XVIII – XIX века – особый период в развитии русской культуры, называемый Новым временем, начало которому положили реформы Петра I. Главное содержание петровских преобразований составила секуляризация культуры (от saecularis – мирской, светский), разрушившая средневековую цельность русской религиозной культуры. Петровские реформы способствовали разделению единой до того русской культуры на две культуры: религиозную (духовную) и светскую. При этом новообразовавшаяся светская культура стала в центре культурной жизни, а религиозная часть культуры отошла на дальний план национально-исторического развития. «Государствоцентризм», европеизация стали ведущими тенденциями развития светской культуры. Совершенно новыми явлениями, отсутствовавшими в русской традиционной культуре, стали библиотеки, общедоступный театр, музеи (первый из них – Кунсткамера), Академия наук, парки, дворцовая архитектура, морской флот.
Противоречивый и неоднозначный процесс петровских преобразований привел к появлению в русской культуре XVIII в. двух противоборствующих тенденций: между «просвещенным» меньшинством (культурной элитой, «цивилизацией»), и консервативно настроенным большинством («непросвещенной» массой, «почвой»).
Во второй половине XVIII в., в «век Екатерины», сложилась как единое целое дворянская культура, постепенно в ней наметились два противоположных крыла – консервативно-охранительное и либерально-реформистское. Это предопределило драматические процессы и противоречия русской культуры XIX в.
Русская классическая культура XIX века характеризуется зрелостью, определенностью национального самосознания, наибольшим числом достижений, определивших ее особенности и значение в масштабе мировой культуры. На протяжении всего XIX в. для классической русской литературы, искусства, философии, науки, общественно-политической и религиозной мысли сохраняла особую значимость проблема соотношения - с одной стороны, ориентации на сохранение национального своеобразия и, с другой стороны, направленности на преодоление национальной специфики.
Характерной особенностью русской культуры XIX в. является литературоцентризм - особая роль литературы и литературной критики, их влияние на философию, общественно-политическую мысль, искусство, нравственные и религиозные искания. Такое положение связано с тем, что литература выполняла функции философии, общественной мысли, гуманитарного знания, которые в социально-политических условиях того времени не могли развиваться открыто. Особенно это касалось политической мысли, которая могла быть выражена зачастую лишь в художественной, иносказательной форме.
Особенностью развития художественной культуры России в Новое время является стилевое многообразие. На первую половину XVIII в. приходится расцвет русского барокко («причудливый, вычурный»), для которого характерны пышность, контрастность, динамика, яркая зрелищность. Проявлением этого стиля в литературе стали произведения А. Кантемира, М. Ломоносова, В. Тредиаковского. Красочность, нарядность, обилие декоративных элементов характеризуют барочную архитектуру. Одним из крупнейших мастеров русского барокко был В. Растрелли (Зимний дворец, Большой Царскосельский дворец, ансамбль Смольного монастыря). В изобразительном искусстве барокко проявляется в творчестве скульптора К. Растрелли (скульптурный портрет Петра I), художников И. Аргунова, И. Вишнякова. Ярким воплощением барочной эстетики в музыкальном и театральном искусстве стала опера. Создателями русской национальной оперы стали Е. Фомин и В. Пашкевич.
Во второй половине XVIII в. господствующим стилем становится классицизм, соответствовавший идеям эпохи Просвещения. Русский классицизм, как и европейский, опирался на традиции античной культуры, используя ее основные принципы, элементы изобразительного искусства, сюжеты. Классицизму было свойственно выражение идеи торжества разума, возвышенных героических и нравственных идеалов, строгая организованность логичных, ясных и гармоничных образов. Русский классицизм, прежде всего, проявился в литературе – возникли такие жанры, как ода, басня, элегия, трагедия, комедия, повесть, роман. Блестящим образцом классицистской литературы является творчество Г. Державина. В тесной связи с литературой развивается драматургия и театральное искусство. Наряду с профессиональными театрами (первый был открыт в Петербурге в 1756 г., его основоположником считается актер Ф. Волков), распространяются крепостные театры, наиболее известен из них театр графа Н. Шереметева.
