Отчет по практике
на тему: «Система работы Центра занятости населения г. Ачинска»
Содержание
Введение
. Технологическая схема работы ГУ Центра занятости населения
. Программы активной политики занятости для населения г. Ачинска
. Механизмы реализации мероприятий программы
4. Общая схема работы Центра занятости населения по обслуживанию граждан
5. Назначение и история создания Программного Комплекса «Катарсис»
. Регистрация граждан, обратившихся в службу занятости в целях поиска подходящей работы (первичная регистрация)
. Блок - схема этапа регистрации граждан в качестве ищущего работу
Заключение
Приложение 1. Динамика численности безработных за 2006-2009гг
Приложение 2. Форма акта сдачи-приемки оказанных услуг к государственному контракту
Приложение 3. Форма спецификации к государственному контракту
Приложение 4. Карточка персонального учета (КПУ)
Приложение 5. Обработка анкеты УПВ (для специалиста ЦЗН)
Приложение 6. Обработка анкеты УМГ (для специалиста ЦЗН)
Приложение 7. Памятка, ищущего работу
Введение
Производственная практика проходилась в Краевом Государственном Бюджетном Учреждении «Центр занятости населения» г. Ачинска, находящегося по адресу ул. Ленина 24, с «06» июля по «19» июля 2009 года. Продолжительность практики - 2 недели, что составляет 36 часов.
Цель прохождения производственной практики:
1.изучить пути повышения эффективности работы Центра занятости населения г. Ачинска;
2.познакомиться с реализуемыми программами на 2009 год;
.проанализировать деятельность учреждения в условиях экономического кризиса в Красноярском крае;
.изучить цели и задачи работы территориальной службы занятости с населением города;
.проанализировать процесс регистрации граждан, обратившихся в ЦЗН в целях поиска работы;
.овладеть практическими навыками по автоматизации обработки документов, преобразование их в электронную форму.
Первые дни практики были посвящены изучению основных направлений деятельности Центра занятости населения, которыми являются - трудоустройство, профессиональная ориентация, профессиональное обучение и социальная поддержка безработных граждан. Также были изучены Административные регламенты, в соответствии с которыми ведется и регулируется работа отделов с населением города.
Изучая деятельность Центра занятости, были получены достаточно полные знания о работе учреждения с безработными гражданами города, испытывающими трудности в трудоустройстве. В процессе практики были приобретены навыки составления государственных контрактов, отчетов, приказов, договоров между Центром занятости и предприятиями города, а также между образовательными учреждениями. Производилась работа с безработными гражданами, с работодателями предприятий города и края, с образовательными учреждениями.
В связи со сложившейся экономической кризисной ситуацией в стране, Красноярский край участвует в реализации Программы дополнительных мер снижения напряженности на рынке труда региона в 2009 году.
В процессе практики были изучены направления Программы, и практически закреплены теоретические знания, приобретенные за время обучения в университете.
занятость работа население
1. Технологическая схема работы ГУ Центра занятости населения
2. Программы активной политики занятости для населения г. Ачинска
Рынок труда - система, включающая в себя комплекс социально-трудовых отношений по поводу условий найма, использования и обмена рабочей силы на жизненные средства и механизм ее самореализации, механизм спроса и предложения, функционирующей на основе информации, поступающей в виде изменения цены труда (зарплата).
апреля 1991 года принят Закон «О занятости населения в Российской Федерации». С этой даты свою работу начинает осуществлять Центр занятости населения города Ачинска. В настоящее время учреждение стало квалифицированной и технологической структурой, снижающей напряженность в городе.
Основными направлениями в работе Центра занятости являются - трудоустройство, профессиональная ориентация, профессиональное обучение и социальная поддержка безработных граждан.
Большое внимание уделяется работе с людьми, особо нуждающимися в социальной защите: подростками, молодежью, лицами, имеющими ограничения в трудоустройстве, освобожденными из мест исполнения наказания, военнослужащими, уволенными в запас.
При работе с военнослужащими особое внимание уделяется оказанию психологической и психокоррекционной помощи.
Население города Ачинска в Центре занятости может получить:
-информацию о свободных рабочих местах на предприятиях края;
-профессиональную ориентацию: консультации, профотбор, психологическую поддержку;
-помощь в переселении в сельскую местность для трудоустройства;
-обучение новой профессии, переподготовка, повышение квалификации;
-помощь в организации собственного дела: тестирование, тренинги, семинары, обучение.
В 4 квартале 2008 года на рынке труда Красноярского края наметились следующие негативные тенденции, свидетельствующие об ухудшении экономической ситуации в организациях различных видов экономической деятельности:
рост численности сокращенных из организаций работников. Значительно увеличилось количество организаций, планирующих и проводящих массовое увольнение работников;
активное введение режимов неполной занятости в организациях. По состоянию на 31 декабря 2008 года 20 организаций края заявили о переводе работников на режим неполного рабочего времени или о предоставлении вынужденных отпусков в связи с простоем.
Численность безработных граждан, зарегистрированных в органах государственной службы занятости населения за октябрь-декабрь 2008 года увеличилась на 32,4% (на 8,9 тыс. человек - с 27,2 до 36,1 тыс. человек) и по итогам 2008 г. численность безработных составила 750 чел., а на 01.02.2009 уже 1005чел. (см. Приложение 1)
По прогнозам, в 2009 году ожидается дальнейшее ухудшение ситуации в сфере занятости и на рынке труда. По предварительной оценке, численность занятых в организациях края может сократиться на 33,2 тыс. человек, в том числе в лесном комплексе (на 11,9 тыс. человек), машиностроении (на 6,7 тыс. человек), строительстве (7,1 тыс. человек), транспорте (4,5 тыс. человек), металлургическом комплексе (2,7 тыс. человек).
Численность незанятых граждан, обратившихся в 2009 году в органы государственной службы занятости в поиске работы, может увеличиться до 155 тыс. человек (на 30% по сравнению с 2008 годом), в их числе высвобожденные работники составят не менее 23,0 тыс. человек.
