Реферат по предмету "Информатика, программирование"


Информационные технологии в профессиональной деятельности руководителя

Информационные технологии в профессиональнойдеятельности руководителя
Усложнение экономических связей, возникновение новых технологийпроизводства, предприятий, отраслей, расширение и углубление кооперации испециализации вызвали рост объемов информации, циркулирующей в народномхозяйстве, необходимость переработки которой привела к лавинообразновозрастающим психофизическим перегрузкам управленческого персонала.
Это порождает сложные многоальтернативные проблемные ситуации,разрешение которых с выбором единственно правильного решения становится главнойзадачей руководителя.
Скорость нарастания разрушительных для процессов управления последствий,вызванных указанными явлениями, носит взрывообразный характер. Это явлениевошло в обиход как синоним катастрофического роста объемов информации,отрицательно воздействующих на человека.
Необходимость противостояния этому явлению способствует развитию информационныхтехнологий управления, основанных на информационныхсистемах управления и использующих возможности компьютерных систем; вызываетпоявление экспертных и анализирующих систем, развитие устройств и программ дляорганизации распределенного и удаленного доступа к данным в компьютерных сетях,ускорение реакции менеджера на изменение ситуации в реальных процессахуправления.
/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/> Знания и умения руководителя, необходимые для использованияинформационных технологий в управлении
Системное применение компьютеров интенсивно расширяется. Возникшийсимбиоз вычислительных машин и человека в системах управления становитсянеизбежным и все более жизнеспособным.
Системное применение компьютеров для обработки данных в целях принятиякорректных и быстрых решений – закономерная реакция и средство эффективнойорганизации информационной среды, в которой информационные взрывы, какдиалектическое проявление научно-технического прогресса, являются ключевойпроблемой для руководителя.
Персональные компьютеры (ПК) и компьютерные системы – эффективныесредства для анализа и принятия сложных управленческих решений. Современномуруководителю необходимо владеть информационными технологиями управления, иметьнавыки работы на персональном компьютере, быть знакомым с сетевымикомпьютерными системами, уметь жить и работать в информационной среде иинформационном обществе.
Особая роль принадлежит системному взаимодействию руководителей разныхрангов на основе информационных технологий с использованием компьютерныхсистем, что позволяет осуществлять управление через локальные и глобальныесетевые структуры, электронную почту и Web-серверы.
Наибольший эффект в управлении достигается за счет системногосогласования взаимодействий руководителя с другими категориями работников припомощи персональных компьютеров и компьютерных систем.
Состав ПК, ориентированный на использование в сфере профессиональнойдеятельности руководителей, включает ряд устройств, которые условно можноразделить на:
· внутренние (микропроцессор, ОЗУ, ПЗУ, системная плата, адаптеры);
· внешние (клавиатуру; монитор; накопители на гибких магнитных(НГМД) и лазерных (CD-ROM) дисках; накопители на жестких магнитных дисках («винчестер»);печатающее устройство (струйный, лазерный принтеры); дополнительныепериферийные устройства или модули профессиональной ориентации (МПО), которыеповышают эффективность работы компьютера).
В составе ПК для руководителей, связанных с обработкой и анализомтехнологических данных могут использоваться следующие модули профессиональнойориентации:
· ввода-вывода дискретных сигналов;
· ввода-вывода аналоговых сигналов;
· ввода-вывода аналоговых и дискретныхсигналов;
· ввода-вывода информации по каналам общегопользования;
· связи с аналоговой системой сигналов;
· цифровой синтезатор и анализаторречевых сообщений;
· связи с устройствами, использующимиразличные интерфейсы;
· масштабирования и коммутации аналоговыхсигналов;
· ввода-вывода частотно-временныхсигналов;
· гальванической развязки аналоговыхсигналов.
Для подключения модулей профессиональной ориентации может использоватьсяблок расширения.
Персональный компьютер руководителя, как правило, подключается клокальной сети, построенной на основе различных топологий.
Программное обеспечение прикладных систем, предназначенных дляпрофессиональной деятельности руководителя, включает:
· системные программные средства;
· базовые пакеты прикладных программ;
· средства сетевой поддержки компьютеровв локальных и глобальных сетях;
· системы прикладного программирования;
· тестовые программные средства.
Отметим также три важных аспекта профессиональных знаний и уменийруководителя в условиях применения информационных технологий управления дляпринятия управленческих решений:
Первый аспект
Знание основ использования персональной компьютерной техники ивнутренних структурных решений, в том числе:
· организации памяти и использованияданных;
· организации использования прикладныхпрограмм;
· организации информационных потоков.
