6
МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
И ТОРГОВЛИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
Факультет коммерции и маркетинга
Кафедра маркетинга и рекламы
Курсовая работа
по маркетинговым исследованиям
Иследование и анализ конкуренции на рынке мороженного
Подготовила: студентка 3 курса
группы КМ-33Д
Власова Ю. В.
Проверил: ст.пр. Баскаков В. А.
Москва 2007
Содержание
6
Показатели оценки |
Лучшие |
Средние |
Худшие (в отрасли) |
|||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
||
Финансы |
|
|
|
|
|
|
1. Оценка структуры активов (по финансовым коэффициентам) |
|
|
|
|
|
|
2. Инвестиционный рейтинг |
|
|
|
|
|
|
3. Доход на активы |
|
|
|
|
|
|
4. Норма прибыли |
|
|
|
|
|
|
5. Доход на вложенный капитал |
|
|
|
|
|
|
Производство |
|
|
|
|
|
|
1. Использование оборудования |
|
|
|
|
|
|
2. Производственные мощности |
|
|
|
|
|
|
3. Численность занятых |
|
|
|
|
|
|
4. Системы контроля качества |
|
|
|
|
|
|
5. Совокупная факторная производительность |
|
|
|
|
|
|
6. Возможности расширения производства |
|
|
|
|
|
|
7. Возраст технологического оборудования |
|
|
|
|
|
|
Организация и управление |
|
|
|
|
|
|
1. Численность инженерно-технического и управленческого персонала |
|
|
|
|
|
|
2. Скорость реакции управления на изменения во внешней среде |
|
|
|
|
|
|
3. Четкость разделения полномочий и функций |
|
|
|
|
|
|
4. Тип организационной структуры управления |
|
|
|
|
|
|
5. Качество используемой в управлении информации |
|
|
|
|
|
|
6. Степень гибкости оргструктуры управления |
|
|
|
|
|
|
Маркетинг |
|
|
|
|
|
|
1. Доля рынка |
|
|
|
|
|
|
2. Репутация фирмы |
|
|
|
|
|
|
3. Престиж торговой марки |
|
|
|
|
|
|
4. Расходы по стимулированию сбыта |
|
|
|
|
|
|
5. Численность сбытового персонала |
|
|
|
|
|
|
6. Ценовая политика/уровень цен |
|
|
|
|
|
|
7. Организационные и технические средства для сбыта |
|
|
|
|
|
|
8. Уровень/качество обслуживания |
|
|
|
|
|
|
9. Число клиентов |
|
|
|
|
|
|
10. Качество поступающей информации о рынке. |
|
|
|
|
|
|
Кадровый состав |
|
|
|
|
|
|
1. Уровень квалификации производственного персонала |
|
|
|
|
|
|
2. Расходы по подготовке и переподготовке персонала |
|
|
|
|
|
|
3. Уровень подготовки сбытового персонала в технической области |
|
|
|
|
|
|
Технология |
|
|
|
|
|
|
1. Применяемые стандарты и степень их совместимости |
|
|
|
|
|
|
2. Новые продукты |
|
|
|
|
|
|
3. Расходы на НИОКР |
|
|
|
|
|
|
Концепция “4P”
Другим средством изучения конкурентов в маркетинге традиционно считается концепция “4P” (рисунок 2), которая представляет собой сравнительный анализ вашего предприятия и предприятий-конкурентов по следующим факторам (продукт, цена, продвижение на рынке, регион и каналы сбыта “4P” - по заглавным буквам названия этих факторов на английском языке).
Данные необходимые для оценки конкурентоспособности предприятия, лучше всего систематизировать в виде таблицы, чтобы можно было в наглядной форме определить сильные и слабые стороны вашей фирмы и ваших конкурентов по основным факторам. В таблице 2 представлен образец такого формата систематизации данных. Прежде всего, предстоит выявить основных конкурентов (обычно 2-4 компании) на каждом из избранных вами сегменте рынка и начать сбор информации о них.
В таблице 2 приводятся наиболее распространенные параметры, характеризующие основные факторы конкурентоспособности. Каждому из этих параметров нужно дать количественную оценку. Сделать это можно экспертным методом, например, проранжировать все параметры для каждого предприятия по шкале от 1 до 5 баллов. Если по строке «стиль» проставлена оценка 1 для конкурента А, то это означает, что именно стиль продукта является его слабой стороной. Если наоборот, оценка равняется 5 баллам, то данный параметр является его наиболее сильной стороной.
