ВВЕДЕНИЕ
Введение транспортного налога являлось оче-редным этапом налоговой реформы, проводимой в России. Транспортный налог заменил налог на поль-зователей автомобильных дорог, налог с владель-цев транспортных средств, акцизы с продажи лег-ковых автомобилей в личное пользование граждан и налог на имущество с физических лиц в отноше-нии водных и воздушных транспортных средств.
Транспортный налог является региональным налогом т.е. устанавливается НК РФ и законами субъектов РФ. При этом региональный налог вво-дится в действие законом субъекта РФ в соответ-ствии с НК РФ и обязателен к уплате на террито-риях соответствующих субъектов РФ.
В соответствии с п.6 ст.3 НК РФ при установле-нии налогов должны быть определены все элемен-ты налогообложения.
В отношении транспортного налога часть эле-ментов налогообложения (объект, база, период, пре-делы изменения налоговой ставки) установлена фе-деральным законодательством, а в отношении дру-гой части (ставки, порядок и сроки уплаты налога, формы отчетности, налоговые льготы) законода-тельные (представительные) органы субъекта РФ.
Налоговая база - обязательный элемент налогообложения. Возникающие на практике проблемы связаны зачастую с порядком определения налоговой базы непосредственно по отдельным транспортным средствам (для примера: существуют различия в способе замера лошадиных сил двигателей транспортных средств из Японии и из Европы, что законодательно не "разрулено"). Однако совершенствование возможно не только путем предоставления разъяснений, внесения дополнений в законодательные акты, а также кардинальной заменой показателей налоговой базы прописанных в статье 359 Налогового Кодекса РФ, основываясь на зарубежном опыте.
Данный вопрос широко обсуждается не только в финансовой периодической печати и литературе, он не оставляет неравнодушным и владельцев транспортных средств, и дискуссии по этому поводу ведутся на страницах автомобильных журналов.
Целью работы является изучение и раскрытие места транспортного налога в системе налогообложения.
Предметом исследования выступает транспортный налог.
Объектом исследования является Ленинградская, Московская и Иркутская области.
Порядок исчисления и уплаты транспортного налога определяется главой 28 "Транспортный налог" Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ), введенной в действие Федеральным законом "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации" с 1 января 2003 года.
Актуальность темы заключается в том, что транспортный налог является относительно новым для налогообложения. Плательщиками налога являются как физические, так и юридические лица. Платить его должны владельцы практически всех транспортных средств, будь то автомобиль, самолет или баржа. А так как мало кто из организаций обходится без транспорта, то новый налог коснется почти всех. Кроме того, в некоторых случаях налог придется платить и тем фирмам, у которых транспортного средства нет, и они пользуются им по доверенности.
Поэтому важно знать: по каким ставкам облагается данный налог, кто является налогоплательщиком, какова база налогообложения и какие могут предусматриваться льготы в разных регионах, можно ли уменьшить налогооблагаемую прибыль на сумму транспортного налога.
Информационным обеспечением работы послужили законодательные акты регионов, Налоговый кодекс РФ, а также учебные пособия и статьи в журналах, и некоторые сайты Интернет.
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ О НАЛОГЕ НА ТРАНСПОРТ
Основным критерием, по которому хозяйствующему субъекту присваивается статус налогоплательщика в целях применения гл.28 "Транспортный налог" НК РФ, является регистрация транспортного средства. Данный вывод следует из положений ст.357 НК РФ. В соответствии с ней плательщиками транспортного налога признаются лица, на которых зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения.
Обратите внимание: арбитражная практика также подтверждает данные выводы. Так, при рассмотрении дел арбитражные судьи, как правило, указывают, что транспортные средства, не зарегистрированные в установленном законом порядке, не являются объектом обложения транспортным налогом (постановления ФАС ЦО от 03.04. 2006 N А68-АП-279/12-05, ФАС ВВО от 30.01. 2006 N А43-16227/2005-35-548). Следует также отметить Постановление ФАС СЗО от 14.12. 2006 N А05-7361/2006-22, согласно которому транспортные средства, находящиеся на балансе общества, но не зарегистрированные в соответствии с законодательством РФ, не облагаются транспортным налогом. По мнению судей, незарегистрированное транспортное средство не может беспрепятственно передвигаться по российским дорогам, следовательно, оно не будет воздействовать на состояние дорог общего пользования, поэтому экономических оснований для обложения такого транспортного средства налогом нет.
Схожей позиции при решении подобного рода вопросов придерживаются и контролирующие органы (Письмо Минфина РФ от 06.05. 2006 N 03-06-04-04/15). По мнению, финансового, ведомства если организация приобретает грузовые автомобили в качестве комплектующих средств и регистрирует их в установленном порядке в органах ГИБДД, то их следует рассматривать как объекты обложения транспортным налогом. Как считают чиновники, обязанность по уплате транспортного налога зависит от регистрации, а не фактического использования транспортного средства. Плательщиком транспортного налога признается лицо, на которое зарегистрировано транспортное средство, - его владелец.
Следует также отметить Письмо Минфина РФ от 13.02. 2007 N 03-05-06-04/05, в котором указано, что если судно не зарегистрировано ни в одном из реестров судов РФ, то оно не является объектом обложения транспортным налогом. Также, по мнению чиновников, в отношении судна, зарегистрированного в бербоут-чартерном реестре (реестре арендованных иностранных судов), плательщиком транспортного налога является фрахтователь судна. На него не распространяется действие пп.4 п.2 ст.358 НК РФ, согласно которому не являются объектом налогообложения пассажирские и грузовые морские, речные и воздушные суда, находящиеся в собственности организаций, основным видом деятельности которых является осуществление пассажирских и (или) грузовых перевозок. Данная льгота также не распространяется на иностранное лицо, имеющее в собственности грузовое судно.
Обратите внимание: в соответствии с пп.9 п.2 ст.358 НК РФ суда, зарегистрированные в Российском международном реестре судов, также не являются объектом обложения транспортным налогом.
При заключении договора лизинга.
В Письме Минфина РФ от 12.12. 2006 N 03-06-04-04/52 даны разъяснения по исчислению налога в отношении транспортных средств, переданных по договору лизинга. В соответствии со ст.20 Федерального закона N 164-ФЗ [2] http://www.garant-e.ru/index.php/article/archive/757 - sub_2#sub_2 такое транспортное средство может быть зарегистрировано или на лизингодателя, или на лизингополучателя. Так, по мнению Минфина, если по договору лизинга транспортные средства, зарегистрированные на лизингодателя, временно переданы по месту нахождения лизингополучателя и временно поставлены на учет в ГИБДД по его местонахождению, то плательщиком транспортного налога является лизингодатель по месту их государственной регистрации. Если по соглашению сторон лизингодатель поручает лизингополучателю регистрацию предмета лизинга на имя лизингодателя, то в регистрационных документах должны быть указаны сведения о собственнике и владельце (пользователе) имущества. Организация, владеющая автомобилем по договору лизинга, является плательщиком транспортного налога, если по взаимному согласию между ней и лизингодателем данный автомобиль зарегистрирован на организацию (см. также Письмо Минфина РФ от 06.03. 2006 N 03-06-04-04/07).