Сокращение численности работающих в организациях края повлечет за собой снижение количества вакантных рабочих мест, «сужение» вариантов занятости, особенно в территориях с моноэкономической структурой производства, районах крайнего севера и в сельской местности. Проблема усугубляется изолированностью локальных рынков труда вследствие территориальной удаленности населенных пунктов.
Реализация ведомственной целевой программы «Содействие занятости населения Красноярского края на 2009-2011 годы», утвержденной распоряжением Правительства Красноярского края от 29.08.2008 № 113-р, позволит в 2009 году:
§трудоустроить при содействии службы занятости 90,0 тыс. граждан, ищущих работу, в том числе по программам временной занятости - не менее 38 тыс. человек;
§направить на профессиональное обучение по профессиям, востребованным на рынке труда (не менее 10,3 тыс. человек);
§оформить на досрочную пенсию порядка 1,6 тысячи безработных граждан.
В целом, государственные услуги в сфере содействия занятости получат более 300,0 тысяч жителей Красноярского края.
Указанных мер не достаточно для поддержания стабильной ситуации на рынке труда. По предварительным прогнозам, численность зарегистрированных безработных граждан к концу 2009 года может увеличиться до 67 тыс. человек, уровень зарегистрированной безработицы - до 4,3% от численности экономически активного населения.
Необходимо принятие дополнительных мер, способствующих снижению напряженности на региональном и локальных рынках труда, по следующим направлениям:
§повышение конкурентоспособности на рынке труда работников организаций, находящихся под риском увольнения. Опережающее обучение по профессиям, востребованным на рынке труда, будет способствовать занятости работников как на своем предприятии (по новой профессии или после повышения квалификации по имеющейся профессии (специальности)), так и на других предприятиях по месту проживания или с переездом в другую местность;
§стимулирование сохранения и создания рабочих мест. Развитие предпринимательских инициатив незанятого населения будет направлено на расширение сфер занятости за счет малого бизнеса. Организация общественных работ и других видов временной занятости для работников, находящихся под риском увольнения, будет способствовать сохранению кадрового состава организаций. Кроме того, в условиях ограничения возможностей трудоустройства в трудоизбыточных территориях, необходимо создание временных рабочих мест для незанятых граждан;
§развитие территориальной трудовой мобильности населения края. Перераспределение трудовых ресурсов из трудоизбыточных в трудонедостаточные территории края будет способствовать сохранению конкурентоспособного, квалифицированного кадрового потенциала края до периода устранения негативных экономических тенденций. В 2009 году кадровая потребность стратегических инвестиционных проектов Красноярского края составляет 3,5 тыс. человек, кадровая потребность инвестиционных проектов, реализуемых на уровне муниципальных образований, - 6,1 тыс. человек. В рамках реализации инвестиционных проектов существует острая потребность предприятий в квалифицированных рабочих кадрах, таких как аппаратчики и машинисты горнодобывающих и горно-обогатительных установок, станочники, наладчики, слесари-ремонтники, каменщики, монтажники, отделочники на строительных работах, формовщики, сварщики, вальцовщики, водители, машинист подвижного оборудования, машинисты, бульдозеров, машинисты экскаваторов, слесари-ремонтники, электромонтеры, а также специалисты инженерно-технического состава.
Уполномоченным органом исполнительной власти на территории Красноярского края, ответственным за реализацию мероприятий Программы, является агентство труда и занятости населения Красноярского края.
Финансовое обеспечение мероприятий Программы, направленных на снижение напряженности на рынке труда, осуществляется в пределах выделенных субсидий из федерального бюджета, перечисленных на счет краевого бюджета, открытый уполномоченному органу в управлении федерального казначейства в установленном порядке, а также за счет бюджетных ассигнований бюджета края.
В связи со сложившейся экономической ситуацией в стране, в условиях экономического кризиса, в Красноярском крае 19 января 2009 года была принята Программа дополнительных мер мероприятий по снижению напряженности на рынке труда в регионе.
Целью Программы является принятие мер по снижению негативных социально-экономических последствий возможного увольнения работников и предупреждению роста безработицы в регионе.
Задачи Программы:
. Повышение конкурентоспособности на рынке труда работников, находящихся под риском увольнения. Предполагается организация опережающего обучения в случае угрозы массового увольнения (установление неполного рабочего времени, временная приостановка работ, предоставление отпусков без сохранения заработной платы, мероприятия по высвобождению работников), включая женщин, находящихся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им 3-х лет.
. Стимулирование сохранения и создания рабочих мест. Предусмотрены мероприятия: по организации общественных работ в организациях края и на социально-значимых объектах для работников, находящихся под риском увольнения, и незанятых граждан, проживающих в трудоизбыточных территориях. Приоритетными направлениями общественных работ являются благоустройство и озеленение населенных пунктов, ремонт жилья и социальных объектов, содержание и ремонт дорог, социальное обслуживание населения.
. Развитие территориальной трудовой мобильности населения края. Предусмотрены мероприятия по оказанию адресной поддержки ищущим работу гражданам, переезжающим в другую местность для трудоустройства на рабочие места постоянного и временного характера.
Основные мероприятия Программы:
. Опережающее профессиональное обучение работников в случае угрозы массового увольнения (установление неполного рабочего времени, временная приостановка работ, предоставление отпусков без сохранения заработной платы, мероприятия по высвобождению работников).
. Организация общественных работ в организациях края и на социально-значимых объектах для работников, находящихся под риском увольнения, а также для незанятых граждан, проживающих в трудоизбыточных территориях.
. Содействие развитию малого предпринимательства и самозанятости безработных граждан.
. Адресная поддержка ищущих работу граждан, переезжающих в другую местность для трудоустройства на рабочие места постоянного и временного характера.
Целевым показателем Программы является сдерживание зарегистрированной безработицы (от численности экономически активного населения края) на уровне не выше 3,1% к концу 2009 года.