Далее бальные оценки могут быть суммированы: 1) по отдельным факторам (каждому из “4P”); 2) по всем факторам в целом, чтобы установить уровень конкурентоспособности каждого предприятия. Если по какому-то из параметров нет пока достаточной информации, лучше исключить его из анализа.
В процессе анализа очень важно дать развернутое смысловое объяснение или обоснование, почему той или иной переменной в таблице 2 присвоена данная оценка. Только в этом случае общий итог листа оценки (сумма баллов) покажет истинное положение предприятия по отношению к основным конкурентам на рынке. Суммирование по отдельным факторам и сопоставление этих
данных с общим итогом таблицы позволяет руководству предприятия выяснить, за счет улучшения каких параметров нужно повышать конкурентоспособность.
6
6
Таблица 2
Лист оценки конкурентоспособности
(систематизация результатов анализа “4P”)
Факторы конкурентоспособности |
Ваша фирма |
Конкуренты |
|||
А |
Б |
... |
|||
"1P" (продукт) - PRODUCT |
|
|
|
|
|
надежность |
|
|
|
|
|
срок службы |
|
|
|
|
|
ремонтопригодность |
|
|
|
|
|
технический уровень |
|
|
|
|
|
престиж торговой марки |
|
|
|
|
|
стиль |
|
|
|
|
|
уровень ремонтного обслуживания |
|
|
|
|
|
гарантийное обслуживание |
|
|
|
|
|
уникальность дополнительных услуг |
|
|
|
|
|
многовариантность набора изделий и услуг |
|
|
|
|
|
широта ассортимента |
|
|
|
|
|
"2P" (цена) - PRICE |
|
|
|
|
|
отпускная |
|
|
|
|
|
розничная |
|
|
|
|
|
скидки с цены (за что?) |
|
|
|
|
|
условия и порядок расчетов (предоплата, кредит, сроки оплаты) |
|
|
|
|
|
"3P" (регион и каналы сбыта) - PLACE |
|
|
|
|
|
стратегия сбыта |
|
|
|
|
|
вид распределения продукта |
|
|
|
|
|
число дилеров |
|
|
|
|
|
число дистрибьюторов |
|
|
|
|
|
степень охвата рынка |
|
|
|
|
|
регионы сбыта |
|
|
|
|
|
"4P" (продвижение на рынке) - PROMOTION |
|
|
|
|
|
формы рекламы |
|
|
|
|
|
где размещается реклама |
|
|
|
|
|
бюджет рекламы |
|
|
|
|
|
частота появления рекламы |
|
|
|
|
|
участие в выставках |
|
|
|
|
|
упоминание в средствах массовой информации |
|
|
|
|
|
комиссионные |
|
|
|
|
|
Функциональные карты
Разработка эффективного плана действий по повышению своей конкурентоспособности должна начинаться с составления функциональных карт. Сущность этого метода состоит в сочетании концепции “4P” с сегментацией рынка.
Оценка (оценки выставляются обычно в диапазоне от 1 до 5 баллов) основных характеристик (факторов обычно 5-7) продукта вашей фирмы и ее основных (обычно1-3) конкурентов на основных сегментах рынка. Показатели ранжирования проставляются в одной таблице, в строках которой расположены факторы конкурентоспособности, в столбцах - сегменты рынка и конкурирующие продукты (таблица 3).
Таблица 3
Общая модель построения функциональной карты
Факторы конкурентоспособности (параметры продукта), виды запросов потребителей |
Сегменты рынка: основные группы потребителей на конкретном рынке |
Ваш продукт |
Модели конкурентов |
|
Показатели ранжирования выбранных факторов по каждому сегменту рынка и по каждой модели продукта |
||||
Перечень наиболее часто применяемых факторов и показатели ранжирования:
Ё цена (чем ниже, тем выше конкурентоспособность продукта и показатель ранжирования);
Ё надежность (чем выше, тем выше конкурентоспособность и показатель ранжирования);
Ё технический уровень (чем выше, тем выше конкурентоспособность и показатель ранжирования);
Ё дизайн (чем выше, тем выше конкурентоспособность и показатель ранжирования);
Ё совместимость с другими изделиями, услугами и т.п. (чем выше, тем выше конкурентоспособность и показатель ранжирования);
Ё доступность для приобретения (чем выше, тем выше конкурентоспособность и показатель ранжирования);
Ё удобство пользования (чем выше, тем выше конкурентоспособность и показатель ранжирования).
Значимость (показатель ранжирования) каждого фактора устанавливается сначала по каждой модели изделия. Например, важным фактором во многих случаях (но далеко не во всех) является цена изделия. Чем ниже цена - тем выше показатель ранжирования фактора в столбце приведенной выше таблицы 3. Далее проводится ранжирование факторов по сегментам рынка. Экспертным путем определяется, насколько важна цена для каждой из групп потребителей.
