Реферат по предмету "Информатика"


Разработка и создание детской книги

Луганский Национальный Педагогический Университет
имени Т.Г.Шевченко
Институт экономики и бизнеса
Кафедра «Дизайн»
Курсовая работа
По теме: «Разработка и создание детской книги»
Выполнила: Цуканова А.Б.
4 курс группа «А», дизайн, з/о
Проверила: Романова Л.А.
Луганск 2007
Содержание
Введение
О влиянии цветов и картинок на восприятие ребенка
От 2 до 6 лет
Младший школьный возраст
Разработка макета
Создание иллюстраций
Выводы
Список используемой литературы
Приложение 1
Приложение 2
Введение
Несмотря на то, что все мы такие разные, и живем в разных местах, и говорим на разных языках, и в разные игры играем, во всем мире, во все времена дети одинаково любят книжки с картинками. И чем больше в них интересных картинок, тем ярче становятся их фантазии, тем лучше они понимают смысл еще непонятных вещей, с неимоверной скоростью «впитывая» всё то новое, что видят глаза и слышат уши.
В мире детства особая роль отведена художнику, создающему иллюстрации для книг, ведь на нем лежит огромная ответственность не только за то, чтобы созданные им образы соответствовали содержанию, но и за то, чтобы картинки понравились и полюбились юным читателям, так как именно они здесь настоящие критики, пусть даже самые маленькие среди них еще не умеют читать.
Уже в XV веке взрослые знали о том, что дети любят рассматривать картинки, поэтому стали издавать Библии и буквари с иллюстрациями, ведь ради того, чтобы понять то, что нарисовано на картинке, ребенок готов был прочитать любой, пусть даже самый скучный, текст. А к началу XX века почти во всех странах иллюстрированная книга для детей становится объектом для художественных исканий крупных мастеров графики и живописи. Очень интересны работы российских художников 20-х годов В. Лебедева, Эль Лисицкого, В. Фаворского, П. Митурича и многих других (приложение 1). Их опыт стал основой для специальной науки – искусства книги, целью которой было художественное единство оформления детской книги, а иллюстрации до сих пор считаются яркими находками в этой области.
Позднее художники заново переосмыслили структуру книг для детей, и решили сделать всё, чтобы как можно глубже проникнуть в мир детства, и создавать совершенно иные книги, которые не только бы идеально вошли в этот мир, но и стали его частью. В этот период известные живописцы и графики (Морис Сендак и Лео Лионни в США, Эмануэль Лудзати в Италии, Каледонио Перельон в Испании, Андре Франсуа и Патрик Куратен во Франции, Иб Спанг Ольсен в Дании, Бинет Шредер в Германии, Ири и Тоси Маруки в Японии) становились авторами, и сами писали тексты для своих картинок, а потом выпускали яркие книги, каждая из которых представляла собой образец единства текста и изображения (приложение 1).
Многие великие русские художники реализовали свой талант именно в создании иллюстраций для детских книг. Такие картинки, осмысленные творческими людьми, выполненные руками настоящих мастеров были не просто украшениями изданий, дополняющими основной текст, но и приобщали юных читателей к высокому искусству. Это и гравюры А.И. Иванова к «Руслану и Людмиле» А.С. Пушкина, и работы И.Я. Билибина, создавшего «Азбуку в картинках», художников «Абрамцевского кружка» В.М. Васнецова, М.А. Врубеля, В.А. Серова, художников, входивших в группу «Мир искусства», иллюстрации которых к сказкам остаются великолепными образцами оформления детских книг.
Художник-иллюстратор является соавтором книги, тем более детской, ведь в ней рисунки зачастую имеют большее значение, чем текст. Для такой книги быть плохо иллюстрированной означает быть неинтересной и нечитаемой, поэтому любая иллюстрация определяется качеством ее исполнения. Современные полиграфические базы отвечают самым высоким требованиям к качеству издаваемых для детей книг – полки магазинов забиты наиярчайшими изданиями. Однако стоит приложить массу усилий и времени, чтобы отыскать хотя бы несколько книг, отвечающих самому главному требованию в иллюстративном оформлении издания – наличию художественности, не говоря уже о хорошем вкусе и индивидуальности художественного стиля.
Ребенку, конечно, свойственно взять с полки ту книжку, которая бросается ему в глаза, на обложке которой он видит знакомых диснеевских героев, а не перебирать книги в поисках высокохудожественных иллюстраций. Однако книги, проиллюстрированные так, что их можно назвать произведением искусства, и в наши дни выходят в свет, хоть их и гораздо меньше, чем было раньше.