Показатели результативности Программы:
§прохождение профессиональной переподготовки (повышения квалификации, обучения новой профессии, стажировки на новом рабочем месте) - не менее 5,0 тысяч работников организаций, находящихся под риском увольнения;
§создание не менее 21,0 тысяч временных рабочих мест в рамках организации общественных работ для трудоустройства 40,6 тысячи работников, находящихся под риском увольнения, и 9,5 тысячи незанятых граждан;
§создание не менее 1600 новых рабочих мест в сфере малого бизнеса;
§оказание адресной финансовой поддержки не менее 2120 жителям края, переехавшим в другую местность для работы постоянного или временного характера.
Государственная политика в области содействия занятости предусматривает создание специальных условий и мер в целях оказания содействия в трудоустройстве безработным гражданам и незанятому населению. В комплекс мер, обеспечивающих занятость граждан, реализуемых службой занятости населения, входят мероприятия по реализации программ активной политики занятости, направленные на активизацию личности на рынке труда, создание условий, дополнительных гарантий и возможностей для обеспечения эффективной занятости безработных граждан и граждан, ищущих работу.
. Механизмы реализации мероприятий программы
Производственная практика проходилась в отделе профессионального обучения и профессиональной ориентации населения. В 2009 году отдел участвует в одном из направлений Программы - опережающее обучение работников в случае угрозы массового увольнения.
Смысл опережающего обучения в следующем: например, на предприятии отпала необходимость в профессии и виде работ, которые осуществлял определенный работник. Но работодатель не желает увольнять этого работника, зная, что он человек ответственный, легко обучаемый и сможет принести пользу организации и на другом рабочем месте. В этом случае Центр занятости заключает договор с предприятием о направлении такого работника на обучение другой профессии.
Для проведения квалифицированного обучения безработных новым профессиям центр занятости заключает договоры со многими учебными заведениями города.
Реализация мероприятия «Опережающее профессиональное обучение работников в случае угрозы массового увольнения» осуществляется на основании договоров, заключенных между краевым государственным учреждением службы занятости (центром занятости населения), работодателем, гражданином, находящимся под риском увольнения, и образовательным учреждением. Обучение проводится на базе образовательных учреждений по итогам конкурсного отбора, а также на учебной базе организаций, как проводящих увольнение, так и принимающих увольняемых работников (включая стажировку на рабочих местах).
Опережающее обучение по профессиям, востребованным на рынке труда, будет способствовать занятости работников как на своем предприятии (по новой профессии или после повышения квалификации по имеющейся специальности), так и на других предприятиях по месту проживания или с переездом в другую местность.
Участниками программы могут быть занятые граждане, находящиеся под риском увольнения. Формы обучения: профессиональная подготовка, переподготовка, повышение квалификации. Продолжительность обучения работников устанавливается профессиональными образовательными программами и не превышает 6 месяцев. Опережающее профессиональное обучение работников осуществляется по очной и очно-заочной (вечерней) формам обучения; оно может быть курсовым (групповым) или индивидуальным. Обучение может проводиться по месту жительства и в другой местности. Обучение работников может проводиться на учебно-производственной базе учебных заведений, предприятий, а также на рабочих (учебных) местах самих организаций в порядке индивидуальной профессиональной подготовки у специалистов, обладающих соответствующей квалификацией (преподавательские услуги физических лиц). Для организации обучения между центром занятости населения и работодателем, планирующим опережающее обучение своих работников, заключается договор.
Обучение для работников бесплатное - все расходы, связанные с обучением, оплачивает учебному заведению Центр занятости населения.
Для участия в опережающем профессиональном обучении работников работодателю, работники которого находятся под риском увольнения, необходимо представить в Центр занятости населения необходимые документы. По результатам рассмотрения документов Центр занятости населения принимает решение о заключении договора с организацией на опережающее профессиональное обучение работников, в том числе на рабочих (учебных) местах работодателей в порядке индивидуальной профессиональной подготовки у специалистов, обладающих соответствующей квалификацией.
Центр занятости населения вправе отказать работодателям в заключении договора на опережающее профессиональное обучение работников в случаях:
отсутствия документов, гарантирующих трудоустройство каждого из работников по окончании обучения;
отсутствия средств федерального и краевого бюджетов на эти цели.
Финансирование программных мероприятий за счет краевого бюджета осуществляется на основании порядка, утвержденного Правительством края.
Во время практики были получены знания о составлении и заключении Государственных контрактов на оказание образовательных услуг по опережающему обучению работников. Также, в процессе производственной практики были получены практические навыки по составлению актов сдачи-приемки оказанных образовательных услуг (см. Приложение 2). Ознакомление с составлением спецификаций к контрактам (см. Приложение 3).
Кроме, участия в Программе отдел профессионального обучения и профессиональной ориентации, занимается работой по профессиональному ориентированию граждан, оказывая психологическую поддержку тем, кто стоит на учете в Центре занятости и испытывает затруднения в трудоустройстве в настоящее время. Чтобы помочь населению в профессиональной ориентации, проводятся компьютерные тестирования, для выявления профессиональных способностей человека. После тестирования, сотрудники отдела дают рекомендацию, в какой сфере трудовой деятельности человек может себя реализовать.
В период нахождения в отделе получены практические навыки по работе с гражданами, обратившимися в Центр занятости. Практические навыки заключались в том, чтобы помочь гражданам заполнить заявления - анкеты, выдать направления на стажировку. Также производилась работа с образовательными учреждениями города по заключению контрактов на профессиональное обучение и переобучение безработных граждан.
Вторым направлением Программы является «Организация общественных работ». Среди программ активной политики занятости программа организации общественных работ занимает одно из ведущих мест. Под общественными работами понимается трудовая деятельность, имеющая социально полезную направленность и организуемая в качестве дополнительной социальной поддержки граждан, ищущих работу.
Право на участие в общественных работах имеют граждане, зарегистрированные в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, безработные граждане. Преимущественным правом на участие в общественных работах пользуются безработные граждане, не получающие пособия по безработице, безработные граждане, стоящие на учете в органах службы занятости свыше шести месяцев. Участие граждан в общественных работах допускается только с их согласия. При направлении на общественные работы учитываются состояние здоровья, возрастные, профессиональные и другие индивидуальные особенности граждан. С лицами, желающими участвовать в общественных работах, заключается срочный трудовой договор. Срочный трудовой договор об участии гражданина в общественных работах может быть расторгнут им досрочно при устройстве на постоянную или временную работу.
