Реферат по предмету "Информатика, программирование"


Информационные системы и технологии в банковской сфере

ПЛАН
 
1.   История созданияи основные характеристики системы SWIFT
2.   Основные принципысоздания АИС для банковской сферы
3.   Назначение иосновные возможности системы «клиент-банк»
4.   Информационныесистемы в финансово-экономической деятельности
5.   Основные понятиябаз данных и систем управления базами данных
6.   Проектированиебаз данных и работа с ними в Access
7.   Проектирование ииспользование запросов, отчетов, форм в Access
 

1.  История создания и основныехарактеристики системы SWIFT
SWIFT (Society for World-Wide Interbank Financial Telecommunications) — сообщество всемирныхмежбанковских финансовых телекоммуникаций является ведущей международнойорганизацией в сфере финансовых телекоммуникаций. Основными направлениямидеятельности SWIFT являются предоставлениеоперативного, надежного, эффективного, конфиденциального и защищенного отнесанкционированного доступа телекоммуникационного обслуживания для банков ипроведение работ по стандартизации форм и методов обмена финансовойинформацией.
В конце 1950-х годов врезультате бурного роста международной торговли произошло увеличение количествабанковских операций. Традиционные формы связи между банками (почта, телеграф)уже не могли справиться с объемами банковской информации. Значительное времятратилось на устранение неувязок в документах из-за различий банковскихпроцедур в разных банках, ошибок, возникающих при осуществлении межбанковскихопераций и необходимости многократных проверок. Естественной реакцией налавинообразный рост объемов информации на бумажных носителях явилась автоматизация.Однако по мере развития систем банковской автоматизации появляласьнеобходимость безбумажного обмена финансовой информацией между банковскимисистемами в то время, как различия в их построении и особенностях протоколоввзаимодействия не позволяли создать достаточно надежно работающую интегральнуюсистему связи и обработки информации. Кроме того, в области межбанковскихотношений полностью отсутствовала стандартизация.
Поиск более эффективныхсредств работы заставил в начале 1960-х годов собраться 60 американских иевропейских банков для дискуссии по поводу создания системы стандартизации вмеждународном банковском деле. Было принято решение, что конечной целью должностать использование компьютеров, средств телекоммуникаций, обеспечивающих болеенадежную, быструю и безопасную систему передачи банковской информации. В основупроекта были положены следующие требования:
·  платежныеоперации должны осуществляться без участия бумаг и как можно более рационально;
·  обмен информациеймежду банками должен быть значительно ускорен с использованием средствтелекоммуникаций;
·  должны бытьминимизированы типичные банковские риски (например, потери, ошибочноенаправление платежей, фальсификация платежных поручений и т.д.).
Инициатива созданиямеждународного проекта, который ставил бы своей целью обеспечение всем егоучастникам возможности круглосуточного высокоскоростного обмена банковскойинформацией при высокой степени контроля и защиты от несанкционированногодоступа, относится к 1968г. Несколько позже в 1972 г. эта инициатива официально была оформлена в проект. В том же году были выполнены расчеты, данырекомендации по созданию рентабельной системы обмена банковской информацией.Они сводились к следующему:
·  система должнаосновываться на создании международной сети и сетевой службы сервиса; настандартизации процессов, а также стандартизации форматов сообщений; настандартизации способов и оборудования подключения банков к сети:
·  для обеспечениярентабельности при стоимости передачи одного сообщения 0,15 долл. системадолжна обрабатывать не менее 100 000 сообщений в день с участием примерно 70банков;
·  система должнасодержать два независимых и связанных друг с другом распределительных центра иконцентраторы связи в каждой из стран-участниц.
В мае 1973 г. 239 банков из 15 стран в соответствии с бельгийским законодательством учредили SWIFT с целью разработки формализованныхметодов обмена финансовой информацией и создания международной сети передачиданных с использованием стандартизированных сообщений. Последующие четыре годабыли посвящены решению организационных и технических вопросов, и 9 мая 1977 г. состоялось официальное открытие сети. К концу года число банков-членов увеличилось до 586(против 513). Они обеспечивали ежедневный трафик до 500 000 сообщений.
В настоящее время SWIFTобъединяет 7407 банков и финансовых организаций, расположенных в 190 странахмира. Все они, независимо от их географического положения, имеют возможностькруглосуточного взаимодействия друг с другом 365 дней в году. Сейчас по сетиSWIFT ежедневно передается более 4,9 млн финансовых сообщений на общую сумму 5триллионов долларов США; к 2005 г. ожидается рост объема ежедневно передаваемыхдо 7 млн сообщений.
SWIFT является системойпередачи данных, организованной так, чтобы банки различных стран, оснащенныетерминалами разных моделей с различной скоростью работы, могли беспрепятственнопонимать друг друга.
Сообщения системы SWIFTсодержат поля, идентифицирующие всех участников передачи информации и платежей.В настоящее время определены 7 категорий сообщений, включающих более 70 типов.Каждый тип сообщений ориентирован на максимально полное и точное отражениетребований по представлению и продаже данных, которые могут возникнуть впрактике банков, использующих эти сообщения, то есть исполняющих операцииподобного рода. Текст сообщения состоит из полей, часть которых являетсяобязательными, некоторые поля заранее пронумерованы. Дополнительная информация(для полных указаний) при необходимости располагается в полях “опциональных”(необязательных). Сообщения, как правило, передаются от одного пользователяSWIFT, другому, но имеются и “системные сообщения”, позволяющие пользователямвзаимодействовать с коммуникационной системой и системе с пользователем. Такимобразом, системные сообщения используются для запроса определенных действий иполучения специальных счетов, для поиска сообщений в базе данных, для учебных итренировочных целей. Коммуникационная система SWIFT может направлять запросы иожидать ответы пользователя или информировать его о состоянии систем, ееобновлении, новых услуг и прочее.
