Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное агентство по образованию
Южный Федеральный Университет
Государственное Образовательное учреждение
Высшего профессионального образования
Курсовая работа
на тему: «Анализ предметной области отдела заказов малогопредприятия»
по курсу «Пр.АСОИиУ 2»
2008 год
Оглавление
Введение
Основная часть
Модели
Модель данных
Модель системы в нотации UML 2.0
Иерархическая структура работ
Вывод
Список литературы
Введение
Вданной работе необходимо будет разобраться с предметной областью, выявитьпроблемы, предоставить обзор решения данных проблем, создать модели данных идругие модели системы, решающей данные проблемы в предметной области. Такженеобходимо создать проект иерархической структуры работ./>
Основная часть
Муниципальноепредприятие города Армавира «Озеленитель» создано на базе тепличного комплексав феврале 1993 года. МП г. Армавира «Озеленитель» является членом Ассоциациицветоводов и озеленителей России. Руководит предприятием с 1993 годаЗаслуженный работник ЖКХ Кубани Сергей Владимирович Костюк.
«Озеленитель»тесно сотрудничает с родственными предприятиями городов и посёлков края – Сочи,Кропоткин, Тихорецка, Краснодара, Успенского, Новокубанска, Туапсе, спредприятиями других краёв и областей – Ростова, Таганрога, Ставрополя, Пятигорска,Нальчика.
Основноенаправление деятельности «Озеленителя» — производство работ по озеленениюгорода и текущему содержанию городских зеленых насаждений, работы поландшафтному дизайну. Кроме того, предприятие осуществляет производство болееста наименований цветочной рассады, более ста наименований горшечных растений,выращивание срезочной продукции и изготовление из нее букетов, корзин, венков,композиций, флористические работы.
Основныецеха предприятия — цех зеленого строительства, цех цветоводства. В составпредприятия входит цех по изготовлению малых архитектурных форм из дерева,бетона. Также в состав предприятия входят участок механизации — это 18 едиництехники и 26 человек механизаторов и ремстройучасток, который помимо выполненияремонтных работ для нужд предприятия освоил производство тротуарной плитки.
Клиентыфирмы звонят на фирму, согласовывают заказ с менеджером. Они передают емусписок того, что хотят заказать, менеджер согласно прайсу выставляет счет, атакже говорит о том, какие виды продукции не могут быть поставлены, какие срокипредоставления и другие особенности заказа. В результате клиент получает ответ(письмо, факс, что-то другое) в котором менеджер пишет результат запроса, есликлиент согласен, то он связывается с менеджером и подтверждает заказ. Менеджерпредъявляет требование по оплате заказа, после выполнения этих требований фирмаприступает к выполнению заказа.
Наданный момент такая процедура сопровождения заказов не является оптимальной.Все операции по сопровождению заявки осуществляются в ручном режиме. С ростомобъемов заказов увеличивается общее время на обработку заказов менеджером.Имеющаяся на данный момент процедура обработки и заключения заказов не имеетпрактически никакой автоматизации.
Менеджерпомимо мероприятий по сопровождению заявок выполняет ряд других работ.Соответственно рассеивается внимание, необходим значительный промежуток временидля переключения на работы связанные с заказами. Так как заказы поступают впроизвольные моменты времени, менеджеру приходится по нескольку разпереключаться с одной работы на другую, необходимо вспоминать детали каждогозаказа, искать записанную ранее информацию по заказу в блокноте или другомисточнике. И эти проблемы возникают только на стадии размещения и согласованиязаказа.
Ряддругих проблем связан с формированием ответа. Для составления ответа на заказуходит много времени. Необходимо найти позицию в прайсе фирмы, определить ценуи вставить ее в ответ. После того как данный документ будет отослан заказчику,менеджеру необходимо проследить оплату заказа, а затем отдать команду наисполнение.
Клиентуфирмы очень проблематично отследить объем выполненных работ по своему заказу.Ему необходимо позвонить менеджеру, сказать какой заказ его интересует ихорошо, если у менеджера данная информация под рукой или в голове. В противномслучае менеджеру необходимо время для выяснения статуса заказа и объемавыполненных по нему работ. Это опять ведет к увеличению нагрузки на менеджера ивыбивает его из спокойного ритма работы.
Напредприятии также встречается проблема, когда заказ выполнен, а все сроки поего передачи заказчику прошли, по причине неявки заказчика в установленныйсрок, и товар может попросту испортиться.
Таккак это муниципальное предприятие оно производит работы для муниципалитета. Иопять-таки с информирование муниципальных руководителей о сроках, объемах работмогут возникать проблемы и накладки.
Данныепроблемы мы попытаемся решить с помощью внедрения ИС для отдела заказов наданном предприятии.
Эта ИСявляется Internet системой, обеспечивающая высокий уровень качестваобслуживания клиентов, обеспечивающая автоматический контроль выполнения сроковконтракта.
Вотличие от применяемых сейчас технологий и методов работы с заказами, нашпродукт будет производить все необходимые действия по обеспечению высокогоуровня сервиса.
