Оглавление
Введение
1.Постановка задач автоматизированной системы управления «Автосервис»
1.1. Основания для разработки
1.2. Назначение
1.3. Цель проекта
1.4. Точка зрения
1.5. Границы моделирования
1.6. Требования к функциональным характеристикам
1.7.Требования к информационной и программной совместимости
1.8. Требования к программной документации
2. Проектирование автоматизированной системы «Автосервис»
2.1. Выбор и описание технологий проектирования и инструментальных средствах
2.1.1 Описание BPwin, стандарты моделирования
2.1.2 Описание, преимуществаRational Rose Enterprise Edition
2.1.3. Назначение языка UML
2.1.4.Общая структура языка UML
2.2. Диаграмма функций IDEF
2.3.Перечень функций в соответствии с функциональными блоками в диаграмме IDEFO
2.4. Перечень функций в соответствии с блоками
3.Реализацияавтоматизированной системы «Автосервис»
3.1. Решение задач автоматизированной системы
3.1.1.Регистрация клиента в системе
3.1.2.Регистрация автомобиля клиента в системе
3.1.3. Ведение базы данных автозапчастей
3.1.4. Ведение базы данных зарегистрированных клиентов
3.1.5.Ведение базы данных производимых ремонтных работ
3.1.5. Выдача клиенту на руки форм отчетности документов и формирование электронной форм экономической отчетности по выполненным заказам
3.2. Описание информационной модели
3.3. Проектирование структуры базы данных
3.3.1.Исходные данные
3.3.2 Итоги Нормализации БД
3.4.Схема связей АСУ «Автосервис»
3.5.Проектирование форм электронных документов
3.5.1. Документ «Заказ-наряд на работы»
3.5.2.Документ «Счет-Фактура»
3.5.3. Документ «Приходный кассовый ордер»
3.5.4. Документ «Расходный кассовый ордер»
3.6. Руководство пользователя АСУ «АВТОСЕРВИС»
3.6.1.Регистрация клиентов
3.6.2.Регистрация автомобиля
3.6.3.Заказ запчастей и работ
3.6.4. Оформление заказа
3.6.5. Ведение склада
4. Оценка экономической эффективности разработки
Заключение
Список используемой литературы
Введение
В наше время уже несложно представить автоматизированную систему практически в любой сфере деятельности человека. Компьютеры, базы данных, информационные сети, все это результат деятельности человека облегчающий его труд. В любой деятельности человека, требующей контроля, имеет место определенный документооборот, с появлением компьютеров, понятие документооборота значительно расширено, если раньше под этим словом понималось лишь создание, обработка и уничтожение бумажных документов, теперь это понимается как те же действия, как с бумажными, так и с электронными документами.
Цель работы разработать модель программного продукта, предназначенного для автоматизации процесса подбора запчастей для ремонта и предварительной описи по выполненным работам автомобилей. Разрабатываемая модель программного продукта должна рассчитывать стоимость запчастей к конкретному автомобилю используя имеющуюся базу данных по запасным частям, а также рассчитывать экономическую стоимость проведенных работ по ремонту автомобиля для клиента.
Моя дипломная работа направлена на разработку программы автоматизации процесса подбора запчастей для ремонта автомобилей и предварительного перечня проводимых работ, предназначенной для использования специалистами в автомобильных сервисах.
Актуальность состоит в том, что в современных условиях ремонта автомобилей возникает потребность быстро и качественно подобрать требуемые запчасти в зависимости от неисправности автомобиля. В основном данный процесс занимает достаточно емкий промежуток времени, приблизительно от нескольких часов до нескольких суток, особенно при работе с On-Line Электронными Базами Данными автомобильных, запчастей.
Сложность состоит в том, что для работы с такими Базами Данных требуется знание не только основ пользования персонального компьютера, но и опыт работы с Internet приложениями, знание достаточно сложного пользовательского интерфейса.
Данное модель программного обеспечения должна позволять руководствуясь только несколькими критериями запроса по Базе Данных, дать исчерпывающую информацию клиенту о возможности ремонта его автомобиля с указанием цен.
1.Постановка задач автоматизированной системы управления «Автосервис»
1.1 Основание для разработки
Проект «Автоматизированная система АВТОСЕРВИС» разрабатывается в виде дипломной работы, на основе учебного плана кафедры Информационных Технологий.
1.2 Назначение
Основным назначением проектирования программы является помощь персоналу автосервиса заключающаяся в быстром и качественном поиске и подборе автозапчастей по анализу неисправности автомобиля.
1.3 Цель проекта
Основной задачей является разработать автоматизированную систему для управления заказами клиентов на предприятиях Автосервиса.
1.4 Точка зрения
Руководитель предприятия.
1.5 Границы моделирования
Рассматривается от движение заказа клиентов от поступления заказа на выполнение до подготовки отчета по выполненному заказу.
Обычно в реальной деятельности автосервиса мало что автоматизировано, разве только выдача накладных и счетов-фактур.
В своей системе я хотел бы представить деятельность как автоматизированный проект заказа запчастей и работ, слежки за выполнением заказа, а также ведением финансовой бухгалтерии.
То есть, если на данный момент регистрация заказа на выполнение ведется на бумажном носителе, а клиент сам «напоминает» периодически о себе и бухгалтерская отчетность ведется в «Книге регистрации заказов», то сейчас актуально автоматизировать все эти процессы.
1.6 Требования к функциональным характеристикам
Регистрация клиента в системе
Регистрация автомобиля клиента в системе
Ведение базы данных автозапчастей
Ведение базы данных производимых ремонтных работ
Ведение базы данных зарегистрированных клиентов
Выдача клиенту на руки форм отчетности документов
Формирование электронной форм экономической отчетности по выполненным заказам --PAGE_BREAK--
1.7 Требования к информационной и программной совместимости
Система должна работать под управлением семейства операционных систем Win32 (Windows95, Windows98, WindowsMe, Windows2000, WindowsNT, WindowsXP).
1.8 Требования к программной документации
Программная система должна включать справочную систему о работе и подсказки пользователю.
2. Проектирование автоматизированной системы «Автосервис»
2.1 Выбор и описание технологий проектирования и инструментальных средствах
В своем проекте я останавливаюсь на таких инструментальных средствах проектирования как BPWinи RationalRoseEnterpriseEdition,Delphi7
Создание систем автоматизации предприятий является очень сложной задачей. В технологическом цикле создания программного обеспечения принято выделять следующие этапы:
анализ — определение того, что система будет делать,
проектирование — определение подсистем и их взаимодействие,
реализация — разработка подсистем по отдельности, объединение — соединение подсистем в единое целое,
тестирование — проверка работы системы,
установка — введение системы в действие,
функционирование — использование системы.
Наиболее критичными являются ранние этапы создания информационных систем – этап анализа и этап проектирования, поскольку именно на этих этапах могут быть допущены наиболее опасные и дорогостоящие ошибки. Средства, обеспечивающие автоматизацию этих этапов, должны выполнять следующие задачи:
Построение модели бизнес-процессов предприятия и анализ этой модели, в том числе стоимостной анализ и анализ эффективности бизнес-процессов с помощью имитационного моделирования.
Создание структурной модели предприятия и связывание структуры с функциональной моделью. Результатом такого связывания должно быть распределение ролей и ответственности участников бизнес-процессов.
Описание документооборота предприятия.
