Курсовая работа по предмету "Экономика и экономическая теория"


О региональной целевой программе " Развитие малого предпринимательства в Мурманской области"


ПРАВИТЕЛЬСТВО МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 22 июля 2004 г. N 250-ПП

О РЕГИОНАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ "РАЗВИТИЕ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ"

НА 2005 - 2008 ГОДЫ

(в ред. постановления Правительства Мурманской области

от 26.10.2005 N 400-ПП)

В соответствии с Законом Мурманской области от 05.07.1996 N 31-02-ЗМО "Об основах государственной поддержки малого предпринимательства в Мурманской области", постановлением Правительства Мурманской области от 27.12.2001 N 265-ПП/9 "О порядке разработки, утверждения и реализации региональных целевых программ Мурманской области" и в целях обеспечения реализации стратегии экономического развития Мурманской области на период до 2015 года Правительство Мурманской области постановляет: 1. Одобрить прилагаемую региональную целевую программу "Развитие малого предпринимательства в Мурманской области" на 2005 - 2008 годы (далее - Программа) и направить ее для утверждения в Мурманскую областную Думу.

2. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на руководителя департамента экономического развития Мурманской области Рузанкина А.Д.

Первый заместитель Губернатора

Мурманской области

А.А.СЕЛИН

Приложение

к постановлению

Правительства Мурманской области

от 22 июля 2004 г. N 250-ПП

РЕГИОНАЛЬНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА

"РАЗВИТИЕ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ"

НА 2005 - 2008 ГОДЫ

(в ред. постановления Правительства Мурманской области

от 26.10.2005 N 400-ПП)

Паспорт

региональной целевой программы

"Развитие малого предпринимательства в Мурманской области"

на 2005 - 2008 годы

Наименование Программы

Региональная целевая программа "Развитие
малого предпринимательства в Мурманской
области" на 2005 - 2008 годы

Основание разработки
Программы

Федеральный закон от 14.06.1995 N 88-ФЗ "О
государственной поддержке малого
предпринимательства в Российской
Федерации";
Закон Мурманской области от 05.07.1996
N 31-02-ЗМО "Об основах государственной
поддержки малого предпринимательства в
Мурманской области";
постановление Правительства Мурманской
области от 04.06.2004 N 192-ПП "О
разработке региональной целевой Программы
развития малого предпринимательства в
Мурманской области" на 2005 - 2008 годы

Государственный заказчик

департамент экономического развития
Мурманской области (координатор),
департамент продовольствия, рыбного
и сельского хозяйства Мурманской области

в ред. постановления Правительства Мурманской области от 26.10.2005
N 400-ПП

Основные разработчики

департамент экономического развития
Мурманской области, Институт экономических
проблем КНЦ РАН, Государственный фонд
развития малого предпринимательства
Мурманской области, Северная
торгово-промышленная палата

Цель Программы

увеличение вклада малого
предпринимательства в экономику Мурманской
области и повышение социальной
ответственности бизнеса

Задачи Программы

1. Организационно-правовое обеспечение
эффективной предпринимательской
деятельности.
2. Содействие продвижению товаров и услуг
субъектов малого предпринимательства на
региональные, межрегиональные и
международные рынки.
3. Развитие инновационной инфраструктуры и
информационное обеспечение
предпринимательской деятельности.
4. Решение социальных задач, в том числе
социальная защита предпринимателей и
наемных работников, сокращение бедности и
безработицы.
5. Развитие форм и методов взаимодействия
органов исполнительной власти, местного
самоуправления и малого
предпринимательства на территории
Мурманской области.
6. Развитие форм саморегулирования и
самоуправления предпринимательской
деятельностью.

Сроки и этапы реализации
Программы

Программа рассчитана на период 2005 -
2008 гг. Выполнение Программы
осуществляется в 4 этапа: I этап - 2005 г.;
II этап - 2006 г.; III этап - 2007 г.; IV
этап - 2008 г.

Ответственные исполнители
основных программных
мероприятий

Департамент экономического развития
Мурманской области, органы государственной
власти Мурманской области,
Департамент Федеральной государственной
службы занятости населения по Мурманской
области (ДФГСЗН),
Управление Федеральной антимонопольной
службы по Мурманской области (УФАС),
Управление МНС России по Мурманской
области (УМНС РФ),
Государственный фонд развития малого
предпринимательства Мурманской области
(ФОРМАП),
органы местного самоуправления,
Северная торгово-промышленная палата
(СТПП),
Союз промышленников и предпринимателей
Мурманской области (СПП),
общественная организация предпринимателей
Мурманской области "Кольский Север",
некоммерческая организация "Союз
рыбопромышленников Севера" (СРПС),
Мурманский центр научно-технической
информации (ЦНТИ),
Мурманский государственный технический
университет (МГТУ),
Институт экономических проблем КНЦ РАН,
Некоммерческое партнерство
"Технопарк-Апатиты",
Региональное агентство поддержки малого
предпринимательства (РАПМП),
ООО "Экономик Консультант",
ООО "Net-SL",
ИПК "Кодекс",
Департамент продовольствия, рыбного
и сельского хозяйства Мурманской области

в ред. постановления Правительства Мурманской области от 26.10.2005
N 400-ПП

Объем и источники
финансирования

2005

2006

2007

2008

Итого

Всего по Программе,
в том числе по источникам
(тыс. руб.)

44490

79150

106110

114060

343810

Областной бюджет,
в том числе:

10800

16420

24780

16460

68460

целевое финансирование
мероприятий программы

800

6420

14780

6460

28460

бюджетные кредиты

5000

5000

5000

5000

20000

гарантии

5000

5000

5000

5000

20000

Бюджеты органов местного
самоуправления:
(гарантии/кредиты)

2000

2500

3500

5000

13000

Внебюджетные источники

31690

54230

70330

91100

247350

Средства федерального бюджета

-

6000

7500

1500

15000

в ред. постановления Правительства Мурманской области от 26.10.2005
N 400-ПП

Система управления

1. Департамент экономического развития
Мурманской области.
2. Координационный Совет при Правительстве
Мурманской области.

Система контроля за ходом
выполнения Программы

Координационный Совет на основе
предложений, представляемых исполнителями
Программы ежеквартально, разрабатывает
сводный план мероприятий. Исполнители
мероприятий Программы ежегодно до 20
февраля информируют департамент
экономического развития Мурманской области
о проделанной работе за прошедший год.
Департамент экономического развития
Мурманской области ежегодно до 2008 года к
10 марта докладывает Правительству
Мурманской области о ходе реализации
Программы

Ожидаемые конечные
результаты

- увеличение ежегодного объема выпуска
товаров и услуг субъектами малого
предпринимательства до 25,4 млрд. руб.;
- увеличение числа малых предприятий в 1,2
- 1,3 раза;
- создание 5,0 - 5,5 тысяч новых рабочих
мест;
- обеспечение устойчивого развития малого
предпринимательства в производственной,
инновационной и иных сферах экономики;
- насыщение товарного рынка Мурманской
области конкурентоспособными
отечественными товарами и услугами

-----------------------------------

<*> Сноска исключена. - Постановление Правительства Мурманской области от 26.10.2005 N 400-ПП.

РЕГИОНАЛЬНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА

"РАЗВИТИЕ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ"

НА 2005 - 2008 ГОДЫ

I. СОДЕРЖАНИЕ ПРОБЛЕМЫ И ОБОСНОВАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ ЕЕ РЕШЕНИЯ ПРОГРАММНЫМИ МЕТОДАМИ

Региональная целевая программа "Развитие малого предпринимательства в Мурманской области" на 2005 - 2008 годы (далее - Программа) разработана в соответствии с Федеральным законом "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации" и Законом Мурманской области "Об основах государственной поддержки малого предпринимательства в Мурманской области". Программа определяет действия Правительства, исполнительных органов государственной власти и местного самоуправления Мурманской области, а также предпринимателей и их общественных объединений, направленные на повышение вклада субъектов малого предпринимательства в социально-экономическое развитие Мурманской области. При разработке Программы принимаются следующие базовые положения:

- малое предпринимательство является полноправным и неотъемлемым элементом современной экономической системы хозяйствования и политической стабильности;

- поддержка частной инициативы граждан в сфере малого бизнеса является одной из основ социально-экономических преобразований и развития местного самоуправления в Мурманской области;

- государственная экономическая поддержка развития малого предпринимательства осуществляется на основе соблюдения взаимовыгодного сотрудничества предпринимателей, органов государственной власти и местного самоуправления Мурманской области.

