Курсовая работа по предмету "Экономика и экономическая теория"


Анализ эффективности деятельности предприятия


25

Содержание

  • Введение
  • 1.Особенности анализа деятельности организаций
  • 1.1 Методика анализа экономической деятельности предприятия
  • 1.2 Система показателей и методика анализа финансовых результатов и рентабельности предприятия
  • 1.3 Методика анализа себестоимости продукции
  • 2. Анализ эффективности деятельности предприятия
  • 2.1 Характеристика объекта исследования
  • 2.2 Основные результаты деятельности АО «Ice Cream»
  • 2.3 Анализ финансовых результатов предприятия АО «Ice Cream»
  • 2.4 Анализ затрат на реализацию продукции
  • 3. Оценка эффективности работы предприятия
  • Показатели
  • Заключение
  • Список литературы
  • Введение
  • Рыночная экономика обусловливает необходимость развития экономического анализа в первую очередь на микроуровне - то есть на уровне отдельных предприятий, так как именно предприятия (при любой форме собственности) составляют основу рыночной экономики.
  • Анализ на микроуровне наполняется совершенно конкретным содержанием, связанным с повседневной деятельностью, как предприятия, так и его коллектива, менеджеров, владельцев-собственников. В настоящее время возникает необходимость проведения анализа бизнес-планов, маркетинговых исследований, возможностей производства и сбыта, внутренних и внешнеэкономических ситуаций, влияющих на производство и сбыт, соотношения спроса и предложения, конкретных потребителей и поставщиков, затрат живого и овеществленного труда с необходимой их детализацией. Анализ эффективности деятельности предприятия необходим не только его руководителю для оценки финансового положения, но и ряду лиц, которые принимают непосредственное участие в хозяйственной практике:
  • 1) инвесторам, которым необходимо принять решение о формировании портфеля ценных бумаг предприятия
  • 2) кредиторам, которые должны выдать при необходимости кредиты предприятию и быть уверенными, что их кредиты вернут вместе с процентами, раньше чем предприятие обанкротится;
  • 3) аудиторам, которым необходимо проверить отчетность и хозяйственную деятельность предприятия и дать соответствующие рекомендации по ведению бухгалтерского учета;
  • 5) руководителям маркетинговых и рекламных отделов, которые на основе этой информации создают стратегию продвижения товара на рынки
  • В настоящее время, в связи с развитием акционерных обществ финансовый анализ получил новую форму представления - форму рекламного характера. Публикация результатов финансового анализа в виде отчетов показывает инвесторам и акционерам результаты работы предприятия за отчетный период времени и тенденции роста прибыли и развития предприятия на следующий год, и служат хорошим рекламным материалом для привлечения новых инвестиций.
  • Поэтому тема работы, посвященная оценке эффективности деятельности одного из акционерных обществ является действительно актуальной.
  • Целью данной дипломной работы является анализ финансового состояния розничного торгово-коммерческого предприятия АО «Ice Cream» и оценка эффективности его деятельности.
  • В ходе исследования предполагается решить ряд частных задач :
  • - проанализировать финансовые результаты деятельности предприятия за три года (2007-2009 гг.)
  • - представить полный анализ финансового состояния предприятия.
  • - оценить эффективность финансово-хозяйственной деятельности и предложить способы ее совершенствования.

1.Особенности анализа деятельности организаций

1.1 Методика анализа экономической деятельности предприятия

Методика анализа деятельности предприятия базируется на системе определенных показателей. Их перечень довольно велик. Поэтому в каждом конкретном случае в соответствии со спецификой деятельности предприятия и в соответствии с пользователем данной информации (администрация, потенциальные инвесторы, налоговые органы и так далее) выбирается соответствующий ряд показателей. Перечень выбранных показателей должен быть необходимым и достаточным для качественного анализа.

Показатели деятельности предприятия формируются на основе данных бухгалтерской и статистической отчетности, оперативных данных. Практика финансового анализа уже выработала основные виды анализа (методику анализа) финансовых отчетов. Среди них можно выделить 6 основных методов:

горизонтальный (временной) анализ - сравнение каждой позиции отчетности с предыдущим периодом; Данные изменения рассчитываются как в абсолютных величинах, так и в процентах к базисному периоду.