Вся специфика системы SWIFT, как система финансовыхмежбанковских коммуникаций, отражается в категориях, группах и типах сообщений.Каждое сообщение состоит из 4-х составляющих: заголовка, текста, удостоверения,окончания. Так, заголовок содержит восьми или одиннадцатизначный адрес банкаполучателя, код терминала отправителя, текущий пятизначный номер, которыйвыполняет контрольную и защитную функцию, а также трехзначный код сообщения сдвузначным кодом приоритета. Вид сообщения определяется трехзначным цифровымкодом, первая цифра соответствует категории операции, лежащей в основесообщения. Для обозначения валют применяется трехзначный буквенный код,разработанный ISO (International Organisation for Standardisation). Две первыебуквы обозначают страну, а последняя — валюту соответствующей страны. Всесообщения автоматически шифруются, как только они вводятся в коммуникационнуюсеть, что обеспечивает секретность информации. В сообщении, кроме того,содержится “удостоверение”, которое гарантирует, что текст сообщения неподвергся изменениям в процессе передачи. Банк заказчика информируетбанк-отправитель в необходимости послать сообщение и переводит ему соответствующуюсумму. Банк получателя при приеме сообщения переводит эту сумму на счетрасчетного банка, осуществляемого платежи. Расчеты между банком-отправителем ибанком-получателем осуществляется с помощью счета, который открывается в одномиз них для другого. Кто для кого открывает счет, зависит от типа валюты, вкоторой производятся расчеты. Если платежи осуществляются в валюте государства,в котором находится банк-получатель, то он вносит соответствующую сумму в дебетсчета банка-отправителя в своем банке. Наоборот, если платежи осуществляются ввалюте государства, в котором находится банк-отправителя, то он открывает усебя счет банка-получателя и предоставляет ему кредит на соответствующую сумму.Уведомление банков-корреспондентов о платежах осуществляется специальнымисообщениями. Если в организации связи участвуют четыре банка посредника, то всообщениях идентифицируется банк-заказчика, расчетный банк и корреспондентыотправителя и получателя. При этом идентификаторы отправителя и получателя втексте сообщений не указываются, так как они находятся в его заголовке.
Техническаяинфраструктура системы SWIFT представлена компьютерными центрами,расположенными по всему миру, соединенными высокоскоростными линиями передачиданных, которые выделены из государственных, национальных или коммерческихсетей связи. Сердцем сети — системы являются два обрабатывающих центра: вГолландии и США, которые соединяются с автономными региональными процессорами,установленными, как правило, в каждой из вступивших в систему страны.
В силу специфическихтребований, предъявляемых к конфиденциальности передаваемой финансовойинформации, сеть SWIFT обеспечивает высокий уровень защиты сообщений. SWIFTиспользует широкий диапазон профилактических и надзорных мероприятий дляобеспечения целостности и конфиденциальности ее сетевого трафика,бесперебойного обеспечения доступности ее услуг пользователям.
2.  Основные принципы создания АИС длябанковской сферы
Автоматизация банковскихтехнологий в новых рыночных условиях стала складываться в начале 1990-х годов,когда появились коммерческие банки. Развитие процесса автоматизации привело кпредложению разнообразных банковских систем, что обусловлено не столькомножеством фирм-разработчиков, но и различием самих банков по выполняемымфункциям, структур банковского дела.
Создание ифункционирование автоматизированных банковских технологий основывается насистемотехнических принципах, отражающих важнейшие положения теоретическойбазы, которая включает ряд смежных научных дисциплин и направлений. К нимотносятся экономическая кибернетика, общая теория систем, теория информации, экономико-математическоемоделирование банковских ситуаций и процессов, анализ и принятие решений.
Банковские технологии какинструмент поддержки и развития банковского бизнеса создаются на базе рядаосновополагающих принципов: комплексный подход в охвате широкого спектрабанковских функций с их полной интеграцией; модульный принцип построения,позволяющий легко конфигурировать системы под конкретный заказ с последующимнаращиванием; открытость технологий, способных взаимодействовать с различнымивнешними системами (системы телекоммуникации, финансового анализа и др.),обеспечивать выбор программно-технической платформы и переносимость ее надругие аппаратные средства; гибкость настройки модулей банковской системы иадаптация их к потребностям и условиям конкретного банка; масштабируемость,предусматривающая расширение и усложнение функциональных модулей системы помере развития бизнес-процессов (например, поддержка работы филиалов и отделенийбанка, углубление анализа и т.д.); многопользовательский доступ к данным вреальном времени и реализация функций в едином информационном пространстве;моделирование банка и его бизнес-процессов, возможность алгоритмическихнастроек бизнес-процессов; непрерывное развитие и совершенствование системы наоснове ее реинжиниринга бизнес-процессов.