На 1 января 2004 года в области действовало 3019 малых предприятий, на которых создано 28,2 тысячи постоянных рабочих мест и около 3 тысяч человек работает по совместительству или по договорам гражданско-правового характера. Всего на малых предприятиях занято 7,2 процента от общей численности занятых в экономике Мурманской области. Кроме того, на учете в налоговых органах состоит 38,1 тысячи индивидуальных предпринимателей, многие из которых имеют наемных работников. По экспертным оценкам общее количество занятых индивидуальным трудом (с учетом занятости по найму у индивидуальных предпринимателей и незарегистрированной предпринимательской деятельности) составляет 78 тысяч человек (18 % от численности занятых в экономике).

В 2000 - 2003 гг. развитие малого бизнеса характеризуется тенденциями роста валовых и финансовых показателей, относительно постоянной численностью занятых на малых предприятиях, а также колебаниями в количестве предприятий, обусловленными изменениями в Российском законодательстве, процессом ликвидации бездействующих предприятий и переходом части предприятий в категорию средних и крупных. Численность предпринимателей без образования юридического лица сократилась на 4 тысячи человек в основном за счет оформления договоров найма.

В 2003 году предприятиями малого бизнеса произведено товаров и услуг на 10,3 млрд. рублей, в том числе на 5,1 млрд. рублей - промышленной продукции (из них около 80 % приходится на долю рыбной отрасли). За четыре года, с 2000 по 2003 год, рост производства товаров и услуг в фактических ценах составил 84 процента, в сопоставимых ценах - 43 процента. Наибольший рост отмечен на малых предприятиях информационно-вычислительного обслуживания, науки и оптовой торговли товарами производственно-технического назначения, значительный - на предприятиях промышленности, транспорта, жилищно-коммунального хозяйства и торговли. Доля продукции малых предприятий в объеме промышленного производства области составляет 8 процентов, в строительстве - также 8 процентов.

В период приватизации сформировалась устойчивая отраслевая структура малого бизнеса. По количеству преобладают предприятия торговли и общественного питания - 46,8 процента, малые предприятия промышленности составляют 16 процентов, строительства - 13 процентов. Распределение численности занятых на малых предприятиях по отраслям сложилось следующее: промышленность - 31 процент, торговля - 28, строительство - 18 процентов.

Финансовые результаты деятельности малых предприятий свидетельствуют о повышении их устойчивости: в целом по малым предприятиям сальдированный финансовый результат увеличился более чем в 2 раза. Наблюдается сокращение количества убыточных отраслей. Объемы инвестиций малых предприятий увеличились с 37,2 млн. рублей в 2000 году до 220 млн. руб. в 2003 году.

2000

2001

2002

2003

2004

Численность предпринимателей без
образования юридического лица

44100

41600

40800

38000

39000

Количество малых предприятий, всего

2906

3186

2575

2701

3019

Численность занятых на малых
предприятиях, чел. (всего)

31057

30717

31338

30221

31200

Доля занятых на малых предприятиях, %
от общей численности занятых

7,02

7,09

7,22

7,05

7,20

в том числе:

численность постоянных работников на
малых предприятиях

24238

26141

27434

27238

28200

численность совместителей

1666

1056

982

1213

1290

численность работающих по договорам
подряда

5153

3520

2922

1770

1700

Объем продукции малых предприятий,
всего, млн. руб.,
в том числе по отраслям:

5,64

5,96

7,91

10,3

13,9

промышленность

2,84

3,08

4,43

5,16

6,05

сельское хозяйство

0,07

0,07

0,11

0,09

0,10

строительство

1,00

1

1,3

1,72

2,22

транспорт

0,26

0,195

0,26

0,35

0,38

связь

0,03

0,07

0,08

0,09

0,10

торговля и общественное питание

0,75

1,04

1,22

1,78

3,90

наука и научное обслуживание

0,03

0,047

0,15

0,13

0,15

Объем инвестиций в предприятия малого
бизнеса, всего, млн. руб.

37,20

52,87

234,67

220,3

247,0

В Мурманской области созданы условия для предпринимательской деятельности, которые, по данным статистики и социологических опросов, оцениваются как удовлетворительные. Основные цели утвержденной постановлением Мурманской областной Думы от 13.04.2000 N 740 "Программы государственной поддержки развития малого предпринимательства в Мурманской области на 2000 - 2004 годы" были достигнуты. Произошло повышение социально-экономической эффективности малых предприятий, выросла численность и уровень доходов работников малых предприятий, увеличилась доля малого предпринимательства в формировании регионального валового продукта. Накоплен положительный опыт управления социально-экономическими процессами в предпринимательстве. В Мурманской области в 2000 - 2004 годах сформированы основы правовой среды, обеспечивающей предпринимательскую деятельность. Усилиями Федеральной службы занятости населения, Северной торгово-промышленной палаты, органами местного самоуправления были заложены основы региональной информационной, консалтинговой, образовательной и других элементов системы инфраструктурной поддержки малого предпринимательства. Государственным фондом развития малого предпринимательства и органами местного самоуправления была создана система микрокредитования в г. Апатиты, Мончегорске, Полярные Зори. Органами государственной власти принимались меры по поддержке жизнеспособных субъектов малого предпринимательства, ограждение их от воздействия негативных факторов нерыночного характера.

В развитии малого предпринимательства в 2005 - 2008 годы необходимо закрепить позитивные тенденции предшествующих лет и сосредоточиться на имеющихся проблемах и нерешенных задачах.

Усилия предпринимательских объединений, органов исполнительной власти и местного самоуправления в ближайшие четыре года должны быть направлены на развитие внутреннего рынка услуг, углубление межхозяйственной кооперации и интеграции малых предприятий области в рыночные отношения в Северо-западном Федеральном округе (СЗФО) и приграничное сотрудничество в рамках Баренцева Евро-Арктического Региона (БЕАР). Экономические прогнозы позволяют сделать вывод о том, что предпринимательский вклад в развитие экономики Мурманской области можно значительно увеличить: ежегодный объем производства товаров и услуг - с 13,9 млрд. рублей в 2004 году до 25,4 млрд. рублей к 2009 году, сумму поступлений в бюджеты от уплаты налогов довести с 1,3 млрд. рублей до 2 млрд. рублей в год, занятость в малом предпринимательстве довести до 86 тыс. человек, что составит 27 % от общей численности занятых.

К нерешенным задачам по-прежнему относится проведение целенаправленной государственной поддержки мелких товаропроизводителей в пищевой, аграрно-промышленной, рыбной и лесной отраслях. Это особенно актуально в социальном отношении, для обеспечения занятости и сохранения и поддержания жизнеспособности отдаленных населенных пунктов Кольского полуострова и Терского побережья. Сохраняется большая дифференциация по количеству малых предприятий на 1000 человек населения в различных городах и населенных пунктах области. Налоговые поступления от малого бизнеса колеблются в муниципальных образованиях области от 3 процентов (в Печенгском районе) до 17 процентов (в г. Апатиты) доходов местных бюджетов. Слабо развивается предпринимательство в населенных пунктах Ковдорского и Оленегорского районов. Для решения этих задач необходимо предусмотреть участие малого предпринимательства в развитии туризма, прибрежного рыболовства и искусственного выращивания гидробионтов, переработке дикорастущих ягод и грибов, производстве продукции оленеводства, восстановлении народных промыслов. Необходимо обеспечить рост производства малых предприятий в отраслях, ориентированных на внутреннее потребление, расширить ассортимент, увеличить выпуск качественных продуктов питания.

Серьезной проблемой для развития малого предпринимательства остается получение кредитных ресурсов для приобретения современного оборудования. Кредитные ресурсы банков остаются недоступными для многих малых и, прежде всего, начинающих и инновационных предприятий, не имеющих собственных свободных денежных средств и необходимого залогового обеспечения. Не представляется возможным снизить риски за счет предоставления таким предприятиям бюджетных гарантий и кредитов: требования Бюджетного кодекса по залоговому обеспечению столь же высокие, как и в банковском секторе. Кроме того, процедура принятия бюджета и решения по финансовой поддержке конкретного предприятия длится около года, тогда как большинство проектов субъектов малого предпринимательства сохраняет свою актуальность не более 2 - 3 месяцев. Для решения этой проблемы необходимо использовать механизмы предоставления субсидий на уплату части процентной ставки по банковским кредитам, развивать небанковскую и внебюджетную региональную кредитно-заемную систему и сеть микрокредитования. Учитывая, что из-за дополнительных издержек, связанных с условиями Крайнего Севера, уровень рентабельности производства малых предприятий области существенно ниже чем в среднем по СЗФО (соответственно 3,7 процента и 10,4 процента), в Мурманской области необходимы дополнительные меры протекционизма и поддержки развития малого предпринимательства, в том числе за счет изменений в федеральном законодательстве о порядке предоставления трудовых, пенсионных и других социальных льгот гражданам.

