Качество продукции – это понятие, которое характеризует эксплуатационные, потребительские, технологические, физические свойства товаров и услуг.
В анализе используются обобщающие, индивидуальные и косвенные показатели качества. Обобщающие показатели характеризуют качество всей произведенной продукции независимо от ее вида и назначения. К таким показателям относят:
удельный вес экспортируемой продукции;
удельный вес продукции, соответствующей мировым стандартам;
удельный вес новой продукции.
К индивидуальным показателям относятся:
штрафы за некачественную продукцию;
объем и удельный вес забракованной продукции;
удельный вес зарекламированной продукции;
потери от брака.
Рекламация – документально оформленная претензия потребителя к товару или услуге на качество.
Для расчета перечисленных показателей используют данные статистического и бухгалтерского учета и отчетности.
Особенности анализа качества услуг связаны с их отраслевой спецификой; часть услуг имеет производственный характер и в качестве показателей качества может быть использован средний срок службы до следующего ремонта. Особенностью услуг является то, что они потребляются в момент производства и не принимают материально-вещественной формы, следовательно, индивидуальное качество таких услуг может быть оценено только после их потребления клиентом.