вертикальный (структурный) анализ - определение структуры итоговых финансовых показателей с выявлением влияния каждой позиции отчетности на результат в целом;

трендовый анализ - сравнение каждой позиции отчетности с рядом предшествующих периодов и определение тренда, т.е. основной тенденции динамики показателя, очищенной от случайных влияний и индивидуальных особенностей отдельных периодов. С помощью тренда формируют возможные значения показателей в будущем, а, следовательно, ведется перспективный прогнозный анализ;

анализ относительных показателей (коэффициентов) - расчет отношений между отдельными позициями отчета или позициями разных форм отчетности, определение взаимосвязей показателей;

сравнительный (пространственный) анализ - это как внутрихозяйственный анализ сводных показателей отчетности по отдельным показателям предприятия, филиалов, подразделений, цехов, так и межхозяйственный анализ показателей данного предприятия в сравнении с показателями конкурентов, со среднеотраслевыми и средними хозяйственными данными;

факторный анализ - анализ влияния отдельных факторов (причин) на результативный показатель с помощью детерминированных или стохастических приемов исследования. Причем факторный анализ может быть как прямым (собственно анализ), когда анализ дробят на составные части, так и обратным, когда составляют баланс отклонений и на стадии обобщения суммируют все выявленные отклонения, фактического показателя от базисного за счет отдельных факторов. В рамках этого анализа выявляются факторы и причины динамики показателей и их количественная оценка. Данный инструмент анализа является особенно важным, так как выявление факторов, влияющих на изменение показателей, демонстрирует руководителю направления принятия наиболее эффективных управленческих решений

Целью данной работы является оценка финансовой деятельности предприятия за анализируемый период и подготовка базы для принятия управленческих решений. Соответственно данной цели определяется методика и система показателей анализа.

На начальном этапе проводится анализ финансовых результатов и рентабельности. В рамках данного анализа определяется динамика показателей прибыли, рентабельности и определяется степень влияния различных факторов на произошедшие изменения.

На следующем этапе проводится анализ себестоимости, позволяющий определить изменение затрат на рубль товарной продукции и причины этих изменений. Кроме того, определяется характер и структура затрат, выявляются наиболее эффективные пути снижения себестоимости. Далее проводится анализ финансового состояния, позволяющий определить изменения в структуре баланса за анализируемый период, определить степень финансовой устойчивости предприятия. На основе полученных данных вырабатывается стратегия фирмы. Заключительным этапом анализа является анализ взаимодействия прибылеобразующих факторов, позволяющий в дальнейшем принять правильные решения в области цен и объемов производства. Таким образом, в целом анализ хозяйственно-финансовой деятельности сводится к оценке изменений показателей прибыли, себестоимости, рентабельности и финансового состояния предприятия за анализируемый период и завершается подготовкой плановых решений на основе сложившейся ситуации.

1.2 Система показателей и методика анализа финансовых результатов и рентабельности предприятия

Поскольку целью анализа в данной работе, в частности, является подготовка информации для последующего принятия решений, то в рамках анализа финансовых результатов необходимо проведение анализа показателей, позволяющих определить пути их влияния на прибылеобразующие факторы. Для определения путей повышения рентабельности проводится факторный анализ рентабельности. Как уже было сказано, прежде чем проводить анализ по данным направлениям, проводится анализ и оценка уровня и динамики показателей прибыли. Для этого составляется таблица, в которой общий финансовый результат анализируемого периода отражается в развернутом виде и представляет собой алгебраическую сумму прибыли (убытка) от следующих видов деятельности:

реализация продукции (работ, услуг);

реализация основных средств, нематериальных активов и иного имущества предприятия (прочая реализация);

внереализационная деятельность.

Финансовые результаты от прочей реализации возникают по операциям с имуществом предприятия. Доходы, причитающиеся по этим операциям, и затраты, связанные с получением этих доходов, показываются в отчете (форма №2) по статьям “Прочие операционные доходы” и “Прочие операционные расходы”. Данные по операционным доходам показываются за минусом сумм НДС.

Внереализационные финансовые результаты образуются на предприятии, если оно имеет финансовые вложения в ценные бумаги других организаций либо принимает участие в совместной деятельности. Суммы, причитающиеся (подлежащие) в соответствии с договорами к получению (к уплате) дивидентов (процентов) по облигациям, депозитам, отражаются в бухгалтерском отчете по статьям “Проценты к получению” и “Проценты к уплате”. Доходы, подлежащие получению по акциям по сроку, в соответствии с учредительными документами, отражаются в форме №2 по статье “Доходы от участия в других организациях”.

Далее проводится расчет факторных влияний на прибыль от реализации продукции. Влияние факторов рассчитывается в последовательности, приведенной ниже:

Расчет общего изменения прибыли от реализации продукции (Р):

Р=Р1 - Р0,

где Р1 - прибыль отчетного года;

Р0 - прибыль базисного года;

Расчет влияния на прибыль изменений отпускных цен на реализованную продукцию (Р1):

Р1=N1.0=p1*q1 - p0*q1

где: Np1=p1*q1 - реализация в отчетном году в ценах отчетного года (р- цена изделия; q - количество изделий);

Np0= p0*q1 - реализация в отчетном году в ценах базисного года.

Расчет влияния на прибыль изменений в объеме продукции (Р2):

Р2= Ро*К1- Ро,

где Ро - прибыль базисного года;

Расчет влияния на прибыль изменений в объеме продукции, обусловленных изменениями в структуре продукции (Р3):

Р3= Ро*(К2-К1)

где К2- коэффициент роста объема реализации в оценке по отпускным ценам

К2=N1.0/N0,

где N1.0 - реализация в отчетном периоде по ценам базисного периода; N0 - реализация в базисном периоде.