Второй аспект
Информационные технологии личного применения персональной компьютернойтехники:
· основные информационные технологическиеоперации на автоматизированном рабочем месте руководителя;
· разновидности использованияинформационных технологий для достижения оптимального управления;
· информационные технологиивзаимодействия со смежными уровнями иерархии системы управления.
Третий аспект
Умение работать в различных классах информационных систем управления(базы данных, экспертные системы, системы принятия решений, гипертекстовыесистемы, локальные и глобальные сети) и знать:
· структуру и функции автоматизированныхсистем управления различными объектами как основное средство руководителя;
· особенности управлениявысокоинформированным персоналом, где руководитель выступает как главныйэксперт;
· технологическую информационную средудля эффективной работы руководителя;
· информационные технологии,обеспечивающие формирование информационных ресурсов за счет комплексированияинформационных компонентов для разрешения проблемных ситуаций в результатеуправления натурными, модельными и экспертными методами исследований проблемныхситуаций./>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>Знания и уменияруководителя как пользователя компьютерных систем
Работа руководителя как пользователя компьютерных систем многогранна.
Чтобы руководителю стать квалифицированным пользователем компьютерныхсистем, необходимо знать:
· особенности представления управляемогопроцесса (УП) как объекта применения ПК;
· свойства и характеристики управляемогопроцесса как системы;
· функции и состав управляемых иуправляющих объектов;
· потоки информации в управляемомпроцессе;
· представление персонального компьютеракак функционального элемента управляющих и управляемых объектов в управляемомпроцессе;
· способы встраивания ПК в управляемыйпроцесс и образования автоматизированных технологических комплексов иавтоматизированных управляемых объектов;
· различные формы применения ПК в управляемомобъекте и управляющей системе при различных потоках информации в типовыхпроизводственных ситуациях;
· основные методы вычислительнойматематики, принципы алгоритмизации и программирования, что позволитпользователю ориентироваться в выборе способов решения типовых задач на ПК.
Навыки применения ПК в разработке, модернизации и развитии проектов,автоматизации технологических процессов, дадут руководителю-пользователюпредставление об общей структуре автоматизированных систем исследований, системавтоматизированного проектирования (САПР), управления технологическимипроцессами, гибкими производственными системами и автоматизированнымпроизводством, информационных систем, использующих глобальные информационныересурсы.
Знание особенностей применения ПК при организационно-экономическомуправлении, при согласованном управлении технологическими комплексами позволятпользователю учесть специфику управляемых объектов.
Если же пользователь владеет алгоритмическим языком, то он приобретаетновые качества, необходимые для эффективной постановки, алгоритмизации ирешения стоящих перед ним задач.
Вычислительные машины можно классифицировать:
· по техническим возможностям:
* микрокомпьютеры (на баземикропроцессоров и микро ЭВМ);
* малые и мини (ПК, ноутбуки);
* большие (мейнфреймы).
· по отношению к информационнойуправляющей системе:
* внешние (компьютеры, которые могутработать как в режиме персонального компьютера в диалоге с пользователем, так ив информационной управляющей системе в качестве управляющей ЭВМ в сети(серверы);
* встроенные (микропроцессоры, мини-ЭВМ,имеющие жестко заданные, неизменяемые параметры);
· по функциям в информационной системе:
* осуществляющие ввод, предварительнуюобработку информации и воздействующие на объект управления (обычно это встроеннаяв объект ЭВМ);
* осуществляющие сбор и предварительнуюобработку информации;
* центральная ЭВМ – осуществляющаяобработку информации и вырабатывающая воздействия на объект управления.
Освоение основ моделирования и оптимизации при проектировании системуправления технологическими процессами, методов оптимального планирования итехнико-экономического управления производствами и предприятиями, оптимальнойкоординации и согласованного управления взаимосвязанными производствами(технологическими комплексами и участками) расширяет границы инициативы итворческого участия руководителя в организации и осуществлении эффективногоуправления с использованием вычислительных машин. Эти знания и уменияопределяют направления разработки эффективной информационной стратегии иинформационных технологий управления.
В процессе управленческой деятельности с применением вычислительныхмашин для руководителя важно умение использовать разнообразные средстваметодического обеспечения, базы и банки данных, каталоги, справочники,руководящие материалы и стандарты для выбора эффективных методов в проектныхрешениях. Знание возможностей больших, малых и микро ЭВМ, информационных сетейи систем, систем сбора и обработки информации, приборов и средств автоматизацииуправления позволяет пользователю ориентироваться в выборе рациональныхструктур технического обеспечения. Сведения об информационном обеспечении ПК, осоставе и структуре баз и банков данных, о системах управления базами данных,необходимы руководителю в процессе выбора эффективного режима их работы.Структуру и свойства программного обеспечения компьютераруководитель-пользователь должен знать для уяснения возможностейпрограммирования задач, используя программы на алгоритмических языках высокогоуровня. В повседневной деятельности руководитель должен научиться эффективноприменять ПК для решения задач управления.
