ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕСИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ТУРИЗМА И СЕРВИСА»
ФГОУВПО «РГУТиС»
Кафедра «Корпоративное управление и электронный бизнес»
Курсовая работа
по дисциплине
«Информационные системы и технологии»
на тему: «Роль и место сети Интернет в туристическом бизнесе»
Выполнил студент
2 курса группы ТРД 09-1
Москва 2011
Содержание
Введение………………………………………………………………………………………3
1. Внедрение сети Интернет в сферу туризма………………………………………………4
1.1. История внедрения сети Интернет в сферу туризма…………………………………..4
1.2. Функции сети Интернет в сфере туризма………………………………………………4
2. Возможности, которые открывает сеть Интернет для туристских фирм………………8
2.1. Продвижение турпродуктов и самих фирм через сеть Интернет…………………….8
2.2. Обмен информацией и электронная связь……………………………………………..9
3. Интернет — ресурсы в сфере туризма……………………………………………………12
3.1. Понятие Интернет-ресурсов и особенности их использования в сфере туризма….12
3.2. Туристские порталы и серверы в Интернете…………………………………………16
3.3. Бронирование гостиничных услуг через Интернет………………………………….19
3.4. Страхование туристов через Интернет………………………………………………..20
Заключение…………………………………………………………………………………..24
Список литературы………………………………………………………………………....25
Введение
Активное применение интернет-технологий становится одной из главных задач в современном туризме. Создание глобальных компьютерных систем бронирования транспорта и средств размещения, экскурсионного обслуживания, информация о доступности каких-либо туров, маршрутов, рейсов — все эти вопросы становятся актуальными для организации деятельности туристских предприятий.
Туризм является одной из самых динамично развивающихся отраслей современной экономики не только России, но и всего мира. Он, как явление, настолько разносторонен, что его развитие может позволить государству решить множество как экономических, так и социальных вопросов.
Без Интернета мы не можем представить себе деятельность современной туристической фирмы. Интернет используется в основных бизнес-процессах туристической компании, начиная поиском и привлечением клиентов и заканчивая созданием турпродукта.
Интернет занимает все более значимую часть туристского рынка. Турфирмы, гостиничные сети, перевозчики и другие компании объединяются в системы и предлагают услуги онлайн-бронирования. Путешественники же в настоящее время не только ищут в Сети информацию об отелях, гостиницах и местах отдыха, но и самостоятельно бронируют необходимые услуги.
Множественными исследованиями доказано, что при бронировании авиабилетов самостоятельно, экономия получается около 9%, а при бронировании турпакета или комплекса услуг экономия достигает 25%, относительно его цены в какой-либо туристической фирме.
Для туристского бизнеса в сети Интернет применяется широкий спектр самых разнообразных услуг, в том числе поиск любой туристской информации по запросу пользователя, поиск новых партнеров, реклама, продвижение и продажа туристских продуктов и др.
Цель данной работы – выяснить, какую роль играет сеть Интернет в туристическом бизнесе. Возможно ли нормальное функционирование туризма без сети Интернет.
1.Внедрение сети Интернет в сферу туризма
1.1. Понятие сети Интернет и его внедрение в сферу туризма
Интернет — это всемирная система объединённых компьютерных сетей, которая позволяет пользователям обмениваться информацией и пользоваться компьютерными ресурсами. В наше время интернетом пользуется огромное число людей с разных концов мира. Количество пользователей увеличивается вдвое каждые 10 месяцев, а каждую секунду через сеть посылается более 4 тысяч электронных сообщений. Возможности сети Интернет для работников туризма безграничны. В1996 г. в сети Интернет было около 1000 самостоятельных разделов: отелей, туристских фирм, авиакомпаний, систем бронирования туруслуг. Сейчас современному туристскому бизнесу нужно наличие актуальной постоянно обновляемой информации. Это значит, что фирма, специализирующаяся на туристском обслуживании, должна получать информацию в режиме online, либо с минимальным запаздыванием во времени. Это стало возможным с появлением глобальной сети Интернет, которая связала все компьютеры мира и обеспечила мгновенную передачу информации.
В сфере туризма в России Интернет стали использовать в 1955г. Тогда начали открываться первые сайты с описанием путешествий туристами по водным, горным и другим походам. В начале 1996 г. открылся туристский сервер «100 дорог», который сейчас является очень популярным. К 1997— 1998 гг. было уже множество сайтов, которые были посвящены туризму. В наши дни Интернет стал неотъемлемой частью развития туризма. Хотя даже сейчас многие фирмы работают без этой технологии. Интернет снижает выплаты за телефонную связь, предоставляет новые пути продвижения рекламных компаний, обеспечивает быструю передачу информации.
1.2. Функции сети Интернет в сфере туризма
Сейчас существует два главных способа использования Интернета турфирмами:
1. реклама услуг, предоставляемых турфирмами или самой фирмы на интернет-сайтах;
2. продажа турпутевок и других туристических услуг через Интернет-магазин.
