Содержание
Введение
Глава I. Юридическаячасть1.1 Понятие риска впредпринимательстве1.2 Кто может стать страхователем1.3 Объекты страхованияпредпринимательских рисков
1.4 Страховая сумма
1.5 Виды страхования предпринимательской деятельности
Глава II.Проектная часть
2.1 Постановка задачи
2.2 Функциональные требования к системе
2.2.1 Общие требования к системе
2.2.2 Цель разработки
2.2.3 Требования к функциональнымхарактеристикам
2.2.4 Требования к надежности
2.2.5 Пользователи автоматизированнойсистемы
2.3 Анализ существующих разработок
2.4Описание предметной области
2.5Описание методики оценки эффективности проектирования
ГлаваIII. Разработка информационной системы
3.1Выбор структуры информационной базы и средств ее реализации
3.2Разработка структуры базы данных
3.3Проектирование информационной базы данных
3.4Проектирование экранных форм
Заключение
Список литературы
Введение
Современные технологии,как неотъемлемая часть научно-технического прогресса, играют все большую роль вжизни и деятельности общества. В наше время уже несложно представитьавтоматизированную систему практически в любой сфере деятельности человека.Компьютеры, базы данных, информационные сети, все это результат деятельностичеловека облегчающий его труд. В любой деятельности человека, требующей контроля,имеет место определенный документооборот, с появлением компьютеров, понятиедокументооборота значительно расширено, если раньше под этим словом понималосьлишь создание, обработка и уничтожение бумажных документов, теперь этопонимается как те же действия, как с бумажными, так и с электроннымидокументами. Трудно найти сферу деятельности, которая бы не нуждалась всоздании новых и усовершенствованных старых программных средств. Не является иисключением такая отрасль, как страхование. В последнее время пользуютсябольшим спросом услуги по страхованию предпринимательских рисков, что делаетвыбранную тему более актуальной. Так предпринимательство всегда сопряжено снеопределенностью экономической конъюнктуры, которая вытекает из непостоянстваспроса-предложения на товары, деньги, факторы производства, измноговариантности сфер приложения капиталов и разнообразия критериевпредпочтительности инвестирования средств, из ограниченности знаний об областяхбизнеса и коммерции и многих других обстоятельств. Для того чтобы предусмотретьвсе неожиданности, сопутствующие предпринимательской деятельности, риск убытковили неполучения намеченной прибыли многие занимающиеся предпринимательскойдеятельностью в целях обезопасить свое дело заключают со страховой компанией договорстрахования предпринимательских рисков. Но чтобы упростить работу порегистрации и поиску данных о договорах нужно автоматизировать данную отрасль,то есть разработать такую информационную систему, которая бы позволиласпециалистам страховой компании: во-первых, осуществлять автоматизированныйучет договоров страхования предпринимательских рисков и сразу выводить напечать сформированный договор страхования предпринимательских рисков.Во-вторых, уменьшить расходы на управление за счет высвобождения людскихресурсов, занятых оформлением договоров. В-третьих, хранить и анализироватьданные за любой промежуток времени. И, в-четвертых, осуществлять поиск нужнойинформации по различным критериям отбора.
Но для того, чтобы реализоватьинформационную систему нужно грамотно, в соответствии с законодательством, ееспроектировать.
Проектирование и реализацияинформационной системы это логически сложная, трудоемкая и длительная работа,требующая определенных знаний в области страхования. В данной работе мы будем разрабатыватьавтоматизированную систему учета договоров страхования предпринимательскихрисков.
Так как любая информационная системапредполагает одновременную работу с ней пользователей различных категорий, торазумней всего было построить такую систему по принципу «клиент-сервер».Самое примечательное свойство архитектуры «клиент-сервер» состоит ввозможности удалить клиента от сервера на любое расстояние без существенногоснижения скоростных характеристик системы (даже в случае сложных запросов) ибез всяких изменений в программном обеспечении. Удаленный клиент подключается ксерверу с помощью телефонного или иного канала. Это свойство очень ценно для организации распределенной обработки данных.Кроме того, оно позволяет заменять СУБД, операционную систему и сервер, неизменяя программного обеспечения клиентской части системы.
Автоматизированная система учетадоговоров страхования предпринимательских рисков должна обеспечивает такиеосновные свойства системы, как распределенность данных, параллелизм при доступеи обработке данных, гибкость при настройке, надежность и корректность всейинформации. [1]
Глава I. Юридическая часть1.1 Понятие риска в предпринимательстве
Само понятиепредпринимательской деятельности подразумевает, что она осуществляется на свойстрах и риск (абз. 3 п. 1 статьи 2 Гражданского кодекса РФ). Таким образом,риск потери, невозврата вложенных в дело средств неразрывно связан с самимхарактером гражданско-правовых отношений, основанных на автономии воли,равенстве и имущественной самостоятельности их участников. В то же время суверенностью можно сказать, что практически невозможно предусмотреть всенеожиданности, могущие повлечь риск убытков или неполучения намеченной прибыли,что означает, что рано или поздно любой предприниматель может столкнуться спроблемой финансовых потерь, связанных с рискованностью данного видадеятельности. В таких условиях страхование предпринимательских рисковпредставляется одним из способов защиты от неполучения прибыли или несенияубытков при ведении предпринимательской деятельности наряду со страхованиемимущества, гражданской ответственности и иными видами страхования. [2]
Под предпринимательским рискомпонимается риск, возникающий при любых видах деятельности, связанных спроизводством продукции, товаров, услуг, их реализацией, товарно-денежными ифинансовыми операциями, коммерцией, осуществлением социально-экономических инаучно-технических проектов. В рассматриваемых видах деятельности приходитсяиметь дело с использованием материальных, трудовых, финансовых, информационных(интеллектуальных) ресурсов, так что риск связан с угрозой полной или частичнойпотери этих ресурсов. В итоге предпринимательский риск характеризуется какопасность потенциально возможной, вероятной потери ресурсов или недополучениядоходов по сравнению с вариантом, рассчитанным на рациональное использованиересурсов в данном виде предпринимательской деятельности. Иначе говоря, рискесть угроза того, что предприниматель понесет потери в виде дополнительныхрасходов сверх предусмотренных прогнозом, программой его действий, либо получитдоходы ниже тех, на которые он рассчитывал.
