Реферат по предмету "Информатика, программирование"


Аналитический обзор готовности Эстонии к информационному обществу

Курсоваяработа
Поинформационным технологиям
АНАЛИТИЧЕСКИЙОБЗОР ГОТОВНОСТИ ЭСТОНИИ К ИНФОРМАЦИОННОМУ ОБЩЕСТВУ

Введение
Рынокинформационных технологий тесно взаимосвязан с телекоммуникационным рынком иобразует вместе с ним информационно-телекоммуникационный рынок. Поэтому ситуацияна ИТ-рынке связана с развитием ИКТ-рынка в целом. Согласно структуризации IDCи EITO, к ИТ-рынку относятся компьютерное и офисное аппаратное обеспечение,программное обеспечение и ИТ-услуги, а к ТЛК-рынку — услуги предоставлениясвязи, коммуникационное оборудование конечного пользователя икоммуникационно-сетевое оборудование.
Темпы ростаИТ-рынка в разных регионах различны. В развитых странах Европы и в СевернойАмерике рынок растет более чем умеренно — со средними темпами в 4,4 и 6%соответственно, а в Японии темпы роста совсем невелики (2,3%) — рис. 5. Встранах — новых членах ЕС рынок подрастает ежегодно примерно на 7-12%, а встранах BRIC4 темпы роста выше и составляют порядка 15-20%.
Интересно такжепроанализировать ИТ-рынки разных стран в плане их зрелости. Проще всего этосделать, сопоставив значения их индексов сетевой готовности (NetworkedReadiness Index, NRI). Такие индексы ежегодно рассчитываются и публикуютсяВсемирным экономическим форумом и школой бизнеса INSEAD. Индексы измеряютуровень развития информационных и телекоммуникационных технологий по множествупараметров и в комплексе оценивают ИКТ-потенциал стран и активностьиспользования данных технологий для их развития и повышения уровняконкурентоспособности.
Актуальность выбраннойтемы обусловлена реалиями нашего времени. В настоящее время во всем миренаблюдается процесс глобализации, постепенно охватывающий все регионы земногошара, успех экономической политики стран в конечном итоге зависит от степени ихвключенности в мировое хозяйство, которое все в большей степени используетэлектронные каналы связи и в частности интернет. От уровня развития страны всфере развития интернет-технологий, и уровня готовности ее населения киспользованию новых технологий зависит успешность ее развития.
Целью данной работыявляется анализ степени готовности Эстонии к вхождению в информационноесообщество.
Задачи:
-рассмотреть развитиеИКТ-рынка
-эффективностьгосударственного регулирования ИКТ-рынка и создания электронного государства
-оценка человеческогокапитала

ЭСТОНИЯ
Эстония получила статусгосударства-члена Европейского Союза 1 мая 2004 года.
РАЗВИТИЕ РЫНКА ИКТ
Эстонский рыноктелекоммуникаций относится к группе относительно развитых рынков ЕС. В странеотносительно высокий показатель пользования услугами Интернета и электронногоправительства, высокий уровень проникновения широкополосного доступа.Отмечается рост конкуренции на уровне инфраструктуры в городских районахблагодаря пакетам услуг и растущему Интернет-телевидению (IP TV). Проникновениемобильной связи в стране высокое. Несколько игроков на этом рынке предлагаютуслуги мобильной связи стандарта GSM и третьего поколения (3G).Таблица 1. Телекоммуникации иинформационные технологии  12/2004 12/2005 12/2006 12/2007 12/2008 Телефон основных (фиксированных) линий на 100 жителей 32,9 32,8 33,7 35,7 37 Доля цифровых линий (%) 83 83 85 86 84 Количество абонентов мобильной телефонной связи в 100 жителей 93 107 123 147,6 121,2 Широкополосные подключения на 100 жителей (%) 13 17 21 21 24 Количество домохозяйств, подключенных к широкополосному в 100 домах 28 36 44 44 50
Источники: [2]
После завершения иуведомления о проведенном анализе всех релевантных рынков внимание регуляторапереключилось на контроль за соблюдением наложенных рыночных мер, которые всвою очередь должны обеспечить рынок электронных коммуникаций достаточнымистимулами для дальнейшего развития. Наблюдение за рынком продолжится вотношении того, будет ли инфраструктурная конкуренция на существующих сетяхразвиваться с учетом некоторых вопросов на нерегулируемых оптовых рынках,которые до сих пор не решены.