Создание сценариев выполнения бизнес-функций, подлежащих автоматизации и полного описание последовательности действий (включающее все возможные сценарии и логику развития).
Создание сущностей и атрибутов и построение на этой основе модели данных.
Определение требований к информационной системе и связь функциональности информационной системы с бизнес-процессами.
Создание объектной модели, на которой в дальнейшем может быть автоматически сгенерирован программный код.
Интеграция с инструментальными средствами, обеспечивающими поддержку групповой разработки, системами быстрой разработки, средствами управления проектом, средствами управления требованиями, средствами тестирования, средствами управления конфигурациями, средствами распространения и средствами документирования.
2.1.1 Описание BPwin, стандарты моделирования
BPwin — является мощным инструментом моделирования, который используется для анализа, документирования и реорганизации сложных бизнес-процессов. Модель, созданная средствами BPwin, позволяет четко документировать различные аспекты деятельности — действия, которые необходимо предпринять, способы их осуществления, требующиеся для этого ресурсы и др. Таким образом, формируется целостная картина деятельности предприятия — от моделей организации работы в маленьких отделах до сложных иерархических структур. При разработке или закупке программного обеспечения модели бизнес-процессов служат прекрасным средством документирования потребностей, помогая обеспечить высокую эффективность инвестиций в сферу IT
Создавать модели процессов и поддерживает три стандарта (нотации) моделирования — IDEF0, DFD и IDEF3. Каждая из трех нотаций, поддерживаемых в BPwin, позволяет рассмотреть различные стороны деятельности предприятия.
Модель IDEF0 предназначена для описания бизнес-процессов на предприятии, она позволяет понять, какие объекты или информация служат сырьем для процессов, какие результаты производят работы, что является управляющими факторами и какие ресурсы для этого необходимы. Методология структурного моделирования предполагает построение модели AS-IS (как есть), анализ и выявление недостатков существующих бизнес-процессов и построение модели TO-BE (как должно быть), то есть модели, которая должна использоваться при построении автоматизированной системы управлением предприятия.
Нотация IDEF0 позволяет наглядно представить бизнес-процессы и легко выявить такие недостатки как недостаточно эффективное управление, ненужные, дублирующие, избыточные или неэффективные работы, неправильно использующиеся ресурсы и т.д. При этом часто выясняется, что обработка информации и использование ресурсов неэффективны, важная информация не доходит до соответствующего рабочего места и т.д. Признаком неэффективной организации работ является, например, отсутствие обратных связей по входу и управлению для многих критически важных работ. Встроенная система стоимостного анализа (ABC) позволяет количественно оценить стоимость каждой работы и эффективность реализации той или иной технологии.
Диаграммы потоков данных (Data flow diagramming, DFD) используются для описания документооборота и обработки информации. DFD описывают функции обработки информации, документы, объекты, а также сотрудников или отделы, которые участвуют в обработке информации. Наличие в диаграммах DFD элементов для описания источников, приемников и хранилищ данных позволяет более эффективно и наглядно описать процесс документооборота.
Для описания логики взаимодействия информационных потоков более подходит IDEF3, называемая также workflow diagramming, — нотация моделирования, использующая графическое описание информационных потоков, взаимоотношений между процессами обработки информации и объектов, являющихся частью этих процессов. Диаграммы IDEF3 позволяют описать как отдельные сценарии реализации бизнес-процессов, так и полное описание последовательности действий. Диаграммы нового типа — Swim Lane, использующие методологию Process Flow Network и могут быть добавлены в модель, содержащую диаграммы IDEF3.
В моей дипломной работе я использовал диаграмму IDEF
2.1.2 Описание, преимуществаRational Rose Enterprise Edition
RationalRoseEnterpriseEdition— является по моему мнению наиболее удобным визуальным CASEсредством проектирования информационных системна языке UML.
Появление на рынке программных продуктов первых CASE-средств (Computer Aided Software Engineering) ознаменовало новый этап развития программной инженерии, характерными особенностями которого являются существенное сокращение сроков разработки программных проектов, реализация проектов группой программистов и ориентация на визуальные средства специфицирования компонентов программного обеспечения.
Классической областью применения этих средств стали приложения баз данных, особенно те из них, которые требовали серьезных усилий при разработке своих концептуальных схем. Поддержка возможности автоматической генерации программного кода на основе предварительно разработанной концептуальной схемы оказалась настолько конструктивной, что стимулировала появление более двух десятков CASE-средств различных фирм.
Среди всех фирм-производителей CASE-средств именно компания Rational Software Coip. одна из первых осознала стратегическую перспективность развития объектно-ориентированных технологий анализа и проектирования программных систем. Эта компания выступила инициатором унификации языка визуального моделирования в рамках консорциума OMG, что, в конечном итоге, привело к появлению первых версий языка UML. И эта же компания первой разработала инструментальное объектно-ориентированное CASE-средство, в котором был реализован язык UML как базовая нотация визуального моделирования.
В рамках Rational Rose существуют различные программные инструментарии, отличающиеся между собой диапазоном реализованных возможностей. Существуетвчетырехосновныхмодификациях: продолжение
--PAGE_BREAK--
Rational Rose Enterprise Edition
Rational Rose Professional Edition
Rational Rose Modeler Edition
Rational Rose дляUNIX
В последующих версиях, аккумулируют практически все современные достижения в области информационных технологий:
Интеграция с MS Visual Studio 6, что включает в себя поддержку на уровне прямой и обратной генерации кодов и диаграмм VB 6, Visual C++ 6, Visual J++ 6 (ATL-Microsoft Active Template Library, Web-Classes, DHTML, Data Connections).
Непосредственная работа (инжиниринг и реинжиниринг) с исполняемыми модулями и библиотеками форматов EXE, DLL, TLB, OCX.
Поддержка технологий MTS (Microsoft Transaction Server) и ADO (ActiveX Data Objects) на уровне шаблонов и исходного кода, а также элементов стратегической технологии Microsoft — СОМ+ (DCOM).
Полная поддержка CORBA 2.2, включая реализацию технологии компонентной разработки приложений CBD (Component-Based Development), языка определения интерфейса IDL (Interface Definition Language) и языка определения данных DDL (Data Definition Language).
Полная поддержка среды разработки Java-приложений JDK 1.2, включая прямую и обратную генерацию классов Java формата JAR, а также работу с файлами форматов CAB и ZIP.
Уже этого перечня основных особенностей может оказаться достаточно, чтобы сделать вывод о достижении совершенно нового уровня реализации CASE-технологий, когда само инструментальное средство становится не только рабочим инструментом, но и своеобразной базой данных для практически всех современных объектных стандартов и компонентных интерфейсов.
2.1.3 Назначение языка UML
Язык UML предназначен для решения следующих задач:
Предоставить в распоряжение пользователей легко воспринимаемый и выразительный язык визуального моделирования, специально предназначенный для разработки и документирования моделей сложных систем самого различного целевого назначения.
Речь идет о том, что важным фактором дальнейшего развития и повсеместного использования методологии ООАП(объектно-орентированый анализ и проектирование) является интуитивная ясность и понятность основных конструкций соответствующего языка моделирования. Язык UML включает в себя не только абстрактные конструкции для представления метамоделей систем, но и целый ряд конкретных понятий, имеющих вполне определенную семантику. Это позволяет языку UML одновременно достичь не только универсальности представления моделей для самых различных приложений, но и возможности описания достаточно тонких деталей реализации этих моделей применительно к конкретным системам.
