Курсовая работа по предмету "Медицина"


Психологические особенности отношений доктор-пациент: эмпатия в медицине


31

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

Российский Государственный Гуманитарный Университет

Представительство РГГУ в г. Дмитров

КУРСОВАЯ РАБОТА

Тема: «Психологические особенности отношений доктор-пациент: эмпатия в медицине»

Выполнила: Онуфрийчук А.А.

Студентка психологического ф-та

группы 3-4

Проверила: Литинская Д.Г.

Дмитров 2007 г.

Содержание:

I. Глава

1. Актуальностьэмпатия предсознательна и временна. "Цель идентификации преодолеть тревогу, вину или утрату объекта, в то время как эмпатия используется для понимания" (Гринсона, 1960). Гринсон также отмечал, что поскольку эмпатия включает разделение опыта пациента, временное и частичное участие в нем, то есть погружение в эмоциональные переживания пациента, она подразумевает разделенность в функционировании Эго аналитика. Иначе говоря, в этом процессе аналитик колеблется между позициями участника и наблюдателя.

Барретт-Леннардом описал циклы эмпатического реагирования, включающего следующие фазы:

Фаза предварительных условий. Терапевт имеет эмпатическую установку по отношению к клиенту, который тем или иным образом выражает свой опыт. Эта стадия включает в себя активную открытость со стороны терапевта к познанию переживания клиентом собственного Я и внешнего мира.

Фаза эмпатического резонанса. Условия предварительной фазы делают потенциально возможным следующий шаг, в котором слушатель входит в эмоциональный резонанс (настраивается на одну волну) с переживанием и личностными смыслами клиента, которые активизируются в его сознании. Резонирование можно определить как обращение терапевта внутрь себя, то есть к чувствам, образам, воспоминаниям, смыслам, которые возникают в ответ на то, что он видит, слышит, чувствует вместе с клиентом.

Фаза выражения эмпатии. Эта фаза включает в себя выражение терапевтом эмпатического отклика. Эмпатия включает не только способность понять актуальные чувства, но и вербальное умение передать свое понимание ясным для клиента языком. Эмпатическая реакция может быть выражена намеренно и непроизвольно, словесно и через невербальные сигналы.

Фаза получения эмпатии. Передача эмпатии делает возможным заключительный этап процесса эмпатического реагирования. Адекватная эмпатия вызывает у клиента чувство, что его услышали, поняли ту или иную личностно значимую для него область внутреннего опыта, что как правило приводит к эмоциональному облегчению и обретению смысла.

Фаза обратной связи. На этом этапе клиент вербально или невербально демонстрирует результат воздействия эмпатии терапевта. Если эмпатический отклик терапевта адекватен, это приводит к позитивным следствиям, например, терапевтическому молчанию или углублению процесса. Неверная эмпатическая реакция терапевта может привести к стремлению клиента более ясно донести свои переживания, а совершенно неадекватный отклик терапевта может привести даже к негативным последствиям, например чувствам безнадёжности, одиночества или агрессии.

Проявление эмпатии терапевтом далеко не всегда приводит к желаемой цели. Роджерс указывал на важное условие терапевтической коммуникации - способность пациента воспринять эмпатию терапевта, которую он назвал открытостью новому опыту. Поскольку эмпатия - это двусторонние отношения, способность терапевта к проявлению эмпатии в существенной степени зависит от готовности пациента впустить другого в свой внутренний мир. "Некоторым индивидам вследствие их хрупкой связности Я крайне трудно вынести эмпатическую реакцию другого" (MacIsaac, 1999).

На мой взгляд, каждый медицинский работник должен обладать эмпатией. Если человек сознательно принял решение работать в сфере медицины, это автоматически подразумевает работу с людьми. Люди (пациенты) в этой профессии - объект исследования и помощи. Зачастую, заболевания вызваны не органическими поражениями, а имеют психосоматическую природу. И огромного труда стоит найти такой контакт с пациентом, чтобы понять природу заболевания, человека в целом, и при котором обеим сторонам было бы комфортно. Это способствовало бы более плодотворному взаимодействию и как следствие - выздоровлению. Поэтому, я подразумеваю, что уровень эмпатии у медицинских работников выше, чем у тех, кто не выбрал для себя роль целителя.


II.Глава

Эмпирическое исследование эмпатии

Цель исследования:

1. Выявить уровень эмпатийной тенденции сотрудников отделения скорой и неотложной медицинской помощи поликлиники №4 УДПРФ.

2. Выявить уровень эмпатийной тенденции группы людей не связанных со сферой медицинского обслуживания.

Гипотеза исследования: Уровень эмпатийной тенденции сотрудников отделения скорой и неотложной медицинской помощи поликлиники №4 УДПРФ по сравнению с группой людей, не работающих в сфере медицинского обслуживания выше.