Доходы в отраслителекоммуникаций в 2006 году насчитывали €707 млн. Доходы на рынкефиксированной связи составили €250 млн., а рынок мобильной связи заработалоколо €360.5 млн. €77.1 млн. было инвестировано в развитие отрасли электронныхкоммуникаций Эстонии в 2006 году согласно заявлениям НРО: объем инвестицийтрадиционного оператора фиксированной связи составил около €31.7 млн.,альтернативные операторы инвестировали в отрасль €11.3 млн.; это сопоставимо синвестициями операторов мобильной связи, объем которых составил €33.6 млн.Эстонский рынок электронных коммуникаций характеризуется продолжительнымснижением фиксированной голосовой телефонии и продолжительным ростом услугмобильной телефонной связи и высокой пропускной способностью передачи данных.Потребители продолжают пользоваться преимуществами растущего количествапакетированных услуг, а розничные цены остаются на низком уровне. Одинпоставщик услуг фиксированной голосовой связи объединил свои силы с самымкрупным в Эстонии оператором виртуальных мобильных сетей (MVNO) и группойнебольших поставщиков Интернет-услуг (ISP). Новая консолидированная компаниянамерена запустить услуги quadruple-play (четверные) в ближайшем будущем.
/>
В целом, в 2007 годуимели место некоторые положительные изменения в регуляторной среде. ENCB(регулятор) завершил и уведомил о проведенном анализе всех релевантных рынков вконце лета 2007 года. На этом основании Комиссия смогла закрыть разбирательствопо факту нарушений за поздние уведомления. Завершение анализа рынков позволилоКомиссии закрыть другое разбирательство по факту нарушения за неполное типовоепредложение по анбандлингу (ТПА), основываясь на переходном режиме. Развитиеконкуренции оказалось более трудным в условиях нерешенных вопросов на не такдавно регулируемых оптовых рынках. Высокие тарифы на терминацию трафика насетях мобильной телефонной связи по сей день являются самой актуальнойпроблемой, и оказывают непосредственное влияние на развитие розничных рынковуслуг. Цены традиционного оператора за доступ к кабельной канализациипродолжают сдерживать деятельность конкурентов по развертыванию инфраструктурыфиксированной голосовой телефонии и широкополосного доступа. Вопрос,расследованием которого Национальный орган по защите конкуренции занимается с 2006года, остается нерешенным.
Таблица 3. Подключениек сети интернет на предприятиях (с численностью свыше 10 чел.)[4]
  2004 2005 2006 2007 2008 2009
Эстония 90 90 92 94 96 95
Системауправления государственной информационной системы (Рига) являетсясовершенствование государственного регистра баз данных. Цель Рига являетсясоздание целостной системы реальной информации, которая может дать четкоепредставление о ИТ-ресурсов государства. Рига будет учрежден в качестве шестогосистема поддержки государственных информационных систем (пять существующих системподдержки обмена данными слоя X-Road, классификации, система обращения деталей,системой мер безопасности, а также геодезические системы) .
Эксплуатируемыхв настоящее время Рига администрирует и обеспечивает доступ к информационнымсистемам и базам данных государственных и местных органов власти, а такжеметаданные, данные услуги, предлагаемые ими. Все учреждения государственного иместного самоуправления обязаны регистрировать свои информационные системы.
Независимостьрегулирования
Функция регулированиярынков электронных коммуникаций Эстонии разделена между пятью регулирующимиорганами: ENCB — главным национальным регулирующим органом (НРО), Министерствомэкономики и коммуникаций, Национальным органом по защите конкуренции,Управлением по защите прав потребителей и Инспекцией по защите данных. Тем неменее, взаимодействие между этими различными органами не вызывает значительныхпроблем. По сравнению с 2006 годом ENCB справилось с выполнением своихрегуляторных функций более эффективным образом в 2007 году, несмотря наограниченность ресурсов. ENCB имеет один из самых маленьких операционныхбюджетов в ЕС, который полностью финансируется Правительством. Полномочия НРОдля санкционирования регулируются административным законом, устанавливающиммаксимальный штраф в размере €3 000 Евро, который считается низким.
