Министерство образования и наукиРоссийской Федерации
Федеральное агентство пообразованию
Государственное образовательноеучреждение
высшего профессиональногообразования
«Уральский государственныйпедагогический университет»
Факультет информатики
Кафедра информатики ивычислительной техники
Автоматизация работы и алгоритмирования в среде MSOffice
Выпускная квалификационная работа
/>/>/>
Исполнитель:
Морозов Олег Юрьевич
студент 5 курса
заочного отделения
Научный руководитель:
Нестеров В.П.
Зав. Кафедрой Яковлева А.Л.
Екатеринбург2008
Оглавление
Введение
Глава 1. Теоретические аспекты применения в образовании компьютерных технологий на базе пакета MS Office
1.1 История развития компьютерных технологий в образовании.
1.2 Сравнительный анализ подходов в преподавании программ пакета MS Office
Глава 2. Разработка практических заданий для изучения темы MS Office.
2.1 Разработка заданий для MS Word
2.2 Разработка заданий для MS Excel
2.3 Разработка заданий для MS Access
2.4 Разработка заданий для MS PowerPoint.
Заключение.
Список литературы
Введение
Актуальность работы: Широкое применение современных ЭВМ, которые характеризуютсяразносторонностью и простотой обращения, позволяет использовать их возможностидля решения самого широкого круга информационных задач во всех областяхчеловеческой деятельности. Это делает их доступными практически любому человеку,даже незнакомому с процессами программирования.
Нарастание потока информации, приводящее к ее удвоению каждыенесколько лет, делает в ряде случаев невозможным решение различных задач безширокого использования вычислительной техники. Поэтому следует признать глубокообоснованной одну из задач совершенствования образования, состоящую в том,чтобы вооружить учащихся знаниями и навыками использования современнойвычислительной техники. При этом необходимо дать всем учащимся к окончаниюшколы не просто утилитарные знания об использовании современной вычислительной техникии перспективах ее развития, а умение грамотного ее применения для эффективногорешения самых разнообразных задач
Введение в программу школы нового предмета, непосредственно базирующегосяна использовании компьютерной техники, совершенно не обязательно должносопровождаться лишь установкой в школе компьютерного класса и поголовнымобучением программированию всех учащихся. Использование в процессе обучения такойсовременной техники, как компьютер, требует изменения технологии обученияпрактически по всем предметам школьной программы. Требуется по новомуорганизовать учебный процесс, что, в свою очередь, ставит очень важный вопрос:какова должна быть программа обучения; какими в этих условиях должны бытьучебники и учителя?
Представленная работа являет собой одну из попыток исследоватьсуществующие подходы в обучении учащихся использовать прикладные программы ипредложить рекомендации и практические примеры для более глубокого изучения возможностейсреды MS Office.
Офисный пакет MS Office включает семь приложений при помощи,которых можно создавать различные виды документов. В данном исследовании будутразработаны рекомендации и задания для изучения четырёх приложений: текстовыйредактор Word, электронные таблицы Excel, базы данных Access, создание презентаций PowerPoint.
Цельработы состоит в исследовании проблемы не полного соответствиясодержания школьной программы в области информационных технологий требованиямсовременного общества, также в разработке практических рекомендаций поизменению содержания и организации учебного процесса.
Задачиработы:
1)Исследовать существующие подходы в обучении школьников использованию различных компьютерныхпрограмм;
2)Разработать практические задания для изучения некоторых программ среды MSOffice.
Объектом исследования является автоматизация работы всреде MS Office при помощи макросов на языке Visual Basic.
Использовались материалы: нормативно-правовые документыроссийского школьного образования [1, 2, 20], учебно-методические материалы потеме [4-7], литература общепедагогического и психологического порядка [18, 22,23 ], книги по компьютерным технологиям [11-16].
Работа состоит из введения,двух глав, заключения, списка литературы.
В первой главе «Теоретическиеаспекты применения в образовании компьютерных технологий на базе пакета MS Office» рассмотрены аспекты истории возникновения исовременного состояния процесса компьютеризации обучения. А так же дансравнительный анализ подходов в преподавании предмета.
Во второй главе «Разработкапрактических заданий для изучения темы MS Office» приведены разработанные заданиядля углублённого изучения некоторых программ входящих в офисный пакет.
В заключении даны основные выводыпо проведенному исследованию.
Глава 1. Теоретические аспектыприменения в образованиикомпьютерных технологий на базе пакета MS Office
1.1 История развитиякомпьютерных технологий в образовании
Массовое развитие средств электронной вычислительной техникиспособствовало широкому внедрению ЭВМ в различные сферы индустриальной жизни.Следовательно, причиной появления в первоначальном виде курса информатики ивычислительной техники явился социальный заказ на молодежь, обладающуюэлементарными базовыми понятиями и усвоившую определенные навыки работы с новойтехникой.
Уровень владения знанием, или, более обобщенно, информациейначинает определять политический и хозяйственный статус государств. А дляуспешной работы в таких условиях государствам нужны люди — высококвалифицированныеспециалисты, отвечающие самым высоким требованиям современности. Поэтому нарубеже тысячелетий образование превращается в один из источников самых ценныхстратегических ресурсов – человеческого капитала и знаний, что, в конечномсчете, определяет общий уровень развития общества. И главным ускорителем егоразвития становится информатизация. Информатизация общества, в свою очередь,практически невозможна без компьютеризации системы образования, в силу чего этапроблема по своей значимости выходит сейчас на первое место в педагогическойнауке [23]. Приоритетность этой проблемы усиливается еще и тем, что онаявляется принципиально новой. Возникнув вместе с появлением компьютера, т.е. впоследние два десятилетия, она не может использовать опыт прошлых веков итысячелетий, как это делается в классической педагогике, и вынужденаразвиваться только «изнутри», формируя свою научную базу одновременново всех необходимых сферах — философии, психологии, педагогике и методике. Этообстоятельство, в сочетании с крайней практической необходимостью, придаетпроблеме компьютеризации образования повышенную актуальность, выводит ее напервое место в группе первоочередных задач современной педагогики.
Молодое поколениенеобходимо научить анализировать проблемные ситуации, которые постоянно возникают,и самостоятельно находить рациональные способы ориентации в них. Информатизацияне начинается, а заканчивается компьютером, который является наиболеесовременным и действенным средством решения ряда важнейших задач информатики.Поэтому в школе необходимо обучать цели, а не только одному, даже самомусовременному средству ее достижения [24].
Переживаемый в настоящее время школой этап можно сравнить сэпохой, последовавшей за возникновением книгопечатания. Как известно, этопривело к отказу от системы, при которой преподаватель в буквальном смыслечитал свои лекции, а слушатели их дословно записывали, а затем заучивалинаизусть. Созданная чешским педагогом – гуманистом Я.А. Коменским [18]классно-урочная система и стала ответом на новую ситуацию. При этой системеучащиеся получают экземпляры учебников, по которым они могут заниматься вклассе и дома. Точно так же теперь революционное изменение в сложившейся технологииобучения в школе призвана выполнить вычислительная техника. Компьютеры неизбежнодолжны привести к изменению сложившейся технологии обучения в школах,техникумах и вузах, введение компьютеров во все сферы деятельности человека — кпереоценке роли тех или иных знаний. Используя компьютер, можно изучить процессы, которые вусловиях учебного кабинетапродемонстрировать невозможно, либо слишкомдорого или опасно.Практика показывает, что на этапе тренировки, где преобладаетсамостоятельная работа, компьютер имеет большие преимущества, помогаяосуществить дифференцированный подход к каждому учащемуся, вовремя заметитьпробелы в знаниях и устранить их. Многие сведения, знание которых считается сейчас необходимымдля профессионально подготовленного человека, можно при необходимости получитьна экране монитора.
