Оглавление
Введение
Глава 1. Общие задачи формирования ииспользования
Глава 2. Информационные ресурсы,централизованно формируемые для органов власти
Глава 3. Государственные регистры икадастры
Глава 4. Информационное обеспечениерегиональных и муниципальных органов власти
Заключение
Список использованных источников илитературы
ВВЕДЕНИЕ
Понятие «информационныересурсы» определено в Законе «Об информации, информатизации и защитеинформации». В соответствии с ним к государственным информационным ресурсамотносят находящиеся в собственности РФ и субъектов РФ отдельные документы иотдельные массивы документов, созданные за счет средств федерального бюджета.
В органах государственнойвласти субъектов РФ и муниципальных органах за последнее время создано большоеколичество различных собственных информационных ресурсов в виде массивовдокументов, баз данных и информационных массивов, которые можно разделить наследующие категории:
· Информация оземельных ресурсах.
· Информация обобъектах недвижимости.
· Информация оюридических лицах.
· Информация офизических лицах.
· Документынаучно-технической информации.
· Нормативно-правовыедокументы.
· Социально-экономическиеи финансовые показатели административно-территориальных единиц и хозяйственныхсубъектов.
ОБЩИЕЗАДАЧИ ФОРМИРОВАНИЯ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ
Информационные ресурсы (ИР)формируются во всех органах власти. В настоящее время в органах государственнойвласти федерального и регионального уровней накоплены значительные объемы ИР.При этом для их формирования и использования характерны следующие тенденции:
· Резкоевозрастание потребностей органов государственного управления в объективной,достоверной и современной информации о реальном положении дел, как вподведомственных, так и в смежных отраслях, регионах, городах, предприятиях;
· Активное развитиеи внедрение в повседневную практику современных информационных технологий;
· Недостаточностьтолько сбора информации, поскольку принятие эффективных управленческих решенийвозможно лишь с применением оперативно функционирующего аналитического аппарата,позволяющего вскрывать причинно-следственные связи явлений и прогнозироватьситуации, вырабатывать варианты решений и оценивать их, контролироватьисполнение;
· Повышениетребований к информационной прозрачности самих органов власти.
На решение указанныхпроблем в основном и направлена реализация Федеральной целевой программы«Электронная Россия», а также аналогичных региональных программ («ЭлектроннаяМосква», «Электронная Чувашия» и др.). ИР в сфере государственного управленияпроблемно ориентированы на такие предметные области данных, как экономика,социальная сфера, межрегиональная и региональная политика, международныеотношения, развитие науки, культуры, образования и здравоохранения, судебная иправоохранительная система, кризисные и чрезвычайные ситуации, обеспечениенациональной безопасности, общественно-политическая сфера.
Целевой функцией созданияИР для органов государственной власти России является обеспечение идентификациисостояния социально-экономических процессов и явлений (проблем), возможностейпринятия решений на основе содержащихся в них сведений. Достижение указанныхцелей требует решения проблемы консолидации ИР органов власти России.
До сих пор информация,являющаяся основой для достижения социально-экономических целей, разобщена поразличным ведомствам. Результаты ее применения оторваны друг от друга исовместно не используются. Близость тематики баз данных, на которые опираютсяорганы государственной власти, часто приводит к дублированию сбора информации,а значит, и к увеличению затрат всех видов. Большинство БД дублируется влокальных вычислительных сетях (ЛВС) или автономных персональных компьютерах, иколлективные ИР составляют всего лишь незначительную часть совокупного ресурса.
В качестве техническойосновы консолидированного ИР была предложена информационно-телекоммуникационнаясистема специального назначения (ИТКС), предназначенная для поддержки процессовпринятия решений в сфере государственного управления, обеспеченияинформационного обслуживания и взаимодействия федеральных и региональныхорганов исполнительной власти друг с другом, а также со странами СНГ.
В настоящее время ужепрактически реализован ряд базовых информационных объектов ИТКС. В 76 субъектахРФ и 23 министерствах и ведомствах федерального уровня функционируют первыеочереди информационно-аналитических центров. На созданных объектах ведутсяработы по формированию распределенного информационного фонда системы.Разработаны единая система классификации и кодирования информации и технологияавтоматизированного наполнения распределенного информационного фонда ИТКС.Реализуется поэтапная интеграция информационных фондов министерств и ведомствРоссии. Особое значение имеет консолидация фондов, в первую очередь ГоскомстатаРоссии, Минтруда России, МВД России, Минфина России, Минэкономразвития России,ГТК России, других федеральных министерств и субъектов РФ.