В Письме Минфина РФ от 20.01. 2005 N 03-06-04-04/1 разъясняется, в каком порядке уплачивается транспортный налог, если лизингодатель не является резидентом РФ, а лизингополучатель, наоборот, является. По мнению чиновников, в этом случае плательщиком транспортного налога будет лизингополучатель, на которого в соответствии с законодательством РФ временно зарегистрировано транспортное средство.
Предприниматели?
Конечно, индивидуальные предприниматели являются плательщиками транспортного налога. Однако в отношении них следует учесть следующее. Дело в том, что в гл.28 НК РФ не упоминается об индивидуальных предпринимателях, и она регулирует порядок налогообложения организаций и физических лиц. А поскольку в целях применения налогового законодательства под индивидуальными предпринимателями понимаются физические лица, зарегистрированные в установленном порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (п.2 ст.11 НК РФ), напрашивается вывод о том, что предприниматели, исчисляя и уплачивая транспортный налог, должны руководствоваться порядком, установленным для физических лиц.
Напомним, налогоплательщики - физические лица уплачивают транспортный налог по итогам налогового периода (календарного года) согласно п.1 ст.360 НК РФ на основании уведомлений [3] налогового органа. Другими словами, индивидуальный предприниматель не участвует в расчете суммы транспортного налога, не заполняет и не сдает налоговую декларацию, а также не сообщает налоговому органу сведения, необходимые для исчисления данного налога.
В соответствии со ст.52 НК РФ налоговое уведомление может быть передано физическому лицу лично под расписку или иным способом, подтверждающим факт получения уведомления (например, по почте заказным письмом).
1.1. "Рождение" транспортного налога
В рамках реформирования налоговой системы Российской Федерации первоначально планировалось отменить Закон о дорожных фондах в РФ с 1 января 2003 г. (ст.5 Федерального закона от 5 августа 2000 г. № 118-ФЗ "О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах"), которым регулировались налог с владельцев транспортных средств, налог на пользователей автодорог, налог на приобретение транспортных средств. Однако затем Федеральным законом от 24 июля 2002 г. № 110-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации" были внесены существенные изменения в налоговое законодательство, связанные с формированием системы финансирования затрат по содержанию, ремонту, реконструкции и строительству автомобильных дорог общего пользования.
Во-первых, была исключена ст.5 Закона № 118-ФЗ, предусматривавшая отмену Закона о дорожных фондах, а в сам Закон о дорожных фондах в РФ были внесены изменения, касающиеся отмены с 1 января 2003 г. налога на пользователей автомобильных дорог и налога с владельцев транспортных средств, а также уточнены источники образования территориальных дорожных фондов.
Во-вторых, часть вторая Налогового кодекса Российской Федерации была дополнена новой гл.28 "Транспортный налог" (п.30 ст.1 Закона № 110-ФЗ).
Понятие "транспортный налог" не является новым для законодательства Российской Федерации. Впервые транспортный налог был введен Указом Президента РФ от 22 декабря 1993 г. №2270 "О некоторых изменениях в налогообложении и во взаимоотношениях бюджетов различных уровней". Налог взимался с предприятий. При этом его объектом не были транспортные средства. В подпункте "б" п.25 данного Указа было установлено, что транспортный налог взимается со всех предприятий и организаций, кроме бюджетных, в размере 1% от фонда оплаты труда. Средства от взимания данного налога направлялись в бюджеты субъектов РФ для финансовой поддержки и развития пассажирского автомобильного транспорта, городского электротранспорта, пригородного пассажирского железнодорожного транспорта. Транспортный налог взимался наряду с налогами, поступающими в дорожные фонды, до 15 ноября 1997 г. и был отменен в связи с приведением Указов Президента РФ в соответствие с законодательством {Указ Президента РФ от 15 ноября 1997 г. № 1233 "О признании утратившими силу некоторых Указов Президента Российской Федерации"),
В отличие от транспортного налога, введенного Указом Президента РФ № 2270, объектом транспортного налога, предусмотренного гл.28 НК РФ, являются транспортные средства, зарегистрированные за гражданами и организациями, т.е. указанный налог относится к прямым поимущественным налогам.
Транспортный налог заменил следующую совокупность налогов: на пользователей автомобильных дорог, с владельцев транспортных средств, на имущество с физических лиц в отношении водных и воздушных транспортных средств, акцизы с продажи легковых автомобилей в личное пользование граждан. Соответствующие изменения были внесены в Закон о дорожных фондах в РФ (ст.9 Закона № 110-ФЗ) и в Закон РФ от 9 декабря 1991 г. № 2003-1 "О налогах на имущество физических лиц" (ст.3 Закона № 110-ФЗ).
1.2. Налогоплательщики
В соответствии со ст.357 НК РФ плательщиками транспортного налога признаются организации и физические лица, на имя которых зарегистрированы транспортные средства.
Данное положение имеет принципиальное отличие от ранее действовавшего законодательства.
Так, в соответствии со ст.5 Закона "О дорожных фондах в РСФСР" налогоплательщиками налога на пользователей автомобильных дорог являлись, по общему правилу, все юридические лица (предприятия, учреждения, организации, объединения), независимо от наличия, количества, мощности принадлежащим им транспортных средств.
Субъектами налогообложения владельцев транспортных средств согласно ст.6 Закона "О дорожных фондах в РСФСР" являлись помимо юридических лиц (включая иностранные юридические лица), физические лица.
С другой стороны плательщиками налога на имущество физических лиц - владельцев отдельных видов транспортных средств (водно-воздушных) являлись все категории физических лиц (граждане РСФСР, иностранцы и т.д.).
По моему мнению, ст.357 Налогового кодекса обладает рядом преимуществ по сравнению с ранее действовавшим законодательством.
Во-первых, все налогоплательщики транспортного налога объединены в одну группу - физические и юридические лица.
Во-вторых, определен единый критерий для признания лица налогоплательщиком - транспортное средство зарегистрировано на его имя.
"Транспортные средства" - это обобщенное наименование объекта налогообложения [1]. В соответствии со ст.83 НК РФ налогоплательщики подлежат постановке на учет в налоговых органах соответственно по месту нахождения организации, месту нахождения ее обособленных подразделений, месту жительства физического лица, а также по месту нахождения принадлежащего им недвижимого имущества и транспортных средств, подлежащих налогообложению.
Таким образом, регистрация транспортного средства влечет возникновение обязанности по постановке на налоговый учет.
Часть вторая ст.357 НК РФ закрепляет по состоянию на дату опубликования Закона N 110-ФЗ (30 июля 2002 г) распространенную на практике ситуацию "продажи" транспортного средства на основе генеральной доверенности.