Турпродукты на сегодняшний день занимают одно из лидирующих мест по количеству продаж в сети Интернет. Эта происходит потому, что турист сам хочет проектировать свой отдых и, соответственно, он отказывается от покупки готового турпакета через турагентства. Все больше туристов предпочитают бронировать заранее только гостиницу и перелет, а все остальное (питание, экскурсии и др.) докупать на месте по своему вкусу и плану.
Еще одной тенденцией в туристической сфере является рост мобильности потребителей из-за появления бюджетных авиаперевозчиков и, как следствие, бронирование туристских услуг накануне поездки. Это требует от поставщиков услуг более оперативной стратегии в информировании клиентов и снижению времени на обработку заказа.
Потребители туристического рынка нуждаются в информации (фотографии, подробные описания, отзывы), которую не способны обеспечить ни печатные издания, ни телевидение, ни радио. Туристы, ценя своё время, подбирая туры, наиболее удобным для них способом: в поисковых системах, на туристических Интернет-порталах.
Туристическим фирмам же нужно донести как можно больше информации до покупателя. Чтобы донести эту же информацию в журнале или газете, турфирма должна выпустить целый туристический журнал, потратить силы, время и деньги на анализ результатов рекламы. Посещаемость лидирующих туристических порталов — свыше 1 млн. человек за месяц, Ни один журнал не издается в таком тираже. Стоимость рекламы в сети Интернет на много ниже, чем в журнале.
Борьба за лучшие рекламные места начинается задолго до начала туристического сезона, а наиболее выгодные места требуют бронирования заранее.
Многие туристские компании широкое использование сети Интернет угрозой своему бизнесу. Появление онлайн-систем бронирования авиабилетов, гостиниц и других составляющих тура позволяет пользователям самостоятельно создавать план своего отдыха и осуществлять его без помощи турагентства.
С внедрением сети интернет в туристический бизнес, все больше туристических фирм отдают предпочтение интернет-рекламе, нежели печатным изданиям.
С каждым годом электронная коммерция туристских услуг через сеть Интернет развивается быстрыми темпами. Сейчас посещаемость туристских сайтов занимает третье место после новостей и развлекательных сайтов. Глобальные системы компьютерного бронирования представляют собой наиболее разветвленные и мощные сети электронной коммерции, через которые бронируется и оплачивается широкий спектр услуг туризма.
Интернет-магазины являются одним из самых ярких примеров электронной коммерции в сфере туризма через интернет. Туристский электронный магазин — это довольно новое явление в Рунете. Его главное преимущество заключается в положительном воздействии на потенциального покупателя. Большинство клиентов после просмотра интернет-магазина уже определились с направлением поездки и выбором тура к моменту прихода в офис, что снижает нагрузку на туристских агентов в офисе. А если в программном обеспечении предусмотрена связь с внутриофисной программой, то к моменту прихода туриста, ему уже могут быть выписаны необходимые документы.
Таким образом, среди туристических фирм встает вопрос, как же им выживать в условиях широкого распространения на рынок электронной коммерции. Уже сейчас, судя по европейскому опыту, большинство людей предпочитают самостоятельно сформировать турпакет, просто зайдя в Интернет, чем тратить свое время и оплачивать услуги турфирм по организации своего отпуска.
Но с другой стороны, не всегда сформированный в Интернете тур будет стоить дешевле, чем такой же тур, предлагаемый турфирмой. В этом есть несколько причин:
крупные туроператоры имеют чартерные рейсы, а также скидки на группы, которые снижают стоимость тура. А купить такой билет индивидуальному заказчику через Интернет практически невозможно. За исключением аукционов и акций, устраиваемых самими авиакомпаниями. Однако, не всегда, планируя свой отдых, можно натолкнуться на такого вида сделки.
турфирмы имеют скидки в отелях, с которыми у них заключены договора. А видя в Интернете, спецпредложение на скидки от отеля, вас может привлечь именно скидка, но качество отеля на деле может и не подтвердиться.
безвизовое пространство для граждан России ограничено, поэтому в большинстве случаев для путешествия заграницу необходимо получение визы, что практически невозможно сделать через Интернет.
Таким образом, можно вывести следующие функции сети Интернет в туристическом бизнесе:
• коммуникации и связь;
• реклама туристского продукта;
• маркетинговые исследования;
• электронная презентация фирмы и ее туристского продукта;
• использование возможностей электронных международных туристских выставок и ярмарок;
• использование систем бронирования и резервирования;
• формирование тура самостоятельно;
• использование электронных каталогов туристского продукта по странам и направлениям;
• получение страноведческой информации, оперативного прогноза погоды в разных странах, расписания движения транспорта;
• получение информации о ценах и тарифах перевозчиков, ресторанов, отелей;
• использование Интернета для взаиморасчетов.
2. Возможности, которые открывает сеть Интернет для туристских фирм.
2.1. Продвижение турпродуктов и самих фирм через сеть Интернет
Практически каждая туристская фирма к настоящему моменту уже имеет собственную Web-страницу.