Снабдить исходные понятия языка UML возможностью расширения и специализации для более точного представления моделей систем в конкретной предметной области.
Хотя язык UML является формальным языком — спецификаций, формальность его описания отличается от синтаксиса как традиционных формально-логических языков, так и известных языков программирования. Разработчики из OMG предполагают, что язык UML как никакой другой может быть приспособлен для конкретных предметных областей. Это становится возможным по той причине, что в самом описании языка UML заложен механизм расширения базовых понятий, который является самостоятельным элементом языка и имеет собственное описание в форме правил расширения.
Язык UML допускает также специализацию базовых понятий. Речь идет о том, что в конкретных приложениях пользователи должны уметь дополнять имеющиеся базовые понятия новыми характеристиками или свойствами, которые не противоречат семантике этих понятий в языке UML.
Описание языка UML должно поддерживать такую спецификацию моделей, которая не зависит от конкретных языков программирования и инструментальных средств проектирования программных систем.
Речь идет о том, что ни одна из конструкций языка UML не должна зависеть от особенностей ее реализации в известных языках программирования. То есть, хотя отдельные понятия языка UML и связаны с последними очень тесно, их жесткая интерпретация в форме каких бы то ни было конструкций программирования не может быть признана корректной. Другими словами, разработчики из OMG считают необходимым свойством языка UML его контекстно-программную независимость.
С другой стороны, язык UML должен обладать потенциальной возможностью реализации своих конструкций на том или ином языке программирования. Конечно, в первую очередь имеются в виду языки, поддерживающие концепцию ООП, такие как C++, Java, Object Pascal. Именно это свойство языка UML делает его современным средством решения задач моделирования сложных систем. В то же время, предполагается, что для программной поддержки конструкций языка UML могут быть разработаны специальные инструментальные CASE-средства. Наличие последних имеет принципиальное значение для широкого распространения и использования языка UML.
Описание языка UML должно включать в себя семантический базис для понимания общих особенностей ООАП.
Говоря об этой особенности, имеют в виду самодостаточность языка UML для понимания не только его базовых конструкций, но что не менее важно — понимания общих принципов ООАП. В этой связи необходимо отметить, что поскольку язык UML не является языком программирования, а служит средством для решения задач объектно-ориентированного моделирования систем, описание языка UML должно по возможности включать в себя все необходимые понятия для ООАП. Без этого свойства язык UML может оказаться бесполезным и невостребованным большинством пользователей, которые не знакомы с проблематикой ООАП сложных систем.
С другой стороны, какие бы то ни было ссылки на дополнительные источники, содержащие важную для понимания языка UML информацию, по мнению разработчиков из OMG, должны быть исключены. Это позволит избежать неоднозначного толкования принципиальных особенностей процесса ООАП и их реализации в форме базовых конструкций языка UML.
Поощрять развитие рынка объектных инструментальных средств.
Способствовать распространению объектных технологий и соответствующих понятий ООАП.
Эта задача тесно связана с предыдущей и имеет с ней много общего. Если исключить из рассмотрения рекламные заявления разработчиков об исключительной гибкости и мощности языка UML, а попытаться составить объективную картину возможностей этого языка, то можно прийти к следующему заключению. Следует признать, что усилия, достаточно большой группы разработчиков были направлены на интеграцию в рамках языка UML многих известных техник визуального моделирования, которые успешно зарекомендовали себя на практике (см. главу 2). Хотя это привело к усложнению языка UML по сравнению с известными нотациями структурного системного анализа, платой за сложность являются действительно высокая гибкость и изобразительные возможности уже первых версий языка UML. В свою очередь, использование языка UML для решения всевозможных практических задач будет только способствовать его дальнейшему совершенствованию, а значит и дальнейшему развитию объектных технологий и практики ООАП.
Интегрировать в себя новейшие и наилучшие достижения практики ООАП.
Язык UML непрерывно совершенствуется разработчиками, и основой этой работы является его дальнейшая интеграция с современными модельными технологиями. При этом различные методы системного моделирования получают свое прикладное осмысление в рамках ООАП. В последующем эти методы могут быть включены в состав языка UML в форме дополнительных базовых понятий, наиболее адекватно и полно отражающие наилучшие достижения практики ООАП.
Чтобы решить указанные выше задачи, за свою недолгую историю язык UML претерпел определенную эволюцию. В результате описание самого языка UML стало нетривиальным, поскольку семантика базовых понятий включает в себя целый ряд перекрестных связей с другими понятиями и конструкциями языка. В связи с этим так называемое линейное или последовательное рассмотрение основных конструкций языка UML стало практически невозможным, т. к. одни и те же понятия могут использоваться при построении различных диаграмм или представлений. В то же время каждое из представлений модели обладает собственными семантическими особенностями, которые накладывают отпечаток на семантику базовых понятий языка в целом.
2.1.4Общая структура языка UML
С самой общей точки зрения описание языка UML состоит из двух взаимодействующих частей, таких как:
Семантика языка UML. Представляет собой некоторую метамодель, которая определяет абстрактный синтаксис и семантику понятий объектного моделирования на языке UML.
Нотация языка UML. Представляет собой графическую нотацию для визуального представления семантики языка UML.
Формальное описание самого языка UML основывается на некоторой общей иерархической структуре модельных представлений, состоящей из четырех уровней:
Мета-метамодель
Метамодель
Модель
Объекты пользователя
В рамках языка UML все представления о модели сложной системы фиксируются в виде специальных графических конструкций, получивших название диаграмм. В терминах языка UML определены следующие виды диаграмм:
Диаграмма вариантов использования (use case diagram)
Диаграмма классов (class diagram)
Диаграммы поведения (behavior diagrams)
Диаграмма состояний (statechart diagram)
Диаграмма деятельности (activity diagram)
Диаграммы взаимодействия (interaction diagrams)
Диаграмма последовательности (sequence diagram)
Диаграмма кооперации (collaboration diagram)
Диаграммы реализации (implementation diagrams) продолжение
--PAGE_BREAK--
Диаграмма компонентов (component diagram)
Диаграмма развертывания (deployment diagram)
2.2 Диаграмма функций IDEF
Применительно к моей системе EDEFOиспользуется для анализа функций, выполняемых системой и отображения механизмов, посредством которых эти функции выполняются. Двумя наиболее важными компонентами, из которых строятся диаграммы EDEFO, являются бизнес-функции или работ! (представленные на диаграммах в виде прямоугольников) и данные и объекты (изображаемые в виде стрелок), связывающие между собой работы. При этом стрелки, в зависимости от того в какую грань прямоугольника работы они входят или из какой грани выходят, делятся на пять видов:
Стрелки входа (входят в левую грань работы) — изображают данные или объекты, изменяемые в ходе выполнения работы.
1.Детальный заказ клиента
2.Запчасти от поставщика
3.Платежи клиента
4.Регистрационные данные клиента
Стрелки управления (входят в верхнюю грань работы) — изображают правила и ограничения, согласно которым выполняется работа.
1.Законодательство
2.Список зарегистрированных клиентов
3.Сопроводительная документация
4.Список запчастей на складе
Стрелки выхода (выходят из правой грани работы) — изображают данные или объекты, появляющиеся в результате выполнения работы.
1.Отчетность
2.Документы подлежащие к оплате клиентом
3.Список для доставки необходимых запчастей
4.Бракованые детали
5.Дкументы подтверждающие выполнения заказа
Стрелки механизма (входят в нижнюю грань работы) — изображают ресурсы, необходимые для выполнения работы, но не изменяющиеся в процессе работы (например, оборудование, людские ресурсы...)