Этот пункт, по моему мнению, отвечает интересам налоговых органов, поскольку позволяет им эффективно осуществлять сбор налоговых платежей.
Согласно ст. 185 ГК РФ доверенностью признается письменное уполномочие, выдаваемое одним лицом другому лицу для представительства перед третьими лицами. Доверенность не является основанием для регистрации транспортного средства. Поскольку предметом доверенности не может быть передача права собственности, то у лица, выдавшего доверенность, сохраняются права собственника.
Согласно абзацу второму ст.357 НК РФ по транспортным средствам, зарегистрированным на физических лиц, приобретенным и переданным ими на основании доверенности на право владения и распоряжения им до момента официального опубликования Закона N 110-ФЗ, налогоплательщиком является лицо, указанное в такой доверенности. При этом лица, на которых зарегистрированы указанные транспортные средства, уведомляют налоговый орган по месту своего жительства о передаче на основании доверенности указанных транспортных средств.
Согласно ранее действовавшего законодательства при применении налога с владельцев транспортных средств оставался неурегулированным вопрос о том, на ком лежит бремя уплаты налога при передаче транспортного средства в аренду или лизинг.
Согласно абзаца первого ст.357 НК РФ обязанность по уплате налога лежит на лице, на которое зарегистрировано транспортное средство.
Согласно Правилам регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в Государственной инспекции безопасности дорожного движения, утвержденным приказом МВД России от 26.11.96 N 624 "О порядке регистрации транспортных средств", транспортные средства регистрируются только за юридическими или физическими лицами, указанными в паспорте транспортного средства, в справке-счете или ином документе, удостоверяющем право собственности на транспортные средства (п.1.3).
Вместе с тем установлено, что при изменении места эксплуатации транспортного средства осуществляется временная регистрация его места пребывания. Однако особенностью режима временной регистрации является то, что автотранспортное средство в период пребывания по месту эксплуатации продолжает оставаться зарегистрированным за собственником.
Таким образом, несмотря на изменение места пребывания (эксплуатации) транспортного средства, обязанность по уплате налога к арендатору (лизингополучателю) не переходит, а остается на собственнике транспортного средства. Сделанный вывод соответствует общему правилу, что имущественный (реальный) налог уплачивает собственник облагаемого имущества независимо от того, кто и как фактически использует имущество, и подтверждается судебной практикой [2].
В случае если у транспортного средства имеется несколько собственников, также возникает вопрос об определении обязанности уплаты налога. По моему мнению, для решения данного вопроса необходимо обратить внимание на определение плательщика транспортного налога, сформулированное в ст.357 НК РФ. Им признается лицо, на которое зарегистрировано транспортное средство. Правила регистрации автомототранспортных средств не предусматривают регистрации транспортного средства на нескольких лиц. Следовательно, постоянная регистрация транспортного средства не может осуществляться в нескольких местах (по юридическим адресам всех сособственников) одновременно.
Таким образом, проведенный анализ позволяет сделать вывод о том, что не может быть несколько лиц, на которых зарегистрировано транспортное средство, следовательно, не может быть несколько плательщиков одного налога в отношении одного и того же транспортного средства.
Считаю, что такое правило в большей степени отвечает интересам владельцев транспортных средств, а также исключает возможные споры между участниками долевой собственности по уплате транспортного налога.
1.3. Объект налогообложения
Объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства (далее в настоящей главе - транспортные средства), зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Не являются объектом налогообложения:
- весельные лодки, а также моторные лодки с двигателем мощностью не свыше 5 лошадиных сил;
- автомобили легковые, специально оборудованные для использования инвалидами, а также автомобили легковые с мощностью двигателя до 100 лошадиных сил (до 73,55 кВт), полученные (приобретенные) через органы социальной защиты населения в установленном законом порядке;
- промысловые морские и речные суда;
- пассажирские и грузовые морские, речные и воздушные суда, находящиеся в собственности (на праве хозяйственного ведения или оперативного управления) организаций, основным видом деятельности которых является осуществление пассажирских и (или) грузовых перевозок;
- тракторы, самоходные комбайны всех марок, специальные автомашины (молоковозы, скотовозы, специальные машины для перевозки птицы, машины для перевозки и внесения минеральных удобрений, ветеринарной помощи, технического обслуживания), зарегистрированные на сельскохозяйственных товаропроизводителей и используемые при сельскохозяйственных работах для производства сельскохозяйственной продукции;
- транспортные средства, принадлежащие на праве хозяйственного ведения или оперативного управления федеральным органам исполнительной власти, где законодательно предусмотрена военная и (или) приравненная к ней служба;
- транспортные средства, находящиеся в розыске, при условии подтверждения факта их угона (кражи) документом, выдаваемым уполномоченным органом;
- самолеты и вертолеты санитарной авиации и медицинской службы;
- суда, зарегистрированные в Российском международном реестре судов.
1.4. Налоговая база и налоговый отчетный период
Налоговая база определяется:
- в отношении транспортных средств, имеющих двигатели (за исключением транспортных средств, указанных в подпункте 1.1. настоящего пункта), - как мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах;
- в отношении воздушных транспортных средств, для которых определяется тяга реактивного двигателя, - как паспортная статическая тяга реактивного двигателя (суммарная паспортная статическая тяга всех реактивных двигателей) воздушного транспортного средства на взлетном режиме в земных условиях в килограммах силы;
- в отношении водных несамоходных (буксируемых) транспортных средств, для которых определяется валовая вместимость, - как валовая вместимость в регистровых тоннах;
- налоговая база определяется отдельно по каждому транспортному средству.
- в отношении водных и воздушных транспортных средств, не указанных в ранее, - как единица транспортного средства;
- налоговая база определяется отдельно
Налоговый отчетный период
1. Налоговым периодом признается календарный год.
2. Отчетными периодами для налогоплательщиков, являющихся организациями, признаются первый квартал, второй квартал, третий квартал.
3. При установлении налога законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации вправе не устанавливать отчетные периоды.
1.5. Налоговые ставки
Налоговые ставки устанавливаются законами субъектов Российской Федерации соответственно в зависимости от мощности двигателя, тяги реактивного двигателя или валовой вместимости транспортных средств, категории транспортных средств в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства, один килограмм силы тяги реактивного двигателя, одну регистровую тонну транспортного средства или единицу транспортного средства в следующих размерах (Таблица 1.4.1).