Продолжающаяся трансформация российской экономической системы затрагивает все стороны жизни общества. В числе наиболее серьезных проблем по-прежнему остается обеспечение занятости населения. В этих условиях необходима адекватная система мер по повышению уровня защиты населения от вынужденной незанятости. Важнейшее место среди них занимают региональные системы управления занятостью и программы активной политики занятости.
Общественные работы - важная программа активной политики занятости. Развитие и совершенствование организации общественных работ определенным образом оказывают влияние на социально-экономическое развитие.
Реализация программы общественных работ позволяет обеспечить:
-потребность территорий и организаций в выполнении работ, носящих временной или сезонный характер;
-сохранение мотивации к труду у лиц, имеющих перерыв в работе;
-приобретение профессиональных знаний, умений, навыков;
-повышение информированности населения о возможности трудоустройства, услугах службы занятости, перспективах развития рынка труда;
-баланс спроса и предложения рабочей силы, ориентированной на потребности регионального рынка труда. Общественные работы организуются на основании договоров, заключенных между Центром занятости населения и работодателем. Реализация мероприятия «Организация общественных работ в организациях края и на социально-значимых объектах» осуществляется:
- в форме сохранения рабочих мест для занятых граждан, находящихся под риском увольнения, - на основании договоров, заключенных между краевым государственным учреждением службы занятости (центром занятости населения), работником и работодателем по постоянному месту работы;
в форме создания временных рабочих мест для занятых граждан, находящихся под риском увольнения, - на основании договоров, заключенных между краевым государственным учреждением службы занятости (центром занятости населения), работником и работодателем, создающим временные рабочие места либо органом местного самоуправления;
в форме создания временных рабочих мест для незанятых граждан, обратившимся за содействием в трудоустройстве в службу занятости (включая граждан, официально зарегистрированных в качестве безработного), проживающих в трудоизбыточных территориях.
Приоритетными направлениями общественных работ являются: благоустройство и озеленение населенных пунктов, ремонт жилья и социальных объектов, содержание и ремонт дорог, социальное обслуживание населения, технические работы по оформлению документов, распространение печатной продукции, восстановление историко-архитектурных памятников, комплексов, заповедных зон.
Для участия в организации общественных работ работодателю, работники которого находятся под риском увольнения, необходимо представить в центр занятости населения копию приказа, надлежащим образом заверенную, об установлении неполного рабочего времени, о временной приостановке работ, о предоставлении отпусков без сохранения заработной платы, о мероприятиях по высвобождению работников.
Центр занятости населения вправе отказать работодателю, создающему временные рабочие места для общественных работ, в заключении договора на организацию общественных работ в случаях:
наличия просроченной задолженности в бюджеты всех уровней и внебюджетные фонды;
отсутствия средств федерального и краевого бюджетов на эти цели.
Возмещение работодателю расходов на организацию общественных работ производится на основании счетов-фактур, копий накладных, подтверждающих стоимость инвентаря и хозяйственных материалов, актов выполненных работ, копий приказов об организации общественных работ, списков участников и расчетных ведомостей по оплате труда.
Средства на реализацию мероприятий Программы выделяются на основании предложений, разработанных органами местного самоуправления городских округов и муниципальных районов края, включая перечень организаций, численность участников мероприятий, объемы и виды общественных работ. Распределение средств по городским округам и муниципальным районам края утверждается Правительством Красноярского края.
В период прохождения практики по направлению Программы «Организация общественных работ» были получены навыки комплектования личных дел граждан участвующих в реализации этого направления, и передача дел на хранение в архив Центра занятости. Также производилось взаимодействие с предприятиями города, работа с работодателями, заключение договоров.
Третье направление Программы - содействие развитию малого предпринимательства и самозанятости безработных граждан. Направление разработано для граждан, признанных безработными в установленном законом порядке, стоящих на учете в Центре занятости.
Реализация мероприятия «Содействие развитию малого предпринимательства и самозанятости безработных граждан» осуществляется на основании договоров, заключенных между краевым государственным учреждением службы занятости (центром занятости населения) и безработным гражданином. Субсидии безработным гражданам из средств федерального бюджета выделяются при условии положительной оценки независимой экспертизы бизнес-плана.
При условии положительного заключения экспертизы бизнес-плана между Центром занятости населения и безработным гражданином заключается договор на предоставление субсидии на организацию предпринимательской деятельности.
Субсидия предоставляется в сумме годового размера причитающегося данному безработному гражданину пособия по безработице в соответствии с представленным бизнес-планом.
Субсидия будет оказываться в первую очередь на приоритетные виды экономической деятельности (бытовые услуги, общественное питание, транспортные услуги) и при создании дополнительных рабочих мест.
Участниками программы могут быть граждане Российской Федерации, признанные в установленном порядке безработными, достигшие 18-ти лет, и желающие организовать предпринимательскую деятельность. Участники проходят консультацию на предмет открытия собственного дела. После этого, если у участника есть интересная бизнес-идея, он пишет по ней план, который проходит экспертизу.
В рамках программы они могут получить информацию о возможности организовать собственное дело, консультации специалистов, пройти тестирование на выявление способностей к ведению предпринимательской деятельности, обучение по курсу «Основы предпринимательства», им может быть оказана помощь в составлении бизнес-плана и предоставлена субсидия на организацию предпринимательской деятельности.
В случае если экспертиза признает бизнес план эффективным, экономически выгодным, гражданин регистрируется в качестве индивидуального предпринимателя.
Финансовая поддержка безработным гражданам осуществляется в виде субсидий и грантов на организацию предпринимательской деятельности.
Финансирование программных мероприятий за счет краевого бюджета осуществляется в форме грантов на конкурсной основе безработным гражданам на организацию предпринимательской деятельности в размере до 100 тыс. рублей. Порядок проведения конкурса и условия предоставления финансовой поддержки определяются Постановлением Правительства Красноярского края.