План исследования:

1. Выбор методического исследования.

2. Проведение исследования.

3. Обработка результатов.

4. Сравнение и интерпретация результатов.

Методика: В моей работе основным методом исследования является методика казанского психолога И.М. Юсупова. Успешно используемая им для исследования эмпатии.

Выборка: В исследовании принимало участие 60 человек (2 группы).

Группа №1: 30 человек - сотрудники отделения скорой и неотложной медицинской помощи поликлиники №4 УДПРФ. 15 мужчин в возрасте от 42 до 61 года в должности врач выездной бригады и 15 женщин от 27 до 56 лет в должности фельдшер выездной бригады.

Группа №2: 30 человек - мужчины и женщины в возрасте от 25 до 62 лет различных профессий не связанных со сферой медицинского обслуживания.

Процедура исследования: Испытуемым предлагалось отвечая на каждое из 36 утверждений, приписывать ответам следующие числа: если вы ответили

1. «не знаю» - 0,

2. «нет, никогда» - 1,

3. «иногда» - 2,

4. «почти всегда» - 4,

5. «да, всегда» - 5.

Образец бланка:

Уважаемый испытуемый!

Вам предлагается тест опросника для выявления уровня эмпатийных тенденций.

Инструкция:

Отвечая на каждое из 36 утверждений, приписывать ответам следующие числа:

Если вы ответили

«не знаю» - 0

«нет, никогда» - 1

«иногда» - 2

«часто» - 3

«почти всегда» - 4

«да всегда» - 5

Отвечать нужно на все пункты.

ФИО_____________________________________________________________

Возраст_____ Пол________ Должность___________________________

Тест опросника:

1) Мне больше нравятся книги о путешествиях, чем книги из серии «Жизнь замечательных людей».

2) Взрослых детей раздражает забота родителей.

3) Мне нравиться размышлять о причинах успехов и неудач других людей.

4) Среди всех музыкальных передач предпочитаю передачи о современной музыке.

5) Чрезмерную раздражительность и несправедливые упреки больного надо терпеть, даже если они продолжаются годами.

6) Больному человеку можно помочь даже словом.

7) Посторонним людям не следует вмешиваться в конфликт между двумя лицами.

8) Старые люди, как правило, обидчивы без причин.

9) Когда в детстве слушал грустную историю, на мои глаза сами по себе наворачивались слезы.

10) Раздраженное состояние моих родителей влияет (влияло) на мое настроение.

11) Я равнодушен (равнодушна) к критике в мой адрес.

12) Мне больше нравиться рассматривать портреты, чем картины с пейзажами.

13) Я всегда прощал все родителям, даже если, они были неправы.

14) Если лошадь плохо тянет, её надо хлестать.

15) Когда я читаю о драматических событиях в жизни других людей, то чувствую, словно это происходит со мной.

16) Родители относятся к своим детям справедливо.

17) Видя ссорящихся подростков или взрослых, я вмешиваюсь.

18) Я не обращаю внимания на плохое настроение моих родителей.

19) Я подолгу наблюдаю за поведением животных. Откладывая другие дела.

20) Фильмы и книги могут вызвать слезы только у несерьезных людей.

21) Мне нравится наблюдать за выражением лиц и поведением незнакомых людей.

22) В детстве я приводил домой кошек и собак.

23) Все люди необоснованно озлоблены.

24) Глядя на постороннего человека, мне хочется угадать, как сложиться его жизнь.

25) В детстве младшие по возрасту ходили за мной по пятам.

26) При виде покалеченного животного я стараюсь ему помочь.

27) Человеку станет легче, если внимательно слушать его жалобы.

28) Увидев уличное происшествие, я стараюсь не попадать в число свидетелей.

29) Младшим нравиться, когда я предлагаю им свою идею, дело или развлечение.

30) Люди преувеличивают способность животных чувствовать настроение своих хозяев.

31) Из затруднительной конфликтной ситуации человек должен выходить самостоятельно.

32) Если ребенок плачет, на это есть свои причины.

33) Молодежь должна удовлетворять любые просьбы и чудачества стариков.

34) Мне хотелось разобраться, почему некоторые мои одноклассники иногда были задумчивы.

35) Беспризорных домашних животных следует отлавливать и уничтожать.

36) Если мои друзья начинают обсуждать со мной свои личные проблемы, я стараюсь перевести разговор на другую тему.

Подсчет результатов:

Были просуммированы все баллы, приписанные ответам на пункты: 2, 5, 8, 9, 10, 12, 13, 15, 16, 19, 21, 22, 24, 25, 26, 27, 29, 32.