1.Оборудование
2.Персонал
Стрелки вызова (выходят из нижней грани работы) — изображают связи между разными диаграммами или моделями, указывая на некоторую диаграмму, где данная работа рассмотрена более подробно.
Контекстная диаграмма IDEF0
/>
Диаграмма декомпозиции
/>
2.3 Перечень функций в соответствии с функциональными блоками в диаграмме IDEFO
1) Работа Автоматизированной системы АВТОСЕРВИС.
Дает представление о деятельности системы в целом, показывая входящие и исходящие данные и объекты.
2) Принятие заказа.
На данном этапе работы системы осуществляется первоначальное принятие заказа, где регистрируются клиенты и первоначальный перечень необходимых работ в соответствии с неисправностью автомобиля, а так же формируется список первоначальных запасных частей, требуемых для ремонта.
3) Обработка заказа.
На данном этапе работы системы принятый заказ обрабатывается, т.е. определяются требуемые запчасти и запчасти которых на данный момент нет на складе в соответствии с неисправностью автомобиля. А так же проводится проверка качества имеющихся запчастей, после чего заказ направляется на исполнение.
4) Исполнение заказа.
На данном этапе работы системы в соответствии с обработанным заказом производится получение недостающих запчастей для ремонта, проверка их качества в соответствии с сопроводительной документацией. Производится ремонт автомобиля и в ходе проведения ремонта выявляются дополнительные неисправности, неучтенные выше, после чего заказ дополняется новыми позициями и в соответствии с желанием клиента производится переоформление заказа. Также на этой стадии клиент оплачивает запчасти и проведенные работы в соответствии с заказом и предоставленными ему документами, подлежащими к оплате.
Система взаимодействует с поставщиком, где предоставляет ему список необходимых запчастей и список бракованных деталей, подлежащих возврату.
5) Проверка качества выполненных работ.
На данном этапе работы системы в соответствии со списком запчастей и проведенных работ происходит проверка выполненного заказа, где клиентупредоставляются документы, подтверждающие выполнение заказа и отечность по его желанию, а также клиент принимает выполненный заказ.
6) Дефектование запчастей.
Производится проверка исправности запчастей на основе сопроводительной документации
7) Исполнение заказа.
Проведение ремонта автомобиля на основании выявленных неисправностей.
8) Итоговое заключение по заказу.
Отчет по выполненному заказу клиенту, может выдаваться в установленной форме или иной документации.
9) Обработка заказа .
Определение неисправностей, перечня производимых работ и стоимости работ.
10)Определение з\ч которых нет в наличии.
На основании дополнительных выявленных неисправностях, а также анализа наличия запчастей на складе.
11)Определение неисправностей автомобиля.
12) Определение требуемых запчастей. На основе определения неисправностей автомобиля.
13)Направление заказа на исполнение. Заключение сделки с клиентом по ремонту автомобиля.
14)Проведение ремонта автомобиля.
15)Проверка качества выполненных работ.
16)Проверка качества запчастей
17)Проверка качества используемых деталей.
18)Подведение итогового заключения по заказу клиентов.
На основе суммарных показателей по всем критериям производится заключение о качестве выполненного заказа в соответствии с законодательством и документацией.
2.4 Перечень функций в соответствии с блоками
1) Законодательство Документация, по установленным правилам и нормам поведение с клиентом.
2)Выполненный заказ
Предоставленные результаты работ по заказу клиента
3)Данные по заказу.
Списки требуемых запчастей и неисправностей, а также стоимость ремонта.
4)Данные по клиенту.
Контактные денные и данные по автомобилю.
Детальный заказ клиента.
Конкретный список требований клиента.
Документация по сформированному заказу. продолжение
--PAGE_BREAK--
Заказ-Наряд и иная документация установленного образца.
Документация подтверждающая выполнение заказа.
Счет-Фактура, Накладные и иная документация установленного образца.
Документы подлежащие к оплате клиентом.
Ордера и иная документация установленного образца.
Заказ на проверку.
Данные, необходимые для проведения оценки качества выполненного заказа.
10)Заказ-Наряд Финансовая отчетность перед клиентом и для бухгалтерского учета.
11)Отчетность Финансовая отчетность перед клиентом и для бухгалтерского учета.
12)Прием платежа от клиента. Оплата клиентом заказа в установленном законодательством порядке.
13)Сопроводительная документация. Данные по поступающим запчастям (их характеристики).
14)Список автозапчастей на складе
15)Список бракованых деталей подлежащих возврату поставщику
16)Список для доставки необходимых запчастей
17)Список дополнений к заказу
18)Список з\ч и работ для проверки
19)Список зарегистрированных клиентов
20)Список неисправностей автомобиля
21)Список необходимых работ и требуемых запчастей
22) Список полученных запчастей.
23)Список принятых данных о заказе.
24) Сформированный заказ
Суммарный заказ, который включает в себя все дополнения и исправления, и в конечном итоге он принимается на конечное исполнение.
3. Реализацияавтоматизированной системы управления
3.1 Перечень задач автоматизированной системы
3.1.1 Регистрация клиента в системе
При реализации этой задачи клиент предоставляет следующие данные менеджеру по работе с клиентами:
ФИО клиента
Город клиента
Адрес клиента
Телефон клиента
3.1.2 Регистрация автомобиля клиента в системе
При реализации этой задачи клиент предоставляет следующие данные менеджеру по работе с клиентами:
VTN код автомобиля клиента
Марка автомобиля клиента
Модель автомобиля клиента
Тип двигателя автомобиля клиента
Год выпуска автомобиля клиента
Пробег автомобиля клиента
Государственный регистрационный номер автомобиля клиента
Цвет автомобиля клиента
Дата регистрации автомобиля клиента
3.1.3 Ведение базы данных автозапчастей
Для решения данной задачи необходимо спроектировать, базу данных, набор полей входящих в таблицу базы данных, определить связи между атрибутами и естественно между таблицами по ключевому полю.
Примерный набор полей, далее на стадии проектирования базы данных будет определен очный перечень таблиц и полей, входящих в них, для таблицы определен ниже:
Производитель запасной части
Наименование запасной части
Количество заказанных запасных частей
Стоимость единицы запасной части
Стоимость работ по замене запчастей
3.1.4 Ведение базы данных зарегистрированных клиентов
Для решения данной задачи необходимо спроектировать, базу данных, набор полей входящих в таблицу базы данных, определить связи между атрибутами и естественно между таблицами по ключевому полю.
Набор полей в таблице должен охватывать всю характеристику зарегистрированного клиента.
3.1.5Ведение базы данных производимых ремонтных работ
Аналогично и по этой задаче:
Наименование выполненной работы
Стоимость выполненной работы
Дата заказа
3.1.5 Выдача клиенту на руки форм отчетности документов и формирование электронной форм экономической отчетности по выполненным заказам
Система должна сформировывать следующие формы отчетности:
Заказ-наряд на работы
Расходный кассовый ордер
Приходный кассовый ордер
Накладная
3.2Описание информационной модели
Для описания информационной модели я разработал с помощью CASEсредств два вида диаграмм:
Диаграмму классов
Диаграмму вариантов использования
Класс — это сущность, описывающая множество объектов со сходной структурой, поведением и связями с другими объектами.