Реорганизациярегулирующего органа началась в 2007 году и должна была быть закончена в январе2008 года. Реорганизация включает разделение ENCB на два органа, а именно,Эстонский орган по защите конкуренции (ECA), которые отвечает помимо другихвопросов за отраслевое регулирование, и Эстонский орган по техническому надзору(ETSA), отвечающий за вопросы в области распределения и управления РЧС,нумерационных ресурсов и терминалов. Регулирование рынка
ENCB завершил первый этапанализа релевантных рынков. Однако НРО неоднократно оставлял на усмотрениеоператоров со ЗРВ методы, которые дополнили бы рыночные меры, такие какзатратное ценообразование и выбор подходящей модели учета затрат. Это создаетмного неопределенности как для операторов со ЗРВ, так и для альтернативныхоператоров, что является неуместным для долгосрочных стратегий бизнеса. Тотфакт, что 8 из 18 рынков в ходе анализа были признаны полностью конкурентными,посылает положительный сигнал настолько далеко, насколько затрагивается вопрособ общей конкурентоспособности рынка телекоммуникаций. Тем не менее, остальные10 рынков требует тщательного надзора со стороны НРО и готовности кэффективному вмешательству в целях предотвращения дальнейшего искажения рынка.
Ценовое регулирование,которое в недавнем времени применялось на оптовом рынке отделенного доступа,привело к снижению ежемесячной абонентской платы традиционного оператора заполный анбандлинг (€6.3, в случаях, когда конкурентам предоставлялся полныйспектр), по сравнению с 2006 годом (€8.9). Аналогично, новая стоимостьежемесячной абонентской платы за совместный доступ сегодня составляет €3.6, посравнению с €4.7, в то время как ежемесячная плата за предоставление голосовыхуслуг с использованием низкой полосы пропускания полного доступа составляет€5.1, по сравнению с €7.7 в 2006 году. Несмотря на существенное снижение цен,для конкуренции практически не остается места при условии, что ежемесячнаяарендная плата за доступ к СТОП остается на уровне €5.3 без НДС. Новое типовоепредложение об анбандлинге (ТПА) устанавливает сроки, которые должнысоблюдаться оператором со ЗРВ. Эти сроки относятся к техническому контролюзапросов на предоставление пропускной способности и реализации подключений кальтернативному оператору. Однако, как утверждают альтернативные операторы,клиенты традиционного оператора по-прежнему пользуются преференциями и имеютподключения, предоставляемые в более короткие сроки. Недавнее постановлениесуда, которое поддержало предлагаемые НРО симметричные меры, в конечном итогеснизило тарифы на мобильную терминацию (ТМТ) звонков до запланированныхуровней. Спустя год и несколько месяцев застоя, вызванного апелляционнойпроцедурой, инициированной двумя небольшими операторами мобильных сетей,которым была предоставлена правовая защита, предложенное регулирование современем позволит снизить одни из самых высоких в ЕС тарифов на мобильнуютерминацию. Проблема, которая была выявлена в 12-м Отчете относительно спорамежду администратором базы данных и НРО, когда около 100 000 запросов необрабатывалось на протяжении больше года, теперь успешно была разрешена.Статистика показывает, что перенесение номеров в Эстонии было довольно успешнымпо показателю перенесенных номеров. Порядка 15 000 фиксированных телефонныхномеров и 39 577 мобильных телефонных номеров были перенесены в октябре 2007года, по сравнению с 58 578 номеров, перенесенных в 2006 году, и 75 443номеров, перенесенных в 2005 году.
Конкуренция в секторефиксированной телефонии в большей степени продолжает основываться на услугах(ВО/ПВО), причем все, кроме одного альтернативного оператора присоединенытолько на национальном уровне.
Универсальноеобслуживание и защита прав пользователей
Лишь несколько новыхлиний фиксированного доступа были предоставлены абонентам на основеобязательства универсального обслуживания в течение 2007 года, в основном из-завысокой степени взаимозаменяемости фиксированной связи мобильной. Посколькудоступная цена, установленная Министром экономики и коммуникаций порекомендации НРО, составляет 1 EKK цент или 0.06 евроцентов, что вышесебестоимости, рассчитанной назначенным поставщиком УУ, для предоставлениядоступа, запросов на компенсацию финансовых расходов, понесенных дляпредоставления этой услуги, в течение 2007 года не поступало.
Насегодняшний день в Эстонии 67% населения активно использует Интернет, свыше 95%населения пользуются мобильными телефонами. 82% населения Эстонии имеет домакомпьютеры, причем 90% из них подключены к Всемирной сети. Кроме того, 100%эстонских школ и организаций государственного сектора подсоединено к Интернету.Сегодня в Эстонии функционируют 729 общественных пунктов доступа, что позволяетпричислить Эстонию к странам-лидерам по распространению таких Интернет-точек.Именно с такой статистики начал свой доклад Ханнес Асток (Hannes Astok),депутат эстонского парламента. 79% эстонцев общаются со своим банком черезИнтернет. Называя причины такого успеха, Ханнес Асток отметил следующиемоменты: общую поддержку общества относительно внедрения ИКТ, интерес иподдержку технических инноваций политической элитой страны, смешение частных игосударственных инициатив, активную роль правительства, открытость к изменениями отказ от традиционной практики, использование проектного подхода вместогенерального плана.