Расчет влияния на прибыль увеличения себестоимости продукции (Р4):

Р4=S1.0- S1,

где S1.0 - себестоимость реализованной продукции отчетного периода в ценах и условиях базисного периода;

S1 - фактическая себестоимость реализованной продукции отчетного периода.

Расчет влияния на прибыль изменений себестоимости за счет структурных сдвигов в составе продукции (Р5):

Р5= S0*К2- S1.0.

Влияние на прибыль нарушений хозяйственной дисциплины (P6).

Сумма факторных отклонений дает общее изменение прибыли от реализации за отчетный период, что выражается следующей формулой:

Р= Р1+Р2+Р3+Р4+Р5+Р6

На следующем этапе проводится факторный анализ рентабельности производства. Это необходимо, так как анализируемое предприятие действует в условиях инфляции и данный показатель является объектом постоянного контроля. Факторный анализ производится способом цепной подстановки. Для этого проводится последовательная подстановка значений исследуемых факторов за анализируемый период в формулу рентабельности с данными базисного периода. В результате анализа будут выявлены факторы и степень их влияния на изменение рентабельности производства в анализируемом периоде.

В основе используемой для анализа модели лежит следующее соотношение:

N/S=1/(U/N+M/N+A/N),

где U/N- зарплатоемкость продукции;

M/N - материалоемкость продукции;

A/N - амортизационная емкость продукции.

1.3 Методика анализа себестоимости продукции

В рамках анализа себестоимости продукции прежде всего определяется фактическое изменение затрат на рубль товарной продукции. Далее проводится факторный анализ динамики затрат на один рубль продукции.

Факторный анализ изменения затрат на рубль товарной продукции проводится способом цепной подстановки. Для этого проводится последовательная подстановка данных анализируемого периода в формулу базисного периода.

Расчет затрат на рубль товарной продукции проводится по формуле (Зр):

Зр=S/N=q*Cед/[q*p],

где Сед - себестоимость единицы продукции.

Следующим этапом анализа себестоимости является выявление уровня постоянных затрат. Сделать это можно по методу высшей и низшей точки на основе приведенного ниже алгоритма:

Из данных об объеме производства и затратах за период выбираются максимальные и минимальные значения соответственно объема и затрат;

Находятся разности в уровнях объема производства и затрат;

Определяется ставка переменных расходов на единицу продукции путем отнесения разницы в уровнях затрат за период (разность между максимальным и минимальным значениями затрат) к разнице в уровнях объема производства за тот же период;

Определяется общая величина переменных расходов на максимальный (минимальный) объем производства путем умножения ставки переменных расходов на соответствующий объем производства;

Определяется общая величина постоянных расходов как разница между всеми затратами и величиной переменных расходов;

Составляется уравнение совокупных затрат, отражающее зависимость изменений общих затрат от изменения объема производства.

Далее определяется коэффициент реагирования затрат на изменение объема производства (Крз):

Крз=Z/Nед,

где Z- изменение затрат за период в процентах;

Nед - изменение объема производства за период в процентах.

В соответствии со значением коэффициента определяется характер затрат:

- для Крз=0 - постоянные;

- для 0<Kрз<1 - дегрессивные;

для Крз=1- чисто пропорциональные;

для Крз>1- прогрессивные.

В соответствии с характером затрат формируются предварительные выводы об эффективности дальнейшего наращивания объемов производства.

Для поиска наиболее эффективных путей снижения себестоимости необходима информация об удельном весе тех или иных затрат в структуре себестоимости. С этой целью проводится анализ себестоимости по элементам затрат. В рамках данного анализа определяются затраты на производство по элементам затрат в абсолютном выражении и в структурном разрезе. На основе полученных данных производится оценка характера производства (материалоемкое, трудоемкое, фондоемкое). В соответствии с характером производства определяются главные направления поиска резервов снижения себестоимости. Проведенный анализ позволяет оценить эффективность деятельности предприятия по снижению себестоимости за анализируемый период, а также выявить пути воздействия на себестоимость.

2. Анализ эффективности деятельности предприятия

2.1 Характеристика объекта исследования

Акционерное общество «Ice Cream» зарегистрировано в 1994 году.

Основной деятельностью предприятия определена торгово-закупочная деятельность. С момента регистрации предприятие занимается розничной торговлей продовольственными товарами. Численность персонала до 2004 года составляла семь человек, в настоящее время увеличена до 29 человек. Предприятие расположено в здании магазина, выкупленного в частную собственность. Акционерный капитал образовался за счет взносов участников кооператива и был направлен на приобретение здания и оборудования. Поскольку экономическая деятельность с момента создания была довольно успешной, получаемая прибыль направлялась на расширение производства. Это позволило в 2003 году организовать цех по изготовлению полуфабрикатов (пельменей), бар по продаже прохладительных напитков, мороженого, цех по производству кондитерских изделий, бюро по вызову такси на дом. В настоящее время организационная структура предприятия выглядит следующим образом (см. рис. 2.1.).