В то же время нереализован эффективный доступ к информационному фонду ИТКС. Информационныйобмен между министерствами и ведомствами осуществляется по взаимнымсоглашениям, не разработаны нормативно-методические документы, регламентирующиепорядок доступа к этим фонда. Отсутствуют нормы, правила и мотивация активногонаполнения консолидированного ИР. Необходимо в ближайшее время принять меры поорганизации эффективной межведомственной координации формирования ииспользования основных видов ИР. Эти меры могут быть предприняты в ходереализации ФЦП «Электронная Россия». Действительно, в рамках «ЭлектроннойРоссии» разрабатываются концептуальные и программно-технологические основыинтеграции ИР органов власти. В качестве платформы для интеграции предлагаютсяоткрытые стандарты на основе XML и UDDI.
Концепция интеграции(Общегосударственных информационных ресурсов (ОГИР)) заключается в созданиирепозиториев метаданных для БД органов власти, включающих сведения осовпадающих или пересекающихся сущностях и свойствах. Один пилотный проект потакой интеграции реализуется на базах данных, содержащих сведения о физическихлицах, имеющихся в паспортно-визовых службах, загсах и паспортных столах ЖКХ.Другой проект направлен на интеграцию данных органов здравоохранения имедицинского страхования.
Однако для серьезныхрезультатов по интеграции ресурсов органов власти таких пилотных проектов явнонедостаточно. Для упорядочения использования ИР необходимо законодательнозакрепить единый перечень видов информации, определив их соотношение, механизмыреализации и установления ответственности за нарушение режимов доступа, а такжетехнологию изменения этих режимов. При этом должна быть создана четкаянормативная база обеспечения доступа внешних пользователей к общественнозначимой информации, генерируемой в ведомственных структурах. Еераспространению препятствует традиционная для России тяга информационнойзакрытости ведомственных структур. В принятой в 2000г. «Доктрине информационнойбезопасности Российской Федерации» одной из основных угроз названо«неправомерное ограничение доступа граждан к открытым ИР федеральных органоввласти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органовместного самоуправления». Эта опасность связана с более общей политическойугрозой препятствования развитию в России гражданского демократическогообщества. Организация эффективного контроля за соблюдением нормативных актов,определяющих права граждан и организаций на доступ к информации должна статьодной из целей подготавливаемой административной реформы в части управленияинформатизацией.
В последнее времяусилились предпосылки для продвижения в этом направлении. ПостановлениеПравительства РФ «Об обеспечении доступа к информации о деятельностиПравительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти»от 12 февраля 2003г. №98 определило перечень видов информации, обязательной дляопубликования федеральными органами исполнительной власти. Ввиду важностиданного документа для обеспечения информационной прозрачности органов властиприведем этот перечень с некоторыми сокращениями [41].
«Перечень сведений одеятельности Правительства РФ и федеральных органов исполнительной власти(ФОИВ), обязательных для размещения в информационных системах общегопользования».
I. Сведения одеятельности Правительства РФ
1. Федеральныезаконы, указы Президента РФ и иные нормативные правовые акты, составляющиеправовую основу деятельности Правительства РФ.
2. Нормативныеправовые и иные акты Правительства РФ.
3. Сведения орешениях судов о признании недействующими актов Правительства РФ.
4. Сведения осоставе, задачах и деятельности координационных и совещательных органов,образуемых Правительством Российской Федерации.
5. Общие сведения опринятых Правительством РФ федеральных целевых программах (наименование, цели,основные задачи, заказчики, головные исполнители, объем финансирования, сроки иожидаемые результаты реализации).
6. Сведения озаконопроектной деятельности Правительства.
7. Сведения опрограммах и планах деятельности Правительства.
8. Сведения обофициальных визитах и рабочих поездках Председателя Правительства и членовПравительства, а также правительственных делегаций.