На диаграммах класс изображается в виде прямоугольника со сплошной границей, разделенного горизонтальными линиями на 3 секции:
/>
Верхняя секция (секция имени) содержит имя класса и другие общие свойства (в частности, стереотип). В средней секции содержится список атрибутов (членов-данных), а в нижней — список операций (функций-членов). Атрибуты хранят инкапсулированные данные класса, а операции описывают поведение объектов класса. Другой взгляд на поведение и данные класса — это его отношения с другими классами (ассоциации, наследование и др.).
Диаграмма классов (classdiagram) служит для представления статической структуры модели системы в терминологии классов объектно-ориентированного программирования. Диаграмма классов может отражать, в частности, различные взаимосвязи между отдельными сущностями предметной области, такими как объекты и подсистемы, а также описывает их внутреннюю структуру и типы отношений. На данной диаграмме не указывается информация о временных аспектах функционирования системы. С этой точки зрения диаграмма классов является дальнейшим развитием концептуальной модели проектируемой системы.
/>
Диаграмма классов
/> продолжение
--PAGE_BREAK--
Диаграмма вариантов использования
3.3 Проектирование структуры базы данных
Прежде чем приступить к проектированию структуры базы данных, нужно рассмотреть несколько понятий.
Банк данных (БнД) — это система специальным образом организованных данных — баз данных, программных, технических, языковых, организационно-методических средств, предназначенных для обеспечения централизованного накопления и коллективного многоцелевого использования данных.
База данных (БД) — именованная совокупность данных, отражающая состояние объектов и их отношений в рассматриваемой предметной области.
Система управления базами данных (СУБД) — совокупность языковых и программных средств, предназначенных для создания, ведения и совместного использования БД многими пользователями.
Требуется определить состав структуру файлов БД и связей между ними, выбрать методы упорядочивания данных и методов доступа к информации, описать БД на языке описания данных.
Понятие «данные» в концепции БД — набор конкретных значений, параметров, характеризующих объект, условие, ситуацию и любые другие факторы.
Модель данных — это некоторая абстракция, которая, будучи приложима к конкретным данным, позволяет пользователям и разработчикам трактовать их уже как информацию, то есть сведения, содержащие не только данные, но и взаимосвязь между ними.
Ключ — набор атрибутов, однозначно идентифицирующий конкретный экземпляр сущности.
Существуют две теоретико-графовые модели данных, эти модели отражают совокупность объектов реального мира в виде графа взаимосвязанных информационных объектов. В зависимости от типа графа выделяют иерархическую и сетевую модели. Исторически эти модели появились раньше, и в настоящий момент они используются реже, чем более современная реляционная модель данных. Однако до сих пор существуют системы, работающие на основе этих моделей, а одна из концепций развития объектно-ориентированных баз данных предполагает объединение принципов сетевой модели с концепцией реляционной.
Для того чтобы спроектировать структуру БД, во-первых нужно определить все возможные наборы данных, характеризующие тот или иной объект и далее нормализовать данные по принципам нормализации баз данных.
3.3.1 Исходный набор данных
Наименование клиента
Город клиента
Адрес клиента
Телефон клиента
Электронный адрес
Принадлежность клиента к юридическому или физическому лицу
VINкод автомобиля
Марка автомобиля
Модель автомобиля
Тип двигателя автомобиля
Год выпуска автомобиля
Пробег автомобиля
Государственный регистрационный номер автомобиля
Цвет автомобиля
Дата регистрации автомобиля
Производитель запасных частей автомобиля
Наименование запасной части автомобиля
Количество запасных частей автомобиля
Стоимость единицы запасной части автомобиля
Стоимость работы по замене запасной части автомобиля
Наименование выполненной ремонтной работы по автомобилю
Стоимость выполненной ремонтной работы по автомобилю
3.3.2 Итоги Нормализации БД
Таким образом, вследствие нормализации БД в я получил восемь таблиц:
«Клиенты»,
«Заказ работ»,
«Заказ запчастей»,
«Работы»,
«Запчасти».
«Регистрационные данные автомобиля», которые впоследствии при работе системы «АВТОСЕРВИС» служат в качестве справочных таблиц.
3.4 Схема связей АСУ «Автосервис»
После того как все таблицы системы отвечают принципам нормализации БД, следует определить наборы связей между таблицами для функциональной взаимосвязанной работы базы данных в системе.
Для этих целей я систему в общем виде условно разделил на три составляющие:
Регистрация клиентов и их автомобилей
Навигация по запасным частям
Собственно заказы автозапчастей и работ
В раздел «Регистрация клиентов и их автомобилей» я включил две таблицы:
«Клиенты»,
«Зарегистрированные автомобили клиентов»
И связал таблицы «Клиенты» с таблицей «Зарегистрированные автомобили клиентов» по ключевому полю «код клиента», используя отношение типа «один ко одному»
Остальные таблицы, используя тип отношения «один ко многим», связал по ключевым полям для однозначного определения записи. В результате получилась следующая структура базы данных:
/>
Структура БД
Если заказ оформлен, то есть, принят на выполнение в работу, а клиент желает заказать дополнительный перечень работ или запчастей, тогда оформляется новый заказ, используя те же идентификаторы клиента.
В данной БД основными используются таблицы:
«Клиенты»:
/>
Поле код клиента является ключевым..
«Заказы»:
/>
VINкод – ключевое поле.
«Работы»:.
/>
Код работы – ключевое поле.
«Запчасти»:
/>
Код запчасти – ключевое поле.
«Заказы работ»:
/>
Номер заказа – ключевое поле; код клиента, код работы – для связи с данными о клиенте и работах.
«Заказ запчастей»:
/>
Номер заказа – ключевое поле; код клиента, код запчасти – для связи с данными о клиенте и запчастях.
3.5 Проектирование форм электронных документов
Система «Автосервис» должна выдавать следующие формы электронных документов для отчетности и заключения договоров с клиентами: продолжение
--PAGE_BREAK--
Заказ-наряд на работы.
Расходный кассовый ордер
Приходный кассовый ордер
Счет-фактура
3.5.1 Документ «Заказ-наряд на работы»
Документ «Заказ-наряд на работы», который сформировывает система «Автосервис» выглядит следующим образом:
/>
3.5.2 Документ «Счет-Фактура»
«Счет-Фактура», который сформировывает АСУ «Автосервис» выглядит следующим образом:
/>
3.5.3 Документ «Приходный кассовый ордер»
Документ «Приходный кассовый ордер», который сформировывает система «Автосервис» выглядит следующим образом:
/>
3.5.4 Документ «Расходный кассовый ордер»
Документ «Расходный кассовый ордер», который сформировывает система «Автосервис» выглядит следующим образом:
/>
3.6 Руководство пользователя АСУ «АВТОСЕРВИС»
Система «АВТОСЕРВИС» предназначена для автоматизации работы с клиентами на Станциях Технического Обслуживания.
Для того чтобы начать работу с системой «.АВТОСЕРВИС» требуется запустить файл приложения «ProjectAuto».
3.6.1 Регистрация клиентов
После чего появится главная форма программы «Регистрация клиентов», на которой Работник СТО — пользователь системы «АВТОСЕРВИС» — имеет возможность зарегистрировать клиента СТО как физического, так и юридического лица на вкладках программы «Регистрация клиентов — физических лиц» и «Регистрация клиентов — юридических лиц».
Для этого пользователь системы, далее именуемый ПС, должен указать принадлежность клиента: новый клиент или существующий.