Создание или выборавтоматизированных банковских систем (АБС) связаны с планированием всейсистемной инфраструктуры информационной технологии банка. Под инфраструктуройАБС понимается совокупность, соотношение и содержательное наполнение отдельныхсоставляющих процесса автоматизации банковских технологий. В инфраструктурекроме концептуальных подходов выделяются обеспечивающие и функциональныеподсистемы. К обеспечивающим относят: информационное обеспечение, техническоеоснащение, системы связи и коммуникации, программные средства, системыбезопасности, защиты и надежности и др. Функциональные подсистемы реализуютбанковские услуги, бизнес-процессы и любые комплексы задач, отражающиесодержательную или предметную направленность банковской деятельности. Созданиеавтоматизированных банковских технологий помимо общесистемных(системотехнических) принципов требует учета особенностей структуры, спецификии объемов банковской деятельности. Это относится к организационномувзаимодействию всех подразделений банка, которое вызывает необходимостьсоздания многоуровневых и многозвенных систем (головной банк, его отделы,филиалы, обменные пункты, внешние структуры), со сложными информационнымисвязями прямого и обратного направления.
Другой характернойособенностью банковских технологий является многообразие и сложность видовобеспечения автоматизации деятельности банка.
Автоматизированныебанковские системы (АБС) создаются в соответствии с современнымипредставлениями об архитектуре банковских приложений, которая предусматриваетразделение функциональных возможностей на три уровня. Верхний уровень(Front-office) образуют модули, обеспечивающие быстрый и удобный вводинформации, ее первичную обработку и любое внешнее взаимодействие банка склиентами, другими банками, ЦБ, информационными и торговыми агентствами и т.д.Средний уровень (Back-office) представляет собой приложения по разнымнаправлениям внутрибанковской деятельности и внутренним расчетам (работу скредитами, депозитами, ценными бумагами, пластиковыми карточками и т.д.).
Нижний уровень(Accounting) это базовые функции бухгалтерского учета, или бухгалтерское ядро.Именно здесь сосредоточены модули, обеспечивающие ведение бухгалтерского учетапо всем пяти главам нового плана счетов. Разделение банка на front-office иback-office основывается не столько на функциональной специфике обработкибанковских операций (сделок) и принятия решений (обобщения и анализа), сколькона самой природе банка как системы, с одной стороны, фиксирующей, а с другой — активно влияющей на экономическое взаимодействие в финансово-кредитной сфере.
Основные этапы созданияАБС требуют: проведения функционального и информационного обследованиядеятельности банка; формирования требований к системе и их анализ; разработкиструктурно-функциональной модели банка; разработки информационной модели банка;детальной структуризации АБС, общесистемного проектирования, постановок задач;программирования, отладки, внедрения, эксплуатации, сопровождения.
Наработанный в Украинеопыт создания АБС к настоящему времени имеет ряд особенностей. Охарактеризуемглавные из них.
Прежде всего, этоориентация системы на работу с проводками. Теперь явно прослеживается отход отчисто бухгалтерского построения АБС на основе операционного дня.Высокотехнологичная АБС — это эффективное средство контроля над настоящим ипрогнозирование будущего развития финансово- кредитной деятельности банка. Влюбом западном банке такая система является жизненно необходимой составляющей вкаждом звене банковской деятельности.
Сложились и реализуютсяпри создании АБС и АИТ два концептуальных подхода к реализации банковскихфункций. Первый строится на узкой, ограниченной основе, которая воплощает туили иную идею. Например, построение АБС ведется по принципу удовлетворениятребований пользователей. Построение АБС на основе документооборота приводит кснижению эффективности банковской технологии в угоду этой идее. Без должногоуровня проработки и моделирования бизнес- процессов происходит механическое наращиваниезадач, функций, услуг. Противоположный подход основан на самостоятельномописании и построении пользователями с помощью средств АИТ банковскихбизнес-процессов и документооборота. Этот подход отличается значительнойтрудоемкостью, усложняет настройку системы, нередко приводит к выхолащиваниюбанковской специфики. В результате система может потерять свою ценность дляконечного пользователя.
Трудности выбораконцептуальной основы заключаются в том, что на украинском банковском рынкепрактически нет устоявшихся технологий. Автоматизация всегда отражаетсложившийся технологический уровень банковского дела. Именно поэтому на выходелюбых сколь угодно масштабных проектов комплексной АБС появляются системы наоснове операционного дня и бухгалтерского учета.
Обращение к западнымсистемам сопряжено с еще большими проблемами и трудностями: адаптация АБС к украинскойпрактике, неготовность банковского персонала к западным методам работы и т.д.Внедрение зарубежной АБС чревато полномасштабной внутрибанковской модернизацией.Напрашивается вывод о необходимости разумного сочетания различныхконцептуальных подходов.
В качестве примера такогоподхода можно привести следующий. Автоматизация должна поддерживать устойчивоепоступательное развитие банка на всех этапах его роста. В этих целяхпредлагается целое семейство совместимых АБС, каждая последующая из которыхрасширяет и совершенствует функциональные возможности предыдущей. Концепцияпоэтапного движения от младших систем к старшим названа технологическоймагистралью. Процесс внедрения каждой последующей системы опирается на опыт,наработанный на предыдущем этапе. В финансовом отношении тем самым соблюдаетсяпринцип сохранения и развития инвестиций. Рассмотренный подход позволяетпостепенно подниматься до уровня систем мирового класса, преодолевать следствиямноголетней оторванности Украины от мировой банковской практики.
Для выработки идеологиитребуется создание многоуровневой функциональной модели работы банка,объединяющей ряд уровней и звеньев: организационный для внешних и внутреннихпотребностей (Front-office, Back-office, Accounting), системный (базовоеучетное ядро, функциональные и сервисные подсистемы), архитектурные (сервер,клиентские приложения) и т.д. Кроме того, модель банка должна учитывать, чтопредоставление банковских услуг, их программно-техническое и технологическоеобеспечение осуществляется на уровне физических и юридических лиц вне банка,внутри банка и на межбанковском уровне.