25

Рис. 2.1. Организационная структура АО «Ice Cream» в 2009 г.

Конкурентами АО «Ice Cream» выступают торговые точки, расположенные в центре города, поскольку в пределах 1-2 кварталов подобные точки отсутствуют.

2.2 Основные результаты деятельности АО «Ice Cream»

Ввиду того, что дополнительные виды деятельности развернуты только с 2009 года, в анализе за предыдущий 3-х летний период проводятся по основной торгово-закупочной деятельности. Предприятие имело следующие показатели:

имущество предприятия оценивалось по балансу в конце 2009 года в 209510 рублей;

годовой оборот по реализации составил 2359221 рублей;

прибыль от реализации - 172847 рублей;

в течение 2009 года начислено в фонд потребления 122475 рублей;

На основе данных бухгалтерской отчетности предприятия проведем анализ финансово-экономической деятельности предприятия и сделаем соответствующие выводы и рекомендации.

2.3 Анализ финансовых результатов предприятия АО «Ice Cream»

Анализ и оценка уровня и динамики показателей прибыли

Обобщенно наиболее важные показатели финансовых результатов деятельности предприятия представлены в форме №2 годовой и квартальной бухгалтерской отчетности. Для анализа приведем таблицу 2.1.

Как видно из данных таблицы, на предприятии наблюдается положительная динамика основных показателей. Выручка от реализации выросла в 2008 году на 1357,7 тыс. рублей по сравнению с предыдущим годом, а в 2009 году увеличилась на 848,3 тыс. рублей. Себестоимость тоже увеличилась на 624,2 рубля в 2004 году по сравнению с 2008, но темпы роста себестоимости (1,5%) несколько ниже темпа роста выручки (1,56%) за аналогичный период. Довольно значительный рост коммерческих расходов на 129,9 тысяч рублей в 2008 году, что почти в 2,7 раза превышает уровень 2007 года, но к 2009 году темп роста снизился до 1,52%, что увеличило расходы на 109,8 тысяч рублей. Прибыль от реализации также увеличивается стабильными темпами: на 16,1 тыс. рублей (1,38%) в 2003 году, на 114,2 тыс. руб. (в 2,9 раза) в 2009 году. То есть темпы роста прибыли превышают скорость изменения всех предыдущих показателей. В 2007 году объем прибыли уменьшился за счет внереализационных расходов: -3,6 тыс. руб., до 38,9 тысяч рублей. Но в целом динамику финансовых показателей следует оценить как положительную. Фирма использует в 2009 году механизм льготного налогообложения. В основном все 100% прибыли поступает от основной деятельности.

По действующему законодательству ставка налога на прибыль составляет 24% . Прибыль, оставшаяся в распоряжении предприятия направляется в фонд накопления. За счет пополнения этого фонда в 2009 году было приобретено оборудование на сумму 130813 руб. для расширения дальнейшей деятельности предприятия. Дивиденды за анализируемый период не начислялись.

Таблица 2.1Основные показатели деятельности за 2007-2009гг.

Показатели

(тыс. руб.)

2007г.

2008г.

2009г.

Отклонения (+, -)

2008-

2007

2009-

2008

2009-

2007

1

Выручка (нетто) от реализации товаров

153,2

1510,9

2359,2

+1357,7

+848,3

+2206

2

Себестоимость реализации

-

1245,2

1869,4

+1245,2

+624,2

+1869,4

3

Коммерческие

расходы

77,2

207,1

316,9

+129,9

+109,8

+239,7

4

Прибыль от

реализации

42,5

58,6

172,8

+16,1

+114,2

+130,3

5

Прочие внереализационые доходы и расходы

3,6

-

-

-3,6

-

-3,6

6

Прибыль от финансово-хозяйственной деятельности

38,9

53,4

172,8

+14,5

+119,4

+133,9

7

Прибыль

отчетного года

38,9

53,4

172,8

+14,5

+119,4

+133,9

8

Налог на прибыль

13,6

18,7

-

+5,1

-18,7

-13,6

2.4 Анализ затрат на реализацию продукции

Необходимым условием получения прибыли является определенная степень развития производства, обеспечивающая превышение выручки от реализации продукции над затратами по производству и сбыту. Главная факторная цепочка, формирующая прибыль может быть изображена следующей схемой:

25

Составляющие этой системы должны находиться под постоянным контролем, для этого проводится прежде всего анализ затрат в динамике и по структуре. Данные таблицы 2.2. свидетельствуют о значительном росте затрат, причем более быстрыми темпами чем финансовые показатели. В целом затраты увеличились в 2008 году на 87%, в 2009 к 2008 году на 53%, общий рост составил 2.9%. Наиболее быстрыми темпами росли затраты на заработную плату - в 5,3 раза в 2009 году, в среднем на 2,2 % в год, при этом среднесписочная численность увеличилась только в 2009 году в 3 раза (с 7 до 22 человек). Достаточно высокими темпами изменялись материальные затраты в 3,2 раза за 3 года, хотя по годам рост был в пределах 180 %. В 2008 году снизилась величина амортизационных отчислений. Незначительно выросли прочие затраты на 7-30 %. Увеличение произошло из-за изменения налоговых платежей. По структуре затрат произошли изменения, отраженные в таблице 2.3.