Созданию вЭстонии электронного государства предшествовала реализация нескольких проектов:
 проекты созданияИКТ-инфраструктуры;
 проекты созданиядоступа в Интернет;
 проекты созданияэ-правительства;
 проекты созданияэ-услуг для гражданина и бизнеса.
В августе2000 года правительство Эстонии стало первым в мире правительством, перешедшимк проведению заседаний без бумаг, пользуясь только электронной сетьюдокументации.
Кроме того, вЭстонии была введена национальная ID-карта, действующая наравне с паспортом ипозволяющая владельцу карты пользоваться всеми электронными услугами, которыепредоставляют государственные и муниципальные организации (правоохранительныеорганы, здравоохранение, органы образования, банковские, транспортные,страховые и др. структуры). Национальная ID-карта базируется на 16 Кб RSAкрипто-чипе, в котором прошиты два приватных ключа, аутентификационный сертификат,сертификат цифровой подписи, файл с персональными данными.
Основныесферы использования ИКТ – это улучшение коммуникации в среде государственногоуправления, между правительством и гражданами, а также между правительством ипредприятиями (бизнесом). Благодаря специальному адаптеру гражданин Эстонии можетподключить национальную ID-карту к любому компьютеру и получить доступ как кпотребительской информации, так и к официальной информации государственных иместных властей.
АкадемияЭлектронного Управления способствует максимальному проникновению ИКТ вразличные сегменты государственной власти. Главные сферы деятельности Академии– обучение высших чиновников э-политике, исследовательская деятельность,консультации по внедрению э-проектов.
Академиясоздала Интернет-портал «Е-правительство», что позволило получитьцентрализованный доступ к официальной информации, виртуальный форум длядискуссий. Кроме того, Академия запустила Интернет-портал «Е-гражданин» –персональную среду для общения с правительством, идентификации граждан,предоставления различных услуг, в том числе двухстороннего обмена информациеймежду государственными структурами и гражданином.
Электронноегосударство подразумевает поддержку с помощью ИКТ деятельности какисполнительной власти (электронное правительство), так и парламентских (электронныйпарламент) и судебных (электронное правосудие) органов. Понятие «электронноегосударство» наиболее соответствует английскому понятию «e-government». Внекоторых случаях оно переводится как «электронное правительство». Такойперевод допустим, но это только одно из его значений. В современныхмеждународно-правовых документах, в частности, в решениях Европейского суда поправам человека, термин «government» применяется для обозначения государства вцелом. в Эстонии мы видим картину, когда реально работает схема взаимодействияG2C, т.е. взаимодействия между государственными службами и гражданами [1]
Оценка ЕББР
Эстония имеет уровень―Полного соответствия.
Категория ―Полногосоответствия включает баллы от 90 до 100.
Основные критерии оценкиЭстонии
/>
Лепестковая диаграмма Проникновениесетей регулирования фиксированной связи
/>

Проникновение сетеймобильной связи в Эстонии выше среднего в Евросоюзе.
ГОСУДАРСТВЕННОЕРЕГУЛИРОВАНИЕ ИКТ И СОЗДАНИЕ ЭЛЕКТРОННОГО ГОСУДАРСТВА
информационныйтехнология общество
Политика развития информационного общества
Принята Программа развития 2013 правительственной коалиции поисполнении программы развития на 2007-2011 год Программа правительственной коалиции Реформистской Партии Эстонии,Союза Отечества и Respublica, иСоциал-Демократической Партии на 2007- 2011 год
На постоянноеразвитие информационного общества в следующем году особое внимание уделяетсяшести приоритетным направлениям, которые курируют структурные фонды,планируется потратить около 236 млн. евро [5]
Эстония является лидеромрегиона в области внедрения электронного правительства. Она представляет собойреальную модель и служит для других стран региона примером. По этой причинеПРООН, Институт открытого общества и правительство Эстонии прикладываютсовместные усилия к созданию центра электронного государственного управления встране. Центр организуется с целью обучения и обмена опытом в сферахэлектронного правительства и электронной демократии, которые часто объединяютпод термином «электронное правление».