К первому уровню можноотнести: автоматизацию взаимодействия типа «клиент — банк», филиаловс банком, обменных пунктов; обслуживание с помощью пластиковых карт и расчетовв торговых точках; использование средств для работы с денежной наличностью(банкоматы и другие средства). На втором уровне находится управление денежнымии другими операциями, которые формируют прикладные (потребительские) свойстваАБС, реализуемые внутри банков. К третьему уровню относится деятельностьрасчетно-кассовых центров, автоматизированных расчетных палат, межбанковских расчетныхпалат, клиринговых центров, обеспечение межбанковских расчетов и т.п.
К настоящему времениавтоматизация информационных технологий большинства коммерческих банковпредставляет собой набор различных функциональных подсистем (модулей) и рабочихмест. Эти разнородные по сложности, содержательной нагрузке компонентывзаимодействуют между собой информационно. Организация и поддержаниеинформационного взаимодействия различных локальных программно-техническихкомпонентов является сложной проблемой. Такая структура многих АБС являетсяследствием подхода к их разработке, который преобладал в банковской сфере впредыдущие несколько лет. Суть этого подхода заключалась в том, что банк помере возникновения необходимости приобретал или разрабатывал самостоятельнопрограммно-технические комплексы, автоматизирующие различные участки банковскойдеятельности. При таком подходе многие важнейшие проблемы банковских технологийзачастую приходилось решать внесистемными, локальными методами и средствами,например, автоматизацию фондовых операций, расчетов по пластиковым картам,анализ и принятие решений и т.д. Неполные с системотехнической точки зрениякомплексы автоматизации весьма дороги, сложны в эксплуатации и развитии. Крометого, уровень таких АБС все больше отстает от уровня развития банковской сферы.
Итак, оптимальнаяорганизация банковских услуг, продуктов и бизнес-процессов возможна в условияхкомплексного подхода к автоматизации информационных технологий с учетомперспективы развития банковского дела, на базе полностью интегрированных АБС. Втаких системах весь спектр банковских технологий реализуется в едином информационномпространстве внугрибанковского и внебанковского взаимодействия.
3.  Назначение и основные возможностисистемы «клиент-банк»
Систему«Клиент-Банк» нельзя назвать новинкой — эту услугу банкипредоставляют уже в течение 6-7 лет. По оценкам самих банкиров, за это время насистему перешло около 20% клиентов. Потенциальных пользователей условно можноподелить на две категории. Первая — региональные предприятия, не имеющие возможностипостоянно ездить в банк, хотя бы потому, что они удалены от него. Вторая — предприятия, расположенные в крупных городах, но осуществляющие очень многооперативных платежей.
«Клиент-Банк»дает возможность не только своевременно проводить платежи, но и поройэкономить. Ведь у отечественных банков разная ценовая политика. Некоторые неберут плату за установление программного обеспечения, другие при переходеклиента на систему «Клиент-Банк» освобождают его от платы заобслуживание.
Нетединодушного подхода и к собственно программному обеспечению. При том, что всеже подавляющее большинство отечественных банков покупает программноеобеспечение «Клиент-Банка» у разработчиков, некоторые самиразрабатывают свои системы.
Система«Клиент-Банк» относится к системам удаленного банковскогообслуживания (УБО). Кроме нее, сюда входят Интернет-банкинг и телебанк.
«Клиент-Банк»является программно-техническим комплексом, который позволяет предприятиюруководить своим счетом с компьютера, установленного в офисе предприятия. Банкиразрабатывают программы «Клиент-Банк» самостоятельно, или покупаютуже готовую программу у организации, владеющей правами на нее, иприспосабливают к собственной автоматизированной банковской системе (далее — АБС), или получают программу при покупке АБС.
Посколькусвязь между компьютером клиента и компьютерной сетью банка осуществляется припомощи телефонных линий общего пользования, система «Клиент-Банк»должна соответствовать требованиям НБУ по защите электронных банковскихрасчетов. Каждый программный комплекс «Клиент-Банк» проходит в НБУпроверку на соответствие требованиям безопасности передачи информации и другимтехническим требованиям, при успешном результате которой разработчик получаетсертификат соответствия. Это необходимо для того, чтобы предотвратитьнесанкционированный доступ к счету клиента третьих лиц или доступ клиента кдругим банковским счетам, кроме тех, которые указаны в договоре наобслуживание.
/>Основнойфункцией «Клиент-Банка» является предоставление возможности предприятиюпроводить платежи со своего текущего счета в банке, не посещая банк, из офисапредприятия.
