МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Департамент научно-технологической политики и образования
Федеральное государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«КРАСНОЯРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
Дисциплина: «Экономика и организация агропромышленных формирований»
Выполнил:
Студентка
экономического факультета
Специальность (код)
Зачетная книжка №
Проживающая по адресу:
Проверил:
_________________________________
1. Внешние и внутренние факторы деятельности сельскохозяйственных производственных кооперативов
Под факторами понимают условия, причины и параметры, оказывающие влияние на экономический процесс и его результат.
На деятельность производственного кооператива как хозяйствующего субъекта влияют различные факторы. Согласно сложившейся практике факторы принято делить на две основные группы -- внешние и внутренние.
Внешние факторы носят объективный характер и выражают условия, формирующиеся независимо от воли кооперативов. Это факторы, свойственные управлению в целом и направленные на создание конкурентной среды и продовольственной независимости государства. Руководство кооператива должно учитывать действие этих факторов, чтобы использовать их на благо организации.
Внутренние, или субъективные, факторы формируются по воле человека (участника кооператива) в целях достижения максимальных результатов, сокращения себестоимости продукции и получения наибольшей прибыли. Как правило, в кооперативном предприятии эти факторы направлены на повышение профессионализма и ответственности участников кооператива.
В составе внешних факторов выделяют государственно-правовые, экономические, научные и общественно-информационные, внутренних -- управленческие, производственные, социальные, образовательные.
Государственно-правовые факторы характеризуют отношение административных структур всех уровней АПК к системе кооперации в целом и производственной, в частности. Прежде всего, это принятие законов и законодательных актов в отношении кооперации: Закона «О сельскохозяйственной кооперации», Закона «О производственных кооперативах», отдельных положений ГК РФ, которые создают правовую базу для развития кооперативного сектора.
Однако эти нормативные документы имеют ряд недостатков в части демократизации управления, участия в кооперативах ассоциированных членов и кооперативов в союзах. Эффективное развитие сектора производственной кооперации требует совершенствования нормативно-правовых актов, предусматривающих правовое регулирование развития вертикальных структур управления и взаимодействие предприятий производственной кооперации на всех уровнях управления.
Экономические факторы определяют природу возникновения и развития кооперации в едином экономическом пространстве Российской Федерации. Они направлены на создание условий для приоритетного развития предприятий производственной кооперации, напрямую зависят от обеспеченности их кредитными и налоговыми льготами, финансовыми ресурсами и капиталом и выражаются в предоставлении кооперативным предприятиям и их союзам, отдельным их участникам различных видов экономической помощи за счет средств госбюджета и различного рода государственных внебюджетных фондов.
К ним относятся:
субсидии и целевые субвенции на реализацию инвестиционных проектов (в первую очередь проектов технического перевооружения отраслей АПК);
дотации на возмещение убытков предприятий от производства нерентабельной продукции, в которой заинтересовано общество;
установление предельных и льготных цен и тарифов на энергоносители для АПК, на железнодорожные перевозки сельскохозяйственной продукции и т. п.
Экономические меры включают финансово-кредитную поддержку в виде налоговых и кредитных льгот, возмездных и безвозмездных ассигнований на лизинг сельскохозяйственной техники и др.
Научные факторы -- это участие экономической науки в становлении и развитии кооперации, которое должно быть направлено в первую очередь на улучшение макроэкономической ситуации хозяйствования АПК, создание стимулов для роста товарной продукции, а также специальных разработок в области кооперативного движения.
Эффективному развитию сельскохозяйственных производственных кооперативов содействует объединение предприятий данной формы хозяйствования, а также создание вертикальной структуры управления ими. Законодательно закреплено право объединения кооперативов в союзы (ассоциации), но научных разработок и практического опыта функционирования данных структур недостаточно. Основанные на принципах самостоятельности, равноправия, экономической заинтересованности союзы наиболее оптимально позволяют соблюдать интересы их участников и объединить в вертикальную структуру разобщенные единичные производственные кооперативы. Таким образом, научные разработки должны быть направлены на решение этих и других вопросов.
Общественно-информационные факторы выражаются в пропаганде и развитии кооперативных идей на территории РФ, которые должны дополнять мероприятия по созданию благоприятных условий развития кооперации. Учет этих факторов предполагает прежде всего создание на региональном уровне рыночной инфраструктуры по обеспечению правовой, методической, технологической, юридической информацией, охватывая все сферы АПК. Эффективное развитие кооперации в регионе и создание объектов инфраструктуры целесообразно осуществлять на основе интеграции, которая обеспечивает благоприятные правовые и социально-экономические условия для становления целостной кооперативной системы.