2. О влияние цветов и картинок на восприятие ребенка
На ранней ступени развития ребенка, в тот момент, когда ему просто можно дать в руки любую картинку, его восприятие окружающего мира и запросы к изобразительному искусству мало чем отличаются от запросов первобытного человека. Ясность, простота и выразительность графического произведения — вот три требования, которые предъявляет малыш к изображению. За внешней примитивностью рисунка скрывается содержание и понимание окружающего мира. Детское восприятие требует, чтобы предмет был изображен тщательно, с учетом всех деталей, но в то же время без нагромождений и изысков. Ребенку необходимо различать все части предмета: человек не должен быть изображен в профиль или в каком-либо еще непривычном и трудноузнаваемом ракурсе, ноги у животных должны не накрывать одна другую, а быть полностью прорисованы и т.д. Крохе не за чем мучиться догадками, рассматривая непонятную картинку. Малыш должен с первого взгляда узнавать изображенные предметы. Кроме того, по мнению многих детских художников, иллюстрации «для самых маленьких» не должны содержать светотень и перспективу.
И, конечно же, в цветном рисунке ребенку разобраться легче: цвет помогает узнать предмет и найти его на белом поле листа.
Но в цвете так же, как и в самом изображении, необходимо придерживаться определенных требований — предмет должен быть изображен на рисунке в своей естественной, «природной» раскраске. Это, кстати, относится к иллюстрациям для всех возрастных категорий.
Что касается вышеперечисленных требований, то в большинстве книжек для малышей они соблюдены. Правда, последние несколько лет на книжном рынке все больше и больше появляются издания, в художественном оформлении которых используются неестественные ультрамодные цвета: фосфорицирующие зеленый, оранжевый, желтый и т.д. Разумеется, палитра детского рисунка может быть разнообразной и пестрой, но все, же в разумных пределах: раз уж эти краски искусственно вошли в наш быт, то и использовать их желательно для раскрашивания искусственных предметов. Ярко-синей или ярко-оранжевой может быть современная одежда на человеке, какие-то легко узнаваемые предметы, привычно обладающие цветами такого рода, но ядовито-зеленого зайца или неестественно светящейся оранжевой моркови ребенок, только начинающий познавать окружающий мир, видеть не должен. К тому же, врачи-офтальмологи считают, что подобные цвета неблагоприятно воздействуют на сетчатку человеческого глаза. В этом смысле, несомненно, разумнее не гнаться за модой, а оградить своего малыша от возможных неприятных последствий.
Важно обратить внимание и на композицию рисунка. Она должна быть проста и вытекать непосредственно из сюжета книги. Нужно чтобы кроха с первого взгляда «понимал» картинку, соотнося ее с только что прочитанным текстом.
2.1От 2 до 6 лет
В более старшем возрасте у ребенка особенно активно начинает складываться представление об окружающем мире — работает память, воображение, все больше усложняются эмоциональные реакции. Книга и ее иллюстрации играют в этот период чрезвычайно важную роль. Часто человек на всю жизнь сохраняет в памяти картинку из детской книжки — страшную, смешную, грустную. Впечатление ребенка от иллюстрации зависит напрямую и от техники ее исполнения, и от степени эмоционального воздействия текста, к которому она относится. Но насколько дети неодинаковы в одном и том, же возрасте, настолько неодинаково и их восприятие одних и тех, же явлений окружающего мира. В этот период уже особенно четко начинает проявляться индивидуальность характера маленького человека. Поэтому вывести формулу «идеальной» иллюстрации для этого возраста нельзя. Можно лишь говорить о тенденциях в выборе композиционной структуры и степени сложности иллюстрации, свойственных этому уровню развития детей.
Рисунок (по мере взросления ребенка) должен усложняться вслед за текстом. В иллюстрацию включаются и перспектива, и светотень, и более сложное композиционное решение — необычные ракурсы, более детальное изображение привычных и знакомых предметов. Большинство детей, начиная с двух—трех лет, отдает предпочтение рисункам со сложным сюжетом и множеством деталей.
