Федеральное агентство пообразованию
Государственноеобразовательное учреждение
Высшего профессиональногообразования
«Тихоокеанскийгосударственный университет»
Кафедра «Информатика»
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
Хабаровск, 2010
Содержание
1. Информация
2. Информатика
2.1 Зарождение информатики
2.2 Этапы развития
Литература
1. Информация
Лет тридцатьназад под информацией понимались сведения, передаваемые между людьми. Сейчас жеприходится слышать следующее “ мозг человека получил информацию об опасности,водитель по шуму двигателя получил информацию о его неисправности,вычислительные сети передают информацию...”
Вэнциклопедическом словаре по информатике Д.А. Поспелова дано следующееопределение информации: Информация — это содержание сообщения, сигнала,памяти, а также сведения, содержащиеся в сообщении, сигнале, или памяти.
В толковомсловаре по информатике В.И. Перешникова и В.М. Савинкова: Информация — Совокупность знаний о фактических данных и зависимостях между ними. Являетсяодним из видов ресурсов, используемых человеком в трудовой деятельности и быту.
Бурноеразвитие информатизации общества с одной стороны расширило понятие информатики,с другой, в зависимости от сферы информационной деятельности, систем, процессовконкретизирует его, внося индивидуальные характеристики.
Информатизацияобщества влечет за собой колоссально большую “емкость" понятия информациии, следовательно, большую степень неопределенности и избыточности.
Существуютдве концепции, дающие общее, целостное понимание информации: информация какнеотъемлемое свойство материи, ее атрибут (атрибутивная концепция), и какнеотъемлемая составляющая самоуправляемых (технических, биологических,социальных) систем, как функция этих систем (функционально-кибернетическаяконцепция)".
В любомслучае главным для человека является то, что информация необходима для познаниямира, является средством изучения реальной действительности и интеллектуальногоразвития общества и цивилизации в целом, является продуктом научного иобщественного познания.
В ведущихстранах распространена, так называемая, концепция третьего мира, согласнокоторой существуют три мира: первый — мир физических объектов, второй — состояний сознания и третий — мир знаний, теорий, идей, концепций, гипотез,экспериментов, художественных образов (мир объективного содержания мышления).Третий (последний), как главную составляющую, имеет информацию.
Для болееглубокого понимания информации необходимо определить понятия источник ипотребитель информации. и изучить связь между ними, выяснить каким образом онапередается от источника к потребителю, что является носителем информации.
Источником информации прежде всегоявляются природные объекты — планеты, звезды, люди, животные, растения, поля,луга, леса, по мере развития науки и техники — научные эксперименты,, технологическиепроцессы, технические системы (в частности, информационные системы).
Потребителями информации являютсялюди, животные, растения различные приборы, устройства, системы.
Разнообразиеисточников и потребителей информации привело к существованию различных форм еепредставления. символьной, текстовой, графической.Носители информации при передаче информации при хранении воздух бумага вода ткань электрический ток дерево эфир железо рентгеновский луч кремний луч света пластмасса
Видовинформации большое разнообразие. К основным видам информации относятся технологическая,научная, социальная, культурная, медицинская, семантическая др.
Все видыинформации имеют общие свойства и подчиняются одним и тем же закономерностям. Кобщим свойствам (характеристикам) информации относятся, — достоверность,значимость, долговечность, важность, ценность и т.п.
Информацияодин из главных общественных продуктов. Изменилось не только отношение к ней,но и характер и скорости ее использования. От науки или теории до практикипроходили десятки, иногда и сотни лет. Существовали научные открытия, жизненнонеобходимые для производства или сельского хозяйства. Внедрение же их впроизводство происходило с большим опозданием. Теперь же динамика развития народногохозяйства требует использования новых научных идей сразу же после их появленияи обработки. Все это приводит к необходимости автоматизации информационныхпроцессов.
информацияинформатика
2.Информатика
Термин«информатика» (Informatique) был заимствован из французского языка и ссередины 70-х годов прочно вошел в наш обиход.
Авторитетыутверждают, что информатика стала развиваться с середины нашего столетия,когда появились специальные устройства — компьютеры, ориентированные нахранение и преобразование информации. Именно с этого времени началось бурноеразвитие информатики.
Сейчас информатика— это наука, изучающая все аспекты получения, хранения, преобразования,передачи и использования информации. Под этим понятием объединяют ряднаучных направлений, исследующих разные стороны одного и того же объекта —информации.
Появлениевычислительных машин в 50-х гг. Сыграло большую роль в становлении информатики.Так как ЭВМ это прекрасное средство для хранения, обработки, информации.
Но синформацией люди оперировали уже задолго до появления компьютеров. Начиная сдревнего абака, дожившего до наших дней в виде конторских счетов, создавалисьприспособления для обработки числовой информации. Механические устройства типаарифмометров, счетные электрические клавишные машины, счетно-аналитическаятехника и многие другие приборы были нацелены на решение тех же задач, которыев полном объеме стали реализовываться в компьютерахИсторию компьютеров отсчитываютс 17 века.
Кромечисловой информации, существует и символьная информация представленная в видетекста: книги, отчеты, справки, письма и т. п. Для хранения и переработки такойинформации также придумывали и создавали различные приспособления и устройства.Простейшим примером может служить стойка с ящиками, в которых хранятсякарточки, несущие информацию. Такие каталоги можно встретить в любойбиблиотеке. Каталоги позволяют хранить информацию в систематизированном виде иоблегчают поиск информации.
Стремлениекак-то механизировать, а затем и автоматизировать процедуры, связанные споиском нужной информации в каталоге, привело к появлению приемов, вошедших варсенал специальной науки — документалистики. Именно в этот период синонимомслова информатика можно считать библиотечное дело. Долгие годы информатиказанималась теорией и практикой совершенствования библиотечного дела. Это былначальный нулевой этап современной информатики.
2.1Зарождение информатики
Корниинформатики надо искать еще глубже. В глубокой древности информацияпередавалась из уст в уста и тщательно оберегалась от конкурентов (информация осекретах мастерства ремесленника, целебные рецепты, секреты урожая и т.п.).Затем летописцы сначала на камнях, потом на глиняных табличках, потом напергаменте стали записывать эти секреты, информацию о своем времени, и делахсовременников. Информация хранилась в монастырях. Доступ к ней имели толькоопределенный, очень узкий круг людей. Так зарождалась информатика
2.2 Этапыразвития информатики
Шли годы, рособъём информации. С одной стороны — информацией стали обмениваться,создаются типографии и издательства для её распространения. С другой сторонына человека обрушился большой поток информации, часто не нужной, поэтому сталавозникать проблема ориентации в этом информационном потоке, поиска наиболееценной. С третьей стороны возникла проблема защиты интересов хозяевинформации, т.е. проблема защиты информации. Именно этот период можно считатьрождением информатики.
В развитииинформатики можно выделить этапы: 1) нулевой; 2) первый; 3) второй; 4) этапвсеобщей информатизации
Нулевойэтап:
Большой объеминформации ставит следующие проблемы:
— классификация информации
— хранение
— поиск
— обработка.
Как толькопоявились эти проблемы так и возникла область исследования которая сталазанималась решением этих проблемм, которую в дальнейшем назовут информатикой.Период с этого момента до появления ЭВМ будем называть нулевым периодом вразвитии информатики… На этом этапе информатика являлась базой библиотечногодела