Содержание
Введение
. Общая характеристика предприятия
2. Организационная структура управления
. Управление производством
. Управление персоналом
. Стратегическое управление
. Информационная система управления
. Экономические службы и финансовое состояние предприятия
. Управление маркетингом
. Правовое обеспечение производством
Заключение
Список литературы
Приложение
Введение
Целью прохождения практики в ООО "Хлебный Дом" является ознакомление с общей деятельностью организации.
Задача прохождения практики заключается в следующем:
· определение организационной формы и структуры управления организации;
· определение рода деятельности организации;
· изучение предоставляемой документации;
· изучение деятельность персонала, осуществляемая непосредственно в отделе Маркетинга и стратегического развития;
· приобрести знания для использования их в практике в профессиональной деятельности.
· подготовить материал в виде отчета.
При подготовке отчета использовалась такая документация как:
· устав ООО "Хлебный Дом"
· пояснительная записка к годовому отчету за 2010-2011 года
· должностные инструкции
· данные сайта компании
· данные анализа рынка хлебобулочных изделий
· прочее.
1.Общая характеристика предприятия
ООО "Хлебный Дом" является одной из основных компаний группы предприятий "Владхлеб". Летоисчисление истории группы предприятий "Владхлеб" в 2003 году перешагнула столетний юбилей. На предприятии сохраняют вековые традиции и живо реагируют на современные реалии рынка. Выделение производства кондитерских изделий в отдельное юридическое лицо позволило поднять уровень качества продукции, увеличить ассортимент, внедрить уникальные технологии.
В настоящее время ООО "Хлебный Дом" выпускает более 80 наименований кондитерских изделий в виде тортов и пирожных и более 80 наименований хлебобулочных и слоеных изделий.
Дата регистрации ООО "Хлебный Дом" 13 мая 1999 года, форма собственности - общество с ограниченной ответственностью. Почтовый адрес: 690600 г. Владивосток, Народный проспект, 29. Тел.: (4232) 456-289, 456-237; Факс: (4232) 456-289. Р/сч 40702810200000746101 в ОАО АКБ "Приморье", БИК 040502795, К/с 30101810300000000795. ИНН 2540065038.
Все время существования предприятия - это время стремительного совершенствования мастерства рабочих и ИТР через учебу и приобретение практических навыков на лучших предприятиях России и за рубежом. Учились везде: на курсах повышения квалификации в Дальневосточных ВУЗах, на семинарах и выставках в Москве, Санкт-Петербурге, Хабаровске, Германии, Франции, Бельгии, Корее, Китае, Японии. Особенно плодотворным оказалось сотрудничество с предприятиями, входящими в состав Ассоциации корейских хлебопеков г. Сеула (Ю. Корея). Осваивались новейшие технологии, закупалось производственное оборудование и оснастка, внедрялись новые виды сырья и материалов. Это позволило выйти на совершенно иной качественный уровень в производстве кондитерских кремовых изделий. Специалисты - кондитеры приобрели уникальный опыт работы с марципаном, сахарной мастикой, карамелью, шоколадом, основанный на применении совершенных методов и приемов работы с использованием последних достижений в области кондитерского производства.
Ведущие специалисты по разработке новых хлебобулочных и кондитерских изделий, создают уникальные образцы и производят опытные партии продукции, обеспечивая непрерывное обновление ассортимента, что позволяет своевременно удовлетворить разнообразные вкусы потребителей.
Понимая, что только непрерывное совершенствование профессионального мастерства и уровня знаний работников позволяет поддерживать на необходимом уровне конкурентоспособность предприятия, был создан современный Центр обучения персонала. Для проведения теоретических и практических занятий, лекций и тренингов приглашаются ведущие специалисты из России, Европы, Азии в области хлебопечения, кондитерского производства, экономики и управления, торговли.
История ООО "Хлебный Дом" - политика совершенствования компании.
Вся деятельность предприятия направлена на поддержание высокой конкурентоспособности производимой продукции, которая является известной на всем Дальнем Востоке.
год - время новаций, освоение производственного оборудования, внедрения новых технологий, нового вида сырья, материалов и построение системы реализации своей продукции. Началось развития плодотворных партнерских отношений с деловыми представителями из Южной Кореи, Германии, Бельгии.
год - было создано и введено в эксплуатацию новое единственное на Дальнем Востоке, производство слоенных замороженных и мелкоштучных изделий (участок - СЗМИ).
год - Совет Директоров принял решение о начале внедрения в производственные процессы стандартов ИСО 9000 версии 2000 года, которые предусматривают проведение мероприятий, обеспечивающих повышение производительности и качества предприятия в целом.
год - Год столетия предприятия ОАО "Владхлеб" был отмечен высшей наградой "Премия Правительства Российской Федерации" - за достижение значительных результатов в области качества продукции и услуг, а также за внедрение высокоэффективных методов управления качеством.
год - предприятие прошло проверку и получило сертификат по соответствию стандартам качества ХАССП.
год - по итогам проведенной проверки, на соответствие деятельности предприятия стандартам системы менеджмента качества ИСО-9000, был подтвержден сертификат соответствия требованиям ГОСТ Р ИСО 9001 версии 2001 года. Это доказывает, что продукция "Владхлеба" соответствует самым высоким мировым стандартам.
Миссия компании - обеспечение населения Дальнего Востока качественной продукцией на уровне мировых стандартов путем внедрения новейших технологий в производстве и управлении.
Стратегия развития компании состоит из следующих ключевых компонентов.
Концентрация усилий на удовлетворении потребностей покупателей. Предприятие постоянно работает над ассортиментом хлеба, хлебобулочных и кондитерских изделий, чтобы как можно более полно удовлетворить предпочтения покупателей.
Применение самых передовых достижений. Компания выявляет и внедряет наиболее эффективные новаторские идеи в области производства и продаж, которые помогают уменьшить затраты, улучшить качество хлеба, а также увеличить объемы продаж.
Инвестиции в новые технологии. "Владхлеб" вкладывает деньги в новейшие средства производства и маркетинга, которые позволяют улучшить качество продукта, одновременно сокращая издержки.
В составе предприятия выделено три крупных подразделения:
Это кондитерский цех, выпускающий более 50 наименований тортов и около 30 наименований пирожных - "визитная карточка" предприятия. Также в состав кондитерского цеха входит опытно-экспериментальный участок, специализирующийся на выпуске эксклюзивной кондитерской продукции и изысканной выпечки, представленных различными линейками и сериями тортов.
Это и единственный на Дальнем Востоке комплекс по производству слоёных мелкоштучных замороженных изделий (СЗМИ), оснащенный современным технологическим оборудованием из Германии. Сегодня СЗМИ выпускает более 55 изделий в ассортименте. Среди них - продукция не только со сладкими и фруктовыми наполнителями, но и с мясной, рыбной, овощной начинками: "Золотистая вкусняшка", изделие "Бриз", мини-пицца, изделия из дрожжевого и бездрожжевого теста и многие другие, выпускаемые, как в замороженном, так и готовом виде из различных полуфабрикатов, изготовленных этим комплексом.
А также производственно-технологический комплекс (ПТК) по выпуску хлебобулочных изделий и хлебов с лечебно-профилактическими и оздоровительными добавками.
На предприятии идет постоянный поиск новых идей по созданию новинок, что обеспечивает непрерывное обновление ассортимента и позволяет своевременно удовлетворить самые разные вкусы потребителей. Внедрение нового ассортимента выполняется в рамках экспериментального участка компании.
Качество продукции - предмет особой заботы и гордости предприятия. Сырье и материалы, из которых изготавливается продукция, являются исключительно натуральными, без содержания каких-либо добавок и консервантов. Основными поставщиками сырья и материалов для производства продукции являются фирмы: "Lotte", "Richmond" (Ю.Корея), "Fritish", "MIWI", "DIOSNA" (Германия), "Puratos" (Бельгия), и многие другие.
Постоянно производится усовершенствование и закупка наиболее современного оборудования с целью оптимизации производственных процессов, ведется разработка новых технологий, рецептов и коллекций продукции. Поэтому ООО "Хлебный Дом" остается одним из лидеров по производству кондитерской продукции, занимая ведущие позиции на Дальнем Востоке.
ООО "Хлебный Дом" активно участвует в мероприятиях, на которых осуществляется оценка, как отдельной продукции, так и деятельности предприятия в целом. Подтверждением качества и конкурентоспособности продукции предприятия являются многочисленные награды, полученные на престижных выставках, конкурсах: "100 лучших товаров России", "Хабпродмаркет-2002", "Здоровое питание XXI века", "Торговая марка года", Международная конференция "Торты и пирожные 2002", Межрегиональная выставка "Дальневосточный пекарь", Международная выставка стран АТЭС и многие другие. Поэтому компания "Хлебный Дом" гарантирует своим деловым партнерам постоянство высокого качества продукции и надежность поставок. Гибкая система скидок и широкий ассортимент создают отличные условия для динамичного развития бизнеса. Руководство и коллектив ООО "Хлебный Дом" никогда не стоит на месте, каждый день создает историю компании, которой можно и нужно гордиться!