Приспособление производственного кооператива к жестким внешним условиям происходит путем переноса риска на плечи его работников. Поэтому первостепенное внимание должно быть уделено совершенствованию внутренних факторов.
Управленческие факторы выражаются в демократичности управления кооперативом по принципу «один член -- один голос». Такой подход дает право на участие в управлении каждому члену кооператива, исключает вероятность злоупотребления властью, повышает ответственность участников. Если производители не будут ощущать себя причастными к управлению кооперативом, они не будут соблюдать правила и выполнять обязательства, при этом экономическая эффективность кооперации снизится.
Кооперация осуществляется благодаря тому, что человек или предприятие, ведущие самостоятельное производство, для защиты своих интересов и получения экономической выгоды объединяют свои действия с другими товаропроизводителями. Известно, что совместные действия возникают только на основе общности интересов, которые приводят отдельного товаропроизводителя к пониманию того, что он должен иметь равные права и обязанности с такими же, как он сам, товаропроизводителями.
Производственные факторы -- планирование вложений кооператива, рациональное сочетание отраслей. Возникает много проблем, обусловленных плохой координацией оперативной деятельности отдельных подразделений, отсутствием четкого планирования. Рациональное и эффективное построение кооператива предполагает строительство его как товарного хозяйства.
Исходя из запросов рынка кооператив должен исключить из своего организационного плана все малодоходные отрасли производства, в которых продукция производится с большими затратами. Должны остаться только те отрасли, которые в условиях конкретного хозяйства и данной рыночной конъюнктуры дают наибольшую выгоду или технически незаменимы. Рыночная стратегия кооператива должна зависеть в основном от объема производимой продукции, который, в свою очередь, зависит от развития товарных отраслей. Для ведения культурного сельского хозяйства необходимо соблюдение севооборота. Поэтому организация товарной части хозяйства должна быть дополнена организацией кормовой и потребительской частей. Установление соотношения трех этих величин и является главной задачей в построении плана хозяйства.
Социальные факторы и идея кооперации основаны на приоритете участников кооператива. В настоящее время, как правило, упускают из виду самую главную социальную силу -- человека. Сельскохозяйственная кооперация является тем способом производства, при котором человек может найти себе применение в социальной и экономической жизни.
Идея кооперации, которую необходимо сделать достоянием всех, заключается в том, что если люди по одиночке не обладают большой силой, то, объединившись вместе, они станут одной из величайших социальных и экономических сил в мире. Социальный прогресс требует огромных усилий и совершается очень медленно в результате того, что отсутствует простое сотрудничество. Перемена общественного строя без смены мировоззрения также предопределяет провал социальных программ. Кооперативное движение, которое является всеобщим и миролюбивым движением, не основанным на борьбе, одновременно служит социальному и нравственному воспитанию человечества. Оно помогает людям в материальном и воспитательном плане.
Образовательные факторы -- подготовка, переподготовка и повышение квалификации кадров для сельскохозяйственных кооперативов и их союзов. Необходимо расширять сеть учебно-деловых центров, на базе которых возможно оказывать профессиональную поддержку кооперации, организовывать работу на местах по формированию кооперативных хозяйственных структур.
Кроме того, проведение всероссийских и региональных научно-практических конференций и семинаров по вопросам сельскохозяйственной кооперации, регулярное освещение данной проблемы в средствах массовой информации позволят усилить влияние образовательных факторов на процесс развития кооперации.
Развитие кооперации -- одно из важных стратегических направлений реформы и преобразований, происходящих в Российской Федерации. Мировой опыт свидетельствует, что кооперация оказывает положительное воздействие на преодоление кризиса, решение социальных проблем, повышение результативности деятельности сельскохозяйственного производства и всего народного хозяйства. Высокая эффективность и оптимальность кооперативного хозяйства приобретают на современном этапе все более важное значение.
2. Зарубежный опыт правового обеспечения и государственной поддержки кооперации и агропромышленной интеграции
Несмотря на то что кооперативное движение зародилось в Европе еще в XVII--XVIII вв., правительства многих стран, преимущественно европейских, вплоть до 70-х годов XIX в. использовали законодательные, налоговые и административные меры для его сдерживания. Главной причиной было то, что кооперативы, особенно потребительские, являлись крупными объединениями трудящихся, а это пугало власть, тем более что часть кооперативов начала широко пропагандировать идеи «кооперативного социализма».