Страхование предпринимательскихрисков является одной из разновидностей имущественного страхования. Всоответствии с общими правилами (статья 929 ГК РФ) по договору имущественногострахования одна сторона (страховщик) обязуется за обусловленную договоромплату (страховую премию) при наступлении предусмотренного в договоре события(страхового случая) возместить другой стороне (страхователю) причиненныевследствие этого события убытки в застрахованном имуществе либо убытки в связис иными имущественными интересами страхователя (выплатить страховое возмещение)в пределах определенной договором суммы (страховой суммы). Особенностьюдоговора страхования предпринимательских рисков является то, что застрахованможет быть предпринимательский риск только самого страхователя и только в егопользу. Договор страхования предпринимательского риска лица, не являющегосястрахователем, ничтожен, а заключенный в пользу лица, не являющегосястрахователем, считается заключенным в пользу страхователя.1.2Кто может стать страхователем
В первую очередь,страхователем по договору страхования предпринимательских рисков должно бытьлицо, которое ведет предпринимательскую деятельность, зарегистрированное вустановленном порядке и иметь право осуществлять предпринимательскуюдеятельность (Статья 2 Гражданского кодекса РФ). То есть страхователем в такомдоговоре может быть либо гражданин, зарегистрировавшийся в качествеиндивидуального предпринимателя, либо коммерческая организация либонекоммерческая, осуществляющая предпринимательскую деятельность для достижениясвоих уставных целей (абзац 2 п. 3 Статьи 50 Гражданского кодекса РФ). Крометого, страхователь должен обладать лицензией, если осуществляемая имдеятельность подлежит лицензированию. Тем не менее, фактическипредпринимательскую деятельность ведут и граждане, не зарегистрировавшие вкачестве индивидуального предпринимателя, и некоммерческие организации в иныхцелях, чем это определено в их уставе. Договоры страхованияпредпринимательского риска, заключенные такими лицами, ничтожны. 1.3Объекты страхования предпринимательских рисков
При страхованиипредпринимательских рисков объектом страхования являются не противоречащиезаконодательству Российской Федерации имущественные интересы Страхователя,связанные с причинением ему убытков при осуществлении им предпринимательскойдеятельности; а страховым случаем является причинение убытков Страхователю,подтвержденных обоснованной претензией последнего или вступившим в законнуюсилу решением суда, и наступивших в результате нарушения (неисполнения илиненадлежащего исполнения) контрагентами страхователя обязательств по договораммежду ними, заключенным в рамках осуществляемой страхователемпредпринимательской деятельности.
Объектами страхованияпредпринимательских рисков могут быть имущественные интересы страхователей,связанные с осуществлением ими предпринимательской деятельности. Так,упомянутая статья 929 ГК к предпринимательским рискам относит нарушениеобязательств контрагентом предпринимателя либо изменение условий деятельностипредпринимателя по независящим от него причинам[3].
Статья 9 Закона РФ«Об организации страхового дела в Российской Федерации»устанавливает, что страховой риск — предполагаемое событие, на случайнаступления, которого проводится страхование. При этом указанное событие должнообладать признаками вероятности и случайности его наступления. Это правилораспространяется и на предпринимательские риски. Так, в отношении нарушенияобязательства своим контрагентом предприниматель должен находиться вдобросовестном неведении. В соответствии с этим предпринимательский рискпродавца при продаже товара лицу, платежеспособность которого сомнительна, неможет быть застрахован. Точно так же и изменение условий деятельности должноносить для предпринимателя случайный характер, то есть он должен находиться вотношении этого изменения в добросовестном неведении.
1.4 Страховая сумма
Страховая сумма не может превышать действительнойстоимости (страховой стоимости) предпринимательского риска. Такой стоимостьюсчитаются убытки от предпринимательской деятельности, которые Страхователь, какможно ожидать, понес бы при наступлении страхового случая, и которыескладываются из:
— расходов, которыеСтрахователь произвел или должен будет произвести в случае нарушения своегоправа для его восстановления (реальный ущерб);
— недополученных доходов, которые Страхователь должен получить при обычныхусловиях гражданского оборота.
Страховая сумма подоговорам страхования предпринимательских рисков не может превышать убытки отзастрахованной предпринимательской деятельности, которые страхователь понёс быпри наступлении страхового случая. При этом условия договоров данногострахования нередко предусматривают установление франшизы. В перечень страховыхрисков могут входить различные события — от стихийных бедствий дообщественно-политических факторов.
Страховые тарифы зависят от видадеятельности предпринимателя, срока страхования, объема выпускаемой продукции(оказанных услуг) и характера страхового риска.
Страхование предпринимательского риска производитсялибо на случай нарушения обязательств контрагентом предпринимателя, либо наслучай изменения условий деятельности предпринимателя по независящим от негопричинам. Поскольку здесь имеется в виду систематическая деятельность,направленная на извлечение прибыли (ст.2 ГК), то и изменение условийдеятельности должно носить систематический характер. Т.е. по договорустрахования предпринимательского риска не может быть застрахована, например,упущенная выгода из-за случайной единовременной утраты груза, а только из-затакого изменения условий, при которых случаи утраты груза устойчиво участились.Это, однако, не означает, что по договору страхования предпринимательскогориска не может быть застрахована упущенная выгода из-за единовременной утратыгруза в связи с нарушением обязательств контрагентами. Это также не означает,что упущенная выгода не может быть застрахована по договору страхования грузов,как это описано в п.7 Приложения 2 к Условиям лицензирования.
Изменение условий деятельности должно носить дляпредпринимателя случайный характер, т.е. он должен находиться в отношении этогоизменения в добросовестном неведении (см. комментарий к ст.9 Закона о страховомделе). Не может быть, например, застрахован предпринимательский риск в связи стем, что предприниматель перенес свою деятельность в другой регион.
В отношении нарушения обязательства своим контрагентомпредприниматель также должен находиться в добросовестном неведении. Например,не может быть застрахован предпринимательский риск продавца при продаже товаралицу, платежеспособность которого сомнительна, так как у продавца почти всегдаимеется реальная возможность получить информацию о платежеспособностипокупателя либо, в отсутствии такой информации не заключать договоркупли-продажи.
В договоре страхования предпринимательского риска не можетбыть назначен ни выгодоприобретатель, ни застрахованное лицо. Однако,последствия нарушения двух этих правил различны. При назначении в договоревыгодоприобретателя ничтожным является только это условие договора, а остальныеусловия договора сохраняют свою силу. При назначении в договоре застрахованноголица ничтожным становится весь договор.
По договору страхованияпредпринимательского риска страхуется не только финансовый риск, но и другиеубытки — ущерб в имуществе и ответственность. Поэтому лица, ведущиепредпринимательскую деятельность могут выбрать в какой правовой форме имстраховать свое имущество — в форме страхования имущества (ст.930 ГК) или вформе страхования предпринимательского риска и в зависимости от этого выборанормативное регулирование будет различным. Аналогично и с ответственностьюпредпринимателя. Хорошим примером является экологическое страхование на случайувеличения экологических нормативов. Если оно проводится, как страхованиеответственности предпринимателя за причинение вреда, то выгодоприобретателемявляется потерпевший, а проведение его в форме страхования предпринимательскогориска возможно только в пользу самого страхователя.[4]
Таким образом, выделив страхованиепредпринимательского риска в отдельный вид страхования и установив для негоособые правила, законодатель ввел различное регулирование фактическивозникающих отношений не в зависимости от содержания этих отношений, а взависимости от правовой формы, в которую они облечены. Это различие,безусловно, законно, так как введено законодателем в установленном порядке,однако вряд ли его можно признать правомерным, т.е. не только законным, но исоответствующим основным принципам правового регулирования общественныхотношений.
Категорию «риск» можноопределить как опасность потенциально возможной, вероятной потери ресурсов илинедополучения доходов по сравнению с вариантом, который рассчитан нарациональное использование ресурсов в данном виде предпринимательской деятельности.Другими словами, риск — это угроза того, что предприниматель понесет потери ввиде дополнительных расходов или получит доходы ниже тех, на которые онрассчитывал.
Хотя последствия риска чаще всегопроявляются в виде финансовых потерь или невозможности получения ожидаемойприбыли, однако риск — это не только нежелательные результаты принятых решений.При определенных вариантах предпринимательских проектов существует не толькоопасность не достичь намеченного результата, но и вероятность превысить ожидаемуюприбыль. В этом и заключается предпринимательский риск, который характеризуетсясочетанием возможности достижения как нежелательных, так и особо благоприятныхотклонений от запланированных результатов.