Кроме того,«Клиент-Банк» позволяет:
·   осуществлять мониторинг денежныхсредств на текущем счете. То есть уполномоченный работник предприятия (какправило, это лица, наделенные правом первой и второй подписи на платежныхдокументах) может, не посещая банк, контролировать движение средств на текущемсчете, выяснять личность плательщика и назначение платежа. Благодаря этомуможно, к примеру, оперативно отгружать продукцию потребителям по факту ееоплаты;
·   получать выписки с текущего счета;
·   получать от банка ежедневныеофициальные курсы иностранных валют, используемых при бухучете операций;
·   вести справочник своих контрагентовпо платежам и справочник назначения платежа. Эти справочники позволяютзначительно быстрее формировать платежные документы, поскольку отпадаетнеобходимость вновь заносить информацию в каждый документ — готовый шаблонпереносится в платежный документ из справочников;
·   получать от обслуживающего банкауведомления о новых банковских услугах, текущих процентных ставках по кредитами депозитам, другую информацию, которую банк считает нужным оперативно доводитьдо клиентов. Возможно и обращение клиента к обслуживающему банку. Эта функцияпозволяет предприятию и банку оперативно обмениваться информацией. />/>Основные преимущества системы«Клиент-Банк»
Во-первых, удобство.Ведь в «Клиент-Банке» автоматизирована подготовка таких документов,как платежное поручение, мемориальный ордер, заявка на перевод валюты. Видэлектронных документов, отраженных в интерфейсе пользователя, максимальноприближен к бумажным, что значительно упрощает пользование системой. Как ибумажные, электронные платежные документы, отправляемые в банк, подписываютдолжностные лица предприятия, но вместо обычной используется электроннаяподпись, хранящаяся на дискетах.
Во-вторых, оперативность.При пользовании «Клиент-Банком» увеличивается скорость прохожденияплатежей (если операционист банка подтверждает электронный документ клиентасразу при его поступлении в банк). Высокая оперативность обусловлена тем, что,как указывалось выше, платежное поручение в электронном виде готовится одинраз, причем это делает не операционист банка, а работник предприятия. Крометого, не нужно готовить первичные платежные документы на бумажных носителях.Вместо них раз в неделю готовится реестр электронных документов. Понятно, чтоотпадает необходимость в ежедневных визитах в банк для проведения безналичныхплатежей. Это экономит время и средства.
В-третьих, мобильность.Пользование «Клиент-Банком» делает общение с банком неограниченным вовремени, поскольку технические возможности большинства программных комплексовпозволяют круглосуточно отправлять документы в банк и просматривать полученныеоттуда.
Средстваинформационной безопасности современных систем «Клиент-Банк» прикорректном их использовании гарантируют надежную защиту системы отнесанкционированного доступа и модификации информации, передаваемой потелефонным каналам связи.
/>Нарядус очевидными преимуществами, «Клиент-Банк» имеет и некоторыенедостатки.
Поскольку«Клиент-Банк» устанавливается на четко определенном компьютере, топеревод денежных средств с использованием системы требует присутствия в этомместе руководящих лиц предприятия, наделенных правом первой и второй подписи. Впротивном случае руководители предприятия вынуждены открыть электронную подписьдругим лицам, что увеличивает опасность несанкционированного использованиясредств на текущем счете. В отличие от «Клиент-Банка», системаИнтернет-банкинга позволяет подписывать электронные документы с различныхкомпьютеров, имеющих доступ к сети Интернет, и таким образом обеспечиваетпользователям определенную пространственную свободу.
Кроме того,могут возникнуть ошибки при переносе информации из «Клиент-Банка» вАБС банка, если эти системы создавались различными разработчиками. Поэтомусоветуем поинтересоваться, насколько совместимы программный комплекс«Клиент-Банк» и АБС, используемая в банке.
4.  Информационные системы вфинансово-экономической деятельности
Эффективноеуправление предприятием в современных условиях невозможно без использованиякомпьютерных технологий.   Информационная система — взаимосвязанная совокупность средств,методов и персонала, используемых для хранения, обработки и выдачи информации винтересах достижения поставленной цели.
Экономическаяинформационная система(ЭИС) — это совокупности внутренних и внешних потоков прямой и обратнойинформационной связи экономического объекта, методов, средств, специалистов,участвующих в процессе обработки информации и выработке управленческих решений.
Автоматизированной информационнойсистемой (АИС)называется комплекс, включающий вычислительное икоммуникационное оборудование, программное обеспечение, лингвистическиесредства, информационные ресурсы, а также персонал обеспечивающий поддержкудинамической информационной модели предметной области для удовлетворенияинформационных потребностей пользователей.
В автоматизированных ИС часть функцийуправления и обработки данных выполняется компьютерами, а часть человеком.
Вуправленческой, экономической, финансовой, правовой сферах широко используетсяинформация, представляющая собой неструктурированную информацию (помимоструктурированной информации, организованной в БД, находящихся под управлениемСУБД). Информационные ресурсы представляют собой отдельные документы иотдельные массивы документов в информационных системах (библиотеках, архивах,фондах, банках данных, других видах информационных систем). К ним относятсярукописные, печатные и электронные издания, содержащие нормативную,распорядительную, фактографическую, справочную, аналитическую и др. информациюпо различным направлениям общественной деятельности (законодательство,политика, демография, социальная сфера, наука, техника, технология и т.д.).
Дляоднопользовательских АС характерно использование следующих баз данных:
·   локальные реляционные базы данных,находящиеся под управлением одной или нескольких СУБД (Microsoft Access, FoxProи т.п.) и предназначенные для решения пользователем прикладных задач сиспользованием собственного или покупного специального программного обеспеченияна его АРМе;
·   локальные базы неструктурированнойинформации (текстовых и табличных документов, созданных пользователемсредствами Microsoft Word и Microsoft Excel, полученных по электронной почте,на машинных носителях, а также документов, полученных в результате решенияпользователем прикладных задач с использованием информации реляционных базданных), организованные и хранящиеся в виде каталогов и подкаталогов на егоАРМе;
·   базы данных, размещенные на удаленныхПК в федеральных и международных сетях, к которым организован доступ самимпользователем со своего АРМ (если АРМ подключен к государственным имеждународным сетям передачи данных).