Таблица 1. - Налоговые ставки
Наименование объекта налогообложения |
Налоговая ставка (в рублях) |
|
Автомобили легковые с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы): |
||
до 100 л. с. (до 73,55 кВт) включительно |
5 |
|
свыше 100 л. с. до 150 л. с. (свыше 73,55 кВт до 110,33 кВт) включительно |
7 |
|
свыше 150 л. с. до 200 л. с. (свыше 110,33 кВт до 147,1 кВт) включительно |
10 |
|
свыше 200 л. с. до 250 л. с. (свыше 147,1 кВт до 183,9 кВт) включительно |
15 |
|
свыше 250 л. с. (свыше 183,9 кВт) |
30 |
|
Мотоциклы и мотороллеры с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы): |
||
до 20 л. с. (до 14,7 кВт) включительно |
2 |
|
свыше 20 л. с. до 35 л. с. (свыше 14,7 кВт до 25,74 кВт) включительно |
4 |
|
свыше 35 л. с. (свыше 25,74 кВт) |
10 |
|
Автобусы с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы): |
||
до 200 л. с. (до 147,1 кВт) включительно |
10 |
|
свыше 200 л. с. (свыше 147,1 кВт) |
20 |
|
Грузовые автомобили с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы): |
||
до 100 л. с. (до 73,55 кВт) включительно |
5 |
|
свыше 100 л. с. до 150 л. с. (свыше 73,55 кВт до 110,33 кВт) включительно |
8 |
|
свыше 150 л. с. до 200 л. с. (свыше 110,33 кВт до 147,1 кВт) включительно |
10 |
|
свыше 200 л. с. до 250 л. с. (свыше 147,1 кВт до 183,9 кВт) включительно |
13 |
|
свыше 250 л. с. (свыше 183,9 кВт) |
17 |
|
Другие самоходные транспортные средства, машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу (с каждой лошадиной силы) |
5 |
|
Снегоходы, мотосани с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы): |
||
до 50 л. с. (до 36,77 кВт) включительно |
5 |
|
свыше 50 л. с. (свыше 36,77 кВт) |
10 |
|
Катера, моторные лодки и другие водные транспортные средства с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы): |
||
до 100 л. с. (до 73,55 кВт) включительно |
10 |
|
свыше 100 л. с. (свыше 73,55 кВт) |
20 |
|
Яхты и другие парусно-моторные суда с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы): |
||
до 100 л. с. (до 73,55 кВт) включительно |
20 |
|
свыше 100 л. с. (свыше 73,55 кВт) |
40 |
|
Гидроциклы с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы): |
||
до 100 л. с. (до 73,55 кВт) включительно |
25 |
|
свыше 100 л. с. (свыше 73,55 кВт) |
50 |
|
Несамоходные (буксируемые) суда, для которых определяется валовая вместимость (с каждой регистровой тонны валовой вместимости) |
20 |
|
Самолеты, вертолеты и иные воздушные суда, имеющие двигатели (с каждой лошадиной силы) |
25 |
|
Самолеты, имеющие реактивные двигатели (с каждого килограмма силы тяги) |
20 |
|
Другие водные и воздушные транспортные средства, не имеющие двигателей (с единицы транспортного средства) |
200 |
|
2. Налоговые ставки, указанные в пункте 1, могут быть увеличены (уменьшены) законами субъектов Российской Федерации, но не более чем в пять раз.
3. Допускается установление дифференцированных налоговых ставок в отношении каждой категории транспортных средств, а также с учетом срока полезного использования транспортных средств.
Таблица 2. - Налоговые ставки в разных регионах
СПб 2006 |
Москва 2006 |
ИО 2006 |
СПб 2007 |
СПб 2008 |
||
Легковые автомобили |
||||||
До 100 л. с. |
16 |
7 |
14 |
18 |
20 |
|
Свыше 100 л. с. до 150 л. с. |
33 |
20 |
30 |
35 |
35 |
|
Свыше 150 л. с. до 200 л. с. |
50 |
30 |
50 |
50 |
50 |
|
Свыше 200 л. с. до 250 л. с. |
75 |
50 |
75 |
75 |
75 |
|
Свыше 250 л. с. |
150 |
100 |
150 |
150 |
150 |
|
Мотоциклы и мотороллеры |
||||||
До 20 л. с. |
10 |
5 |
8 |
10 |
10 |
|
Свыше 20 л. с. до 35 л. с. |
20 |
10 |
20 |
20 |
20 |
|
Свыше 35 л. с. |
50 |
32 |
50 |
50 |
50 |
|
Автобусы |
||||||
До 110 л. с. |
50 |
10 |
40 |
50 |
50 |
|
Свыше 110 л. с. до 200 л. с. |
50 |
17 |
40 |
50 |
50 |
|
Свыше 200 л. с. |
65 |
35 |
40 |
65 |
65 |
|
Грузовые автомобили |
||||||
До 100л. с. |
25 |
10 |
25 |
25 |
25 |
|
Свыше 100 л. с. до 150 л. с. |
40 |
17 |
40 |
40 |
40 |
|
Свыше 150 л. с. до 200 л. с. |
50 |
25 |
50 |
50 |
50 |
|
Свыше 200 л. с. до 250 л. с. |
55 |
35 |
65 |
55 |
55 |
|
- со сроком полезного использования до 3 лет (включительно) |
25 |
45 |
- |
25 |
25 |
|
- со сроком полезного использования от 3 до 5 лет (включительно) |
35 |
45 |
- |
35 |
35 |
|
- со сроком полезного использования более 5 лет |
65 |
45 |
- |
65 |
65 |
|
1.6. Порядок исчисления суммы налога и сумм авансовых платежей по налогу
Налогоплательщики, являющиеся организациями, исчисляют сумму налога и сумму авансового платежа по налогу самостоятельно. Сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками, являющимися физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации.
Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по итогам налогового периода, исчисляется в отношении каждого транспортного средства как произведение соответствующей налоговой базы и налоговой ставки, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет налогоплательщиками, являющимися организациями, определяется как разница между исчисленной суммой налога и суммами авансовых платежей по налогу, подлежащих уплате в течение налогового периода.
Налогоплательщики, являющиеся организациями, исчисляют суммы авансовых платежей по налогу по истечении каждого отчетного периода в размере одной четвертой произведения соответствующей налоговой базы и налоговой ставки.
В случае регистрации транспортного средства и (или) снятия транспортного средства с регистрации (снятия с учета, исключения из государственного судового реестра и т.д.) в течение налогового (отчетного) периода исчисление суммы налога (суммы авансового платежа по налогу) производится с учетом коэффициента, определяемого как отношение числа полных месяцев, в течение которых данное транспортное средство было зарегистрировано на налогоплательщика, к числу календарных месяцев в налоговом (отчетном) периоде. При этом месяц регистрации транспортного средства, а также месяц снятия транспортного средства с регистрации принимается за полный месяц. В случае регистрации и снятия с регистрации транспортного средства в течение одного календарного месяца указанный месяц принимается как один целый месяц.
Органы, осуществляющие государственную регистрацию транспортных средств, обязаны сообщать в налоговые органы по месту своего нахождения о транспортных средствах, зарегистрированных или снятых с регистрации в этих органах, а также о лицах, на которых зарегистрированы транспортные средства, в течение 10 дней после их регистрации или снятия с регистрации.
Органы, осуществляющие государственную регистрацию транспортных средств, обязаны сообщать в налоговые органы по месту своего нахождения сведения о транспортных средствах, а также о лицах, на которых зарегистрированы транспортные средства, по состоянию на 31 декабря истекшего календарного года до 1 февраля текущего календарного года, а также обо всех связанных с ними изменениях, произошедших за предыдущий календарный год.