Сдерживающим развитие предпринимательства фактором является необоснованное различие оплаты труда и слабая социальная защищенность как предпринимателей, так и наемных работников. В городах Мурманской области более 30 процентов объектов мелкой розничной торговли не соответствуют установленным федеральным законодательством медико-санитарных требованиям. На многих малых предприятиях не обеспечены нормы безопасности труда. Постоянного внимания требуют вопросы обеспечения высокого уровня качества выпускаемой продукции и оказываемых услуг, соблюдения экологических, санитарно-эпидемических, противопожарных и других нормативных требований.

Отсутствует конкурентная среда для развития малого бизнеса в сфере жилищно-коммунального хозяйства, реформирование которого будет происходить в ближайшие годы. На деятельности малого бизнеса негативно сказывается рост тарифов на транспортные услуги, электроэнергию, аренду земли и помещений, что требует гибкой тарифной политики в отношении предприятий монополистов всех форм собственности. Развитие инновационного и экологического предпринимательства сдерживается неразвитостью региональной инфраструктуры. Остается слабо востребованным высокий научный потенциал региона, поэтому необходимо систематизировать работу по инновационным направлениям малого бизнеса. Развитие инфраструктуры необходимо также для решения другой задачи малого бизнеса - вовлечения в предпринимательскую деятельность незанятого населения: молодежи, женщин, военнослужащих, уволенных в запас и членов их семей. Социологические опросы общественного мнения фиксируют застаревшие "болевые точки": региональная и местная власть не уделяет должного внимания созданию благоприятного делового климата, недостаточно помогает развитию предпринимательства. Медленно сокращается число обращений предпринимателей по поводу так называемых "административных барьеров". При открытии нового производства или торговой точки требования "согласующих" органов нередко выходят за всякие разумные пределы, предпринимателям навязывается "долевое" участие в развитии инженерных сетей муниципальных образований, "спонсорстве мероприятий", другие формы обременения, отчего теряется экономический смысл создания нового производства.

Все эти проблемы требуют программного решения, объединяющего ресурсы и координирующего усилия предпринимателей и их объединений с действиями органов власти и местного самоуправления.

II. ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ

Основной целью Программы является увеличение вклада малого предпринимательства в экономику Мурманской области и повышение социальной ответственности бизнеса.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1. Организационно-правовое обеспечение эффективной экономической деятельности субъектов малого предпринимательства.

2. Содействие продвижению товаров и услуг субъектов малого предпринимательства на региональные, межрегиональные и международные рынки.

3. Развитие инновационной инфраструктуры и информационное обеспечение предпринимательской деятельности.

4. Решение социальных задач, в том числе по социальной защите предпринимателей и наемных работников, сокращению бедности и безработицы.

5. Развитие форм и методов взаимодействия органов исполнительной власти, местного самоуправления и малого предпринимательства.

6. Развитие форм саморегулирования и самоуправления предпринимательской деятельностью.

III. СРОКИ И ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Программа рассчитана на период с 2005 года по 2008 год.

Четыре этапа выполнения Программы совпадают с формированием и исполнением ежегодного областного бюджета. План конкретных мероприятий для каждого этапа разрабатывает Государственный заказчик с учетом прогноза выделяемых финансовых ресурсов.

IV. СИСТЕМА ОСНОВНЫХ ПРОГРАММНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ

Программные мероприятия направлены на решение задач Программы и обеспечивают преемственность государственной поддержки малого предпринимательства на федеральном, региональном и территориальном уровнях. В каждом из 6 разделов программных мероприятий предусматривается решение задач, масштабность которых может варьироваться с учетом имеющихся ресурсов. В систему основных мероприятий Программы входят следующие разделы:

Раздел 1. Организационное и нормативно-правовое обеспечение эффективной предпринимательской деятельности.

Нормативное и правовое обеспечение эффективной предпринимательской деятельности будет осуществляться в соответствии с настоящей Программой и мероприятиями по дальнейшему реформированию системы государственного управления и местного самоуправления. При этом необходимо обеспечить надежную защиту личности и собственности в сфере малого предпринимательства, не допустить появления норм, потенциально усложняющих или ухудшающих ситуацию для малого предпринимательства. В этой связи будут внесены дополнения и изменения в Законы "Об основах государственной поддержки малого предпринимательства в Мурманской области" и "О системе налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности". По мере достижения отдельных целей "Стратегии экономического развития Мурманской области на период до 2015 года" (постановление Правительства Мурманской области от 20.12.2001 N 251-ПП) предусматривается принятие ряда постановлений Правительства Мурманской области, регулирующих правоотношения землепользования, порядка осуществления концессионной деятельности, заказов на товары и услуги для государственных нужд. Органами местного самоуправления большое внимание будет уделено разработке нормативных актов, связанных с созданием конкурентной среды в жилищно-коммунальном секторе, предоставлением производственных и нежилых помещений, земельных участков.

Большое внимание будет уделяться мониторингу потребности в кадрах для обеспечения развития предпринимательской деятельности и их подготовке в коммерческих и государственных учебных заведениях. Предполагается создать и поддерживать благоприятные условия для дальнейшего развития в Мурманской области системы образовательных услуг по подготовке и переподготовке кадров для малых предприятий, государственных и муниципальных служащих, консультантов территориальных организаций инфраструктуры поддержки малого предпринимательства. В муниципальных образованиях планируется регулярное проведение консультаций специалистов органов местного самоуправления и налоговых органов. Многие предприниматели смогут пройти стажировку на российских и зарубежных предприятиях.

С целью решения некоторых социальных проблем и создания точек экономического роста предусматривается бюджетная финансовая поддержка инвестиционной деятельности субъектов малого предпринимательства. Предоставление бюджетных кредитов и государственных гарантий будет осуществляться в рамках установленных ежегодных лимитов для реализации следующих проектов:

- инновационные проекты, имеющие высокий уровень рентабельности;

проекты внедрения ресурсо- и энергосберегающих технологий в жилищно-коммунальной сфере;

- проекты по развитию туризма;

- проекты по оказанию коммунальных и бытовых услуг;

- проекты начинающих предпринимателей, в особенности молодежи и социально

- незащищенных групп населения;

- проекты малых предприятий в депрессивных населенных пунктах;

- проекты международных и донорских организаций, направленные на развитие

- предпринимательства в Мурманской области;

- проекты, направленные на активизацию деловых межрегиональных связей;

- проекты народных промыслов, высокохудожественных производств и ремесел коренных народов Мурманской области.

При выборе объектов для финансирования будут учитываться интересы смежных программ: социально-экономического развития муниципалитетов, занятости населения, развития туризма, экологических и других. Учитывая ограниченность бюджетов всех уровней, планируется привлечение внебюджетных финансовых и материальных ресурсов путем долевого финансирования процентной ставки банков и оказываемых лизинговых услуг субъектам малого предпринимательства.

Раздел 2. Содействие продвижению товаров и услуг субъектов малого предпринимательства на региональные, межрегиональные и международные рынки

Осуществление мероприятий второго раздела Программы создаст благоприятные условия для конкуренции и продвижения продукции и услуг малых предприятий Мурманской области на региональный, межрегиональный и международный рынки.

С целью расширения деловых связей между предпринимателями будут проводиться форумы "Кольский партнериат", региональные выставки-ярмарки "Имандра", "Золотая осень", специализированные отраслевые выставки "Море, ресурсы, технологии" и другие. Повышению конкурентоспособности будет способствовать участие предприятий Мурманской области в конкурсах продукции и услуг "Золотая марка "Знак качества", всероссийских конкурсах "Золотой Меркурий", конкурс "Сто лучших товаров" и других. Инновационные малые предприятия смогут показать свою продукцию в составе коллективных экспозиций Мурманской области на ежегодных выставках в Санкт-Петербурге "Высокие технологии. Инновации. Инвестиции" и "Малый бизнес. Технологии успеха". Проведение региональных выставок и ярмарок, ежегодных конкурсов предпринимателей, конференций, форумов малых предприятий Мурманской области с партнерами из Северо-западного Федерального округа и других регионов России, Евро-Арктического Баренцева региона обеспечит хорошие предпосылки для эффективного вовлечения предприятий малого бизнеса Мурманской области в экономическое сотрудничество.