Несколько условий должны учитываться при создании сайта:
страница должна загружаться не более 30 — 60 секунд, и получение какой-либо информации должно обеспечиваться за три щелчка мыши;
имя сайта должно легко запоминаться;
информация должна постоянно обновляться и проверяться;
адрес сайта должен быть обязательно отрекламирован, и размещен на всех рекламных и информационных материалах фирмы.
Наибольшим спросом пользуются те страницы, на которых пользователь может не только получить информацию о предлагаемых фирмой турпродуктах, но и онлайн приобрести либо забронировать турпродукт.
Хотя основная масса туристских сайтов используется для рекламы и информирования клиентов, предоставляя информацию о странах, турах, отелях, наличии мест, ценах, и т.д.
Но, к сожалению, есть сайты, которые когда-либо были созданы, а в настоящее время не обновляются, т.е. неработающие устаревшие страницы. Затраты на создание таких страниц никогда не окупаются.
Зачастую не целесообразно создавать собственную Интернет-страницу. Для небольших турфирм более эффективно баннерную рекламу или строчную рекламу на пользующихся спросом туристских порталах.
Одним из способов Интернет-рекламы в туристском бизнесе является использование баннеров. Баннер — это графическое изображение (анимационное или статическое), которое размещается на различных сайтах через специальные баннерообменные сети либо специальные рекламные агентства. Баннерообменная сеть — это рекламная сеть, участниками которой являются рекламные площадки. Большинство баннерообменных сетей — открытые, т.е. любой сайт, не противоречащий рекламной политике сети, может стать ее участником.
Эффективность баннерной рекламы достигается за счет совпадения целевой аудитории размещаемой рекламы и самих сайтов, посетители которых заинтересованы в приобретении какой-либо туруслуги и целенаправленно посещают тот или иной сайт. Иногда баннеры настраиваются таким образом, что они показываются только тем посетителям, которые выбирают определенный раздел или ищут информацию об определенных туристских услугах.
Эффективность баннерной рекламы можно оценить с помощью CTR (Click Trough Ratio). CTR рассчитывается как отношение колличества кликов на баннер к колличеству его показов на странице, измеряется в процентах.
Кроме маннерообменных сетей баннер можно приобрести и в специализированных рекламных агентствах. Их плюс в том, что они имеют систему скидок от базовых цен баннерообменных сетей. Турфирмы предпочитают обращаться в рекламные агентства потому, что они могут не только создать баннер, но и настроить категории сайтов, на которых будут размещены баннеры. Недостаток баннерной рекламы состоит в том, что далеко не все сайты объединены общей баннерной сетью, и зачастую размещаются в самом конце страницы или неудобных разделах.
Кром баннерной рекламы существует строчная. Это размещение информации в справочной базе туров.
Некоторые турфирмы тратят на Интернет-рекламу немалую часть своего бюджета.
2.2. Обмен информацией и электронная связь
Интегрированные коммуникационные сети Интернета обеспечивают оперативный обмен информацией в туристской сфере. Для турфирм огромное значение имеет точность и своевременность отправляемой и получаемой информации, поэтому огромной популярностью пользуется электронная почта. Она позволяет значительно снизить затраты на связь с клиентами и партнерами, а также обеспечивает своевременную доставку информации. Телефонная и факсовая связь с отдаленными регионами России и странами зарубежья обходится турфирмам гораздо дороже, чем отправка сообщений по e-mail. Время доставки электронного сообщения обычно составляет несколько минут. Единственное, что требуется для отправки электронного письма это выход в Интернет и знание электронного адреса получателя. Кроме письменного сообщения в электронное сообщение может включаться фото-, видео- и звуковая информация. Это важно при проведении рекламной кампании турфирм с помощью почтовой рассылки.
С помощью Интернета также возможна реализация IP-телефонии, когда голос абонента по каналам Интернет-провайдеров передается на ближайший к удаленному абоненту шлюз-Интернет, преобразуется и передается в телефонную трубку абонента. Единственный минус IP-телефонии — возможность возникновения шума и небольших задержек при передаче информации… IP-связь во много раз сокращает расходы на международные переговоры.
Телеконференция похожа на группу по интересам. Каждый может отправить в нее сообщение, называемое статьей. Статьи телеконференций не рассылаются, а хранятся на серверах. Телеконференция — это газета в электронном виде, состоящая из объявлений, созданных ее подписчиками.
Для удобства пользователей телеконференции разделены на темы, любой пользователь может участвовать в понравившихся телеконференциях, подписавшись на них, но и получать ее материалы и отправлять свои статьи.
Еще одна возможность Интернета заключается в том, что можно сделать свой компьютер удаленным терминалом хост-компьютера Интернета. С помоью програмы «Telnet», можно работать на крупнейших компьютерах мира в режиме удаленного доступа, а также подсоединяться к другим хост-компьютерам с помощью Интернета. После подсоединения к другому компьютеру он целиком или частично, в зависимости от уровня приоритета пользователя, находится в его распоряжении.