Курсинформатики начали преподавать в массовой школе с 1 сентября 1985 года,согласно приказу Министерства образования Российской федерации. Практическим иидейным лидером этого процесса был академик Андрей Петрович Ершов, который ктому же стал автором первого учебника по основам информатики и вычислительнойтехники [23]. С самого начала было декларировано о трех направлениях школьнойинформатики: математическая информатика (алгоритмизация); изучение информационныхтехнологий; использованиеинформационных технологий в учебной деятельности по другим школьнымдисциплинам. Термин«компьютерная грамотность» включал в себя обязательные хорошие навыкипрограммирования, и время показало ошибочность этого представления, хотяалгоритмический язык и язык блок-схем, предложенные Ершовым, позволяютразвивать алгоритмическое, логическое и пространственное мышление ииспользуются на уроках до нашего времени. Таким образом, главная цель изучениеинформатики, по Ершову — это освоить основы программирования.
Однимииз первых сконструировавших модель базового курса информатики для 10-11 классовсредней школы и представивших пробные учебники были Заварыкин В.М., Житомирский В.Г.,Лапчик М.П. [19].Основной акцент при проектировании содержания обучения был сделан на освоенииучащимися всех этапов решения прикладных задач с помощью компьютера, при этомсами задачи относились к разнообразным областям человеческой деятельности.Серия вышедших в середине 90-х годов прошлого столетия учебников вобрали в себято положительное, что содержало учебное пособие Ершова — алгоритмический язык,блок теоретического материала, а также были освещены новые вопросы — основыпрограммирования на языке Бейсик, имеющим реализацию на вполне конкретной ЭВМ,подробное знакомство с аппаратным, программным — системным и прикладным — обеспечением. Особым шагом вперед было создание Пакета программ поддержки курса(Свердловский пакет), который включал в себя — учебные текстовый и графическийредактор, электронную таблицу, систему управления базами данных и программуподдержки курса алгоритмического языка. Это позволило проводить за счетшкольного компонента (или предмета по выбору) занятия в среднем и младшемзвеньях школы.
Вразвитии отечественного курса информатики можно выделить три основных этапа:
На первомэтапе с начала 60-х гг. до 1985г. в рамках производственного обучения вшколе и факультативных курсов возникли два направления изучения информатики всредней школе:
1)Общеобразовательное, связанное с изучением информационных процессов, принциповстроения и функционирования самоуправляемых систем различной природы,автоматической обработки информации. Он носил в основном теоретический уклон.Практической реализацией явился курс «Основы кибернетики», рекомендованный в1975г. Минпросом СССР в качестве факультативного.
2)Прикладное, осуществляемое в рамках дифференциации обучения в старших классахшколы с производственным обучением, основанное на изучении программирования иустройства ЭВМ.
Однакоэто были первые шаги, которые не могли быть сделаны повсеместно хотя бы из-занедостатка средств вычислительной техники. Учащиеся занимались на базепредприятий-шефов, причем обучение проводили инженеры и программисты.Содержанием курса было, кроме ознакомления с аппаратным и программнымобеспечением, решение прикладных математических задач с помощью языковпрограммирования высокого уровня — Кобол, Фортран, что требовало от учащихсяособых математических способностей, а значит, курс был недоступен длязначительной массы учеников.
Тем неменее, достоинством этого этапа явилось приобщение подрастающего поколения ксовременным достижениям науки и техники, а недостатками — бессистемный ипрерывный курс по плохо отработанным методикам.
На второмэтапе (с 1985 года) был введен обязательный общеобразовательный курс«Основы информатики и вычислительной техники. Недостатками данного курсаявлялись: безмашинный вариант обучения; уклон в сторону алгоритмизации иматематизации курса; отождествление информатики с математикой или трудовым обучением.В начале 90-х годов школы, имеющие современные компьютеры, начали обучениешкольников использованию прикладных пользовательских программ, таких как текстовыйредактор Лексикон, электронные таблицы SuperCalc, базы данных dBase IV plus.
Третийэтап (с 2000г. и понастоящее время) развития курса информатики и вычислительной техникихарактеризуется переосмыслением целей и содержания школьного курса информатики,возвращением ему полноценного общеобразовательного значения. Теперь на первыйплан выходит индивидуальный подход к личности в зависимости от ее потребностейи возможностей. Обучение в рамках пользовательского курса производится воперационной системе Windows наоснове программ среды Microsoft Office.
На этомэтапе сложилась следующая структура обучения информатики в общеобразовательнойшколе:
1) Пропедевтическийкурс(1-4классы),предусматривающий знакомство школьников с компьютером и информационными технологиямив целесообразной для данного учебного заведения форме обучения.
2) Базовый курс(7-9 классы), обеспечивающий освоение основных теоретических положенийинформатики, овладение основами, методами и средствами информационныхтехнологий.
3) Профильный курс(10-11 классы), который дифференцирован по объему и содержанию в зависимости отинтересов и направленности предпрофессиональной подготовки школьников.
Припереходе к 12-летней школе цели изучения информатики могут быть сформулированыследующим образом:
1) Формированиеоснов научного мировоззрения. В данном случае речь идет о формированиипредставлений об информации (информационных процессах) как одном из трехосновополагающих понятий науки: веществе, энергии, информации, на основекоторых строится современная картина мира; единстве информационных принциповстроения и функционирования самоуправляемых систем различной природы
2) Развитие мышленияучащихся. Это развитие у школьников творческого мышления, а также формированиенового типа мышления, так называемого операционного мышления, направленного навыбор оптимальных решений.
3) Подготовкашкольников к практической деятельности, труду, продолжению образования.Реализация этой задачи связана с ведущей ролью обучения информатике вформировании компьютерной грамотности и информационной культуры школьников,навыков использования НИТ. важнейших компонентов подготовки к практическойдеятельности, жизни в информационном обществе.
При знакомстве скомпьютером одним из первых рассматривается понятие операционной системы, еёосновные функции. В большинстве случаев это Windows, так как именно эта операционная система сегодняиспользуется чаще других. Для пользователя Windows наибольший интереспредставляют “мощные” приложения, которые в последнее время стали чрезвычайнопопулярны. К их числу относятся, прежде всего, текстовый процессор MS Word, табличныйпроцессор MS Excel, СУБД MS Access. Популярность этих программ особенновозросла с начавшимся в 1994г. распространением русифицированной версии пакетаMS Office. Среда MS Office не просто формально объединяет общим названием этипрограммы, а делает их единой взаимосвязанной системой. В этой системе границымежду, казалось бы, совсем разными приложениями оказываются размытыми.Например, создавая текст с помощью Word, можно вставить в него электроннуютаблицу, причем не статическую картинку, а настоящую, «живую», считающуютаблицу.
Использование подобныхинтегрированных гибких программных систем — характерная черта современныхинформационных технологий. Во всех приложениях Windows пользователь имеет дело с одинаковым интерфейсом.Используются стандартные приемы работы, как с системными средствами, так и сприкладными программами [14].
1.2 Сравнительный анализ подходов впреподаваниипрограмм пакета MSOffice
Переход кпостиндустриальному, информационному обществу, значительное расширениемасштабов межкультурного взаимодействия привело к необходимости внесенияизменений в систему всех уровней образования. Цель модернизации образования всреднесрочной перспективе состоит в обеспечении конкурентоспособности России намировом уровне. Для этого необходимо внедрить в систему образования новыеорганизационно — экономические механизмы, повысить качество образования наоснове обновления его структуры, содержания и технологий обучения, привлечь всферу образования квалифицированных специалистов. Задачи, направленные наобеспечение качества, доступности и эффективности образования, определены вКонцепции модернизации российского образования на период до 2010 года [1] иФедеральной целевой программе развития образования на 2006 -2010 годы [2].
Решение стратегической задачисовершенствования содержания и технологий образования обеспечивается за счетреализации программных мероприятий по следующим основным направлениям:
— оптимизация нагрузкиучащихся общеобразовательных учреждений и расширение возможностей дополнительногообразования детей;
— введение профильногообучения в старшей школе, обеспечивающего возможность выбора учащимисяиндивидуального учебного плана;
— внедрение новыхгосударственных образовательных стандартов общего образования.