В начале 1996года правительство Эстонии создало Национальный комитет по компьютеризациисистемы образования, в задачу которого входила разработка проекта интеграцииинформационных технологий в средних общеобразовательных школах. В сентябре тогоже года было выделено 35,5 млн. эстонских крон (2,54 млн. долларов США) наосуществление проекта «Прыжок Тигра». Результаты вложений уже дают осебе знать. По уровню компьютеризации школ Эстония вышла на первое место вЕвропе. Одна из целей «Прыжка» — в каждой школе должен бытьоборудован хотя бы один компьютерный класс, подключенный к Интернету. [6]
Дляобеспечения доступа к интернету и к связи данных Правительственная коалицияпредпринимает следующие шаги:
1) снабжаетвсе компьютеры общественного сектора и общественных Интернет-пунктовсчитывающими устройствами для ID-карт к 2008 году. В каждой библиотеке,городской и волостной управе, люди должны иметь возможность пользоватьсякомпьютером с подключением к Интернету и со считывающим устройством ID-карты;
2) создаетусловия для переезда на жительство из города в сельскую местность и дляпоступления на работу и для заочной работы, и делает быстрый Интернет доступнымдля каждого дома и коммерческого предприятия в Эстонии. Каждый дом ипредприятие Эстонии должны иметь возможность получать по разумной цене быстроесоединение с Интернетом, что поможет жителям Эстонии участвовать винформационном обществе и обеспечит конкурентоспособность предприятий Эстонии;
3)предоставляет возможность пользоваться бесплатным беспроводным соединением сИнтернетом в каждом центре самоуправления к 2010 году, создавая стандартсоответствующей общественной услуги. Как вся Эстония покрыта сетью мобильнойсвязи, так, по крайней мере, во всех городских и волостных центрах должнаиметься возможность бесплатного пользования беспроводным соединением сИнтернетом.
ОБЕСПЕЧЕНИЕОБРАЗОВАНИЯ, НЕОБХОДИМОГО ДЛЯ ЖИЗНИ В ИНФОРМАЦИОННОМ ОБЩЕСТВЕ
Чтобысредствами информационного общества как следует умели пользоваться учащиеся иучителя, Правительственная коалиция:
4)обеспечивает каждого учителя ноутбуком и запускает программу с целью, начиная споследнего класса основной школы, обеспечить каждому ученику технический доступк компьютерам и Интернету дома и в школе;
5)устанавливает на законодательном уровне, что одной из составных частей среднегообразования для учеников с 2009 года станет свидетельство об умениипользоваться компьютером (свидетельство AO/ECDL);
6)поддерживает развитие и использование учебного программного обеспечения наэстонском языке, а также развитие основанных на Интернете учебных операционныхсистем на эстонском языке, чему сопутствует и обучение учителей;
7) переводитучебники и рабочие тетради в Интернет для свободного пользования, чтения,скачивания и распечатки. Права для открытого пользования у авторов приобретаетгосударство;
Чтобы вселюди могли наравне пользоваться возможностями информационного общества,Правительственная коалиция:
8)обеспечивает в сотрудничестве с частным сектором бесплатное начальное обучениеработе с компьютером и умение электронного пользования ID-картой для всехжелающих – людям в рабочем возрасте и пенсионерам;
9)разрабатывает и применяет программу привлечения людей с особыми потребностями кинформационному обществу. ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ Э-ГОСУДАРСТВА
10)государство должно общаться с гражданином через электронные каналы, еслигражданин способен достаточно безопасно себя идентифицировать. Государство непринуждает гражданина посещать государственные учреждения, за исключениемособых случаев, когда делопроизводство невозможно провести без физическойвстречи с лицом;
11)государство не обязывает граждан при помощи физических документов подтверждатьсвои права, компетентный чиновник проверяет права лица, используя средствасвязи данных и базы данных. В случае желания гражданина государство выдает емудокумент в электронной форме, если требования к выдаче документа не исключаютэтого;
12)обеспечивает, чтобы в государственном портале www.eesti.ee к 2008 году былидоступны гражданам и предпринимателям услуги общественного сектора, в т.ч.учреждение предприятия за два часа; регистрация изменения местожительства;ходатайство о документах; ходатайство о месте в школе или в детском саду;ходатайство о предлагаемых государством и местными самоуправлениями пособиях;все планировки и т.д. Все планировки и их проекты, оценки воздействий наокружающую среду и другие важные для общества документы должны бытьопубликованы на сайте, желающие оповещаются о процессах, изменяющих жизненнуюсреду в месте их проживания;