World Wide Web — это распределенная система (всемирная паутина), связывающая между собой документы, находящиеся на разных компьютерах с помощью гипертекстовых ссылок. Нахождние документа в WWW определяется унифицированным локатором ресурса (Uniform Resource Locator, URL). На экране гипертекстовые ссылки выделяют полужирным шрифтом или цветом. Чтобы перейти к следующему документу, надо кликнуть по его гипертекстовой ссылке. Документа отобразится на экране, несмотря на то, что он находится на другом хост-компьютере. Гипертекстовый документ может содержать все, что может храниться в файле.
2.3. Поиск
Найти в Интернете определенную информацию довольно сложно, для этого существуют системы поиска файлов: Gopher, Archie и World Wide Web. Чтобы извлечь из сети нужные данные, надо воспользоваться программой-браузером для WWW.
Целенаправленный поиск требуемой информации производится с помощью различных поисковых систем, в числе которых: Alta Vista (www.altavista.com), Excite (www.excite.com), InfoSeek (www.infoseek.com), Lycos (www.lycos.com), Yahoo (www.yahoo.com), «Ay!» (www.au.ru), Rambler (www.rambler.ru), Yandex (www.yandex.ru). Поиск необходимой информации по заданным критериям с ее помощью занимает всего несколько секунд.
3. Интернет — ресурсы в сфере туризма
3.1. Понятие Интернет-ресурсов и особенности их использования в сфере туризма
Интернет-ресурсы являются носителями большого объема постоянно обновляющейся мультимедийной информации, которая является доступной для пользователя в любое время. К Интернет-ресурсам относят электронную почту, систему телекоммуникаций Usenet, базы данных (WWW), систему файловых архивов, базы данных (Gopher), базы данных (WAIS), ресурсы (LISTSERV), поисковые машины, справочную службу и др.
Интернет-ресурсы – это совокупность баз данных и информационных технологий, доступных в режиме постоянного обновления.
Наиболее значимым для туристического бизнеса является понятие «Интернет-технологий». Интернет-технологии – это автоматизированная среда хранения, обработки, получения, использования и передачи информации, реализуемая в сети Интернет.
Туристские интернет ресурсы можно подразделить на:
• сайты общего назначения, в которых есть туристические разделы;
• специализированные туристические сайты и порталы;
• глобальные системы бронирования;
• сайты фирм-туроператоров;
• сайты туристических агентств;
• сайты гостиниц;
• личные страницы путешественников.
Порталы и сайты общего назначения, в которых есть туристические разделы наиболее часто встречаются в каталогах ресурсов – больших систематизированных сборниках ссылок.
Одним из примеров таких сайтов является travel.mail.ru каталога «Майл.Ру». Здесь находятся ссылки на множество страниц, посвященных путешествиям, турфирмам, странам, курортам, сгруппированные в несколько подкатегорий, что облегчает поиск.
Также туристические разделы встречаются на развлекательных сайтах, мега порталах, которые претендуют на всеохватность тематики, например, на www.estart.ru, www.emax.ru, www.km.ru. Однако, информация, предоставляемая такими разделами намного уже той, что предоставляют специализированные туристские сайты.
Туристические порталы рассматриваются как рекламные площадки, способствующие продажам туруслуг.
У каждого туристского портала есть собственный круг клиентов. Также они, как правило, открыты для сотрудничества, и многие имеют обширные базы турфирм. Подобные ресурсы, оправдывая свое название, «портал», имеют обширную базу информации на туристские темы: информация о различных странах и континентах, погода, расписания авиаперелетов и поездов, информация о визах, полезные советы и т.п.
Таким образом, у турфирм есть возможность с помощью портала заявить о себе и своих турах, а пользователю узнать о них без затрат времени на поиски определенного тура или информации в Интернете. Именно такое разнообразие предоставляемых туристскими порталами возможностей определило наибольшую их популярность среди остальных туристских ресурсов Интернета. Этот «универсальный» портал работает эффективнее, чем отдельно взятая веб-страница турфирмы.
С помощью портала, через специально разработанную форму (feedback) можно забронировать тур или запросить информацию о понравившемся предложении, которая придет по электронной почте. Эти предложения выглядят как строчки с указанием курорта, уровня отеля, транспорта, дополнительных услуг, цены, фирмы-продавца и т.д. Кроме того, плюсом является то, что сотрудник турфирмы самостоятельно в режиме онлайн может изменять свои уже существующие туры или заносить новые. На некоторых порталах осуществляется заказ тура онлайн.
Также с помощью портала можно не только заказать тур, но и найти себе попутчика: место в номере для двоих обходится гораздо дешевле, чем одноместный номер. Таким образом туристы, планирующие путешествовать в одиночку могут найти себе соседа по номеру и таким образом сэкономить. Такие разделы пользуются большим спросом среди пользователей.
Также среди пользователей успехом пользуются и туристские конференции (форумы) на туристских сайтах. Там каждый пользователь высказывает свое мнение насчет работы той или иной турфирмы, советует другим, где отдохнуть лучше или дешевле, оставляет отзывы об отелях, кроме того, может спросить у других участников форума, как ему лучше поступить при выборе турфирмы, путевки, тура.