Признаком заслуженного авторитета предприятия на рынке являются награды престижных конкурсов и выставок регионального и международного значения, которыми ежегодно отмечается кондитерская и хлебобулочная продукция компании ООО "Хлебный дом"
Руководство и персонал компании ведёт постоянную работу с целью сохранения достигнутых позиций и завоевания новых, стремится сделать предприятие более преуспевающим. Главная задача - постоянно удерживать достигнутую планку соответствия стандартам качества ХАССП и ИСО 9000 и Премия Правительства РФ.
Выполняя главную задачу предприятия - обеспечение высокого и стабильного качества выпускаемой продукции, ООО "Хлебный Дом" проводит большую работу по улучшению управлением процессами производства, обеспечению четкой слаженности в работе всех служб и гарантии высокого качества выпускаемой продукции. Высокой оценкой данной работы является присвоение предприятию в 2003 году премии Правительства в области качества.
Также необходимо отметить организационную культуру предприятия.
Основные корпоративные ценности компании:
. Стремление к совершенству и воля к победе
·Соответствие запросам и ожиданиям наших клиентов и потребителей
·Самосовершенствование
·Инициативность
·Оперативное принятие действенных мер
. Новаторство
·Принятие разумных и оправданных рисков
·На шаг впереди конкурентов
·Понимание долгосрочных перспектив
·Баланс долгосрочных и краткосрочных задач
. Командный дух
·Коллективные интересы
·Взаимовыручка
·Обмен опытом и знаниями
. Внутренняя целостность
·Взаимное уважение и взаимопонимание
·Доверие
·Открытость и прозрачность информации
Платежеспособность предприятия характеризуется его возможностью и способностью своевременно и полностью выполнять свои финансовые обязательства перед внутренними и внешними партнерами, а также перед государством. Ликвидность - способность отдельных видов имущественных ценностей обращаться в денежную форму.
Для оценки платежеспособности используются относительные показатели, различающиеся набором ликвидных активов, рассматриваемых в качестве покрытия краткосрочных обязательств (таблица 1) .
Таблица 1 - Показатели ликвидности деятельности ООО "Хлебный Дом"
КоэффициентыГраницы диапазонаНа 31.12.05На 31.12.06На 31.12.07Коэффициент абсолютной ликвидности * показывает какую часть краткосрочной задолженности предприятие может погасить немедленно - на дату составления баланса. 0,2 - 0,5 0,480,09-0,39Коэффициент срочной ликвидности * показывает достаточность высоколиквидных активов и активов средней ликвидности для выполнения краткосрочных обязательств.0,7 - 1,0 и выше1,020,45-0,57Коэффициент текущей ликвидности * показывает достаточность оборотных активов для погашения краткосрочных обязательств, характеризует запас финансовой прочности вследствие превышения оборотных активов над краткосрочными обязательствами. выше 2,01,561,18-0,38
На конец отчетного периода наиболее ликвидные активы (денежные средства и краткосрочные финансовые вложения) покрывали краткосрочные обязательства на 118%.
Промежуточный коэффициент покрытия (срочной ликвидности) был рассчитан без учета долгосрочной дебиторской задолженности в качестве покрытия, которая существенно увеличилась за отчетный период.
Тем не менее, отношение суммы денежных средств, краткосрочных финансовых вложений и краткосрочной дебиторской задолженности к текущим обязательствам возросло. Наблюдаемый рост обусловлен снижением величины краткосрочных пассивов в большей степени, чем суммы высоколиквидных и среднеликвидных активов.
По этой же причине наблюдается рост коэффициента текущей ликвидности. Оборотные активы без учета долгосрочной дебиторской задолженности и расходов будущих периодов покрывали текущие обязательства на 345%.
Коэффициенты ликвидности удовлетворяют нормативным требованиям, что свидетельствует о достаточности средств для обеспечения платежеспособности ООО "Хлебный Дом". Сокращение в целом оборотных средств предприятия сопровождалось снижением краткосрочных обязательств и не привело к потере способности предприятием выполнять свои обязательства своевременно и в необходимом размере.
Коэффициент финансовой зависимости существенно не изменился. На рубль собственного капитала предприятие привлекало 25-26 копеек заемного капитала в виде долгосрочных и краткосрочных кредитов и займов, кредиторской задолженности.
Наблюдается снижение обеспеченности собственными оборотными средствами, обусловленное значительным ростом внеоборотных активов. Тем не менее, доля финансирования за счет собственных средств общей величины оборотных активов на конец отчетного периода составила 13%, что соответствует нормативному ограничению.
Доля внеоборотных активов, финансируемых за счет долгосрочных заемных средств, за отчетный период возросла с 12 до 16%.
Можно констатировать, что ООО "Хлебный Дом" обладает достаточной независимостью от внешних источников финансирования, что обеспечивается высокой долей собственного капитала. Соотношение собственных и заемных средств оптимально. В течение отчетного периода на фоне увеличения собственного капитала за счет полученной прибыли общая сумма заемных источников финансирования изменилась несущественно.
ООО "Хлебный Дом" характеризуется как финансово устойчивое предприятие с достаточным для поддержания необходимого уровня финансовой независимости объемом собственного капитала. В обоснованных пределах в обороте предприятия участвует кредиторская задолженность, привлекаются кредиты банков.
.Организационная структура управления
Инструментом для реализации политики в области качества является вся система менеджмента качества, в том числе организационная структура (рис. 1), распределение ответственности, процедуры и ресурсы, необходимые для осуществления качественного выполнения работ. Для всех подразделений предприятия определяются четкие цели и критерии деятельности, вытекающие из политики в области качества. Исходя из этих целей, в планах мероприятий подразделений устанавливаются конкретные задания. Для каждого задания определяются способы достижения цели и методы оценки результатов. Таким образом, устанавливается взаимосвязь между политикой в области качества и деятельностью подразделений.
Рис. 1 Организационная структура ООО "Хлебный дом"
Примечание: ЭПТК - экспериментально-производственный технологический комплекс; ОП - отдел продаж; участок СЗМИ - участок слоёных замороженных мелкоштучных изделий; ДО - диспетчерский отдел; ПК - производство кондитерское; ООП - отдел обеспечения продаж.
Основные подразделения организаций:
Управление
Магазин "Лакомка"
Служба инженерная
Инженерно-техническая группа
Непромышленная группа
Служба коммерческая
Отдел обеспечения продаж
Отдел продаж
Отдел диспетчерский
Служба производственная
Производство кондитерское
СЗМИ
ЭПТК
Служба развития
Служба снабжения
Служба технологическая
Служба управления персоналом
Отдел кадров
Отдел льгот и компенсаций
Служба финансовая
Бухгалтерия
Планово-экономический отдел
Служба качества
Отдел маркетинга
Ответственность, полномочия и взаимосвязь персонала, определяются и документируются на предприятии посредством структурных схем, положений о подразделениях, должностных инструкций персонала, документов, определяющих функциональные обязанности персонала, соответствующих записей в процедурах, инструкциях, руководствах и положениях.
Распределение ответственности и полномочий между персоналом ООО "Хлебный Дом" по поддержанию и совершенствованию СМК приводятся и уточняются в соответствующих процедурах, положениях, инструкциях и т.д.
Директор ООО "Хлебный Дом" руководит деятельностью предприятия и несет общую ответственность за поддержание и совершенствование СМК. При этом:
определяет политику, цели и обязательства предприятия в области качества;
обеспечивает внедрение и совершенствование СМК на предприятии;
создает правовую базу для работы СМК посредством утверждения необходимых документов;
принимает решения о проведении анализов СМК руководством предприятия и утверждает мероприятия по устранению несоответствий, выявленных при этих анализах и при проверках СМК аудиторами;
предпринимает действия для предотвращения и устранения случаев любых несоответствий, относящихся к производству продукции, оказываемым услугам, исполняемым процессам и к СМК;
организует идентификацию и регистрацию любых проблем, относящихся к оказываемым услугам, исполняемым процессам и к СМК;
организует проверку выполнения решений;
выделяет необходимые финансовые и прочие ресурсы на обеспечение качества на предприятии;
обеспечивает проведение проверки СМК аудиторами;
обеспечивает подготовку и обучение персонала на предприятии.
Руководители подразделений подотчетны руководству ООО "Хлебный Дом" в соответствии со структурной схемой предприятия и руководят работами соответствующего подразделения. В области качества они несут ответственность за соблюдение подчиненными им подразделениями политики, достижение целей, выполнение обязательств в области качества и за выполнение требований СМК. При этом:
обеспечивают внедрение и выполнение в подчиненном ему подразделении требований СМК;
организуют выполнение действий для предотвращения и устранения случаев любых несоответствий, относящихся к производству продукции, оказываемым услугам, исполняемым процессам и к СМК;
организуют идентификацию и регистрацию любых проблем, относящихся к производству продукции, оказываемым услугам, исполняемым процессам и к СМК;
организуют проверку выполнения решений;
представляют директору предложения на выделение адекватных ресурсов, включая назначение подготовленного персонала, для руководства и выполнения работ
предоставляют в службу СМК предложения в письменном виде по изменению процессов, процедур, инструкций, положений, форм документов , для актуализации документации по СМК.