Раздел 3. Развитие инновационной инфраструктуры и информационное обеспечение предпринимательской деятельности

В третьем разделе Программы предусматривается развитие объектов инновационной инфраструктуры. Для содействия продвижению на рынок новых технологий и инновационных продуктов, при финансовой поддержке за счет бюджетных средств, получат развитие "Технопарк-Апатиты", будут созданы новые инженерно-технологические центры и центры трансфера технологий на базе МГТУ и КНЦ РАН. При СТПП будет создан региональный центр субконтрактинга и ценового мониторинга. Планируется оказание финансовой помощи предприятиям по созданию опытных образцов в наукоемких производствах, проведению экспертизы, сертификации и патентования.

Продолжится работа по совершенствованию информационного обеспечения малого предпринимательства в Мурманской области - оптимизации баз данных и доступа к информационным ресурсам по правовым вопросам, имущественным отношениям, государственным и муниципальным заказам на товары и услуги. Предприниматели должны получить доступ к базам данных об оборудовании для малого бизнеса (включая и вторичное), его производителях, поставщиках, лизингодателях и потенциальных потребителях.

Развитие современных информационных технологий, обеспечит свободный доступ предпринимателей к дистанционному обучению, участию в виртуальных торгах, конкурсах и выставках, а также ведению электронного бизнеса.

Распространение на территории Мурманской области федеральной и региональной системы дистанционного консалтинга для субъектов малого предпринимательства позволит оперативно отвечать на вопросы предпринимателей, осуществлять эффективный обмен информацией между консультантами и предпринимателями в рамках единого информационного пространства.

С целью прогнозирования развития малого предпринимательства и для выработки предложений по развитию инфраструктуры предпринимательской конкурентной среды предполагается проведение научно-исследовательских работ и социологических исследований, теоретических и научно-практических конференций.

Раздел 4. Решение социальных задач, в том числе социальная защита предпринимателей и наемных работников, сокращение бедности и безработицы

В рамках настоящего раздела предусматриваются мероприятия:

- по повышению роли малого предпринимательства в обеспечении качественных услуг, оказываемых населению в жилищно-коммунальной сфере, общественном питании и бытовом обслуживании, туризме, физической культуре и спорте, здравоохранении, образовании и культуре;

- по обеспечению занятости, снижению уровня безработицы и бедности;

- по социальной защите занятого в малом бизнесе населения области.

Предусматривается, что Государственный заказчик Программы, совместно с федеральными и международными организациями, органами местного самоуправления Мурманской области продолжит формирование территориальной сети учебно-деловых и информационно-маркетинговых центров, бизнес инкубаторов. Развитие сети территориальных представительств Северной торгово-промышленной палаты, Мурманского агентства развития предпринимательства, а также создание муниципальной инфраструктуры обеспечат приближение к предпринимателям по месту их работы полного набора консультационных услуг. С целью создания рабочих мест Департамент ФСЗН обеспечит работу по вовлечению в предпринимательскую деятельность безработных, уволенных в запас военнослужащих, женщин, других социально незащищенных слоев населения и начинающих предпринимателей. Комитет по образованию и управление по делам молодежи Мурманской области совместно с учебными заведениями области обеспечат совершенствование форм и методов профессиональной подготовки. Для создания минимальных стартовых условий начинающим предпринимателям органы местного самоуправления и ФОРМАП продолжат работу по развитию системы микрокредитования, включая создание муниципальных фондов и пополнение кредитного портфеля ФОРМАП за счет бюджетных и внебюджетных источников.

Раздел 5. Развитие форм и методов взаимодействия органов исполнительной власти, местного самоуправления и малого предпринимательства на территории Мурманской области

Мероприятия пятого раздела Программы направлены на обеспечение взаимодействия федеральных и региональных органов государственной власти, органов местного самоуправления и бизнеса в решении задач социально-экономического развития Мурманской области и создания благоприятных экономических, правовых, политических и других условий для предпринимательской деятельности и укрепления социального статуса предпринимательства. На дальнейшее развитие предпринимательства в Мурманской области будут оказывать влияние открытость и прозрачность земельных отношений, порядок согласования застройки территорий, условия аренды государственного и муниципального имущества. С целью обеспечения взаимодействия органов государственной власти и местного самоуправления Мурманской области с предпринимательской общественностью предусматривается:

- проведение ежегодных "Дней предпринимательства";

- проведение круглых столов, конференций, деловых встреч;

- организация различных мероприятий по выявлению и преодолению имеющихся административных барьеров и обеспечению прав предпринимателей при осуществлении государственного контроля.

Получат развитие экономические и финансовые формы взаимодействия органов власти, местного самоуправления, коммерческих банков по созданию и развитию малых предприятий, в том числе:

- долевое бюджетное финансирование расходов по разработке и экспертизе проектно-конструкторской документации и бизнес-планов;

- финансирование процентной ставки по привлеченным субъектами малого предпринимательства кредитам коммерческих банков и лизинговых компаний для реализации инвестиционных проектов на территории Мурманской области.

Предполагается более активная государственная поддержка участия объединений предпринимателей Мурманской области в российских и международных проектах, направленных на развитие региональной инфраструктуры малого бизнеса и системы повышения профессиональной компетенции предпринимателей.

Раздел 6. Развитие форм саморегулирования предпринимательской деятельностью и деловой этики

Мероприятия настоящего раздела нацелены на возрастание организующей роли общественных объединений предпринимателей и органов местного самоуправления в развитии конкуренции и потребительского рынка.

Предусматривается содействие созданию профессиональных гильдий, некоммерческих партнерств, обществ взаимного кредитования, других общественных объединений малого бизнеса, а также организации сотрудничества предпринимателей Мурманской области с предпринимательскими объединениями СЗФО и других регионов России, стран СНГ, БЕАР.

Дальнейшее развитие получат саморегулируемые организации предпринимателей, деятельность которых обеспечит повышение экономической и социальной ответственности предпринимателей. Для обеспечения защиты прав предпринимателей СТПП продолжит работу по развитию негосударственных механизмов регулирования хозяйственных споров - Центра правовой защиты предпринимателей и Третейского суда. Улучшению качества выпускаемых товаров и оказываемых услуг и повышению их конкурентоспособности будет способствовать внедрение добровольной сертификации.

Повышению престижности малого бизнеса, укреплению норм деловой этики и открытости предпринимательства будет способствовать ежегодное проведение конкурсов "Предприниматель года". Организация радио- и телепередач, публикаций по освещению опыта малых предприятий и благотворительной деятельности обеспечит информированность населения о проблемах и достижениях малого бизнеса и вовлечение населения в предпринимательскую деятельность, формирование благоприятного общественного климата.

Реализация основных мероприятий Программы будет стимулировать предпринимательскую активность и приведет к повышению эффективности малого бизнеса, что в свою очередь облегчит решение ряда социальных и экономических проблем.

V. РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

Большая часть мероприятий Программы будет выполнена за счет собственных средств исполнителей и внебюджетных источников. Предусматривается долевое бюджетное финансирование Программы региональными органами исполнительной власти и органами местного самоуправления Мурманской области. Объем ежегодных расходов, связанных с финансовым обеспечением Программы за счет областного бюджета, определяется в установленном порядке при принятии Закона Мурманской области "Об областном бюджете". Долевое финансирование совместных мероприятий Программы осуществляется на договорной основе между участниками Программы.

Общий объем финансирования Программы в 2005 - 2008 годах - 343,81 млн. руб., в том числе: гарантии областного бюджета - 20 млн. руб.; кредиты областного бюджета - 20 млн. руб.; целевое финансирование мероприятий Программы из областного бюджета Мурманской области - 28,46 млн. руб.; гарантии и кредиты из местных бюджетов - 13,0 млн. руб.; из федерального бюджета - 15,0 млн. руб.; из внебюджетных источников - 247,35 млн. рублей.

(в ред. постановления Правительства Мурманской области от 26.10.2005 N 400-ПП)

Объем финансирования в 2005 году - 44,49 млн. рублей, в том числе гарантии областного бюджета - 5 млн. руб., кредиты областного бюджета - 5 млн. руб., целевое финансирование мероприятий Программы из областного бюджета Мурманской области - 0,8 млн. рублей, гарантии и кредиты из местных бюджетов - 2,0 млн. рублей, из внебюджетных источников - 31,69 млн. рублей.

Объем финансирования Программы в 2006 году - 82,15 млн. руб., в том числе: гарантии областного бюджета - 5,0 млн. руб.; кредиты областного бюджета - 5,0 млн. руб.; целевое финансирование мероприятий Программы из областного бюджета Мурманской области - 6,42 млн. руб.; гарантии и кредиты из местных бюджетов - 2,5 млн. руб.; из федерального бюджета - 6,0 млн. руб.; из внебюджетных источников - 54,23 млн. рублей.