Современныеавтоматизированные информационные системы представляют собой, как правило, ЛВС,подключенные к государственным и международным сетям передачи данных.Пользователь ЛВС использует не только вышеперечисленные локальные базы данных,но и распределенные:
·   реляционные базы данных на сервереЛВС, находящиеся под управлением одной или нескольких СУБД;
·   базы неструктурированной информации(документов, созданных и полученных разными пользователями ЛВС), организованныеи хранящиеся в виде каталогов и подкаталогов на сервере ЛВС;
·   базы данных различных приобретенныхАС, установленные в ЛВС и доступные всем пользователям сети;
·   базы данных, размещенные на удаленныхПК в государственных и международных сетях, к которым организован доступ длявсех пользователей ЛВС.
Значительнаячасть неструктурированной информации в вышеназванных базах является, какправило, гипертекстовыми и гипермедиа-документами, объединенными с помощьюгиперссылок в гипертекстовые базы данных.
В последниегоды находят все более широкое применение так называемые геоинформационныесистемы. Геоинформационные системы (ГИС)–это интегрированные в единойинформационной среде электронные пространственно-ориентированные изображения(карты, схемы, планы и т.п.) и базы данных (БД). В качестве БД могутиспользоваться таблицы, паспорта, иллюстрации, расписания и т. п. Такаяинтеграция значительно расширяет возможности системы и позволяет упроститьаналитические работы с координатно-привязанной информацией. Принципиальнымотличием ГИС является наличие в них картографических данных местности, регионаи т.д., к которым привязывается остальная информация системы. Геоинформационныесистемы уже широко используются в управлении градостроительством, транспортом,природными ресурсами и т.п.
Длясовременного этапа развития информационных технологий характерно наличиеразнообразных инструментальных средств и покупного специального программногообеспечения, которыми может овладеть любой пользователь, а такженаличиебольшого количества промышленно функционирующих БД коммерческих организаций,органов государственной власти и местного самоуправления, предприятий иорганизаций.
Такаяситуация позволяет при создании многих АС отказаться от проектирования иразработки собственных реляционных баз данных и собственного специальногопрограммного обеспечения. Использование современных инструментальных средствпозволяет пользователю самостоятельно (без помощи системного программиста)организовывать со своего АРМ доступ к различным информационным ресурсам,например, создавать каталоги нормативно-правовых актов, каталоги адресовWWW-серверов Интернета и т.п. Появление ОПО последних версий позволяетпользователю организовывать доступ к различным ресурсам АРМ и ЛВС черезгиперссылки (по принципу “паутины”) взамен иерархического принципа доступа(принципа “дерева”).
Распределеннаясистема организации баз данных предполагает наличие соответствующей технологиидоступа пользователей к информационным ресурсам, ориентированной, прежде всего,на вычислительные модели типа «клиент-сервер».
Технология«клиент-сервер» предполагает разделение функций обработки данных натри группы: функции ввода/вывода и отображения данных; прикладные функции,характерные для данной предметной области; функции хранения и управленияданными. Каждая группа функций выполняется отдельным логическим компонентом.
Различия вреализации приложений в рамках «клиент-сервер» определяютсямеханизмом использования и распределения между компьютерами в сети этихкомпонент, в соответствии с этим выделяют три подхода, реализованные в моделях:
·   модель доступа к удаленным данным(Remote Data Access-RDA), в которой компонент представления и прикладнойкомпонент совмещены и выполняются на одном компьютере. Запросы к информационнымресурсам направляются по сети к удаленному компьютеру, который обрабатываетзапросы и возвращает блоки данных. Эта модель является самой простой итрадиционно используется в локальных вычислительных сетях, где скорость обменадостаточно высока, однако она неприемлема при работе в среде низкоскоростныхканалов передачи данных. Поскольку вся логика локализована на одном компьютере,то приложение нуждается в передаче по сети большого, часто избыточного объемаданных, что существенно повышает загрузку информационной системы в целом иможет привести к длительному блокированию данных от других пользователей;
·   модель сервера базы данных (DataBaseServer-DBS), которая строится в предположении, что процесс, выполняемый накомпьютере-клиенте, ограничивается функциями представления, в то время каксобственно прикладные функции реализованы в хранимых непосредственно в базеданных процедурах, выполняющихся на компьютере-сервере БД. ПреимуществаDBS-модели перед RDA заключаются в очевидном снижении сетевого трафика. ОднакоDBS-модель не обеспечивает требуемой эффективности использования вычислительныхресурсов в случае нескольких серверов;
·   модель сервера приложений(Application Server-AS), в которой процесс, выполняющийся в компьютере-клиенте,реализует функции первой группы. Прикладные функции выполняются на удаленномкомпьютере. Доступ к информационным ресурсам, необходимым для решенияприкладных задач, обеспечивается тем же способом, что и в RDA модели. AS-модельне требует обеспечения миграции прикладных функций между серверами, чтозначительно облегчает администрирование системы в целом, однако, дляобеспечения достаточной скорости обработки данных сервер приложений и сервер БДдолжны находится в одной ЛВС или быть соединены по выделенному каналу.
На практикечасто для создания более гибких и динамичных систем используются смешанныемодели.
Компьютер-клиенти компьютер-сервер могут работать в условиях ЛВС и быть абонентами глобальнойкомпьютерной сети, общаясь между собой по организуемому виртуальному каналуили, используя для этого (при снижении требований на реактивность системы)электронную почту.