Знания и умения руководителя-пользователя должны конкретизироваться взависимости от характера его участия в процессе управления. С помощьюкомпьютера объектами изучения могут стать управленческие ситуации; основытехнологии решения различных производственных задач; диалоговые процедурывзаимодействия персонала с компьютером при решении задач управления. При этомиспользуются знания об основных принципах построения и характеристикахразличных форм применения вычислительной техники в виде различныхавтоматизированных систем в конкретных технологических процессах, возможностяхмикропроцессорной техники, датчиков, регуляторов. Пользователю придется взятьна вооружение численные методы решения типовых задач, методы моделирования иоптимизации решений по управлению производственным процессом; освоитьдиалоговые процедуры взаимодействия с проектировщиком системы, использующимсистемы автоматизированного проектирования. Задавшись целью более эффективногоотображения управленческих ситуаций, пользователь ПК может обратиться ксоответствующим программным средствам, поддерживающим работу в диалоговомрежиме с графическим отображением промежуточных и окончательных результатоврешения задач управления (визуализация объектов управления).
Если пользователь одновременно выступает перед разработчикоминформационных технологий систем управления (ИТСУ) как заказчик, то он долженполучить четкое представление об элементах системы разработки проектовприменения компьютерных средств, стадиях развития систем с ПК дляфункционирующих систем управления, методах технико-экономического обоснованияразных форм развития систем управления.
Если пользователю необходимо получить навыки самостоятельного развитияинформационной системы с использованием компьютерных средств, то он должензнать, как поставить задачу, как определить требования к модели управляемогопроцесса, составить принципиальную блок-схему алгоритма и сформулироватьтребования к программе реализации алгоритма, а в ряде простых случаев – уметьпо заданному алгоритму подготовить и отладить программу для системы управления.Особое внимание руководителю следует уделить возможностям использованиякомпьютерной техники в целях автоматизации управляемых объектов, а, значит, ипрограммному обеспечению компьютерных систем.
Отметим, что в сложной проблеме информатизации управляемых объектовважную роль играют знания руководителя в области проектирования компьютерныхсистем, что соответствует известному принципу участия в проекте «первогоруководителя». Выполнение указанного принципа гарантирует эффективностьсоздания и использования информационных технологий управления./>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/> Знания иумения руководителя как заказчика информационных технологий управления
Для того, чтобы руководитель приобрел статус заказчика информационныхсистем управления, он должен обладать знаниями о системах по следующимразделам:
Системофизика.Регламентирует физическиеосновы построения и функционирования систем:
· Материально-вещественные основы систем.Законы сохранения в системах. Ресурсообмен в системах и между системами;
· Энергетические основы систем. Видыэнергии для разных классов систем. Системы, сохраняющие и преобразующиеэнергию;
· Экономические основы систем сиспользованием сетевых компьютерных технологий;
· Информационные основы систем.Взаимосвязь материально-вещественных, энергетических и информационных свойствсистем.
Системология. Регламентируют логические основы построения систем:
· Виды логик построения и организациифункционирования систем (двоичная логика, аристотелева логика, многозначнаялогика, модальная логика, интуиционистская логика, нечеткая (размытая) логика);
· Логические принципы построения иразвития систем;
· Математические основы систем.
Системотехника. Регламентируют проектные и технологические основысистемостроения:
· Основы иерархии систем, ихраспределения по уровням;
· Состояние систем по фазам жизненногоцикла;
· Возможности разработки систем почастям;
· Интеграция систем по уровням и фазамжизненного цикла;
· Выбор соотношений между натурным,модельным и экспертным методами, используемыми при проектировании ифункционировании систем;
· Возможности отрасли системостроения ипорядок взаимодействия с ней заказчика в процессе создания и развития систем.
Важнейшая задача руководителя-заказчика информационных компьютерныхсистем управления – построение интегрированных систем для чего руководительдолжен знать и уметь использовать:
· частные представления и коллективныйопыт автоматизации процессов управления;
· шкалы для измерения целей и результатовсоздания и развития информационных систем;
· шкалы измерения свойств объектауправления и отображения требуемых свойств управленческого персонала,действующего в условиях применения компьютерных систем;
· шкалы оценки свойств организационных вкомпьютерных систем;
· способы построения системывзаимосвязанных шкал для многомерного шкалирования свойств интегрированныхсистем;
· методы выбора и организации частных иобщих источников данных, методики оценки их точности и использования вкомпьютерных системах управления;
· способы определения состава компонентовинтегрированной системы, их объединения, выбора шкалы оценки степениинтеграции;
· методы исследования систем управления,способы описания объектов управления.