Если клиент — новый, тогда ПС должен его зарегистрировать в системе.
После заполнения всех полей на одной из этих вкладок пользователь системы должен нажать на кнопку «Добавить» для проверки правильности заполнения всех полей (Рис. 6).
/>
Далее клиент нажимает на кнопку «Записать» для добавления правильно заполненных полей в таблицу, после чего данные о клиенте сохраняются в базе данных системы.
3.6.2Регистрация автомобиля
Программа автоматически перейдет на вкладку «Регистрация автомобиля», где ПС должен заполнить форму регистрации своего автомобиля аналогичным образом.
После заполнения всех полей на этой вкладке пользователь системы должен нажать на кнопку «Добавить» для проверки правильности заполнения всех полей (Рис. 7).
Рис.7 «Регистрация автомобиля»
/>
Далее клиент нажимает на кнопку «Записать» для добавления правильно заполненных полей в таблицу, после чего данные об автомобиле клиента сохраняются в базе данных системы.
3.6.3 Заказ запчастей и работ
Программа предложит пользователю перейти на Форму оформления заказа, где клиенту предоставляется возможность подобрать работы и запасные части к его автомобилю:
Пользователь на вкладке «Заказ на выполнение работ» выбирает из таблицы «Выполненные работы» требуемую работу для клиента и нажимает на кнопку «Выбрать» и так до тех пор пока не выберет перечень необходимых работ
Нажимает на кнопку «Сохранить» для предварительного заказа на выполнение работ
Программа предложит пользователю сделать предварительный заказ автозапчастей для клиента
Если клиент согласен то по аналогичной схеме производиться заказ автозапчастей, но требуется указать необходимое их количество
Рис.8 Форма предварительного заказа автозапчастей и работ.
/>
3.6.4 Оформление заказа
Программа предложит перейти на форму оформления заказа, где пользователю будет показана предварительная смета тех позиций, которые он выбрал, а также стоимость каждого набора позиций в отдельности и общая стоимость в целом.
На данной форме пользователь имеет возможность предложить клиенту к выдаче определенный набор бухгалтерских документов для отчетности, в зависимости от форм физического или юридического лица.
Формы предлагаемых документов:
Заказ — Наряд на работы
Счет — фактура
Приходный кассовый ордер
Расходный кассовый ордер
Пользователь указать документы, необходимые к выдаче клиенту и нажать на кнопку «Сформировать отчет».
После чего будут сформированы требуемые формы документов и предложены для печати.
Рис.9 «Оформление заказа»
/>
После печати заданных документов работа с одним клиентом считается окончена. Пользователь должен нажать на кнопку «Завершение работы с клиентом», и система перейдет на главную форму «Регистрация клиента», где опять следует зарегистрировать следующего клиента СТО или указать из списка существующего.
3.6.5 Ведение склада
В программе также предусмотрено ведение склада автозапчастей работ, которые вызываются из главной формы командой «Склад — > Добавление запчасти\работы». Где пользователь системы имеет возможность оприходовать в базу данных поступившие запчасти или добавить новый набор работ.
4. Оценка экономической эффективности разработки
Каждая разрабатываемая автоматизированная система должна приносить доход, превышающий расходы на его разработку, т.е. быть экономически эффективной. Разработанная мной система клиринговых расчетов рассматривается как коммерческий продукт, предназначенный для тиражирования на рынке. В данном случае, для расчета экономической эффективности проекта необходимо учитывать:
расчет единовременных затрат разработчика;
тиражирование и реализация программного обеспечения;
план прибыли от продаж;
финансовый план проекта;
определение экономической эффективности проекта.
Расчет единовременных затрат разработчика
К единовременным затратам разработчика относятся затраты на теоретические исследования, постановку задачи, проектирование, разработку алгоритмов и программ, отладку, опытную эксплуатацию, оформление документов, исследование рынка и рекламу.
Фактическая трудоемкость работ по стадиям научно-исследовательских работ представлена в таблице 5.
Таблица 5
Содержание стадий научно-исследовательской работы
Стадии
Трудоемкость, дн. продолжение
--PAGE_BREAK--
Трудоемкость, %
Техническое задание
11
5,4
Эскизный проект
28
13,7
Технический проект
54
26,3
Рабочий проект
106
51,7
Внедрение
6
2,9
Итого:
205
100,0
В смету затрат на научно-исследовательские работы включаются:
материальные затраты;
основная и дополнительная заработная плата;
отчисления на социальные нужды;
стоимость машинного времени на подготовку и отладку программы;
стоимость инструментальных средств;
накладные расходы.
Материальные затраты
Материальные затраты — это отчисления на материалы, использующиеся в процессе разработки и внедрении программного продукта, например, стоимость бумаги, тонера для принтера, дискет, дисков и т.д. по действующим ценам.
В процессе работы использовались материалы и принадлежности, представленные в таблице 6.
Таблица 6
Использованные материалы и принадлежности
Наименование
Цена
Количество
Стоимость
Дискеты
14
3
42
Бумага
120
1
120
Flsh накопитель
500
1
500
Тонер для принтера
1120
1
820
Итого:
1482
Основная и дополнительная заработная плата
Основная заработная плата включает зарплату всех сотрудников, принимающих непосредственное участие в разработке программного продукта. В данном случае учитывается основная заработная плата разработчика — студента, дипломного руководителя, консультанта по экономической части.
Таким образом, основная заработная плата (Зосн) при выполнении научно-исследовательских работ рассчитывается по формуле:
/>,
Где Зсрднj– зарплата j-го сотрудника, руб.;
n– количество сотрудников, принимающих непосредственное участие в разработке программного продукта.
Среднедневная зарплата разработчика (Зраз/д) определена из расчета 8000 руб. в месяц и равна:
/>
Для расчета заработной платы разработчика (Зраз) необходимо сразу указать, что всего научно-исследовательских работ производились в течение 231 дня.
Заработная плата исполнителя в целом составляет:
Зраз=205 дн.*350 руб./день=71750 руб.
На консультации запланировано:
23 часов – дипломный руководитель
3 часа – консультант по экономике.
Заработная плата дипломного руководителя составляет 40 руб./час. Следовательно, среднедневная зарплата дипломного руководителя равна:
Зрук=23*40=920 руб.
Заработная плата консультанта по экономике составляет 40 руб./час. Следовательно, среднедневная зарплата равна:
Зконс=3*40=120 руб.
Получаем, основная заработная плата при выполнении научно-исследовательских работ равна:
Зосн=Зраз+Зрук+Зконс=71750+920+120=72790 руб.
Дополнительная заработная плата составляет 10 % от основной, следовательно:
Здоп=0,1*Зосн=0,1*72790=7279 руб.
Итого основная и дополнительная заработная плата составляют:
Зобщ=Зосн+Здоп=72790+7279=80069 руб.
Отчисления на социальные нужды
Отчисления на социальные нужды на сегодняшний день составляют 26% от общего фонда заработной платы, следовательно:
Осоц=Зобщ*0,26=80069*0,26=20817,94 руб.