Архитектуру классицизма характеризуют строгость и ясность форм, четкость организации пространства, симметричность, гармоничность интерьера, мягкость цвета. Наиболее выдающимися мастерами русского классицизма являются В. Баженов, М. Казаков, А. Воронихин, А. Захаров, Ч. Камерон, Дж. Кваренги, К. Росси, воплотившие идею гармонии мироздания.
Великолепные скульптурные портреты мастеров русского классицизма, созданные Ф. Шубиным, И. Мартосом, М. Козловским, Ф. Щедриным, имеют не только внешнюю бытовую, но и историческую достоверность. Символом Петербурга, отразившим дух эпохи, стал знаменитый «Медный всадник» Э. Фальконе.
Ярким воплощением идеалов эпохи стала живопись классицизма. Ей свойственны плавность линий, четкость пропорций, ясность композиции. В жанре исторической живописи работали А. Лосенко, И. Акимов, П. Соколов. Творчество Ф. Рокотова, Д. Левицкого, В. Боровиковского ознаменовало расцвет русской портретной живописи второй половины XVIII в.
Противоположностью классицизма выступает сентиментализм, предпочитавший чувства разуму, влечения сердца требованиям долга. Основоположником русского сентиментализма считается Н. Карамзин, представивший в повести «Бедная Лиза» красоту внутреннего мира простого человека, его переживания и чувства.
В первой половине XIX в. ведущим художественным направлением становится романтизм. Распространению романтизма, который представлял собой не только стиль искусства, но и определенный тип мировоззрения, способствовала общественно-политическая ситуация после Отечественной войны 1812 г. Идеалы героического служения, возвышенных чувств, естественность и индивидуализм, противостояние косности, бездушию характеризуют творчество представителей романтизма. Наиболее ярким проявлением романтизма в литературе была баллада, в которой воплотились характерные черты романтического мировосприятия – двоемирие (реальный и воображаемый мир), интерес к национальному прошлому, отсюда – опора на народные традиции. Это проявилось в творчестве В. Жуковского, А. Пушкина, М. Лермонтова.
Живопись романтизма представлена работами О. Кипренского (портрет А. Пушкина), В. Тропинина («Кружевница»), пейзажами С. Щедрина, И. Айвазовского и др.
Проявлением романтических настроений в музыке стало распространение городской песни и романса, значительный вклад в развитие этих жанров внесли композиторы А. Алябьев, А. Варламов, А. Гурилев.
В 30-40-е годы XIX в. появляется еще одно направление – реализм, названный социально-историческим или критическим реализмом. Его характерными чертами являются интерес к духовному миру человека, критическое отношение к действительности, типизация изображения, острота постановки нравственных проблем. С необычайной силой эти особенности реализма проявились в произведениях Н. Гоголя, Н. Некрасова, И. Тургенева, Ф. Достоевского, Л. Толстого.
Воплощением реализма в живописи стало развитие бытового жанра, появление картин на бытовые сюжеты («Сватовство майора» П. Федотова). Социальный характер русской живописи придало творчество группы художников-реалистов, создавших Товарищество передвижных художественных выставок (1870 г.). Художники-передвижники своей целью сделали знакомство широких слоев общества с русским искусством. И. Крамской, Н. Ге, В. Перов, И. Репин, В. Суриков, А. Саврасов, И. Левитан, В. и А. Васнецовы работали в различных жанрах – портретном, пейзажном, бытовом, историческом но их объединяло стремление достоверно передать условия реальной жизни народа, его историю, запечатлеть красоту родной природы.
Реалистические тенденции в музыке развивались композиторами, входившими в кружок «Могучая кучка». Входившие в него М. Балакирев, А. Бородин, Ц. Кюи, М. Мусоргский, Н. Римский-Корсаков продолжали традиции основоположников русской классической музыки М. Глинки и А. Даргомыжского. Особое место в русской музыкальной культуре занимает творчество П. Чайковского.
В целом для русской культуры Нового времени характерны напряженность, динамизм, разнообразие художественных стилей и направлений, борьба противоположных тенденций, стремление к социальной справедливости.
Лекция 5.1. Формирование единого мирового сообщества в ХХ веке.
1) Глобальные тенденции мирового развития.
2) Основные события всемирной истории.
