1
ЗЕМЛИ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОГО НАЗНАЧЕНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
В ст. 40 Закона о здравоохранении определено, что в целях предупреждения заболеваний и оздоровления граждан государство создает условия для развития сети санаторно-курортных учреждений, домов отдыха, пансионатов, туристских баз и других учреждений оздоровительного лечения и отдыха. Для организации лечения и отдыха выделяются земли оздоровительного назначения.
К землям оздоровительного назначения относятся земельные участки, обладающие природными лечебными факторами (минеральные источники, залежи лечебных грязей, климатические и другие условия), благоприятными для организации профилактики и лечения заболеваний (ст. 122 Кодекса о земле).
Земли оздоровительного назначения включают лечебно-оздоровительную местность и территории курортов.
Режим земель оздоровительного назначения предполагает охрану природных лечебных ресурсов, лечебно-оздоровительных местностей и курортов. Такая охрана включает создание округов санитарной охраны. Наряду с этим можно выделить следующие особенности правового режима земель оздоровительного назначения:
субъектами права землепользования на этих землях выступают санаторно-курортные учреждения: санатории, дома отдыха, турбазы, а также иные землепользователи, на территории которых имеются природные лечебные ресурсы, благоприятные для лечения и профилактики заболеваний;
данные земли разнообразны по своей структуре и составу. Это - участки леса, водные объекты, земли населенных пунктов и др. Их объединяет цель использования и выполняемые функции - лечебные, оздоровительные;
земли этой категории являются собственностью государства и не подлежат передаче в частную собственность;
функции управления данными землями сосредоточены у органов, в чьем ведении находятся курорты, контроль за их использованием осуществляет Министерство здравоохранения;
¦ на первое место законодательством выдвигаются требования охраны лечебно-оздоровительной местности или курорта. Курорт включает в себя курортную зону, в которой расположены природные лечебные средства, устройства и сооружения для их использования, санаторно-курортные учреждения и учреждения отдыха и культуры, а также обслуживающие курорт предприятия торговли и бытового обслуживания; зону, в которой находятся жилые дома, общественные здания и сооружения для населения, постоянно проживающего на его территории; зону, в пределах которой размещены централизованные хозяйственные и технические службы.
Для обеспечения защиты и сохранения лечебных ресурсов и лечебно-оздоровительных местностей, курортов устанавливаются округа санитарной охраны. В их границах закреплен особый режим хозяйственной, производственной, социально-бытовой деятельности. Территория округа санитарной охраны делится на три зоны.
Первая - зона строгого режима. Она охватывает местности, где выходят на поверхность минеральные воды, расположены месторождения лечебных грязей, минеральные озера, воды которых используются для лечебных целей. На данной территории запрещается не связанное непосредственно с эксплуатацией природных лечебных средств курорта постоянное и временное проживание граждан, строительство объектов, производство горных и земляных работ, а также другие действия, которые могут оказать вредное влияние на природные лечебные средства и санитарное состояние курорта.
Вторая зона (зона ограничений) охватывает территорию, с которой проность минеральных вод и к месторождениям лечебных грязей, к минеральным озерам, территорию, на которой расположены санаторно-курортные учреждения и учреждения отдыха, парки, лесопарки и другие зеленые насаждения, использование которых влияет на состояние курорта. На этой территории запрещается строительство объектов и сооружений, не связанных с курортными целями, производство горных и других работ, устройство поглощающих колодцев, полей орошения и подземной фильтрации, кладбищ, скотомогильников, массовый прогон скота, применение ядохимикатов для борьбы с сорняками, вредителями и болезнями растений, вырубка зеленых насаждений (кроме рубок ухода за лесом и санитарных рубок) и всякое другое использование земельных участков, лесных угодий и водоемов, которое может привести к ухудшению качества или уменьшению количества природных лечебных средств курорта.
Третья зона - зона наблюдения. Ее внешние границы совпадают с границами округа санитарной охраны курорта и охватывают область питания и формирования гидроминеральных ресурсов, лесные насаждения, окружающие курорт, а также территории, использование которых без соблюдения правил, установленных для округа санитарной охраны курорта, может оказать неблагоприятное влияние на гидроминеральный режим месторождений минеральных вод и лечебных грязей, на санитарные и ландшафтно-климатические условия курорта. На территории третьей зоны допускаются все виды работ, которые не могут оказывать отрицательное влияние на природные лечебные средства и санитарное состояние курорта.
Обеспечение соблюдения правил санитарной охраны курорта осуществляется исполнительными и распорядительными органами соответствующего Совета депутатов.