— введение нового перечняпрофессий, направлений подготовки (специальностей) в сфере профессиональногообразования и соответствующих государственных образовательных стандартов,разработанных в целях формирования образовательных программ, адекватных мировымтенденциям, потребностям рынка труда и личности.
Федеральный базисныйучебный план для образовательных учреждений Российской Федерации [20] отводит 280 часов для обязательного изученияинформатики и информационных технологий на ступени среднего (полного) общегообразования. В том числе в Х классе – 140 учебных часов и XI классе – 140 учебных часов израсчета 4 учебных часа в неделю. В примерной программе предусмотрен резервсвободного учебного времени в объеме 30 часов (10%) для реализации авторскихподходов, использования разнообразных форм организации учебного процесса,внедрения современных методов обучения и педагогических технологий, учета местныхусловий.
Данная выпускная квалификационнаяработа посвящена исследованию автоматизации работы в среде MS Office в школьном курсе информатики. Изучение этой темы вобщеобразовательной школе вынесено в профильный курс «Информатика иинформационные технологии» для 10 — 11 классов. Примерная программа по информатике и информационнымтехнологиям [20] составлена на основе федерального компонента государственногостандарта профильного общего образования. Программа является ориентиром для составления авторскихучебных программ и учебников, а также может использоваться при тематическомпланировании курса учителем. Авторы учебников и методических пособий, учителяинформатики могут предложить собственный подход в части структурированияучебного материала, определения последовательности изучения этого материала, атакже путей формирования системы знаний, умений и способов деятельности,развития и социализации учащихся. Таким образом, примерная программасодействует сохранению единого образовательного пространства, не сковываятворческой инициативы учителей, предоставляет широкие возможности дляреализации различных подходов к построению учебного курса.
Изучение информатики и информационных технологий в старшейшколе на профильном уровне направлено на достижение следующих целей:
-своение и систематизациязнаний, относящихся к математическим объектам информатики; построению описанийобъектов и процессов, позволяющих осуществлять их компьютерное моделирование;средствам моделирования; информационным процессам в биологических,технологических и социальных системах;
— овладение умениямистроить математические объекты информатики, в том числе логические формулы ипрограммы на формальном языке, удовлетворяющие заданному описанию; создавать программына языке программирования по их описанию; использовать общепользовательскиеинструменты и настраивать их для нужд пользователя;
— развитиеалгоритмического мышления, способностей к формализации, элементов системногомышления;
— приобретение опытасоздания, редактирования, оформления, сохранения, передачи информационныхобъектов различного типа с помощью современных программных средств; построениякомпьютерных моделей, коллективной реализации информационных проектов, преодолениятрудностей в процессе интеллектуального проектирования, информационнойдеятельности в различных сферах, востребованных на рынке труда.
Далее будут рассмотрены программы профильного курса информатикипо предмету «Информатика и информационные технологии» для 10 — 11 классовобразовательных учреждений Российской Федерации.
Целью программы профильного курса для10 — 11 классов автора Шафрина Ю.А.[4] является освоение учащимисяинформационных технологий в сочетании с фундаментальными принципамиинформатики, на которые эта технология опирается. В центре курса – современнаянепроцедурная объектно-ориентированная среда Windows с единым графическим интерфейсом пользователя.
Концепции курса можно сформулироватьследующим образом.
С одной стороны, современныеинформационные технологии рассматриваются как целостная система, которуюобразуют два принципиально разных элемента:
1) объектно-ориентированная операционнаясреда с единым механизмом управления оконными объектами и универсальной триадойинструментальных средств (горизонтальное меню – панель инструментов –контекстное меню), предназначенных для выполнения конкретных операций вприложениях (всё это и называется графическим интерфейсом пользователя);
2) технология решения частных задач втой или иной предметной области (текстовые документы, электронные таблицы, базыданных ит.п.).
С другой стороны, совокупностьосновных предметных областей информационных технологий можно представитьследующей «тетрадкой»:
1) управление объектами операционнойсистемы (иными словами, обслуживание собственного компьютерного хозяйства);
2) офисная технология (текстовыедокументы, графика, электронные таблицы, презентации, персональныеинформационные системы);
3) базы данных и информационныесистемы;
Количество часов отводимых наизучение темы MS Word (при одном часе в неделю – 10 часов / при двух часахв неделю – 23 часа), MS Excel MS ( 5 часов / 10 часов ), Power Point ( 0 часов / 3 часа ), MS Access ( 5 часов / 9 часов )
Приведём краткое содержаниекомпонентов обучения по программам среды MS Office.
Текстовые документы, редактированиетекстовых документов:
— редакторы текстов и документов;
— окно процессора Word (панели инструментов, настройкаэкрана);
— ввод текста, основные элементытекстового документа;
— понятие о шаблонах и стиляхоформления
— основные операции с текстом,оформление страницы документа, формирование оглавления;
— работа с таблицами, операции стаблицами;
— вставка рисунков, операции срисунками;
— основы конвертирования файлов;
— печать документов;
— MS Word как среда программирования.
Электронные таблицы:
— что такое электронная таблица, окнопрограммы MS Excel;
— ячейка электронной таблицы,форматирование ячейки;
— подготовка таблиц, манипуляции стаблицами;
— расчётные операции в Excel;
— дополнительные возможности Excel.
Подготовка презентаций:
— что такое презентация, общиесведения о MS Power Point;
— принципиальна схема работы с MS Power Point;
— как создавать и редактироватьпрезентацию?;
— общие операции со слайдами;
— демонстрация слайд-фильма.
СУБД MSAccess:
— что такое MS Access, принципиальная схема работы;
— работа с таблицами в MS Access;
— связь между таблицами и целостностьданных;
— создание запросов-выборок;
— отчёты.
Учащиеся должны уметь:
— работать с текстовыми процессорами,создающими текстовые документы;
— конвертировать файлы из одногоформата в другой;
— работать с электронными таблицами;
— создавать, редактировать идемонстрировать презентации;
— создавать фактографическиеинформационные системы на основе реляционных баз данных и работать с СУБД MS Access.
В данной программе внимание учащихсяобращается на важные механизмы интеграции приложений, механизмы обмена данными,которые, собственно, и объединяют информационные технологии в единую систему.
Программа авторов Кузнецова Г.И., Мачульского В.В., ЖильцовойВ.И. [7] разработана в целях развития информационного образования в учрежденияхобразования Свердловской области и является системообразующим элементомпрограммно-методического комплекса, включающего пособия для моделированияпознавательной деятельности учащихся.
Количество часов отводимых наизучение темы MS Word (20 часов — теория 6 часов, практика 14 часов), MS Excel MS (16 часов — теория 6 часов, практика 10 часов), Power Point (6 часов — теория 2 часа, практика 4 часа), MS Access (6 часов — теория 2 часа, практика 4 часа)
Приведём краткое содержаниекомпонентов обучения по программам среды MS Office.
Технология обработки текстовойинформации:
Текстовый процессор Word. Знакомство с панелями инструментов(включение, выключение, перемещение). Настройка параметров страниц. Сменашрифтов и их размеров, настройка параметров абзаца. Нумерованные имаркированные списки. Вставка таблиц и операции над ними.
Учащиеся должны знать:
— назначение текстовогоредактора;
— назначение панелейинструментов;
— правила ввода иформатирования текста;
— приёмы вставки таблиц играфических объектов.
Учащиеся должны уметь:
— производить подготовкутекстового редактора к работе;
— вводить и форматироватьпростой текст;
— вставлять в текст таблицы играфические объекты;
— пользоваться готовымишаблонами и создавать свои.
Технология обработки числовойинформации:
Интерфейс электронных таблиц.Заполнение ячеек. Правила вода формул. Операции редактирования и копированияячеек. Функции математические, логические и др. Построение диаграмм. Сортировкаданных.
Учащиеся должны знать:
— приёмы решения простыхвычислительных задач;
— приёмы построенияграфиков и диаграмм.
Учащиеся должны уметь:
— создавать простые электронныетаблицы с формулами;
— пользоватьсяотносительными и абсолютными ссылками;
— строить диаграммы играфики.