13) к 2010году делает расчеты в общественном секторе свободными от бумажных счетов, т.е.оно будет базироваться на электронных счетах. Устанавливается, что не позднее,чем к 2010 году оказывающие услуги государству коммерческие объединения могутпредставлять государству только электронные счета, и государство, в своюочередь, обязуется к тому же времени создать подходящую для электронныхрасчетов Интернет-среду. Ставится целью, чтобы предложения по госпоставкамможно было представлять только в электронном виде;
14) делаетвнутреннее делопроизводство общественного сектора свободным от бумажныхдокументов к 2011 году, и обеспечивает движение данных в перекрестномпользовании между базами данных;
15) призаказах информационных систем государство исходит из принципа, что система недолжна быть связана с конкретным поставщиком, и чтобы ее можно было развиватьдальше и использовать во всем государственном секторе без ограничений;
16) всеуслуги э-государства должны быть одинаково доступными в наиболеераспространенных операционных системах;
17)продолжает развивать базирующуюся на ID-карте инфраструктуру, извещая гражданоб этой возможности и пропагандируя новые решения, а также путем приведениязаконодательной среды в соответствие с современными требованиями поддерживаетдальнейшее развитие и принятие к использованию технологий электроннойидентификации личности. [5]
После реализации проекта«Прыжок Тигра» в 2001 году была запущена программа «Прыжок Тигра Плюс»,предназначенная стать инструментом «безостановочного» обучения. Эта программаставит цель добиться эффективного и привлекательного, ориентированного наученика обучения, удобного как учителям, так и родителям, многоцелевогоиспользования оборудования и программ.
Эстония стала первым вмире государством, которое провело официальное народное голосование черезИнтернет. Люди не ходили на избирательные участки. Они голосовали у себя дома,через защищенное соединение отмечали в своих избирательных «бюллетенях» свойвыбор и подтверждали его электронной подписью. [7]
ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ
Таблица 4. Характеристикапользователей интернетом в Эстонии Пользователи Интернета в Европейском Союзе ЕВРОПЕЙСКИЙ СОЮЗ
Население
(2009 Est.)
Пользователи Интернета,
Последние данные
Проникновение
(% Населения)
Пользователь роста
(2000-2009)
Пользователь%
Стол Эстония 1299371 888100 68,3% 142,3% 0,3%
[8]
 
Политика развития информационного общества
Основойуспешного гражданского общества является доступ людей к информации ивозможность участвовать в принятии решений. Цель Правительственной коалициисостоит в осуществлении политики, которая обеспечит последовательное развитиеинформационного общества и доведение информации до всех жителей Эстонии. Ассамблея сотрудничества Эстониипредставила доклад о развитии человеческого потенциала в Эстонии-2008,подготовленный на основании социологических исследований последних лет. Каксказала на представлении доклада доцент Тартуского университета Трийн Вихалемм,показатели удовлетворенности нацменьшинств Эстонии своей жизнью на несколькодесятков процентов ниже, чем в среднем по Европе.
Шагидля развития человеческого капитала / людских ресурсов
·  Увеличение гибкости переобучения, вт.ч. обеспечение второго высшего образования за счет государства и созданиеинвесторам механизмов для обучения рабочей силы
·  Привлечение в Эстониютоп-специалистов
·  Уменьшение налогов на рабочую силувместе с реорганизацией системы здравоохранения и социального страхования
/>
Рисунок 1. Компоненты человеческогопотенциала в Эстонии в сравнении с общими показателями индекса человеческогопотенциала.
Пояснение к рисунку:синий – внутренний валовой продукт, зеленый – образование, красный –продолжительность жизни. [9]
Таблица 5. Индексразвития человеческого капитала
/>
/>
Эстония преодолела ту границу,от которой рост благосостояния населения автоматически способствует болеездоровой жизни. Теперь здоровая жизнь зависит от приоритетов социальнойполитики государства. По сравнению с показателями прошлых лет, сегодня эстонскаясистема социальной защиты находится в лучшем положении. По данным Департамента статистикиза 2000h2007 годы, различия в доходах и коэффициент Джини уменьшился в Эстонии с0,362 до 0,302. Правда, относительная бедность в том же промежутке времени увеличиласьс 18,3 до 19,5. Особенно это наблюдается у людей в возрасте 50h64 лет – соответственно13,9 и 19,5 и среди пенсионеров h 16,0 vs 39,0. Внутреннее неравенствоэстонского общества, независимо от мерила – показатели здоровья или социально-экономическийстатус, остается одним из самых высоких в Евросоюзе. В то же время экономическийспад внес свои коррективы в запланированные мероприятия в области семейнойполитики, например, в создание условий для дошкольного содержания и обучениявсех детей. Результат этого – растущее неравенство среди детей. На благосостояниев 2009 году особенно негативно повлияла растущая безработица (см. рисунок 4).При этом рост безработицы наиболее высок среди молодежи и мужчин.