Постепенно, с развитием идей кооперации, вовлечением в нее все большего количества населения, в том числе сельского, изменением понимания правительственными органами ее роли в развитии национальных экономик, многие государства мира стали проводить последовательную политику расширения кооперативной деятельности. Это выражалось как в принятии базовых законодательных актов, узаконивающих и упорядочивающих процессы правовой организации и функционирования кооперативных формирований, так и в разработке и применении комплекса мер по созданию льготных условий их развития. Особенно это стало проявляться после Второй мировой войны. Была создана Организация Объединенных Наций (ООН), а в ее составе -- занимающийся вопросами кооперации Экономический и социальный совет, который в первых же своих резолюциях «Земельная реформа» (1951г.) и «Экономическое развитие менее развитых стран» (1954 г.) признал особо важную роль кооперации в развитии сельского хозяйства. Рассмотрим опыт правового обеспечения и государственной поддержки кооперации в разных регионах мира.
США. Показательно развитие кооперации в США, особенно в кредитной сфере. В 1916 г. по инициативе Конгресса США была создана Система кредитования фермеров (Farm Credit System), для того чтобы обеспечить сельское хозяйство надежным источником кредита.
Система кредитования фермеров (СКФ) является частной собственностью входящих в нее банков и ассоциаций, которые владеют ею на кооперативной основе. Члены СКФ -- фермеры и их кооперативы -- руководят ее деятельностью через выборный Совет директоров. СКФ состоит из 7 кооперативных банков (Farm Credit Banks), которые предоставляют фонды 232 локальным ассоциациям заемщиков. Последние, в свою очередь, размещают кредиты среди сельских клиентов и одного банка, обслуживающего кредитные потребности сельскохозяйственных кооперативов (СоBank).
Локальные ассоциации занимаются как краткосрочным, так и долгосрочным кредитованием. Перечисленные выше финансовые институты предлагают кредитные ресурсы сельскохозяйственным товаропроизводителям и их кооперативам во всех 50 штатах страны. СКФ обеспечивает более четверти всех кредитов, используемых американскими фермерами, и является основным источником кредитования покупки недвижимости и деятельности фермерских кооперативов. Деньги для займов СКФ получает под гарантии со стороны Федеральной корпорации по финансированию банков Системы кредитования фермеров (Federal Farm Credit Banks Funding Corporation). Займы СКФ подлежат страхованию Страховой корпорацией Системы кредитования фермеров (Farm Credit System Insurance Corporation).
Правовую основу организации системы фермерского кредита в разное время составляли законы США: «О федеральных фермерских кредитах» (1916г.), «О сельскохозяйственном кредите» (1923 г.), «О сельскохозяйственном маркетинге» (1929 г.), «О фермерской ипотеке» (1933 г.), «О фермерском кредите» (1933 г.), «О фермерской ипотеке» (1934 г.), «О фермерском кредите» (1971 г.), «О сельскохозяйственном кредите» (1987 г.), «О реформе фермерской кредитной системы» (1996 г.). Правовые основы деятельности кредитных союзов определяет Закон США «О кредитных союзах» (1934 г.).
В целом на протяжении всей истории развития сельскохозяйственной кооперации в США государство оказывало существенную помощь кооперативному движению, всегда участвовало и участвует в предоставлении специальных долгосрочных кредитов для системы кооперативного кредита. Так, в 20-х годах государство выделило 9 млн долл. для начала работы федеральных земельных банков (долг был возвращен в 1932 г.); в 1933--1937 гг.-- 189 млн долл. (возврат долга состоялся в 1947 г.). В 1983 г., перед кризисом, долговые обязательства фермеров Farm Credit System составляли 86 млрд долл., но Farm Credit System ничего не должна была бюджету. В 1987 г. снова было выделено 4 млрд долл. для восстановления Farm Credit System после кризиса.
Кооперативы получали и получают от правительства налоговые льготы. В соответствии с федеральным законом о налогообложении уплата налога должна происходить на одном уровне -- кооператива или его члена. Денежные средства, вовлекаемые в кооперативный бизнес, не становятся корпоративным доходом, поэтому и не облагаются налогами. На их деятельность не распространяется антитрестовское законодательство, которое ограничивает горизонтальное слияние, т. е. процессы централизации и монополизации производства и капитала. Кооперативы в США вовлечены в процессы образовательной деятельности, научных исследований, поддержки фермеров, представляют интересы своих членов в органах государственной власти.
В соответствии с законодательством США кооперативы могут быть коммерческими и некоммерческими организациями. Некоммерческие кооперативы поощряются правительством США путем проведения льготной налоговой и кредитной политики. Контроль за коммерческим или некоммерческим поведением кооперативов возложен на налоговые и финансовые инспекции. Если увеличивается доля чистой прибыли, идущей на зарплату работников, это ведет к увеличению налогообложения.