Технология хранения, поиска исортировки информации:
Понятие базы данных. Структуразаписи. Поля, типы полей. Проектирование баз данных. Ввод записей в таблицу.Редактирование записей. Сортировка и поиск записей. Создание форм и отчётов.
Учащиеся должны знать:
— назначение и структурубазы данных;
— типы полей в базеданных;
— назначение форм иотчётов.
Учащиеся должны уметь:
— спроектироватьструктуру простой базы данных;
— производить ввод данныхв базу и их редактирование;
— выполнять операциипоиска нужной информации.
Мультимедийные технологии:
Презентации в Power Point. Знакомство с панелями инструментов. Приёмы созданияслайда. Просмотр презентации. Вставка в слайд различных объектов. Настройкаанимации.
Учащиеся должны знать:
— назначение презентаций;
— приёмы создания простыхпрезентаций.
Учащиеся должны уметь:
— создавать простыепрезентации в Power Point;
— делать переходы междуслайдами;
— применять анимационныеэффекты.
Данная программа носит инновационный характер, синтезируя как передовыенаучные идеи и подходы в обучении информатике (коммуникационные игры, проектнаяработа учащихся, современные средства моделирования учебно-познавательнойдеятельности), так и опыт педагогов-практиков, основываясь на реалистичныхвзглядах на возрастные возможности и образовательные потребности учащихся,учитывая специфику развития их личности, ценностных установок и познавательныхпроцессов и функций в условиях компьютеризированной учебной деятельности.
В основе курса авторов Гейна А.Г. иЮнермана Н.А. [5] лежит установка на формирование у учащихся системы базовыхпонятий информатики и представления об информационных технологиях, а такжевыработка умений применять их для решения жизненных задач. Авторы трактуют курсинформатики как дисциплину направленную, с одной стороны, на формированиетеоретической базы, с другой – на овладение учащимися конкретными навыкамииспользования компьютерных технологий в различных сферах человеческойдеятельности. К теоретической базе относятся знания общих принципов решениязадач с помощью компьютера, понимание того, что значит поставить задачу ипостроить компьютерную модель, знание основных способов алгоритмизации, а такжепредставление об информации и информационных системах, о принципах строениякомпьютера. Навыки использования компьютерных технологий предполагают умениеработать с готовыми программными средствами: информационно — поисковымисистемами, редакторами текстов и графическими редакторами, электроннымитаблицами и другими пакетами прикладных программ.
Количество часов отводимых наизучение темы MS Word (18 часов — теория 6 часов, практика 12 часов), MS Excel MS (14 часов — теория 5 часов, практика 9 часов), Power Point (5 часов — теория 2 часа, практика 3 часа), MS Access (6 часов — теория 3 часа, практика 3 часа)
Приведём краткое содержаниекомпонентов обучения по программам среды MS Office.
Обработка текстов и изображений спомощью компьютера:
Текстовый редактор: его назначение иосновные функции. Работа с текстовым редактором. Гипертекст. Браузеры. Машиннаяграфика. Операции редактирования изображения.
Учащиеся должны знать:
— возможности текстовогоредактора;
— основные понятиямашинной графики;
— основные операцииредактирования изображения.
Учащиеся должны уметь:
— работать с конкретнымтекстовым редактором;
— пользоваться конкретнымграфическим редактором при построении простейших изображений.
Организация вычислений с помощьюкомпьютера:
Понятие электронной таблицы. Типыячеек электронной таблицы. Заполнение электронной таблицы данными и формулами.Основные операции, допускаемые электронными таблицами.
Учащиеся должны знать общие принципыразмещения информации в электронной таблице и основные способы получениярезультатов с её использованием.
Учащиеся должны уметь: размещатьинформацию в электронной таблице; решать простейшие, хорошо поставленныевычислительные задания с помощью электронной таблицы.
Системы хранения и поиска данных.
Хранение данных в информационно-поисковыхсистемах. Базы данных. Поиск, замена и добавление информации. Запросы по одномуи нескольким признакам. Решение информационно-поисковых задач.
Учащиеся должны знать:
— определение и назначение базыданных и информационно-поисковых систем;
— понятия признака и запроса на поискинформации в информационно-поисковых системах;
— основные операции с данными,допускаемые информационно-поисковыми системами.
Учащиеся должны понимать, что:
— для разных жизненных задач нужныразные информационно-поисковые системы;
— объём памяти и другиехарактеристики компьютера влияют на возможности, предоставляемыеинформационно-поисковыми системами.
Основная цель изучения данного курса –обеспечение прочного и сознательного овладевания учащимися основами знаний опроцессах получения, хранения, передачи и преобразования информации. Достижениеэтой цели сопровождается раскрытием перед учащимися значения информационныхпроцессов в формировании научной картины мира и роли информационных технологийв развитии современного общества.
Сравнительный анализ рассмотренныхпрограмм показал, что автор Шафрин Ю.А. акцентирует внимание на возможностях операционной системы Windows и привязывает изучение программсреды MS Office именно к интеграции с операционной системой. Программыдругих авторов хотя и содержательно построены на изучении конкретных программ средыMS Office, но нацелены на овладение учащимися процессами получения, хранения ипреобразования информации, что позволит учащимся легко освоить альтернативные пакеты офисных программ(например OpenOffice). Общим для всех программ являетсявозможность дифференцированиясодержательных компонентов по объему в зависимости от интересов инаправленности предпрофессиональной подготовки школьников.
В результате изученияинформационных технологий на профильном уровне ученик приобретёт знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для представления информации в видетекстов, электронных таблиц, мультимедиа объектов; создания собственных базданных, цифровых архивов, медиатек; поиска и отбора практически необходимойинформации, относящейся к личным познавательным.
Однако среда MS Office предоставляет значительно больше возможностей пообработке различных видов информации, если для этих целей использовать макросы на языке Visual Basic. Макрос — это набор команд и инструкций, выполняемыхкак одна команда. Они позволяют ускорить часто выполняемые операцииредактирования или форматирования, упростить доступ к параметрам в диалоговыхокнах, автоматизировать обработку сложных последовательных действий в задачах.Создание макроса не составит большой сложности для ученика знакомого с основамиязыков программирования изучаемых в общеобразовательной школе. В следующейглаве будут представлены разработанные примеры создания макросов, которые можноиспользовать при изучении среды MS Office в курсе информатики и информационных технологий.
Глава 2. Разработка практических заданий дляизучения темы MSOffice
2.1 Разработка заданий для MSWord
В данной главе приведены примеры практическихзаданий, которые можно использовать при изучении дополнительных возможностейтекстового процессора Word.Задания разработаны как дополнение к существующим методикам обучения и призваныпополнить базу данных для учителей информатики. Основное внимание уделено расширению функциональныхвозможностей приложенияс помощью макросов.
Макросы представляют собой маленькиепрограммы, которые выполняют определённую последовательность действий. Спомощью макросов можно быстро выполнять часто используемые операции, уменьшивтем самым количество рутинной работы. Хотя макросы пишутся на языкепрограммирования Microsoft Visual Basic for Applications (VBA), не обязательно его знать, чтобы создать макрос. В Word имеется встроенное средство записимакросов, которое записывает выполняемые вами шаги и транслирует их на VBA [11].
Задания разработаны с цельюзнакомства с понятием «макрос», иллюстрация и закрепление знанийспособов управления исполнителем, формирование у учащихся умений и навыковсоздания простых макросов в приложении Word.
Требования к знаниям иумениям: учащиеся знакомы с понятиями «алгоритм»,«исполнитель»; учащиеся знакомы с двумя способами управленияисполнителями (командным и программным); учащиесязнакомы с правиламиввода и форматирования текста.
Задание 1. Создать макрос для измененияформатирования текста.
1. В меню Сервис укажитена команду Макрос, а затем щёлкните на пункте Начать запись. Появитсядиалоговое окно Запись макроса.
/>
Рис. 1 Окно Запись макроса.
2. В поле Имя макроса введитеФормТекст. Имя вводится без пробелов.