1) В ХХ веке человечество пережило много событий трагического характера – это мировые войны и региональные конфликты, противостояние враждебных социально-политических систем, жестокие проявления геноцида, эпидемии и стихийные бедствия Но при этом реально утверждался процесс создания единой глобальной цивилизации. Большинство стран мира идут единым путем развития всех сфер жизни, важнейшие проблемы человечества невозможно разрешить силами нескольких даже самых могущественных стран, и ни одна страна, даже самая маленькая, не может отгородиться от общепланетарных проблем, например, экологических или финансовых обвалов на крупнейших биржах. Отметим главные процессы, происходившие на планете в ХХ веке.
*Демография. Население Земли в ХХ веке выросло с 1,6 до 6,% млрд. чел. При этом наибольший рост (демографический взрыв) отмечался в самых бедных регионах планеты (Африка, Азия, Латинская Америка).Это приводит к мрачным прогнозам –о возможности обострения отношений богатого Севера и бедного Юга планеты. Однако возможность перенаселения планеты зависит в наши дни не столько от общего количества жителей, сколько от уровня их потребления. Ведь, например, один американец потребляет ресурсов что и 300 жителей юга Азии.
*Европоцентризм (американизация). В ХХ веке произошло крушение мировой колониальной системы (в 1900 г. в колониях проживало 35 % населения, 55 % площади планеты). Но освободившиеся страны порой начинали жить не по общемировым законодательным и моральным нормам, а по обычаям далёкого прошлого. Поэтому выросло число региональных конфликтов, в которых гибнут миллионы людей, там находят приют террористы и наркодельцы. Попытки США и ряда других стран Запада «навести порядок» приводят к росту национализма и экстремизма., и это порождает новые очаги напряженности.
Однако ценности западной цивилизации всё-таки становятся нормой для большинства народов и стран мира.
* Политические системы. Создаются однотипные формы государственного устройства – республики (президентского или парламентского типа) или конституционные монархии (в Европе сейчас – 15 монархий). Возникает единообразный спектр политических партий – *консервативные (партии порядка, этатизма), *либеральные (партии свободы личности и подконтрольности государства общественным институтам), *партии социалистической ориентации - революционно-марксистские (они осуществили неудачные эксперименты в странах Восточной Европы и в СССР) и социал-реформистские (они добились успехов в Скандинавии, Испании, Германии и др. странах за счет создания смешанной социально ориентированной экономики).Новое направление партстроительства – создание экологических (зеленых) партий., так как одними эпатажными протестами (green peace) экологические проблемы не решить.
* Социальные противоречия. В ХХ веке достигли апогея социальные конфликты- борьба труда и капитала. Революции и крупные стачки происходили в России, Германии, Венгрии, Финляндии, Великобритании и других странах. Но в настоящее время острота социальных конфликтов притупилась и ситуация входит в цивилизованные рамки. На смену воинственным профсоюзам, «выбивавшим» коллективные договоры, приходит система индивидуальных контрактов. Акции предприятий распространяются среди всего коллектива наёмных работников (народный капитализм). Конечно, забастовки в ряде стран и отраслей экономики происходят и сейчас, но часто их участники выдвигают явно завышенные требования. А жесткие действия госструктур распространяются лишь на экстремистов, проникших в ряды забастовщиков (пример Франции 2008 г.)
*Экономика. Однотипные процессы происходят и в сфере экономики. В конце ХIХ в. завершился процесс становления индустриального общества в ведущих государствах. По тогдашней терминологии, это был *империализм. Его основные черты достаточно точно определил В.Ленин: монополизация производства, создание промышленно-банковских олигархий, преобладание вывоза капиталов в слаборазвитые страны вместо вывоза готовых изделий, борьба за новый передел мира на сферы влияния и т.д. Во многом эти положения характерны и для современного общества. Но, по мнению американских учёных (Д.Белл, Э.Тоффлер и др.), в середине ХХ в. утвердилось постиндустриальное или информационное общество, в основе его развития – достижения НТР, а, значит, резкие качественные скачки в развитии производства и совершенствование структуры потребления.
Относительно этого процесса сложились две оценочные позиции: гностицизм (убеждение ВТО, что НТР позволит решить не только экономические, но и социальные проблемы) и агностицизм (утверждение, что современное общество становится заложником сложных технических систем, усиливается применение новейших технологий в военной сфере, разрушается экология).