Европа. Правовой основой деятельности кооперативов в Европе являются специальные законы о кооперации, регламентирующие статус кооперативной организации как добровольного объединения фермеров, функционирующего на демократических началах. В различных странах эти правовые положения оформлены по-разному. Первые кооперативные законы в большинстве государств Западной Европы приняты во второй половине XIX в., ни один из них не был отменен. В XX в. в кооперативные законы введены поправки, основной смысл которых состоял в расширении возможностей кооперации в условиях усиливающейся конкуренции и усложнения хозяйственных связей.
Германия. Деятельность кооперативов регламентируется законодательством о производственных и потребительских кооперативах. Всем кооперативам, в том числе и сельскохозяйственным, придан унифицированный правовой статус. Федеральное правительство в целях стимулирования развития кооперации предоставляет налоговые льготы, материальную помощь. В фермерских кооперативах, занимающихся производством, переработкой, сбытом сельскохозяйственной продукции, снабжением и производственным обслуживанием фермерских хозяйств, в облагаемые налогом суммы не входят экономические операции кооперативов с их членами. Наряду с прямой материальной помощью, существенной поддержкой является косвенное поощрение кооперации. В последние годы усилились контакты высших государственных чиновников с представителями кооперативных предприятий, стало практиковаться приглашение ведущих кооперативных работников в государственные органы страны.
Франция. В Законе «О кооперации» кооперативы определяются как общества, основные цели которых -- уменьшение себестоимости или продажной цены товаров и услуг, улучшение качества товаров и обслуживания. В стране есть Министерство социальной экономики, которое занимается созданием условий для развития кооперации, но не вмешивается в оперативную хозяйственную деятельность кооперативов. Государство рассматривает кооперацию как третий (после государственного и частного) сектор экономики.
Кредитование сельскохозяйственных товаропроизводителей осуществляет крупнейшая кооперативная кредитная система «Креди Агриколь». Она обслуживает 75 % кредитных потребностей в сельской местности. Правовое регулирование сельскохозяйственной кредитной кооперации осуществляется на основании специального кооперативного законодательства.
Помимо общего Закона «О кооперации» (1947 г.), закрепляющего основные кооперативные принципы, разработано более 10 законов, специально посвященных сельскохозяйственным кооперативам. Из них статус банковских кооперативов определен в законе Франции «О банковских кооперативах» (1982 г.). Все эти законы систематизированы и включены в Аграрный кодекс Франции в виде пяти книг.
Кроме того, разработано специальное законодательство, регулирующее деятельность касс взаимного сельскохозяйственного кредита -- это законы Франции 1894, 1898 и 1920 гг. На организацию касс сельскохозяйственного кредита распространяется Закон Франции «О банках» (1984 г.), определяющий специфику кооперативных кредитных учреждений, отличающую их от иных банковских учреждений.
Законодательство Франции признает коммерческий характер деятельности кооперативов, но в то же время ремесленные, транспортные, морские и сельскохозяйственные кооперативы полностью освобождаются от уплаты налогов на прибыль. Законодательство также освобождает сбытовые, снабженческие и обслуживающие кооперативы от налогов, за исключением операций с не членами кооперативов. Сельскохозяйственные кооперативы освобождены от налога на застроенные и незастроенные земельные участки.
Кооперативы по совместному использованию техники, искусственному осеменению скота, а также зерновые кооперативы не платят налог на собственную деятельность, в том числе связанную с созданием или увеличением капитала, по операциям с третьими физическими и юридическими лицами (купля-продажа, аренда и т.д.). Кооперативы по совместному использованию техники и искусственному осеменению скота освобождаются от налога на добавленную стоимость.
Италия. Правовую основу кооперации прежде всего составляет ст. 45 Конституции Итальянской Республики 1947 г., в которой сказано, что Республика признает социальную функцию кооперации, основанной на взаимопомощи и не преследующей целей спекуляции. Более подробно цели кооперации сформулированы в Гражданском кодексе Италии, где предусмотрено, что задача кооперации -- это предоставление непосредственно ее членам благ, услуг или места работы на более выгодных условиях, чем это может сделать свободный рынок.
Итальянское законодательство различает общества, ставящие целью получение прибыли, и общества взаимопомощи, к которым относятся кооперативы. Нормативные акты группируются в три блока: по управлению сельским хозяйством; лесоводческие и животноводческие; по транспортировке, переработке, продаже и услугам. Кооперативы полностью освобождаются от уплаты налогов в течение первых десяти лет. Кроме того, не облагаются налогом на добавленную стоимость товары и услуги, реализуемые внутри данного кооператива. Государство освобождает потребительскую кооперацию от необходимости торговать в глубинных районах, где торговля является убыточной, и создает для этого собственные магазины.