По этому направлению были получены знания по содержанию и составлению бизнес-плана.
И последним, направлением Программы является адресная поддержка ищущих работу граждан, переезжающих в другую местность для трудоустройства на рабочие места постоянного и временного характера.
Существует всероссийский банк вакансий. Центр занятости связывается с предприятиями, подающими заявки о своих потребностях в рабочей силе. Учитывая пожелания работодателя, подбирается конкретный работник, который проходит собеседование с представителем работодателя. После чего предприятие дает Центру занятости гарантийное письмо о том, что оно принимает данного работника к себе на работу. С человеком, прошедшим отбор, заключается договор, на основании которого путем авансирования оплачивается его переезд к новому месту работы, суточные и наем жилья.
Реализация мероприятия «Адресная поддержка ищущих работу граждан, переезжающих в другую местность для трудоустройства на рабочие места постоянного и временного характера» осуществляется на основании договоров, заключенных между краевым государственным учреждением службы занятости (Центром занятости населения), ищущим работу гражданином, обратившимся за содействием в трудоустройстве в службу занятости, и работодателем.
Получателями адресной поддержки при переезде в другую местность для трудоустройства на рабочие места постоянного и временного характера могут быть граждане, постоянно проживающие на территории Красноярского края на момент обращения в Центр занятости населения за содействием в трудоустройстве, имеющие необходимую профессию (специальность) и квалификацию для трудоустройства на вакансии, заявленные в органы службы занятости работодателями. В приоритетном порядке адресная поддержка оказывается работникам, находящимся под риском увольнения, и гражданам, признанным в установленном порядке безработными.
Финансирование данного мероприятия осуществляется за счет предоставленной краевому бюджету субсидии из федерального бюджета. Адресная поддержка осуществляется на основании:
заявления гражданина, претендующего на адресную поддержку;
приглашения от работодателя, с указанием предполагаемой даты приема, периода трудоустройства, условий проживания;
договора, заключенного между центром занятости населения, гражданином, зарегистрированным в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, и работодателем.
По окончанию срока работ получатель адресной поддержки в установленные договором сроки предоставляет в Центр занятости населения авансовый отчет (проездные документы, счета за проживание). Возврат средств, не использованных получателем адресной поддержки, осуществляется в установленном договором порядке.
По последнему направлению Программы - производилась работа по заключению договоров между Центром занятости и гражданами зарегистрированными на учете в службе занятости.
4. Общая схема работы Центра занятости населения по обслуживанию граждан
. Назначение и история создания Программного Комплекса «Катарсис»
Работы по созданию программных продуктов, предназначенных для автоматизации деятельности центров занятости населения, были начаты компанией «Катарсис» в 1991 году. И первый из разработанных ею в то время программных продуктов - Автоматизированная система обработки информации «Трудовые ресурсы» - создана для Комитета по труду и занятости населения Ленинграда и Ленинградской области. Система была ориентирована на автоматизацию отделов трудоустройства, профессионального обучения и анализа центров занятости населения. В этом же году в Ленинградской области началось внедрение разработанных компанией автоматизированных систем «Начисление и выплата пособий» (автоматизация расчетов и выплат пособий по безработице, стипендий, материальной помощи и др.) и «Фонд занятости» (автоматизация отделов по контролю поступлений в Фонд занятости).
К началу 1995 года уже в 28 региональных службах занятости России эксплуатировались автоматизированные системы, созданные компанией. К этому времени Научно - производственной компанией «Катарсис» были созданы еще ряд систем: автоматизированная система «ПРОФКАТ» (автоматизация отделов профобучения и профконсультирования центров занятости), автоматизированная система «Анализ» (формирование региональных статистических форм), информационные системы «Консультант-1» и «Консультант-2», подсистема дискетно-модемной поддержки обмена информацией.
Программные продукты компании не стояли на месте, системы постоянно модернизировались в соответствии с выходящими государственными и отраслевыми законодательными актами, внедрением новых форм и методов работы. Разработчики всегда с готовностью откликались на предложения Заказчиков сделать автоматизированные системы более функционально - насыщенными и удобными в работе.
Сегодня свыше тысячи подразделений в более чем 40 региональных службах занятости населения России используют программное обеспечение, созданное Научно - производственной компанией «Катарсис».
В начале 1995 года компанией было принято решение о разработке нового уровня прикладных решений для автоматизации подразделений службы занятости России - Программного Комплекса «Катарсис» версии 7.0. Разработка нового продукта длилась в течение 3 лет, суммарные затраты на его создание составили порядка 50 человеко - лет.
Осенью 1997 года была принята в опытную эксплуатацию первая версия нового продукта. Новое прикладное программное обеспечение успешно прошло все этапы опытной эксплуатации, а в течение 1998 - 2000 годов был осуществлен переход служб занятости России на его промышленную эксплуатацию.
Программный Комплекс «Катарсис» версии 7.0 является многофункциональной системой, предназначенной для автоматизации основных направлений деятельности территориальных органов по вопросам занятости населения Минтруда России.
Для автоматизации основных направлений деятельности на районном уровне в ПК «Катарсис» присутствуют следующие функциональные задачи:
1.первичный и повторный прием граждан;
2.приказооборот;
.профобучение и профконсультирование;
·организация общественных работ;
·учет квотируемых рабочих мест;
·организация молодежной практики;
·работа с работодателями;
·ведение договоров;
·межтерриториальный обмен вакансиями;
·начисления и выплаты;
·оказание информационно - справочных услуг;
·анализ данных;
·формирование произвольных отраслевых и региональных статистических и графических форм;
·формирование государственных статистических форм;
·прикладное тиражирование данных.
Для автоматизации основных направлений деятельности на региональном уровне в ПК «Катарсис» присутствуют такие функциональные задачи, как обеспечение доступа к первичным данным районных отделов занятости, объединение и проверка государственных статистических форм, объединение произвольных отраслевых и региональных статистических форм, формирование произвольных форм отчетности, ведение договоров и др.