9. Сведения омероприятиях, проводимых в официальной резиденции Правительства, и инаяинформация о повседневной деятельности Правительства.
10. Текстыофициальных выступлений и заявлений Председателя Правительства и членовПравительства.
11. Повестка днязаседания Правительства, а также сведения о материалах к заседаниюПравительства и его итогах.
12. Сведения орешениях, принятых на заседаниях Правительства, и их исполнении.
13. Сведения овзаимодействии с иными органами государственной власти РФ, общественнымиобъединениями, политическими партиями, профессиональными союзами и другимиорганизациями, в том числе международными.
14. Перечни и текстымеждународных договоров и соглашений РФ, заключенных (подписанных)Правительством.
15. Сведения обосновных показателях социально-экономического развития РФ и исполнениифедерального бюджета.
16. Обзоры обращенийграждан и организаций в Правительство, обобщенная информация о результатахрассмотрения таких обращений и принятых мерах.
17. Сведения огосударственной службе в Аппарате Правительства.
18. Сведения оПредседателе и членах Правительства, руководителях ФОИВ, заместителяхРуководителя Аппарата Правительства, руководителях структурных подразделенийАппарата Правительства, а также руководителях организаций и органов,образованных при Правительстве Российской Федерации (фамилии, имена, отчества ипо согласованию с указанными лицами – биографические данные).
19. Сведения озадачах и функциях структурных подразделений Аппарата Правительства,организации и органов, образованных при Правительстве.
20. Телефоны иадресные реквизиты (почтовый адрес, адрес электронной почты и др.)подразделения по работе с обращениями граждан Аппарата Правительства, сведенияо порядке его работы, телефоны справочной службы.
II. Сведения одеятельности федеральных органов исполнительной власти (ФОИВ)
21. Федеральныезаконы, указы Президента Российской Федерации, акты Правительства и иныенормативные правовые акты, регулирующие сферу деятельности ФОИВ и определяющиезадачи, функции, права, обязанности ФОИВ и его территориальных органов.
22. Акты(постановления, приказы, распоряжения, правила, инструкции, положения и др.)ФОИВ.
23. Сведения орешениях судов о признании недействующими актов ФОИВ.
24. Сведения огосударственной регистрации Министерством юстиции Российской Федерациинормативных правовых актов ФОИВ в случаях, установленных законодательством.
25. Порядокдеятельности ФОИВ, его территориальных органов и подведомственных емуорганизаций по обеспечению реализации определенных законодательством прав,свобод и свободных интересов граждан.
26. Сведения ореализации федеральных целевых программ, заказчиком или исполнителем которыхявляется ФОИВ.
27. Сведения обофициальных визитах и рабочих поездках руководителей и официальных делегацийФОИВ.
28. Сведения обофициальных мероприятиях, организуемых ФОИВ и его территориальными органами.
29. Текстыофициальных выступлений и заявлений руководителя и заместителей руководителяФОИВ, его территориальных органов.
30. Перечни исущественные условия договоров гражданско-правового характера, заключенных ФОИВс организациями.
31. Сведения омеждународных договорах и соглашениях, в реализации которых принимает участиеФОИВ.
32. Сведения опроектах федеральных законов, федеральных целевых программ и концепций,разрабатываемых ФОИВ.
33. Аналитическиедоклады и обзоры информационного характера и деятельности ФОИВ.
34. Сведения овзаимодействии ФОИВ, его территориальных органов и подведомственных емуорганизаций с иными органами государственной власти РФ, общественнымиобъединениями, политическими партиями, профессиональными союзами и другимиорганизациями, в том числе международными.
35. Обзоры обращенийграждан и организаций в ФОИВ, обобщенная информация о результатах рассмотрениятаких обращений и принятых мерах.
36. Сведения обосновных показателях, характеризующих ситуацию в отрасли, входящей в сферуведения ФОИВ, и динамику ее развития.
37. Прогнозы,подготовленные ФОИВ, его территориальными органами и подведомственными емуорганизациями в соответствии с их компетенцией.
38. Официальнаястатистическая информация, собранная и обработанная ФОИВ и его территориальнымиорганами.