К счастью, и сейчас не перестают переиздавать книги, в которых и литературное произведение, и рисунок стали единым целым. Все мы с детства помним Сутеева и его «Кто сказал мяу?», «Айболита», «Мешок яблок», «Елку», «Крошку енота» и другие книги Владимира Конашевича; и его изумительные иллюстрации к «Тараканищу», «Чудо-дереву» Корнея Чуковского, «Вот какой рассеянный» С. Маршака и другим произведениям. До сих пор спросом пользуются книги с иллюстрациями И. А. Билибина и Ю. Васнецова. Технику этих художников невозможно не узнать. На их иллюстрациях выросло не одно поколение детей, а многие литературные и сказочные персонажи навечно сохранили за собой образ, созданный мастерами — классиками детской иллюстрации. Эти произведения изобразительного искусства не устаревают даже на пороге третьего тысячелетия, поэтому вы не ошибетесь, купив книги с иллюстрациями этих художников своему малышу.
Среди современных изданий художественной литературы, рассчитанных на этот возраст, на сегодняшнем книжном рынке одной из самых лучших является широкоформатная серия «Планета детства». В этой серии выпускаются известные народные и авторские сказки российских и зарубежных писателей с чудесными иллюстрациями художников всего мира, способными привлечь внимание малышей. Со вкусом подбирают иллюстрации к своим книгам издательства «ОЛМА-ПРЕСС», «ОНИКС», «ЭКСМО», «ГЕРИОН», «ОМЕГА», «БЕЛФАКС» и «БЕЛЫЙ ГОРОД».
2.2 Младший школьный возраст.
Взрослеет ребенок, взрослеют и его книги. И, начиная с первых классов начальной школы, иллюстрации из детских книг начинают постепенно исчезать. Но это не означает, что интерес к изобразительному искусству у детей в этом возрасте ослабевает. Просто на смену незатейливым детским сказкам приходят сложные произведения, а художники-иллюстраторы работают с классической литературой чаще всего для дорогих подарочных изданий.
Однако не так давно на российском книжном рынке появились изумительные широкоформатные книги издательства «Янтарный сказ», объединенные серией «Лучшие иллюстраторы мира» и «Мастера иллюстрации». Традиционные русские сказки и произведения классической литературы, как отечественной, так и зарубежной, великолепно оформлены художниками Геннадием Спириным, Марианной Беляевой и другими. Эти книги рассчитаны на дошкольный и младший школьный возраст, но, без сомнения, изящное, со вкусом выполненное оформление делает их не просто удачными изданиями, а настоящими произведениями искусства. Среди сказок выпущены: «По щучьему велению», сборники русских народных сказок «Царь-медведь», «Бобовое зернышко»; «Сказка о царе Салтане» и «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» А. С. Пушкина, «Прекрасная испанка» Мигеля де Сервантеса, «Новое платье короля» Ганса Христиана Андерсена и многие другие. Особенно хочется отметить блестяще иллюстрированные произведения Николая Гоголя «Нос», «Сорочинская Ярмарка».--PAGE_BREAK--
Снова и снова, уже почти двадцать лет, переиздаются книги, оформленные великолепными художниками Г. и Е. Огородниковыми — почти все произведения Николая Носова, стихи Агнии Барто и др. Непревзойденная техника их иллюстраций великолепно подходит для того возраста, в котором ребенок уже может понять утрированный, почти шаржевый, характер рисунка и оценить его юмор.
Даже самый «продвинутый» и суперсовременный ребенок замирает, слушая мудрую народную сказку. Не выпадает из жизни подобно тому, как это происходит при просмотре мультфильма или при игре в компьютер, а вникает, погружается. Дети инстинктивно чувствуют: сказки — необходимая им духовная пища. Задача родителей — утолить этот голод/
Лучше всего слушают сказки трехлетки и дети постарше, чье сознание живет в образах и проходит в своем развитии тот же путь, что и человечество в давние эпохи. Сказки, услышанные в этом возрасте, дают ребенку необходимую духовную пищу, закладывая в его сознание истины, воспитывая чувства любви и добра к окружающему миру.
3. Разработка макета
Для разработки проекта за аналог была взята детская книжка-игрушка с вырубкой «Колобок» (русская народная сказка в обработке К. Ушинского). В ней представлены иллюстрации художника В. Курчевского. Издательство «Астрель».Образец книги представлен в приложении 2.
В книге не устроила её форма, было принято решение сделать полностью круглый вариант без вырубки. Считаю такой вариант более удобным для использования ребенком. Также возникло желание сделать более яркими иллюстрации в книге и использовать более упрощенные изображения героев сказки.
Для этого сначала была разработана схема создания макета:
Получение материала – текста книги (статьи)