Применение указанных знаний должно позволить решить проблемы многомернойоценки степени интегрированности (согласованности) системы управления как характеристикивозможности достижения целей управления.
Освоение руководителем знаний в области компьютерных информационныхтехнологий вызывает необходимость развития новых технологий системногомышления, которые отображают:
· способ преодоления сложности проблемнойситуации и сохранения целостности исследуемого управляемого объекта;
· описание объекта управления наконцептуальном уровне;
· поведенческие аспекты человеко-машинныхуправляемых объектов;
· взаимосвязь функций управления поуровням и по времени;
· логику и алгоритмы системногосогласованного управления и достижения системного синергетического эффекта;
· характеристику реализуемости задачуправления и достижения целей управления;
· результаты системного мышления;
· операции системного вида деятельности;
· спецификацию системы как источника ирешателя проблемных ситуаций./>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>Системные проблемныеситуации и их разрешение
Основным результатом использования информационных систем управленияявляется переход к регулярному анализу системных проблемных ситуаций (СПС).Отсутствие такого подхода ведет к решению частных задач, разрешению одних ипорождению новых проблемных ситуаций. Системная проблемная ситуация, такимобразом, ведет к исследованию вновь возникшей ситуации после разрешенияпредшествующей.
При анализе СПС особое внимание должно быть обращено на следующее:
· СПС, обусловленные проявлением внешнихисточников возмущения;
· СПС, обусловленные недостаточностью ипоиском ресурсов для компенсации возмущений;
· СПС при проявлении внутреннихисточников возмущения.
Компьютеры, как системообразующий фактор, создают возможность планомерноразрешать СПС, используя алгоритмы прогнозирования развития СПС и формируязапас информационных ресурсов для преодоления вновь возникающих СПС.
Системное мышление – это мышление,реализуемое в условиях действующих (существующих) ограничений на разных уровняхуправления. Системное мышление оперирует понятиями: система, подсистема,элемент, окружающая среда, отношение между элементами, структура, глобальнаяцель, локальные цели, критерии функционирования, целевое назначение, модель,уровень абстрактного представления, объект, подобъект, процесс, подпроцесс,операция.
На верхнем (концептуальном) уровне описания СПС системное мышлениеограничено только объективными законами внешнего мира (например, закономсохранения энергии, законами физики, законами экономики, например, закономопережающего роста производительности по сравнению с темпами роста заработнойплаты и т.д.).
Системное мышление осуществляет восхождение к абстрактному и приобретаетконкретность лишь на физическом уровне.
Системное мышление реализуется по следующей схеме:
· целевая система и СПС рассматриваютсякак части системы более высокого уровня, выясняется элементом какой системыявляется данная;
· исследуется целевое назначениесуществующей или создаваемой системы, выясняется для чего служит даннаясистема;
· система рассматривается как целостнаясовокупность элементов, способствующих достижению целевого назначения,выясняется каковы элементы системы, существенные для достижения цели;
· разделяются система и окружающая средаи определяется в каких условиях система должна выполнять свое целевоеназначение;
· внутри данной системы и в окружающейсреде отыскиваются противоборствующие системы, препятствующие выполнениюцелевого назначения, выясняются мешающие факторы;
· сложная система разбивается на рядвзаимосвязанных менее сложных систем;
· осуществляется разделение и созданиесистемы по частям для того, чтобы они были координируемы;
· управление ориентируется на получениесинергетического эффекта согласованного действия подсистем;
· вырабатываются средства ограниченияконфронтации подсистемы, предотвращения катастроф, связанных с неконтролируемымфункционированием и расширением систем;
· стимулируются процессы конкуренции исогласования действий подсистемы.
Таким образом, приобщение к компьютерным информационным технологиямуправленческого персонала существенно стимулирует развитие системного мышленияи исследования системных возможностей в процессах управления.
В процессе исследования системных проблемных ситуаций могут бытьвыделены фазы, приведенные на рис. 2.11. При этом на разных фазах развитияи разрешения СПС изменяется плотность информации, приходящейся на однуальтернативу, что требует создания информационных систем соответствующеймощности. Сущность отдельных фаз разрешения СПС состоит в следующем:
I – формирование СПС (спецификация альтернатив и определениеграниц ПС в исходной среде).
II – локализация СПС и отображениелокальной СПС в моделирующей среде, где сохраняется исходное распределениеплотности информации, приходящейся на альтернативу.
III – выбор альтернатив за счет повышения плотности информации,приходящейся на альтернативу, путем рационального соотношения между натурным,модельным и экспертным исследованием СПС.
IV – осуществление выбранныхальтернативных воздействий на объект управления.