Сведения представляются органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств, по формам, утверждаемым федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
Законодательный (представительный) орган субъекта Российской Федерации при установлении налога вправе предусмотреть для отдельных категорий налогоплательщиков право не исчислять и не уплачивать авансовые платежи по налогу в течение налогового периода.
1.7. Налоговые льготы
Когда налог уплачивать не надо?
Рассмотрим некоторые ситуации, при которых хозяйствующие субъекты освобождаются от уплаты транспортного налога.
Если вы - сельхозпроизводитель.
Действительно, в соответствии с пп.5 п.2 ст.358 НК РФ объектом обложения транспортным налогом не являются тракторы, самоходные комбайны всех марок, специальные автомашины (молоковозы, скотовозы, машины для перевозки птицы, перевозки и внесения минеральных удобрений, оказания ветеринарной помощи, технического обслуживания), зарегистрированные на сельскохозяйственных товаропроизводителей и используемые при сельскохозяйственных работах для производства сельскохозяйственной продукции.
Минфин в Письме от 05.06. 2006 N 03-06-04-02/22 ответил на вопрос сельхозпроизводителя о том, нужно ли уплачивать налог, если вышеперечисленные транспортные средства используются им, в том числе, не по назначению (в других целях). По мнению чиновников, основными критериями непризнания объектом налогообложения вышеназванных транспортных средств являются соответствие хозяйствующего субъекта понятию сельскохозяйственного товаропроизводителя и использование этих транспортных средств по целевому назначению в течение налогового периода по транспортному налогу. Поэтому при соблюдении вышеназванных условий в отношении транспортных средств, указанных в пп.5 п.2 ст.358 НК РФ, сельхозпроизводителю налог уплачивать не нужно независимо от того, в каких целях он их использует дополнительно.
Обратите внимание: сельскохозяйственный товаропроизводитель должен подтверждать свой статус путем представления в налоговый орган расчета стоимости произведенной продукции с выделением произведенной сельскохозяйственной продукции (Письмо УФНС по МО от 06.10. 2006 N 19-42-И/1164. Причем покупные товары в этом расчете не учитываются.
Напомним, сельхозпроизводителем признаются физические или юридические лица, производящие сельхозпродукцию, которая составляет в стоимостном выражении более 50% общего объема производимой продукции, в том числе рыболовецкая артель (колхоз), производство сельскохозяйственной (рыбной) продукции и объем вылова водных биоресурсов в которой составляет в стоимостном выражении более 70% общего объема производимой продукции (ст.1 Федерального закона N 193-ФЗ [4] ).
Если налогоплательщик не подтвердит статус сельхозпроизводителя, то по истечении налогового периода транспортный налог уплачивается в общеустановленном порядке. В случае несвоевременной уплаты налога пени начисляются на общих основаниях.
Схожей позиции при рассмотрении таких споров придерживаются и арбитражные суды. Так, в Постановлении ФАС ПО от 25.01. 2007 N А65-14601/2006-СА2-8 судьи заняли сторону налоговых органов и сочли правомерным привлечение налогоплательщика к ответственности, так как организация не подтвердила статус сельскохозяйственного товаропроизводителя.
Перепродажа транспортных средств.
Если деятельность налогоплательщиков связана с торговлей транспортными средствами, то есть автомобили приобретаются для последующей перепродажи, то в отношении таких транспортных средств налог также не уплачивается [5] .
В случае кражи (угона).
В соответствии с пп.7 п.2 ст.358 НК РФ транспортные средства, находящиеся в розыске, при условии подтверждения факта их угона (кражи) документом, выдаваемым уполномоченным органом, также не являются объектом обложения транспортным налогом (постановления ФАС ПО от 16.05. 2006 N А12-30480/05-С29, ФАС СЗО от 10.03. 2006 N А13-8082/2005-19).
В отношении данной ситуации скажем о Письме УФНС по г. Москве от 29.03. 2005 N 18-08/1/20366, в котором чиновники разъяснили налогоплательщику, какие документы являются основанием для пересчета транспортного налога. По мнению налоговиков, это справка об угоне транспортного средства, подтверждающая данный факт, выданная органами МВД (ГУВД, УВД, ОВД и др.), осуществляющими работу по расследованию и раскрытию преступлений, в том числе угонов (краж) транспортных средств. Если налогоплательщик представил копию справки, инспекция направляет запрос в орган МВД с просьбой подтвердить факт угона транспортного средства.
От уплаты освобождаются физические лица - граждане, зарегистрированные по месту жительства в СПб:
- Герои Советского Союза
- Герои Российской Федерации
- Герои Социалистического труда - полные кавалеры ордена Трудовой славы
- Ветераны ВОВ
- Ветераны боевых действий на территории СССР и территориях других государств
- Инвалиды 1 и 2-й групп по общему заболеванию
- Граждане, подвергшиеся воздействию радиации на Чернобыльской АЭС
- Родители (опекуны, попечители) детей-инвалидов за одно легковое транспортное средство с мощностью до 100 л. с. или со дня выпуска которого прошло более 15 лет.
- Пенсионеры уплачивают налог за одно транспортное средство, зарегистрированное на них, в размере 70% от установленной ставки при условии, что это легковой автомобиль отечественного производства с мощностью двигателя до 100 л. с. включительно.
От уплаты налога освобождаются организации - резиденты особой экономической зоны, расположенной на территории Санкт-Петербурга, на срок 5 лет с момента регистрации на них транспортного средства в установленном законодательством Российской Федерации порядке, за исключением водных и воздушных транспортных средств.
1.8. Налоговая декларация
Налогоплательщики, являющиеся организациями, по истечении налогового периода представляют в налоговый орган по месту нахождения транспортных средств налоговую декларацию по налогу.
Форма налоговой декларации по налогу утверждается Министерством финансов Российской Федерации.
Налогоплательщики, являющиеся организациями и уплачивающие в течение налогового периода авансовые платежи по налогу, по истечении каждого отчетного периода представляют в налоговый орган по месту нахождения транспортных средств налоговый расчет по авансовым платежам по налогу.
Форма налогового расчета по авансовым платежам по налогу утверждается Министерством финансов Российской Федерации.
Налоговые декларации по налогу представляются налогоплательщиками не позднее 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Налоговые расчеты по авансовым платежам по налогу представляются налогоплательщиками в течение налогового периода не позднее последнего числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом.
Крупнейшие налогоплательщики представляют налоговые декларации (расчеты) в налоговый орган по месту учета в качестве крупнейших налогоплательщиков.
Налоговая декларация может быть представлена в электронном виде в соответствии с Порядком представления налоговой декларации в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи, утвержденным приказом МНС России от 02.04. 2002 № БГ-3-32/169.
