Конспект лекций по предмету "Психология семейных отношений"


Причины отрицательного отношения к себе и к семейной жизни

Дэвид Берне приводит причины отрицательного отношения к себе и жизни, которые являются «разрушителями» эмоциональных отношений. Наиболее распространенные среди них:
1. мышление категориями черно-белых крайностей;
2.склонность к высокому уровню обобщений («так происходит всегда», «вечно ты пристаешь», «никогда я этого не смогу»);
3.применение отрицательного фильтра, концентрация на неудачах, ошибках и промахах, постоянная критика;
4.преуменьшение положительных факторов, отбрасывание любого позитива;
5.привычка делать поспешные выводы, отрицательно толковать события и явления на основании «чтения мыслей» («он определенно хотел этим сказать, что я ни к чему не пригодна...») и «отрицательного ясновидения» («наверное, из этого ничего не получится и будет еще хуже»);
6. применение метода «перевернутого телескопа»: близкое и доступное преуменьшается, а недостижимое и отдаленное преувеличивается;
7.восприятие мира исключительно через эмоции;
8.излишнее увлечение словами «я должен» и «я должна», которые полностью вытесняют «я хочу», «мне нужно», «мне нравится»;
9.развешивание «ярлыков» в качестве обобщенных оценок собственного или чьего-либо поведения, личных качеств, способностей и т. п.;
10.привычка брать на себя вину за события и ситуации (особенно касающиеся близких людей), которые являются неподвластными.
Резюмируя, позволим себе несколько вольную интерпретацию любви. Для каждого человека формула любви своя, однако составляющие, вступающие в реакцию, во многом схожи. Каждый готовит свой аромат любви: кто-то мастерски, кто-то талантливо, а кто-то бездарно. Кто-то использует самые качественные и лучшие ингредиенты своей души и тела, фантазии и духа для приготовления изысканного праздничного кушанья, а кто-то насобирает что-то на скорую руку, умирая от голода влечения, одиночества, никчемности или жажды власти и т. д., и «сварганит» то, к чему и не притронется, отплевываясь в лучшем случае, а в худшем сам же и отравится, отравляя другого (ведь запашок от одной составляющей испортит все блюдо).
Итак, смелости ради предлагаем примерный рецепт зелья любви: в изысканный сосуд отношений двоих людей вливаем бурлящую массу страсти и влечения, доводим до кипения и чуть охлаждаем жизненными трудностями (чтобы ушли лишние взрывные газы несдержанности, ярости, эгоизма); добавляем молоко нежности с ароматом восхищения; процеживаем отвар благоразумия (отделяя равнодушие), настоянный на маслах великодушия; всыпаем щепотку заботы или две, измельченное самоуважение и доверия целую пачку; концентрат «Я» растворяем в «Я» другого с добавлением эликсира познания и вливаем в основную массу, украшаем взмывающими перьями фантазии и розовыми облаками вдохновения. Приправа романтики, пудра сентиментальности и порошок авантюрности по вкусу. Желательно добавить такие редкие ингредиенты, как кристаллик искренности, масло жертвенности и зерна стойкости и терпения (обеспечат долгое сохранение продукта в неблагоприятных условиях). Варить до готовности. Подавать как бесценное, роскошное и редкое сокровище. Истинный вкус могут почувствовать и оценить два человека, участвующих в совместной трапезе. Пресыщение приводит к необратимой порче продукта. Хранить в сердце, оберегать разумом, защищать телом.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ:

1.Перечислите причины идеализации партнеров в период ухаживания.
2.Верно ли, что способность любить тесно связана с самоактуализацией?
3.Проявления эмоционального поведения у людей строго управляются внутренними механизмами или определяются культурой?

ЛИТЕРАТУРА:

Аргайл М. Психология счастья. М., 1990.
Аккерман Д. Любовь в истории. М.,1995.
Андреева О. Я., Дергач И. Ф. Диалекты любви: Семейные проблемы глазами психолога и журналиста. Минск, 1998.
Афанасьев А. Синтаксис любви (типология личности: прогноз парных отношений). М.,1997.
Гозман Л. Я. Психология эмоциональных отношений. М.,1987.
Джонсон Р. Мы. Источник и предназначение романтической любви. М., 1998.
Кон И. С. Введение в сексологию. М., 1989.
Кузнецов М. Т. Введение в психогигиену любви и брака. Минск, 1992.
КуприянчикЛ. Л. Психология любви. М., 1998.
Маркиз де Сад. Сто двадцать дней содома. М., 1993.
Махов Ф. С. Стремясь к любви неуловимой... М.,1993.
Мей Р. Любовь и воля. М., 1997.
Можайский В. Психология целостного опыта. М., 1998.
Пинт А. Люблю-ненавижу. М., 2000.
Рейнуотер Дж. Это в ваших силах. Как стать собственным психотерапевтом. М., 1992.
Розин В., Шапинская Р. Природа любви. Понимание и изображение любви и сексуальности в разных культурах, в работах философов, в искусстве. М., 1993.
Русский Эрос, или Философия любви в России. М., 1991.
Фромм Э. Искусство любви (Исследование природы любви). М., 1991.
Фромм Э. Человек для себя. М., 1992.
Цельмер З. Искусство быть вместе. М., 1994.
«The Psychology of Love», edited by Robert J. Sternberg and Micahel L. Barnes.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный конспект лекций Вы можете использовать для создания шпаргалок и подготовки к экзаменам.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем конспект самостоятельно:
! Как написать конспект Как правильно подойти к написанию чтобы быстро и информативно все зафиксировать.