В реальной ситуации выбор альтернатив при любой мощности информационнойсистемы возможен лишь с некоторым риском, поэтому пространство выбораальтернатив сопряжено с пространством риска, которое отображается наступлениемальтернативных рисковых событий при разрешении СПС.
Проявление скрытого риска, при разрешении СПС, обусловлено ошибками наосновных фазах жизненного цикла возникновения, развития и разрешения проблемныхситуаций.
События, обуславливающие изменение риска, оцениваются вероятностными,теоретико-множественными, теоретико-информационными моделями. Оценки рискамогут быть качественными и количественными,определяемыми выбранными шкалами измерения риска.
Примерами событий, образующих рисковое пространство, при анализе ирешении производственных ПС могут быть: риск ошибок при проектирования изделий;риск разработчика проектной и рабочей документации на продукцию; рискэкспериментального производства при изготовлении, установочной и головнойконтрольной партии продукции, испытании и доводке опытной партии продукции;риск технологических служб при разработке документации на технологическиепроцессы; риск научно-исследовательских и разрабатывающих служб при оценкеусловий использования продукции и ее эксплуатационных свойств, рискуправленческих служб при установившемся производстве, обусловленныйотклонениями от планомерного роста параметров эффективности, риск исчерпаниявозможностей принятых схем оптимизации управления.
События, обусловленные обращением продукции, могут порождатьальтернативы риска хранения, сбыта и доставки продукции; риска использования,эксплуатации и утилизации продукции.
Каждое из перечисленных событий пространства риска в свою очередьпредставляет собой многоальтернативную проблемную ситуацию, требующуюразрешения путем выбора допустимой альтернативы.
Таким образом, системный анализ процесса возникновения, развития иразрешения проблемных ситуаций выявляет две группы альтернатив, одна из которыхопределяет управляющиевоздействия, другая – риск. Этоприводит к необходимости выбора средств компенсации риска, порождаясоответствующие антирисковые проблемные ситуации.
Проблемные ситуации компенсации риска разрешают за счет избыточныхресурсов. В числе альтернатив компенсации риска – применение различных видовстраховых материальных ресурсов, запасов сырья, резервирование мощностей,различные формы группового и индивидуального использования резервов.Многоальтернативные сети вариантов использования ресурсов отображаютконцентрацию и скорости расхода ресурсов для компенсации риска, свойствавзаимозаменяемости различных видов ресурсов.
Компенсировать риск при разрешении проблемных ситуаций возможно нетолько за счет материальных, но и за счет информационных ресурсов.
Возможные существенно большие предельные скорости расхода информационныхресурсов при заданной точности данных, алгоритмов, моделей управления являютсяосновным источником эффективности разрешения проблемных ситуаций.
Проблемные ситуации, разрешаемые с использованием информационныхресурсов, задаются многоальтернативной вероятностной сетью вариантов.
При этом существует риск несвоевременного использования информационныхресурсов, риск их неверной интерпретации. Это требует выбора рациональногосоотношения между материальными и информационными ресурсами. Для компенсациириска различают проблемные ситуации с полным и частичным запасом информационныхресурсов. Это требует, в свою очередь, организации использования запасовинформационных ресурсов совместно с финансовыми, трудовыми, материальнымиресурсами, применяемыми для разрешения проблемных ситуаций.
Отдельную группу альтернатив компенсации риска образуют оперативныеинформационные ресурсы, формируемые непосредственно в процессе возникновения иразвития проблемной ситуации.
Для разных фрагментов ПС могут применяться отдельных процедурыкомпенсации риска. Для компенсации риска отдельных неформализуемых фрагментовпроблемных ситуаций могут применяться диалоговые процедуры экспертного выбораинформационных ресурсов. Для выбора ресурсов компенсации риска формализуемыхфрагментов проблемных ситуаций могут применяться процедуры физического(натурного) и математического моделирования.
Управление компенсацией риска на основе рационального соотношениянатурных модельных и экспертных исследований проблемных ситуаций реализуетсячерез компьютерные автоматизированные системы управления. Такие системы, преждевсего, ориентированы на формализованное описание проблемных ситуаций, котороеотображает особенности ПС как объекта моделирования, сложность, многосвязность,динамику, ситуационный характер процесса исследования ПС.
Использование формальных моделей ПС ориентирует разрешение ПС наконечные цели с компенсацией риска, например, путем представления процессаразрешения ПС как процесса динамического программирования при переводеуправляемого объекта в новое состояние.
Основные принципы исследования проблемных ситуаций связаны с учетомразвития (динамики) ПС, выявлением типовых свойств множества ПС при выборенаправлений совершенствования процессов управления. При этом системамногофакторного исследования выступает как основной источник информационныхресурсов для решения ПС.