Данные таблицы свидетельствуют, что наибольший удельный вес в структуре затрат занимали в 2007 году «Прочие затраты» - 34,5%, относительно высоки затраты на заработную плату и отчисления. В 2008 году доля статьи «Заработная плата» несколько увеличилась до 28,0%. Несколько снизился процент «прочих затрат», хотя по абсолютной величине они не увеличились. Выросла доля амортизации из-за приобретения основных средств.

Таблица 2.2Анализ затрат по экономическим элементам (тыс. руб.)

п/п

Элементы

2007

2008

2009

Отклонения (%)

2008/

2007

2009/

2008

2009/

2007

1

Материальные

Затраты

30,4

55,3

95,9

1,8

1,7

3,2

2

Затраты на

оплату труда

22,3

58,0

116,0

2,6

2,0

5,3

3

Отчисления на социальные

нужды

7,7

22,3

44,7

2,9

2,0

6,3

4

Амортизация основных средств

12,1

30,2

12,1

2,5

0,4

1,0

5

Прочие затраты

38,2

41,3

48,4

1,07

1,2

1,3

Итого по

элементам затрат

110,7

207,1

316,9

1,87

1,53

2,9

В 2009 году наибольший удельный вес наблюдался по статье «заработная плата» - 36,3 %, что связано с увеличением среднесписочной численности работников в IV квартале 2009 года до 22 человек. Увеличилась доля «материальных затрат» - до 30,8 %.

3. Оценка эффективности работы предприятия

Отражая динамику и противоречия происходящих процессов экономические показатели являются микромоделями экономических явлений. Экономическая эффективность пронизывает все сферы практической деятельности человека. Наиболее существенные характеристики хозяйственной деятельности находят свое отражение через категорию эффективности. В ходе анализа эффективности оценивается качество деятельности предприятия, выявляются факторы изменения эффективности, неиспользованные возможности и резервы повышения.

Эти показатели характеризуют степень деловой активности предприятия. Соотношение между динамикой продукции и динамикой ресурсов (затрат) определяет характер экономического роста.

Эффективность потребленных

Реализованная продукция или прибыль

(авансированных) ресурсов =

Потребленные (авансированные) ресурсы

Анализ показателей рентабельности

Для оценки эффективности используются показатели рентабельности.

Таблица 3.1 Расчет коэффициентов рентабельности

п/п

Показатель

Порядок

расчета,

обозначение

2007

2008

2009

1

Выручка от реализации

ВР

153,2

1510,9

2359,2

2

Прибыль от реализации

П

42,5

58,6

172,8

3

Капитал фирмы

К

100,6

165,2

209,5

4

Среднегодовая стоимость

основных средств и

внеоборотных активов

ВА

124,4

124,4

124,4

5

Собственный капитал

Ск

72,4

72,4

72,4

6

Среднегодовые затраты

З

-

934,4

1557,3

7

Рентабельность продаж

R1 = П:ВР

0,28

0,04

0,07

8

Рентабельность капитала

R2 = П:К

0,42

0,35

0,82

9

Рентабельность основных средств и прочих

внебюджетных активов

R3 =П:ВА

0,34

0,47

1,39

10

Рентабельность собственного капитала

R4 = П:Кс

0,59

0,81

2,39

11

Рентабельность затрат

R5 =П:З

-

0,06

0,11

Рассчитанные коэффициенты показывают долю прибыли в авансированных средствах.

R1 в динамике уменьшается, что свидетельствует о снижении цен при постоянных затратах или о росте затрат, превышающих темпы роста прибыли за 2008-2009 год заметен их значительный рост.

R2 - свидетельствует о повышении эффективности использования капитала

R3 - выросла довольно большими темпами в 4,1 раза. АО «Ice Cream» повышает эффективность использования основных средств, на 1 рубль их стоимости приходится 1,39 рублей прибыли.

R4 - выросла рентабельность собственного капитала в 4 раза, это компенсирует отсутствие долгосрочных пассивов при недостаточности собственного капитала, но возникает опасность снижения производственного потенциала фирмы.

R5 - отражает эффективность затрат, которая увеличилась.

Оценка деловой активности

В настоящее время показатели, используемые для оценки эффективности производства, объединяются в группу под названием деловой активности.