(в ред. постановления Правительства Мурманской области от 26.10.2005 N 400-ПП)

Объем финансирования Программы в 2007 году - 103,11 млн. руб., в том числе: гарантии областного бюджета - 5 млн. руб.; кредиты областного бюджета - 5 млн. руб.; целевое финансирование мероприятий Программы из областного бюджета Мурманской области - 14,78 млн. руб.; гарантии и кредиты из местных бюджетов - 3,5 млн. руб.; из федерального бюджета - 7,5 млн. руб.; из внебюджетных источников - 70,33 млн. рублей.

(в ред. постановления Правительства Мурманской области от 26.10.2005 N 400-ПП)

Объем финансирова ния Программы в 2008 году - 114,06 млн. руб., в том числе: гарантии областного бюджета - 5 млн. руб.; кредиты областного бюджета - 5 млн. руб.; целевое финансирование мероприятий Программы из областного бюджета Мурманской области - 6,46 млн. руб.; гарантии и кредиты из местных бюджетов - 5 млн. руб.; из федерального бюджета - 1,5 млн. руб.; из внебюджетных источников - 91,1 млн. рублей.

(в ред. постановления Правительства Мурманской области от 26.10.2005 N 400-ПП)

VI. МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ И ОРГАНИЗАЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ ПРОГРАММОЙ

Механизм реализации Программы основан на скоординированных по срокам и направлениям действиях исполнителей и участников программных мероприятий по достижению намеченных целей. В основу организации выполнения Программы положены принципы открытости, добровольности и взаимной выгоды, которые обеспечивают широкие возможности для участия всех заинтересованных юридических и физических лиц. В рамках своих полномочий территориальные представительства федеральных органов государственной власти, органы местного самоуправления, коммерческие и некоммерческие организации принимают на себя обязательства осуществить целевые мероприятия Программы за счет собственных средств.

Управление Программой осуществляют Департамент экономического развития Мурманской области - Государственный заказчик и Координационный Совет, которые на основе поступающих предложений разрабатывают сводные квартальные планы работы, определяют первоочередность выполнения мероприятий Программы. По отдельным мероприятиям Программы разрабатываются и утверждаются Правительством Мурманской области конкретные планы действий, заключаются договора между Государственным заказчиком и исполнителями.

В Координационный Совет войдут представители федеральных органов исполнительной власти: ФСЗН по Мурманской области; МНС по Мурманской области; Мурманской областной Думы; департаментов Мурманской области: экономического развития, финансов, по труду и социальной защите населения, по управлению государственным имуществом; руководители органов местного самоуправления; предпринимательских объединений; Северной ТПП; Союза ПП (работодателей); ООП "Кольский Север"; Союза РПС; Государственного фонда развития малого предпринимательства Мурманской области. Положение о Координационном Совете и его состав утверждаются Правительством Мурманской области. Координационный Совет наделяется правами, достаточными для осуществления межведомственного взаимодействия и оперативного контроля выполнения основных мероприятий Программы.

Исполнители Программы - заинтересованные органы государственной власти Мурманской области и Российской Федерации, Государственный фонд развития малого предпринимательства, органы местного самоуправления, общественные объединения предпринимателей Мурманской области. К выполнению мероприятий Программы привлекаются на конкурсной основе коммерческие и некоммерческие организации. Исполнители мероприятий Программы в установленном постановлением Правительства Мурманской области от 27.12.2001 N 265-ПП/9 "O порядке разработки, утверждения и реализации региональных целевых программ" порядке представляют Государственному заказчику информацию о ходе реализации Программы для обобщения и подготовки ежегодного доклада Правительству Мурманской области.

В соответствии с Законом Мурманской области от 05.07.1996 N 31-02-ЗМО "Об основах государственной поддержки малого предпринимательства в Мурманской области" с изменениями и дополнениями (от 07.06.1999 N 150-01-ЗМО) мероприятия Программы финансируются в объеме до 0,5 % суммы доходной части областного бюджета. Выделение и расходование бюджетных средств осуществляется в соответствии законами о бюджете Мурманской области на каждый год и порядком, устанавливаемым Правительством Мурманской области. Департамент экономического развития Мурманской области осуществляет контрольные функции, позволяющие установить зависимость между затратами на реализацию Программы и конечными результатами, и обеспечивает тем самым эффективное использование бюджетных средств, выделяемых на осуществление Программы. Инвестиционные кредиты и краткосрочные займы субъектам малого предпринимательства уполномочен предоставлять Государственный фонд развития малого предпринимательства Мурманской области. В соответствии с заключаемыми Государственным заказчиком соглашениями в финансировании Программы могут участвовать Федеральный фонд поддержки малого предпринимательства, Фонд поддержки малых предприятий в научно-технической сфере, банки и лизинговые компании, работающие Мурманской области.

VII. ОЦЕНКА ОЖИДАЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ

В результате реализации Программы прогнозируется увеличение ежегодного объема выпуска товаров и услуг субъектами малого предпринимательства на 12 - 16 % и достигнет 25,4 млрд. руб. в год. Ежегодный рост общего количества устойчиво работающих предприятий составит 3 - 4 %. На 5 - 7 % в год произойдет увеличение налоговых поступлений в бюджет от малого предпринимательства.

Численность занятых на малых предприятиях и предпринимателей, действующих без образования юридического лица, превысит 85 тыс. человек, удельный вес достигнет 27 процентов от численности занятых в экономике области.

Выполнение мероприятий Программы должно обеспечить не только воспроизводство и качественное развитие малых предприятий, но и существенно усилить роль малого бизнеса в социально-экономическом развитии Мурманской области, в том числе:

- насыщение рынка качественными и доступными по цене товарами и услугами;

- рост доходов и уровня социальной защищенности работников, занятых в предпринимательской сфере;

- повышение образовательного уровня участников предпринимательской деятельности;

- развитие кооперационных связей промышленных предприятий с субъектами малого бизнеса, снижение социальной напряженности и отрицательных последствий высвобождения рабочей силы с крупных предприятий;

- привлечение инвестиций в экономику Мурманской области.

Прогноз развития малого
предпринимательства

2004

2005

2006

2007

2008

Численность предпринимателей без
образования юридического лица

39000

42500

45700

47500

50000

Количество малых предприятий, всего

2810

2920

3040

3160

3210

Численность занятых на малых
предприятиях, чел.

31200

23233

33190

34183

35065

Доля занятых на малых предприятиях, % от
общей численности занятых

7,2

7,5

7,8

7,9

8,2

Объем продукции малых предприятий,
всего, млн. руб.,
в том числе по отраслям:

13,8

17,0

20,0

22,9

25,4

промышленность

6,05

6,98

8,06

9,32

10,54

строительство

2,22

2,82

3,49

4,19

4,84

транспорт

0,38

0,44

0,49

0,54

0,57

торговля и общественное питание

3,90

4,90

5,3

5,96

6,20

Объем инвестиций в предприятия малого
бизнеса, всего, млн. руб.

247,0

279,0

315,0

356,0

402,0

Приложение

к Программе

ПЕРЕЧЕНЬ

ОСНОВНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ ПРОГРАММЫ, СРОКИ ИХ РЕАЛИЗАЦИИ И

ОБЪЕМЫ ФИНАНСИРОВАНИЯ

(в ред. постановления Правительства Мурманской области

от 26.10.2005 N 400-ПП)

Мероприятия

Результативность

Исполнители

Сроки исполнения
и источники
финансирования

Объем финансирования (тыс. руб.)