Рисунок 2. Безработные попродолжительности пребывания в статусе безработного (1993-2008)
/>
В образовании надо найти разрешениепроблем социально-экономических различий и недостатков региональной политики.Эти различия выражаются в разнице качества образования и его расслоении. В такойстране как Эстония, где человеческий ресурс незначителен по количеству, безуменьшения расслоения будет очень сложно удовлетворить нужды рынка труда,соответствующего уровню общества с современной экономикой. Критично надоподойти и к вопросу возможности быстрого разрешения безработицы.
Индекс развития человеческогопотенциала (ИРЧП) является составным показателем, оценивающим уровень среднихдостижений страны по трем основным направлениям в области развития человеческогопотенциала: долголетие на основе здорового образа жизни, доступ к знаниям идостойный уровень жизни. Эстония относится к группе стран с высоким уровнемразвития человеческого потенциала.
Рейтинг страны по ИРЧП1980 1985 1990 1995 2000 2005
44 Эстония… 0,811 0,8200,813 0,792 0,829 0,860
37 Польша 0,806 0,822 0,8520,870
53 Болгария… 0,771 0,7920,794 0,785 0,800 0,824

/>
/>
Европейское социальноеисследование: изучение базовых социальных, политических и культурных измененийв сравнительном контексте Россия и 25 стран Европы Аналитический доклад ЦЕССИ март 2008г.
В 2006 году в ЕС всреднем на развитие научной деятельности и на затраты сектора на рабочую силубыло выделено 1,84% ВВП, в Эстонии — 1,1%; согласно Лиссабонской стратегии чутьменее 40% финансирования приходится на частный сектор. [10]
Глобальная электроннаяготовность страны согласно исследованию Всемирного экономического форумаместо страна индекс" электронной готовности" оценка (max 10)
2008/>
2007/>
2006/> 2008 2007 2006 28 28 27 Эстония 7,10 6,84 6,71
Данные Всемирногоэкономического форума
· 65% населенияЭстонии в возрасте от 6 до 74 лет являются активными пользователями Интернета
· 46% семей имеетперсональный компьютер дома, 81% из них подключены к Интернету (Все эстонскиешколы подключены к Интернету).
· По всей Эстониирасположено более 700 общественных интернет-пунктов, 51 пункт на 100 000жителей (один из самых высоких показателей в Европе). [12]
· Помимо обычныхобщественных интернет-пунктов по всей территории Эстонии расположено oколо 1000высокотехнологичных зон беспроводного доступа к Интернет. Эта сеть постояннорастет и во многих местах доступ к Интернету является бесплатным с 2000 годаправительство Эстонии перешло к безбумажным заседаниям кабинета министров,пользуясь электронной сетью документации в Интернете. [13]
· Ежедневныеизменения состояния госбюджета можно наблюдать в реальном времени.
· Доход можнодекларировать в электронном виде посредством Интернета. В 2005 году 82%деклараций о доходах было представлено через электронный Налоговый и таможенныйдепартамент.
· 76% жителейЭстонии в возрасте от 15 до 74 лет осуществляют ежедневные платежи с помощьюИнтернета [12]
· Вся Эстонияпокрыта сетью мобильной связи.
По состоянию на октябрь2007 года в Эстонии проживает более 960 000 обладателей ID-карт (73% всегонаселения Эстонии). ID-карта является удостоверяющимличность документом для всех граждан Эстонии старше 15 лет ипостоянных жителей Эстонии, находящихся в Эстонии на основании вида нажительство. ID-карта является также проездным документом внутри Европейскогосоюза. С помощью ID-карты жители Эстонии могут удостоверить свою личность какобычным, так и электронным способом, а также использовать карту для оформлениядигитальной подписи, для участия в выборах и даже покупки проездных билетов наобщественный транспорт
Часть населения, готоваяк непрерывному обучению
1997 1998 1999 2000 2001 20022003 2004 2005 2006 2007 2008
Эстония 4,3  6,3  6,5  6,5 (B)  5,4  5,4  6,7  6,4  5,9  6,5  7,0  9,8
Таким образом, населениестраны обладает высоким уровнем компьютерной грамотности, большим потенциаломдля дальнейшего освоения новых ИКТ, происходит компьютеризация всех сторонжизни населения в том числе и растет активность участия населения в созданииэлектронного государства.