На порталах собраны огромные коллекции рассказов туристов об их впечатлениях и поездках. Среди всех туристских форумов Рунета можно выделить «Архив путешественника» ( www
.arhive.travel.ru ) и «Рассказы туристов» (www.tours.ru/story).
В настоящее время практически каждая туроператорская компания пытается развивать электронную торговлю.
Низкая посещаемость и бронирование на туристских сайтах часто вызваны и непрофессионализмом самих турфирм. Специалисты по Интернету отмечают неоправданно громоздкий дизайн туристских сайтов российских турфирм, затрудняющий общение пользователя с ресурсом. Нерегулярное обновление информации на сайте, характерное для многих туристских ресурсов, также не способствует росту посещаемости.
Отличительная особенность туристского Интернета — подавляющее большинство сайтов работает не в режиме online, т.е. не в режиме отображения реальной информации о наличии мест и немедленного подтверждения бронирования, а в режиме offline, когда поступающие с сайта по электронной почте заявки вручную обрабатываются менеджерами. Это не стимулирует агентскую сеть операторов к переходу на интернет-резервирование. Кроме того, неуспех многих туристских ресурсов Интернета кроется в отсутствии грамотной маркетинговой политики по развитию собственного сайта. Для поднятия рейтинга своего сайта турфирмам недостаточно только размещать анонсы на ведущих поисковых серверах, требуется еще поддержка баннерной рекламой, рассылка бюллетеня сайта по e-mail заинтересованным организациям, обеспечение обратной связи, размещение информации на дружественных и схожих тематических сайтах.
Условно все сайты российских турфирм можно разделить на три группы. Первая наиболее многочисленная группа — это информационные ресурсы, представляющие в лучшем случае полные электронные варианты операторских каталогов и поддерживающие прием заявок на бронирование в режиме offline.
Вторая небольшая группа — это сайты продвинутых российских туроператоров, базирующиеся на разработанном «под себя» программном обеспечении: «Натали-Турс» (www.natalie-tours.ru), «Академ-сервис ДМС» (www.hotels.acase.ru), «Интурист» (www.intourist.ru), «Европа 2000» (www.uae.ru) и др.
В очень немногочисленную третью группу входят фирмы — пользователи глобальных компьютерных систем бронирования или партнеры крупных зарубежных мегаоператоров, использующие на своих сайтах интернет-системы бронирования, построенные на фир-менном программном обеспечении — la-res и API у Amadeus, Travel Select, Trip Manager у Worldspan, XML Select и у Galileo. Подобные полноценные системы бронирования можно найти на сайтах компаний «Travel City» (www.atlantika.ru), «UTS» (www.uts-group.ru), «Destination of the World» (www.dotw.com). Подключение турагентств к таким сайтам дает выход на ресурсную базу компьютерных систем бронирования, содержащих данные о десятках тысяч отелей и сотнях авиакомпаний.
На одних туроператорских сайтах бронирование открыто только для турагентов, на других — также и для прямых клиентов. Бронирование туристских услуг через туроператорские сайты удобно в отношении стандартных турпакетов, мест в гостиницах, авиабилетов на регулярные рейсы. Однако многие туроператорские сайты предоставляют возможность формирования и бронирования индивидуальных туров, резервации мест на чартерные авиарейсы, круизы, заказа визовой поддержки.
С развитием электронной коммерции наблюдается все больше подключений новых турфирм к глобальным компьютерным системам бронирования таким, как Amadeus, Galileo, Sabre, Worldspan, Fidelio. Практически каждый год эти компьютерные системы бронирования удваивают количество своих пользователей. Это во многом является следствием широкого распространения сети интернет. Ведь в современном мире, веке компьютерных технологий, немаловажно автоматизировать свой бизнес. Такие средства связи, как телефон или факс уже отходят на второй план, уступая место компьютерному оборудованию, которое помогает быстро и качественно забронировать номер в гостинице, место в самолёте или автомобиле.
Компьютерные системы бронирования созданы для удовлетворения потребностей турфирм. Их целями являются:
предлагать поставщикам туристических услуг (авиаперевозки, прокат автомобилей, отели, туроператоры, железная дорога и др.) надежную и эффективную общемировую сеть сбыта, предоставляющую им доступ к наибольшей в мире базе клиентуры, принадлежащей турагентствам и коммерческим бюро авиакомпаний;
предлагать абонентам (турагентствам) мощный инструмент управления и маркетинга, позволяющий им быть конкурентоспособными и прибыльными, иметь доступ, как к местным, так и международным провайдерам, обеспечивать управление деятельностью и вести финансовый учет работы фирмы;
предлагать авиакомпаниям возможность использования системы в их коммерческих бюро таким образом, что и авиакомпании и турагентства могут работать через одну и ту же систему;
обеспечивать глобальное обслуживание посредством технических связей и союзов с другими системами.