3. В области Назначить макросщёлкните на кнопке Клавишам. Появится диалоговое окно Настройка клавиатуры.Выберите путём нажатия сочетание клавиш (например Alt+F12)по нажатию которых данный макрос будет выполняться.
/>
Рис. 2 Окно Настройка клавиатуры.
4. Щёлкните на кнопке Назначить далеена кнопке Закрыть. Указатель мыши примет форму кассеты, а на экране появитсяпанель инструментов Остановить запись. Запись макроса запущена.
/>
Рис. 3 Панель инструментов Остановитьзапись.
Теперь нужно выполнитьпоследовательность действий, которая будет выполняться при выполнении макроса.Выделите фрагмент текста, к которому будет применено форматирование. На панелиинструментов Форматирование выберите название шрифта и предполагаемый размер,при необходимости выберите другие стили форматирования.
/>
Рис. 4
На панели инструментов Остановитьзапись щёлкните на кнопке Остановить запись. Запись макроса завершена. Призапуске макроса, к выделенной части текста применяются стили форматирования,сохранённые в его инструкциях.
Необходимо отметить, что выполнениемакроса можно активизировать не только сочетанием клавиш, но и назначить дляэтой цели кнопку. В области Назначить макрос диалогового окна Запись макросащёлкните на панели. Появится диалоговое окно Настройка. Щёлкните на вкладкеКоманды. В списке Команды выделите значение «ФормТекст» — имя макроса, которыйвы собираетесь записывать – а затем перетащите его на панель инструментовФорматирование. На панели инструментов появится длинная кнопка, соответствующаямакросу ФормТекст.
/>
/>
Рис. 5 Диалоговое окно Настройка.
Щёлкните на кнопке Закрыть, начнётсязапись макроса. На экране появится панель инструментов Остановить запись.
Если вы не предусмотрели кнопку иликомбинацию клавиш для запуска макроса, можно выполнить макрос, воспользовавшисьдиалоговым окном Макрос. Для этого в меню Сервис укажите на команду Макрос, азатем щёлкните на пункте Макросы. В списке Имя макроса выделите нужный макрос ищёлкните по кнопке Выполнить.
При работе в Word часто возникает необходимость заполнять стандартныемногостраничные документы, имеющие большое количество полей ввода (контрактынайма на работу, договоры оказания услуг и т.п.). Для их заполнения необходимопросмотреть все страницы и ввести необходимые данные. Следующее заданиепродемонстрирует возможность автоматизации работы по заполнению подобныхдокументов.
Рекомендация: передзаписью макроса можно провести тренировку, т.е. выполнить все действия, невключая режима записи.
Задание 2. Автоматизировать работу по заполнениюданных в представленном контракте о найме на работу.
КОНТРАКТ№_____
г. Екатеринбург (дата подписания)
Предприятие – ООО «Информационныесистемы» в лице директора __________, действующего на основании Устава иименуемое в дальнейшем «Предприятие», с одной стороны и гражданин:
_____________________________________________________________именуемый в дальнейшем «Работник», с другой стороны, заключили настоящийконтракт о нижеследующем:
1. ПРЕДМЕТ КОНТРАКТА
1.1. Работник работает вдолжности:
1.2. Работнику установленоклад:
…
5.3. Срок действиядоговора:
Необходимо создатьмакрос, выполнение которого позволит автоматизировать работу по заполнениюнеобходимых полей ввода (№ контракта, дата подписания, Ф.И.О. директора, Ф.И.О.работника, должность, размер оклада, срок действия договора).
Выполнение заданияначинается с установки закладок в местах ввода данных. Установите курсор напозицию, с которой будет вводиться текст (первая позиция после слов КОНТРАКТ№). В меню Вставка выберите пункт Закладка. Появится диалоговое окно Закладка.
/>
Рис. 6 Диалоговое окноЗакладка.
В поле Имя закладки наберитеНомерКонтракта (название пишется без пробела) и нажмите кнопку Добавить. Потакому же сценарию установите закладки в других полях ввода (назовите их Дата,ФИОДиректора, ФИОРаботника, Должность, Оклад, СрокДоговора).
Теперь необходимозаписать макрос. В меню Сервис выберите пункт Макрос –> Начать запись.Макрос назовите КонтрактНаРаботу, установите способ его запуска.
В меню Правка выберитепункт Перейти… В появившемся окне Найти и заменить выберите вкладку Перейти и вкачестве Объект перехода выбрать Закладка.
/>
Рис. 7 Окно Найти изаменить.
Переход к установленной втексте закладке происходит после выбора её имени в выпадающем списке Введитеимя закладки и нажатия кнопки Перейти. Не закрывая диалогового окна, пройдитепо всем установленным вами закладкам. Закройте окно кнопкой Закрыть иостановите запись макроса.
Теперь необходимо вызватьна экран инструкции записанного макроса и дополнить их вызовом диалоговогоокна, при помощи которого будет производиться ввод данных. В меню Сервисукажите на команду Макрос, а затем щёлкните на пункте Макросы. В списке Имямакроса выделите макрос КонтрактНаРаботу, а затем щёлкните по кнопке Изменить.Откроется окно редактора Visual Basic, в которомбудет текст макроса.
Sub КонтрактНаРаботу ()
'
' КонтрактНаРаботу Макрос
' Макрос записан10.04.2006 Пользователь7
'
Selection.GoTo What:=wdGoToBookmark, Name:=«НомерКонтракта»
Selection.GoToWhat:=wdGoToBookmark, Name:=«Дата»
…
Selection.GoToWhat:=wdGoToBookmark, Name:=«СрокДоговора»
End Sub
Инструкции макросанеобходимо дополнить вызовом окна InputBox, необходимым для введения информации. Значение, введённое вполе окна вызова после нажатия кнопки ОК автоматически добавится на местоустановленной закладки. Функция вызова окна InputBox имеет следующий синтаксис:
Возвращаемое_значение:=InputBox(«Вопрос», «Заголовококна», «Заданное значение»)
Параметры функциипозволяют задать имя заголовка окна вызова, опрос, отображаемый в окне изначение по умолчанию в строке ввода.
После каждой инструкциимакроса выполняющей переход к закладке с определённым именем вставим инструкциювызова окна InputBox. Заголовком окна укажем Формаконтракта, текст вопроса по теме закладки, а значение по умолчанию можно неуказывать. Текст макроса примет следующий вид:
Sub КонтрактНаРаботу ()
'
' КонтрактНаРаботу Макрос
' Макрос записан10.04.2006 Пользователь7
'
Selection.GoTo What:=wdGoToBookmark, Name:=«НомерКонтракта»
Selection.TypeTextText:=InputBox(«Номер контракта», «Форма контракта»,"")
Selection.GoToWhat:=wdGoToBookmark, Name:=«Дата»
Selection.TypeTextText:=InputBox(«Дата контракта», «Форма контракта»,"")
Selection.GoToWhat:=wdGoToBookmark, Name:=«ФИОДиректора»
Selection.TypeTextText:=InputBox(«Директор», «Форма контракта», «Сумина П.И.»)
Selection.GoToWhat:=wdGoToBookmark, Name:=«ФИОРаботника»
Selection.TypeTextText:=InputBox(«ФИО работника», «Форма контракта», "")
Selection.GoToWhat:=wdGoToBookmark, Name:=«Должность»
Selection.TypeTextText:=InputBox(«Должность», «Форма контракта», "")
Selection.GoToWhat:=wdGoToBookmark, Name:=«Оклад»
Selection.TypeTextText:=InputBox(«Оклад», «Форма контракта», "")
Selection.GoToWhat:=wdGoToBookmark, Name:=«СрокДоговора»
Selection.TypeTextText:=InputBox(«Срок договора», «Форма контракта», "")
End Sub
Сохраните изменения вмакросе, выбрав пункт Save Normal в меню File, и закройте окно редактора Visual Basic — пункт Close and Return to Microsoft Word в меню File. Запустите макрос и заполните поляконтракта.