Результатом систем исследования управленческих ПС являются данные,отображающие закономерности разрешения различных ПС, классы выявляемыхзакономерностей разрешения типовых ПС, общие черты методики использованиязакономерностей разрешения управленческих ПС разного уровня иерархии икомпенсации риска.
Для сложных многоуровневых динамических моделей ПС осуществляетсястратификация их описания в зависимости от исследуемых свойств ПС.
Модели ПС и управление разрешением ПС наиболее успешно используются дляопределения параметров ресурсов, компенсирующих риск неполного разрешенияпроблемных ситуаций. При этом различают модели ресурсов компенсации риска,связываемых в управляемом объекте, модели ресурсов компенсации риска за счетвзаимодействия управляемого объекта и управляющей системы, моделиинформационных ресурсов автоматизированной системы управления, повышающейплотность информации, приходящейся на альтернативу ПС.
Оценка информационных ресурсов в различных проблемных ситуацияхопределяется типом и характером многоальтернативной вероятностной сетивариантов. Перераспределение вероятностей выбора альтернатив на основенатурного, экспертного и модельного исследования ПС изменяет энтропийные оценкинеопределенности ПС, которые могут служить мерой информационных ресурсов.
Таким образом, потребность в анализе возникновения, развития иразрешения ПС ведет к необходимости создания автоматизированных систем. Первойиз комплексов таких систем является автоматизированная система научных ипроизводственных исследований и испытаний (АСНИ) для формирования моделей ПС иинформационных ресурсов для разрешения ПС. Основные функции, решаемые задачи,состав элементов, организация и правила разработки, и функционирования АСНИопределяются спецификой ПС как объекта управления и условиями разрешения ПС.Следующий комплекс информационных технологий управления связан с организациейавтоматизированного использования информационных ресурсов на основных фазахжизненного цикла ПС как управляемого объекта.
Примером такого класса автоматизированных систем для использованияинформационных ресурсов в проектных проблемных ситуациях являются системыавтоматизированного управления производством.
Далее необходимо применение комплексов автоматизированных системуправления технологическими процессами (АСУТП) как формы использованияинформационных ресурсов в производственно-технологических проблемных ситуациях,связанных с разрешением ПС, обусловленных отклонениями в процессах управления.
Комплексные автоматизированные системы управления гибкимавтоматизированным производством (ГАП) выступают как форма использованияинформационных ресурсов в проблемных ситуациях, связанных с изменением процессапроизводства и продукта, исключением персонала из производственных процессов(гибкие автоматизированные безлюдные производства).
Интегрированные системы управления выступают как форма согласованногоиспользования информационных ресурсов для самоорганизации структур систем иобъектов управления при разрешении сложных, многоуровневых проблемных ситуаций.При этом синергизм (согласованность) производственных процессов и выборструктуры синергетических производственных и управляющих процессов определяетразрешаемую проблемную ситуацию. В результате достигается системный эффектпревосходящий сумму локальных эффектов.
Во всех указанных классах автоматизированных систем и компьютерныхкомплексов ЭВМ выступает как технологическая машина для формированияинформационных ресурсов, их использования для разрешения проблемных ситуаций икомпенсации управленческого риска.
Свойства ЭВМ как технологической машины определяются объемом памяти иусловиями перехода из состояния в состояние, типом программного имикропрограммного управления; организацией потоков информации; способоминформационного отображения ПС с помощью различных программ (например, операциипорождения образа ПС, расширения и сужения пространства признаков и свойств ПС,выделения структурных компонент потоков информации); выбором схемы включенияЭВМ в информационный поток, способом преобразования информационных потоков спомощью ЭВМ и составом задач, решаемых в процессе преобразования информационныхпотоков при разрешении различных классов ПС.
Внутримашинная и внемашинная части информационногопотока выступают как системообразующий фактор в интегрированныхавтоматизированных системах управления. Предельные возможности измененияпараметров информационных потоков с помощью ЭВМ при формировании ииспользовании информационных ресурсов для разрешения проблемных ситуацийопределяют максимальную скорость расходов информационных ресурсов и тем самымвозможную плотность информационных ресурсов, приходящихся на одну альтернативуПС.
В различных интегрированных системах управления с помощью компьютеровподдерживаются типы информационных потоков с распределенными и сосредоточеннымипараметрами, взаимосвязанные и независимые потоки информации, что определяетсяспособом включения компьютеров в различные части контура управления.