39. Сведения оботкрытых конкурсах, аукционах, тендерах, экспертизах и других мероприятиях,проводимых ФОИВ, его территориальными органами и подведомственными емуучреждениями, в том числе:
· условия ихпроведения;
· порядок участия вних физических и юридических лиц;
· составыконкурсных комиссий, создаваемых ФОИВ, его территориальными органами иподведомственными ему учреждениями для проведения конкурсов на поставку товаров(выполнение работ, оказание услуг) для государственных нужд;
· протоколызаседаний конкурсных комиссий;
· порядокобжалования решений, принятых ФОИВ, его территориальными органами и подведомственнымиему учреждениями.
40. Формы заявлений,принимаемых ФОИВ и его территориальными органами к рассмотрению в соответствиис законодательством Российской Федерации, в том числе с нормативными правовымиактами ФОИВ.
41. Перечниинформационных систем общего пользования и банков данных, находящихся в веденииФОИВ, его территориальных органов и подведомственных ему учреждений, а такжеперечни информационных ресурсов и услуг, предоставляемых гражданам иорганизациям.
42. Сведения обисполнении федерального бюджета ФОИВ.
43. Сведения онаправлениях расходования средств иностранной технической помощи,предоставляемой по проектам, осуществляемым с участием ФОИВ.
44. Сведения орезультатах проверок, проведенных ФОИВ, его территориальными органами иподведомственными ему учреждениями в пределах их компетенции, а также проверок,проведенных в этих органах и организациях.
45. Сведения осостоянии защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и о принятыхмерах по обеспечению их безопасности, о прогнозируемых и возникших чрезвычайныхситуациях, о приемах и способах защиты населения от них, а также иные сведения,подлежащие доведению ФОИВ до граждан организаций в соответствии с федеральнымизаконами.
46. Сведения огосударственной службе в ФОИВ.
47. Сведения оруководителях ФОИВ, его структурных подразделений, зарубежных представительств,территориальных органов и подведомственных ему организаций (фамилии, имена,отчества и по согласованию с указанными лицами — биографические данные).
48. Структура ФОИВ,сведения о задачах и функциях его структурных подразделений, телефонысправочной службы и адресные реквизиты ФОИВ, его структурных подразделений,территориальных органов и подведомственных ему организаций.
49. Сведения оборганизациях, подведомственных ФОИВ.
50. Телефоны иадресные реквизиты подразделений по работе с обращениями граждан ФОИВ, еготерриториальных органов и подведомственных ему организаций, сведения о порядкеработы этих подразделений.
51. Переченьзарубежных представительств ФОИВ, их телефоны и адресные реквизиты.
52. Сведения обучастии ФОИВ в реализации международных договоров РФ, межведомственныхмеждународных договоров и программ международного сотрудничества.
53. Переченьмеждународных организаций, в деятельности которых принимает участие ФОИВ.
Понятно, что полноевыполнение этих требований в существенной степени повысит прозрачностьроссийского государства. Нужно в то же время признать, что это Постановлениевыполняется совершенно недостаточно. К концу 2003г. лишь несколько ведомств(точнее, 6 из 50) более или менее полно отразили на своих сайтах требуемуюинформацию.
ИНФОРМАЦИОННЫЕРЕСУРСЫ, ЦЕНТРАЛИЗОВАННО ФОРМИРУЕМЫЕ ДЛЯ ОРГАНОВ ВЛАСТИ
ИР для обеспеченияорганов государственной власти федерального и регионального уровней до 2002г. формировалисьГлавным управлением информационных систем (ГУИС) и Главным управлениеминформационных ресурсов (ГУИР) ФАПСИ при Президенте РФ. После проведенной в2003г. реорганизации основная часть подразделений ГУИС и ГУИР была передана вСпециальную службу связи и информации (Связь России) при Федеральной службеохраны России. По имеющимся сведениям, функции указанных структур в частиформирования ресурсов после реорганизации существенно не изменились.
Информационные ресурсывключают фонды:
· социально-экономическойинформации о РФ и ее регионах;
· информации очрезвычайных ситуациях на территории РФ;
· правовойинформации;
· социально-экономическойинформации, который, в свою очередь, объединяет три фонда:
информационно-аналитическихдокументов – ФИАД;
показателейинформационной телекоммуникационной системы специального назначения – ФПИТКС;
результатов анализаобщественного мнения «Барометр».