2.2 Разработка заданий для MSExcel
MS Excel – мощнаяпрограмма для хранения и автоматизации расчета данных, представленных втабличной форме, обладает всеми необходимыми возможностями для обработкиэлектронных таблиц: от простых арифметических действий с несколькими ячейкамитаблицы до статистической обработки огромных массивов данных. Если, работая в Excel, встречаются повторяющиеся задачи, тонеобходимо создать макрос. Макрос представляет собой последовательность команд,сохраненных в виде модуля Microsoft Visual Basic. При запуске макроса все этикоманды автоматически выполняются, что обеспечивает быстрое выполнение задач[12]. Создание макросов в MS Excel производится аналогично созданиюмакросов MS Word.
Задания разработаны сцелью закрепления навыков заполнения электронной таблицы данными и формулами, формирования умений и навыковсоздания простых макросов в приложении Excel.
Требования к знаниям иумениям: учащиеся знакомы с относительными и фиксированными ссылками в Excel;учащиеся умеют вводить данные разных типов и формулы в ячейки электроннойтаблицы; производить операции с рабочими листами.
Задание 1. Записать макрос, скрывающийвыбранные листы рабочей книги и макрос позволяющий отобразить скрытые листы.
Создайте в новой рабочей книге шестьлистов. Измените именарабочих листов на названия месяцев Январь, Февраль и т.д. Запустите записьмакроса, назвав его СкрытьЛисты, и выполните следующую последовательностьдействий:
1. Щёлкните поярлыку листа Февраль.
2. Выполнить Формат -> Лист -> Скрыть.
3. Щёлкните поярлыку листа Апрель.
4. Выполнить Формат -> Лист -> Скрыть.
5. Щёлкните поярлыку листа Июнь.
6. Выполнить Формат -> Лист -> Скрыть.
Остановите запись макроса. Запуститемакрос СкрытьЛисты.
Запустите запись макроса дляотображения скрытых листов, назвав его ОтобразитьЛисты, и выполните следующуюпоследовательность действий:
1. Выполнить Формат-> Лист -> Отобразить.
2. Из списка скрытыхлистов выбрать Февраль и щёлкнуть по кнопке ОК.
3. Выполнить Формат-> Лист -> Отобразить.
4. Из списка скрытыхлистов выбрать Апрель и щёлкнуть по кнопке ОК.
5. Выполнить Формат-> Лист -> Отобразить.
6. Из списка скрытыхлистов выбрать Июнь и щёлкнуть по ОК.
Остановите запись макроса. Запуститемакрос ОтобразитьЛисты.
Задание 2. Записать макрос, в результатеработы которого будет создан новый рабочий лист и таблица для создания отчёта
В меню Сервис укажите накоманду Макрос, а затем щёлкните на пункте Начать запись. Появится диалоговоеокно Запись макроса. Вполе Имя макроса введите НовыйОтчёт. Назначьте способ запуска макроса.
Теперь нужно выполнитьпоследовательность действий, которая будет выполняться при выполнении макроса.
1. Создать новыйрабочий лист.
2. Выделить ячейкиА1: Е7. Выполнить Правка -> Очистить -> Все.
3. В ячейке А1набрать текст «Отчет о продажах» (без кавычек).
4. В ячейке А3набрать «Регион».
5. В ячейке А4набрать «Север».
/>
Рис. 8
6. В ячейке А5набрать «Юг».
7. В ячейке А6набрать «Запад».
8. В ячейке А7набрать «Восток».
9. В ячейке В3набрать «1 квартал».
10. В ячейке С3набрать «2 квартал».
11. В ячейке D3 набрать «3 квартал».
12. В ячейке E3набрать «4 квартал».
13. Выделить диапазонA3:E7 и установить границы ячеек.
14. Выделить диапазонB3:E7 и применить форматирование «По центру».
15. Выделить диапазонА1:E1 и применить форматирование «Объединить и поместить в центре».
16. Установить курсорв ячейку B4
Остановите запись макроса. Изменитеимя созданного рабочего листа на 2005 год. Сохраните рабочую книгу под именемОтчёты.
Задание 3. Записать макрос, выполняющий консолидацию данных изотчётов созданных на основе предыдущего примера.
Откройте рабочую книгу Отчёты.Запустите макрос НовыйОтчётдва раза. Измените имена созданных рабочих листов на 2006 год и Консолидация.Заполните диапазон В4: Е7 листа 2005 год и диапазон В4: Е7 листа 2006 годчисловыми данными. Запустите запись макроса, назвав его КонсолидацияОтчётов, ивыполните следующую последовательность действий:
1. Установите курсор в ячейку В4 листа Консолидация.
2. В меню Данные выберите пункт Консолидация.
3. В окне Консолидация израскрывающегося списка функций выбрать Сумма.
/>
Рис. 9 Окно Консолидация.
4. В Список диапазонов добавитьссылки диапазон В4: Е7 листа 2005 год и диапазон В4: Е7 листа 2006 год.
5. Выбрать пункт Создавать связи сисходными данными.
6. Закрыть окно Консолидации, щёлкнувпо кнопке ОК.
Остановите запись макроса.
Задание 4. Записать макрос, выполняющий вывод на печать всехотчётов созданных в предыдущем примере.
Откройте рабочую книгу Отчёты. Запустите запись макроса, назвав егоПечатьОтчётов, и выполните следующую последовательность действий:
1. Щёлкните поярлыку листа 2005 год.
2. Выполнить Файл-> Печать и щёлкнуть по кнопке ОК.
3. Щёлкните поярлыку листа 2006 год.
4. Выполнить Файл-> Печать и щёлкнуть по кнопке ОК.
5. Щёлкните поярлыку листа Консолидация.
6. Выполнить Файл-> Печать и щёлкнуть по кнопке ОК.
Остановите запись макроса.
2.3 Разработка заданий для MSAccess
Макрос в Access представляет собой структуру,состоящую из одной или нескольких макрокоманд выполняющих определенные операции, такие как открытиеформ или печать отчетов. Макросы могут быть полезны для автоматизации частовыполняемых задач. Например, при нажатии пользователем кнопки можно запуститьмакрос, который распечатает отчет или выгрузит содержимое таблицы базы данных втаблицу MS Excel [13].
ВMicrosoft Accessсуществует специальное средство для создания макросов – Конструктор макросов. Рассмотримпроцесс создания макроса на примере вызова изAccess приложенийMicrosoftOffice (например, чтобысделать небольшие заметки посредством редактора Word).Вызов выполняется одинаково во всех случаях и заключается главным образом вуказании имени запускаемой программы. Задания выполняются в учебной базе данныхБорей.
Задания разработаны сцелью закрепления знаний по: проектированию баз данных; использованию форм и отчётов; создания связей с другимиприложениями среды MS Office; созданию простых макросов вприложении MS Access.
Требования к знаниям иумениям: учащиеся знакомы с создание запросов-выборок; учащиеся умеют создаватьформы и отчёты.
Задание1.Создать макрос, вызывающий приложение MSWord и открывающий файл Заметки.docиз папки Мои документы.
Создайте в папке Мои документы документ Microsoft Word с названием Заметки.
Запустите программу Microsoft Access. Откройте учебную базу данных Борей. Раскройте список макросов в окне База данных, щелкнув левойкнопкой мыши по ярлыку Макросы, и нажмите кнопку Создать в верхней части окна.
/>
Рис. 10 Окно База данных.
На экране появится окноКонструктора макросов.
/>
Рис. 11 Окно Конструктора макросов.
В верхней части окна по умолчанию выводится два столбца:Макрокоманда и Примечание. Строка в столбце Макрокоманда представляет собойполе со списком, в котором можно выбрать нужную макрокоманду. Строка в столбце Примечание— это обычное текстовое поле, в которое можно ввести комментарий, описывающийвыполняемое действие. Когда поле Макрокомандазаполнено, в нижней частиокна Конструктора макроса появляется панель Аргументы макрокоманды, котораяслужит для ввода значений аргументов соответствующей макрокоманды. Список полейна этой панели зависит от выбранной макрокоманды и может отсутствовать, еслимакрокоманда не имеет аргументов. Таким образом, при создании макросов не нужнозапоминать список аргументов для каждой макрокоманды.