Налоговая декларация по транспортному налогу в соответствии со ст.4 закона Иркутской области "О транспортном налоге", должна быть утверждена Управлением МНС России г. Братска. При этом, п. З ст.80 НК РФ определено, что если форма налоговой декларации не утверждена законодательством о налогах и сборах, то она разрабатывается и утверждается МНС России. В данном случае, непосредственно законом Иркутской области форма налоговой декларации не утверждена и должна быть утверждена МНС России.
Налогоплательщик заполняет и включает в свою декларацию только те листы, которые ему необходимы.
Декларация имеет сквозную нумерацию страниц с проставлением номера, начиная со второй страницы. Каждая страница декларации (за исключением страницы 1 титульного листа декларации), представляемая организацией, после слов "достоверность и полноту сведений, указанных на данной странице, подтверждаю" должна быть подписана одним из тех лиц, которые подтверждают достоверность сведений на первой странице декларации с указанием даты подписания.
В верхней части каждой страницы декларации проставляется ИНН/КПП организации.
Новые формы отчетности.
Следует отметить, что с 1 января 2007 года изменились форма расчета по авансовым платежам по транспортному налогу и рекомендации по ее заполнению. Так, в силу п.2 Приказа Минфина РФ N 179н [12] новую форму документа следует применять начиная с отечности за I квартал 2007 года. Изменениям подвергся титульный лист расчета по авансовым платежам, в котором не надо отражать данные об основном государственном регистрационном номере (ОГРН) и коде города, но необходим код вида экономической деятельности в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельно сти [13] (ОКВЭД). Также на титульном листе и в разделе 1 расчета больше не требуется проставлять подпись главного бухгалтера организации. Новая форма предусматривает, что расчет помимо руководителя организации может быть подписан представителем налогоплательщика. Правда, в этом случае при заполнении титульного листа необходимо указать наименование документа, подтверждающего полномочия представителя налогоплательщика, и приложить к расчету копию данного документа (п.3 Приказа Минфина РФ N 179н). В частности, это касается доверенности.
Обратите внимание: также Приказ Минфина РФ N 180н [14] изменил форму налоговой декларации по транспортному налогу, представляемой налогоплательщиками по итогам налогового периода, и порядок ее заполнения.
2. АНАЛИЗ ПО ТРАНСПОРТНОМУ НАЛОГУ
2.1. Примеры расчета транспортного налога
Организации по истечении каждого отчетного периода самостоятельно исчисляют суммы авансовых платежей по налогу в размере 1/4 произведения соответствующей налоговой базы и налоговой ставки (п.2.1. ст.362 НК РФ). Исключением является тот случай, когда при установлении налога законодательные органы субъектов РФ не определяют отчетные периоды. В данном случае авансовые платежи по транспортному налогу не исчисляются и, соответственно, не уплачиваются.
При исчислении суммы транспортного налога, подлежащей уплате в бюджет по итогам года, следует учесть, что она определяется как разница между исчисленной суммой налога за год и уплаченными по итогам отчетных периодов суммами авансовых платежей по налогу.
Суммы авансовых платежей по транспортному налогу рассчитываются не нарастающим итогом, то есть при определении размера доплаты за год бухгалтеру следует вычесть из годовой суммы налога все три суммы авансовых платежей.
Если транспортное средство регистрируется (снимается с регистрации) в течение налогового (отчетного) периода, то при исчислении суммы транспортного налога (авансового платежа) бухгалтер должен применить коэффициент. Он определяется как отношение числа полных месяцев, в течение которых данное транспортное средство было зарегистрировано на фирму, к числу календарных месяцев в налоговом (отчетном) периоде (п.3 ст.362 НК РФ). При этом месяц регистрации и снятия с нее принимается за полный. В случае регистрации и снятия с регистрации транспортного средства в течение одного календарного месяца он равен одному полному месяцу (см. также письма Минфина РФ от 04.07. 2006 N 03-06-04-04/28, от 08.06. 2005 N 03-06-04-04/26).
При расчете суммы авансовых платежей по транспортному налогу бухгалтер может воспользоваться формулой:
А = Нб х Сн х 1/4, где:
А - сумма авансового платежа;
Нб - налоговая база;
Сн - ставка налога.
Если в течение квартала фирма снимала с учета автомобиль (или, наоборот, регистрировала его в Госавтоинспекции), то авансовый платеж нужно рассчитывать с учетом специального коэффициента (Кф), который определяют по формуле:
Кф = Км / 3, где:
Км - количество месяцев в квартале, когда транспорт числился за налогоплательщиком.
Пример 1.
ОАО "Волга" с 2006 г. имеет в собственности зарегистрированный на него легковой автомобиль, мощность двигателя которого составляет 180 л. с. Организация 20.03. 2007 сняла с учета автомобиль и продала его ООО "Меридиан", которое, в свою очередь, 26.03. 2007 зарегистрировало автомобиль на себя.
В I квартале 2007 года автомобиль числился за ОАО "Волга" в течение трех полных месяцев - января, февраля, марта. В таком случае Км равен трем месяцам, и, соответственно, коэффициент (Кф) составит 1 (3 мес. / 3 мес)
В регионе, где работает организация, ставка налога на автомобиль такой мощности равна 50 руб. /л. с. Следовательно, ОАО "Волга" за I квартал перечислит авансовый платеж по транспортному налогу в сумме 2 250 руб. (180 л. с. х 50 руб. /л. с. х 1 х 1/4).
У ООО "Меридиан" в I квартале автомобиль числился в течение одного полного месяца - марта. Следовательно, Км равен одному месяцу, и, соответственно, Кф - 0,333 (1 мес. / 3 мес).
В регионе, где находится ООО "Меридиан", ставка налога на автомобиль мощностью 180 л. с. составляет 50 руб. /л. с. Следовательно, оно уплатит аванс по транспортному налогу за I квартал в сумме 749 руб. (180 л. с. х 50 руб. /л. с. х 0,333 х 1/4).
Иначе дела обстоят в случае, если организация снимает с учета транспортное средство и регистрирует (перерегистрирует) его на себя по новому месту учета в течение одного месяца в связи с переездом в другой субъект РФ.
При этом применяется все тот же коэффициент, однако расчет его производится в ином порядке. Месяц снятия с учета и месяц постановки на учет транспортного средства в целях исчисления транспортного налога учитывать как два полных месяца организация не должна, поскольку положения п.3 ст.362 НК РФ, касающиеся признания месяца регистрации и месяца снятия с регистрации транспортного средства за полный календарный месяц, применяются только при приобретении, реализации (отчуждении или уничтожении) транспортного средства. Налоговый кодекс не содержит положений, позволяющих рассчитывать транспортный налог исходя из фактического количества дней, когда транспортное средство числилось за организацией. Следовательно, организация должна исчислить сумму налога за полный месяц, в котором транспортное средство было зарегистрировано в прежнем регионе, и уплатить ее в бюджет того же региона. Начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем перерегистрации этого транспортного средства в новом регионе, организация должна исчислить транспортный налог и уплатить его в бюджет по новому месту учета.