Персонал подразделений предприятия подчинен руководителю соответствующего подразделения и несет ответственность за выполнение возложенных на него обязанностей и исполнение порученных работ. В области качества несет ответственность за соблюдение политики, достижение целей, выполнение обязательств в области качества и за выполнение требований СМК при исполнении возложенных обязанностей и порученных работ. При этом:
осуществляет идентификацию и регистрацию любых проблем, относящихся к производству продукции, оказываемым услугам, исполняемым процессам и к СМК;
по указанию руководителя подразделения осуществляет действия по предотвращению и устранению случаев любых несоответствий, относящихся к производству продукции, оказываемым услугам, исполняемым процессам и к СМК;
согласно установленному порядку или по указанию руководителя подразделения производит проверку внедрения решений;
по указанию руководителя подразделения осуществляет последующие действия до тех пор, пока отклонение или неудовлетворительное состояние не будет откорректировано.
Весь персонал предприятия согласно уровня иерархии предприятия знакомится со взаимными обязательствами и полномочиями в области качества посредством ознакомления:
с Руководством по качеству;
с процедурами системы качества;
с рабочими инструкциями, положениями, руководствами и другими документами, устанавливающими порядок действий для выполнения работ или услуг, влияющих на качество, и определяющих ответственных за выполнение этих работ и услуг;
с положениями о подразделениях;
с должностными инструкциями и документами, определяющими функциональные обязанности персонала.
Директор обеспечил, чтобы ответственность и полномочия каждого сотрудника были четко определены и доведены до сведения персонала.
Персональную ответственность за организацию деятельности предприятия в области качества, за функционирование и совершенствование СМК несет директор.
Ответственность за функционирование СМК в подразделениях несут руководители.
Контроль за функционированием СМК и его актуальность несет служба качества предприятия.
Создание системы менеджмента качества включает разработку (совершенствование) организационно-функциональной структуры, распределение обязанностей и ответственности, взаимодействия всего персонала ООО "Хлебный Дом", руководящего, выполняющего и проверяющего работу, которая влияет на качество.
Организационная структура ООО "Хлебный Дом" строится на следующих уровнях:
Первый - руководство ООО "Хлебный Дом";
Второй - заместители директора и главные специалисты;
Третий - начальники подразделений;
Четвертый - специалисты отделов.
На первом уровне определяется политика руководства в области качества, и решаются технические, экономические, организационные, социальные и другие вопросы, от которых зависит качество выполняемых работ и оказываемых услуг, удовлетворение потребностей заказчиков, улучшение экономического положения предприятия, повышение заинтересованности работников в результатах своего труда.
На втором уровне определяются цели и задачи подразделений в области качества, исходя из общей политики руководства в области качества, и решаются технические, экономические и социальные вопросы, от которых зависит выполнение возложенных на подразделение функций системы качества и их задач.
На третьем и четвертом уровне осуществляются мероприятия по достижению целей предприятия в области качества
Ответственность руководства высшего уровня за разработку, внедрение и функционирование системы менеджмента качества отображена в матрице ответственности (Приложение Е).
Директор ООО "Хлебный Дом" руководит деятельностью предприятия и несет общую ответственность за поддержание и совершенствование СМК, при этом:
определяет политику, цели и обязательства предприятия в области качества;
обеспечивает внедрение и совершенствование СМК на предприятии;
создает правовую базу для работы СМК посредством утверждения необходимых документов;
предпринимает решения о проведении анализов СМК руководством предприятия и утверждает мероприятия по устранению несоответствий, выявленных при этих анализах и при проверках СМК внешними аудиторами;
организует идентификацию и регистрацию любых проблем, относящихся к выпускаемой продукции, исполняемым процессам и к СМК;
организует проверку выполнения решений;
выделяет необходимые финансовые и прочие ресурсы на обеспечение качества на предприятии;
обеспечивает подготовку и обучение персонала предприятия.
Директора по направлениям деятельности, заместители директора и главные специалисты подотчетны непосредственно директору предприятия, руководят подразделениями предприятия и выполнением работ и услуг предприятия в соответствии со структурной схемой и закрепленными за ними направлениями деятельности. В области качества они несут ответственность за соблюдение подчиненными ему подразделениями политики, достижение целей, выполнение обязательств в области качества и за выполнение требований СМК, при этом:
-обеспечивают внедрение и выполнение в подчиненных подразделениях требований СМК;
-обеспечивают устранение выявленных несоответствий в подчиненных подразделениях через запроектированные каналы;
управляют последующими действиями или поставкой несоответствующей услуги до тех пор, пока отклонение или неудовлетворительное состояние не будет откорректировано;
представляют директору предложения на выделение адекватных ресурсов на обеспечение работы СМК, включая назначение подготовленного персонала для руководства и выполнения работ и действий по проверкам, включая внутренние проверки качества.
Руководители подразделений и начальники отделов подотчетны руководству предприятия в соответствии со структурной схемой предприятия и руководят работой соответствующего подразделения. В области качества они несут ответственность за соблюдение подчиненными им подразделениями политики, достижение целей, выполнение обязательств в области качества и за выполнение требований СМК при этом:
обеспечивают внедрение и выполнение в подчиненном ему подразделении требований СМК;
организуют выполнение действий для предотвращения и устранения случаев любых несоответствий, относящихся к оказываемым услугам, исполняемым процессам и к СМК;
организуют идентификацию и регистрацию любых проблем, относящихся к оказываемым услугам, исполняемым процессам и к СМК;
организуют управление последующими действиями или поставкой несоответствующей услуги до тех пор, пока отклонение или неудовлетворительное состояние не будет откорректировано;
представляют директору (заместителю директора, директору по направлению, главному специалисту) предложения на выделение адекватных ресурсов, включая назначение подготовленного персонала, для руководства и выполнения работ.
Ответственность и полномочия персонала ООО "Хлебный Дом" образуют юридическую основу менеджмента качества, которая заключается в официальном установлении его обязанности давать отчет о своих действиях и отвечать за результаты этих действий. Ответственность и полномочия персонала определяет директор в соответствии с функциями, которые выполняет конкретный сотрудник.
Документы, в которых отражаются ответственность и полномочия в области качества являются: организационная структура предприятия; Руководство по качеству; положения о подразделениях; должностные инструкции.
Анализ организационной структуры позволил сделать вывод, что существующая организационная структура не адаптирована к рыночным условиям, необходима другая структура, где больше привлечен персонал (напр., матричная структура, включающая проектное управление, ориентированная на рынок, снижающая затраты)
Организационная структура с включением в функционально-линейную структуру проектов позволит привлекать сотрудников "Хлебного Дома" к управлению. На время работы в проекте назначается руководитель проекта. В непосредственном подчинении у него сотрудники, которые по окончании работы проекта возвращаются в отделы. Данная структура позволяет наиболее рационально использовать кадровый потенциал.
Необходимо ликвидировать двойное подчинение в организационной структуре. Это предоставит следующие преимущества:
·- четкую систему взаимных связей функций и подразделений
·- четкую систему единоначалия
·- ясно выраженную ответственность
·- быструю реакцию исполнительных подразделений на прямые указания вышестоящих
·- четкое обеспечение согласованности действий исполнителей.
Для решения ряда вопросов достаточно реализации организационных мероприятий.
.Управление производством
ООО "Хлебный Дом" расположено на территории предприятия-арендодателя - ОАО "Владхлеб" по адресу г. Владивосток, Народный проспект, д. 29.
Производственная площадка ограждена по периметру, имеет два въезда. Территория покрыта асфальтом, имеются уклоны для стока воды. Проезды, проходы в ночное время освещены, имеется аварийное освещение.
Для сбора и хранения твердых бытовых отходов (ТБО) оборудованы три водонепроницаемые бетонные площадки, установленные на асфальтовом покрытии, на 24 контейнера.
Контейнеры оборудованы металлическими крышками, окрашены. пронумерованы. Для сбора картонной тары имеется накопитель. Очистка и дезинфекция производится ежедневно.
Кондитерское производство расположено на первом (цокольном) и втором этаже здания Хлебозавода № 3.
На первом этаже расположен склад сырья, вспомогательные и бытовые помещения (помещения для переодевания персонала, душевые кабины и т. д). На втором этаже расположены непосредственно кондитерское производство и экспедиция кондитерской продукции.
Фактическая мощность кондитерского производства в смену составляет 2,7 - 4,5 т кондитерских изделий в сутки (1 смена, график работы по 12 часов).
В ООО "Хлебный Дом" выпускаются следующие торты и пирожные, объединенные в группы исходя из технологических признаков.
Торты и пирожные вырабатываются в соответствии с требованиями ТУ 9130-004-50829198-2006 и внесенным изменениям № 1 к данному ТУ от 2008 года с соблюдением санитарных норм и правил, по рецептурам и технологическим инструкциям, утверждённым в установленном порядке.
Торты и пирожные представляют собой изделия, приготовленные из выпеченных полуфабрикатов, заполненных или прослоенных и украшенных кремом, начинками, фруктами, глазированных глазурью, обсыпанных орехом. Основными отличиями тортов от пирожных являются более крупные размеры и более сложная художественная отделка поверхности. Форма и вид каждого конкретного наименования изделия описаны в технологических картах на производство данного изделия.