В первой строке столбца Макрокоманда выберите израскрывающегося списка команду Запуск приложения. Заполните появившиеся полеКомандной строки именами вызываемого приложения WinWord и открываемого файла Заметки.doc.
Сохраните созданныймакрос. Для этого можно выбрать в меню Файл команду Сохранить или нажатьклавишу . Появится окно сохранения макроса. Введите в поле ввода имямакроса Заметки и щёлкните по кнопке ОК. Запустить созданный макрос можно вокне База данных.
Задание 2. Создать макрос, выполнение которого производит выгрузку содержимоготаблицы Товары из учебной базы данных Борей в файл MS Excel.
Запустите программу Microsoft Access.Откройте учебную базуданных Борей. Раскройтесписок макросов в окне База данных, щелкнув левой кнопкой мыши по ярлыку Макросы,и нажмите кнопку Создать в верхней части окна.
В первой строке столбца Макрокоманда выберите израскрывающегося списка команду ВывестиВФормате. Заполните аргументымакрокоманды в следующем порядке:
поле Тип объекта – Таблица;
поле Имя объекта – Товары; поле Формат вывода – Microsoft Excel 97-2003;
поле Имя файла – C:\Documents and Settings\Пользователь\Моидокументы\ВыгрузкаТаблицы.xls.Значения в остальных полях можно оставить без изменений. Результатом выполненияэтой команды будет выгрузка содержимого таблицы Товары из учебной базы данныхБорей в файл ВыгрузкаТаблицы.xls впапке Мои документы.
/>
Рис. 12 Аргументымакрокоманды ВывестиВФормате.
Файл ВыгрузкаТаблицы.xls в папке Мои документы создастся автоматически, а еслион существует, появится сообщение с предложением заменить его новым файлом. Следуетотметить, что подобным образом могут быть выгружены также отчёты, запросы иформы.
Сохраните созданныймакрос. Для этого можно выбрать в меню Файл команду Сохранить или нажатьклавишу . Появится окно сохранения макроса. Введите в поле ввода имямакроса ВыгрузкаТаблицыТовары и щёлкните по кнопке ОК. Запустить созданный макросможно в окне База данных.
Задание 3. Создать макрос, выполнение которого производит печать выбранныхстраниц отчёта Товары по типам из учебной базы данных Борей.
Запустите программу Microsoft Access.Откройте учебную базуданных Борей. Раскройтесписок макросов в окне База данных, щелкнув левой кнопкой мыши по ярлыку Макросы,и нажмите кнопку Создать в верхней части окна. Макрос будет состоять из четырёхмакрокоманд.
В первой строке столбца Макрокоманда выберите израскрывающегося списка команду ОткрытьОтчёт. Заполните аргументы макрокоманды вследующем порядке: поле Имя отчёта – Товары по типам; поле Режим – Просмотр.Результатом выполнения этой команды будет вывод отчёта Товары по типам напросмотр.
/>
Рис. 13 Аргументы макрокоманды ОткрытьОтчёт.
Во второй строке столбца Макрокоманда выберите израскрывающегося списка команду Печать. Заполните аргументы макрокоманды вследующем порядке: поле Распечатать – Страницы; поле Со страницы – 2; поле Постраницу – 4. Значения в остальных полях можно оставить без изменений Результатомвыполнения этой команды будет отправка на печать страниц отчёта Товары по типамсо второй по четвёртую.
/>
Рис. 14 Аргументы макрокоманды Печать.
В третьей строке столбца Макрокоманда выберите израскрывающегося списка команду Закрыть. Заполните аргументы макрокоманды вследующем порядке: поле Тип объекта – Отчёт; поле Имя объекта – Товары потипам. Результатом выполнения этой команды будет закрытие отчёта Товары потипам.
/>
Рис. 15 Аргументы макрокоманды Закрыть.
В четвёртой строке столбца Макрокоманда выберите израскрывающегося списка команду Сообщение. Заполните аргументы макрокоманды вследующем порядке: поле Сообщение – Страницы со 2 по 4 отчёта «Товары по типам»отправлены на печать; поле Сигнал – Да; поле Тип – Информационное; полеЗаголовок – База данных Борей. Результатом выполнения этой команды будетзвуковой сигнал, и появление на экране сообщения «Страницы со 2 по 4 отчёта«Товары по типам» отправлены на печать».
/>
Рис. 16 Аргументы макрокоманды Сообщение.
Сохраните созданныймакрос. Для этого можно выбрать в меню Файл команду Сохранить или нажатьклавишу . Появится окно сохранения макроса. Введите в поле ввода имямакроса Печать отчёта и щёлкните по кнопке ОК. Запустить созданный макрос можнов окне База данных.
Задание 4. Создать панель инструментов для размещения на ней созданных макросов.
Существуют более быстрые способы запуска макросов. Один изспособов — это создание специальной панели инструментов Макросы, на которую выможете поместить все нужные кнопки.
/>
Рис. 18 Панель инструментов
Щелкните правой кнопкой мыши по панели инструментов и выберите вконтекстном меню команду Настройка. В появившемся диалоговом окне Настройкараскройте вкладку Панелиинструментов. Щелкните по кнопке Создать –появится окно Создание панели инструментов. В поле Панель инструментов введитеназвание Макросы и щёлкните по кнопке ОК. Закройте диалоговое окно Настройка.
Щелкните по ярлыку Макросына панели объектов в окне База данных инайдите нужные макросы. Перетащите созданные макросы с помощью мыши на панельинструментов Макросы.
/>
Макросы.
2.4 Разработка заданий для MSPowerPoint
Трудно представить в нашевремя защиту диссертации, научный доклад или даже защиту студенческой курсовойработы, которые не сопровождались бы мультимедийной презентацией. Многообразиевозможностей для создания презентаций предоставляет Windows-приложение PowerPoint,входящее в комплект интегрированного пакета Microsoft Office. Это приложениепозволяет пользователю самостоятельно по собственному сценарию подготовитьинтерактивную мультимедийную презентацию с минимальными временными затратами.PowerPoint отличается от других интерактивных средств для аналогичных целейпростотой, так как построено по идеологии «программирование безпрограммирования», и его основные возможности могут быть освоены пользователемвсего за несколько часов самостоятельной работы за компьютером [16].
Недостатки интерактивногоинтерфейса вполне могут быть скомпенсированы использованием макросов.Разработка небольших программ на VBAпозволяет превращать презентации из наглядных пособий в диалоговые системыобучения и проверки знаний. Рассмотрим процесс создания одного из элементовтаких систем на примере проверки знания учениками теоремы Пифагора.
Задание 1. Создать на слайде интерфейс для проведения вычислений.
Создайте слайд аналогичнорисунка 19. В нём наряду с обычными объектами PowerPoint находятся два элементауправления VBA Поле и Кнопка, которые добавляютсяпри помощи панели Элементы управления. Нажмите изображение элемента на панели инарисуйте его точно так же, как и при помощи любого графического редактора, втом месте слайда, где задумали расположить. Нажав на кнопку /> измените свойство Caption (надпись) элемента управления Кнопка изменим на Проверка. Принажатии на кнопку будет проведена проверка правильности значения введенного вполе.
/>
Рис. 19
Теперь можноперейти к созданию программы активизирующейся при нажатии на кнопку. Для этогодважды щёлкните на созданной кнопке. В результате откроется редактор VBA с активизированным модулем рабочеголиста. Кроме того, двойной щелчок на кнопке создаст в модуле первую и последнююинструкции процедуры обработки события – нажатие кнопки:
Private Sub CommandButton1_Click()
End Sub
Наберитеследующий код программы:
PrivateSub CommandButton1_Click()
IfTextBox1.Text = “4” Then MsgBox «Верно» Else MsgBox «Ответ неверный»
TextBox1.Text = ""
End Sub
Программаготова, протестируйте её работу. Предложите учащимся привести примеры другихтеорем, для которых можно использовать данный пример.