Под предпринимательским понимаетсяриск, возникающий при любых видах предпринимательской деятельности, связанных спроизводством продукции, товаров и услуг, их реализацией; товарно-денежными ифинансовыми операциями; коммерцией, а также осуществлением научно-техническихпроектов.
Анализ многочисленныхопределений риска позволяет выявить основные моменты, которые являютсяхарактерными для рисковой ситуации, такие, как:
· случайныйхарактер события, который определяет, какой из возможных исходов реализуется напрактике;
· наличиеальтернативных решений;
· известны илиможно определить вероятности исходов и ожидаемые результаты;
· вероятностьвозникновения убытков;
· вероятностьполучения дополнительной прибыли.
Чтобы решиться на риск,предприниматель должен быть уверен, что возможная ошибка не можетскомпрометировать ни его дело, ни его имидж. Вероятность ошибки следуетрасценивать как неотъемлемый атрибут самостоятельности, а не как следствиепрофессиональной несостоятельности. Имеется в виду ошибка, которая оказываетсятаковой вследствие не оправдавшего себя, хотя и рассчитанного риска.1.5 Виды страхования предпринимательскойдеятельности
Виды страхованияпредпринимательских рисков, как и в других подотраслях страхования,подразделяются по объектам страхования и страховым рискам. Кроме того, их можноразделить в соответствии с тремя известными стадиями кругооборота средств впроцессе товарного производства. Первая (денежная) стадия кругооборота средствсвязана с инвестированием капитала. Страховое обеспечение вложенного капиталаосуществляется с помощью страхования инвестиций, кредитов, депозитных вкладов.Страховая защита предпринимателя на второй (производственной) стадиикругооборота средств осуществляется путём проведения страхования на случайперерывов в хозяйственной деятельности в связи с пожарами, авариями и другиминеблагоприятными событиями, которое обеспечивает защиту от косвенных потерь,связанных с прекращением выпуска продукции, дополнительными затратами повозобновлению производства и др. На третьей (товарной) стадии кругооборота денежныхсредств, где происходит реализация готовой продукции и её оплата,осуществляется страхование риска неплатежа по политическим и коммерческимпричинам.
Специфика страхованияобуславливает ряд требований к порядку заключения договоров. Так, в частности,страхователь должен предъявить свидетельство о регистрации, лицензии илипатенты на подлежащую страхованию деятельность, другие необходимые документы. Взаявлении о страховании он должен дать подробную информацию опредпринимательской деятельности, условиях её осуществления, ожидаемых доходахи расходах, заключённых контрактах, своих контрагентах и другихобстоятельствах, имеющих отношение к степени риска.[5]
В современныхэкономических условиях предприятие самостоятельно решает основные вопросы своейпроизводственной деятельности: организует бизнес, выбирает партнеров,обеспечивает сохранность материальных и финансовых ресурсов, выбирает путипреодоления и минимизации неизбежных в предпринимательстве рисков.
Для российскихпредприятий, независимо от их формы собственности и сфер деятельности, наиболеетипичными являются следующие риски:
· возможнаяутрата (гибель), недостача или повреждение основных или оборотных средств предприятия;
· возникновениегражданской ответственности предприятия по обязательствам, возникающимвследствие причинения вреда жизни, здоровью и имуществу третьих лиц илиокружающей природной среде;
· возможные убыткиили неполучение ожидаемой прибыли из-за изменения условий функционированияпредприятия по не зависящим от него обстоятельствам;
· нарушения своихобязательств контрагентами, партнерами и прочее.
Причем, страхование первых изперечисленных рисков достаточно полно представлено на российском страховомрынке, а вот страхование риска нарушения своих обязательств контрагентами ипартнерами долгое время только декларировалось страховыми компаниями, несмотряна огромную востребованность данного продукта.
Последствиямипредпринимательских рисков, как правило, являются неминуемые финансовые потери,способные нарушить любой, даже хорошо сбалансированный бюджет предприятия, апорой могут стать губительными для бизнеса.
Слабое развитиестрахования предпринимательских рисков объясняется тем, что на заре развитиястрахового рынка России страховые компании не обладали ни достаточнойфинансовой мощью, ни необходимым опытом работы, но за годы развития рыночнойэкономики образовались крупные, финансового устойчивые страховые компании, счестью прошедшие кризисные ситуации в стране. Таким образом, сегодняпредприятия разных уровней и сфер деятельности имеют возможность минимизироватьфинансовые потери организации, непосредственно связанные с предпринимательскойдеятельностью.
Как правило, страховаякомпания предоставляет страховое покрытие риска неплатежа конечного покупателяпо контрактам, предусматривающим отсрочку платежа.
При установлении предпринимательскогориска надо различать понятия «расход», «убытки», «потери».Любая предпринимательская деятельность неизбежно связана с расходами, тогда какубытки имеют место при неблагоприятном стечении обстоятельств, просчетах ипредставляют собой дополнительные расходы сверх намеченных. Сказанноехарактеризует категорию «риск» с качественной стороны, но создаетоснову и для перевода понятия «предпринимательский риск» вколичественное. Если риск — это опасность потери ресурсов или дохода, тосуществует его количественная мера, определяемая абсолютным или относительнымуровнем потерь.[6]
В абсолютном выражении риск можетопределяться величиной возможных потерь в материально-вещественном (физическом)или стоимостном (денежном) выражении, если только ущерб поддается такомуизмерению. В относительном выражении риск характеризуется как величинавозможных потерь, отнесенная к некоторой базе, в виде которой наиболее удобнопринимать либо имущественное состояние предпринимателя, либо общие затратыресурсов на данный вид предпринимательской деятельности, либо ожидаемый доход(прибыль) от предпринимательства.
Применительно к предприятию вкачестве базы для определения относительной величины риска целесообразно братьстоимость основных фондов и оборотных средств предприятия или намеченныесуммарные затраты на данный вид предпринимательской деятельности, имея в видукак текущие затраты, так и капиталовложения или расчетный доход (прибыль).Выбор той или иной базы не имеет принципиального значения, но следуетпредпочесть показатель, определяемый с высокой степенью достоверности.
Базовые показатели, используемые длясравнения, обычно называют расчетными, или ожидаемыми показателями прибыли,затрат, выручки. Значения этих показателей определяются при разработкебизнес-плана, в процессе технико-экономического обоснованияпредпринимательского проекта, сделки. Соответственно потерями считают снижениеприбыли, дохода в сравнении с ожидаемыми величинами. Предпринимательские потери— это в первую очередь случайное снижение предпринимательской прибыли. Величинаименно таких потерь и характеризует степень риска. Отсюда анализ риска связанпрежде всего с изучением потерь.
Центральное место в оценкепредпринимательского риска занимают анализ и прогнозирование возможных потерьресурсов при осуществлении предпринимательской деятельности. Имеется в виду нерасход ресурсов, объективно обусловленный характером и масштабомпредпринимательских действий, а случайные, непредвиденные, но потенциальновозможные потери, возникающие вследствие отклонения реального хода предпринимательстваот задуманного сценария. Чтобы оценить вероятность тех или иных потерь,обусловленных развитием событий по непредвиденному варианту, следует преждевсего знать все виды потерь, связанных с предпринимательством, и уметь заранееисчислить их и измерить как вероятные прогнозные величины. При этом естественножелание оценить каждый из видов потерь в количественном измерении и уметьсвести их воедино, что, к сожалению, далеко не всегда удается сделать.