ВЫВОДЫ
Эстония является лидеромпо развитию ИКТ в своем регионе. Относится к странам с высоким уровнем развитиячеловеческого потенциала. 23% от всех учащихся составляют учащиесяестественно-научных, математических и технических Вузов, грамотность населениясоставляет 100%. По оценкам ЕББР Эстония имеет уровень полного соответствия поразвитию ИКТ. Наблюдается полная компьютеризация страны. Высокими темпамиразвивается эта область, показатели по освоению новых технологий выше среднегопо Евросоюзу.
В 2009 году Эстонияснизилась на пять ступеней в мировом рейтинге конкурентоспособности на 32-юпозицию. Такие данные содержатся в глобальном отчёте конкурентоспособности(2008-2009 годы) Мирового экономического форума. Но, несмотря на ухудшениеситуации, Эстония опережает другие 11 стран, вступивших в ЕС в 2004 году.Эффективным является правительственное управление (23-я позиция). Такжеуспешной является фискальная политика и те усилия, в результате которых Эстонияоказалась одной из самых агрессивных стран в плане внедрения новых технологий(17-я позиция). По показателю инновативности Эстония заняла 31-ю строчку врейтинге. Конкурентоспособность Эстонии ухудшилась в прошлом году из-зауменьшения размера профицита бюджета и растущей инфляции.
Эстония является лидеромв плане создания электронного государства, что обуславливает развитие новых ИКТв дальнейшем.

ИСТОЧНИКИ
1. Европейский Банк Реконструкции иРазвития. Сравнительный анализ отрасли телекоммуникаций в странаx с переходнойэкономикой. Aналитический отчет. Декабрь 2008 год
2. Измерение информационногообщества. Доклад международного союза электросвязи 2010г.
3. Эстонская Техническая службанадзора www.tja.ee/
4. Евростат epp.eurostat.ec.europa.eu/tgm/table.do?tab=table&init=1&plugin=1&language=en&pcode=tin00062
5. Программаправительственной коалиции Реформистской Партии Эстонии, Союза Отечества и ResPublica, и Социал-Демократической Партии на 2007- 2011 год
6. Даниил Ткачев Прыжок тигра Опубликовано в журнале «Компьютерра» №44 от 03 ноября 1997 годаhttp://offline.computerra.ru/1997/221/866/7. Уроки честного государства Асылбек Болотбаев www.pr.kg/old/archive.php?id=13812
8. Статистические данные www.internetworldstats.com/stats9.htm
9. Доклад ООН 2007/2008 Показателиразвития человекаhttp://www.linux.org.ru/forum/talks/2300699;jsessionid=D0EEADED8E73142FD880EB50744D4171
10. Сийри Овийр, депутатЕвропарламента, «Молодежь Эстонии» Лиссабонская стратегия, финансовый кризис иЭстония Газета ВОО ЗУБР | 22.04.2010http://za.zubr.in.ua/2008/12/23/2346/
11. «2008 EIU»электронной готовности «рейтинга». Economist Intelligence Unit. 2008. a330.g.akamai.net/7/330/25828/20080331202303/graphics.eiu.com/upload/ibm_ereadiness_2008.pdf
12. www.emor.ee
13. www.wifi.ee
14. www.stat.ee/29975


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Волонтер как посредник в разрешении молодежных конфликтов
Реферат Учет и отчетность в фермерском хозяйстве на примере К Ф Х Параллель
Реферат Гендер и этничность как факторы социальной дифференциации
Реферат Вооруженные силы как осознанная необходимость
Реферат Гендерные особенности этнической идентификации
Реферат Градостроительная среда
Реферат Элеутерококк колючий (свободноягодник)
Реферат Субъекты таможенного оформления их права и обязанности
Реферат Демографічна історія України
Реферат Объект, предмет, гипотеза и концепция психолого-педагогического исследования
Реферат «Педагогические основы развития творческих способностей учащихся в условиях лицейского образования»
Реферат Технологическая линия производства вареных колбас
Реферат Государственная политика в отношении инвалидов и нетрудоспособных
Реферат Структурализм
Реферат Поэма "Кому на Руси жить хорошо"- вершина творчества Н.А. Некрасова