В группе №1 28 из 30 набрали от 37 до 62 баллов, 1 опрошенный от 63 до 81 балла и 1 от 12 до 36баллов.

В группе № 2 все опрошенные набрали от 37 до 62 баллов.

1) Группа №1: медицинские работники

100%

31

баллы

82-90 63-81 37-62 12-36 11 и менее

2) Группа №2: не имеющие отношения к медицине

100%

31

баллы

82-90 63-81 37-62 12-36 11 и менее

Интерпретация результатов:

Опираясь на полученные результаты, можно сделать вывод, что гипотеза не подтвердилась. Уровень эмпатийной тенденции сотрудников отделения скорой и неотложной медицинской помощи поликлиники №4 УДПРФ по сравнению с группой людей, не работающих в сфере медицинского обслуживания, оказался примерно одинаковым.

В группе №1 97% респондентов набрали от 37 до 62 баллов, что говорит о нормальном уровне эмпатийности, присущем подавляющему большинству людей. Такие люди в межличностных отношениях судить о других более склонны по их поступкам, чем доверять своим личным впечатлениям. Им не чужды эмоциональные проявления, но в большинстве своём они находятся под самоконтролем. В общении внимательны, стараются понять больше, чем сказано словами, но при излишнем влиянии чувств собеседника теряют терпение. Предпочитают деликатно не высказывать свою точку зрения. При чтении художественных произведений и просмотре фильмов, чаще следят за действием, чем за переживаниями героев. Затрудняются прогнозировать развитие отношений между людьми.

3,5% набрали от 63 до 81 баллов, что говорит о высокой эмпатийности. Такие люди чувствительны к нуждам и проблемам окружающих, великодушны, склонны многое прощать. С неподдельным интересам относятся к людям. Им нравиться читать их лица и заглядывать в их будущее. Они эмоционально отзывчивы, общительны, быстро устанавливают контакт с окружающими. Окружающие ценят их душевность. В оценке событий больше доверяют своим чувствам и интуиции, чем аналитическим выводам. Предпочитают работать с людьми, нежели в одиночку.

3,5% набрали от 12 до 36 баллов. Это низкий уровень эмпатийности. Такие люди испытывают затруднения в установлении контактов с людьми, неуютно чувствуют себя в большой компании. Эмоциональные проявления в поступках окружающих подчас кажутся им непонятными и лишенными смысла. Они отдают предпочтения уединенным занятиям конкретным делом, а не работе с людьми. Они сторонники точных формулировок и рациональных решений. Ценят людей за деловые качества и ясный ум.

В группе №2 100% опрошенных набрали от 37 до 62 баллов, что свидетельствует о нормальном уровне эмпатийности, присущем подавляющему большинству людей.

III. Глава

Заключение.

Несмотря на существенные успехи в разработке проблем взаимодействия врача с пациентом и с протеканием болезни, отмечается недостаточность теоретической разработки отдельных аспектов, сдерживающих (наряду с другими факторами) ее широкое использование в практике отечественного здравоохранения. Все это определяет необходимость дальнейшего расширения фронта исследований, публикацию работ, способствующих более эффективному внедрению деонтологических принципов в практику. Особенно сложными в правовом отношении являются вопросы, связанные с новыми активными и рискованными методами диагностики и лечения, не вошедшие в широкую практику, операциями пересадки органов от одного человека другому, а также от трупа и т.д.

В своём исследовании я выяснила, что протекание заболевания во многом зависит от медицинского персонала. Возможно даже неблагоприятное воздействие доктора на пациента.

Ложь врача, зачастую, направлена на благо больного! И это высказывание подтверждает исследования, связанные с эффектом плацебо. Но вот что интересно! Получается, что в случаях, когда к некоторому веществу есть выраженное эмоциональное отношение, само это вещество по своей структуре и химическому составу начинает играть второстепенное значение, или вообще перестает значить что-либо. Это было доказано многими экспериментальными исследованиями.

К примеру, такое явление, как ятрогения, может возникнуть при неосторожных высказываниях или поступках врача, неблагоприятно воздействующих на психику больного. Такие высказывания могут касаться диагноза, прогноза, методов лечения, связанного с ними риска, возможных вариантов медицинского вмешательства, их последствий и т.д.

Исследовав явление ятрогении, я пришла к выводу, что чаще всего этот невроз поражает особый тип личности: чувствительных, ранимых, меланхоличных людей, склонных многое принимать на веру, идеализировать жизнь, создавая себе кумиров. Такие больные, услышав от врача что-то неприятное, расстраиваются до слёз и заламывают руки: «Врач не может быть таким чёрствым, он же миссионер, несущий исцеление…». Всё правильно. Но, согласно другим психологическим исследованиям, посвящённым влиянию «здорового цинизма».