Таблица 3.2 Расчет показателей деловой активности

п/п

Показатель

2007

2008

2009

1

Выручка от реализации

153,2

1510,9

2359,2

2

Среднегодовая оста точная стоимость ОПФ (тыс.руб.)

124,4

124,4

124,4

3

Средняя стоимость МЗ (тыс.руб.)

30,4

40,8

65,1

4

Среднесписочная численность (чел.)

7

7

22

5

Балансовая прибыль (тыс.руб.)

38,9

58,6

172,8

6

Средняя величина активов

100,6

165,2

209,5

7

Фондоотдача

1,23

12,1

18,9

8

Материалоотдача

5,1

27,5

24,9

9

Производительность труда,

тыс.руб. /руб.

21,8

215,7

107,2

10

Фондовооруженность,

тыс. руб./чел

17,8

17,8

5,65

11

Прибыль на 1 рабочего,

тыс. руб./чел

5,56

7,6

7,9

Деловая активность характеризуется положительной динамикой объема производства и реализации продукции, прибыли повышением конкурентоспособности и других показателей, отражающих результаты работы предприятия. Исходные данные для расчетов приведены в таблице 3.7. Из данных таблицы следует, что значительно выросла фондоотдача. Это обусловлено значительным увеличением выручки в 2008 и 2009 годах. Темпы роста фондоотдачи почти не превышают темпы роста выручки 15,4 : 15,2 . Положительная динамика отдачи материальных затрат 2009 : 2007 году - в 5 раз. Высоки темпы роста производительности труда в 4,9 раза за 2007-2009 гг. Это связано с ростом выручки от реализации. Отставание темпов роста производительности труда от динамики трудовых показателей обусловлено резким увеличением среднесписочной численности (+15 человек). Снизилась фондовооруженность труда на 12,2 т. руб./чел., в основном за счет увеличения численности и уменьшения стоимости основных фондов. Наблюдается рост прибыли на 1 работника, при существующей динамике прибыли и прежней численности это увеличение могло бы быть более значительным, до 24 тыс. руб. на человека. В целом, при общей положительной динамике всех показателей деловой активности следует отметить их довольно низкий уровень. Деловую активность предприятия характеризует скорость оборачиваемости средств, в виде коэффициентов оборачиваемости. Расчетные данные приведены в таблице 3.3. Из данных таблицы следует, что, в общем, за 2007-2009 гг. по всем показателям динамика положительная. Общая оборачиваемость капитала увеличилась в 2008г. на 7,6; в 2009 году - на 2,16 оборота. Сопоставляя с рентабельностью продаж и рентабельностью основных средств, которые также выросли, заметим, что это свидетельствует об ускорении вне влияния инфляционного роста цен.

Таблица 3.3Анализ коэффициентов оборачиваемости

п/п

Показатель

Порядок

расчета

обозначение

2007

2008

2009

Отклонения,(+,-)

2008/

2007

2009/2008

2009/

2007

1

Коэффициент общей оборачиваемости капитала

ВР:К

1,52

9,1

11,3

+7,58

+2,16

+9,8

2

Коэффициент оборачиваемости

оборотных активов

ВР:А

3,6

31,6

15,8

+28

-15,8

+12,2

3

Коэффициент оборачиваемости материальных оборотных активов

ВР:Ам

3,5

14,5

16,6

+11

+2,1

+13,1

4

Коэффициент оборачиваемости дебиторской задолженности

ВР:Д

72,95

112,8

76,8

+39,8

-36

+3,9

6

Средний срок оборота дебиторской задолженности

365:Кч

5,0

3,2

4,7

-1,8

+1,5

-0,3

7

Коэффициент оборачиваемости кредиторской задолженности

ВР:Кр

4,6

17,8

23,8

+13,2

+14,3

+19,2

8.

Коэффициент оборачиваемости собственного капитала

ВР:ЧА

2,11

20,8

32,8

+18,7

+12

+30,7

9.

Средний срок оборачиваемости кредиторской задолженности

315:К6

79,3

20,5

15,3

-58,8

-5,2

-64

Коэффициент оборачиваемости оборотных активов показывает число оборотов мобильных средств предприятия. После резкого роста оборачиваемости в 2008 году (на 28 оборотов), скорость несколько снизилась на 15,8 оборота. В сочетании с ростом оборачиваемости материальных оборотных активов (запасов) на 13,1 оборота - это положительное явление.

Несколько увеличилась скорость дебиторской задолженности на 3,9 оборота. Это очень высокий показатель. Продолжительность 1-го оборота в днях уменьшилась с 5,0 до 4,7 дней. Это свидетельствует о снижении продаж в кредит, своевременном погашении задолженности. Ускорилась оборачиваемост, кредиторской задолженности с 4,6 до 23,8 оборота. Средний срок погашения уменьшился с 79,3 до 15,3 дней. Это демонстрирует снижение коммерческого кредита и увеличение скорости оплаты задолженности предприятия. Выросла скорость оборачиваемости собственного капитала с 2,11 до 32,8 оборота, т.е. на 30 оборотов, что отражает повышение уровня продаж и снижение риска акционеров. В целом АО «Ice Cream» достаточно активно в деловом отношении, постоянно наращивает темпы основных показателей. Это компенсирует недостаток оборотных средств.