Соответственно по каждому фактору определяется его ранг по сегменту рынка и модели изделия. В результате анализа такой таблицы, во-первых, определяется, для каких сегментов рынка предназначена данная модель (на основе сопоставления числа совпадений или, по крайней мере, близких значений показателей ранжирования), во-вторых, оценивается емкость рынка в зависимости от доли каждого из сегментов в общем объеме продаж конкретного вида изделий.
Параметр |
Содержание,характеристика параметра |
Критерии оценки |
|
Сильные стороны |
Объективная оценка |
§ Качество продаваемого товара;§ сервисная служба (наличие);§ информационно-рекламная служба (наличие);§ маркетинговая структура (наличие);§ консультирование (наличие);§ условия доставки и хранения;§ дилерская сеть (наличие, количество фирм-посредников) и др. |
|
Субъективная оценка |
§ Внешний вид товара;§ полнота информации, представленной на сайте;§ информационно-рекламная активность (в том числе частота появления в регионах, на выставках, семинарах; организация семинаров; размещение рекламы в газетах, журналах, книгах) и др. |
||
Слабые стороны |
Объективная оценка |
Отсутствие тех параметров, которые указаны в графе «Сильные стороны» (соотношение сильных и слабых сторон определяет конкурентную силу анализируемой компании) |
|
Субъективная оценка |
Отсутствие тех параметров, которые указаны в графе «Сильные стороны» (соотношение сильных и слабых сторон определяет конкурентную силу анализируемой компании) |
||
Профиль |
Профиль организации |
§ Производитель;§ эксклюзивный лидер;§ розничная торговая организация |
|
Ассортимент |
Предлагаемый ассортимент |
Основная специализация компании |
|
Сегмент |
Конкурирующий сегмент |
Сегмент продукции, конкурирующей с продукцией компании |
|
Географический охват |
Территория деловой активности организации |
§ Местоположение:ѕ головного офиса;ѕ филиалов;ѕ представительств;ѕ дилеров;§ распространение продукции (по регионам) и др. |
|
Сотрудничество |
Фирмы-производители, дочерние организации, деловые партнеры, с которыми ведется сотрудничество |
Имеющие значение в конкурирующем сегменте (конкурирующий производитель) или в отдельном регионе (госучреждение) |
|
Контакты |
Адрес, телефон, Интернет-сайт, имена ключевых сотрудников |
Генеральные директора, менеджеры по продажам, директора по маркетингу |
|
Система скидок |
Накопительная/прогрессивная/индивидуальная |
В конкурирующем сегменте |
|
Источник информации |
Источник и дата получения информации |
Выставка, интервью |
|
б) модифицируете те изделия и услуги, которые пользуются наибольшим спросом у потребителей |
2 |
+ |
|
|
|
в) модифицируете те технические и функциональные параметры в том направлении, которое в наибольшей степени соответствует будущим нуждам и запросам потребителей |
3 |
|
+ |
+ |
|
2). Какой вариант делового поведения чаще всего встречается у вас и конкурентов? |
|
|
|
|
|
а) содействие более частому использованию потребителями уже предлагаемых изделий и услуг |
1 |
|
|
+ |
|
б) поиск новых потребителей (расширение емкости сегмента) |
2 |
|
|
+ |
|
в) поиск новых сфер применения (освоение новых сегментов) |
3 |
+ |
+ |
|
|
г) поиск новых сфер при одновременной модернизации всего ассортимента изделий и услуг |
4 |
|
|
+ |
|
Степень конкуренции и сравнительные преимущества в конкурентной борьбе изделий и услуг |
|
|
|
|
|
1). За счет чего вы и конкуренты пытаетесь увеличить/удержать свою долю рынка? |
|
|
|
|
|
а) конкуренция торговых марок производителей/поставщиков продукта |
1 |
+ |
|
+ |
|
б) конкуренции торговых марок сбытовых посредников (дилеров, оптовых фирм, операторов) |
2 |
|
+ |
|
|
в) продвижения на рынке дополнительных услуг, не имеющих близких аналогов |
3 |
|
|
+ |
|
Технологический уровень производства и обслуживания |
|
|
|
|
|
1). Какова степень гибкости производственных систем у вас и конкурентов? Предпочитаете ли вы и конкуренты выпуск/предоставление: |
|
|
|
|
|
а) стандартизированных/массовых изделий и услуг |