Форма должна быть соответствующей данному наименованию: правильная, без изломов и вмятин, с ровным срезом для нарезных изделий. Для пирожных и тортов без отделки - шероховатая, с характерными трещинами. Поверхность должна быть художественно отделана кремом или другими отделочными полуфабрикатами. Боковые поверхности торта должны быть полностью покрыты отделочными полуфабрикатами. Вкус и запах должны соответствовать данному наименованию изделия, без неприятного запаха и привкуса несвежих продуктов (салистости, прогорклости и т. п.). Не должно быть других посторонних привкусов и запахов. Кроме того, не допускается расплывчатый рисунок из крема, поседевшая шоколадная глазурь, засахаренная с пятнами помадки. Выпеченный полуфабрикат представляет собой основу для самых разнообразных тортов и пирожных. Выпеченный полуфабрикат должен быть без следов непромеса, характерной консистенции:
-у бисквитного полуфабриката - мелкопористая, эластичная структура золотисто-желтого цвета с коричневым оттенком;
-у песочного - слегка крошащаяся и распадающаяся при механическом воздействии, желтого или светло-коричневого цвета;
-у слоеного - тонкая слоистость, цвет - от светло-кремового до коричневого;
-у заварного - упруго-эластичная консистенция, цвет - от желтого до коричневого; у сахарного и белково-сбивного - хрупкая, цвет от белого до светло-желтого;
-у воздушно-орехового - развитая и равномерная пористость, шероховатая поверхность слегка коричневатого цвета с характерными трещинами;
-у сметанного полуфабриката - крупнопористая эластичная структура жёлтого цвета с коричневым оттенком;
-у домашнего полуфабриката - крупнопористая структура золотисто-жёлтого цвета;
-у крошкового полуфабриката - основной компонент - крошка, полуфабрикат должен быть хорошо пропечённым, без закала, пористый, темно-коричневый цвет, создаваемый какао;
-у полуфабриката на сухой бисквитной смеси - мелкопористая эластичная структура белого, светло-жёлтого оттенка.
Торт может быть комбинированным, то есть состоять из различных полуфабрикатов.
Отделочные полуфабрикаты, являясь второй основной составной частью изделий, сообщают им особые вкус и аромат. Основным отделочным полуфабрикатом являются кремы (масляные, заварные, сливочные, творожные, сметанные, белковые, на растительных сливках и др.). Также используют различные виды помады и сиропов, изделия из карамельной массы, фруктово-ягодные полуфабрикаты, шоколадные полуфабрикаты в виде шоколадной глазури, объёмных и плоских фигур, шоколадной стружки и т.д. Применяют марципановые массы, из которых приготавливают всевозможные фигурки в виде фруктов, овощей и т.п. Применяют разнообразные посыпки (шоколадные, миндальные, кокосовые, сахарные и др.).
Торты и пирожные характеризуются высокой питательностью и усвояемостью, привлекательным внешним видом, художественной отделкой и оформлением. Торты и пирожные предназначены для реализации через торговую сеть.
Допускается применение сырья и пищевых добавок отечественного или импортного производства по другой НД, разрешенных к применению в пищевой промышленности органами ЦГСЭН и соответствующей требованиям действующей нормативной документации. Каждая партия сырья, поступающая для производства продукции, сопровождается сертификатом соответствия, качественным удостоверением, а также иными документами, подтверждающими качество и безопасность. Всё применяемое сырья должно соответствовать требованиям СанПиН 2.3.2.1078-01 и СанПин 2.3.2.1293-2003 по показателям безопасности.
Приёмка и хранение сырья для кондитерского производства производится на сырьевом складе, расположенном на первом этаже.
Со склада сырьё по грузовому лифту поднимается в подготовительное отделение кондитерского производства.
Подготовка к пуску сырья в производство осуществляется в подготовительном отделении кондитерского производства, подготовленное сырьё во внутрицеховой таре направляется на различные участки кондитерского производства (участок приготовления выпеченных п/ф, участок подготовки сиропов и суфле, кремовзбивальный участок и т. д.
Упаковочные материалы подаются в производство с картонажного участка для упаковки готовой продукции.
Упакованная, промаркированная готовая продукция складируется на передвижные стеллажи и транспортируется в экспедицию кондитерской продукции на хранение.
Хранение кондитерских изделий производится в холодильных камерах при температуре 2 - 6 0С, либо в рефрижераторных камерах при температуре минус 18 0С.
Далее, перед отгрузкой продукция формируется на передвижные стеллажи в соответствии с заявкой на отгрузку в каждую торговую точку.
Участок по производству слоёных замороженных и мелкоштучных изделий (СЗМИ) расположен на первом (цокольном) и втором этажах здания Хлебозавода № 2.
На первом этаже расположен склад готовой продукции (экспедиция), вспомогательные и бытовые помещения (помещения для переодевания персонала, душевые кабины и т. д).
На втором этаже расположен производственный цех, сырьевой склад цеха, склад инвентаря и материалов.
Фактическая мощность цеха СЗМИ в сутки составляет 3 - 5 т полуфабрикатов и готовой продукции в сутки; в дневную смену - от 1,0 до 2 т (помимо автоматизированного, используется ручной труд); в ночную смену - от 2 до 3,0 т (преобладает автоматизированная работа).
Приёмка, хранение и подготовка сырья к пуску в производство для цеха СЗМИ производится на сырьевом складе СЗМИ.
Подготовленное сырьё во внутрицеховой таре направляется в начиночное отделение, отделение тестоведения.
Упаковочные материалы подаются в цех, фасовочное отделение со склада материалов для упаковки полуфабрикатов и готовой продукции. Полуфабрикаты и готовая продукция по грузовому лифту направляется в склад продукции на хранение: полуфабрикаты - в рефрижераторные камеры, готовая продукция в специально отведённое помещение.
Далее, продукция формируется и отгружается в соответствии с заявкой на отгрузку в торговую точку.
ООО "Хлебный Дом" проводит планирование и разработку процессов, необходимых для обеспечения жизненного цикла продукции. Планирование согласовывается с требованиями к другим процессам системы менеджмента качества. При планировании и разработке процессов жизненного цикла продукции предприятием устанавливаются:
цели в области качества и требования к продукции. Цели устанавливаются ТУ, стандартами и другими нормативными документами, определяющими требования к продукции;
планы по качеству. Планами по качеству могут являться технологические процессы, предусматривающие выпуск продукции удовлетворяющей требованиям потребителей. Технологические процессы взаимосвязаны (выход из одного является входом в другой);
организация управлением процесса на основании плана по качеству на всех этапах производства, начиная от получения сырья и до выхода продукции;
контрольные точки в технологических процессах, позволяющие контролировать выполнение процесса;
факторы, влияющие на выпуск продукции (оборудование, люди, рабочая среда);
мониторинг наблюдения процесса выпуска продукции. Мониторинг может быть как визуальным, так и измерительным;
критерии подготовки персонала, которые определены в должностных инструкциях;
управление измерениями, описанные в процедуре "Управление средствами измерения";
утверждение процесса выпуска продукции, которое происходит на дегустационных комиссиях и экспертных советах.
В ООО "Хлебный Дом" разработаны процессы, обеспечивающие производство, поставку и обслуживание продукции на всех стадиях ее жизненного цикла. К этим процессам относятся: "Выявление требований и удовлетворенности потребителя" НД № 2-02-001, "Планирование, проектирование и разработки новых изделий" НД № 2-02-002, " Планирование продаж" НД № 2-02-015, "Управление закупками" НД № 2-02-004, "Формирование и выполнение суточной заявки потребителей" НД № 2-02-009, "Организация производства и выпуска продукции" НД № 2-02-010, "Управление несоответствующей продукцией" НД № 2-02-012. В документации по всем процессам определены контролируемые параметры, методы измерений, показатели результативности и эффективности, контрольные точки, влияющие на управление процессами.
Выполнение процесса производства обеспечивается:
-планирование производства с учетом выполнения по ресурсам, в том числе материальных потоков, доказательством достаточности мощностей по всем объектам управления;
-планирование целевых показателей: количество выпускаемой продукции, совершенствование системы управления, эффективности использования ресурсов (людских, финансовых);
планирование технического обслуживания и утилизации отходов производства;
наличие согласованной документации установленным требованиям, правила приемки и методы испытаний;
контроль с указанием параметров и частоты проверок в процессе производства с определением: ответственных за контроль, статуса контроля, идентификации продукции;
хранение, складирование, упаковка, транспортировка с учетом требований потребителей;
проведение корректирующих и предупреждающих мероприятий над процессом и характеристиками продукции;
планирование непрерывного совершенствования на основе анализа рынка сбыта, эффективности управления ресурсами, результатами внутренних аудитов, совершенствование СМК.
В ходе планирования проектирования и разработки устанавливаются: сроки проектирования и разработки, проведение проверок и анализа каждой стадии проектирования и разработки, ответственность и полномочия персонала занятого проектированием и разработкой. Результаты планирования, если это необходимо, актуализируются по ходу проектирования и разработки.
Установленные требования потребителей и других заинтересованных сторон, исследование маркетинговых и сбытовых служб, определяющих ассортиментную политику организации на перспективу, обеспечиваются осуществлением процесса "Планирование, проектирование и разработка новых изделий" НД № 2 - 02 - 002.
В ООО "Хлебный Дом" входные данные, относящиеся к требованиям к продукции, определяются, документируются и записи поддерживаются в рабочем состоянии.
Входные данные для проектирования и разработки новых изделий включают:
-характеристики и описание нового изделия;
-обязательные требования ГОСТов, ОСТов и другой законодательной и нормативной документации;
информацию из аналогичных проектов;
другие требования, важные для проектирования и разработки.
