскость. Для наложениятекстуры нажмите на кнопку заливка (изображение ведра с краской), откроетсяинтерфейс библиотеки текстур, подходящие «объёмные» текстуры располагаются вподбиблиотеке «металл».
Размер файламожно оптимизировать, превратив повторяющиеся фигуры модели в компоненты.Компонент в Sketchup – это связанные группы линий и плоскостей. В случае ихиспользования программа запоминает их взаиморасположение расположение лишьединожды, все остальные повторяющиеся компоненты записываются в файле какповтор компонента x, что избавляет программу от необходимости записывать одну и ту жеинформацию несколько раз, а потому уменьшает размер файла и увеличиваетскорость его загрузки, вращения и т.д. Прежде, чем создать компонент, удалитеиз него все лишние линии и плоскости, не видимые глазу. Выделите все плоскостии грани, кликните правой клавишей мыши, во всплывшем меню выберите графу«создать компонент» (Make Component).
Надополнительных плоскостях можно использовать заливку вместо текстур, это такжевлияет на размер файла. Для небольших граней и трудных для фотографированияобластей модели можно использовать простые цвета одной цветовой гаммы.
Необходимо скрытьграни перед тем, как экспортировать модель. Выбираетсяhidden line mode, в котором видны всеспрятанные в глубине линии, отмечается флажок turn on hidden geometry, включающий скрытуюгеометрию, всё выделяется нажатием клавиш cntrl+a или cmnd+a (в MacOS). Возвращаемся в textured mode (отображение текстур,нажимаем на правую клавишу мыши и выбираем графу“hide” (спрятать) впоявившемся меню. – components separately
Прежде, чемналожить текстуры из фотографий здания, их необходимо оптимизировать. Текстурысохраняются в файлах формата JPG и PNG, второй формат используется, когда необходимополучить текстуру с прозрачными фрагментами.
Оптимизациятекстур в Picassa:
1) обрезать спомощью выделения всю лишнюю плоскость фото, кроме нужного нам фасада. Это достигаетсянажатием на кнопку Crop («обрезать»), выделением необходимого участка и нажатием на Apply («применить»).
2) уменьшить разрешениеи качество изображения до минимального, вес текстуры влияет на вес конечноймодели. Понижение качества изображения не скажется на конечном результате, таккак разрешение Google Earth не позволяет видеть мелкие детали. Получившеесяизображение следует сохранить в новом файле.
Оптимизациятекстур в Adobe Photoshop:
1) обрезатьс помощью выделения всю лишнюю плоскость фото, кроме нужного нам фасада. Выделяемнужный нам участок, нажимаем cntrl+x>cntrl+n>cntrl+v. Обрезанное изображение откроется в новом файле.
2) исправитьперспективные искажения. Выделяем всё изображение комбинацией клавиш cntrl+a, в меню Еdit выбираем подменю Transform и графу Perspective. Тягая маркеры по краямизображеия, делаем сходящиеся прямые параллельными. Качество работы можнопроверить с помощью инструмента Ruler («Линейка»).
3) сохраняяполучившееся изображение, в появившемся окне необходимо выставить галочку вграфе “Optimize for Web”, задать размер, разрешение и качествоизображения минимальными.
4) открытьSketchUp, нажать на Import.Отметить галочкой графу«использоватькак текстуру».
5) прикрепитьизображение к нужной плоскости, меняя масштаб тягая маркеры а краяхизображения. Получив необходимый размер, нажать правой клавишей по крайнейграни. SketchUp автоматически отрежет лишние куски изображения.
Дополнительно были произведены настройкиконтрастности и насыщенности текстур, произведена ретушь. Исходные фотографиисобора и получившиеся текстуры находятся в приложении.
Послеотображения трехмерного ландшафта можно удалить всё, что скрыто под ним. Выделяетсяландшафт, нажимается правая клавиша мыши, во всплывшем менювыбирается«перекрыть» (overlay) и подпункт«перекрыть с моделью». Дальшевыделяются и удаляются все оказавшиеся под землёй грани. При этом хорошо заметна(если смотреть снизу) линия пресечения модели с ландшафтом. Если линиянепрерывная и замкнутая, то дальнейшая коррекция не требуется — здание не«зависает» в воздухе.
Перед отправкоймодели необходимо:
1) перепроверить,не осталось ли лишних, ненужных плоскостей и граней (скрытых), для этогонеобходимо спрятать плоскость земли и посмотреть внутри модели,
2) проверить,отвечает ли отметка модели настоящей отметке: при нажатии Get Curent Viewвключится галочка уточнения координат с помощью данных Google Earth «UseGeoreferencing».
3) сделатьтройной клик по модели и с помощью инструмента move привязать к земле посамой низкой точке, удалив то, что скрыто ландшафтом.
4) спрятатьлинии, если ранее это действие е было произведено.