Случайное развитие событий,оказывающее влияние на ход и результаты предпринимательства, способно приводитьне только к потерям в виде повышенных затрат ресурсов и снижения конечногорезультата. Одно и то же случайное событие может вызвать увеличение затратодного вида ресурсов и снижение затрат этого вида, т. е. наряду с повышеннымизатратами одних ресурсов может наблюдаться экономия других. Отсюда, еслислучайное событие оказывает двойное воздействие на конечные результатыпредпринимательства, имеет неблагоприятные и благоприятные последствия, приоценке риска следует в равной степени учитывать и те и другие. Иначе говоря,при определении возможных суммарных потерь следует вычитать из расчетных потерьсопровождающий их выигрыш.
Потери, которые могут быть впредпринимательской деятельности, целесообразно разделять на материальные,трудовые, финансовые, потери времени, специальные виды потерь. Материальныевиды потерь проявляются в не предусмотренных предпринимательским проектомдополнительных затратах или прямых потерях оборудования, имущества, продукции,сырья, энергии и т. д. По отношению к каждому отдельному из перечисленных видовпотерь применимы свои единицы измерения.
Наиболее естественно измерятьматериальные потери в тех же единицах, в которых измеряется количество данноговида материальных ресурсов, т. е. в физических единицах веса, объема, площади идр. Однако свести воедино потери, измеряемые в разных единицах, и выразить иходной величиной не представляется возможным. Нельзя складывать килограммы иметры. Поэтому практически неизбежно исчисление потерь в стоимостном выражении,в денежных единицах. Для этого потери в физическом измерении переводятся встоимостное измерение путем умножения на цену единицы соответствующегоматериального ресурса. Для достаточно значительного количества материальныхресурсов, стоимость которых заранее известна, потери сразу можно оценивать вденежном выражении. Имея оценку вероятных потерь по каждому из отдельных видовматериальных ресурсов в стоимостном выражении, можно свести их воедино,соблюдая при этом правила действий со случайными величинами и их вероятностями.
Трудовые потери представляют потерирабочего времени, вызванные непредвиденными обстоятельствами. Внепосредственном измерении трудовые потери выражаются в человеко-часах,человеко-днях или просто часах рабочего времени. Перевод трудовых потерь встоимостное, денежное выражение осуществляется путем умножения трудочасов настоимость (цену) одного часа.[7]
Финансовые потери — это прямойденежный ущерб, связанный с непредусмотренными платежами, выплатой штрафов,уплатой дополнительных налогов, потерей денежных средств и ценных бумаг. Крометого, финансовые потери могут быть при недополучении или неполучении денег изпредусмотренных источников, при невозврате долгов, неоплате покупателемпоставленной ему продукции.
Предпринимательская деятельность истрахование — тесно взаимосвязанные категории рыночного хозяйства. Цельюпредпринимательской деятельности является получение прибыли, увеличениевложенного в дело капитала.
Эффективная предпринимательскаядеятельность немыслима без освоения новой техники, без разумного риска впоисках дополнительных резервов интенсификации производства. Теперь отметим идругой аспект взаимосвязи предпринимательства и страхования. Страхование вусловиях рыночной экономики само выступает сферой коммерческой деятельности.Принимая на себя ответственность за те или иные риски, страховщик, преждевсего, думает о том, что даст ему заключаемый договор. Как предприниматель,действующий на свой страх и риск, он не берется за те виды страхования, вкоторых вероятность наступления неблагоприятных событий особенно велика. Вотпочему многие объекты повышенной опасности становятся предметом взаимногострахования на коммерческой основе.[8]
По мере развития рыночного хозяйствав России предприниматели все больше понимают значение данного механизма ипостепенно расширяют перечень рисков, которые можно передать страховойкомпании, или используют другие методы защиты от рисков, возникающих в процессеих деятельности. Разновидностью предпринимательских рисков выступаюткоммерческие и финансовые риски. Следует сказать, что разделение это весьмаусловное и в страховании под «финансовыми рисками» понимают и первое,и второе одновременно. «Финансовый риск» в узком смысле словаозначает риск возникновения непредвиденных расходов у некоммерческихорганизаций и физических лиц в процессе осуществления ими какой-либодеятельности или заключения единичных сделок, не направленных насистематическое получение прибыли.
Глава II. Проектная часть
2.1 Постановка задачи
Разработать автоматизированную систему учета договоровстрахования предпринимательского риска. Целью дипломного проектирования являетсясоздание автоматизированной системы, предназначенной для автоматизации учетадоговоров страхования предпринимательских рисков, а также для контролядостоверности и своевременности договоров страхования предпринимательскихрисков.
Назначение системы заключается в автоматизации учётадоговоров страхования предпринимательских рисков. Система предназначена дляповышения уровня организации работников страховой компании. Система позволитнакапливать информацию о страховании предпринимательских рисков, формироватьбланки договоров, в соответствии с действующим законодательством.
Данная система должнавключать данные острахователе, объекте страхования, страховой премии, страховой сумме, а такженеобходимыми данными будут являться сведения о договоре страхования предпринимательскихрисков, то есть о номере и серии договора, сроках его заключения, страховомагенте его заключившем.
Входной информацией будутявляться сведения и атрибуты документов, предоставляемые в страховую компанию для страхованияпредпринимательских рисков в соответствии с «Правилами добровольногострахования предпринимательских рисков»:
а)ФИО гражданина – предпринимателя/наименование юридического лица;
б)ИНН;
в)реквизиты свидетельства о постановки на учет в налоговом органе;
г)юридический адрес (место нахождения), телефон;
д)вид деятельности юридического лица или индивидуального предпринимателя;
е)фамилия, имя, отчество лица, имеющего право без доверенности действовать отимени юридического лица, а также паспортные данные такого лица или индивидуальногопредпринимателя данные или иных документов, удостоверяющих личность всоответствии с законодательством Российской Федерации;
ж)размер указанного в учредительных документах коммерческой организации уставногокапитала;
з)банковские реквизиты
и)номер лицензии, полученной юридическим лицом;
Выходным документомявляется договор страхования предпринимательских рисков.
2.2 Функциональныетребования к системе
2.2.1 Общие требования ксистеме
К проектируемой системепредъявляются следующие общие требования:
1. Система должна обладать наборомудобных возможностей по вводу информации в систему;
2. Система должна вести учет договоровстрахования предпринимательских рисков, иметь полный набор информации,необходимый для страхования предпринимательского риска;
3. Система должна иметь удобныйинтерфейс.
4. Система должна быть построена такимобразом, чтобы возможно было ее конфигурировать, настраивать под изменения взаконодательстве.
2.2.2 Цель разработки
Целью дипломной работыявляется разработка автоматизированной системы учета договоров страхованияпредпринимательского риска.
Главнымицелями разрабатываемой автоматизированной системы учета договоров страхованияпредпринимательских рисков являются:
— обеспечение перевода на компьютерную технологию подавляющего большинствапроизводственных функций страховых агентов, связанных со страхованиепредпринимательских рисков,
— повышение уровня организации работников страховой компании, уровня контролядостоверности и своевременности договоров страхования предпринимательскихрисков,
— экономия материальных и трудовых ресурсов, обеспечивающих страхованиепредпринимательских рисков.