Входные данные анализируются на достаточность, недвусмысленность и непротиворечивость.
Выходные данные проектирования и разработки представляются в форме, позволяющей проведение верификации, относительно входных требований к проектированию и разработке и утверждаются до их последующего использования.
Выходные данные проектирования и разработки должны:
-соответствовать входным требованиям к проектированию и разработке;
-обеспечивать информацией по закупкам сырья и материалов, производству изделия;
содержать критерии приемки изделия;
определять характеристики изделия, существенные для его правильного использования.
Анализ проектирования и разработки изделия производится путем предоставления на дегустационный совет продукции с аннотацией и рассчитанной на нее ценой с целью:
-оценивания результатов проектирования и разработки удовлетворять установленным требованиям;
-выявления любых несоответствий и внесения предложений по их устранению.
В состав участников дегустационной комиссии входят представители подразделений непосредственно участвующих в проектировании, разработке, изготовлении и реализации новых изделий.
Утверждение разработанного изделия осуществляется на Экспертном совете.
Верификация и валидация проектирования и разработки осуществляются для удостоверения того, что выходные данные соответствуют входным требованиям, и что полученное в результате изделие соответствует установленным требованиям. Результаты проведения проверок документируются и записи поддерживаются в рабочем состоянии. Подробнее о проведении проверок и утверждении разрабатываемых проектов на новые изделия изложено в процессе "Планирование, проектирование и разработка новых изделий" НД № 2-02-002.
Изменения в проектирование и разработку идентифицируются, анализируются разработчиком и согласовываются с задействованными подразделениями до их внесения. Изменения проекта осуществляется теми же подразделениями и лицами, которые были задействованы в самом проекте. Анализ изменений включает оценку влияния изменений на составные части и в целом на продукцию. Порядок внесения изменений в документацию на продукцию описан в НД № 2 - 03 - 002 "Организация разработки, оформления, внесения изменений и выдачи документов СМК". Записи результатов анализа изменений и других действий поддерживаются в рабочем состоянии.
4.Управление персоналом
Достаточная обеспеченность предприятия нужными трудовыми ресурсами, их рациональное использование, высокий уровень производительности труда имеют большое значение для увеличения объемов продукции и повышения эффективности производства.
Для оценки было использовано сравнение фактического среднего тарифного разряда с плановым и средним тарифным планом работ. Если он ниже планового, то это может привести к выпуску менее качественной продукции.
На исследуемом предприятии он выше среднего тарифного разряда работ, т.е можно сделать вывод, что рабочим производится доплата за использование на менее квалифицированных работах, что является отрицательным показателем.
Требуемая компетентность, осведомленность и подготовка персонала устанавливается в соответствии с требованиями квалификационного справочника и руководящими документами (ТУ, ГОСТ, инструкциями).
Квалификационные требования к персоналу указаны в должностных инструкциях. За соблюдение соответствия данного требования отвечает руководитель подразделения, в состав которого входит сотрудник. Проверка соответствия осуществляется во время внутреннего аудита СМК, который осуществляется 2 раза в год, и во время ежегодного аудита третьей стороной (сертификации СМК).
Следующий показатель для оценки трудовых ресурсов предприятия - текучесть кадров.
Естественная текучесть должна составлять 3-5 %. Коэффициент текучести по предприятию превышает данный показатель, следовательно, при разработке мер следует учесть мероприятия по его снижению (таблица 2).
Таблица 2. - Статистика движения персонала
ПериодКол-во на начало периода, чел.ПринятоУволено На конец периода, человекТекучесть, %Текучесть с начала года, %январь523595201,723,44февраль52012274985,1910,38март49819155103,016,02апрель51020185163,537,06май51614145162,715,43июнь51612175133,296,59июль51330215274,098,19август52719245204,559,11сентябрь52027275135,1910,38октябрь51334265195,0710,14ноябрь51932205333,857,71декабрь53321185333,386,75
Выяснить причины текучести персонала для дальнейшей разработки мер по ее снижению поможет исследование причин увольнения персонала (таблица 3).
Таблица 3. - Основные причины увольнения персонала
№ п/пПричина увольненияДоля в общей текучести, % 1.Не проработали 1 года302.По инициативе руководителя173.Низкий уровень заработной платы204.Студенты15.Не зависящие от работы обстоятельства26.Неудовлетворенность трудом30
Высокий процент текучести по причине неудовлетворенности трудом и заработной платой подтверждает необходимость своевременного обучения и развития сотрудников предприятия для предоставления возможности дальнейшего роста.
Высокий процент текучести среди проработавших менее года сотрудников является показателем недостаточной наставнической работы и мер по адаптации новых сотрудников.
Деятельность организации представляет собой согласованное и взаимосвязанное взаимодействие между службами и подразделениями.
Важнейшее значение имеет доведение политики до всего персонала предприятия. Доведение политики до персонала осуществляется следующими путями:
в ходе производственных совещаний, которые проводятся в соответствии с Регламентом. На совещании анализируется ход достижения целей в области качества, изложенных в политике, выявление причин, мешающих их достижению, выработка мер по их устранению;
-при приеме на работу;
путем внесения в должностные инструкции функций в области качества, вытекающих из политики;
-методом наглядной агитации (стенды в производственных подразделениях;
в ходе реализации мероприятий (годовые, месячные планы подразделений по достижению поставленных целей политики в области качества;
В процессе исследования ситуации взаимодействия и деятельности вышеуказанных подразделений были выявлены следующие проблемы:
Низкий уровень взаимодействия между структурами, каждое подразделение старается выполнять закрепленный за ними перечень работ, редко согласовывая с другими задействованными службами, что приводит к сбоям в процессах, снижению качества работы, конфликтным ситуациям.
Некоторым руководителям подчиняется более 7 человек. Организационная структура считается эффективной, если одному руководителю подчиняется не более 7 человек.
Медленная передача и переработка информации из-за множества согласований. Имеется двойное подчинение.
Данный анализ позволяет сделать вывод, что существующая структура не адаптирована к рыночным условиям, необходима другая, позволяющая более эффективно функционировать предприятию, структура, где больше привлечен персонал.
.Стратегическое управление
При проведении анализа непосредственного окружения необходимо рассмотреть потребителей данной организации.
Одним из принципов менеджмента качества, на которые ориентирована деятельность предприятия, является ориентация на потребителя. Организация зависит от своих потребителей, должна понимать их текущие и будущие потребности, выполнять их требования и стремиться превзойти их ожидания. Следовательно, данный фактор имеет важное значение для конкурентоспособности предприятия и должен анализироваться руководством.
Анализ требований потребителей для повышения их удовлетворенности производится посредством исследования рынка путем проведения анкетирования, дегустаций, сбором сведений, поступивших по "горячей линии", жалобам и предложениям потребителей. На основании анализа собранной информации разрабатываются мероприятия, направленные на удовлетворение требований потребителей.
Число потребителей продукции ООО "Хлебный Дом" складывается из численности населения г. Владивостока (таблица 4)
Таблица 4 - Показатели для проведения анализа рынка г. Владивостока
Наименование показателяВеличина показателяЧисленность населения 613000 челЧисло потребителей 604138 челСреднедушевой доход10,8 тыс. рубПотребительский потенциал год/кг888082Потребительский потенциал год/руб159854760Потребление в месяц211450 кгСреднедушевое потребление в мес.0,35 кгЦена средней единицы покупки70 руб/чел
Для оценки потребителя был проведен анализ социально-демографических характеристик. Анализ по половозрастному признаку показал, что в состав выборочной совокупности вошли 61% женщин и 39% мужчин (таблица 5)
Таблица 5 - Удельный вес респондентов по половому признаку
ПолДоля в выборочной совокупности, %Женский61Мужской39
Судя по результатам анализа наибольшее внимание к продукции ООО "Хлебный Дом" проявили респонденты в возрасте от 18 до 45 лет (98%). Более детальный анализ по возрастному признаку имеет следующий вид: группа респондентов с 18-25 составила - 18%, с 26-35 лет-36%, с 36 до 45 лет - 29%. Далее следуют возрастные группы с 46-55 лет -15%, до 18% - 1%, старше 55 -1% (таблица 6).
Таблица 6 - Удельный вес возрастных групп
ВозрастДоля в выборочной совокупности, %18-25 лет1826-35 лет3636-45 лет2946-55 лет15старше 55 лет1
Что касается количественного состава семей, по данным проведенного опроса, у 71% опрошенных семьи состоят из 3-х и 4-х человек (42% и 29% соответственно). Семьи, состоящие из 1 человека, 2-х, 5 и более 5 человек распределились следующим образом: 7%, 18%, 4%, 0% соответственно (таблица 7).
Таблица 7 - Удельный вес семейных групп
Семейное положениеДоля в выборочной совокупности, %Семьи из 5 человек0Семьи из 4 человек29Семьи из 3 человек42Семьи из 2 человек18Проживают одни7
Одним из показателей того, что сила влияния покупателей оказывает сильное воздействие на ООО "Хлебный Дом" - наличие на рынке товаров, предлагаемых на продажу разными производителями, относительно хорошего качества, доступны по цене, и потребители легко могут найти альтернативный вариант покупки из ассортимента, предложенного конкурентом.
Для формирования более полного и точного представления о внутренних мотивах поведения конкурентов служит анализ конкурентной среды (Таблица 8).