Мероприятия по санитарной охране курортов проводятся соответствующими органами по управлению курортами, а также организациями, в ведении которых находятся санаторно-курортные учреждения, учреждения отдыха и другие объекты, размещенные в пределах округа санитарной охраны. Контроль за проведением санитарно-противоэпидемических мероприятий на этих землях осуществляют службы Министерства здравоохранения.
Законодательство о землях оздоровительного назначения в Республике Беларусь нуждается в усовершенствовании. Как представляется, должен быть принят специальный закон, устанавливающий основы правового режима лечебно-оздоровительных местностей и курортов. В нем следует предусмотреть и законоположения, касающиеся зонирования территорий. Следует отметить, что в Российской Федерации 23 февраля 1995 г. принят Федеральный закон "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах"1. Кроме того, постановлением Правительства Российской Федерации от 7 декабря 1996 г. № 1425 утверждено Положение об округах санитарной и горно-санитарной охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов федерального значения*". В соответствии с данными нормативными правовыми актами санитарная (горно-санитарная) охрана - одна из основных особенностей правового режима этого вида особо охраняемых природных территорий. В составе округа санитарной (горно-санитарной) охраны выделяется до ~рех зон. Территория и режим округов санитарной охраны олжны быть учтены при разработке территориальных ком--ексных схем, схем функционального зонирования, землеустройства, проектов районной планировки и генеральных планов развития территории".
Землями рекреационного назначения являются земли, используемые или предназначенные для организованного массового отдыха и туризма населения.
На землях рекреационного назначения запрещается деятельность, препятствующая использованию их по целевому назначению. Можно выделить следующие основные признаки данных земель. Во-первых, это земли, которые в настоящее время используются для отдыха и туризма. Во-вторых, это участки, которые в будущем будут использоваться для указанных целей. В-третьих, эти земли используются и предназначаются для организованного массового отдыха и туризма.
Прилагательное "рекреационный" образовано от слова "рекреация", что означает отдых, восстановление сил человека, израсходованных в процессе труда1. Рекреационный - предназначенный для отдыха, восстановления сил. Значительная часть земель рекреационного назначения размещена в ближайших к крупным городам пригородах, зеленых зонах, другой местности. Эти земли используются для прогулок, экскурсий, спорта, свободного неорганизованного отдыха и туризма.
В лесах и местности, расположенной на расстоянии 30-50 км от города, преобладающими формами отдыха являются туризм, рыбная ловля, сбор ягод и грибов. На более удаленных от города территориях - это охота, рыбная ловля, многодневный отдых.
Границы пригородной зоны устанавливаются в зависимости от плана развития города. Есть и собственные проекты планировки пригородных зон. До сего времени нет общепринятой классификации мест загородного отдыха. Различные его формы сводят к трем группам территорий. Первая - это участки, расположенные на "пороге городов", доступные для каждодневного отдыха горожан. Вторая -территории, находящиеся на расстоянии 30-50 км от крупного города, используемые для загородного отдыха с ночлегом в воскресные дни. Третья - это самая отдаленная от города местность, привлекательная в ландшафтном и научно-познавательном отношениях.
Значительная нагрузка в развитии рекреации принадлежит землям зеленой зоны. Они не только выполняют защитные и санитарно-гигиенические функции, но и представляют собой места отдыха населения.
Земли рекреационного назначения из состава земель землепользователей, землевладельцев и собственников не изымаются, однако на них запрещается деятельность, препятствующая их использованию по целевому назначению. Так, например, на них ограничивается заготовка древесины, строительство, пользование недрами, использование водных объектов не в соответствии с целями рекреации. Для туризма выделяются специальные земельные территории, производится прокладка туристических маршрутов на местности.
Основные принципы государственной политики Республики Беларусь в сфере туризма отражены в Законе Республики Беларусь "О туризме" от 25.11.1999 г. № 326-31. В силу данного закона в пределах страны возможен внутренний и выездной туризм. Все природные, исторические, социально-культурные объекты, которые удовлетворяют духовные потребности туристов и содействуют укреплению их здоровья, образуют туристические ресурсы.
Порядок отнесения ресурсов к туристским, а также порядок ведения государственного кадастра туристских ресурсов определяются Советом Министров Республики Беларусь. Классификация и оценки туристских ресурсов и меры по их восстановлению, порядок использования туристских ресурсов с учетом предельно допустимых нагрузок на окружающую среду определяются в соответствии с законодательством Республики Беларусь.
Государственный кадастр туристских ресурсов содержит сведения о статусе этих ресурсов, об их географическом положении и границах, природопользователях, научной, экономической, исторической, экологической и культурной ценности, а также о режиме их охраны.
К землям историко-культурного назначения относятся земли историко-культурных заповедников, мемориальных парков, мест погребений и кладбищ, археологических памятников, а также археологический культурный слой в исторических центрах городов и других населенных пунктов (ст. 124 Кодекса о земле).