— улучшение качества и минимизация временных затрат на проверку документов иоформление договоров страхования предпринимательских рисков,
— сокращение времени поиска необходимой информации и оформленных договоровстрахования предпринимательских рисков.
— упрощение доступа к информации о страховании предпринимательских рисков,
— сокращение бумажных архивов.
Всеэто в целом, призвано обеспечить более высокий уровень функциональности,гибкости, надежности и удобства при использовании данной автоматизированнойсистемы.
2.2.3Требования к функциональным характеристикам
Проектируемаяавтоматизированная система учета договоров страхования предпринимательскихрисков имеет следующие функции:
1) ввод сведений,необходимых для оформления договора страхования предпринимательских рисков,
2) корректировкасуществующей информации о страховании предпринимательских рисков,
3) автоматизированныйпоиск нужных сведений,
4) хранение в базеданных информационной системы сведений о страховании предпринимательских рисков,
5) контроль формыдокументов: договора о страховании предпринимательских рисков и заявления,
6) формировать ираспечатывать различные документы, потребность в которых возникает на отдельныхэтапах страхования предпринимательских рисков,
7) обеспечитьвзаимодействия пользователя с информационной системой,
8) обеспечитьбыстрый доступ сотрудников страховой компании к большому объему информации,касающейся текущего состояния материалов, поступивших в страховую компанию, иих последующему движению в процессе страхования предпринимательских рисков,
9) ведение базыданных и поддержание ее в актуальном состоянии;
10) автоматизированныйучет и систематизация договоров страхования предпринимательских рисков,
11) поиск информациипо различным аспектам текущего состояния и движения страхования,
12) реализацияэлектронного архива.
2.2.4Требования к надежности
1. Предусмотреть надежную защитуданных от несанкционированного доступа, ошибок в процессе эксплуатации излонамеренных действий пользователя:
o информация,хранящаяся в базе данных системы, должна бать защищена от несанкционированногодоступа средствами промышленной СУБД;
o при подключении ксистеме пользователь должен пройти обязательную авторизацию. Каждомупользователю предоставляется определенный набор прав доступа к данным ифункциям, в соответствии с его ролью в системе;
o система позволяетустановить срок действия и правила использования пароля для авторизации. Посленескольких неудачных попыток подключения учетная запись пользователя может бытьзаблокирована, и разблокировать ее сможет только администратор;
o послеосуществления некоторых критичных операций с данными система не позволяетвносить в них произвольные изменения;
2.Обеспечить целостность хранимой в базе данных информации.
3.Обеспечить автоматическую периодическое архивирование данных и восстановленияБД из такого архива.
4.Обеспечить регистрацию всех критических операций, произведенные с даннымисистемы с фиксацией сути и основных параметров, даты и времени их проведения, атакже с идентификацией оператора, который произвел операцию;
2.2.5Пользователи автоматизированной системы
Пользователямиавтоматизированной системы учета договоров страхования предпринимательскихрисков являются сотрудники страховой компании, которые по своей компетенции ироде деятельности в страховой компании имеют право доступа к даннойавтоматизированной системе.
2.3 Анализ существующих разработок
В настоящее время началапостепенно автоматизироваться сфера страхования. В процессе проектирования были проанализированы многиеразрабатываемые и уже внедренные автоматизированные системы, связанные учетом договоровстрахования. Рассмотрена такая специализированная система учета договоров добровольного медицинскогострахования (ДМС) в ПК «ИНЭК-Страховщик 5.0», разработанная группой ИНЭК.
Разработанная системапозволяет:
· Формироватьпроизвольные рисковые и депозитные страховые медицинские программы
· Вести учетдоговоров страхования с группой застрахованных и привязкой различных программстрахования
· Печатать полисыпо каждому договору системы
· Вести учетдоговоров с медицинскими учреждениями
· Импортироватьпрейскуранты медицинских учреждений
· Регистрировать иимпортировать счета медучреждений
· Проводитьтехническую экспертизу счетов медучреждений
· Подготавливатьпроизвольные аналитические отчеты по договорам страхования, программамстрахования, оказанным услугам и т.п.
Система учета договоров добровольногомедицинского страхования автоматизирует ведение индивидуальных и корпоративныхдоговоров страхования жизни, расчет резервов, распределение инвестиционногодохода, расчеты с агентами и перестраховщиками, работу с поступившимиплатежными документами. На сегодняшний день в системе реализован полныйкомплекс требований Госфинуслуг к программному обеспечению персонифицированногоучета договоров на страхование жизни.Трехуровневая архитектура системыпозволяет создать во всех филиалах и представительствах компании единоеинформационное пространство.
При создании системы мы использовалипромышленную СУБД Oracle, которая является лидером на рынке СУБД длякорпоративных информационных систем. Высокая надежность и производительностьСУБД Oracle обеспечивают автоматизацию десятков рабочих мест и обработкубольшого количества документов.
Комплексный подход позволил создатьпо-настоящему современную систему, надежный и удобный инструмент автоматизации.
При внесении изменений в условиядоговоров страхования система автоматически пересчитывает тарифы, с учетомпредыдущих условий и уже осуществленных платежей по договорам, накопленныхрезервов и распределенных бонусов. Все предыдущие версии договоров доступны дляпросмотра и сравнения внесенных изменений.
Кроме того, система учитываетвозможность наличия нескольких версий программ страхования, методик актуарныхрасчетов, условий агентских соглашений. Информация о таких версиях сохраняетсяв системе и автоматически используется при проведении операций.
При больших объемах данных невозможновручную отследить все события по договорам страхования. Система автоматическификсирует срок очередного платежа по договору и постоянно отслеживает, поступилли соответствующий платежный документ. В соответствии с настройками, системасообщает пользователю о том, что по определенным договорам наступил срокплатежа (или о том, что платеж просрочен) и позволяет в автоматическом режимесоздать официальное письмо по каждому такому договору. Оператору остаетсятолько разослать эти письма по адресам страхователей.
База данных системы хранит всюинформацию об условиях программ страхования в компании и бизнес-партнерах:страхователях, агентах, перестраховщиках. Гибкая открытая структура позволяетнастроить программы и правила страхования любым нужным образом.
При проектировании учли возможностьизменений в нормативно-правовой базе, поэтому в случае необходимости в системумогут быть добавлены новые функции и даже новые функциональные модули.
Исследовав и проанализировав автоматизированнуюсистему, приведенную выше, можно сделать вывод, что такая автоматизированнаясистема обладает преимущественными качествами, которые можно использовать дляразработки своей автоматизированной системы учета договоров страхования предпринимательских рисков.
2.4 Описание предметной области
Длятого, чтобы правильно спроектировать информационную систему нужно рассмотреть сампроцесс страхования предпринимательских рисков. При проектировании информационнойсистемы использованы компьютерные CASE-технологии, так как современные CASE — технологии охватывают обширную область поддержки многочисленных технологийпроектирования информационных систем: от простых средств анализа идокументирования до полномасштабных средств автоматизации. CASE-технологиипредставляют собой совокупность методов проектирования информационных систем, атакже набор инструментальных средств, позволяющих в наглядной формемоделировать предметную область, анализировать эту модель на всех стадияхразработки. Большинство существующих CASE-систем ориентировано на автоматизациюпроектирования программного обеспечения и основано на методологиях структурногоили объектно-ориентированного проектирования и программирования, использующихспецификации в виде диаграмм или текстов для описания системных требований, связеймежду моделями системы, динамики поведения системы и архитектуры программных средств.