1 |
+ |
|
|
|
б) модифицированные (по запросам потребителей) стандартизированные виды изделий и услуг |
2 |
|
+ |
+ |
|
в) специализированные изделия, услуги и технологические системы с их использованием |
3 |
|
|
|
|
Новые изделия, услуги и технологии |
|
|
|
|
|
1). Как ведете себя вы и конкуренты в отношении новых видов продуктов? |
|
|
|
|
|
а) стремитесь разрабатывать принципиально новые виды изделий и услуг на базе новейших знаний и технологий |
1 |
|
|
+ |
|
б) ищите пути модификации уже применяемых технологий, изделий и услуг |
2 |
+ |
+ |
|
|
в) пытаетесь освоить смежные технологии для расширения ассортимента изделий и услуг |
3 |
|
|
|
|
г) стремитесь освоить новые рынки/сегменты и ниши рынка для существующих видов продуктов путем их модернизации |
4 |
|
|
+ |
|
д) стремитесь освоить новые рынки/сегменты и ниши рынка для существующих видов продуктов за счет освоения принципиально новых изделий и услуг, дополняющих существующие, расширяющие ассортимент |
5 |
|
|
|
|
Реорганизация производства и изменение ассортимента |
|
|
|
|
|
1). Насколько гибкими являетесь вы и конкуренты в области контроля за производственными мощностями/процессами? Какому варианту при этом отдаете предпочтение? |
|
|
|
|
|
а) стремитесь сократить производственные мощности или уменьшить уровень загрузки производственных процессов, если спрос на выпускаемые изделия начал падать |
1 |
+ |
+ |
|
|
б) стремитесь ликвидировать такие мощности и процессы |
2 |
|
|
+ |
|
ЦЕНЫ И ЦЕНОВАЯ ПОЛИТИКА |
|
|
|
|
|
Цены на новые продукты |
|
|
|
|
|
1). Какой ценовой политике следуете вы и конкуренты при установлении цен на новые продукты? |
|
|
|
|
|
а) завышаете цены с тем, чтобы "снять сливки" на рынке |
1 |
|
|
+ |
|
б) устанавливаете более низкие цены, чтобы быстрее продвигать продукты на рынке, увеличивать долю рынка |
2 |
|
|
|
|
в) стремитесь следовать за лидером отрасли и придерживаться примерно средних цен в сочетании с другими мерами по продвижению продуктов на рынке |
3 |
+ |
+ |
+ |
|
Цены на уже существующие продукты |
|
|
|
|
|
1). Какой ценовой политики придерживаетесь вы и конкуренты при продвижении на рынке уже освоенных изделий? |
|
|
|
|
|
а) постепенно снижаете цены |
1 |
|
|
|
|
б) сегментируете цены, их дифференцируете по группам потребителей и регионов |
2 |
+ |
+ |
|
|
в) вводите гибкую систему цен или преимущественные цены (учитывающие цены конкурентов) |
3 |
|
|
+ |
|
ПРОДВИЖЕНИЕ ПРОДУКТОВ НА РЫНКЕ |
|
|
|
|
|
Реклама |
|
|
|
|
|
1). Какой стратегии рекламы вы и конкуренты отдаете предпочтение? |
|
|
|
|
|
а) стимулированию продаж отдельным потребителям |
1 |
|
|
|
|
б) информированию целевой аудитории о своих изделиях и услугах, их особенностях |
2 |
+ |
+ |
+ |
|
в) демонстрации возможностей конечного использования продуктов для максимально широкой клиентуры |
3 |
|
|
|
|
Стратегия сбыта |
|
|
|
|
|
1). Какой сбытовой стратегии следуете вы и конкуренты? |
|
|
|
|
|
а) стремитесь увеличивать размеры и численность персонала собственных сбытовых подразделений в центральном офисе компании |
1 |
|
|
|
|
б) стремитесь создать как можно больше представительств по регионам |
2 |
+ |
+ |
|
|
в) используете дифференцированную и гибкую систему комиссионных и премиальных для сбытового персонала в центре и на местах |
3 |
|
|
|
|
г) стремитесь на постоянной основе вести обучение и переподготовку сбытового персонала в центре и по регионам |
4 |
|
|
|
|
д) стремитесь повысить уровень технической оснащенности сбытовых служб |
5 |
|
|
+ |
|
Содействие сбытовым посредникам и взаимодействие с ними |
|
|
|
|
|
1). На что направлены основные усилия в работе с дилерами? |
|
|
|
|
|
а) на поощрение максимального числа заказов |
1 |
|
|
|
|
б) на поощрение более тесной технологической и производственной кооперации с дилерами |
2 |
+ |
|
|
|
в) на поощрение координации действий в области рекламной и сбытовой деятельности |
3 |
|
+ |
|
|
г) на совместную работу над повышением имиджа фирмы |
4 |
|
|
+ |
|
ОРГАНИЗАЦИЯ СБЫТА |