В настоящее время существует множество компьютерных программ, позволяющих распространять туруслуги с использованием компьютерных систем бронирования. Компьютерные системы бронирования поставляют турагентствам специальные пакеты, включающие эти программы и, конечно же специальное оборудование для осуществления деятельности. Разумеется все операции по резервированию производятся турагентствами посредством связи с определёнными структурами, занятыми в этой сфере.
3.2. Туристские порталы и серверы в Интернете
В настоящее время существует огромное количество туристских порталов и серверов в Интернете. Что же они могут предложить своим потенциальным клиентам? Одними из самых посещаемых крупных туристских порталов Рунета являются «100 дорог», «Time2Travel.ru», «Travel.ru», «Туристический маяк».
Туристский портал «Time2Travel.ru» был открыт в сентябре 1999 г. на базе мегапортала «Кирилл и Мефодий». За небольшой промежуток времени он стал одним из популярных туристских сайтов Рунета. Главная идея портала — обеспечение полного комплекса туристских услуг в пределах одного сайта.
Туристам «Time2Travel.ru» известен как интернет-сайт, где можно выбрать тур среди нескольких тысяч предложений, оставить заявку на «тур своей мечты», найти подробную информацию о любой стране мира.
Турфирмам «Time2Travel.ru» предлагает разместить 5 своих туров (бесплатно), которые будут ежедневно видеть сотни посетителей.
На портале информации всегда актуальна, так как он постоянно обновляется. А в разделе «Пресс-релизы» турфирмам предоставляется возможность разместить свои последние новости абсолютно бесплатно.
В разделе «Отели» содержится рейтинг по самым запрашиваемым отелям текущего месяца.
В разделе «Интернет для турбизнеса» работает консультация для турфирм по вопросам Интернет продажи туров. Для турфирм, впервые пользующихся услугами сети Интернет для продажи туров, а также для рекламы действуют специалные условия.
Туристский портал «100 дорог» (www.tours.ru) является одним из первых тематических ресурсов Интернета. Он работает с 1996 г. Сейчас «100 дорог» это один из самых Больших туристских серверов, который стабильно занимает высокие места в разделе «Путешествия».
К наиболее посещаемым разделам сервера относятся:
• база по турам;
• база данных по турфирмам;
• страноведческая информация;
• прогноз погоды;
• раздел горящих туров и путевок, обновляющийся ежедневно.
На сайте можно оформить заявку на бронирование места в отелях мира, оформить аренду автомобилей, купить билет на рейсы ведущих российских и иностранных авиакомпаний.
Профессионалы находят на данном сервере информацию о предстоящих туристских выставках, рекомендации по размещению рекламы в Интернете и советы по созданию своего сайта, юридические консультации, вакансии в турфирмах и резюме сотрудников. На сайте существует также раздел «Событийный туризм», где освещаются спортивные события, праздники, карнавалы, проходящие в разных странах.
Сервер «Travel.ru» был открыт весной 1998 г. Он содержит большой объем данных, необходимых туристу: страноведческая информация, выбор туров, бронирование номеров, трансферов.
Около 12 тыс. подписчиков получают новостную рассылкуот «Travel.ru», которая производится пять раз в неделю.
Раздел «Агентства» существует для турфирм, где они могут оставить краткую информацию о себе. Размещение туров осуществляется на платной основе.
В разделе «Письма читателей» можно найти как отзывы о пездках, так и оценку деятельности тех или иных турфирм. Кроме того, на сайте происходит регулярная публикация статей из российской туристской прессы.
Также на сервере можно найти такие разделы, как «Температура воды на основных курортах мира», «Информация о шопинге».
Туристский портал «Туристический маяк» (www.mayakinfo.ru) открылся в феврале 1999 г. Его основной задачей является обеспечение пользователей актуальной и как можно более полной информацией о туристских услугах, а для турфирм — предоставление эффективного инструмента рекламы.
Сервер состоит из четырех главнх разделов: «Тур-атлас», «Тур-магазин», «Тур-блокнот», «Тур-бизнес». В «Тур-магазине» реализуются туры, визы, билеты, «горящие» путевки, принимаются заказы на оформление паспортов. Выбрав гостиницу в справочной базе «Отели Мира», можно зарезервировать место, воспользовавшись системами бронирования «HotelClub.net», «Horse XXI» или «GoFlorida.RU», на которые ведут соответствующие ссылки.
«Туристический гид» (turgid.ru) — информационно-поисковый туристский ежедневно обновляемый каталог. В нем представлены предложения ведущих турфирм, предоставлена возможность бронирования туров через Интернет, находится различная информация (об оформлении виз, загранпаспортов, страховки, и т.д.).
TravelNow — один из первых туристских сайтов, появившихся в Интернете в середине 1990-х гг. В 1998 г. ему была присвоена международная награда World Travel Awards в номинации «Лучший раздел по туризму в Интернете». Посетители могут найти здесь информацию о турах, странах, прокате автомобилей и т.д. Бронирование осуществляется путем заполнения шаблона с указанием нужной категории гостиницы, услуг, ценового диапазона и др.