Существуютмного различных CASE-средств,таких как: Rational Rose, BPWin, Silverrun, Oracle Designer, JAM, Vantage Team Builder (Westmount I-CASE), esigner/2000 + Developer/2000 и. т. д. Для проектирования выбраны такие CASE-продукт, как Rational Rose и BPWin.Они занимают особое место в ряду CASE-продуктов визуального моделирования сложных программных систем,и обладают преимуществами в плане развития продукта[9].
Для того чтобы правильно реализоватьпоставленную задачу нужно рассмотреть модель страхования предпринимательскихрисков по подсистемам. Это лучше всего сделать графически с помощьюинструментального CASE-средства разработки Rational Rose. В рамках Rational Rose всепредставления о модели сложной системы фиксируются в виде специальныхграфических конструкций, получивших название диаграмм. Перечень этих диаграмм иих названия являются каноническими в том смысле, что представляют собой неотъемлемуючасть графической нотации. При этом совокупность построенных диаграмм являетсясамодостаточной в том смысле, что в них содержится вся информация, котораянеобходима для реализации проекта сложной системы. Каждая из диаграмм Rational Rose детализирует и конкретизирует различные представленияо модели сложной системы. При этом диаграмма вариантов использованияпредставляет собой наиболее общую концептуальную модель сложной системы. Сутьдиаграммы вариантов использования состоит в следующем: проектируемая системапредставляется в виде множества сущностей или актеров, взаимодействующих ссистемой с помощью так называемых вариантов использования. При этом актером илидействующим лицом называется любая сущность, взаимодействующая с системойизвне. В свою очередь, вариант использования служит для описания сервисов,которые система предоставляет актеру. Другими словами, каждый вариантиспользования определяет некоторый набор действий, совершаемый системой придиалоге с актером[10].
/>
Рис.1 Диаграмма вариантовиспользования
На рисунке 1 представленовзаимодействие между вариантами использования и действующими лицами – актерами.На диаграмме вариантов использования страхования предпринимательских рисков отображенычетыре актера: специалист по страхованию предпринимательских рисков, кассир иоператор по вводу договоров, страхователь, и семь вариантов использования:анализирование данных, согласование условий договора, которое включает такжеприем страховой премии, предоставление данных страхователем для страхованияпредпринимательских рисков, заполнение полей БД учета договоров страхованияпредпринимательских рисков, формирование договора и печать, проверка иподписание договора.
Каждый актер связан сопределенным вариантом использования, то есть выполняет в соответствии со своейкомпетенцией определенные функции. Таким образом, актер — специалист пострахованию предпринимательских рисков выполняет такие функции (онипредставлены на рис. 1 как варианты использования виде овалов), каканализирование данных, согласование условий договора, формирование договора ипечать, проверка и подписание договора страхования предпринимательских рисков. Актер– страхователь взаимодействует с актером «специалист по страхованиюпредпринимательских рисков» при помощи таких вариантов использования, какпредоставление данных страхователем, согласование условий договора и проверка иподписание договора.
В свою очередь, актер — оператор по вводу договоров выполняет функцию заполнение полей БД учетадоговоров страхования предпринимательских рисков. А актер – кассир осуществляетприем страховой премии.
Для того чтобы более тщательнопроанализировать модель страхования предпринимательских рисков, определитьвходные и выходные данные и документы, используем другое инструментальноеCASE-средство BPwin. Посредством набора графических инструментов для отображениядействий и объектов, BPwin позволяет легко построить схему процесса, на которойпоказаны исходные данные, результаты операций, ресурсы, необходимые для ихвыполнения, управляющие воздействия, взаимные связи между отдельными работами.Интерактивное выделение объектов обеспечивает постоянную визуальную обратнуюсвязь при построении модели. BРwin поддерживает ссылочную целостность, недопуская определения некорректных связей и гарантируя непротиворечивостьотношений между объектами при моделировании. BPwin предлагает средстводля сбора всей необходимой информации о страховании предпринимательских рискови графического изображения этой информации в виде целостной и непротиворечивоймодели.
BPwin поддерживает три таких методологии: IDEF0, DFD и IDEF3,позволяющие анализировать наш процесс с трех ключевых точек зрения. В рамкахметодологии IDEF0 процесс представляется в виденабора элементов-работ, которые взаимодействуют между собой, а такжепоказывается информационные, людские и производственные ресурсы, потребляемыекаждой работой.
Первая диаграмма виерархии диаграмм IDEF0 всегдаизображает функционирование системы в целом. Такие диаграммы называютсяконтекстными. В контекст входит описание цели моделирования, области (описаниятого, что будет рассматриваться как компонент системы, а что как внешнеевоздействие) и точки зрения (позиции, с которой будет строиться модель).
В нашем случаеконтекстная диаграмма будет выглядеть следующим образом (Рис 2):
/>
Рис. 2
Двумя наиболее важнымикомпонентами, из которых построена контекстная диаграммы IDEF0, являются работа (представленная надиаграмме в виде прямоугольника) и объекты (изображаемые в виде стрелок).Работой на нашей контекстной диаграмме является страхования предпринимательскихрисков. Стрелки, в зависимости от того в какую грань прямоугольника работы онивходят или из какой грани выходят, делятся на четыре видов:
· Стрелки входа(входят в левую грань работы) – изображают данные или объекты, необходимые входе выполнения работы. Стрелками входа являются документы и сведениянеобходимые для страхования предпринимательских рисков. К ним относятся:заявление на страхование предпринимательского риска, пакет документов,предоставленный юридическим лицом, или индивидуальным предпринимателем, а такжесведения о страхователе и объекте страхования.
· Стрелкиуправления (входят в верхнюю грань работы) – изображают правила и ограничения,согласно которым выполняется работа. Стрелками управления являетсязаконодательство РФ, то есть те нормативные акты, которые регулируютстрахование предпринимательских рисков.
· Стрелки выхода(выходят из правой грани работы) – изображают данные или объекты, появляющиесяв результате выполнения работы. Процесс страхования предпринимательских рисковзаканчивается выдачей договора страхования предпринимательских рисков.
· Стрелки механизма(входят в нижнюю грань работы) – изображают ресурсы, необходимые для выполненияработы. Стрелками механизма являются сотрудники страховой компании, которыезанимаются страхованием предпринимательских рисков.
После того как контекстописан, проводится построение следующих диаграмм в иерархии. Каждая последующаядиаграмма является более подробным описанием (декомпозицией) одной из работ навышестоящей диаграмме. Следующий шаг построение декомпозиции контекстнойдиаграммы. Таким образом, вся система разбивается на подсистемы до нужногоуровня детализации, и получается модель, аппроксимирующая систему с заданнымуровнем точности.[11] Диаграмма декомпозиции IDEF0 учета договоров страхованияпредпринимательских рисков показана на рисунке 3.
/>
Рис. 3 Диаграммадекомпозиции страхования предпринимательских рисков
На диаграмме IDEF0 показано разбиение процессастрахования предпринимательских рисков на подсистемы в виде множествавзаимодействующих функций (процессов). Функциями (представленные на диаграмме ввиде прямоугольника) на данной диаграмме являются:
— Анализирование,предоставленных для страхования предпринимательских рисков, данных, то естьсопоставление с нормами.