Таблица 8. - Факторы конкуренции на рынке отрасли
№ п/пФакторы конкуренцииПризнаки проявления их в отраслиЭкспертная оценкаКоэффициент важности1. Соперничество среди присутствующих фирм на рынке 1.1.Число и мощность фирм-конкурентовИмеется/не имеется одна или группа фирм равных или превосходящих по мощности исследуемую фирму10,21.2.Колебания платежеспособного спросаИзменение покупательской способности населения 10,051.3.Степень стандартизации товараТовары исследуемой фирмы и конкурентов взаимозаменяемы/специализированы по видам товара20,091.4.Издержки переключения клиента с одного производителя на другогоИздержки минимальны /велики, следовательно, вероятность переключения высока/не высока10,051.5.Унифицированность сервисных услугНабор сервисных услуг конкурентов идентичен/не идентичен30,041.6.Входные барьерыНачальные затраты велики/невелики30,151.7. Выходные барьерыИздержки ухода из бизнеса велики/невелики30,091.8.Ситуация на смежных рынкахУровень конкуренции на смежных рынках высок/ не высок 30,031.9.Стратегии конкурирующих фирмОтдельные фирмы -конкуренты используют стратегии: дифференциации, лидера по издержкам, фокусирования20,141.10Поведение конкурентовОтдельные фирмы -конкуренты осуществляют наступательную/оборонительную политику в отношении конкурентов30,081.11.Привлекательность рынкаОтмечается растущий/не растущий/падающий спрос20,082. Влияние новых /потенциальных конкурентов2.1.Входные барьерыНачальные затраты велики/невелики. Эффект масштаба может быть достигнут быстро/ медленно. Фирмы, работающий на рынке лояльны /агрессивны 20,32.2. Доступ к каналам распределенияНа рынке большое/ограниченное количество независимых торговых посредников, привлечение которых не требует / требует значительных затрат20,22.3.Отраслевые преимуществаПредприятия-конкуренты обладают/не обладают такими преимуществами как: доступность сырья, наличием патентов, удобным местом расположения, сложившейся репутацией20,53. Рыночное влияние поставщиков3.1.Уникальность канала распределенияСтепень дифференциации продукции поставщиков20,43.2.Значимость покупателяПредприятия-конкуренты не являются/являются значимыми для поставщиков20,33.3.Доля поставщикаПредприятие работает с ограниченным (1-2)/ большим количеством поставщиков30,34. Рыночное влияние покупателей.4.1.Статус покупателяКоличество покупателей значительное/ не значительное и интенсивность потребления высока / не высока30,154.2.Приверженность товаруТовар не значим / значим для потребителя30,44.3.Приверженность маркеПрисутствует/отсутствует приверженность потребителя выбранной марке30,34.4.Стандартизация товараОтсутствует/присутствует УТП20,155. Конкуренция среди товаров-заменителей5.1.ЦенаНизкие/высокие цены на товары заменители20,45.2.Затраты на "переключение" с товара фирмы на заменительЗатраты на "переключение" с товара фирмы на заменитель высокие/низкие30,35.3.Качество основного товараОбеспечение соответствующего уровня качества требует более высоких/низких издержек, чем для товара-заменителя20,3
На основании данного анализа можно охарактеризовать уровень силы конкуренции как высокий.
Для того, чтобы удержать свои позиции на рынке, предприятие должно разработать стратегию конкурентности. Для разработки стратегии, позволяющей наилучшим образом позиционировать предложение ООО "Хлебный Дом" по отношению к предложениям конкурентов, необходимо выявить и оценить своих главных конкурентов.
Портфельный анализ хозяйственной деятельности ООО "Хлебный Дом" позволил сформулировать цели в отношении каждой СЕБ. Это укрепление и защита рыночных позиций "дойных коров" в течение всего периода, когда они способны зарабатывать средства для развития других СЕБ.
Для укрепления и защиты рыночных позиций слоено-замороженной продукции и кондитерской продукции необходимо иметь представление о преимуществах и недостатках основных конкурентов в данных секторах. Для систематизации данных была собрана информация по продукции конкурентов по аналогичным производственным направлениям, сформирована таблица-классификатор, учитывающая ценовые сегменты по каждому направлению продукции, типу муки, наполнения и с учетом веса, срока годности и розничной цены.
Конкурентный анализ рынка продукции г. Владивостока показал, что ООО "Хлебный дом", имея самую высокую рыночную долю по всем показателям (ассортимент, тоннаж, денежное выражение), но, находится в условиях достаточно сильной конкуренции со стороны не таких мощных, но постепенно занимающих свои рыночные ниши производителей.
Настоящая политика предприятия в области качества является частью общей политики предприятия, стратегическая линия которой заключается в непрерывном повышении качества выпускаемой продукции и услуг на надлежащем уровне, что в совокупности с профессиональными традициями и текущей деятельностью позволяет предприятию завоевывать и поддерживать доверие потребителей. Политика предприятия определяется руководством предприятия в зависимости от условий сложившихся на рынке и перспективы развития предприятия. Формирование политики осуществляется в соответствии с процессом " Разработка Политики и целей предприятия" НД №2-02-012. Итоговым документом является "Программа реализации Политики и целей предприятия".
При планировании и создании безопасной продукции ООО "Хлебный дом" руководствуется программами обязательных предварительных мероприятий (таблица 6.1), которые предусматриваются следующими внешними документами:
-СанПин 2.3.4.545-96 "Предприятия пищевой и перерабатывающей промышленности. Производство хлеба, хлебобулочных и кондитерских изделий";
-Документы Комиссии "Кодекс Алиментариус" по гигиене производства пищевой продукции;
-Постановление Европейского парламента и совета ЕС № 852/2004 от 20.04.04 "Санитарно-гигиенические правила для производства пищевой продукции".
.Информационная система управления
Деятельность организации представляет собой согласованную и взаимосвязанную сеть процессов. Последовательность определена в блок-схемах. В блок-схеме каждый шаг процесса связан с информационной и методической основой работ, выполнение которых указывают условия возможности реализации процесса, а также должностные лица, обозначаются начало и конец процесса. Документацией необходимой для описания процессов являются процедуры, инструкции, положения. Потоки процессов могут быть материальными и информационными. Границы процессов формируются: работой, входами и выходами, которые представляют собой выпуск продукции и являются как материальными, так и нематериальными потоками.
Информационными потоками являются потоки, управляющие работой процесса, а также нормативная документация и требования к продукции.
Руководство предприятия обеспечивает разработку в организации соответствующих процессов обмена информацией о ходе разработки, внедрения, функционирования и результативности действий СМК.
Целью процесса внутреннего обмена информацией является информирование всех сотрудников о деятельности предприятия, его приоритетных направлениях, перспективных планах. Это позволяет создать благоприятную атмосферу, которая способствует сплоченности всего коллектива, осознанию каждым сотрудником своей роли в достижении общей цели, стоящей перед предприятием.
Информированность каждого сотрудника позволяет создать благоприятную обстановку для проявления инициативы, внесения предложений работниками по вопросам развития предприятия и постоянного улучшения деятельности.
Основными способами обмена информацией являются:
-еженедельные совещания руководителей подразделений;
-наглядное оформление документированных процедур, положений, должностных инструкций;
использование локальной информационной компьютерной сети;
использование досок объявлений;
приказы и распоряжения руководства;
проведение семинаров, деловых игр и лекционных курсов по тематике управления качеством;
ведение делопроизводства (управление внешними и внутренними документами).
Информация о предприятии размещена на сайте холдинга "Владхлеб" www.vladhleb.ru. Она рассчитана на широкий круг потребителей и размещена с целью привлечения потенциальных покупателей, для того, чтобы обратить их внимание не только на продукцию, выпускаемую предприятием, но и на его деятельность в целом. Сайт состоит из 12 основных разделов.
Любые предложения по улучшению качества выпускаемой продукции и деятельности предприятия, персонал предприятия может предоставлять руководству предприятия в форме служебной записки.
.Экономические службы и финансовое состояние предприятия
Финансовый результат деятельности предприятия характеризуется суммой полученной прибыли и уровнем рентабельности. Прибыль ООО "Хлебный Дом" получает от реализованной продукции. Основными источниками информации при реализации продукции и прибыли являются накладные на отгрузку продукции, данные аналитического и бухгалтерского учета по счету 46, 47, 48, 80, финансовой отчетности ф.2, "Отчет о прибылях и убытках", ф.5 "Краткий отчет о финансовых результатах".
Платежеспособность предприятия характеризуется его возможностью и способностью своевременно и полностью выполнять свои финансовые обязательства перед внутренними и внешними партнерами, а также перед государством. Ликвидность - способность отдельных видов имущественных ценностей обращаться в денежную форму.
Для оценки платежеспособности используются относительные показатели, различающиеся набором ликвидных активов, рассматриваемых в качестве покрытия краткосрочных обязательств (таблица 9) .
Таблица 9. - Анализ ликвидности
Показатель ликвидностиЗначение показателяИзменение показателя (гр.3 - гр.2)Расчет, рекомендованное значение31.12.201031.12.20111.Коэффициент текущей (общей) ликвидности1,561,18-0,38Отношение текущих активов к краткосрочным обязательствам. Нормальное значение: 2 и более.2.Коэффициент быстрой (промежуточной) ликвидности1,020,45-0,57Отношение ликвидных активов к краткосрочным обязательствам. Нормальное значение: 1 и более.3.Коэффициент абсолютной ликвидности0,480,09-0,39Отношение высоколиквидных активов к краткосрочным обязательствам. Нормальное значение: 0,2 и более.