2) Действительно, важнейшими событиями ХХ в. были две мировые войны (1914-1918 и 1939- 1945 гг.). Число погибших, соответственно, - 13,6 и более 60 млн. чел., материальные потери -360 и 4000 млрд. Но каждый раз мировые державы пытались выработать международные механизмы предотвращения войн. В 20-е годы была создана Лига наций, проведена демилитаризация Германии. Закреплены «справедливые» границы в Европе. Но мировой экономический кризис 1929-1935 гг. привел к срыву этих миротворческих мероприятий.
Преодоление кризиса шло по двум основным моделям6 американской (Ф.Рузвельт и развитие идей социального партнерства, демонополизация экономики) и германской (А.Гитлер – милитаризация экономики, реваншизм и агрессия). В результате, Германия при попустительстве Западных держав и во многом с помощью СССР сумела восстановить свои вооруженные силы и развязать новую мировую войну.
После разгрома фашизма были созданы надежные механизма укрепления мира – ООН, Совет Европы, Движение неприсоединения, Совещания большой восьмерки и др.Но вместе с тем произошел раскол мира по политическим мотивам – «холодная война» Востока и Запада. Только в конце 80-х гг., когда руководство СССР (М.Горбачёв) стало больше считаться с реалиями и предложило мировому сообществу концепцию *нового политического мышления, то есть сценарий выживания в условиях нарастания глобальных проблем, - состояние «холодной войны» было преодолено.
В настоящее время Россия, США и Западные страны являются реальными партнерами в экономической сфере, в борьбе с международным терроризмом, с экологическими проблемами. Но межгосударственные различия, противоречия неантагонистического характера сохраняются. В то же время все в мире понимают, что Ш мировая война может стать последней, - всеобщей катастрофой. Поэтому слова М.Горбачёва – вместе выжить, решить глобальные проблемы, а потом решать – чей общественный строй лучше, - являются наиболее актуальными.
5.2 - 3. Революционные потрясения начала ХХ в. в России и утверждение большевизма.
1) Нарастание проблем в Российской империи.
2) «Серебряный век» русской культуры.
3) Становление Советской тоталитарной системы.
4) Великая Отечественная война и обострение проблем советского тоталитаризма.
1) Социально-экономическое развитие. В результате экономического развития в пореформенный период, особенно после промышленного подъема 90-х годов XIX в. окончательно сложилась система российского капитализма, что проявилось:
в росте предпринимательства и капиталов; совершенствовании производства, его технологическом перевооружении, так наз. вторая техническая революция (ускорение производства средств производства, широкое использование электричества и других достижений современной науки); увеличении количества наемной рабочей силы во всех сферах народного хозяйства. В итоге из отсталой аграрной страны Россия к началу XX в. стала аграрно-индустриальной державой. По объему промышленной продукции она вошла в пятерку крупнейших государств.
Особенностями Российского капитализма в этот период было:
1) Россия не столько вывозила, сколько ввозила капитал;
2) большая роль государства и большой государственный сектор в экономике;
3) высокая степень концентрации промышленного производства и рабочей силы;
4) неравномерность экономического развития, как по регионам, так и по отраслям, это было обусловлено значительным разрывом между развитыми финансово-банковской системой, промышленностью и отсталым аграрным сектором.
Реформы С.Ю. Витте:
· объявление государственной монополии на продажу водки (1895 г.);
· увеличение косвенных налогов: на соль, керосин, спички;
· повышение пошлины на ввоз в страну промышленных товаров;
· вводится золотое денежное обращение (1897г.), что ускорило приток иностранных капиталов в страну.
Дальнейшему продвижению по капиталистическому пути были призваны содействовать реформы П.А. Столыпина(1906-1910 гг.), включающие:
· выход крестьян из общины и создание частных крестьянских хозяйств – отрубов (с сохранением дома и земельного участка в пределах основной территории поселения) и хуторов (с участком и домом за пределами деревни, села);
· переселенческую политику – переезд крестьян из густонаселенной центральной части страны на малоосвоенные земли за Уралом.
В целом по уровню экономического развития страны на рубеже веков Россия соответствовала ведущим державам своего времени. Однако ее динамическое развитие было прервано вступлением в первую мировую войну и обострением внутриполитических противоречий, приведшими страну к кризису и революционному взрыву 1917 г.