— Согласование условийдоговора страхования предпринимательских рисков, то есть определение срокастрахования, страховой премии и страховой суммы.
— Заполнение полей БДучета договоров страхования предпринимательских рисков, то есть заносятсяпредоставленные и согласованные данные о страховании предпринимательскихрисков.
— Формирование договорастрахования предпринимательских рисков и вывод на печать.
— Проверка и подписаниедоговора страхования предпринимательских рисков.
Функции взаимосвязанымежду собой связями, так называемыми стрелками входа. Так функция Анализированиеданных связана с функцией Согласование условий договора связью – разрешение настрахование, то есть при наличии всех данных необходимых для страхования,непротиворечащих установленным нормам, принимается решение на страхованиепредпринимательских рисков. Эти две функции регулируются ФЗ «О страховомделе в РФ».
Функция Согласованиеусловий договора связана с функцией Заполнение полей БД учета договоровстрахования предпринимательских рисков связью – дополнительная информация(срок, страховая премия, страховая сумма), которая необходима для заполнениеполей БД. Для функции Заполнение полей БД учета договоров страхованияпредпринимательских рисков стрелками входа также являются: заявление остраховании предпринимательских рисков, правоустанавливающие документы,информация о страхователе. Стрелкой управления является правила «Страхованияпредпринимательских рисков».
Функция Заполнение полейБД учета договоров страхования предпринимательских рисков связана с функциейФормирование договора страхования предпринимательских рисков и вывод на печатьсвязью – обработанные данные. Эта функция регулируется правилами «Страхованияпредпринимательских рисков».
Функция Формированиедоговора страхования предпринимательских рисков и вывод на печать связана сфункцией Проверка и подписание договора связью – бланк договора. Стрелкойвыхода этой функции является готовый договор страхования предпринимательскихрисков. Стрелкой управления данной функции является – Гражданский кодекс РФ.
Применение универсальных графическихязыков моделирования IDEF0 обеспечивает логическую целостность и полнотуописания, необходимую для достижения точных и непротиворечивых результатов вобласти страхования предпринимательских рисков.
Для того чтобыдокументировать механизмы передачи и обработки информации в моделируемойсистеме, используются диаграммы потоков данных (Data Flow Diagrams). Диаграммы DFD обычно строятся для наглядного изображения текущейработы системы документооборота страховой компании. Чаще всего диаграммы DFD используют в качестве дополнениямодели бизнес-процессов, выполненной в IDEF0.
Всего DFD использует четыре важных элемента:
· Работы. Работы в DFD обозначают функции или процессы,которые обрабатывают и изменяют информацию. Работы представлены на диаграммах ввиде прямоугольников со скругленными углами. (cм. Рис.4 – «Анализирование данных»).
· Стрелки. Стрелкиидут от объекта-источника к объекту-приемнику, обозначая информационные потокив системе документооборота. (cм.Рис.4 – «Разрешение на страхование»).
· Внешний объект.Внешний объект указывают на предмет или лицо, являющее источником информациинеобходимой в соответствии с системой. (cм. Рис.4 – «Страхователь»).
· Хранилища данных.Хранилища данных представляют собой собственно данные, к которым осуществляетсядоступ, эти данные также могут быть созданы или изменены работами. (cм. Рис.4 – «БД Учета договоровстрахования предпринимательских рисков»).
/>
Рис. 4 Диаграмма DFD – потоков данных страхованияпредпринимательского риска
На диаграмме потоковданных изображено как процессы (работ или функций): анализирование данных,согласование условий договора страхования предпринимательских рисков,заполнение полей БД учета договоров страхования предпринимательских рисков,формирование договора страхования предпринимательских рисков и печать, проверкаи подписание договора, взаимодействуют с помощью потоков (стрелок) друг сдругом, с внешним объектом и с хранилищем данных, где сохраняется всяинформация о страховании предпринимательских рисков.
Внешним объектом являетсястрахователь, который предоставляет в страховую компанию заявление, пакетдокументов и сведения о себе для анализирование специалисту по страхованиюпредпринимательских рисков, это графически выглядит, как от внешнего объектаидут потоки данных (заявление о страховании предпринимательских рисков, пакетдокументов и сведения о страхователе) к процессу анализирование данных. Этипотоки еще связаны и с процессом «заполнение полей БД учета договоровстрахования предпринимательских рисков», так как данные оператор вводит вБД учета договоров страхования предпринимательских рисков, она показана надиаграмме в виде хранилища данных.
Процесс «проверка иподписание договора» связан потоком данных – договор страхованияпредпринимательских рисков с внешним объектом «страхователь». Так какпосле проверки сторонами договора и подписания один экземпляр договор выдаетсястрахователю на руки.
В диаграммах потоковданных (DFD) все используемые символыскладываются в общую картину, которая дает четкое представление о том, какиеданные используются, и какие функции выполняются системой страхованияпредпринимательских рисков. При этом часто выясняется, что существующие потокиинформации, важные для деятельности страховой компании, реализованы ненадежно инуждаются в реорганизации.2.5Описание методики оценки эффективности проектирования
Любой разрабатываемый дляпромышленного использования программный продукт должен способствоватьувеличению дохода фирмы или экономия средств в результате внедрения системыдолжна превышать затраты на разработку. Разработанная система страхованияпредпринимательских рисков рассматривается как коммерческий продукт,предназначенный для тиражирования на страховом рынке. Внедрение и использованиеинформационной системы позволит добиться более высоких показателей вдеятельности страховых компаний и избежать необоснованных затрат. При расчетеприменяют оценку, сравнение и выбор производительности того или иного вариантапроцесса и по значению величин показателей трудовых и стоимостных затрат напроектирование и эксплуатацию этих процессов определяют эффективность. Вкомплексе рассчитывают абсолютные и относительные показатели оценкиэкономической эффективности.
I. Расчетединовременных затрат разработчика
К единовременным затратамразработчика относятся[12]:
· теоретическиеисследования;
· разработкаалгоритмов и программ;
· отладка;
· опытнаяэксплуатация;
· исследованиерынка;
· реклама.
Таблица 1 представляетфактическую трудоемкость работ по стадиям проектирования.
Таблица 1 Содержаниестадий научно-исследовательской работыСтадия Трудоемкость, дн. Трудоемкость, % Техническое задание 11 5,4 эскизный проект 28 13,7 технический проект 54 26,3 рабочий проект 106 51,7 внедрение 6 2,9 Итого 205 100,0
К затратам нанаучно-исследовательские работы относятся:
- материальныезатраты;
- основная идополнительная заработная плата;
- отчисления насоциальные нужды;
- стоимостьмашинного времени на подготовку и отладку программ;
- стоимостьинструментальных средств;
- накладныерасходы.
1. Материальныезатраты
Под материальнымизатратами понимают отчисления на материалы, использующиеся в процессеразработки и внедрении программного продукта (в т.ч. стоимость бумаги,картриджей для принтера, дискет, дисков и т.д.) по действующим ценам.
В процессе работыиспользовались материалы и принадлежности, представленные в табл. 2.
Таблица 2 Использованныематериалы и принадлежностиНаименование Цена Количество Стоимость Дискеты 14 3 42 Бумага 120 1 120 Диски CD-RW 35 2 70 Картридж для принтера 1200 1 1200 Итого 1432
2. Основная идополнительная заработная плата
Основная заработная платапри выполнении научно-исследовательских работ включает зарплату всехсотрудников, принимающих непосредственное участие в разработке программногообеспечения. В данном случае необходимо учитывать основную заработную платуразработчика (студента), дипломного руководителя и консультанта по экономике.