Вразрабатываемой ИС предполагается автоматизировать работу менеджера по работе сконтрактами и клиентами (их заключение, сопровождение, расторжение), такжепредоставление новых возможностей клиентам фирмы (отслеживание статуса длительныхи сложных заказов, быстрая связь с менеджером проекта, фирмы).
Даннаясистема повысит качество сервиса для клиентов фирмы. Позволит менеджеруоперативно согласовывать заказы/контракты или заключать новые заказы. Пользовательполучит возможность быстрого доступа к информации об услугах и товарах фирмы.
Системабудет развернута на удаленном Web сервере. Со стороны фирмы в системе будетработать один менеджер, полное управление будет иметь администратор, такжепредусматривается возможность подключения к системе работников фирмыответственных за изменение статуса проекта. Также со стороны фирмызаинтересованным лицом может выступать «бухгалтерия». Директору предприятиябудет предоставлен доступ к статистике.
Другиминепосредственными заинтересованными лицами в использовании данной ИС являютсяклиенты фирмы.
ИСбудет обеспечивать выполнение функций по средствам интернета. Система должнаработать круглосуточно. Иметь резервы в случае сбоев. Доступ в специальнуючасть системы осуществляется после авторизации и аутентификации лица,намеренного войти в защищенную зону.
Критичныхданных на сервере хостинг компании храниться не должно. Вся личная информацияна сервере БД должна быть доступна только компетентным пользователям. Все операциив системе должны протоколироваться и вестись их «Лог-файл». Долженобеспечиваться должный уровень секретности коммерческой информации, а такжеличной информации клиентов фирмы. Все значимые данные должны иметь возможностьпередаваться по защищенным каналам связи или с использованием защитныхпротоколов передачи данных. Достоверность предоставляемой клиентом фирмыинформации проверяет менеджер фирмы.
ПрименениеИС для решения описанных выше проблем позволит ликвидировать некоторыепроблемы, а также сведет к минимуму негативные последствия других проблем напредприятии.
Еслизатянуть с разработкой внедрением ИС, то невозможно будет увеличиватьэкономические показатели предприятия более высокими темпами.
Такжеесли решать эти проблемы не в комплексе, а от случая к случаю, по мере жесткойнеобходимости в их решении, то процесс автоматизации отдела заказов затянетсяна неопределенный срок. При таком подходе к решению проблем, возможно появлениеновых проблем связанных с взаимодействием уже работающих (разработанных изапущенных) подсистем (программ), решающих конкретные узкие задачи. В итоге этоприведет к переделке уже реализованных механизмов и созданию полноценной ИС./>Модели
Дляпреставления решения, имеет смысл привести ряд моделей частей системы в нотацииUML2.0, а также модель данных, основанную на методологии IDEF1x.
Длясоздания моделей в нотации UML 2.0 будет использовано CASE средство TelelogicTau Modeler 3.1, а для модели данных по методологии IDEF1x – ERwin DataModeler./> Модельданных
Выделимсущности, для которых необходимо хранить различную информацию.
/>
Рисунок 1
Налогической диаграмме представлены выделенные сущности и определены атрибутыданных сущностей. Также проставлены связи между взаимосвязанными сущностями.
Сущность«Клиент» имеет атрибуты id, для присваивания клиенту уникального идентификационногономера. Атрибуты «User», «pass» и «status» необходимы для авторизации и аутентификации пользователяв системе. Сущность «Подробнее» расширяет информацию о сущности «Клиент». В нейобозначены атрибуты для указания дополнительной информации.
Сущность«Заказы» и связанная с ней сущность «Описание» определяют атрибуты необходимыедля описания заказов. Атрибут client_id и manag_id необходимы для связываниясущности «Заказы» с сущностями «Клиент» и «Менеджер». Сущность «rights»необходима для назначения прав и областей доступа для менеджера иадминистрации. Сущность «Администрация» и связанная с ней сущность «Описание»содержит атрибуты для описания администратора системы. Атрибуты«User», «pass» и «status»необходимы для авторизации и аутентификации пользователя в системе.
Сущность«Информация» хранит атрибуты, отвечающие за хранение информации о фирме ееуслугах и координатах. Атрибут «visible» определяет видимость информации на сайте. Атрибут «url» назначаетадрес для доступа к записи. Атрибут «date» хранит информацию о дате создания или обновленияинформации.
Сущность«Посетитель», хранит информацию о всех гостях зашедших на сайт. Хранитинформацию о присвоенном им уникальном идентификаторе в атрибуте «sid». Такжехранится информация о дате и времени посещения, данным гостем с уникальнымидентификатором. Также имеется атрибут отвечающий за хранения дополнительнойинформации о госте.
Сущность«» и связанные с ним сущности «» и «» хранят заданные вопросы пользователей,клиентов и посетителей и имеющиеся на данные вопросы ответов менеджера.
Далеепреобразуем полученную логическую модель к физической модели. Полученныйрезультат представлен на рисунке 2.
/>
Рисунок 2
Атрибутамсущностей установлен тип данных, и наложено ограничение по длине поля./> Модельсистемы в нотации UML 2.0
Диаграммавариантов использования – описывает функциональное назначение системы в самомобщем виде с точки зрения пользователей и заинтересованных лиц.