Expedia.com. — сайт, созданный компанией Microsoft. Он предлагает широкую информацию для специалистов турбизнеса, а также туристов. Ресурсы сайта — рейсы 450 авиакомпаний, 40 тыс. отелей, около 50 автопрокатных компаний базируются на банке данных глобальной компьютерной системы бронирования Worldspan. Сайт занимает первые места в Интернете по объемам бронирования туров и посещаемости.
3.3. Бронирование гостиничных услуг через Интернет
За последнее время бронирование туристских услуг через Интернет стало неотъемлемой частью технологии продвижения и реализации туристского продукта и реальной конкуренцией для туристских организаций.
Сейчас наряду с развивающейся системой резервирования услуг перевозчиков, в России получает распространение система бронирования мест размещения в гостиницах, мотелях, кемпингах, турбазах и пр. через Интернет.
В Интернете каждая гостиница представляет себя по-разному, но схема резервирования номера у всех более или менее общая: поискподходящей гостиницы по нескольким критериям ( цена, уровень отеля ит.д.); изучение правил сотрудничества с нужной гостиницей (сроки отказа от брони, комиссионные и т. д.); заполнение формы бронирования и получение подтверждения о приеме бронирования на обработку или подтверждения непосредственно бронирования.
Различают резервирования, сделанные на трех типах серверов: на сервере туроператора, на сервере гостиницы (гостиничной цепи), на сервере центрального офиса системы резервирования.
Серверы гостиниц (гостиничных цепей) ориентированы в основном на прием бронирования непосредственно от туристов (от частных лиц), а не от турфирм, которые имеют уже отлаженную технологию сотрудничества с гостиницей. Цены, предлагаемые на этих серверах, немного ниже базового тарифа, а также не включают агентскую комиссию.
На серверах офисов центров резервирования представлено на много больше гостиниц. Центр резервирования может объединять гостиницы не только отдельного региона, но и всего мира. Плюс ко всему, гостиница может работать с несколькими центрами резервирования. Это позволяет ей расширить свой круг потенциальных клиентов.
Спектр цен довольно широк — от базовых цен до скидок 35%. Хотя цены на один и тот же отель могут различаться на серверах разных центров резервирования.
Гостиницы, представленные на сервере туроператора, относятся к городам (регионам), с которыми у туроператора устойчивые связи, которые обеспечивают ему размещение клиента. Что же касается других направлений, туроператор сможет только принять от лица заказ с обязательством дать ответ через какой-либо промежуток времени, но это уже является работой туроператоров с индивидуальным туром.
Сервер туроператора работает либо для турагентов, либо для частных лиц. На серверах для турагентов характерными являются выплата комиссионных турагентам, пародированный доступ и многое другое, подчеркивающее профессиональную направленность сервера.
На сервере для частных лиц будут наиболее приемлемые цены, по сравнению с описанными выше серверами. Причина этого в том, что работа туроператоров, строящаяся на получении индивидуальных цен от гостиниц и перепродажей их уже по более высоким ценам турагентам, изменяется при продаже номерного фонда частным лицам — наценка на индивидуальную цену гостиницы определяется лишь нормой прибыли, заложенной туроператором.
Все разнообразие технологий бронирования можно свсводится к двум технологиям: онлайн и офлайн.
Что касается туристского бизнеса, то для него важно применени технологии онлайн, то есть постоянно обновляющйся идоступной в режиме реального времени информацией. Для турагента это возможность получения подтверждения заказа немедленно, в момент нахождения клиента в офисе. Для бронирование on-line частному лицу также более удобно, хотя определяющим фактором здесь является цена, а время подтверждения уже вторым. Кроме того, при работе в режиме онлайн с частными лицами возникают проблемы финансовых гарантий и платежей.
3.4. Страхование туристов через Интернет
В России продажа страховых полисов через Интернет началось в 1999 г. К настоящему моменту уже несколько десятков страховых компаний реализуют интернет-проекты в сфере туризма. В основном страхование через Интернет это предоставление информации о программах, расчет стоимости полиса, его заказ в режиме online с последующим его приобретением в офисе страховой компании.
Сейчас приобретать страховые полисы в Интернете удобно корпоративным клиентам. Причина этого в том, что у них обычно есть некоторая упорядоченная последовательность действий и предпочтений по созданию полиса, которая укладывается в предлагаемый страховщиками формат заявки на сайте с доставкой полиса курьером и его оплатой или через курьера, или по депозиту. У физических лиц интерес к покупке полисов через Интернет значительно ниже, что объясняется проблемами со связью и техническим несовершенством сайтов, а также наличием проблем по формированию заказа на нестандартные страховые услуги. Тем не менее в настоящее время некоторые страховые компании активно развивают продажу страховых полисов через Интернет.
«Группа Ренессанс Страхование» (www.renins.com) первой в России (30 ноября 1999 г) начала продажу страховых полисов через Интернет для туристов, выезжающих заграницу. К настоящему моменту на сайте в розницу реализуются годовые многократные и разовые полисы.