Испания. Имеются законодательные акты, содержащие принципы и определения, применимые к кооперативам во всех отраслях. Кредитные кооперативы в аграрном секторе действуют на основании общего Закона Испании «О кооперативах» (1987 г.) и Закона Испании «О кредитных кооперативах». Кооперативы представляют собой компании с переменным капиталом и демократической структурой управления. Для членов кооперативов обязательным является внесение пая, минимальная сумма которого устанавливается уставом. Режим создания кооперативов регламентируется рядом правовых требований. "Перед регистрацией кооператива службами Министерства труда осуществляется предварительная проверка точности отражения положений закона в уставе. При общей налоговой ставке отчислений от прибыли, равной 35 %, средняя величина налоговой ставки для кооперативов составляет 18 %, широко развита система социального обеспечения. Кроме того, Министерство финансов компенсирует коммерческим банкам, предоставляющим кооперативам льготные кредиты, разницу между стоимостью льготного кредита и ставкой процента за кредит на свободном рынке.
Швеция. Кооперативы не подвергаются двойному налогообложению. После уплаты налога на доход кооператива распределенная между его членами часть прибыли налогом не облагается, если это распределение не носит характера дивиденда на первоначальный капитал. В целях расширения производства отдельных видов сельскохозяйственной продукции государство может приостановить выплату кооперативами налогов, предоставить прямые субсидии на стимулирование производства.
Государство оказывает кооперативам кредитную помощь в модернизации сельскохозяйственного производства, покупке земли, ремонте производственных помещений, строительстве дорог, приобретении сельскохозяйственной техники. По предоставляемым кредитам на покупку земли начисляются проценты, ставки которых ниже среднего уровня процента по среднесрочным кредитам частных банков. Для приобретения земельных участков в северных районах Швеции предоставляются безвозмездные субсидии.
Льготным налогообложением пользуются кооперативы Дании. Так, для кооперативных предприятий введены пониженные по сравнению с частным бизнесом налоги: для кооперативов они составляют лишь 20 % при полной ставке в 50 %.
Великобритания. В отличие от многих европейских стран государственное вмешательство в стимулирование кооперации довольно ограничено, и потому фермерские кооперативы не получили такого широкого распространения, в них участвует несколько более 35 % фермерских хозяйств. Кооперативы приравнены к коммерческим структурам и не пользуются льготами при налогообложении. Однако прослеживается определенная тенденция государственной поддержки деятельности кооперативов.
В стране действует Агентство развития кооперативов. Руководящий состав Агентства назначается правительством из лиц, представляющих кооперативное движение. Бюджет этой организации формируется из выделяемых правительством субсидий. Задача Агентства -- стимулирование кооперативного движения в стране. Предоставляются консультации кооперативам и лицам, которые намереваются основать кооператив, даются рекомендации правительственным учреждениям по вопросам кооперации, разрабатываются экономические проекты, которые могут быть выполнены на кооперативной основе.
В целом в настоящее время в большинстве стран уменьшается общее число налогов, взимаемых с кооперативов. Для стимулирования инвестиций разрешается выплачивать налог только из части чистого дохода кооператоров при условии, что другая часть будет оставаться в инвестиционных фондах кооператива.
Правительственную кооперативную политику характеризует также активное участие государства в разработке и реализации различных программ кооперативной деятельности.
В ряде стран сельскохозяйственные кооперативы представляют интересы фермеров перед государственными и общественными организациями, а также выполняют возложенные на них государством определенные функции в осуществлении мер аграрной политики. В Швеции, Норвегии, Финляндии такие вопросы, как уровень цен на сельскохозяйственные продукты, размеры бюджетных ассигнований в сельское хозяйство, уровень поддержки мелкого производства, субсидирование экспорта и другие, решаются путем переговоров между представителями правительства и сельскохозяйственных кооперативов.
Развитие кооперации зависит от степени государственного регулирования кооперативного процесса, концентрации и специализации производства, структурного и экономического состояния фермерских хозяйств. Весьма высок уровень сельскохозяйственной кооперации в странах Северной Европы, где возникали и развивались прежде всего кооперативы по производству, переработке и сбыту животноводческой продукции, составляющей основу аграрного производства этой группы стран. В Дании и Финляндии кооперативы реализуют около 90%, в Швеции и Норвегии -- 100 % молока. Доля кооперативного сбыта живого скота во всех четырех странах составляет около 80 %, яиц -- 65--70 %. Развитию сельскохозяйственной кооперации в этих странах во многом способствует целенаправленная государственная политика поощрения кооперативного движения.