Политическое развитие России на рубеже XIX-XX вв. характеризуется кризисом, вызванным противоречиями между властью и обществом, с одной стороны, и между различными социальными группами внутри самого общества, с другой стороны. Кроме того, неудачи во внешней политике (поражение в Русско-японской войне 1904-05 гг., вступление в затянувшуюся Первую мировую войну) также стали предпосылками обострения социально-политической ситуации в начале XX в.
В ходе первой русской революции 1905-07 гг. и принятого под давлением обстоятельств Манифеста 17 октября 1905 г., провозгласившего некоторые политические свободы и создание Государственной думы, оформились основные политические течения и партии.
Партии
Лидеры
Программа / Основные идеи
Социалистическое течение
Российская Социал-Демократическая Рабочая Партия (РСДРП)
Большевики - В.И. Ленин (Ульянов)
Меньшевики – Ю. Мартов (Цедербаум)
Программа-минимум: произвести буржуазно-демократическую революцию – свергнуть самодержавие. Программа-максимум: победа социалистической революции, установление диктатуры пролетариата, национализация земли.
Партия социалистов-революционеров (ПСР, эсеры)
В.М. Чернов, лидеры «Боевой организации» Е. Азеф, Б. Савинков
Главную силу революции - крестьянство, предлагали программу социализации земли, которая должна передаваться на уравнительных началах в пользование крестьянам по трудовой норме. Использовали тактику индивидуального террора.
Либеральное течение
Конституционно-демократическая партия (кадеты)
П.Н. Милюков
Установление конституционного строя, увеличение земельных наделов, отмена сословных привилегий, равенство всех перед законом, права рабочих, свобода личности и т.д. Основной метод – реформирование “сверху”, давление на правительство.
Союз 17 октября (октябристы)
А.И. Гучков
Содействие правительству, удовлетворение обещанными свободами. Экономическая основа – частная собственность, отчуждение помещичьих земель лишь в крайнем случае. Сохранение единой и неделимой России.
Консервативное течение
Союз русского народа (черносотенцы)
В.М. Пуришкевич
Укрепление самодержавия, сохранения целостности и неделимости России, националистические лозунги «Россия для русских».
Государственная дума- Законосовещательное, представительское учреждение России (1906-1917). Учреждена Манифестом 17 октября 1905. Рассматривала законопроекты, которые затем обсуждались в Государственном совете и утверждались царем. 4 созыва. 1-й (27.4-8.7.1906; председатель С. А. Муромцев). Большинство мест –кадеты и октябристы. Большевики выборы бойкотировали. Предложила программу демократизации России, но она не была принята. Главный вопрос – аграрный. Распущена царем. 2-й (20.2-3.6.1907; председатель Ф. А. Головин). Более левая. Главный вопрос- снова аграрный. Проекты полного или частичного отчуждения земли. Одновременный роспуск 2-й Думы 3 июня 1907 г. и изменение избирательного закона, значительно урезавшего права граждан, получил название ТРЕТЬЕИЮНЬСКИЙ ПЕРЕВОРОТ.3-й (1.11.1907-9.6.1912; председатель Н. А. Хомяков, с 1910 — А. И. Гучков, с 1911 — М. В. Родзянко). Ни одна из фракций не имела большинства. – «Октябристский маятник». Рабочий, национальный и аграрный вопросы. 4-й (с 15.11.1912- 6(19) октября 1917; председатель Родзянко). Состав почти тот же. Два большинства: право-октябристское и октябристско-кадетское.
Причины революционных событий 1917 г.
1) «Кризис верхов» — нестабильность самого правительства («министерская чехарда»), активизация либеральной оппозиции. Нежелание царя идти на какие-либо уступки, падение авторитета власти.
2) Политизации масс - рост крестьянского и рабочего движения
3) Хозяйственная разруха, усугублявшаяся войной, рост цен, дефицит продуктов и товаров.
Отречение Николая II от престола 2 марта 1917 г. привело к возникновению ситуации двоевластия – Временного правительства и революционного Петросовета.
Углубление общенационального кризиса, нарастание революционных настроений, обострение экономического кризиса, неспособность правительства к решительным действиям привели к захвату власти большевиками в октябре 1917 г.