2005

2006

2007

2008

Всего

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Раздел 1. Нормативно-правовое и организационное обеспечение эффективной предпринимательской деятельности

1

Создание правовых условий
конкуренции в
предпринимательской деятельности

мониторинг эффективности и
разработка предложений по
внесению изменений и
дополнений в законы
Мурманской области "О системе
налогообложения в виде
единого налога на вмененный
доход для отдельных видов
деятельности" и "Об основах
государственной поддержки
малого предпринимательства в
Мурманской области"

департамент
экономического
развития Мурманской
области, органы
местного
самоуправления

2005 - 2008

2

Разработка правил
землепользования и застройки
территорий городских и сельских
поселений

нормативные правовые акты
органов местного
самоуправления

органы местного
самоуправления

2005 - 2006

3

Разработка Порядка осуществления
концессионной деятельности
субъектами малого
предпринимательства

постановление Правительства
Мурманской области

департамент
имущественных
отношений Мурманской
области, департамент
экономического
развития Мурманской
области

2007

4

Осуществление мер по устранению
административных барьеров в сфере
малого предпринимательства.
Предупреждение и пресечение
монополистической деятельности и
недобросовестной конкуренции на
товарных рынках

контроль за соблюдением
конкурентного
законодательства.
Государственное
регулирование цен (тарифов)
предприятий и организаций
монополистов

УФАС РФ, комитет по
тарифному
регулированию

2004 - 2008

5

Разработка механизма обеспечения
участия субъектов малого
предпринимательства в реализации
государственных (муниципальных)
закупок товаров и услуг

обеспечение конкурентных
условий для участия субъектов
малого предпринимательства в
конкурсах на реализацию
государственных заказов

департамент
экономического
развития Мурманской
области, органы
местного
самоуправления

2005 - 2006

6

Разработка нормативного
правового обеспечение участия
субъектов малого
предпринимательства в реформе
жилищно-коммунального хозяйства


создание конкурентной среды в
сфере жилищно-коммунальных и
ремонтно-строительных услуг

департамент
промышленности,
строительства и
реформы
жилищно-коммунального
хозяйства Мурманской
области, органы
местного
самоуправления

2005 - 2008

7

Разработка процедур и критериев
предоставления гражданам и
юридическим лицам земельных
участков, находящихся в
государственной или
муниципальной собственности, для
целей, не связанных со
строительством

устранение административных
барьеров при оформлении
землепользования

органы местного
самоуправления

2004 - 2005

8

Разработка нормативно-правового
обеспечения для внедрения
процедуры оформления арендных
отношений между органами местного
самоуправления и арендаторами по
принципу "одного окна"

сокращение сроков и упрощение
процедуры оформления
документов по аренде
имущества и земли для
предпринимателей

органы местного
самоуправления

2005 - 2007

9

Формирование государственного
заказа Мурманской области на
подготовку кадров по уровням
квалификации в муниципальном и
отраслевом разрезах

мониторинг потребности
малого бизнеса в специалистах
и организация подготовки
кадров в бюджетных учебных
заведениях

комитет по
образованию, ДФГСЗН

2005 - 2008

10

Организация обучающих программ,
курсов, семинаров повышения
квалификации предпринимателей

создание и поддержка системы
повышения квалификации
предпринимателей по вопросам
права, основ экономики,
менеджмента, маркетинга, том
числе с привлечением
специалистов администраций
городов, налоговых органов и
других специалистов

комитет по
образованию, органы
местного
самоуправления,
ДФГСЗН, МНС РФ, учебные
заведения, комитет по
культуре и искусству

2005 - 2008
внебюджетные
источники

2000

2000

2200

2200

8400

11

Организация стажировок на
предприятиях России, в
иностранных фирмах и зарубежных
учебных заведениях молодых
предпринимателей

повышение квалификации
кадров для малого
предпринимательства,
внедрение новых методов
управления и расширение сети
экономического
сотрудничества

департамент
экономического
развития Мурманской
области, МГТУ, СТПП,
СПП

2005 - 2008
внебюджетные
источники

1000

1000

1000

1000

4000

12

Проведение краткосрочных курсов,
стажировок, семинаров для
муниципальных служащих,
работающих в системе поддержки
предпринимательства

обеспечение распространения
положительного опыта и
квалифицированной работы
муниципальных служащих в
сфере взаимодействия с
предпринимателями

органы местного
самоуправления,
департамент
экономического
развития Мурманской
области

2005 - 2008

13

Использование механизмов
бюджетной финансовой поддержки
инвестиционной деятельности
субъектов малого
предпринимательства

Конкурсное бюджетное
финансирование
инвестиционных проектов
субъектов малого
предпринимательства, в том
числе: предоставление
бюджетных кредитов;
предоставление гарантий

департамент
экономического
развития Мурманской
области департамент
имущественных
отношений Мурманской
области департамент
финансов Мурманской
области

2005 - 2008
областной бюджет

5000

5000

5000

5000

20000

5000

5000

5000

5000

20000

14

Развитие прибрежного рыболовства
и товарного выращивания рыбы и
морепродуктов

Разработка закона Мурманской
области о прибрежном
рыболовстве

департамент
продовольствия,
рыбного и сельского
хозяйства

2005 - 2008

Раздел 2. Содействие продвижению товаров и услуг на местные, региональные и межрегиональные рынки

1

Организация и проведение форума
"Кольский партнериат"

содействие в подборе деловых
партнеров и установлении
прямых контактов. Расширение
межрегиональных, зарубежных
связей, формирование
благоприятного имиджа
Мурманской области в сфере
малого предпринимательства

СПП, СТПП, департамент
экономического
развития Мурманской
области, органы
местного
самоуправления

ежегодно в мае
внебюджетные
источники

1000

1000

1000

1000

4000

2

Организация и проведение
муниципальных выставок и ярмарок
товаров и услуг субъектов малого
предпринимательства, в том числе:
- выставка-ярмарка товаров и услуг
субъектов малого
предпринимательства "Имандра" в
г. Апатиты;
- "Море и морепродукты";
- "Золотая осень"

выявление и удовлетворение
спроса населения на товары и
услуги, стимулирование роста
производства малых
предприятий в отраслях,
ориентированных на
внутреннее потребление
области

СТПП, СПП, органы
местного
самоуправления

2005 - 2008
внебюджетные
источники

3000

3500

4000

4000

14500

3

Организация участия
предпринимателей Мурманской
области в региональных конкурсах
продукции и услуг,
профессиональных и отраслевых
конкурсах СЗФО и РФ, в том числе:
- "Золотая марка "Знак качества";
- Всероссийском конкурсе
национальной премии "Золотой
Меркурий"

содействие повышению
конкурентоспособности
местных производителей на
рынках. Организация системы
межрегиональных деловых
связей и производственной
кооперации с субъектами
малого предпринимательства
из других регионов РФ

департамент
экономического
развития Мурманской
области, СТПП, СПП,
органы местного
самоуправления

2005 - 2008
внебюджетные
источники

200

250

300

300

1050

4

Организация коллективных
экспозиций предпринимателей
Мурманской области на российских и
международных выставках, в том
числе:
- в ежегодных международных
выставках в Санкт-Петербурге:
"Высокие технологии. Инновации.
Инвестиции" и "Малый бизнес.
Технологии успеха";
- в ежегодных выставках в Москве;
- в торгово-промышленных выставках в
Саарисельке (Финляндия) - июнь.
Выставка "Большая Нулия (Швеция)" -
август

содействие продвижению
продукции субъектов малого
предпринимательства на рынки
СЗФО РФ

департамент
экономического
развития Мурманской
области, СТПП, СПП

2005 - 2008
областной бюджет

60

100

100

100

360

внебюджетные
источники

180

300

300

300

1080

5

Содействие развитию
инвестиционного рынка, расширению
применения различных форм лизинга
и факторинга в малом
предпринимательстве

осуществление технического
перевооружения малых
предприятий

СТПП, банки,
лизинговые компании

2005 - 2008

6

Подготовка рекламных изданий и
каталогов о продукции (работах,
услугах), выпускаемой субъектами
малого предпринимательства, о
заказах и предложениях
промышленных предприятий по
организации совместных
производств, поставкам продукции,
комплектующих, свободному
оборудованию и производственных
площадях и т.д.

информационное обеспечение
продвижения на рынки товаров
и услуг местных
производителей

СТПП, СПП

постоянно
внебюджетные
источники

2000

2000

2500

3500

10000

Раздел 3. Развитие инновационной инфраструктуры и информационное обеспечение предпринимательской деятельности

1

Создание и развитие сети
научно-технических парков,
специализированных
проектно-конструкторских,
инженерных,
инновационно-технологических
центров, центров трансфера
технологий (ЦТТ)

организация взаимодействия
научно-исследовательских
организаций и субъектов
малого предпринимательства
по коммерциализации новых
технологий, производству
новых товаров и услуг.
Ускорение процессов передачи
технологий в сферу
производства

департамент
экономического
развития Мурманской
области, МГТУ, КНЦРАН

2005 - 2008
областной
бюджет

100

100

200

200

600

внебюджетные
источники

500

500

1000

1000

3000

2

Создание и развитие региональных
субконтрактинговых и
маркетинговых центров

обеспечение конкурентных
преимуществ малых
предприятий Мурманской
области на межрегиональных и
зарубежных рынках.
Обеспечение эффективной
кооперации между малыми,
средними и крупными
предприятиями

СТПП, СПП, департамент
экономического
развития Мурманской
области

2005 - 2008
областной
бюджет

-

200

200

200

600

внебюджетные
источники

200

500

500

500

1700

3

Оказание финансовой помощи
предприятиям по созданию опытных
образцов в наукоемких
производствах, проведению
технологической экспертизы,
сертификации, патентования

содействие развитию
инновационного
предпринимательства.