В различных классах интегрированных систем управления ЭВМ могут бытьсвязаны со многими источниками и потребителями данных во внемашинном потокеинформации (компьютеры коллективного пользования), со многими потокамиинформации для одного источника и пользователя (персональные компьютеры,объектно-ориентированные вычислительные системы, встроенные в технологическийобъект управления (ТОУ) или организационный объект управления (ООУ)). Выборсоотношения между информационными свойствами объекта управления иинформационной мощностью вычислительной системы в интегрированных системахуправления, производящих информационные ресурсы, должны обеспечивать требуемыйвид преобразования потоков информации (однозадачный режим), множественныепреобразования потоков информации (многозадачный режим), пиковыйрежим с максимальной информационной мощностью.
В разных видах систем управления ЭВМ реализует однопрограммныйи многопрограммныйвнутримашинный и внемашинный потоки обмена данными, которые взаимодействуют сдругими ЭВМ в комплексном потоке информации в компьютерной сети.
Возможности ЭВМ как технологической машины в системе управления определяютинтерфейсы в информационных и программных компьютерных системах и сетевомобеспечении; протоколы взаимодействия ЭВМ; интерфейсы и протоколы ИТСУ в открытыхсистемах; протоколы специальных уровней взаимодействия при организации сложныхинформационных потоков в сетях. При этом, параметры потоков информации зависятот свойств:
· физического уровня взаимодействия ЭВМ в системах управления,обеспечивающего механические, электрические, функциональные соединенияэлементов информационного потока;
· канального уровня взаимодействия, обеспечивающего логическоесоединение элементов информационного потока;
· сетевого уровня взаимодействия, обеспечивающего коммутацию и выборнаправления информационного потока между ЭВМ;
· транспортного уровня взаимодействия, обеспечивающего передачу порцииинформационного потока между ЭВМ;
· сеансового уровня взаимодействия, обеспечивающего соединение иразъединение ЭВМ как элементов информационного потока в сети;
· представительского уровня взаимодействия, обеспечивающего интерпретациюпользователем информационного потока, реализуемого с помощью ЭВМ;
· прикладного уровня, обеспечивающего представление пользователю ЭВМ каксетевых терминальных комплексов для реализации требуемых функций обработки.
Таким образом, основная идея данной главы – ориентировать руководителяна необходимые ему компьютерные знания и умения, показать возможность иактуальность развития на этой основе системного мышления, обеспечить переход косуществлению управления не на основе решения отдельных задач, а путем комплексногоанализа проблемных ситуаций, использования прикладных компьютерных системобработки данных в виде ИТСУ, обеспечивающих повышение плотности информации обальтернативах проблемных ситуаций для формирования информационных ресурсов,принятия решений (выбор альтернатив) и компенсации управленческого риска./>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>Информационныетехнологии в управлении. Требования к менеджеру
информационный менеджер требование управление
В обществе произошли и происходят структурные и экономические перемены.Это приводит к выдвижению на передний план потребности в непрерывном и надежномконтроле над ситуацией, надежном поиске эффективных и оперативных решений,неожиданно возникающих и развивающихся проблем.
Развитие вычислительной техники привело к созданию высоконадежныхтехнических и программных средств, которые позволяют строить весьма сложныеинформационные системы. Обеспечение надежности в широком диапазоне условийчасто требуют ломки существующей на предприятии практики управления, а, иногданаоборот, требуется приспосабливаться к ней. Современную технику и программныесредства, гибкость и масштабируемость автоматизированных систем, построенных наих основе, может обеспечить лишь менеджер и руководитель, надежно владеющийвзаимосвязанным комплексом знаний и умений.
Информационные технологии вуправлении – подразумеваютприменения системуправления, построенных таким образом, чтобы надежноизвлекать из применения вычислительных машин в системах максимальную пользу,гарантированно достигать целей управления.
Для обеспечения надежной работы с системами управления менеджер ируководитель должны обладать комплексом знаний и умений, излагаемых далее:
1.      Менеджер должен иметь четкое представление о границахобъекта применения ЭВМ, владеть следующими понятиями и методами (рис. 2.12):
· Понятия, свойства и характеристикикомпьютерных систем. Функции и состав управляемых и управляющих объектов;
· Понятия об ЭВМ как функциональномэлементе управляемых объектов. Встроенные ЭВМ. Автоматизированные организационно-технологическиекомплексы;
· Понятия об ЭВМ как функциональномэлементе управляющих объектов. Автоматизированные управляющие объекты;
· Понятия о различных формах примененияЭВМ в управляемом и управляющем объектах при различных потоках информации в типовыхуправленческих ситуациях;
· Примеры конкретных систем с применениемЭВМ в определенном виде организационного и технологического процесса;
· Основные методы вычислительнойматематики, алгоритмизации и программирования типовых задач.