Анализ эффективности использования основных средств

Фондоотдача основных средств - один из факторов, влияющих на уровень рентабельности и финансовое состояние предприятия. В свою очередь на фондоотдачу оказывает воздействие структура и динамика основных средств. Основные средства и долгосрочные инвестиции в основные средства оказывают многоплановое и разностороннее влияние на финансовые результаты деятельности предприятия. Поскольку движения основных средств в АО «Ice Cream» нет, нецелесообразно проводить горизонтальный анализ. Вертикальный анализ за 2009 год выглядит следующим образом:

Таблица 3.4 Вертикальный анализ основных средств АО «Ice Cream» за 2009 год

Показатели

Сумма

Удельный вес, %

Здания

34,0

27,6

Производственный и хозяйственный инвентарь

89,0

72,4

Итого:

123,0

100

в том числе:

производственные ОС

123,0

100

остаточная стоимость

46,2

износ

76,7

начисленная амортизация

11,9

Данные таблицы 3.9. представляют, что в составе основных средств, основной удельный вес составляет производственный и хозяйственный инвентарь.

Коэффициент износа основных средств:

Ки = 76,7:123,0=0,62*100 = 62%

Коэффициент годности:

Кг = 1-62 = 38%

Акционерному обществу следует активнее обновлять свои основные средства, так как износ составляет более 60%, учитывая сумму ежегодно начисляемой амортизации 11,9 тысяч рублей оборудование будет пригодно к эксплуатации еще около 4-х лет.

46,2 : 11,9 = 3,9.

Заключение

В результате проведенного анализа можно сделать ряд следующих выводов:

На предприятии наблюдается положительная динамика основных показателей. Выручка от реализации выросла в 2007 году на 1357,7 рублей по сравнению с предыдущим годом, а в 2008 году увеличилась на 848,3 тыс. рублей. Себестоимость тоже увеличилась на 624,2 тыс. руб. в 2008 году по сравнению с 2004, но темпы роста себестоимости (1,5%) несколько ниже темпа роста выручки. В составе себестоимости большими темпами росли затраты на реализацию. В целом затраты увеличились 2007 году на 87%, в 2008 к 2007 году на 53%, общий рост составил 2.9%. Наиболее быстрыми темпами росли затраты на заработную плату - в 5,3 раз а в 2005 году, в среднем на 2,2 % в год, при этом среднесписочная численность увеличилась только в 2008 году в 3 раза (с 7 до 22 человек). Достаточно высокими темпами изменялись материальные затраты в 3,2 раза за 3 года, хотя по годам рост был в пределах 180 %.

В 2008 году наибольший удельный вес наблюдался по статье “заработная плата” - 36,3 %, что связано с увеличением среднесписочной численности Прибыль от реализации увеличивается стабильными темпами: на 16,1 тыс. рублей (1,38%) в 2007 году, на 114,2 тыс.рублей (в 2,9 раза) в 2008 году. Темпы роста прибыли превышают скорость изменения всех предыдущих показателей. Произошло увеличение стоимости имущества в 2007 году по сравнению с 2008 на 88,6 тысяч рублей, в основном за счет оборотных средств: на 112,9 тыс.руб. Внеоборотные активы уменьшились на 12,2 тысячи рублей (на 35%), в том числе за счет уменьшения нематериальных активов на 0,2 тыс. руб. (25%) и за счет изменения по основным средствам на 12,0 тыс.руб. Оборотные средства также уменьшились, но в меньшей степени: на 9,2 тыс.руб. (5%). Уменьшение произошло за счет запасов на 14,5 (10%) и денежных средств на 9,6 тыс.руб. (82%). В то же время наблюдался рост по статье “дебиторская задолженность” на 14,9 тысяч рублей (63%). Произошло увеличение стоимости имущества в 2009 году по сравнению с 2007 на 88,6 тысяч рублей, это произошло в основном за счет оборотных средств: на 112,9 тыс.руб. В целом за три года источники средств выросли в 1.8 раза, хотя в 2008 году наблюдается замедление роста (-10 %). Изменений в собственном капитале не произошло. Основным источником роста явился заемный капитал, величина которого изменилась в 3,3 раза. В то же время росла быстрыми темпами кредиторская задолженность: в 1,7 раз за три года, в 3,3 раза в 2008 к 2007 году. Прирост собственного капитала после образования организации составил 42 тысячи рублей. То есть выполняется минимальное условие финансовой устойчивости организации, т.к. имеется в наличии собственный реальный капитал. Финансовое состояние, при котором предприятию необходимо пополнить источники формирования запасов и оптимизировать их структуру, а также обосновано снизить уровень запасов. Поскольку на конец 2008 года основная величина запасов - это товары, предназначенные для перепродажи, товары отгруженные и прочие запасы и затраты, то следует ускорить оборачиваемость товаров, принять меры для отгруженных по их включению в товарооборот. Полученные данные позволяют сделать вывод об улучшении финансового состояния компании с 2007 по 2008 г., о чем свидетельствует рост рейтинговой экспресс - оценке на 86%. Это обусловлено, прежде всего увеличением прибыльности компании на 223%, увеличением интенсивности оборота на 23%, ростом ликвидности баланса на 24%. Но устойчивость предприятия недостаточная, т.к. уровень обеспеченности собственными средствами снизился на 4%