Обратите внимание: данной позиции придерживаются как контролирующие органы (Письмо Минфина РФ от 29.08. 2006 N 03-06-04-04/36), так и арбитражные суды (Постановление ФАС ПО от 15.06. 2006 N А65-35070/2005-СА1-29).
Пример 2.
Организация имеет в собственности зарегистрированный на нее легковой автомобиль, мощность двигателя которого составляет 100 л. с. В марте 2007 г. фирма переехала в другой регион. Организация 20.03. 2007 сняла с учета автомобиль в прежнем регионе, а 25 марта зарегистрировала в новом.
В данном случае в I квартале 2007 года автомобиль числился за организацией по старому месту регистрации в течение трех полных месяцев - января, февраля, марта.
Коэффициент составил 1 (3 мес. / 3 мес).
В этом регионе ставка налога на автомобиль такой мощности - 20 руб. /л. с.
Следовательно, сумма авансового платежа по транспортному налогу за I квартал 2007 года в бюджет прежнего региона составила 500 руб. (100 л. с х 20 руб. /л. с. х 1 х 1/4).
Начиная со II квартала перечислять авансовые платежи организация будет в бюджет нового региона.
Пример 3.
Организация имеет в собственности зарегистрированный на нее легковой автомобиль ВАЗ-2114, мощность двигателя которого составляет 75 л. с. в течение 2007 года.
Сумма подлежащего внесению в бюджет транспортного налога за 2007 год:
75л. с. *18руб. =1350руб.
Сумму транспортного налога можно включить в расходы, уменьшающие налогооблагаемую прибыль, так как в соответствии с пунктом 1 статьи 264 Налогового кодекса РФ он относится к прочим расходам, которые учитываются при налогообложении прибыли. В какой момент это нужно сделать - зависит от учетной политики организации. Если предприятие определяет доходы и расходы для расчета прибыли кассовым методом, то включать суммы налога в расходы, уменьшающие налогооблагаемую прибыль, нужно по мере его уплаты. А если учетной политикой организации утвержден метод начисления, тогда все будет зависеть от положений того региона, в котором зарегистрировано транспортное средство.
Например, в соответствии с региональным законом налог уплачивается единовременно - по итогам налогового периода, то есть года. Тогда сумму начисленного налога нужно включить в расходы, которые уменьшают налогооблагаемую прибыль, в декабре того года, за который уплачивается налог.
Но региональные законы могут устанавливать и авансовые платежи по транспортному налогу. Тогда суммы авансов по транспортному налогу можно учесть при расчете налога на прибыль в том периоде, за который были перечислены авансовые платежи.
Пример 4.
Организация приобрела 20 мая 2007 года легковой автомобиль Mazda3 мощностью 105 л. с. и зарегистрировала его.
Сумма транспортного налога:
105л. с. *35руб. *8мес.: 12мес. =2450руб.
В бухгалтерском учете будут сделаны следующие проводки:
ДЕБЕТ 26 КРЕДИТ 68 субсчет "Расчеты по транспортному налогу"
- 2450 руб. - начислен транспортный налог;
ДЕБЕТ 68 субсчет "Расчеты по транспортному налогу" КРЕДИТ 51
- 2450 руб. уплачен транспортный налог в бюджет.
Пример 5.
Организация приобрела и зарегистрировала 6 апреля 2007 года автомобиль Opel Vectra мощностью 155л. с. Автомобиль был продан и снят с учета 15 ноября 2007 года.
Следовательно, сумма налога:
155л. с. *50руб. *8мес.: 12мес. =5167руб.
Пример 6.
Грузовой автомобиль ЗИЛ-131 имеет мощность 155л. с. .10 июля 2007 года налогоплательщик заменил и зарегистрировал двигатель мощностью в 190л. с.
Сумма транспортного налога:
((155л. с. *7мес) +(190л. с. *5мес)): 12мес. *50руб=8479руб.
2.2. Анализ о ходе мобилизации налоговых и других обязательных платежей в региональный бюджет в январе-ноябре 2008 года*
Поступило всего налогов и платежей в консолидированный бюджет Братска в сумме 74 898,5 млн. руб. (в том числе 1 636,1 млн. руб. в бюджеты муниципальных образований), что на 31,1% больше уровня прошлого года (в бюджеты муниципальных образований - на 8,7%). Налоговые поступления в бюджет Братска отображены ниже (Таблица 2.1.1).
Таблица 3. - Налоговые поступления в бюджет Братска
Поступления в консолидированный бюджет С-ПБ (в%) |
Поступления в консолидированный бюджет С-ПБ (млн. руб) |
||
налог на прибыль |
40,6% |
31588,5 |
|
налог на доходы физических лиц |
22,6% |
17589,3 |
|
налог на имущество организаций |
2,2% |
3327,4 |
|
акцизы |
4,2% |
3329,7 |
|
все остальные |
23,8% |
18550,1 |
|
транспортный налог |
0,6% |
513,5 |
|
*данные отдела анализа и прогнозирования налоговых поступлений сайта налоговой службы Братска.
Диаграмма 1. - Налоговые поступления в бюджет Братска
1 - налог на прибыль;
2 - НДФЛ;
3 - Налог на имущество организаций;
4 - Акцизы;
5 - Все остальные налоги;
6 - Транспортный налог.
2.3. Исполнение бюджета по доходам
В первом полугодии 2008 года в бюджет Братска поступили доходы в сумме 52 416,9 тыс. рублей, что превышает аналогичный показатель прошлого года на 11,8%.
Поступления по ряду источников доходов значительно превышают назначения, предусмотренные Сводной росписью бюджета на первое полугодие 2008 года, так:
- земельного налога - почти в два раза;
- субвенций из федерального бюджета - на 44%;
- единого налога, взимаемого с применением упрощенной системы налогообложения, - на 33,9%;
- прочих доходов от использования имущества и прав, находящихся в государственной собственности, - на 31,1%;
- налога на имущество организаций - на 24,8%;
- налога на игорный бизнес - на 19%.
В то же время, поступления субсидий из федерального бюджета составляют 25,9% от назначений первого полугодия 2008 года.
По сравнению с аналогичным периодом прошлого года, значительно увеличились поступления:
- по транспортному налогу - почти в четыре раза, в связи с изменением ставок и сроков уплаты данного налога, введенных в действие с 01.12. 2006;
- по земельному налогу - более чем в три раза, в связи с установлением процентных ставок налога на основе пересмотра и дифференциации кадастровой стоимости земель в зависимости от видов функционального использования земельных участков;
- доходов от реализации имущества, находящегося в государственной собственности, - в два раза.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Налоговая система является одним из самых важных элементов Российской экономики. Она выступает главным инструментом воздействия государства на развитие хозяйства, определения приоритетов экономического и социального развития. В связи с этим необходимо, чтобы налоговая система России была адаптирована к новым общественным отношениям, соответствовала мировому опыту.