Основными достоинствами Программного Комплекса «Катарсис» являются:
·полное отражение текущего состояния предметной области службы занятости;
·обеспечение работы подразделений районного, городского и регионального уровней;
·масштабируемость, которая позволяет эффективно функционировать Комплексу, как в небольших районных подразделениях службы занятости, так и в крупных городских центрах с разветвленной сетью филиалов;
·наличие в составе Комплекса подсистемы прикладного тиражирования данных, позволяющей поддерживать единый банк данных в территориально удаленных подразделениях службы занятости;
·открытость Комплекса, позволяющая осуществлять обмен информацией территориальных органов службы занятости с Министерством, между собой, с различными ведомствами социального блока и другими организациями;
·настройка Комплекса на любую используемую технологию работы;
·незначительные требования к аппаратному и общему программному обеспечению (ПО);
·высокая интеллектуальность;
·наличие эргономичного и интуитивно понятного интерфейса пользователя, а также развитых средств обучения;
·наличие оперативной и качественной поддержки со стороны разработчиков;
·унификация и стандартизация лингвистического обеспечения для всех регионов, эксплуатирующих данное ПО;
·низкие затраты на сопровождение и ввод в промышленную эксплуатацию новых версий;
·обеспечение достаточного уровня надежности и отказоустойчивости ПО.
Необходимо особо подчеркнуть, что ПК «Катарсис» не является отражением взглядов и подходов к решению вопросов автоматизации коллектива разработчиков или специалистов службы занятости населения (СЗН) какого - либо региона. В Комплексе нашли отражение требования и взгляды на автоматизацию основных направлений деятельности СЗН всех регионов, использующих разработанные компанией программные продукты. Он представляет собой объединение лучших решений и технологий. Опыт многолетней промышленной эксплуатации ПО позволил в 7-й версии Комплекса создать гибкую и настраиваемую технологическую схему взаимодействия между всеми специалистами подразделений СЗН. Был обобщен опыт работы различных регионов, и в рамках нового прикладного ПО предложены различные варианты построения технологии работы центров занятости при автоматизированной обработке данных.
Десять лет назад Научно - производственная компания «Катарсис» разработала серию продуктов, которые быстро завоевали рынок и явились своеобразным эталоном качества создаваемого ПО для подразделений службы занятости населения Российской Федерации. Сегодня компания предлагает полностью переработанное ПО, спроектированное с учетом текущего состояния предметной области службы занятости и современных требований, предъявляемых к корпоративным системам автоматизации.
6. Регистрация граждан, обратившихся в службу занятости в целях поиска подходящей работы (первичная регистрация)
Специалист первичного приема проверяет правильность оформления предъявляемых документов, проверяет сведения о клиенте по базе данных ПК «Катарсис» (Работа с гражданами - информация о клиенте (общий раздел)) в целях исключить повторную регистрацию и отследить, стоял ли ранее на учете в службе занятости, имел ли нарушения законодательства о занятости.
Регистрация осуществляется путем заполнения «Формы 3 - обратившиеся» в ПК «Катарсис» (Работа с гражданами - прием клиентов - первичный прием), специалист службы занятости знакомит гражданина с критериями подбора подходящей работы, условиями регистрации в качестве безработного, порядком дальнейшего взаимодействия с ЦЗН.
При этом распечатывается карточка персонального учета (КПУ) ищущего работу (Работа с гражданами - групповые операции с КПУ - печать КПУ) (см. Приложение 4).
В случае, если есть вакансия удовлетворяющая всем требованиям (поиск вакансии осуществляется в ПК «Катарсис»: Работа с гражданами - типовые операции - подбор вакансии - задание условий выбора), специалист ЦЗН звонит работодателю, и если заявленная вакансия не заполнена, то выдает направление к работодателю (Бланк: «Направление на работу» распечатывается из ПК «Катарсис»: Работа с гражданами - типовые операции - подбор вакансии - задание условий выбора - направление) и разъясняет, что клиент должен посетить работодателя в течение 3-х дней, в случае трудоустройства обязательно сообщить об этом в ЦЗ.
·если клиент отказывается от двух вариантов предложенной подходящей работы в течение 10 дней, а впервые ищущие работу (ранее не работающие) и при этом не имеющие профессии (специальности) от двух вариантов получения профессиональной подготовки или оплачиваемой работы, то такие граждане могут быть зарегистрированы в качестве безработного.
Для повышения эффективности работы специалистов ЦЗН по трудоустройству безработных граждан проводятся мероприятия по профилированию. На этапе регистрации граждан, обратившихся в целях поиска подходящей работы, выявляется основная профильная группа граждан с учетом профессионального потенциала и мотивации.
Для проведения процедуры профилирования инспектор первичного приема направляет клиента к специалисту - профконсультанту ЦЗН.
Для определения группы профилирования клиенту предлагается ответить на вопросы анкет с целью определения уровня профессиональной востребованности - УПВ и уровня мотивационной готовности - УМГ. Анкеты заполняются клиентом самостоятельно (см. Приложение 5, 6).
Результаты подсчитываются с использованием шаблонов и отмечаются в оценочном листе клиента, а также отмечается профильная группа клиента.
После регистрации и выявления профильной группы, определяется, какая работа для гражданина является подходящей (соответствует профессиональной пригодности работника с учетом его уровня профессиональной подготовки, условиям последнего места работы, состоянию здоровья, транспортной доступности рабочего места) и подбираются варианты трудоустройства.
В завершении приема выдается «Памятка ищущего работу», где отмечается назначенная дата и время следующего посещения службы занятости, а также фамилия специалиста, который в дальнейшем будет работать с клиентом (см. Приложение 7).
Дело гражданина, ищущего работу передается специалисту по трудоустройству (повторный прием).