Стоимость машинного времени на подготовку и отладку программы
Затраты на оплату машинного времени (Зомв) зависят от себестоимости машино-часа работы ЭВМ (Смч), времени работы на ЭВМ (Тэвм) и включают в себя амортизацию ЭВМ и оборудования, затраты на электроэнергию. Таким образом, себестоимость машино-часа работы ЭВМ составила:
Смч=0,24 кВт/час*1,16 руб./кВт=0,28 руб./час
Время работы на ЭВМ вычисляется по формуле:
Тэвм= Тэвм=0,35*Тэск+0,6*Ттех пр+0,8*Траб пр+
+0,6*Твн=0,35*25+0,6*30+0,8*39+0,6*10=131 день
где Тэск, Ттех пр, Траб пр, Твн– фактические затраты времени на разработку эскизного, технического, рабочего проектов и внедрения соответственно, с учетом поправочных коэффициентов, дни. продолжение
--PAGE_BREAK--
Тэвм=131 дн*8ч=1048 ч
Себестоимость электроэнергии рассчитывается следующим образом:
Сэл= Тэвм*Смч=1048*0,28=293,44 руб.
Затраты на амортизацию (Ам) ЭВМ и оборудование – это затраты на приобретение оборудования и его эксплуатацию, причем следует учитывать, что если машина используется еще для какой-нибудь работы, то в статью расходов включают только часть стоимости в виде амортизационных отчислений. Имеем формулу:
Ам=(Оф*Нам*Тэвм)/(365*100),
Где Оф– первоначальная стоимость оборудования, руб.;
Нам– норма амортизации, % (принято 20%);
Тэвм– время использования оборудования, дней.
Первоначальная стоимость оборудования представлена в таблице
Таблица 7
Себестоимость оборудования и амортизационные отчисления
Наименование оборудования
Количество, шт.
Первоначальная стоимость, руб.
Общая стоимость, руб.
КомпьютерATHLON-64 3000
1
23000
23000
Принтер HP
1
6840
6840
Итого:
29840
Согласно таблице 7 первоначальная стоимость оборудования составила 29840 руб.
Произведем расчет затрат на амортизацию:
Ам=(29840*20*131)/(365*100)= 2135,40 руб.
Стоимость машинного времени
Затраты на оплату машинного времени (Зовм) включают:
Затраты на оборудование — 2135,40 руб.
Затраты на электроэнергию – 290,87 руб.
Таким образом, стоимость машинного времени составляет:
Зовм=2135,40+290,87=2426,27 руб.
Стоимость инструментальных средств
Стоимость инструментальных средств включает в себя стоимость системного программного обеспечения, использованного при разработке программного продукта в размере износа за этот период. Стоимость системного программного обеспечения отображена таблице 8.
Таблица 8
Стоимость системного программного обеспечения
Наименование продукта
Первоначальная стоимость, руб.
Delphi7.0
19500
WindowsXP
3525
Microsoft OfficeXP
6400
RationalRoseEnterpriseEdition
3000
BPwin
1500
Итого:
33925
Норма амортизации для системного программного обеспечения – 30%, время использования — 139 день.
Амортизационные отчисления, входящие в стоимость разрабатываемого программного обеспечения, рассчитываются по формуле:
Аис=(Оф*Нам*Тэвм)/(365*100),
Где Оф– первоначальная стоимость инструментальных средств, руб.;
Нам– норма амортизации, % (принято 30%);
Тэвм– время использования оборудования, дней.
Аис=(33925*30*131)/( 365*100)= 3652,75 руб.
Накладные расходы
Накладные расходы составляют 30 % от суммы основной заработной платы, а значит:
Рн=Зосн*0,3=72790*0,3=21837 руб.
По данным вышеприведенных расчетов составляется смета затрат на программное обеспечение, демонстрируемая таблицей 9.
Таблица 9
Смета затрат на программное обеспечение
Элемент затрат
Сметная стоимость, руб.
Материальные затраты
1482
Основная и доп. з/п
80069
Отчисления на соц. нужды
20817,94
Затраты на оплату машинного времени
2426,27
Амортизация стоимости инструментальных средств
3652,75
Накладные расходы
21837
Итого:
130284,96
Получаем, что затраты на научно-исследовательские работы равны:
Книр=130284,96руб. продолжение
--PAGE_BREAK--
Итоговая сумма затрат на разработку распределяется по этапам проектирования пропорционально трудоемкости и составляется инвестиционный план, показанный в таблице 10.
Таблица 10
План инвестиций
Этапы реализации проекта
Полугодия
2 полугодие 2005
1 полугодие 2006
Техническое задание
6980,74
эскизный проект
17769,16
технический проект
34269,10
рабочий проект
36807,55
30650,88
внедрение
3807,68
Итого:
95826,56
34458,56
Тиражирование и реализация программного обеспечения
Для построения плана реализации программного обеспечения был произведен анализ его рыночных возможностей. В результате анализа было обнаружено отсутствие в открытой продаже программных продуктов, выполняющих аналогичные функции. План по реализации программного обеспечения, представленный в таблице 11, показывает объем тиражирования, цену, выручку от реализации и доходы от сопровождения на соответствующий период по каждому из сегментов.
Таблица 11
План по реализации программного обеспечения
Показатели
Период
2 полуго
дие 2005
1 полуго
дие 2006
2 полуго
дие 2006
1 полуго
дие 2007
2 полуго
дие 2007
1 полуго
дие 2008
2 полуго
дие 2008
1 полуго
дие 2009
Объем тиражирования
7
28
30
20
18
8
7
Цена, руб.
6000
5000
4500
4500
5000
5200
5200
Выручка от реализации, руб.
42000
135000
135000
90000
90000
41600
36400
Доходы от сопровождения, руб.
21000
84000
90000
60000
54000
24000
21000
После составления плана по реализации программного обеспечения необходимо рассчитать смету затрат на его тиражирование, рекламу и сопровождение. Затраты на рекламу планируются на основании того, что она будет осуществляться путем рассылки буклетов потенциальным покупателям системы. Затраты на сопровождение планируются из расчета 700 рублей на единицу проданного экземпляра программы. Итоги расчетов по затратам тиражирование, рекламу и сопровождение представлены в таблице 12.
Таблица 12
Смета затрат
Показатели
Период
2 полугодие 2005
1 полугодие 2006
2 полугодие 2006
1 полугодие 2007
2 полугодие 2007
1 полугодие 2008
2 полугодие 2008
1 полугодие 2009
Затраты на тиражирование:
-стоимость документации
100
160
200
180
140 продолжение
--PAGE_BREAK----PAGE_BREAK----PAGE_BREAK----PAGE_BREAK--
1 полугодие 2008
2 полугодие 2008
1 полугодие 2009
Эффект от инвестиционной деятельности
95826,56
34458,56
Эффект от операционной, деятельности
31137
140898,95
143657,7
96029,4
93861,2
42572
38215
Чистый денежный поток (ЧДП)
-95826,56
-25902,1
140898,95
143657,7
96029,4
93861,2
42572
38215
Коэффициент дисконтирования (α)
0,93
0,87
0,81
0,75
0,7
0,65
0,61
0,56
Дисконтированный денежный поток (ДДП=ЧДП*α)
-89118,70
-22534,73
114128,15
107743,27
67220,70
61009,72
25968,92
214000,4
Дисконтированный денежный поток нарастающим итогом (NPV)
-89118,70
-111653,73
2474,42
110217,70
177438,3
238448,02
264416,94
285817,34
В данной таблице определяется чистый денежный поток, дисконтированный денежный потоки дисконтированный денежный поток нарастающим итогом.
Коэффициент дисконтирования (α) рассчитывается по формуле:
/>
Где r – ставка дисконтирования,
t – период времени.