департамент
экономического
развития Мурманской
области, ФОРМАП, ЦНТИ,
Технопарк -Апатиты

2005 - 2008
областной
бюджет

-

200

200

200

600

внебюджетные
источники

100

100

100

100

400

4

Развитие
информационно-аналитических
систем о малом и среднем бизнеса в
Мурманской области. Поддержка
Web-сайтов, Web-порталов по
малому бизнесу Мурманской области

расширение возможностей в
получении деловой информации
для субъектов малого
предпринимательства.
Информационное обеспечение
малых предприятий правовой,
финансовой, маркетинговой
экономической и иной
информацией

СТПП, ООО
"Экономик Консультант",
ИПК "Кодекс", ООО
"Net-SL", департамент
экономического
развития Мурманской
области

2005 - 2008
внебюджетные
источники

3000

3500

4000

4500

15000

5

Поддержание информационной базы
данных о зарубежных и
межрегиональных партнерах,
инвесторах, потенциальных
заказчиках для участия в сфере
малого бизнеса области

содействие малому
предпринимательству в
развитии бизнес-контактов и
проверке состоятельности
зарубежных партнеров,
поставщиков и заказчиков

СТПП

2005 - 2008
внебюджетные
источники

550

600

650

700

2500

6

Создание пунктов коллективного
доступа к системе информационного
обеспечения малого
предпринимательства через
Интернет

обеспечение правовой
информационной поддержки
малого предпринимательства,
в том числе по обеспечению
доступа субъектов малого
предпринимательства к
системе государственных и
муниципальных заказов

департамент
информационного
обеспечения и
взаимодействия с
административными
органами Мурманской
области

2005 - 2006

7

Внедрение системы оформления
аренды имущества и земли в "Одном
окне"

сокращение сроков и
упрощение процедуры
оформления документов по
аренде имущества и земли для
предпринимателей

органы местного
самоуправления

2005 - 2008

8

Развитие системы представления
предпринимателями в налоговые
органы налоговой отчетности и
других документов в электронном
виде, в том числе по
телекоммуникационным каналам
связи

сокращение сроков
представления и упрощение
для предпринимателей
процедуры представления
налоговой отчетности.
Повышение эффективности
работы налоговых органов
через применение новых
информационных технологий

МНС РФ, ЗАО "Центр
информатики", СТПП

2005 - 2007

9

Формирование
информационно-публичного реестра
имущества Мурманской области

разработка или приобретение
программного обеспечения по
ведению
информационно-публичного
реестра имущества Мурманской
области

департамент
имущественных
отношений Мурманской
области

2007 - 2008

10

Издание ежегодного каталога:
"Мурманская область: наука,
инновации, инвестиции"

продвижение на рынок
научно-технических
разработок, привлечение
инвестиций

департамент
экономического
развития Мурманской
области, ЦНТИ, КНЦРАН

ежегодно
областной
бюджет

-

200

200

200

600

внебюджетные
источники

200

200

200

600

11

Издание и распространение
специализированных журналов,
сборников, брошюр, газет по
вопросам деятельности малого
предпринимательства

оказание методической
помощи, разъяснение
особенностей применения в
Мурманской области основных
нормативных правовых актов
по вопросам регулирования
предпринимательской
деятельности. Обобщение и
распространения передового
опыта

СТПП, СПП, департамент
экономического
развития Мурманской
области, ЦНТИ

2005 - 2008
внебюджетные
источники

500

500

500

500

2000

Раздел 4. Решение социальных задач, в том числе социальная защита предпринимателей и наемных работников, борьба с бедностью и безработицей

1

Решение проблемы повышенных
затрат предприятий малого
бизнеса, связанных с обеспечением
федеральных социальных гарантий
(дополнительные отпуска, оплата
проезда и другие)

участие в подготовке и
обсуждении проектов
федеральных законов по
обеспечению социальных
гарантий в районах Крайнего
Севера

СТПП, СПП, Кольский
Север

2005 - 2006

2

Организация участия
предпринимателей в развитии услуг
населению в сфере
здравоохранения, физической
культуры и спорта, образования,
культуры и народного творчества,
общественного питания

расширение рынка услуг для
населения Мурманской
области, развитие
благотворительной
деятельности

СТПП, СПП,
общественные
объединения
предпринимателей,
органы местного
самоуправления

2005 - 2008

3

Организация предпроектного
консультирования начинающих
предпринимателей

реализация инвестиционных
проектов начинающих
предпринимателей

департамент
экономического
развития Мурманской
области, ФОРМАП, СТПП

2005 - 2008
областной бюджет

100

100

100

100

400

внебюджетные
источники

200

200

200

200

800

4

Организация обучения безработных
граждан и других
социально-незащищенных слоев
населения, желающих открыть
собственное дело, в том числе
уволенных в запас военнослужащих,
молодежи, женщин и т.д.

вовлечение в малый бизнес
социально-незащищенных
слоев населения путем
создания собственного дела
или самозанятости. Снижение
социальной напряженности

ДФГСЗН, Управление по
делам молодежи, органы
местного
самоуправления

2005 - 2008

5

Проведение мероприятий по
профориентации учащихся школ и
подготовке кадров рабочих и
специалистов для сферы
предпринимательства в учебных
заведениях профессионального
образования

обеспечение
сбалансированности рынка
труда, организация
стажировки и трудоустройства
выпускников
профессиональных учебных
заведений в сфере малого
предпринимательства

комитет по
образованию,
управление по делам
молодежи, ДФГСЗН

2005 - 2008

6

Создание и развитие системы
территориальных консультационных
пунктов, учебно-деловых,
информационных и других центров для
начинающих предпринимателей

оказание консультационных и
образовательных услуг для
начинающих предпринимателей

департамент
экономического развития
Мурманской области
ДФГСЗН, СТПП, ФОРМАП,
МГТУ, органы местного
самоуправления

2005 - 2008 гг.
областной бюджет,
внебюджетные
источники

-

100

200

200

500

300

500

600

800

2200

п. 6 в ред. постановления Правительства Мурманской области от 26.10.2005 N 400-ПП

7

Создание и развитие региональной
системы микрокредитования
на базе Государственного фонда
развития малого предпринимательства
Мурманской области (ФОРМАП),
обществ взаимного кредитования
и кредитных кооперативов

обеспечение выдачи
предпринимателям до 680
микрокредитов в год и до 20
инвестиционных займов в год

департамент
экономического
развития Мурманской
области, ФОРМАП

2005 - 2008
областной бюджет

1000

1000

1000

3000

внебюджетные
источники

1500

2000

3000

4000

10500

в ред. постановления Правительства Мурманской области от 26.10.2005 N 400-ПП

8

Развитие муниципальных фондов
поддержки малого
предпринимательства для
финансового обеспечения
инвестиционных проектов субъектов
малого предпринимательства

долевое финансирование
создания рабочих мест и
развития производства
товаров и услуг на территории
муниципальных образований

органы местного
самоуправления,
департамент
экономического
развития Мурманской
области, ФОРМАП

гарантии,
кредиты
муниципальных
бюджетов

2000

2500

3500

5000

13000

внебюджетные
источники

2000

2500

3500

5000

13000

9

Создание регионального бизнес-
инкубатора

обеспечение условий для
развития новых малых
предприятий в инновационной и
других сферах деятельности,
оказание юридических,
бухгалтерских, офисных и
других услуг

департамент
экономического
развития Мурманской
области, департамент
имущественных
отношений Мурманской
области, департамент
промышленности,
строительства и
жилищно-коммунального
хозяйства Мурманской
области, департамент
финансов Мурманской
области, администрация
г. Апатиты

2005 - 2008 гг.
областной бюджет

-

3000

10500

1500

15000

федеральный
бюджет

-

6000

7500

1500

15000

п. 9 введен постановлением Правительства Мурманской области от 26.10.2005 N 400-ПП

Раздел 5. Развитие форм и методов взаимодействия органов исполнительной власти, местного самоуправления и малого предпринимательства на территории
Мурманской области

1

Организация и проведение "Дней
предпринимательства Мурманской
области"

расширение контактов между
предпринимателями,
распространение опыта
работы лучших малых
предприятий

департамент
экономического развития
Мурманской области,
СТПП, СПП, органы
местного самоуправления