Исходя из вышеизложенного, следует заметить что значение региональных налогов в налоговой системе определяется в первую очередь тем, что поступления от этих налогов являются значительным источником формирования доходной части региональных бюджетов (непосредственно по транспортному налогу - территориальных дорожных фондов), а следовательно, источником финансирования экономических и социальных программ развития регионов (по транспортному налогу - финансирование содержания, ремонта, реконструкции и строительства автомобильных дорог общего пользования, относящихся к собственности республик в составе РФ, автономных областей, автономных округов, краев, областей, а также затрат на управление дорожным хозяйством).
Несмотря на простоту исчисления транспортного налога, значительно отличающуюся от порядка исчисления налога на прибыль, НДС, ЕСН, в процессе администрирования налога, как было описано выше, существуют серьезные недоработки, препятствующие его наиболее полной собираемости. Эти пробелы, в основном касаются обмена информацией о наличие транспортных средств у физических лиц, о налоговой базе по транспортным средствам и т.д. между органами, вовлеченными в процесс администрирования транспортного налога. Также полной собираемости налога препятствует, во многом, отношение к нему большинства налогоплательщиков как к несправедливому, поводом к чему являются показатели налоговой базы прописанные в статье 359 Налогового Кодекса РФ.
В данной работе были отражены следующие сведения:
- общие положения о транспортном налоге, его роль;
- по каким ставкам облагается транспортный налог, кто является налогоплательщиком, какова база налогообложения, какие могут предусматриваться льготы;
В целом можно сказать, что транспортный налог является простым для налогообложения. Ставки налога фиксированы, объекты - конкретны, а налоговая база определяется четко.
Согласно статье 264 Налогового Кодекса Российской Федерации суммы налогов и сборов (в том числе и транспортного налога), таможенных пошлин и сборов, начисленные в установленном законодательством Российской Федерации порядке относятся к прочим расходам, связанным с производством и реализацией. То есть при расчете налога на прибыль организаций налогооблагаемая прибыль уменьшается на суммы налогов и сборов.
Подытоживая, следует сказать, что дальнейшие развития в отношении транспортного налога должны заключаться не только в изменении законодательной базы в этой области на основе выявления наиболее значимых ошибок, но также в радикальном повсеместном изменении отношения налоговых органов к своей работе, что является одним из приоритетов налоговой политики.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Налоговый кодекс РФ.
2. Федеральный закон от 24.07.02 г. N 110-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации".
3. Закон РФ от 27.12.91 г. N 2118-I "Об основах налоговой системы в Российской Федерации".
4. Закон РФ от 19.12.91 N 2003-1 "О налогах на имущество физических лиц".
5. Закон 18.10.91 г. № 1759-1 "О дорожных фондах в РФ".
6. Указ Президента РФ от 22.12.93 N 2270 "О некоторых изменениях в налогообложении и во взаимоотношениях бюджетов различных уровней".
7. Инструкция МНС России от 04.04. 2000 N 59 "О порядке исчисления и уплаты налогов, поступающих в дорожные фонды".
8. Правила регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в Государственной инспекции безопасности дорожного движения // утв. приказом МВД России от 26.11.96 N 624 "О порядке регистрации транспортных средств".
9. Постановление Правительства Российской Федерации от 12.08.94 г. N 938 "О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации".
10. Закон РФ от 27.12.91 г. N 2118-I "Об основах налоговой системы в Российской Федерации".
11. Приказ Минфина РФ от 19.12. 2006 N 179н "О внесении изменений в приказ Министерства финансов Российской Федерации от 23 марта 2006 г. N 48н "Об утверждении формы налогового расчета по авансовым платежам по транспортному налогу и Рекомендаций по ее заполнению".
12. Общероссийский классификатор видов экономической деятельности ОК 029-2001 (ОКВЭД), утв. Постановлением Госстандарта РФ от 06.11. 2001 N 454-ст.
13. Приказ Минфина РФ от 19.12. 2006 N 180н "О внесении изменений в приказ Минфина РФ от 13.04. 2006 N 65н "Об утверждении формы налоговой декларации по транспортному налогу и Порядка ее заполнения".
14. Савицкая Ю. Новая глава Налогового кодекса // Практическая бухгалтерия. - № 10. - 2006 г.
15. Сафронов К. Новые налоги - новые сюрпризы // Налоги и платежи. - № 2. - 2003 г.
16. Симаков А.М. Налогообложение владельцев транспортных средств - вопросы и ответы // Российский налоговый курьер. - № 10. - 2002 г.
17. Филимонова М.С. Новое о транспортном налоге // Налоги и финансовое право. - № 9. - 2006 г.
! | Как писать курсовую работу Практические советы по написанию семестровых и курсовых работ. |
! | Схема написания курсовой Из каких частей состоит курсовик. С чего начать и как правильно закончить работу. |
! | Формулировка проблемы Описываем цель курсовой, что анализируем, разрабатываем, какого результата хотим добиться. |
! | План курсовой работы Нумерованным списком описывается порядок и структура будующей работы. |
! | Введение курсовой работы Что пишется в введении, какой объем вводной части? |
! | Задачи курсовой работы Правильно начинать любую работу с постановки задач, описания того что необходимо сделать. |
! | Источники информации Какими источниками следует пользоваться. Почему не стоит доверять бесплатно скачанным работа. |
! | Заключение курсовой работы Подведение итогов проведенных мероприятий, достигнута ли цель, решена ли проблема. |
! | Оригинальность текстов Каким образом можно повысить оригинальность текстов чтобы пройти проверку антиплагиатом. |
! | Оформление курсовика Требования и методические рекомендации по оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Разновидности курсовых Какие курсовые бывают в чем их особенности и принципиальные отличия. |
→ | Отличие курсового проекта от работы Чем принципиально отличается по структуре и подходу разработка курсового проекта. |
→ | Типичные недостатки На что чаще всего обращают внимание преподаватели и какие ошибки допускают студенты. |
→ | Защита курсовой работы Как подготовиться к защите курсовой работы и как ее провести. |
→ | Доклад на защиту Как подготовить доклад чтобы он был не скучным, интересным и информативным для преподавателя. |
→ | Оценка курсовой работы Каким образом преподаватели оценивают качества подготовленного курсовика. |
Курсовая работа | Деятельность Движения Харе Кришна в свете трансформационных процессов современности |
Курсовая работа | Маркетинговая деятельность предприятия (на примере ООО СФ "Контакт Плюс") |
Курсовая работа | Политический маркетинг |
Курсовая работа | Создание и внедрение мембранного аппарата |
Курсовая работа | Социальные услуги |
Курсовая работа | Педагогические условия нравственного воспитания младших школьников |
Курсовая работа | Деятельность социального педагога по решению проблемы злоупотребления алкоголем среди школьников |
Курсовая работа | Карибский кризис |
Курсовая работа | Сахарный диабет |
Курсовая работа | Разработка оптимизированных систем аспирации процессов переработки и дробления руд в цехе среднего и мелкого дробления Стойленского ГОКа |