2.      Менеджер должен знать следующие основные схемы применения ЭВМ (рис. 2.13):
· Схемы применения ЭВМ при исследовании иэкспериментах с системами. Общую структуру автоматизированных системисследования (АСНИ);
· Схемы применения ЭВМ при разработкесистемных проектов, их модернизации и развитии. Общую структуру системыавтоматизации проектирования (САПР);
· Схемы применения ЭВМ прифункционировании различных управляемых процессов. Общую структуруавтоматизированных систем управления технологическими процессами (АСУТП),гибких программно-управляемых систем (ГПС);
· Схемы применения ЭВМ при управленииорганизационными и экономическими процессами. Общую структуруавтоматизированных систем управления предприятием (АСУП);
· Схемы применения ЭВМ при согласованномуправлении организационно-технологическими комплексами, производствами. Общуюструктуру интегрированных автоматизированных систем управления (ИАСУ) производствами;
· Схемы применения ЭВМ для обеспеченияэкологической безопасности. Общую структуру автоматизированного мониторинга.
3.      Менеджер должен уметь (рис. 2.14):
· На основе автоформализации своихпрофессиональных знаний осуществлять постановку задач АСУ, участвовать вразработке алгоритмов решения на ЭВМ типовых задач управления процессами;
· Осуществлять постановку и разрабатыватьблок-схему алгоритма решения на ЭВМ типовых задач моделирования и оптимизациипри проектировании новых производств и процессов;
· Осуществлять постановку и создаватьалгоритм решения на ЭВМ типовых задач моделирования и оптимизации приуправлении процессами;
· Осуществлять постановку и алгоритмрешения на ЭВМ типовых задач оптимального планирования и технико-экономическогоуправления производствами и предприятиями;
· Осуществлять постановку и алгоритмрешения на ЭВМ типовых задач оптимальной координации и согласованногоуправления взаимосвязанными производствами, комплексами и участками;
· Осуществлять постановку и алгоритмрешения на ЭВМ задач, обеспечивающих безотходный производственный процесс.
4.      Менеджер должен уметь использовать (рис. 2.15):
· Методическое обеспечение применения ЭВМв АСУ (каталоги, справочники, руководящие материалы и стандарты, типовыерешения для выбора направления применения ЭВМ в АСУ);
· Данные о техническом обеспечении (ТО)для сравнения характеристик больших, малых, микро ЭВМ, сетей ЭВМ, элементовгосударственной системы приборов и средств автоматизации управления (ГСП) привыборе типовых структур ТО систем с ЭВМ;
· Сведения об информационном обеспечениикомпьютерных систем, о составе и структуре баз и банков данных, о системахуправления базами данных в целях выбора режима их использования;
· Сведения о структуре и свойствахпрограммного обеспечения. Свойства программ и пакетов прикладных программ прирешении задач управления;
· Рекомендации по организационномуобеспечению надежных систем с применением ЭВМ, в том числе при отказе ЭВМ.
Требования к менеджеру длянадежной работы автоматизированных комплексов (рис. 2.16–2.21):
Менеджер, работающий напроизводстве, должен
ЗНАТЬ:
· производственные ситуации, требующиеприменения ЭВМ в различных формах;
· основы технологии решения задач на ЭВМ;
· диалоговые процедуры взаимодействия персоналас ЭВМ.
УМЕТЬ:
· поставить задачу, определить требованияк модели автоматизированного процесса;
· составить принципиальную блок-схемуалгоритма и требования к программе реализации алгоритма;
· ввести исходные данные для программы вЭВМ;
· регулярно использовать результатырешения задач на ЭВМ.
Менеджер, принимающий участие вразработках, должен
ЗНАТЬ:
· основные принципы построения ихарактеристики различных форм применения ЭВМ (АСНИ, САПР, ГАП, АСУТП, АСУП) впроизводственных процессах;
· численные методы решения типовых задач,методы моделирования и оптимизации на ЭВМ решений по управлению производственнымипроцессами;
· диалоговые процедуры взаимодействияпроектировщика с ЭВМ в составе САПР.
УМЕТЬ:
· выбирать программные и аппаратныесредства;
· исследовать и оптимизировать на ЭВМварианты решения по функционированию автоматизированных систем;
· соблюдать требования эффективногофункционирования АСУ.
Менеджер, занимающийся развитиемавтоматизированных
систем, должен
ЗНАТЬ:
· элементы системы разработки проектовприменения ЭВМ, стадии развития систем с ЭВМ, возможности компьютерной техники.
· содержание работ заказчика при развитиисистем с ЭВМ.
· методы технико-экономическогообоснования различных форм развития ЭВМ.
УМЕТЬ:
· разработать разделы техническойдокументации, содержащие требования по развитию систем с ЭВМ;
· участвовать в постановке вновь вводимыхзадач, решаемых на ЭВМ;
· достигать заданные в техническомзадании (ТЗ) характеристики надежности и производительности автоматизированныхсистем.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.