|
|
|
|
|
Структура каналов сбыта |
|
|
|
|
|
1) Какой вариант построения сбытовой сети предпочитаете вы и конкуренты? |
|
|
|
|
|
а) через посредников |
1 |
|
+ |
|
|
б) путем развития собственной сбытовой сети |
2 |
+ |
|
+ |
|
Методы сбыта |
|
|
|
|
|
1). Что используете в качестве основного метода сбыта? |
|
|
|
|
|
а) исключительное распределение (сбыт ограниченному числу клиентов и посредников) |
1 |
|
|
|
|
б) экстенсивное распределение (поставка всем, кто готов купить данный продукт) |
2 |
+ |
+ |
|
|
в) выборочное распределение (ориентация на сегменты рынка с учетом их потенциала роста) |
3 |
|
|
+ |
|
Направления развития сбытовой сети |
|
|
|
|
|
1). Какие варианты используете вы и конкуренты? |
|
|
|
|
|
а) существующие каналы сбыта и распространение их на новые регионы |
1 |
|
+ |
|
|
б) создание новых каналов сбыта/привлечение новых посредников/создание собственных сбытовых структур |
2 |
+ |
|
|
|
в) интеграцию новых и старых каналов сбыта |
3 |
|
|
+ |
|
Контроль за каналами сбыта |
|
|
|
|
|
1). Каким образом осуществляете контроль? |
|
|
|
|
|
а) начинаете выполнять функции оптовиков |
1 |
|
|
|
|
б) стремитесь выполнять функции розничных торговцев |
2 |
|
|
|
|
в) создаете системы франчайзов/промышленных представительств |
3 |
|
+ |
|
|
г) комбинируете различные варианты с целью снижения расходов по сбыту при повышении его эффективности |
4 |
+ |
|
+ |
|
Итого баллов |
48 |
49 |
75 |
||
! | Как писать курсовую работу Практические советы по написанию семестровых и курсовых работ. |
! | Схема написания курсовой Из каких частей состоит курсовик. С чего начать и как правильно закончить работу. |
! | Формулировка проблемы Описываем цель курсовой, что анализируем, разрабатываем, какого результата хотим добиться. |
! | План курсовой работы Нумерованным списком описывается порядок и структура будующей работы. |
! | Введение курсовой работы Что пишется в введении, какой объем вводной части? |
! | Задачи курсовой работы Правильно начинать любую работу с постановки задач, описания того что необходимо сделать. |
! | Источники информации Какими источниками следует пользоваться. Почему не стоит доверять бесплатно скачанным работа. |
! | Заключение курсовой работы Подведение итогов проведенных мероприятий, достигнута ли цель, решена ли проблема. |
! | Оригинальность текстов Каким образом можно повысить оригинальность текстов чтобы пройти проверку антиплагиатом. |
! | Оформление курсовика Требования и методические рекомендации по оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Разновидности курсовых Какие курсовые бывают в чем их особенности и принципиальные отличия. |
→ | Отличие курсового проекта от работы Чем принципиально отличается по структуре и подходу разработка курсового проекта. |
→ | Типичные недостатки На что чаще всего обращают внимание преподаватели и какие ошибки допускают студенты. |
→ | Защита курсовой работы Как подготовиться к защите курсовой работы и как ее провести. |
→ | Доклад на защиту Как подготовить доклад чтобы он был не скучным, интересным и информативным для преподавателя. |
→ | Оценка курсовой работы Каким образом преподаватели оценивают качества подготовленного курсовика. |
Курсовая работа | Деятельность Движения Харе Кришна в свете трансформационных процессов современности |
Курсовая работа | Маркетинговая деятельность предприятия (на примере ООО СФ "Контакт Плюс") |
Курсовая работа | Политический маркетинг |
Курсовая работа | Создание и внедрение мембранного аппарата |
Курсовая работа | Социальные услуги |
Курсовая работа | Педагогические условия нравственного воспитания младших школьников |
Курсовая работа | Деятельность социального педагога по решению проблемы злоупотребления алкоголем среди школьников |
Курсовая работа | Карибский кризис |
Курсовая работа | Сахарный диабет |
Курсовая работа | Разработка оптимизированных систем аспирации процессов переработки и дробления руд в цехе среднего и мелкого дробления Стойленского ГОКа |