Основная заработная плата(Зосн) при выполнении научно-исследовательских работ рассчитываетсяпо формуле:
/>,
где
Зсрднj – зарплата j-го сотрудника, руб.;
n – количество сотрудников,принимающих непосредственное участие в разработке программного продукта.
Для расчета заработнойплаты разработчика (Зраз) необходимо сразу указать, что всегонаучно-исследовательские работы производились в течение 205 дней. Среднедневнаязарплата разработчика определена из расчета 7000 руб. в месяц и равна:
/>
Заработная платаисполнителя в целом составляет:
Зраз=205дн.*350 руб./день=71750 руб.
На консультациизапланировано: 23 часов – дипломный руководитель и 3 часа – консультант по страхованию.
Заработная платадипломного руководителя составляет 45 руб./час. Следовательно, среднедневнаязарплата дипломного руководителя равна:
Зрук=23*45=1035руб.
Заработная платаконсультанта по страхованию составляет 40 руб./час. Следовательно,среднедневная зарплата равна:
Зконс=3*40=120руб.
Получаем, что основнаязаработная плата при выполнении научно-исследовательских работ равна суммезаработных плат разработчика (студента), дипломного руководителя и консультантапо страхованию:
Зосн=Зраз+Зрук+Зконс=71750+1035+120=72905руб.
Дополнительная заработнаяплата составляет 10 % от основной:
Здоп=0,1*Зосн=0,1*72905=7290,5руб.
Итого основная идополнительная заработная плата составляют:
Зобщ=Зосн+Здоп=72905+7290,5=80195,5руб.
3. Отчисления насоциальные нужды
Отчисления на социальныенужды составляют 26% от общего фонда заработной платы всех работников, получим:
Осоц=0,26*Зобщ=80195,5*0,26=20850,83руб.
4. Затраты на оплатумашинного времени
Затраты на оплатумашинного времени (Зомв) зависят от времени работы на ЭВМ (Тэвм),себестоимости машино-часа работы ЭВМ (Смч) и включают в себяамортизацию ЭВМ и оборудования, затраты на электроэнергию. Стоимость одного машинногочаса работы равна:
Смч=0,24кВт/час*1,16 руб./кВт=0,28 руб./час
Время работы ЭВМ:
Тэвм=0,35*Тэск+0,6*Ттехпр+0,8*Траб пр+
+0,6*Твн=0,35*25+0,6*30+0,8*39+0,6*10=131день,
где
Тэск, Ттехпр, Траб пр, Твн – фактические затраты времени наразработку эскизного, технического, рабочего проектов и внедрениясоответственно, с учетом поправочных коэффициентов, дни.
С учетом того, что ЭВМработала по восемь часов в сутки получаем:
Тэвм=131дн*8ч=1048 ч
Себестоимостьэлектроэнергии рассчитывается следующим образом:
Сэл= Тэвм*Смч=1048*0,28=293,44руб.
Затраты на амортизацию (Ам)ЭВМ и оборудование – это затраты на приобретение оборудования и егоэксплуатацию, причем в статью расходов включают только амортизацию, начисленнуюза время работы над проектом. Имеем формулу:
Ам=(Оф*Нам*Тэвм)/(365*100),
где
Оф –персональная стоимость оборудования, руб.;
Нам – нормаамортизации, % (принято 20%);
Тэвм – времяиспользования оборудования, дн.
Таблица 3 Себестоимостьоборудования и амортизационные отчисленияНаименование оборудования Количество, шт. Первоначальная стоимость, руб. Общая стоимость, руб. Компьютер Celeron 2.6 1 23000 23000 Принтер HP 1 6840 6840 Итого 29840
Согласно таблице 3первоначальная стоимость оборудования составила 29840 руб. Произведем расчет затратна амортизацию:
Ам=(29840*20*131)/(365*100)=2135,40руб.
Затраты на оплатумашинного времени (Зовм) включают:
1. Затраты наоборудование в размере 2135,40 руб.
2. Затраты наэлектроэнергию в размере 290,87 руб.
Получаем, что стоимостьмашинного времени составляет:
Зовм=2135,40+290,87=2426,27руб.
5. Стоимостьинструментальных средств
Стоимостьинструментальных средств включает стоимость системного программногообеспечения, использованного при разработке программного продукта в размереизноса за этот период. Норма амортизации для системного программногообеспечения – 30%, а время использования 131 день.
Таблица 4 Стоимостьсистемного программного обеспечения[13]Наименование продукта Первоначальная стоимость, руб. Delphi 7.0 19500 Windows XP 3525 Microsoft Office XP 6400 BPwin 1500 Итого 30925
Амортизационныеотчисления, входящие в стоимость разрабатываемого программного обеспечения,рассчитываются по формуле:
Аис=(Оф*Нам*Тэвм)/(365*100),
где
Оф – первоначальнаястоимость инструментальных средств, руб.;
Нам – нормаамортизации, % (принято 30%);
Тэвм – времяиспользования оборудования, дней.
Аис=(30925*30*131)/(365*100)= 3319,57 руб.
6. Накладные расходы
Накладные расходысоставляют 30 % от суммы основной заработной платы:
Рн=Зосн*0,3=72905*0,3=21871,5руб.
Далее в таблицу 5заносится смета затрат на программное обеспечение.
Таблица 5 Смета затрат напрограммное обеспечениеЭлемент затрат Сметная стоимость, руб. Материальные затраты 1432 Основная и доп. з/п 80195,5 Отчисления на соц. нужды 20850,83 Затраты на оплату машинного времени 2426,27 Амортизация стоимости инструментальных средств 3319,57 Накладные расходы 21871,5 Итого затраты: 130095,67
Сумма затрат наразработку распределяется по этапам проектирования пропорциональнотрудоемкости. В результате составляется инвестиционный план, отраженный втаблице 6.
Таблица 6 План инвестицийЭтапы реализации проекта Полугодия 2 полугодие 2004 1 полугодие 2005 Техническое задание 6980,74 эскизный проект 17769,16 технический проект 34269,10 рабочий проект 36807,55 30461,42 внедрение 3807,68 Итого: 95826,56 34269,10
II. Тиражирование иреализация программного обеспечения
Перед построением планареализации программного обеспечения был произведен анализ его рыночныхвозможностей. В процессе анализа было выявлено наличие сегмента рынкастрахования, на которых может быть реализован данный программный продукт: страховыекомпании. Так же было обнаружено, что существуют крупные системы, в которыхреализованы подобные функции. При этом качество реализации данных подфункцийнаходится на низком уровне. Ни одна из представленных на рынке систем неявляется настраиваемой. Поэтому можно говорить об отсутствии конкурентныхтоваров на рынке.
Смета затрат натиражирование, рекламу и сопровождение программного обеспечения составляется наосновании плана по реализации программного обеспечения. Затраты на рекламупланируются на основании того, что она будет осуществляться путем рассылкибуклетов потенциальным покупателям системы и помещения объявлений вспециализированных журналах. Затраты на сопровождение планируются из расчета 5%от выручки от реализации за этот период. Итоги расчетов по затратамтиражирование, рекламу и сопровождение представлены в таблице 7.