5) удалитьвсе неиспользуемые материалы, заливки и т.д. Выделить модель, нажать правойклавишей мыши, во всплывшем окне открыть подменю Properties (свойства) и выбрать Purgeunused(удалить неиспользуемое)
6) совершитьпробный экспорт модели, нажав на Export to google Earth, проверить размер получившегосяфайла, открыть диалог Export to 3D Warehouse.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В даннойработе рассмотрены взаимосвязи между различными продуктами компании Google; на прикладных примерахпоказана реализация данных взаимосвязей: быстрый и удобный поиск необходимыхресурсов, интеграция программ с поисковой службой, понятный интерфейс, дающийвозможность активно использовать приложения и непрофессионалам, что особенноважно, использование может носить не только пассивный характер.
В разделах свыполнением задач продемонстрировано, насколько просты в использовании SketchUpи Google Earth. Поражает наглядность,простота интерфейса, порождающая при непропорционально малых затраченныхусилиях отдельно взятого человека масштабный результат, происходящий из самогоколичества пользователей, добавляющих модели в слой 3D зданий, причем, делающихэто совершенно бесплатно. Так, некоторые города отстроены в 3D практически целиком. Контролькачества производится по законам саморегуляции: любую модель может загрузить идополнить любой пользователь, такая деятельность поощряется. Фактически, Google предоставил лишьплатформу, наполнением которой занимаются энтузиасты, чаще всего –непрофессионалы.
Аналогичный подходможет быть использован и в разных аспектах архитектурного проектирования: какдля упрощения работы над коллективным проектом (геоинженерные приложения – ГИС– функционируют по сходному принципу: неограниченное количество пользователейможет добавлять информацию в слои, каждый их которых хранится в отдельном файлеи может подключаться и быть изменен независимо от остальных, а приложение лишьвыводит внесенные в библиотеки и слои данные в единое изображение), так и всамом подходе к функционированию зданий и городских образований, к происходящейв них деятельности. В современной архитектуре представление о конечномпользователе трансформировалось от пассивного потребителя к творческойличности, активно изменяющей среду. Существуют многочисленные проекты зданий игородских районов, поддерживающие возможность постоянной трансформации,улучшений в угоду желаниям жителей, архитектурный объекты всё сильнеенапоминают живые организмы, а метод проектирования “на века” считаетсяустаревшим.
В переложениина белорусские реалии и белорусское градостроительство созданиесамоорганизующихся систем, поощряющих интеграцию и активное воздействиепользователей, кажется целесообразным в таких градостроительных вопросах, какметод проектирования агрогородков. Проблемы советского и постсоветскогосельского хозяйства связывают с отчуждением производителя от продукта;деревенские жители не ощущают себя собственниками земли, не желают приниматьактивное участие в жизни сельсовета и деревни. В то же время в некоторыхевропейских странах разработаны проекты по включению деревенских жителей вуправление общиной, внедряемый принцип функционирования таких общин сходен сописанным в работе. Как и пользователь Google Earth, житель такой деревниимеет возможность непосредственно влиять на принимаемые решения и наблюдатьрезультат, что стимулирует желание изменять и улучшать действительность.
СПИСОКИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
1.http://sketchup.google.com/intl/ru/training/videos/gsuge.html-обучающие видео по моделированию для Google Earth на английском языке.
2. ru.wikipedia.org/wiki/SketchUp — страница в Википедии с описанием SketchUp.
3. ru.wikipedia.org/wiki/GoogleEarth — страница в Википедии с описанием Google Earth.
4. sketchup.google.com/support/bin/answer.py?hl=ru&answer=36241-
страница с советами по размещению модели в Google Earth.
5. www.sketchup.ru/communication/forum/messages/forum25/topic187/message2434/#message2434-
обсуждение размещения модели в Google Earth на форуме, посвященном работе в SketchUp.
6. sketchup.google.com/intl/ru/3dwh/gettingmodels.html
- критерии приятия моделей в слой лучшие 3D модели.
7. sketchup.google.com/intl/ru/3dwh/photography_guide.html
- правила фотосъемки объектов для моделирования
8. sketchup.google.com/support/bin/answer.py?answer=37939&&hl=en
- советы по загрузке модели в Google Warehouse на английском языке.
9. sketchup.google.com/intl/ru/3dwh/help_model_city.html
- советы по добавлению города в каталог «Города в разработке»
ПРИЛОЖЕНИЕ:
Модель соборабез наложения текстур:
/>
С изображенийбыли убраны лишние фрагменты, детали, заслоняющие фасады (провода, ветви,забор, троллейбус), была повышена цветовая насыщенность и контрастностьматериалов, так как в Google Earth текстуры отображаются с пониженной светлотой.Боковые стены выступающей алтарной части отрисованы из имеющихся фрагментов.
Модель сналоженными текстурами на трёхмерном рельефе в SketchUp:
/>
вGoogle Earth.
/>