В настоящеевремя существует целый ряд программных средств, как системных, так иприкладных, реализующих описанные выше модели. Стоит отметить такие пакеты, какOraclе SQL Server и Sybase SQL Server для платформы NetWare, продукт MicrosoftWindows NTSQL Server, Oracle для среды Unix, Lotus Notes. Все эти программныесредства работают на различных платформах (на машинах с процессорами Intel, наRISC-серверах и станциях производства HP, DEC и т.д.), в различных операционныхсредах.
В зависимостиот территориального расположения абонентских систем вычислительные сети можноразделить на три основных класса:
·  глобальные сети(WAN — Wide Area Network);
·  региональные сети(MAN — Metropolitan Area Network);
·  локальные сети(LAN — Local Area Network).
Глобальнаявычислительная сеть объединяет абонентов, расположенных в различных странах, наразличных континентах. Взаимодействие между абонентами такой сети может осуществлятьсяна базе телефонных линий связи, радиосвязи и систем спутниковой связи.Глобальные вычислительные сети позволят решить проблему объединенияинформационных ресурсов всего человечества и организации доступа к этимресурсам.
Региональнаявычислительная сеть связывает абонентов, расположенных на значительномрасстоянии друг от друга. Она может включать абонентов внутри большого города,экономического региона, отдельной страны. Обычно расстояние между абонентамирегиональной вычислительной сети составляет десятки — сотни километров.
Локальнаявычислительная сеть объединяет абонентов, расположенных в пределах небольшойтерритории. В настоящее время не существует четких ограничений натерриториальный разброс абонентов локальной вычислительной сети. Обычно такаясеть привязана к конкретному месту. К классу локальных вычислительных сетейотносятся сети отдельных предприятий, фирм, банков, офисов и т. д.Протяженность такой сети можно ограничить пределами 2-2,5 км.
Объединениеглобальных, региональных и локальных вычислительных сетей позволяет создаватьмногосетевые иерархии.
Ониобеспечивают мощные, экономически целесообразные средства обработки огромныхинформационных массивов и доступ к неограниченным информационным ресурсам. Нарис. 1 приведена одна из возможных иерархий вычислительных сетей. Локальныевычислительные сети могут входить как компоненты в состав региональной сети,региональные сети — объединяться в составе глобальной сети и, наконец,глобальной сети могут также образовывать сложные структуры.
/>
Рис. 1Иерархия компьютерных сетей
Компьютернаясеть Internet является наиболее популярной глобальной сетью. В ее состав входитмножество свободно соединенных сетей. Внутри каждой сети, входящей в Internet,существуют конкретная структура связи и определенная дисциплина управления.Внутри Internet структура и методы соединений между различными сетями дляконкретного пользователя не имеют никакого значения.
Персональныекомпьютеры, ставшие в настоящее время непременным элементом любой системыуправления, привели к буму в области создания локальных вычислительных сетей.Это, в свою очередь, вызвало необходимость в разработки новых информационныхтехнологий.

5.  Основные понятия баз данных и системуправления базами данных
База данных –это организованная структура, предназначенная для хранения информации. В современных базах данных хранятсяне только данные, но и информация.
Этоутверждение легко пояснить, если, например, рассмотреть базу данных крупногобанка. В ней есть все необходимые сведения о клиентах, об их адресах, кредитнойистории, состояние расчетных счетов, финансовых операциях и т.д. Доступ к этойбазе данных имеется у достаточно большого количества сотрудников банка, носреди них вряд ли найдется такое лицо, которое имеет доступ ко всей базе полностьюи при этом способно единолично вносить в нее произвольные изменения. Кромеданных, база содержит методы и средства, позволяющие каждому из сотрудниковоперировать только с теми данными, которые входят в его компетенцию. В результатевзаимодействия данных, содержащихся в базе, с методами, доступными конкретнымсотрудникам, образуется информация, которую они потребляют и на основаниикоторой в пределах собственной компетенции производят ввод и редактированиеданных.
С понятиембазы данных тесно связано понятие системы управления базой данных. Это комплекспрограммных средств, предназначенных для создания структуры новой базы,наполнение ее содержимым, редактирование содержимого и визуализации информации.Под визуализацией информации базы понимается отбор отображаемых данных всоответствии с заданным критерием, их упорядочение, оформление и последующаявыдача на устройства вывода или передачи по каналам связи.
В миресуществует множество систем управления базами данных. Несмотря на то, что онимогут по-разному работать с разными объектами и предоставляют пользователюразличные функции и средства, большинство СУБД опираются на единый устоявшийсякомплекс основных понятий.
Подход кпостроению СУБД значительно видоизменялся на протяжении почти 40 лет. На сменуВЦ предприятия и АСУП на их основе пришли персональные компьютеры и настольные(персональные) системы управления базами данных, затем с развитием коммуникацийпоявились распределенные системы и концепции управления крупными предприятиями- корпорациями на основе бизнес-процессов.
При этом вусловиях динамичного изменения бизнес-процессов в последние годы сформировалсяряд определенных требований к функциональным возможностям тех СУБД,производители которых стремятся поддерживать свои продукты на высоком, конкурентоспособномуровне.
1.Создаваемые средствами СУБД приложения должны обладать высокой степеньюмобильности и легко переноситься на разные компьютерные и сетевые платформы.
2.Коммуникационный обмен данными становится асинхронным, а информационные процессыдлительными, и поэтому возникает необходимость журнализации состояния базданных и проведения возможного отката/восстановления для расширенных временныхрамок (дни, недели).