Список литературы

1. Анализ финансово-экономической деятельности предприятий. (Н.П. Любушин, В.Б. Лещева, В.Г. Дьякова). - М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2007.

2. Баканов М.И., Шеремет А.Д. Теория экономического анализа. - М.: Финансы и статистика, 2006.

3. Басовский Л.Е. Теория экономического анализа. - М.: ИНФРА - М, 2003.

4. Ковалев В.В. Управление финансами. - М.: ЮНИТИ, 2006.

5. Крейнина М.Н. Финансовый менеджмент. - М.: Дело и Сервис, 2006.

6. Кузьмина Л.П. Теория экономического анализа. - Пятигорск: МКА, 2006.

7. Павлова Л.Н. Финансы предприятий. - М.: Финансы, ЮНИТИ, 2005.

8. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия. - Минск: Новое знание, 2005.

9. Соболева е. а., Соболев и. и. Финансово-экономический анализ.- М.: Финансы и статистика, 2005.

10. Уткин Э.А. Финансовый менеджмент.- М.: Зерцало, 2005.

11. Шеремет А.Д., Сайфулин Р.С., Негашев Е.В. Методика финансового анализа. - М.: ИНФРА-М, 2005.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данную курсовую работу Вы можете использовать для написания своего курсового проекта.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем курсовую работу самостоятельно:
! Как писать курсовую работу Практические советы по написанию семестровых и курсовых работ.
! Схема написания курсовой Из каких частей состоит курсовик. С чего начать и как правильно закончить работу.
! Формулировка проблемы Описываем цель курсовой, что анализируем, разрабатываем, какого результата хотим добиться.
! План курсовой работы Нумерованным списком описывается порядок и структура будующей работы.
! Введение курсовой работы Что пишется в введении, какой объем вводной части?
! Задачи курсовой работы Правильно начинать любую работу с постановки задач, описания того что необходимо сделать.
! Источники информации Какими источниками следует пользоваться. Почему не стоит доверять бесплатно скачанным работа.
! Заключение курсовой работы Подведение итогов проведенных мероприятий, достигнута ли цель, решена ли проблема.
! Оригинальность текстов Каким образом можно повысить оригинальность текстов чтобы пройти проверку антиплагиатом.
! Оформление курсовика Требования и методические рекомендации по оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Разновидности курсовых Какие курсовые бывают в чем их особенности и принципиальные отличия.
Отличие курсового проекта от работы Чем принципиально отличается по структуре и подходу разработка курсового проекта.
Типичные недостатки На что чаще всего обращают внимание преподаватели и какие ошибки допускают студенты.
Защита курсовой работы Как подготовиться к защите курсовой работы и как ее провести.
Доклад на защиту Как подготовить доклад чтобы он был не скучным, интересным и информативным для преподавателя.
Оценка курсовой работы Каким образом преподаватели оценивают качества подготовленного курсовика.

Сейчас смотрят :

Курсовая работа Маркетинговое исследование предпочтений потребителей продуктов питания среднеценового сегмента
Курсовая работа Кадры предприятия и производительность труда
Курсовая работа Установки погружных центробежных насосов для добычи нефти из скважин
Курсовая работа Управление оборотными средствами организации (на примере ОАО "Брянскпиво")
Курсовая работа Саморегуляция в учебной деятельности младших школьников
Курсовая работа Лишение родительских прав
Курсовая работа Аудит выпуска, отгрузки и реализации готовой продукции
Курсовая работа Методы управления персоналом: административные, экономические, социально-психологические
Курсовая работа Характеристика современных проблем и перспектив развития российского менеджмента
Курсовая работа Электроснабжение и электрообрудование насосной станции
Курсовая работа Духовно-нравственное воспитание младших школьников
Курсовая работа Особенности межличностного общения в подростковом возрасте
Курсовая работа Нетрадиционные уроки при преподавании технологии в школе
Курсовая работа Развитие рынка туризма в Республике Бурятия
Курсовая работа Разработка организационной структуры инновационного предприятия на примере ООО "Эльдорадо"