Нарисунке 3 приведена диаграмма вариантов использования разрабатываемой системы.Данная диаграмма является рабочим вариантом. На данной диаграмме имеютсяслужебный записи (комментарии), для дальнейшего развития данной модели.
/>
Рисунок 3
Надиаграмме представлены основные пользователи системы. Сущность «Клиент»является расширением сущности «Посетитель». Данным сущностям доступны такиеварианты использования как: «Просмотреть информацию», «Отправить вопрос». Усущности «Клиент» есть дополнительный вариант использования: «Работать сзаказом», расширяемый рядом других вариантов использования.
Уменеджера фирмы имеется два варианта использования: «Управлять» и «Ответить навопрос». Сущность «Администратор», несет на себе только функции поадминистрированию данной системы.
Клиентфирмы, работая с заказом, вносит в него изменения. Затем данные изменения должныбыть согласованы с менеджером предприятия. Общедоступные варианты использования«Просмотреть информацию» и «Отправить вопрос», показывают возможностьознакомления с информацией о предприятии и его услугах сущностям «Посетитель» и«Клиент»./> Иерархическая структура работ
Вданной работе необходимо построить план работ по подготовке и защиты на степеньБакалавра.
Примерныйплан работ приведен в таблице.
Таблица1Название этапа Срок 1. Тема работы. 6 1.1. Выбор темы 2 1.2. Согласование темы с начальством (зав каф) 2 1.3. Утверждение темы 2 2. Определиться со списком существующих систем, решающих подобные задачи, определить их функционал. 6 2.1. Выбрать 3 аналога 1 2.2. Произвести их анализ 2 2.3. Составить сводную таблицу 3 3. Разобраться с требованиями к системе. 18 3.1. Произвести системный анализ предметной области 7 3.2. Бизнес-требование к системе 3 3.3. Функциональные требования к системе 5 3.4. Системные требования к системе 3 4. Начать разработку моделей по UML 2.0. 22 4.1. Уточнить модели, на основании реально функционирующей системы. 5 4.2. Согласовать работы по моделям с руководителем проекта. 2 4.3. Внести коррективы в имеющиеся модели на основании согласований со всеми заинтересованными лицами. 5 4.4. Продолжить работу над моделями (увеличить уровень декомпозиции, дополнять модели, делая их более полными) 10 5. Разработка приложения на основании полученной ранее информации. 18 5.1. Создание ИС 10 5.2. Внедрение ИС на предприятие 8 6. Отчет по выполняемой работе 27 6.1. Написание основных глав пояснительной записки 8 6.2. Написание БЖ и ТЭО 5 6.3. Согласование отчета с руководителем 3 6.4. Доработка отчета 7 6.5. Рецензирование 3 6.6. Сдача пояснительной записки Рогозову 1 7. Сдача на госкомиссии 31 7.1. Подготовка к госам 10 7.2. Сдача госов 3 7.3. Подготовка к бакалавру 15 7.4. Сдача бакалавра 3
Теперьнам необходимо, используя CASE средство Microsoft Office Project 2003, создать проект вданном средстве.
/>
Рисунок 4
На рисунке 4 представлены задачи, занесенные в проект,установлены их сроки. На рисунке 5 представлена диаграмма последовательности собозначенными ресурсами. Система автоматически определяет дату начала иокончания каждой задачи. Необходимо только выставить дату начала и длительностьрабочей недели.
/>
Рисунок 5
Я выбрал пятидневную рабочую неделю и дату начало проекта –04.02.2008. Окончание проекта намечено на 17.06.2008, что является приемлемымзначением, для даты окончания проекта. Данная дата соответствует реальнымсрокам сдачи бакалаврской работы.
Следовательно,можно сделать предположение, что наш проект является выполнимым, так каквыделены все основные этапы, им установлены реальные сроки выполнения, и датаокончания проекта является действительной.
Вывод
Впроцессе проделанной работы, я получил практический опыт по организации планаработ над проектом. Ознакомился с CASE средством которое помогает создать план работ по проекту,распределенный во времени. Ознакомился с методами управления временем по методологииPMI.
Проводяанализ предметной области, а также предлагая подход к решению проблемпредметной области, я ознакомился с основными методами по созданию моделей внотации UML и методологии IDEF1x. Получил практический опыт по созданию данных моделей,увидел и разобрался с нюансами и проблемами, возникающим в ходе созданиямоделей.
В ходевыполнения данной курсовой работы были получены результаты, которые можноиспользовать для написания бакалаврской работы. Построенный план работ дает нампредставления о сроках подготовке к сдаче бакалаврской работы и сдачепромежуточных этапов.
Список литературы
1. Википедия. - Март 2008 r.. -http://ru.wikipedia.org/wiki/Заглавная_страница.
2. Верников Геннадий «Основы методологииIDEF1X»// Корпоративный менеджмент. - Апрель 2008 r.. -http://www.cfin.ru/vernikov/idef/idef1x.shtml.
3. Леоненков «UML 2.0». -Санкт-Петербург : БХВ-Петербург, 2007.