ФИАД имеет режимудаленного доступа (включая режим реального времени) к информации, находящейсяв центральной базе Главного информационно-аналитического центра НИИ «Контур»,что дает возможность органам власти создать на его основе собственныеинформационные фонды в рамках ситуационных, региональных и ведомственныханалитических центров. ФИАД состоит из 3 тематических разделов.
Первый – «Аналитическиедокументы» включает порядка 3000 материалов. Массив предназначен дляобеспечения пользователей информационно-аналитическими документами осоциально-экономической и общественно-политической ситуации в России, ее регионах,странах СНГ и ближнего зарубежья. Раздел содержит информацию по аспектам:
· проблемыэкономики России и ее регионов;
· состояниеотраслей экономики и социальной сферы;
· социально-экономическоеположение регионов накануне и после выборов органов государственной властисубъектов РФ;
· проблемыбезопасности России;
· финансово-кредитнаясфера, инвестиции внешнеэкономические связи;
· кризисныеситуации в экономике, политике, социальной сфере, финансах, в том числечрезвычайные ситуации и экология.
Второй раздел –«Региональная статистика» предназначен для обеспечения пользователейинформационно-аналитическими документами по вопросам социально-экономического иобщественно-политического развития регионов России, подготовленными порезультатам анализа статистической информации, представляемой региональнымиорганами государственной статистики. Раздел содержит информацию по аспектам:
· общие сведения;
· промышленноепроизводство;
· финансы,капиталовложения;
· агропромышленныйи строительный комплексы;
· транспорт исвязь;
· внешнеэкономическиесвязи, торговля;
· рыночнаяинфраструктура;
· чрезвычайныеситуации.
Третий раздел – «Портретрегиона» имеет объем порядка 300 документов. Массив предназначен дляобеспечения пользователей информационно-аналитическими документами по вопросамсоциально-экономического и общественно-политического развития регионов России.Раздел включает подразделы:
· общие сведения,
· социально-экономическаяи общественно-политическая ситуация,
· социальная сфера,
· кризиснаяситуация.
Ежемесячно пользователямпо их запросам предоставляется информация объемом от 500 до 5000 документов.
Количество пользователейв 75 субъектах РФ – 176.
Фонд показателей ИТКС основан на перечне, включающем данныео социально-экономической и общественно-политической ситуации, потопливно-энергетическому комплексу (ТЭК), по разделам «Финансы»,«Внешнеэкономическая деятельность». Он предназначен для хранения числовыхзначений по показателям, характеризующим социально-экономическое иобщественно-политическое положение регионов России и РФ в целом. Фонд содержитцифровые данные более чем по 900 показателям, структурированным в двенадцатиразделах: макроэкономика; финансы, кредит, бизнес; приватизация;внешнеэкономическая деятельность; промышленность; сельское хозяйство; капитальноестроительство; транспорт; уровень жизни; потребительский рынок; демография изанятость населения; экология.
ГОСУДАРСТВЕННЫЕРЕГИСТРЫ И КАДАСТРЫ
Важнейшей частью системыгосударственных информационных ресурсов РФ являются государственные регистры икадастры. До сих пор не существовало единого перечня государственных регистрови кадастров, хотя отдельными законами и постановлениями принимались решения осоздании тех или иных кадастров. Впервые такой перечень появился в проекте«Концепции использования информационных технологий и деятельности федеральныхорганов государственной власти до 2010г.», опубликованной в ноябре 2003г.
Регистры выступают вкачестве основного источника информации об объектах государственногоуправления, совместно используемых заинтересованными органами государственнойвласти.
Огромное значение длярешения широкого спектра экономических, социальных, политических задач имеетинформация о субъектах (т.е. об юридических и физических лицах), фиксируемая вразного рода регистрах и реестрах.
К таким информационнымресурсам относятся:
· Единыйгосударственный регистр предприятий и организаций (ЕГРПО),
· Государственныйреестр общественных объединений и религиозных организаций,
· регистрыотдельных групп населения,
· регистр научныхорганизаций,
· регистрпромышленных предприятий,
· регистрсельскохозяйственных предприятий,
· регистр подрядныхорганизаций,
· реестрэкспортеров и импортеров РФ, а также другие многочисленные системы учетаюридических и физических лиц.