Разработка визуального оформления материала

Разработка композиционных решений иллюстраций

Согласование и внесение коррекций в макет

Чистовая отрисовка и покраска иллюстраций

Утверждение готовых иллюстраций
4. Создание иллюстраций
Перед подготовкой скетчей (набросков) к каждой иллюстрации, художнику важно уточнить ряд деталей будущих иллюстраций — исторический фон, характер героев, стиль интерьеров и прочее. Поэтому на этом этапе важно собрать максимально полную информацию. Далее важно определить и подтвердить формат книги. Я посчитала оптимальным диаметр книги в 205мм.
Следующий этап — разработка композиционного решения.
Эта часть проекта — наиболее креативная. Художник разрабатывает и предлагает заказчику свое видение героев, интерьеров… Композиционные решения книжных иллюстраций создаются на основе макетов разворотов, полученных от заказчика.
С помощью программы CorelDraw12 была разработана композиция данного проекта, было выбрано наиболее удачное, на мой взгляд, расположение иллюстрации и текста на странице:
/>
Все иллюстрации были созданы и обработаны с помощью программы Photoshop СS2. Для рисунков подбиралось цветовое решение и образы героев сказки, наиболее благоприятные для восприятия ребенком дошкольного возраста. После создания иллюстрация сохранялась в формате jpeg для возможности импортирования в программу Corel Draw 12 (т.к. данная программа не поддерживает стандартное расширение программы Photoshop CS2 — .png ). После этого иллюстрация уже становилась векторным изображением и появлялась возможность придать нужные мне размеры рисунка и вписать его в окружность. Текст вписывался в окружность уже после размещения изображения. В конце был выбран наиболее оптимальный для данной книги размер и вид шрифта, который был бы удобен для маленького ребенка.
Выводы
Очень часто противники сказок обвиняют их в ужасной реалистичности. Но зло, присутствующее в сказках, дело совсем иное. Мамы говорят, что им трудно прочитать ребенку о тех или иных жестоких действиях: отрубание пальца, выкалывание глаз, утопление и прочее — без чего обходится редкая сказка. Но все это жестоко на наш взрослый, прямолинейный взгляд. Ребенок же видит только образные картины. Он интуитивно понимает, что выкалывание глаз не происходит буквально, а выражает лишение духовного видения. Согласно психологическим исследованиям, детей подобные картины не пугают.
Правда, речь идет опять же только о «неиспорченных» детях. Если ребенок многократно наблюдал сцены насилия по телевизору, то ему уже трудно воспринимать подобные вещи в сказках только на подсознательном уровне.
Некоторые дети проявляют милосердие по отношению к отрицательным персонажам. Например, жалеют волка из «Красной шапочки». Здесь уж непреклонными должны оставаться мамы. Ведь зло непременно должно быть уничтожено. И вообще, то что добро всегда побеждает зло — это очень важно. Сказка дает ребенку внутреннюю убежденность в этом. И тогда ему легче справляться с жизненными трудностями, легче делать правильный выбор в непростых ситуациях. Особенно это важно в период становления личности. Ведь и ваш малыш когда-нибудь будет решать для себя вопрос о наркотиках, насилии, вседозволенности. И тогда ваша теперешняя забота о хорошем чтении сыграет свою положительную роль. Возможно, потом жизнь внесет свои корректировки, но в подсознании, как известно, ничего не пропадает. Все в нас — родом из детства.
И стоит помнить, как бы ни переживали дети в процессе рассказа сказки, хороший конец развеет все их страхи. Чего, кстати, нельзя гарантировать при чтении авторских произведений. Типичный пример — замечательная «Русалочка». Ведь в настоящей авторской версии героиня в конце сказки гибнет.
Сказки, которые стоит рассказать малышу: Репка, Теремок, Курочка Ряба, Колобок, Козлятки и волк, Гуси-лебеди, Хаврошечка, Морозко, Терешечка.
Сказки неповторимы. Каждый может найти в них то, что близко и понятно именно ему. И это не простые приключения. «Сказка — ложь, да в ней намек!» Серый волк не даром глотает Красную Шапочку. Это своего рода предостережение. И детям, и родителям. Ведь и сейчас детей ежедневно глотает «волк». Он подстерегает повсюду: на экране телевизора, на мониторе компьютера, на улице, в магазинах, на рекламных щитах, даже в книгах. И именно сказки — действенное средство борьбы с этим современным животным. Обязательно надо читать детям старые сказки. Читать с упоением!
6. Список используемой литературы
Сайт proDTP.ru — шрифты, верстка, дизайн. www.prodtp.ru
Алексей Павлов, статья «Общие правила верстки»
Электронные учебники по Corel Draw 12
Самоучитель по Photoshop CS2
Персональный сайт художника-иллюстратора Анатолия Пустовита, www.pustovit.ru


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Totem And Taboo Essay Research Paper Julien
Реферат Анализ структуры рынка строительных услуг
Реферат Несостоятельность (банкротство) участников предприятий
Реферат Отмена устаревшего закона
Реферат Базаров герой своего времени по роману Тургенева Отцы и дети
Реферат Проведение и оценка эффективности рекламной кампании в сети Internet
Реферат Мирне співіснування людей у романі Даніеля Дефо "Життя і незвичайні пригоди Робінзона Крузо"
Реферат «применение информационных технологий в физиологии и биохимии растений»
Реферат Банковские риски вариант 3
Реферат Барри, Редмонд
Реферат Опыт типологии течений в русском консерватизме первой четверти XIX века
Реферат Томы
Реферат Рыбные консервы 2
Реферат Громадянська війна і поділ козацької України на два гетьманства (вересень 1657 — червень 1663 р.)
Реферат Сен-Миельская операция