В Европе в настоящее время происходит смещение акцентов в политике государственного финансирования. В связи с острой проблемой перепроизводства аграрной продукции предполагается, что кооперативы будут получать государственные субсидии только при производстве продукции, пользующейся преобладающим спросом на рынке.
Государственное кредитование кооперативов фермеров по новой системе будет осуществляться на равных условиях с частными фирмами. Исключение составят кредиты целевого назначения для строительства хранилищ или мелких перерабатывающих предприятий в сельской местности. Льготным кредитованием будут пользоваться кооперативы, выпускающие экологически чистые продукты, а также объединения молодых фермеров.
Япония. Кооперативы играют особую роль в развитии японского сельского хозяйства и образуют своего рода совершенно уникальную по широте охвата населения и разнообразию деятельности систему. Уже в 1890 г. в этой стране были созданы специализированные сельскохозяйственные кредитные институты. Ипотечный банк Японии возник в 1896 г., и его главные задачи состояли в предоставлении долгосрочных кредитов под залог рисовых и горных полей, лесов. Сельскохозяйственные и индустриальные банки префектуры появились в период с 1896 по 1900 г., Колониальный банк Хоккайдо -- в 1899 г.
После 1900 г. начинают появляться предшественники сельскохозяйственных кооперативных кредитных ассоциаций -- индустриальные кооперативные ассоциации, которые впервые начинают предоставлять займы мелким крестьянам без залога земель. Все перечисленные кредитные учреждения получали государственную помощь в форме субсидии или освобождения от налогов. Ипотечный банк Японии, как и индустриальные кооперативные ассоциации, оставались практически единственными кредитными учреждениями, предоставлявшими краткосрочные и долгосрочные ссуды японскому сельскому хозяйству вплоть до Второй мировой войны.
В результате принятия Закона Японии «О сельскохозяйственных кооперативах» (1947 г.) все крестьяне автоматически становились членами кооперации, через которую правительство проводило новую аграрную политику. В это же время накопившиеся финансовые фонды в кооперативной сельскохозяйственной системе Японии постепенно перекачивались в индустриальный и торгово-финансовый сектор. В стране произошла земельная реформа, земля стала неликвидной. Поэтому центральные кооперативные банки были преобразованы в коммерческие, а финансирование сельского хозяйства стало происходить исключительно через Специальный счет финансов сельского, лесного хозяйства и рыболовства. В 1953 г. он получил статус Финансовой корпорации по сельскому, лесному хозяйству и рыболовству (Центральный кооперативный банк Японии для сельского, лесного и водного хозяйства). С тех пор практически все финансирование Корпорация получает от правительства либо прямо из бюджета, либо через частных посредников.
В настоящее время финансовая система японской сельскохозяйственной кооперации представляет собой структуру из пяти финансовых институтов, учрежденных законами «О центральном кооперативном банке для сельского и лесного хозяйства» и «О сельскохозяйственных кооперативах». Основой этой системы являются первичные кооперативы. Главным является Центральный кооперативный банк Японии для сельского, лесного и водного хозяйства, представляющий собой акционерное общество. Промежуточное положение занимают: Кредитная федерация сельскохозяйственных кооперативов, Национальная страховая федерация сельскохозяйственных кооперативов и Федерация взаимного страхования сельскохозяйственных кооперативов, функции которых ограничены рамками префектур и видов деятельности.
Как показывает практика, финансовая система сельскохозяйственной кооперации является мощным рычагом государственного регулирования аграрного сектора. Например, через эту систему производители риса получают государственные субсидии (около 75 % своих доходов). Долгосрочные кредиты и государственные субсидии позволяют довольно эффективно проводить в жизнь государственные аграрные программы.
Важным средством государственного воздействия на отрасль является механизм цен и кредитования. Стержень японской аграрной политики -- протекционизм. Причем для каждого продукта имеется строго определенная система: для риса -- политика твердых государственных закупочных цен; для зерна, картофеля, сахарной свеклы и сахарного тростника -- гарантированные минимальные цены; для говядины, свинины, шелка -- система поддержки путем манипулирования купли-продажи; для соевых бобов и рапса -- субсидирование, использование разницы между текущими рыночными и стабильными государственными ценами.
Государство способствовало не только развитию кооперации в сельском хозяйстве Японии, но и его интеграции с промышленностью. Так, в конце 60-х годов правительство приняло постановление «О третьем плане освоения территории страны», которым официально признана необходимость этого пути. Было намечено повсеместно осуществлять сельскую индустриализацию и развивать местную экономику.