Следующеезадание может быть использовано педагогами для контроля знаний школьников полюбым темам.
Задание 2.Создать слайд дляпроверки знаний учащегося по вопросам теста по теме “Основные устройства ЭВМ.Интерфейс организовать припомощи элементов управления VBA.
Добавим на слайд элементы управления:пять надписей (четыре для ответов и одну для вопроса) и четыре переключателя.Изменим имена переключателей (свойство name) на O1, O2, O3, O4 и свойство nameнадписи Label5 на VOPROS. Поместим в слайд кнопку и изменим её свойство caption на Далее.
/>
Рис. 18
Вызовитередактор Visual Basic (двойным щелчком по кнопке). Наберите программный коддля кнопки:
Private SubCommandButton1_Click()
i = i + 1
Select Case i
Case 1
VOPROS.Caption =«Главным устройством персонального компьютера является?»
PrintOtvet«ПЗУ», «Мышь», «Процессор», «Жёсткийдиск»
Case 2
If O3.Value =True Then x = x + 1
VOPROS.Caption =«Энергонезависимым устройством персонального компьютера является?»
PrintOtvet«ОЗУ», «Процессор», «СD-ROM», «ПЗУ»
Case 3
If O4.Value =True Then x = x + 1
VOPROS.Caption =«Манипулятор мышь это устройство»
PrintOtvet«Вывода», «Ввода », «Считывания информации»,«Сканирования информации»
Case 4
If O2.Value =True Then x = x + 1
VOPROS.Caption = «Квнешним запоминающим устройствам относятся»
PrintOtvet«Процессор», «Монитор», «Принтер», «Жесткийдиск»
Case 5
If O4.Value =True Then x = x + 1
VOPROS.Caption =«Плоттер это устройство»
PrintOtvet «Длясчитывания графической информации», «для ввода», «длявывода», «для печати»
Case 6
CommandButton1.Caption= «Выход»
If O1.Value =True Then x = x + 1
If x = 5 Then VOPROS.Caption = «Вы справились нажмитевыход»
PrintOtvet"", "", "", ""
End If
If x = 4 ThenLabel1.Caption = «Вы справились на 3 нажмите выход»
PrintOtvet "", "","", ""
ElseIf x
Label1.Caption = «Выне справились, нажмите выход»
PrintOtvet"", "", "", ""
End If
Case 7
End
End Select
End Sub
'Подпрограмма выводаответов
SubPrintOtvet(OTVET1, OTVET2, OTVET3, OTVET4)
Label1.Caption= OTVET1: Label2.Caption = OTVET2
Label3.Caption= OTVET3: Label4.Caption = OTVET4
End Sub
После набораи тестирования программы можно вызвать меню Сервис и задать пароль, чтобыучащиеся не смогли подсмотреть верный вариант ответа.
Задания разработаны сцелью закрепления знаний:по приёмам создания слайдов; вставке в слайд различных объектов; созданию простых макросов вприложении MS PowerPoint.
Заключение
Вданной выпускной квалификационной работе рассматривалась проблема обучения учащихся автоматизацииработы в программах среды MS Office.
В процессе исследования была произведенаследующая работа:
· проанализирована педагогическая литература, а так жепериодические издания и учебники по информатике;
· исследованысуществующие программы обучения школьников использованию приложений среды MSOffice;
· проанализированосодержание обучения по информационным технологиямдля выявления задач нуждающихся в автоматизации.
Проведенноеисследование показало, что массовая компьютеризация обучения создаетнеобходимость большого целенаправленного труда в данной сфере: нужны глубокие иразносторонние исследования процесса обучения с точки зрения целесообразности иэффективности внедрения средств новых информационных технологий, детальнаяразработка конкретных методик. Выявлено, что в рассмотренныхпрограммах профильного курса информатики по предмету «Информатика иинформационные технологии» для 10 — 11 классов образовательных учреждений невключена тема автоматизации работы приложений среды MSOffice с помощью макросов.Темне менее, использование макросов или встроенного языка программирования VisualBasicfor Applicationsпозволяетзначительно расширить функциональные возможности приложений,развитьу школьников творческое мышление, а также более тесно связатьпредмет «Информатика и информационные технологии» с другими учебнымидисциплинами.
Практическим результатом данной работы сталиразработанные задания для более глубокого изучения возможностей программ MS Word, MS Excel, MS Access и MS PowerPoint.Задания могут быть применены преподавателями информатики при обучениишкольников данной теме.
Списоклитературы
1. Концепция модернизации российского образования на период до2010 года. — М., 2001.
2. Федеральная целевая программа развития образования на 2006 — 2010 годы. — М., 2005.
3. Захаров В.А., Игнатьев М.Б., Шейнин Ю.Ф. Информационноеобщество //Системы и средства информатики. –1999. — №9. – с. 4 – 7.
4. Программы для общеобразовательных учреждений: Информатика.2-11 классы /Семакин И.Г., Угринович Н.Д. и др. — М., БИНОМ. Лабораториязнаний, 2003. – 205 с.
5. Гейн А.Г., Юнерман Н.А. Информатика: Книга для учителя:Методические рекомендации к учебнику 10 – 11 класс. – М., Просвещение, 2001 –207 с.
6. Лапчик М.П. Семакин И.Г. Хеннер Е.К. Методика преподаванияинформатики: Учеб. пособие для студ. пед. ВУЗов/ Под общей редакцией М.П.Лапчика М.П.: Издательский центр «Академия», 2001. – 624 с.
7. Информационная культура: Сборник программ для дошкольных иобщеобразовательных учреждений с 1 по 11 класс. – Екатеринбург. Центр «Учебнаякнига». 2003 – 160 с.
8. Седых С.П., Юнов С.В. Практикум по основам информационныхтехнологий. Краснодар, 2001. – 320 с.
9. Берлинер Е.М., Глазырина И.Б., Глазырин Б.Э. Microsoft Windows XP.-М., Бином, 2004. –509 с.
10. Visual Basic 6.0. — СПб., БХВ — Петербург, 2002. – 992 с.
11. Microsoft Word 2000.-М., Эком,2002. – 464 с.
12. Гарнаев А.Ю.Microsoft Excel 2000.- СПб., БХВ-Петербург,2004.–576 с.
13. Карпов Б. Microsoft Access 2000: справочник.- СПб., Питер, 2001.–416 с.
14. Биллиг В.А.,Дехтярь М.И., VBA и Office 97 Офисное программирование, М., Русская редакция,1998 – 420 c.
15. Юнов С.В., Юнова Н.Н. Учебные информационные модели для MS Excel // Информатика иобразование. – 2003. — №2. – с. 61 – 65.
16. Мануйлов В.Г. Мультимедийные компоненты презентаций PowerPoint // Информатикаи образование. – 2005. — №4. – с. 67 – 74.
17. Тимофеева Н.М. VBA в приложении Excel, Word // Информатика и образование. – 2005. — №4. – с. 67 – 74.
18. Коменский Я.А. Избр.пед.соч.: B 2. т. — М., Педагогика,1982
19. Заварыкин В.М., Житомирский В.Г., Лапчик М.П. Вычислительная техника и программирование. Учебное пособие.- Свердловск, Издательство СГПИ, 1984. – 380 с.
20. http://MON.GOV.RU (Сайт Министерстваобразования и науки)
21. Семакин И.Г. Хеннер Е.К. Информатика 11 класс. – М.,Лаборатория Базовых Знаний, 2002 – 144с.
22. Лыскова В. Ю.Активизация учебно-познавательной деятельности учащихся на уроках информатики вусловиях учебно-информационной среды. — Тамбов, Издательство Стиль — 1997. – 380с.
23. Изучение основинформатики и вычислительной техники/ Ершов А.П., А.С., Первин и др. М.,Просвещение, 1986. – 267с.
24. Новиков С.П.Применение новых информационных технологий в образовательном процессе//Педагогика. –2003. — №9. с. 25 – 28.