Оплатить полис, оформленный в Интернете, клиенты могут по кредитной карте системы «CyberPlat.com» в Интернете, через Сбербанк, а также в офисе компании наличными. Оплаченный полис доставляется курьером или забирается из офиса самостоятельно.
Проект «Business-to-business Travel. RENINS.COM», запущенный в 2000 г., ориентирован на продажу полисов в офисах турфирм через Интернет. Благодаря этому проекту турфирмы могут вводить в систему информацию о клиентах, автоматически рассчитывать индивидуальные тарифы, редактировать информацию о застрахованных и передавать ее в страховую и международную сервисную компании, автономно распечатывать полисы на любом принтере и формировать отчеты. В настоящее время существует также локальная версия, не требующая постоянного подключения к Интернету. Полисы, распечатанные в системе «Travel.RENINS.COM» в турфирмах на бланках строгой отчетности, являются юридическим документом.
Турфирмам, работающим через «Travel.RENINS.COM», страховая компания «Группа Ренессанс Страхование» в конце месяца выставляет счет, который можно оплатить по перечислению или наличными.
На сайте Российского страхового народного общества «РОСНО» (www.rosno.ru) страховые полисы продают с 2000 г. через центр интернет-продаж. На этом сайте предоставляется возможность в режиме онлайн ознакомиться с предлагаемыми продуктами (четыре вида), рассчитать стоимость полиса и заказать его.
Полис, преобретенный в интернет-центре дешевле на 10—15%, чем тот, который был преобретен у страхового агента или в офисе.
Страховые продукты компании «Ингосстрах» (www.ingos.ru) реализуются через интернет-агентство компании, с которого осуществляется выход на страницу с подробным описанием страхового комплексного продукта «Ингос-Тур», ответами на часто задаваемые вопросы, тарифами и правилами страхования. На сайте страховой компании можно рассчитать сумму страхового взноса и отправить в компанию заявление на страхование в электронном виде. Для расчета взноса регистрироваться не нужно, но для отправки заявления это необходимо. Полис оплачивается наличными или по кредитной карте в кассе офиса.
С 2001 г. ОСАО «Ингосстрах» и компания «AMADEUS» реализуют совместный проект «Страхование через AMADEUS» по продаже страховых полисов для туристов, выезжающих за границу.
«Интеррос-Согласие»(www.soglasie.ru), стремясь расширить спектр услуг, не прибегая при этом к помощи сторонних специалистов, разработала систему интерактивного страхования и начала продажу полисов через Интернет в 2000 г. «Страхование выезжающих за рубеж» вошло в спектр преедоставляемых услуг.
От главной страницы до оформления заявления на приобретение полиса лежит путь в три «клика». Необходима регистрация для работы в системе.
В целом весь процесс приобретения полиса проходит в пять этапов:
• регистрация;
• выбор страхового продукта;
• заполнение заявления;
• оплата полиса;
• получение полиса.
Все расчеты производятся в режиме онлан. Оформленный полис нужно оплатить в течение пяти дней.
Компания «Спасские ворота» на своем сайте (www.svinsurance.ru) разместила Страховой магазин. Не может произвести впечатление то, что оплатив полис в банке и подтвердив его оплату на сайте, можно самостоятельно распечатать страховое свидетельство. По утверждению специалистов страховой компании «Спасские ворота» свидетельство, распечатанное самостоятельно наравне с полисом (в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации (ст. 940)) должно признаваться в консульствах при выдаче визы, для получения страховых услуг за рубежом, так как данный документ подтверждает факт заключения договора страхования и гарантирует выполнение обязательств страховой компании.
Заключение
Таким образом, сейчас с каждым годом увеличивается количество туристских фирм, использующих в своей деятельности возможности сети Интернет. Он позволяет турфирмам работать по новым технологиям, на совсем другом уровне. Интернет открывает новые формы общения и работы с клиентами, обеспечивает доступ к разнообразным информационным источникам.
Широкое использование интернет-технологий в сфере туристского бизнеса представляет несомненный интерес, как для туристских предприятий, так и для отдельных пользователей, потенциальных туристов.
В настоящее время, время компьютерных технологий, без Интернета существовать и процветать не может, наверное, уже ни одна турфирма. Каждое туристское предприятие тем или иным образом пользуется Интернетом. Будь то электронная почта, или Интернет-продажи.
С другой стороны, многие видят в распространении Интернета угрозу туристическому бизнесу. Но скорее всего это не угроза существованию, а его переход на новый уровень. Не на уровне межличностного общения в офисе и рекламы в газетах, а на уроне информационного общения через интернет.
Список литературы
1. Морозов М.А., Морозова Н.С. Информационные технологии в социально культурном сервисе и туризме. Оргтехника: Учебник — М.: Изд. Центр «Академия», 2006.
2. Чудновский А.Д., Жукова М.А. Информационные технологии управления в туризме: Учебное пособие. — М.: КНОРУС, 2007.
3. ru.wikipedia.org/wiki/
4. www.tours.ru