На последний день анализируемого периода (31.12.2011) при норме 2 коэффициент текущей (общей) ликвидности имеет значение 1,18. Более того следует отметить отрицательную динамику показателя - за последний год коэффициент текущей ликвидности снизился на -0,38.
Для коэффициента быстрой ликвидности нормативным значением является 1. В данном случае его значение составило 0,45. Это свидетельствует о недостаточности у Открытое Акционерное Общество "Владхлеб" ликвидных активов (т. е. наличности и других активов, которые можно легко обратить в наличность) для погашения краткосрочной кредиторской задолженности. Ниже нормы, как и два другие, оказался коэффициент абсолютной ликвидности (0,09 при норме 0.2). При этом нужно обратить внимание на имевшее место в течение анализируемого периода негативное изменение - коэффициент абсолютной ликвидности снизился на -0,39.
Совет директоров ОАО "Владхлеб в отчетном году направлял свою деятельность на обеспечение достижений максимальной прибыли общества, защиту прав и законных интересов акционеров, обеспечение полноты, достоверности и объективности публичной информации об обществе.
Задачи, которые были поставлены Советом директоров в отчетном периоде, в основном выполнены.
Период погашения дебиторской задолженности за отчетный год составил 4 дня. Расчеты с поставщиками строятся на договорных отношениях. Основным требованием при выборе контрагента на поставку сырья является качество продукции и предоставление отсрочки платежа 15 дней с даты поступления товара на склад покупателя.
Кредиты и займы погашены в срок.
Прибыль от продаж ОАО "Владхлеб" в 2011г. составила 89 081 тыс. руб., что составило 8,6% от выручки. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года прибыль от продаж снизилась на 51 900 тыс. руб., или на 36,8%.
По сравнению с прошлым периодом в текущем наблюдалось cнижение выручки от продаж на 4 465 тыс. руб. при одновременном росте на 47 435 тыс. руб. расходов по обычным видам деятельности.
Изучая расходы по обычным видам деятельности, следует отметить, что организация, как и в прошлом году учитывала общехозяйственные (управленческие) расходы в качестве условно-постоянных, относя их по итогам отчетного периода на реализованные товары (работы, услуги).
Убыток от прочих операций в течение анализируемого периода (с 31 декабря 2010 г. по 31 декабря 2011 г.) составил 429 тыс. руб., что на 11 430 тыс. руб. (96,4%) меньше, чем убыток за аналогичный период прошлого года.
ПоказательЗначение показателя, тыс. руб.Изменение показателяСредне- годовая величина, тыс. руб.2010 г.2011 г.тыс. руб. (гр.3 - гр.2)± % ((3-2) : 2)1. Выручка1 035 0331 030 568-4 465-0,41 032 8012. Расходы по обычным видам деятельности894 052941 487+47 435+5,3917 7703. Прибыль (убыток) от продаж (1-2)140 98189 081-51 900-36,8115 0314. Прочие доходы и расходы, кроме процентов к уплате-11 8592 193+14 052?-4 8335. EBIT (прибыль до уплаты процентов и налогов) (3+4)129 12291 274-37 848-29,3110 1986. Проценты к уплате-2 622+2 622-1 3117. Изменение налоговых активов и обязательств, налог на прибыль и прочее-27 147-18 603+8 544?-22 8758. Чистая прибыль (убыток) (5-6+7)101 97570 049-31 926-31,386 012Справочно: Совокупный финансовый результат периода101 97570 049-31 926-31,386 012Изменение за период нераспределенной прибыли (непокрытого убытка) по данным бухгалтерского баланса (измен. стр. 1370)x37 989ххх
Чистая прибыль получена в 2011 году в размере 70 049 тыс. руб. и будет распределена решением собрания акционеров.
Таблица 10. - Налоги и платежи, начисленные и уплаченные в 2010 и 2011 году
Наименование2011 г.2010 г.начисленоуплаченоНачисленоуплаченоПодоходный налог48 32648 69550 18550 024Налог на прибыль18 38517 75527 14729 725Н Д С40 87838 94838 47042 186Налог на имущество3 2752 6982 2422 130Налог на выбросы вредных веществ 408403 271 207Земельный налог1 8771 625 786 579Транспортный налог198217193160Е С Н91 78189 67174 61765 373Налог на страхование от несчастных случаев на производстве1 5671 3271 228926Итого206 695201 339195 139191 310
Согласно принятой стратегии ОАО "Владхлеб" на период с 2012 по 2015 г.г. планируется проводить работу по сокращению производственных затрат с целью снижения себестоимости и соответственно увеличение прибыли.
Активная работа будет проводиться обществом по снижению прямых затрат - работа с поставщиками, повышение производительности труда, увеличение объемов продаж.
К числу возможных факторов риска, способных оказать влияние на развитие хлебопекарной промышленности (и, как следствие, деятельность ОАО "Владхлеб") следует отнести:
.Тенденции снижения потребления хлеба и хлебобулочных изделий, связанные с изменениями структуры питания населения;
.Уход производителей в сферу теневого бизнеса;
.Снижение рентабельности производства;
.Падение объемов гособоронзаказа на предприятиях края.
.Повышение цен на сырье, закупаемое эмитентом для производства продукции.
ОАО "Владхлеб" является членом Дальневосточной Ассоциации производителей муки, хлеба и кондитерских изделий, члены которой единогласно отмечают крайне тяжелое положение в хлебопекарной отросли Приморского края, и сегодня не обойтись без государственной поддержки.
Определенным ориентиром для Приморского края могут служить регионы, где действуют программы государственной поддержки хлебопечения.
8.Управление маркетингом
Для поддержания и наращивания объемов продаж проводятся маркетинговые исследования, активная рекламная поддержка рынка сбыта, в том числе и регионального, осуществляется мониторинг потенциальных и действующих рынков, проводятся дегустационные мероприятия. Помимо методов ценовой конкуренции, обеспечивается постоянный контроль за качеством производимой продукции и его соответствия самых высоким стандартам. Применяются другие приемы добросовестной конкуренции, направленные на расширение рынков сбыта, увеличению числа покупателей и наращиванию объемов продаж.
Целенаправленное осуществление производственно-сбытовой деятельности предприятия на основе изучения рынка и приспособления к нему производства продукции обеспечивает самостоятельное структурное подразделение предприятия- служба маркетинга. Ее деятельность концентрируется на решении 4-х взаимосвязанных задач:
Организации процесса создания конкурентоспособной продукции, проведения гибкой ценовой политики, организации эффективной системы сбыта, управления продвижением товаров на рынке.
Руководство предприятия приняло решение о переходе деятельности на маркетингово - ориентированный формат управления, но на данный момент отсутствует маркетинговая поддержка выпускаемой продукции, не определены стратегии. Отсутствуют программы продвижения.
Достигнуть конкурентного преимущества предприятие сможет только при постоянном совершенствовании ассортимента и качества продукции, чему способствует внедрение прогрессивных технологий, использование современного высокопроизводительного оборудования, приемов и методов работы в производственных подразделениях. На предприятии разработан процесс "Проектирование и разработка новых видов изделий".
Проектирование и разработка конкурентоспособной продукции происходит по установленным требованиям потребителей и других заинтересованных сторон; исследованиям маркетинговых и сбытовых служб, определяющих ассортиментную политику организации на перспективу.
В том случае, если данный продукт принят комиссией к производству, он выпускается на производственных площадях в объемах, определяемых коммерческой службой.
Таблица 11. - Сводная таблица анализа внутренней среды.
№ п/пОбъекты анализаРезультаты анализа1.Трудовые ресурсыПредприятие обеспечено нужными трудовыми ресурсами. Коэффициент профессиональной перспективности равен 5,7 и близок к эталонному уровню. Текучесть кадров 7 %, несколько выше естественной. Проводится повышение квалификации и обучение2.Финансовая деятельность Анализ состояния имущества, динамики и структуры капитала показал, что предприятие стабильно функционирующее, финансово-устойчивое.3.Организационная структураЛинейно-функциональная, не достаточно эффективна4.ПроизводствоНаличие необходимого оборудования и технической документации, имеются неиспользуемые производственные мощности. Нехватка складских и погрузочных площадей в моменты массового спроса.5.РеализацияСистема сбыта достаточно эффективная, включает в себя разнообразные каналы продвижения продукции. Лидер продаж через собственную розничную сеть.6.Маркетинговая деятельностьМаркетингово-ориентированный формат управления деятельностью предприятия. Отсутствует маркетинговая поддержка выпускаемой продукции и программы продвижения.7.НИОКРПроектирование и разработка происходит по установленным требованиям потребителей, исследованиям маркетинговых и сбытовых служб. Данные службы определяют ассортиментную политику организации на перспективу.
Для стратегической перспективы компании особенно значимы сильные стороны, так как они являются краеугольными камнями стратегии и на них должно строиться достижение конкурентных преимуществ. В то же время хорошая стратегия требует вмешательства в слабые стороны. Организационная стратегия должна быть хорошо приспособлена к тому, что можно сделать. Особое значение имеет идентификация отличительных преимуществ компании. Это важно для формирования стратегии, так как:
уникальные возможности дают фирме шанс использовать рыночные благоприятные обстоятельства,
создают конкурентные преимущества на рынке,
потенциально могут быть краеугольными камнями стратегии.