Законом "Об охране историко-культурного наследия" от 13 ноября 1992 г.1 определено понятие историко-культурного наследия как совокупности отличительных итогов и свидетельств исторического и духовного развития народа Беларуси, воплощенных в историко-культурных ценностях.
Среди историко-культурных ценностей - материальные объекты, которые имеют выдающиеся духовные, эстетические достоинства и взяты под охрану государства. Все эти объекты и земли, на которых они расположены, составляют собственность государства и не могут быть переданы в частную собственность. Объявление того или иного объекта памятником истории или культуры производится по решению территориальных исполнительных и распорядительных органов. Материальные объекты, которым придан статус ценности, вносятся в Государственный список историко-культурных ценностей Республики Беларусь. На начало 2001 г. такой список содержал 406 недвижимых объектов, 26 движимых историко-культурных ценностей, состоящих из 6816 предметов и 50 духовных ценностей".
В силу ст. 3 Закона "Об охране историко-культурного наследия" историко-культурные ценности делятся на следующие виды:
материальные ценности, материальное воплощение которых составляет их сущность;
духовные ценности, возможное материальное воплощение которых не оказывает существенного влияния на их сущность.
В свою очередь среди материальных ценностей выделяют недвижимые материальные ценности, перемещение которых в пространстве связано с осуществлением ряда инженерных мероприятий и ведет к частичной или полной утрате ими отличительных ценных достоинств.
Памятники истории и культуры разнообразны по составу и классифицируются по различным критериям. Это - памятники истории, искусства, археологии, архитектуры, градостроительства и иные. Территории, где размещены памятники истории и культуры, - самостоятельная категория земель.
Особенности правового режима данных земель состоят в следующем. Во-первых, на них запрещается любая деятельность, противоречащая их целевому назначению. Отдельные земли историко-культурного назначения могут быть полностью изъяты из хозяйственного использования. Во-вторых, данные земли в силу ст. 38 Кодекса о земле не подлежат передаче в частную собственность. Не допускается изъятие их для нужд, не соответствующих основному целевому назначению. В-третьих, в целях обеспечения охраны среды материальных недвижимых ценностей вокруг них устанавливаются зоны: охранная, регулируемой застройки, охраны природных окрестностей, охраны культурного слоя.
Охранная зона включает территорию, непосредственно окружающую памятник. Она предназначена как для обеспечения сохранности самого памятника, так и ближайшей к нему среды.
Зона регулируемой застройки охватывает территорию, окружающую охранную зону памятника. Ее назначение -сохранение и восстановление характера исторической планировки, пространственной структуры, своеобразия архитектурного облика населенного пункта. С ее помощью обеспечивается архитектурное единство новых построек с исторически сложившейся средой.
Зона охраны природных окрестностей устанавливается на территории, не вошедшей в состав охранной зоны и зоны регулируемой застройки. Цель ее создания - сохранение ценного ландшафта - водоемов, рельефа, определивших местоположение господствующих в композиции памятника зданий и сооружений, которые влияют на целостность исторического облика населенного пункта или вне его, в природном окружении.
Зона культурного слоя предназначена для сохранения культурного слоя, содержащего исторические следы жизни и деятельности человека.
Режимом содержания этих зон предусматриваются определенные ограничения или полное запрещение деятельности, которая вредит сохранению и условиям существования ценностей.
В составе проектов зон охраны утверждаются режимы содержания зон. Они обязательны для исполнения всеми без исключения юридическими и физическими лицами.
Запрещается разработка проектов районной планировки, развития и реконструкции городов и других населенных пунктов, карты землепользования без нанесения принятых или разработки необходимых зон охраны материальных недвижимых ценностей. Все виды работ в зонах охраны могут проводиться только в пределах требований режимов содержания названных зон.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Конституция Республики Беларусь 1994 года. Принята на республиканском референдуме 24 ноября 1996 года (с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996г. и 17 октября 2004г.) Минск "Беларусь" 2004г.
2. Гражданский кодекс Республики Беларусь: с комментариями к разделам / Комментарии В. Ф. Чигира. - 3-е изд. - Мн.: Амалфея, 2000.-704с.
3. Кодекс Республики Беларусь о земле от 23 июля 2008г. № 425. Принят Палатой представителей 17 июня 2008 года. Одобрен Советом Республики 28 июня 2008 года. Юридическая база "ЮСИАС".
4. Колбасин Д.А. Гражданское право. Общая часть. - Мн.: ПолиБиг. По заказу общественного объединения "Молодежное научное общество". 1999. - 360с.
5. Станкевич Н.Г. Земельное право Республики Беларусь. Учебное пособие. - Мн.: Амалфея, 2000. - 480с.
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |