Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Уральский Государственный Горный Университет»
Факультет Геологии и Геофизики
Отчёт по первой производственной практике
Руководитель практики: Кожевников Александр Валерьевич
Екатеринбург, 2013
Содержание
Введение
Время прохождения практики
Общее описание предприятия
План работ
Камнерезная мастерская
Технологическая карта изготовления шкатулки
Технологический процесс изготовления шкатулки
Технологическая карта изготовления часов
Технологический процесс изготовления часов
Заключение
Список использованных источников
Введение
Богатейшим источником камня в России является Урал, и название «уральские камни» и «уральские самоцветы», сделалось почти нарицательным. Еще с начала XVIII в. уральские самоучки стали извлекать из земли самоцветы для огранки и постепенно научились их обрабатывать. В районе Мурзинки добывали темные аметисты и синеватые топазы, голубые топазы и вишнево-розовый турмалин, который французы в XVIII в. прозвали сибиритом. Все эти камни крестьяне добывали и частью гранили у себя в деревнях, на примитивных станках, а частью увозили в Екатеринбург, где была сосредоточена главная ограночная промышленность. Кроме огранки прозрачного камня с XVIII в. на Урале стали выпускать изделия из непрозрачного цветного камня. Вокруг Екатеринбургской гранильной фабрики возникли мастерские по обработке малахита, яшм, орлеца, змеевика и селенита.
Формы и приемы производства изделий из камней на Урале отличались большим постоянством. Основными изделиями были различного вида шкатулочки, брелоки, печатки; изредка выпускались вазочки, тарелочки, чаши, пепельницы и другие художественные изделия. Главная задача Екатеринбургской гранильной фабрики заключалась в распиловке и резьбе твердых пород камней и изготовлении из них крупных художественных изделий.
Одним из самых излюбленных и характерных уральских камней является малахит, который после открытия медных рудников Урала стал добываться в больших количествах. Вторым камнем, которым может гордиться Урал в своих декоративных каменных изделиях, является родонит, который нигде не встречается в таких больших количествах и такого высокого качества, как в России. Третью группу поделочных камней Урала составляют яшмы, с которыми не могут соперничать яшмы ни одной страны в мире.
В настоящее время в Екатеринбурге и в Свердловской области находится множество ювелирных мастерских, которые занимаются ремонтом и изготовлением ювелирных и камнерезных изделий, определением вида металла, проверкой подлинности пробирных клейм, идентификацией и определением оценочных характеристик камней, оформлением и выдачей экспертного заключения.
Объектами практики для учащихся по специальности являются ювелирные, камнерезные и камнеобрабатывающие предприятия.
Основные задачи практики.
закрепление теоретических знаний о художественной обработке камня;
углубленное изучение технологических процессов;
привитие практических навыков самостоятельной работы.
Время прохождения практики
Практика по специальности «Технология художественной обработки материалов» (ТХО) проводится в 6-ом семестре, в течение 6 недель. Сроки проведения практики определяются заблаговременно, согласовываются с предприятием. Сроки прохождения с 25 июня по 3 августа (согласно учебному плану 2011/2012 учебного года).
Общее описание предприятия
«Центр строительных экспертиз Урала» расположено по адресу: г.Екатеринбург, ул.Карла Маркса, 8, оф.515. Центральный офис расположен в г.Омск.
Имеет организационно правовую форму - Общество с Ограниченной Ответственностью.
Занимается вопросами:
.независимая экспертиза;
.обследование зданий;
.согласование перепланировок;
.оценка ущерба;
.юридические услуги в сфере строительства и недвижимости;
.защита прав потребителей.
План работ
Исходя из задач практики, совместно с руководителем был составлен план работы:
·поиск контактов ювелирных, камнерезных и камнеобрабатывающих компаний в сети интернет;
·отправка факсов с коммерческими предложениями;
·обзвон потенциальных заказчиков.
В процессе работы я посетила камнерезную мастерскую «Вариант» (г.Верхняя Пышма), где наблюдала технический процесс изготовления изделий из поделочного камня.
Камнерезная мастерская
Мне была предоставлена возможность свободно посещать камнерезную мастерскую в г.Верхняя Пышма для изучения процесса изготовления изделий из поделочного камня. В этой мастерской мне была отведена роль наблюдения за процессами производства.
Технологический процесс, в результате которого камню придают требуемую форму, состоит из ряда операций. Среди основных таких операций можно назвать:
·Разработка эскиза
·Подбор сырья
·Разметка сырья
·Изготовление деталей
·Подгонка деталей
·Соединение деталей
·Шлифовка, чистка, полировка.
Технологическая карта изготовления шкатулки
ОперацияИнструменты и оборудованиеВремяРазработка эскизаБумага, карандаш, ластик4 часаПодбор сырья.Змеевик30 минутРазметка сырьяПростой карандаш15 минутРаспиловка на блокиСтанок СРК-400 с алмазным отрезным диском1 часРаспиловка блоков на заготовкиСтанок СРК-400 с алмазным отрезным диском2 часаПроточка заготовокПлоскошлифовальный станок, шлифпорошок №10.5 часовСклеиваниеЛегкоплавкая мастика1 часПротачивание торцов и боковых сторонПлоскошлифовальный станок, шлифпорошок №10.3 часаШлифовкаПлоскошлифовальный станок, микропорошок М281 деньПолировкаПолировальный станок с войлочным кругом, окись хрома1 деньМойкаВода20 минутСборка коробкиЭпоксидная смола ЭД-20 с отвердителем ПЭПА2 часаПриклеивание дна и подставкиЭпоксидная смола ЭД-201 часПриклеивание крышкиВременная мастика10 минутРазметка границ сторон на крышкеПростой карандаш10 минутОтклеивание крышки10 минутПриклеивание ограничителей на крышкуЭпоксидная смола ЭД-2030 минутЗачистка от остатков эпоксидной смолы1 часУбираем мелкие недочеты20 минут
Технологический процесс изготовления шкатулки
.Разработка эскиза. Разработка эскиза начинается с появления идеи. Для начала делаются небольшие зарисовки с целью определения конечной формы и размера изделия. После этого делается чистовой вариант эскиза для разрабатываемого изделия.
Шкатулка состоит из дна, крышки, боковых сторон и углов, имеющих трапецевидную форму и подставки. Размеры дна 60*60*5, крышки 80*80*15*60, боковой стороны 80*5*30*60, подставки 70*70*5.
.Подбор сырья. Самым важным в подборе сырья является - выбор цвета, размер сырья, его качество. Необходимо, чтобы выбранное сырье было того цвета, который задумал автор эскиза. Выбранный образец камня должен по размерам соответствовать задуманному изделию. Наличие на поверхности изделий трещин, пор и раковин природного характера, не угрожающих их целостности и не ухудшающих внешнего вида, браковочным признаком не является. Дефекты, ухудшающие внешний вид изделий, должны быть тщательно закрыты мастикой под цвет и фактуру цветного камня. Допускаются включения рудных минералов и другие включения, не поддающиеся полированию, если они не ухудшают внешний декоративно-художественный вид и не угрожают его целостности.
Мы выбрали змеевик, так как он обладает небольшой твёрдостью(5-6 по шкале Мооса), а также является наиболее доступным.
.Разметка сырья. Разметка на камне производится с припуском 1-2 мм. Этот припуск необходим, чтобы при дальнейшей обработке деталей не убрать лишнего. Разметка делается алюминиевым карандашом либо маркером, либо простым карандашом.
.Распиловка на блоки на станке СРК-400. Распиловка сырья по разметке на детали. Данная операция производится на подрезном станке алмазным отрезным диском.
.Распиловка блоков на заготовки с припуском 4 мм.
.Проточка заготовок по толщине на плоскошлифовальном станке с припуском 1-2 мм, с использованием абразива: шлифпорошок №10.
.Склеивание на легкоплавкую мастику. Прежде чем делать обтачивание в размер необходимо склеить между собой одинаковые части шкатулки.
.Протачивание торцов и боковых сторон с припуском 1-2 мм на плоскошлифовальном станке с абразивом: шлифпорошок №10.
.Шлифовка деталей на плоскошлифовальном станке с применением абразива: микропорошок М28. Заведение фасок. Это очень важная операция перед полировкой. Необходимо очень точно отшлифовать детали подсвечника так, чтобы их размеры совпали с размерами, указанными на эскизе. Также шлифовку в размер можно назвать доводкой. Доводка и полирование изделий из цветных камней являются финишными операциями технологического процесса. Операцию доводки выполняют с помощью мелкозернистого абразива, зёрна которого свободно распределены в доводочной пасте или суспензии. Инструментом служит притир, на поверхность которого наносится паста или суспензия. Относительное перемещение изделия и притира должно быть таким, чтобы абразивное зерно при каждом ходе перемещалось по новой траектории.
После того как выполнена шлифовка в размер (доводка) следует сделать фаски. Они нужны для того, чтобы острыми краями деталей подсвечника не порвать полировальники, чтобы не порезать руки, а также для эстетических целей.
10.Полировка деталей на полировальном станке с войлочным кругом с окисью хрома. Полирование является последней операцией при изготовлении художественных изделий. Оно уменьшает шероховатость поверхности и придает ей блеск.
11.Мойка.
.Сборка коробки на эпоксидную смолу ЭД-20 с отвердителем ПЭПА
.Приклеивание дна и подставки(эпоксидная смола ЭД-20).
.Приклеивание крышки на временную мастику.
.Разметка границ сторон на крышке.
.Отклеивание крышки.
.Приклеивание ограничителей на крышку(эпоксидная смола ЭД-20).
.Зачистка от остатков эпоксидной смолы.
.Убираем мелкие недочеты.
Технологическая карта изготовления часов
ОперацияИнструменты и оборудованиеВремяРазработка эскизаБумага, карандаш, ластик4 часаПодбор сырья.Змеевик30 минутРазметка сырьяПростой карандаш15 минутРаспиловка на блокиСтанок СРК-400 с алмазным отрезным диском1 часРаспиловка блоков на заготовкиСтанок СРК-400 с алмазным отрезным диском2 часаПроточка заготовокПлоскошлифовальный станок, шлифпорошок №10.5 часовСверление отверстия для часовСверлильный станок с алмазным напылением2 часаШлифовкаПлоскошлифовальный станок, микропорошок М281 деньРазметка подставки под углом 80 градусовПростой карандаш, угольник20 минутСтачивание подставки под углом 80 градусовПлоскошлифовальный станок, микропорошок М281 деньПолировкаПолировальный станок с войлочным кругом, окись хрома1 деньМойкаВода20 минутВставить часовой механизм30 минутСклеиваниеЭпоксидная смола ЭД-20 с отвердителем ПЭПА1 часЗачистка от остатков эпоксидной смолы1 часУбираем мелкие недочеты20 минут
Технологический процесс изготовления часов
камнерезный поделочный технологический шкатулка
1.Разработка эскиза. Разработка эскиза начинается с появления идеи. Для начала делаются небольшие зарисовки с целью определения конечной формы и размера изделия. После этого делается чистовой вариант эскиза для разрабатываемого изделия. Часы состоят из основной части и подставки. Размеры основной части 80*10*8, подставки 60*60*15*55.
.Подбор сырья. Самым важным в подборе сырья является - выбор цвета, размер сырья, его качество. Необходимо, чтобы выбранное сырье было того цвета, который задумал автор эскиза. Выбранный образец камня должен по размерам соответствовать задуманному изделию. Наличие на поверхности изделий трещин, пор и раковин природного характера, не угрожающих их целостности и не ухудшающих внешнего вида, браковочным признаком не является. Дефекты, ухудшающие внешний вид изделий, должны быть тщательно закрыты мастикой под цвет и фактуру цветного камня. Допускаются включения рудных минералов и другие включения, не поддающиеся полированию, если они не ухудшают внешний декоративно-художественный вид и не угрожают его целостности.
Мы выбрали змеевик, так как он обладает небольшой твёрдостью(5-6 по шкале Мооса), а также является наиболее доступным.
.Разметка сырья. Разметка на камне производится с припуском 1-2 мм. Этот припуск необходим, чтобы при дальнейшей обработке деталей не убрать лишнего. Разметка делается алюминиевым карандашом либо маркером, либо простым карандашом.
.Распиловка на блоки на станке СРК-400. Распиловка сырья по разметке на детали. Данная операция производится на подрезном станке алмазным отрезным диском.
.Распиловка блоков на заготовки с припуском 4 мм.
.Проточка заготовок по толщине на плоскошлифовальном станке с припуском 1-2 мм, с использованием абразива: шлифпорошок №10.
.Сверление отверстия для часов на сверлильном станке.
.Шлифовка деталей на плоскошлифовальном станке с применением абразива: микропорошок М28. Это очень важная операция перед полировкой. Необходимо очень точно отшлифовать детали часов так, чтобы их размеры совпали с размерами, указанными на эскизе. Также шлифовку в размер можно назвать доводкой. Доводка и полирование изделий из цветных камней являются финишными операциями технологического процесса. Операцию доводки выполняют с помощью мелкозернистого абразива, зёрна которого свободно распределены в доводочной пасте или суспензии. Инструментом служит притир, на поверхность которого наносится паста или суспензия. Относительное перемещение изделия и притира должно быть таким, чтобы абразивное зерно при каждом ходе перемещалось по новой траектории.
.Формообразование округлых форм основной части, разметка и стачивание подставки под углом 80 градусов. Заведение фасок. После того как выполнена шлифовка в размер (доводка) следует сделать фаски. Они нужны для того, чтобы острыми краями деталей подсвечника не порвать полировальники, чтобы не порезать руки, а также для эстетических целей.
.Полировка деталей на полировальном станке с войлочным кругом с окисью хрома. Полирование является последней операцией при изготовлении художественных изделий. Оно уменьшает шероховатость поверхности и придает ей блеск.
.Мойка.
.Вставить часовой механизм.
.Склеивание на эпоксидную смолу ЭД-20 с отвердителем ПЭПА.
.Зачистка от остатков эпоксидной смолы.
.Убираем мелкие недочеты.
Заключение
За время прохождения производственной практики, я узнала у специалистов технологию производства изделий из поделочного камня, была ознакомлена с организационной структурой предприятия, с документацией организации, получила представление о том, какие предприятия, занимающиеся художественной обработкой камня, находятся в Екатеринбурге и в Свердловской области.
При подготовке данной работы главной трудностью было найти предприятие, на котором я могла бы пройти производственную практику. Однако, благодаря отличному руководителю практики, мне удалось справиться с предоставленным мне заданием, а также посетить камнерезное предприятие и понаблюдать за технологическим процессом изготовления шкатулки и часов.
Список использованных источников
1.Жуков А.М. «Драгоценные камни более 100 названий»
.Лекции по «Технологии художественной обработки материалов» за 6 семестр
.www.pyramidpk.ru