Практически все этиинформационные ресурсы носят ведомственный характер. В то же время частовозникает необходимость использования разноплановой информации об одних и техже субъектах.
ИНФОРМАЦИОННОЕОБЕСПЕЧЕНИЕ РЕГИОНАЛЬНЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОРГАНОВ ВЛАСТИ
Управление региономсводится к решению нескольких комплексов самостоятельных задач, взаимосвязанныхединством стратегических целей: определение приоритетов развития региона,разработка стратегии социально-экономической эволюции, формированиеконсолидированного бюджета и контроль за его исполнением, управление социальнойсферой, содействие деятельности и регулирование отношений хозяйствующихсубъектов региона, управление использованием региональных ресурсов.
Основой информационногообеспечения задач управления являются первичные информационные ресурсы,характеризующие регион или муниципальное образование как объект, обладающийприродно-географическими, социально-демографическими, экономическими,инфраструктурными и иными характеристиками и особенностями. На базе этих ресурсовосуществляется обработка и агрегирование данных по объектам, субъектам,функциям, процессам и др. Готовится аналитическая, прогнозная, справочная,другая агрегированная информация, необходимая органам власти как дляоперативного мониторинга социально-экономической ситуации в регионе и стране, таки для выработки стратегии управления.
В течение 3-5 лет врегиональных и муниципальных органах управления субъектов РФ было созданобольшое количество разнообразных информационных ресурсов в виде массивов документов,баз данных и информационных массивов функциональных автоматизированныхинформационных системах (АИС), эксплуатируемых в основном на базе локальныхвычислительных сетей. Ведомственные подразделения региональных органовуправления и органы местного самоуправления зачастую формируют информационныересурсы независимо друг от друга, действуя либо в инициативном порядке, либо врамках федеральных программ ведомственного характера.
Основные направленияразвития информационных ресурсов региональных органов управленияпроиллюстрированы следующими примерами.
Создание системыинформационного обеспечения руководителей администрации Ярославской областиосуществляется в строгом соответствии с областным Законом «Об информационномобеспечении органов власти Ярославской области» и постановлением губернатора «Ополитике в сфере информатизации». Формирование ИР осуществляется путеминтеграции разноаспектной управленческой информации на каждом уровне. Сетьорганов государственной власти Ярославской области возглавляют Управлениеинформатизации и технических средств и Аналитический центр.
Аналитический центр ведетсистемы информационного анализа, важнейшими из которых являются:
· информационно-графическаясистема анализа региональной инфраструктуры «TERRA» — систематизированный свод данных о земельных,водных, лесных ресурсах, сырьевых источниках, промышленном исельскохозяйственном комплексе, объектах социальной сферы;
· информационнаясистема анализа экономической и финансовой деятельности хозяйствующих субъектов«FACT», которая содержит сведения о болеечем 300 крупнейших предприятиях и фирмах области, определяющих экономическуюситуацию в регионе;
· эталонная базаданных нормативных актов Ярославской области – БД «АСТ»;
· информационно-поисковаясистема «Ярославия», выполненная в технологии гипертекста с элементамимультимедиа;
· системасоциологического мониторинга в регионе.
По заказам администрацийв Туле, Калуге и Серпухове созданы электронные экологические базы данных,которые используются административно-управленческими структурами городов,госархитектурой, санитарно-эпидемиологическими службами, налоговымиинспекциями, службами охраны окружающей среды, проектами инаучно-исследовательскими институтами региона.
В Краснодаресовершенствование информационного обеспечения связано с начавшейся земельнойреформой и приватизацией объектов недвижимости, их систематизацией, анализом ирегистрацией. Руководство города поставило задачу объединения информационныхресурсов территории в единый блок по недвижимости. В стадии формирования иоптимизации находятся ресурсы:
· департаментаинформационных ресурсов мэрии, который становится организационно-аналитическимцентром по информации мэрии;
· департамента помуниципальным ресурсам, который ведет реестр муниципальных объектов недвижимости(зданий, сооружений);
· земельногокадастра Городского комитета по земельным ресурсам и землеустройству, которыйработает в тесном сотрудничестве с органами архитектуры и градостроительства ифедеральным земельным органом;
· бюро техническойинформатизации города, которое имеет огромные объемы информации по объектамнедвижимости, в основном индивидуальной застройки.