9. Правовое обеспечение производством
Внешний перечень официально изданных документов, регламентирующих деятельность ООО "Хлебный дом" в области качества и безопасности продукции (Таблица 12).
Номер документаДатаНазвание документа№7-ФЗ10.01.02ФЗ "Об охране окружающей среды" №29-ФЗ02.01.00ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов" №52-ФЗ23.03.99ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" № 102-ФЗ26.06.08ФЗ "Об обеспечении единства измерений"N 184-ФЗ27.12.2002ФЗ "О техническом регулировании"№2300-107.02.92ФЗ "О защите прав потребителей" N 4979-114.05.1993Закон РФ "О ветеринарии" Единые санитарные требования2010Единые санитарно-эпидемиологические и гигиенические требования к товарам, подлежащим санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю), утвержденные решением Комиссии таможенного союза от 28 мая 2010 года № 299 (в редакции решения Комиссии от 17.08.2010г. № 341).СанПиН 2.3.4. 545-961996СанПиН 2.3.4. 545-96 "Производство и реализация хлеба, хлебобулочных и кондитерских изделий" СанПиН 2.1.4.1074-012001СанПиН 2.1.4.1074-01 "Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества".СанПиН 2.3.2.1293-012001СанПиН 2.3.2.1293-01 "Гигиенические требования по применению пищевых добавок"СанПиН 2.3.2.1324-032003СанПиН2.3.2.1324-03 "Гигиенические требования к срокам годности и условиям хранения пищевых продуктов"СанПиН 2.1.4.1116-022002СанПиН 2.1.4.1116-02 "Питьевая вода. Гигиенические требования к срокам годности и условиям хранения пищевых продуктов"СанПиН 2.1.4.1116-022002СанПиН 2.1.4.1116-02 "Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды, расфасованной в емкости. Контроль качества.СанПиН 2.2.1/21.11278-032003СанПиН 2.2.1/21.11278-03 "Гигиенические требования к естественному, искусственному и совмещенному освещению жилых и общественных зданий"СанПиН 2.2.4./2.1.8.562-961996СанПиН 2.2.4./2.1.8.562-96 "Шум на рабочих местах, в помещениях жилых, общественных зданий и на территории жилой застройки"СанПиН 2.2.4.548-961996СанПиН 2.2.4.548-96 "Гигиенические требования к микроклимату производственных помещений"СанПиН 3.2.1333-032003СанПиН 3.2.1333-03 Профилактика паразитарных болезней на территории Российской ФедерацииСанПиН. 3.5.3.1129 -022002СанПиН. 3.5.3.1129 -02 "Санитарно-эпидемиологические требования к проведению дератизации".СП 1.1.1058-012001СП 1.1.1058-01 "Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий".СП 2.3.6.1079-012001СП 2.3.6.1079-01 Санитарно-эпидемиологические требования к организациям общественного питания, изготовлению и оборотоспособности в них пищевых продуктов и продовольственного сырьяСП 3.1.7.2616-102010СП 3.1.7.2616-10 "Профилактика сальмонеллеза"СП 3.1.7.2817-102010СП 3.1.7.2817-10 "Профилактика листериоза у людей"№2821.08.98Приказ Департамента ветеринарии Минхозпрода РФ "О порядке оформления ветеринарных свидетельств на продовольственное сырье и пищевых продуктов"№25403.09.91Приказ МЗ СССР "О развитии дезинфекционного дела в стране"№ 302н2011Приказ Минздравсоцразвития России "Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и Порядка проведения предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда"№32415.08.01Приказ Минздрава РФ "О государственной регистрации отдельных видов продукции, представляющих потенциальную опасность для человека, а также отдельных видов продукции, впервые ввозимых на территорию РФ"№75621.11.05Приказ "О санитарно-эпидемиологической экспертизе видов деятельности (работ, услуг) продукции, проектной документации"N 2119.03.2010Постановление Главного государственного санитарного врача РФ "О профилактике острых кишечных инфекций"N 5519.01.1998Постановление Правительства РФ "Правила продажи отдельных видов товаров"№ 98201.12.2009Постановление Правительства РФ "Об утверждении единого перечня продукции, подлежащей обязательной сертификации, и единого перечня продукции, подтверждение соответствия которой осуществляется в форме принятия декларации о соответствии"МУК 2.3.2.971-002000МУК 2.3.2.971-00 "Порядок санитарно-эпидемиологической экспертизы технических документов на пищевые продукты"МУ 2.3.975-002000МУ 2.3.975-00 "Применение ультрафиолетового бактерицидного излучения для обеззараживания воздушной среды помещений организаций пищевой промышленности, общественного питания и торговли продовольственными товарамиМУ 4.2.727-991999МУ 4.2.727-99 "Гигиеническая оценка сроков годности пищевых продуктов"ГОСТ Р 51074 -20032003ГОСТ Р 51074 -2003 Продукты пищевые. Информация для потребителей. Общие требования.ГОСТ Р 51705.1-20012001ГОСТ Р 51705.1-2001 Системы качества. Управление качеством пищевых продуктов на основе принципов ХАССПГОСТ Р 53598-20092009ГОСТ Р 53598-2009 Продукты пищевые. Рекомендации по этикетированиюГОСТ Р ИСО 9001-200813.11.09ГОСТ Р ИСО 9001-2008 Системы менеджмента качества. ТребованияГОСТ Р ИСО 22000-200701.01.08ГОСТ Р ИСО 22000-2007 СИСТЕМЫ МЕНЕДЖМЕНТА БЕЗОПАСНОСТИ ПИЩЕВОЙ ПРОДУКЦИИ. Требования к организациям, участвующим в цепи создания пищевой продукцииГОСТ Р ИСО/ТУ 22004-200801.01.2010ГОСТ Р ИСО/ТУ 22004-2008 СИСТЕМЫ МЕНЕДЖМЕНТА БЕЗОПАСНОСТИ ПИЩЕВОЙ ПРОДУКЦИИ. Рекомендации по применению ИСО 22000:2005№ 852/200429.04.2004Постановление (ЕС) Европейского парламента и совета № 852/2004 от 29 апреля 2004 г. в отношении санитарно-гигиенических правил для производства пищевой продукцииСАС/RCP 1-19692001Основные документы Комиссии "Кодекс Алиментариус" по гигиене производства пищевой продукцииуправление маркетинг персонал стратегический
Заключение
Во время проведения комплексного анализа функционирования рынка произведены:
· Анализ рынка кондитерских изделий
· Влияние макро- и микросреды компании ООО "Хлебный Дом"
· Анализ внутренней среды компании ООО "Хлебный Дом"
В ходе исследования выявлены следующие проблемы:
· На рынке присутствует сильная конкуренция
· В связи с большим числом компаний и отсутствием у компаний направленных программ по созданию отличительных свойств, потребитель не отличает поставщиков, образ производителя размыт.
· В компании ООО "Хлебный Дом" есть хорошее качество продукта, но работа по повышению эффективности носит формальный характер.
· Нет контроля на всех этапах внедрения маркетинговых проектов, из-за чего нет возможности вести планирование и развитие компании.
· Нет внутрифирменных стандартов на осуществление процесса взаимодействия.
В силу сложившейся ситуации на рынке целесообразно осуществить следующие направления работы в области маркетинговых решений:
. Ориентация деятельности компании должна осуществляться на формирование долгосрочных отношений с клиентами.
. Необходима разработка решений в области формирования внутрифирменных стандартов сервиса.
. Расширение системы скидок и совершенствование качества обслуживания.
. Усиление позиций нашей компании относительно активной маркетинговой политики конкурентов.
Список литературы
. Годовые отчеты компании ООО "Хлебный Дом" за 2010-2011 гг.
. Турусин Ю. Д., Ляпина С. Ю., Шаламова Н. Г. Стратегический менеджмент. (Серия - "Вопрос-ответ). - М.: ИНФРА-М, 2003 г.
. Азоев Г. Л., Челенков А.П. Конкурентные преимущества фирмы. - М.: ОАО Типография "Новости", 2000.
Приложение 1
Дневник прохождения практики
ДатаКраткое содержание выполненной работыПодпись руководителя практики от предприятияОзнакомление с предприятиемИзучение организационной структуры Изучение графика работы, ознакомление с работой Кондитерского производства.Ознакомление с производством, технологическими процессамиАнализ эффективности работы предприятияОзнакомление с факторами, влияющими на конкурентоспособность предприятияНаписание отчета по практике
Приложение 2
Отзыв-характеристика руководителя практики
За время прохождения практики ознакомилась со структурой организации, внутренним распорядком, порядком ведения документооборота, учета и хранении документов. Принимала участие в разработке политики и стратегии компании.
В отношении профессиональных качеств проявила себя как человек компетентный, исполнительный, аккуратный, ответственно относится к порученным заданиям. Умело применяет теоретические знания, полученные в период обучения, в практической деятельности. Внимательна при работе с документами, легко ориентируется в их содержании. Владеет навыками работы за компьютером, которые использовала при составлении различных документов.
В межличностных отношениях вежлива, общительна, легко приспосабливается к работе в коллективе.