Мое эмпирическое исследование имело целью выявить уровень эмпатийной тенденции сотрудников отделения скорой и неотложной медицинской помощи поликлиники №4 УДПРФ и уровень эмпатийной тенденции группы людей не связанных со сферой медицинского обслуживания. К сожалению, моя гипотеза не подтвердилась. Но, скорее всего, не потому, что в медицину идут сплошь бездушные чурбаны. Цинизм для врачей - защита от каждодневной боли, крови, стонов, жалоб, которыми наполнена их работа. Им легче выживать, подняв планку «болевого порога» сочувствия.

ЛИТЕРАТУРА

1) Краковский Н.И., Грицман Ю.Я. "Хирургические ошибки", М.,1967 г.

2) Савельев B.C., Лопухин Ю.М. Хирургия. М.,1997 г.
3) Н.Н.Петров "Вопросы хирургической деонтологии"

4) Журнал "Здоровье", 2005 г.

5) Журнал «PSIHOLOGIES», февраль 2006 г.

6) Е.А. Шевалёв, О.В. Кербиков "О реакции адаптации"

7) «Журнал практической психологии и психоанализа», март 2003 г.

8) Журнал «Вопросы психологии», №4, 1993 г.

9) "Этика и деонтология", учебник для медсестёр, 1999 г.

10) "Клиническая фармакология и фармакотерапия", 2004 г.

11) ООО Издательский дом «Русский врач», 2005 г.

12) РОО "Мир Науки и Культуры", 2005 г.

13) Л. Хьелл, Д.Зиглер «Теории личности», 2005 г., Питер.

14) Р. Конечный, М. Боухал « Психология в медицине», 1983 г.

15) К. Роджерс «Клиент-центрированная терапия», 1951 г.

16) Р. Карсон, Дж. Батчер, С. Минека «Анормальная психология», 2004 г.

17) П.В. Лопатин, О.В. Карташова «Биоэтика», 2005 г.

18) А.Г. Маклаков «Общая психология», Питер, 2003 г.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данную курсовую работу Вы можете использовать для написания своего курсового проекта.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем курсовую работу самостоятельно:
! Как писать курсовую работу Практические советы по написанию семестровых и курсовых работ.
! Схема написания курсовой Из каких частей состоит курсовик. С чего начать и как правильно закончить работу.
! Формулировка проблемы Описываем цель курсовой, что анализируем, разрабатываем, какого результата хотим добиться.
! План курсовой работы Нумерованным списком описывается порядок и структура будующей работы.
! Введение курсовой работы Что пишется в введении, какой объем вводной части?
! Задачи курсовой работы Правильно начинать любую работу с постановки задач, описания того что необходимо сделать.
! Источники информации Какими источниками следует пользоваться. Почему не стоит доверять бесплатно скачанным работа.
! Заключение курсовой работы Подведение итогов проведенных мероприятий, достигнута ли цель, решена ли проблема.
! Оригинальность текстов Каким образом можно повысить оригинальность текстов чтобы пройти проверку антиплагиатом.
! Оформление курсовика Требования и методические рекомендации по оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Разновидности курсовых Какие курсовые бывают в чем их особенности и принципиальные отличия.
Отличие курсового проекта от работы Чем принципиально отличается по структуре и подходу разработка курсового проекта.
Типичные недостатки На что чаще всего обращают внимание преподаватели и какие ошибки допускают студенты.
Защита курсовой работы Как подготовиться к защите курсовой работы и как ее провести.
Доклад на защиту Как подготовить доклад чтобы он был не скучным, интересным и информативным для преподавателя.
Оценка курсовой работы Каким образом преподаватели оценивают качества подготовленного курсовика.

Сейчас смотрят :

Курсовая работа Анализ труда и заработной платы в учреждениях здравоохранения
Курсовая работа Договорные взаимоотношения и партнерские связи в предпринимательской деятельности
Курсовая работа Развитие ипотечного кредитования в России
Курсовая работа Аттестация муниципальных служащих
Курсовая работа Происхождение, сущность, функции денег
Курсовая работа Использование бухгалтерской отчетности для анализа финансового состояния предприятия
Курсовая работа Особливості роботи соціального педагога в закладах пенітенціарної системи
Курсовая работа Технология изготовления сварной конструкции "Рама"
Курсовая работа Система образования в Республике Казахстан
Курсовая работа Рынок ценных бумаг
Курсовая работа Игротерапия как средство развития межличностных отношений у старших подростков
Курсовая работа Технико-экономический анализ деятельности автотранспортного предприятия
Курсовая работа Классификация предприятий общественного питания
Курсовая работа Возмещение вреда, причинённого здоровью гражданина
Курсовая работа Типы семей и стили семейного воспитания