3. СредстваСУБД должны допускать возможность гибкого варьирования архитектуры различных ИСдля соблюдения разумного компромисса при разделении функциональных возможностейсистемы между рабочими станциями клиентов и серверами.
4. Создание«менеджеров процессов» может быть эффективным только в такихусловиях, когда средства программирования СУБД объектно-ориентированы ивозможно создание стабильных приложений при динамичном изменении маршрутизациисквозь эти задачи.
5.Производителям СУБД следует обеспечить соответствие поставляемых ими продуктовоткрытым стандартам взаимодействия.
6. Расширениебизнес-процессов за пределы одной компании и необходимость создания глобальныхинформационных связей выдвигает серьезную задачу поддержки высокой степениготовности систем, работающих 24 часа в сутки все 365 дней в году.
Перечисленныетребований к СУБД как к интегрирующим звеньям информационных систем новойархитектуры позволяют взглянуть на существующие ныне на рынке продукты разныхпроизводителей под соответствующим углом зрения. Адекватность предлагаемыхсегодня СУБД новым требованиям определит для их будущих владельцев и клиентовпреимущества создаваемых ИС, их гибкость, мобильность, возможность легкойперестройки и, в конечном счете, способность к выживанию.
6.  Проектирование баз данных и работа сними в Access
В деловой или личнойсфере часто приходится работать с данными из разных источников, каждый изкоторых связан с определенным видом деятельности. Для координации всех этихданных необходимы определенные знания и организационные навыки. MicrosoftAccess объединяет сведения из разных источников в одной реляционной базеданных. Создаваемые формы, запросы и отчеты позволяют быстро и эффективнообновлять данные, получать ответы на вопросы, осуществлять поиск нужных данных,анализировать данные и печатать отчеты. Система база данных в MS Accessпредставляет собой совокупность инструментов для ввода, хранения, просмотра,выборки и управления информацией. К этим средствам относятся таблицы, формы,отчеты, запросы. В MS Access поддерживаются два способа создания базы данных.Вы можете создать пустую базу данных, а затем добавить в нее таблицы, формы,отчеты и другие объекты. Такой способ является наиболее гибким, но требуетотдельного определения каждого элемента базы данных. Кроме этого имеетсявозможность создать с помощью мастера базу данных определенного типа со всеминеобходимыми таблицами, формами и отчетами. Так как MS Access содержит большойвыбор подготовленных для вас баз данных, второй способ во многих случаях можетоказаться предпочтительным. В обоих случаях у Вас останется возможность в любоевремя изменить и расширить созданную вами базу данных.
Система Access — этонабор инструментов конечного пользователя для управления базами данных. В еесостав входят конструкторы таблиц, форм, запросов и отчетов. Эту систему можнорассматривать и как среду разработки приложений. Используя макросы или модулидля автоматизации решения задач, можно создавать ориентированные напользователя приложения такими же мощными, как и приложения, написанныенепосредственно на языках программирования. При этом они будут включать кнопки,меню и диалоговые окна. Программируя на языке VBA, можно создавать такие мощныепрограммы, как сама система Access.
Создание приложений безпрограммирования с использованием макросов Access. Пользователи электронныхтаблиц и баз данных должны быть знакомы со многими ключевыми понятиями,используемыми в Access. Прежде чем приступить к работе с каким-либо программнымпродуктом, важно понять его возможности и типы задач, для решения которых онпредназначен. Microsoft Access (далее — просто Access) — это многогранныйпродукт, использование которого ограничено только воображением пользователя.
В Access в полной меререализовано управление реляционными базами данных. Система поддерживаетпервичные и внешние ключи и обеспечивает целостность данных на уровне ядра (чтопредотвращает несовместимые операции обновления или удаления данных). Крометого, таблицы в Access снабжены средствами проверки допустимости данных,предотвращающими некорректный ввод вне зависимости от того, как он осуществляется,а каждое поле таблицы имеет свой формат и стандартные описания, что существеннооблегчает ввод данных. Access поддерживает все необходимые типы полей, в томчисле текстовый, числовой, счетчик, денежный, дата/время, MEMO, логический,гиперссылка и поля объектов OLE. Если в процессе специальной обработки в поляхне оказывается никаких значений, система обеспечивает полную поддержку пустыхзначений.
База данных – этосовокупность структурированных и взаимосвязанных данных и методов,обеспечивающих добавление выборку и отображение данных. Система СУБД Access является универсальным средством длясоздания и обслуживания базы данных, обеспечения доступа к данным и ихобработки.
Каждая база данныххранится в виде файла с расширением*.mdb.
База данных создаетсяпользователем для решения определенных задач. Работа над созданием БД должнаначинаться с постановки задач и целей, основных функций, выполняемых БД иинформации, содержащейся в ней. Эта работа выполняется внекомпьютерной сфере.При проектировке таблиц нужно помнить, что информация в таблице не должнадублироваться, не должно быть повторений и между таблицами. Если определеннаяинформация хранится только в одной таблице, то и изменять ее придется только водном месте. Это делает работу более эффективной, а также исключает возможностьнесовпадения информации в разных таблицах.
Основные цели,преследуемые при создании реляционной БД:
1. обеспечить быстрыйдоступ к данным в таблицах;
2. исключить ненужноеповторение данных, которое может являться причиной ошибок при вводе инерационального использования дискового пространства компьютера;
3. обеспечениецелостности данных таким образом, чтобы при изменении одних объектовавтоматически происходило соответствующее изменение связанных с ними объектов.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.