В Воронежской области подруководством Комитета по информационным ресурсам и коммуникациям приадминистрации региона начал выпускаться сборник «Информационные ресурсыВоронежской области», в котором собраны ресурсы, продукты, услуги, технологии иорганов власти, организаций, предприятий и фирм, расположенных на еетерритории.
В регионах Россиисоздаются кадастры и базы данных о природных ресурсах и экологии. В частииспользования региональными органами власти и управления внешней(нерегиональной) информации большую роль играют различные информационныеслужбы, как государственные, так и коммерческие, а также ИР межрегиональныхтелекоммуникационных сетей, предлагающих на территории региона комплексы своихуслуг и продукции.
Важным направлением длясовершенствования информационного обеспечения территориальных органов власти иуправления является внутритерриториальная интеграция и оптимизация ИР регионанезависимо от формы собственности этих ресурсов и статуса владельцев, так кактолько в этом случае обеспечиваются комплексность, оперативность, полнота иактуальность информации, необходимой для жизнедеятельности региона и егоорганов власти и управления в первую очередь.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Государственныеинформационные ресурсы [10] – это ресурсы, которые как элемент имуществанаходятся в собственности государства.
Государственные ресурсыделятся на следующие группы:
· федеральныересурсы;
· информационныересурсы, находящиеся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов РФ;
· информационныересурсы субъектов РФ.
Государственныеинформационные ресурсы, являясь важнейшим фактором, влияющим на выполнение всехфункций государства, обеспечивают выполнение следующих основных задач:
· государственногоуправления;
· обеспечение прави безопасности граждан;
· поддержкисоциально-экономического развития страны, развития культуры, науки, образованияи т.д.
Ряд федеральных органовуправления можно назвать чисто «информационными», поскольку их главной задачейили, по крайней мере, одной из главных задач является формированиегосударственных информационных ресурсов. В число этих органов входят:Министерство культуры РФ, Государственный комитет РФ по статистике(Госкомстат), Государственный комитет РФ по стандартизации, метрологии исертификации (Госстандарт), Министерство природных ресурсов РФ, Федеральнаяслужба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (Росгидромет) и др.
Особое место среди универсальных«информационных» ведомств занимает Федеральное агентство правительственнойсвязи и информации при Президенте РФ (ФАПСИ), формирующее информационныересурсы для высших органов власти. ФАПСИ генерирует более 40 баз данных поочень широкому тематическому спектру и на основе самых разнообразныхисточников, включая данные Госкомстата, СМИ, ведомственных и региональныхисточников, а также на основе деятельности собственных информационных служб.
Государственныеинформационные ресурсы могут быть разделены на две группы:
1. информационныересурсы, предназначенные для решения задач конкретного органа управленияопределенного звена;
2. информационныересурсы, ориентированные на внешнего использователя.
Ресурсы второй группыформируются, как правило, информационными или информационно-аналитическимиструктурами. Если они имеют общее методическое руководство, схожие задачи,решаемые на основе единых нормативных документов, то они могут быть названыгосударственными информационными системами.
Списокиспользованных источников и литературы
1. Антопольский,А.Б. Государственная политика в сфере информационных ресурсов/ А.Б.Антопольский. – М.: НТЦ Информрегистр, 2001. – 230 с.
2. Арский, Ю. Опытработы ВИНИТИ на информационном рынке/ Ю. Арский, В. Цветкова, Т. Полунина//Информ. ресурсы России. – 2000. – №4 – С. 5-6
3. Белоногов, Г.Г.Языковые средства автоматизированных информационных систем/ Г.Г. Белоногов,Б.А. Кузнецов. – М.: Наука, 1983. – 157 с.
4. Когаловский, М.Р.Энциклопедия технологий баз данных/ М.Р. Когаловский. – М.: Финансы истатистика, 2002. – 222 с.
5. Юдина, Т.Н.Научный Интернет – ресурс для социально-гуманитарных исследований/ Т.Н. Юдина//Всероссийская научная конференция «Электронные библиотеки – 2001». –Петрозаводск, 2001. – 267 с.