В 1978 г. был опубликован еще один Закон «О развитии в сельской местности промышленных предприятий», которым предусматривалась целая система мер по созданию сельской промышленности. В соответствии с этим законом было организовано движение «Один товар в одной деревне», т. е. в каждой деревне следовало организовать производство одного конкурентоспособного промышленного изделия. По мере развития сельской промышленности была поставлена более сложная задача --более активное развитие промышленности в сельской местности. Правительство приняло постановление «О развитии средних и мелких предприятий», которым рекомендовалось осуществлять интеграцию средних и мелких предприятий села с такими же однопрофильными предприятиями городов, и о создании так называемых «районов кооперативов».
К началу 90-х годов в сельской местности было сформировано 1350 «районных промышленных кооперативов», в которых разместилось большое количество заводов и фабрик. В горных и рыболовных зонах, сохраняя связь с местными традиционными отраслями, стали развивать промышленность по выработке морепродуктов.
В целом в Японии кооперация показала чрезвычайную жизнестойкость, освободив крестьян от пут ростовщичества, в какой-то степени защитив их от агрессии торгового и финансового капитала. При этом государство оказывало постоянное воздействие на кооперацию. В настоящее время в кооперативное движение вовлечено практически все аграрное население.
Китай. В конце 70-х годов XX в. была разработана и стала проводиться программа четырех модернизаций: сельского хозяйства, промышленности, вооруженных сил, науки и техники. Приоритет был отдан сельскому хозяйству. В основу аграрной программы легли идеи В. И. Ленина о НЭПе.
Интеграционные процессы сельскохозяйственной и промышленной деятельности на селе, объединение промышленных и торговых предприятий с сельскохозяйственным производством в составе кооперативов и госхозов позволили ускорить решение многих проблем.
В настоящее время одно из основных направлений китайской аграрной реформы -- формирование многоканального рынка сельского капитала, развитие системы сельской кредитной кооперации. Начавшееся в 1996 г. реформирование системы сельских кредитных кооперативов позволило им стать вторым по величине источником кредитования сельского хозяйства.
В соответствии с решением Государственного совета Китая «О реформе денежной системы в деревне» (1996 г.) основной задачей является превращение кредитных кооперативов в настоящие кооперативные организации, восстановление их демократического управления, переход к самоокупаемости. Одновременно было признано, что одним из основных элементов банковской системы Китая должны стать городские и сельские кооперативные банки, созданные путем объединения городских и сельских кредитных кооперативов.
Правовую основу функционирования сельских кредитных кооперативов в Китае составляют принятые Сельскохозяйственным банком и Народным банком Китая временные положения «Об управлении финансовыми средствами сельских кредитных кооперативов» (1987 г.), решение Государственного совета
КНР «О реформе денежной системы в деревне». Кроме того, на сельские кредитные кооперативы распространяют свое действие законы КНР «О компаниях» (1993 г.), «О коммерческих банках» (1995 г). Помимо этих правовых актов важным источником правового регулирования сельской кредитной кооперации является Устав сельского кредитного кооператива, утвержденный Народным банком Китая в 1996 г.
Что касается всего региона, то сельскохозяйственные, производственные, рыболовецкие, кредитные, страховые виды кооперации нашли широкое распространение в странах Азии.
В целом государственное регулирование развития кооперации за рубежом зависит от уровня развития экономики страны. В этой связи выделяют две группы стран -- развивающиеся и развитые.
В развивающихся странах функции государства в отношении кооперации гораздо шире, чем в развитых, что позволяет говорить не о регулировании, а о прямом государственном управлении кооперацией. Это проявляется в том, что государство не только законодательно регулирует развитие кооперации, но и выступает непосредственным инициатором создания и ликвидации кооперативов, назначает их руководителей, устанавливает им и служащим заработную плату, выделяет товарные ресурсы, контролирует их использование. Этим занимаются специально созданные государственные департаменты. По существу, происходит огосударствление кооперации. Эта ситуация во многом была сходна с положением потребительских и других кооперативов в бывшем СССР.
В развитых странах функции государства ограничены и сосредоточены на разработке политики развития кооперации, кооперативного законодательства, его совершенствования в соответствии с новыми тенденциями. Например, в Европарламенте и в правительствах различных стран существуют комитеты поддержки кооперации, а в национальных парламентах кооперация имеет своих депутатов.