7. Блок - схема этапа регистрации граждан в качестве ищущего работу
Заключение
В целом производственная практика прошла достаточно продуктивно. По окончании прохождения практики в Центре занятости населения города Ачинска были сделаны следующие выводы: цели, поставленные в начале практики достигнуты, изучены пути повышения эффективности работы службы занятости населения, изучены основные Программы и направления, по которым осуществляет свою деятельность Центр занятости. Рассмотрены меры по снижению напряженности на рынке труда в условиях экономического кризиса в 2009 году.
Непосредственно, в процессе практики производилась работа с документами такими как: личные дела безработных граждан, договорами, контрактами, приказами, приобретены навыки комплектования входящей и выходящей документации Центра занятости.
Также осуществлялась работа с безработными гражданами, стоящими на учете в службе занятости, которая заключалась в том, чтобы помочь людям заполнить заявления - анкеты на предоставление государственной услуги.
В ходе практики были изучены нормативные документы, Административные регламенты в соответствии с которыми ведется деятельность Центра занятости. Сотрудники службы занятости строго обязаны осуществлять работу на основании Административных регламентов.
Благоустройство здания Центра занятости - отвечает всем основным нормам, созданы все условия для работы с населением города. Кабинеты удобно оборудованы как для сотрудников, так и для клиентов службы занятости.
Деятельность Центра занятости населения ведется на базе Программного Комплекса «Катарсис» версии 7.0. На практике были получены навыки работы с данным программным обеспечением.
Практика помогла применить практически и теоретические знания, полученные за время обучения в Аграрном университете. За время прохождения производственной практики был получен достаточный практический опыт по работе с населением города, с документацией учреждения, что дало возможность составить полное и цельное представление о деятельности Центра занятости населения, о порядке предоставления государственных услуг гражданам, испытывающим затруднения в трудоустройстве.
Приложение 1
Динамика численности безработных за 2006-2009 гг. Тыс. чел.
Показатели Годы 20062007200820091 кварталСреднегодовая численность населения118,7116,8114,1112,8Трудоспособное население в трудоспособном возрасте71,871,370,870,3Численность безработных зарегистрированных на конец отчетного периода0,90,90,751,52Уровень безработицы, %1,251,261,062,16
Приложение 2
Форма акта сдачи-приемки оказанных услуг к государственному контракту
Акт сдачи - приемки оказанных услуг
«___» ____________ 200__г.
Мы, нижеподписавшиеся, Краевое государственное бюджетное учреждение Центр занятости населения _____________________________(города, района) в лице директора_________________________________________________________
и ___________________________________________________________
(наименование образовательного учреждения, организации)
в лице директора________________________ составили акт о том, что условия, предусмотренные в контракте № ____ на оказание образовательных услуг по профессиональному обучению безработных граждан в 2009 году от «___» __________ 200__г. выполнены в полном объеме.
№ п/пФИОЕд. изм.КоличествоЦенаСумма1.2.
По оказанным услугам Заказчик претензий не имеет.
______________________ _______________________
«Заказчик» «Исполнитель»
Директор Директор
____________________ _______________________
М.П. М.П.
Гл. бухгалтер Гл. бухгалтер
_____________________ ________________________
СОГЛАСОВАНО:
Приложение 3
Форма спецификации к государственному контракту
Спецификация № ____
к государственному контракту № ____ от «___» ___________ 2009 года
Заказчик: __________________________________________________
_________________________________________________________
Исполнитель: _________________________________________________
_______________________________________________________
№ п/пПолное наименование комплекса оказываемых услугЕд. изм.Кол. чел.Цена за ед. (руб.)Общая сумма1234561чел./мес.Итого:
«Заказчик» «Исполнитель»
____________________________ ________________________
_____________________________ ________________________
_____________________________ ________________________
Директор ___________________ Директор________________
М.П. М.П.
Гл. бухгалтер ________________ Гл. Бухгалтер____________
Приложение 4
КАРТОЧКА ПЕРСОНАЛЬНОГО УЧЕТА №___
Ф.И.О._______________
Дата обращения__________
_________________________________________________________
Сообщаю, что предпринимателем не зарегистрирован, по трудовому договору, трудовому соглашению, контракту, договору подряда, на временных работах не работаю, учредителем организаций не являюсь. Владельцем земельного пая не являюсь: совладельцем не выделенного земельного пая в общей собственности, не являюсь владельцем выделенного земельного пая.
В случае трудоустройства, регистрации предпринимателем, учреждения мною организации или назначения пенсии ОБЯЗУЮСЬ незамедлительно уведомить об этом службу занятости населения.
В случае признания меня безработным прошу назначить мне пособие по безработице и перечислять его в отделение сбербанка 180 на лицевой счет №__________________________
В случае нарушения мною вышеуказанных обязательств ОБЯЗУЮСЬ вернуть незаконно полученные денежные средства.
С правами и обязанностями ищущего работу, с условиями и сроками перерегистрации ОЗНАКОМЛЕН. Достоверность сведений, представленных мною для регистрации в целях поиска подходящей работы, ПОДТВЕРЖДАЮ.