Ставка дисконтирования (r) рассчитывается по формуле:
/>
При этом ставка рефинансирования равна 13%, инфляция – 11%, а риск – 13%. Таким образом, получаем:
/>
Дисконтированный денежный поток рассчитывается как произведение коэффициента дисконтирования на сумму чистого денежного потока за соответствующий период. Чистая текущая стоимость проекта (NPV) представляет собой дисконтированный денежный поток нарастающим итогом. Она показывает прибыль, получаемую от выполнения проекта, приведенную на начало периода.
Индекс доходности (SRR) определяется как отношение суммарного дисконтированного дохода к суммарным дисконтированным капитальным вложениям:
/>
Где Пчt– прибыль чистая,
At – амортизационные отчисления,
Kt – капитальные вложения в основные и оборотные фонды,
αt– коэффициент дисконтирования.
Таким образом, индекс доходности равен:
SRR=(31137*0,87+140898,95*0,81+143657,7*0,75+96029,4*0,7+93861,2*0,65+42572*0,61+38215*0,56)/ (95826,56*0,93+34458,56*0,87)=3,57
Индекс доходности показывает во сколько раз суммарный дисконтированный доход от выполнения проекта больше суммарных дисконтированных капитальных вложений в проект, другими словами во сколько раз доходы от проекта превысят расходы на него.
Внутренний коэффициент эффективности проекта (IRR) или пороговое значение рентабельности рассчитывается по формуле:
/>
Где rпор– внутренний коэффициент эффективности проекта,
r1– исходная ставка дисконтирования,
r2– ставка дисконтирования, при которой NPV меньше нуля,
NPVr1и NPVr2– NPV соответственно при r1и r2.
Для этого возьмем такую ставку дисконтирования (r2=1,14), при которой NPV станет меньше нуля. Полученные результаты сводятся в таблицу 16. продолжение
--PAGE_BREAK--
Таблица 16
Нахождение отрицательной чистой текущей стоимости проекта
Показатели
Период
2 полугодие 2005
1 полугодие 2006
2 полугодие 2006
1 полугодие 2007
2 полугодие 2007
1 полугодие 2008
2 полугодие 2008
1 полугодие 2009
NPVr1=
-89118,70
-111653,73
2474,42
110217,70
177438,3
238448,02
264416,94
285817,34
α2=
0,64
0,41
0,26
0,16
0,8
0,05
0,04
0,03
ДДП2=
-61329
-10619
36633,73
21225,23
5761
4693
1742,98
1146,45
NPVr2=
-68574,18
-71948,9
-35315,1
-14089,9
-8328
-3635,08
-1892,2
-745,75
Рассчитаем пороговое значение рентабельности:
r(пор.)= 0,15+(285817,34/(285817,34-(-745,75)))*(1,14-0,15)=1,137
Значение внутреннего коэффициента эффективности проекта, равное 113,7 % в полугодие или 129,6% годовых, показывает с одной стороны рентабельность проекта, а с другой стороны – предельную ставку процента по банковскому кредиту, полученному для финансирования проекта.
Срок окупаемости проекта (Tок) можно найти по формуле:
/>
Где tx– количество периодов, при которых NPV меньше нуля,
NPVt– последнее отрицательное значение NPV,
ДДПt+1– величина ДДП в t+1 периоде.
Срок окупаемости проекта равен:
Т(ок)= 2+|-111653,73/114128,15|=2,98
Значение: срока окупаемости проекта равное 2,98 полугодия или 1,49 года говорит о том, что только через данный промежуток времени проект окупит денежные средства, вложенные в его реализацию, и только затем начнет приносить доход.
На основании данных таблицы 15 можно построить финансовый профиль проекта.
В результате проведенного расчета показателей, характеризующих экономическую эффективность проекта можно сделать выводы о его выгодности, т.к. сальдо реальных накопленных денег во всех временных интервалах положительно, значение интегрального экономического эффекта больше нуля (NPV=285817,34>0), значение индекса доходности более единицы (SRR=3,57>1), а так же внутренний коэффициент эффективности значительно больше заданной ставки дисконтирования (IRR=1,28>0,15).
Заключение
В итоге я хотел бы сказать, что мне удалось разработать удобную систему для работы с клиентами на Станциях Технического Обслуживания автомобилей.
Она удовлетворяет требованиям современных технологий разработки баз данных.
Проектируемая информационная система рассчитывает стоимость запчастей к конкретному автомобилю используя имеющуюся базу данных по запасным частям, а также рассчитывает экономическую стоимость проведенных работ по ремонту автомобиля для клиента. Кроме этого информационная система запоминает введенные значения, результаты запросов по все критериям.
В дальнейшей перспективе моя информационная система будет совершенствоваться и его возможности будут расширены в значительной степени.
Планируется разработать и ввести расширенную по возможностям систему бухгалтерского учета и систему слежения за выполнением заказа.
В цело можно сделать вывод о том что цель моей курсовой работы достигнута.
Список использованной литературы
Автоматизированные информационные технологии в экономике: Учебник/ Под ред. Проф. Г.А. Титоренко. — М.: Компьютер, ЮНИЩ 1998.
Вендров А.М. CASE— технологии. Современные методы и средства проектирования информационных систем. — М.: Финансы и статистика, 1998.
Маклаков С.В. BFWinи ERWin. CASE-средства разработки информационных систем. М.: ДИАЛОГ-МИФИ, 2000.
Delphi 7 в подлиннике. А.Хомоненко. СПб: BHV, 2003 – 1216 стр.
Delphi. Советы программистов (2-е издание): В.Озеров. – СПб: Символ-Плюс, 2002. – 976 стр.
Borland Delphi 6. Руководство разработчика:С.Тейксейра, К.Пачеко. – М: Вильямс, 2002. – 1120 стр.
Принципы проектирования и разработки программного обеспечения. Учебный курс MCSD: Скотт Ф. Уилсон, Брюс Мэйплс, Тим Лэндгрейв. – М: Русская редакция, 2002. – 736стр.
Проектирование экономических информационных систем: Учебник/Г.Н.Смирнова, А.А.Сорокин, Ю.Ф.Тельнов. – М: Финансы и статистика, 2003. – 512стр.
Вендров А.М. Проектирование программного обеспечения экономических информационных систем. М.: «Финансы и статистика»,2002.
Самоучитель UML. Эффективный инструмент моделирования информационных систем: А. Леоненков. – СПб: BHV, 2001. – 304стр.
Delphi 7 на примерах/Под ред. Ю. С. Ковтанюка — К.: Издательство Юниор, 2003. — 384 с., ил.
Нестандартные приемы программирования на Delphi. — СПб.: БХВ-Петербург, 2005. — 560 с: ил.
UML диаграммывRational Rose – http ://www. сase сlub .га. article s/rose2 .html:
Объектно-ориентированный подход и диаграммы классов в UMLhttp://www.iti.bpbu.ru/publicationb.'i-u/RealUML.htm:
Основы проектирования реляционных баз данных http://books.kulichki.net/data/sql/sqll/:
ПониманиеSQL (Understanding SQL). [SQL.RU] www.sql.ni/docs/sql/u sqI/index.shtml:
Borland AML Portal. WWW: www.almportal.ru
Компания Borland. WWW: www.borland.com
Русскоязычный сайт компании Borland. WWW: www.borland.ru
Сайт компании Statsoft. WWW: http://statsoft.ru
СайткомпанииBase Group Labs. WWW: basegroup.ru