Рассматривая аграрные кооперативы в качестве важного механизма экономики, государства проводят политику, стимулирующую их развитие. Кооперативы фермеров получают налоговые льготы, субсидии, монопольное право на импорт некоторых продовольственных товаров. В Европе весьма важным элементом государственного регулирования кооперативного движения является система налогообложения. Кооперативы и их члены выплачивают интегрированный налог, состоящий из налога с оборота, налогов на топливо, наемную рабочую силу, а также лицензионных отчислений. Освобождаются от выплаты налогов на ряд лет кооперативы, применяющие экологически чистые технологии, а также использующие (в Германии) альтернативные источники энергии. Для кооперативов, осваивающих приоритетную продукцию или услуги, налоговые ставки снижаются на определенный период.
Для стимулирования производства отдельных видов продукции государство может приостановить выплату кооперативами налогов, предоставить дополнительные субсидии к закупочным ценам. Законодательство многих стран предусматривает государственное регулирование кооперации в форме льготного режима хозяйствования (более низкие налоги и проценты за кредит) либо субсидирование кооперации. Льготный режим хозяйствования для кооперативов установлен в США, Италии, Швеции, Испании.
В странах ЕС государственные субсидии выделяются на финансирование строительства кооперативных хранилищ, предприятий по переработке продукции и др. На эти цели предусматриваются не только государственные субсидии, но и средства из интеграционных фондов ЕС (для стран -- членов ЕС) Для формирования экспорта сельскохозяйственных товаров государства предоставляют кооперативам экспортные субсидии.
В значительной степени с помощью государственных кредитов и субсидий происходило становление сельскохозяйственных кооперативов в Скандинавских странах, создание кооперативов по связи и энергоснабжению в сельских районах США, формирование системы сельскохозяйственного кооперативного кредита во Франции и Японии, развитие широкой сети кооперативов по коллективному использованию сельскохозяйственной техники во Франции.
3. Права и обязанности агрофирмы
Агрофирма имеет право:
самостоятельно организовывать и осуществлять производственную деятельность, в том числе перерабатывать плодоовощную продукцию и виноград;
заключать хозяйственные договоры с юридическими и физическими лицами на реализацию производимой продукции, в том числе бюджетным организациям;
заключать фьючерсные контракты с фермерскими и дехканскими хозяйствами на закуп продукции;
осуществлять закуп плодоовощной продукции и винограда у населения;
самостоятельно устанавливать цены на производимую продукцию и оказываемые работы (услуги);
по своему усмотрению в установленном порядке распоряжаться полученными доходами (прибылью), а также денежными средствами, находящимися на счетах в обслуживающих ее банках;
получать кредиты, в том числе льготные, привлекать на договорной основе имущество, денежные средства других юридических и физических лиц и направлять их на производство и воспроизводство;
обращаться в суд за защитой своих прав и законных интересов.
Агрофирма пользуется и иными правами, предусмотренными законодательством.
Агрофирма обязана:
обеспечивать безопасные условия труда для своих работников;
выполнять условия заключенных договоров;
платить налоги и другие обязательные платежи в порядке, установленном законодательством.
Агрофирма несет и иные обязанности, предусмотренные законодательством.
Список используемой литературы
1. Коваленко Н.Я. Экономика сельского хозяйства. Курс лекций. М 1999.
2. Попов Н.А. Экономика отраслей ЛПК. Курс лекций. М, ИКс «ЭКСМОС»-2002
3. Серова Е.В. Аграрная экономика. М., 1999.
4. Ткан А.В. Сельскохозяйственная кооперация. Уч. Пособие. М., 2003.
5. Кузнецова В,В. управление агропромышленным комплексом; « Пособие. М., ИКЦ «Март», Ростов н/Д: ИЦ «МарТ», 2003.
6. Петраиева Г.А. и др. Кооперация и агропромышленная интеграция АПК. М., КолосС, 2005.
7. Водяников В.Т. и др. Организация и управление производством на сельскохозяйственных предприятиях. М,, Изд-во «КолосС», 2005.
Контрольная работа | Концепция информатизации Российской Федерации |
Контрольная работа | Причины агрессивного поведения. Методы работы с агрессивными детьми |
Контрольная работа | Алгоритм выбора и реализации предпринимательской идеи |
Контрольная работа | Современные методы арт-терапии |
Контрольная работа | Системы управления взаимоотношения с клиентами |
Контрольная работа | Учет материальных затрат в бухгалтерском учете |
Контрольная работа | Геополитическое положение России |
Контрольная работа | Особенности вознаграждения работников в организации |
Контрольная работа | Виды запасов |
Контрольная работа | Психоанализ |
Контрольная работа | Особенности организации театрализованных игр в разных возрастных группах и руководство ими |
Контрольная работа | Методика обучения технике легкоатлетических видов. Спортивная ходьба |
Контрольная работа | Реформы Александра II |
Контрольная работа | Эпос о Гильгамеше |
Контрольная работа | Криминалистика |