Дата составления_____________/Ф.И.О/
Специалист______Ф.И.О
_______________________________________________________
. Общие сведения. ___________________________________________
Дата обращения____________
Ф.И.О.______________________
Дата рождения______________
Паспорт_________ Кем выдан____________ Когда__________ Пол__
Гражданство________________
Номер свид. ГПС_____________
ИНН________________________
Адрес_______________________
Телефон_____________________
Сем. положение______________
Количество иждивенцев_______
Отношение к занятости_______
Категория незанятости________
Образование__________________
Профессии по образованию:
уч. заведение________________
Профессии по труд. кн. № :
Профессия на последнем месте работы:
Последнее место работы:
Дата увольнения_________
Причина увольнения__________
Информация для начисления:
Общий стаж (л/м/д)________ / / льготный стаж (л/м/д) / /
страховой стаж (л/м/д)_____ / /
стаж за 12мес. (недель)______
Ср. зар. Плата (руб)_________
Сбербанк, счет______________
Особые категории___________Ранее не работавшие, Подростки, Дети из малообеспеченной семьи,
Дети из многодетгой семьи, Дети из неполной семьи
Особые навыки и качества:
_____________________________________________________________
. Пожелания к будущей работе_________________________________
______________________________________________________
Дата составления_________ Ф.И.О. специалиста
Приложение 5
Обработка анкеты УПВ (для специалиста ЦЗН)
№ВопросОтветбалл1ОбразованиеА) общее среднее Б) начальное профессиональное В) среднее профессиональное Г) высшее профессиональное0 1 2 32Возраст, летА) менее 20 Б) от 20 до 29 В) от 30 до 40 Г) от 41 до 50 Д) свыше 501 2 3 2 13Общий стаж работы, летА) стажа не имеет Б) менее 3 лет В) от 3 до 10 лет Г) от 11 до24 лет Д) 25 лет и более0 1 3 5 24Стаж работы на последнем месте, летА) стажа не имеет Б) менее 5 лет В) от 5 до 10 лет Г) от 10 до 19 лет Д) 20 лет и более0 1 4 3 25Повышали ли квалификацию в Течение последних 2-х лет?А) да Б) нет2 06Какова длительность перерыва в работе?А) до месяца Б) от 1 до 6 мес. В) до года Г) более года3 2 1 07Есть ли профессиональные планы на ближайшую перспективу (1 - 2 года)?А) да Б) нет В) не знаю2 0 18Смогут ли бывшие сослуживцы дать Вам профессиональные рекомендации?А) да Б) нет В) не знаю3 0 19Насколько востребована профессия на рынке труда? (отвечает специалист ЦЗН)А) профессия востребована Б) средняя востребованность В) не востребована5 2 1Общий итог:
Ключ:
- 10 низкий уровень профессиональной востребованности
- 20 средний уровень профессиональной востребованности
- 30 высокий уровень профессиональной востребованности
Результат заносится в оценочный лист для определения профильной группы.
Приложение 6
Обработка анкеты УМГ (для специалиста ЦЗН)
1.Какую помощь Вы хотите получить в ЦЗ прежде всего?
·помощь в трудоустройстве - 2
·помощь в организации собственного дела - 2
·приобретение навыков для успешного поиска работы - 1
·помощь в адаптации к изменившимся условиям жизни - 1
·переобучение или повышение квалификации - 1
·материальную поддержку (пособие) - 0
2.Что на Ваш взгляд, прежде всего, поможет Вам в трудоустройстве?
·моя активная позиция в поиске работы - 2
·реальный подход к возможностям своего трудоустройства - 1
·повышение квалификации - 1
·получение другой профессии - 1
·помощь в организации собственного дела - 1
·варианты работы, предложенные службой занятости - 1
·ничего не поможет - 0
·другое_______________________________________________
3.Как скоро Вы готовы приступить к работе?
·немедленно, по мере поступления предложений - 2
·не сразу, необходимо, чтобы всё меня устраивало - 1
·можно отдохнуть, если предоставляется такой шанс - 0
·у меня вообще нет желания работать - 0
4.Что Вы предпринимаете для трудоустройства?
·если ответы направлены на поиск работы, например: постоянно просматриваю газеты, опрашиваю знакомых, рассылаю резюме, посещаю информационный зал ЦЗН - 2
·если ответы отражают нейтральную позицию, например: при случае узнаю о вакансиях, но активно поиском не занимаюсь - 1
·если ответы не выражают мотивации к трудоустройству - 0
5.Готовы ли Вы в случае отсутствия подходящей для Вас вакансии работать с зарплатой ниже вашего прежнего заработка?
·да, но только по специальности - 1
·да, если подойдут условия труда - 1
·да, если предложенная зарплата будет ненамного ниже прежней - 1
·да, готов работать с любой по размеру заработной платой - 2
·нет - 0
6.Готовы ли Вы поменять характер работы, вид деятельности, сменить профессию в целях трудоустройства?
·нет - 0
·у меня есть время попытаться найти работу по своей специальности - 1
·да - 2
·не знаю - 0
7.Обращались ли Вы в другие службы по трудоустройству?
·да, во многие - 2
·да, обращался в некоторые из них - 1
·нет, потому что не знаю об их существовании - 0
·нет, потому, что считаю это пустой тратой времени - 0
·нет - 0
8.Занимались ли Вы самостоятельным поиском работы?
·да, веду самостоятельный поиск работы почти каждый день - 2
·да, веду самостоятельный поиск время от времени - 1
·занимался раньше - 0
·занимался раньше, а теперь потерял веру в эффективность этого занятия - 0
·нет, так как надеюсь на помощь ЦЗ - 0
·нет, так как думаю, что это не поможет в моей ситуации - 0
·нет, так как нет желания - 0
9.Что для Вас является на данный момент более значимым и наиболее важным?
·помощь в трудоустройстве - 2
·материальная поддержка (пособие) - 0
10.Можете ли позволить себе вообще не работать (например, находиться на содержании у мужа/жены и т.п.)?
·да - 0
·нет - 2
Ключ:
- 6 баллов - низкий уровень мотивационной готовности
- 15 баллов - средний уровень мотивационной готовности
- 20 баллов - высокий уровень мотивационной готовности
Результат заносится в оценочный лист для определения профильной группы.
Приложение 7
Памятка ищущего работу
Гр - н (ка)___________________________________________________
(ф.и.о.)
зарегистрирован в_______________________________________ Ц.З.Н.
как безработный (ая), как ищущий (ая) работу
с _____ ___________________200__г.
Памятка безработного:
1.Вы обязаны лично являться в ЦЗН в строго установленные для Вас дни.
2.В случае, если указанные дни совпадают с нерабочими днями, необходимо явиться на день раньее.
.При перерегистрации постоянно иметь при себе паспорт, трудовую книжку, документ об образовании.
.В случае Вашей неявки на перерегистрацию без уважительной причины. Выплаты пособия приостанавливаются на срок до 3-х месяцев. Уважительной причиной считается наличие больничного листа.
.В случае Вашего трудоустройства Вы обязаны своевременно сообщить об этом в ЦЗН.
Дата и время посещения ЦЗН:
_____________________________________________________________
_____________________________________________________________
_____________________________________________________________