2005 - 2008
областной
бюджет

100

120

130

150

500

внебюджетные
источники

400

500

600

600

2100

2

Проведение встреч, конференций,
"круглых столов", семинаров по
организационно-правовым,
торгово-экономическим,
научно-техническим, социальным и
другим вопросам с участием
представителей малого бизнеса,
общественных организаций, органов
исполнительной власти

выработка предложений по
повышению экономической и
социальной эффективности
малого предпринимательства
в Мурманской области

департамент
экономического развития
Мурманской области,
СТПП, СПП, общественные
объединения
предпринимателей

2005 - 2008
внебюджетные
источники

500

500

500

500

2000

3

Координация деятельности
контролирующих органов
исполнительной власти и органов
местного самоуправления при
проведении проверок субъектов
малого предпринимательства

создание межведомственного
Совета, сбор и анализ итогов
проверок деятельности малых
предприятий
контролирующими органами,
выработка предложений
принятие решений по
созданию благоприятных
организационных и правовых
условия для
предпринимательской
деятельности

департамент
экономического развития
Мурманской области,
СТПП, СПП, УМНС РФ

2005 - 2008

4

Поддержка конкурсов, организуемых
российскими и международными
организациями в целях развития
предпринимательства

привлечение дополнительных
финансовых ресурсов для
повышения профессиональной
компетентности
предпринимателей и развития
инфраструктуры малого
бизнеса

департамент
экономического развития
Мурманской области,
СТПП, ФОРМАП, РАПМП

2005 - 2008
областной
бюджет

-

100

200

300

600

внебюджетные
источники

200

500

1000

1500

3200

5

Взаимодействие между органами
государственной власти, местного
самоуправления и банками по отбору
и финансированию приоритетных
инвестиционных проектов субъектов
малого предпринимательства, в том
числе:

организация работы
экспертных и
консультационных советов и
групп по формированию
инвестиционных предложений
субъектов малого
предпринимательства для
инвесторов. Конкурсный
отбор и долевое
финансирование
инвестиционных проектов

департамент
экономического развития
Мурманской области,
ФОРМАП, РАПМП,
СТПП, органы местного
самоуправления

2004 - 2005

долевое финансирование расходов
по разработке и экспертизе
проектно-конструкторской
документации и бизнес-планов

областной бюджет

-

150

200

250

600

внебюджетные
источники

400

500

700

900

2500

субсидирование процентной ставки
по привлеченным кредитам
коммерческих банков и других
финансово-кредитных организаций

областной бюджет

400

1000

1500

2000

4900

внебюджетные
источники

7000

25000

35000

50000

117000

Раздел 6. Развитие форм самоуправления предпринимательской деятельностью и деловой этики

1

Проведение ежегодного конкурса
"Предприниматель года"

выявление и распространение
передового опыта
предпринимательской
деятельности

департамент
экономического развития
Мурманской области,
СТПП, СПП, органы
местного самоуправления

2005 - 2008
областной
бюджет

40

50

50

60

200

внебюджетные
источники

60

80

80

100

320

2

Проведение городских конкурсов на
лучшее предприятие торговли и
общественного питания

Повышение культуры
обслуживания и качества
оказываемых услуг населению

органы местного
самоуправления, СТПП,
СПП

2005 - 2008
внебюджетные
источники

300

400

500

500

1700

3

Организация и участие в проведении
международных конференций,
деловых встреч, круглых столов,
симпозиумов

поддержание и развитие
экономического
сотрудничества в сфере
малого предпринимательства
с породненными городами и
регионами ЕАБР и России

СТПП, СПП

2005 - 2008
внебюджетные
источники

500

500

500

500

2000

4

Содействие формированию и
развитию профессиональных союзов,
гильдий и других общественных
объединений предпринимателей

повышение общественного
статуса
предпринимательской
деятельности и социальной
ответственности малого
бизнеса

департамент
экономического развития
Мурманской области,
СТПП, ЦНТИ

2005 - 2008
внебюджетные
источники

100

100

100

100

400

5

Создание и развитие
саморегулируемых общественных
объединений предпринимателей

добровольное введение
систем качества, соблюдение
норм и правил деловой этики
и социальной защиты наемных
работников, участие в
территориальных социальных
программах

СТПП, СПП

2005 - 2008
внебюджетные
источники

500

500

500

500

2000

6

Создание механизмов
негосударственного регулирования
хозяйственных споров (Третейский
Суд, Центры правовой защиты
предпринимателей)

обеспечение защиты прав
субъектов малого
предпринимательства

СПП, СТПП

2005 - 2006
внебюджетные
источники

300

300

400

400

1400

7

Проведение творческих конкурсов
журналистов на лучшее освещение в
СМИ деятельности предпринимателей
Мурманской области

укрепление социального
статуса предпринимателей

СТПП, СПП

2005 - 2008
внебюджетные
источники

200

200

200

200

800

8

Организация кредитных союзов и
обществ субъектов малого
предпринимательства или лиц,
желающих начать собственную
предпринимательскую деятельность

развитие системы
"Микрокредитования" и
создание обществ взаимного
кредитования субъектов
малого предпринимательства

СТПП, объединения
предпринимателей

2005 - 2008
внебюджетные
источники

2000

2500

3000

3500

11000

9

Внедрение системы добровольной
сертификации продукции и
повышения ее качества

обеспечение
конкурентоспособности
товаров и услуг на
внутреннем и международном
рынках

СТПП, РАПМП, ЗАО
"Мурман-Тест"

2005 - 2008
внебюджетные
источники

500

1000

1200

1500

4200

10

Организация радио- и телепередач,
публикаций по освещению
положительного опыта работы малых
предприятий и благотворительной
деятельности предпринимателей

формирование
положительного
общественного мнения о
малом предпринимательстве;
повышение
информированности
общественности о проблемах
малого предпринимательства

СТПП, СПП, департамент
экономического развития
Мурманской области

2005 - 2008
внебюджетные
источники

500

500

500

500

2000



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данную курсовую работу Вы можете использовать для написания своего курсового проекта.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем курсовую работу самостоятельно:
! Как писать курсовую работу Практические советы по написанию семестровых и курсовых работ.
! Схема написания курсовой Из каких частей состоит курсовик. С чего начать и как правильно закончить работу.
! Формулировка проблемы Описываем цель курсовой, что анализируем, разрабатываем, какого результата хотим добиться.
! План курсовой работы Нумерованным списком описывается порядок и структура будующей работы.
! Введение курсовой работы Что пишется в введении, какой объем вводной части?
! Задачи курсовой работы Правильно начинать любую работу с постановки задач, описания того что необходимо сделать.
! Источники информации Какими источниками следует пользоваться. Почему не стоит доверять бесплатно скачанным работа.
! Заключение курсовой работы Подведение итогов проведенных мероприятий, достигнута ли цель, решена ли проблема.
! Оригинальность текстов Каким образом можно повысить оригинальность текстов чтобы пройти проверку антиплагиатом.
! Оформление курсовика Требования и методические рекомендации по оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Разновидности курсовых Какие курсовые бывают в чем их особенности и принципиальные отличия.
Отличие курсового проекта от работы Чем принципиально отличается по структуре и подходу разработка курсового проекта.
Типичные недостатки На что чаще всего обращают внимание преподаватели и какие ошибки допускают студенты.
Защита курсовой работы Как подготовиться к защите курсовой работы и как ее провести.
Доклад на защиту Как подготовить доклад чтобы он был не скучным, интересным и информативным для преподавателя.
Оценка курсовой работы Каким образом преподаватели оценивают качества подготовленного курсовика.

Сейчас смотрят :

Курсовая работа Методика обучения работе с бумагой и картоном в начальной школе
Курсовая работа Инвестиции в инновационном процессе
Курсовая работа Анализ труда и заработной платы в учреждениях здравоохранения
Курсовая работа Эмансипация
Курсовая работа Глагол в русском языке
Курсовая работа Государственная политика в сфере социальной защиты населения
Курсовая работа Урок как основная форма организации обучения технологии
Курсовая работа Система образования в Республике Казахстан
Курсовая работа Фирма как субъект рыночных отношений
Курсовая работа Создание нового товара и маркетинговая деятельность
Курсовая работа Право собственности в международном частном праве
Курсовая работа Вспашка зяби однолетних трав под возделывание ячменя на глубину 20-24 сантиметров
Курсовая работа Классификация предприятий общественного питания
Курсовая работа Конкурентоспособность товара, её оценка
Курсовая работа Игротерапия как средство развития межличностных отношений у старших подростков