Рассуждения Юма о происхождении понятия причинной связи, по выражению самого Канта, «прервало его (Канта) догматическую дремоту».
Согласно Юму, научные суждения (утверждения и отрицания) в сущности ничем не отличаются от эмпирических обобщений.
Согласно Канту, достоверность научного знания заключается в его логической необходимости и всеобщности. Однако знания, опирающиеся на эмпирическую индукцию, не могут обладать необходимым и всеобщим характером.
Чем гарантируется (обеспечивается) необходимый и всеобщий характер научного знания? Основная проблема «Критики чистого разума» сводится к вопросу о том, как возникает новое научное знание. Сам Кант формулирует проблему своего труда иначе.
1. Существует мнение, что, т.к. на протяжении всей своей жизни Кант оставался Кантом, говорить о выделении периодов в его творчестве неуместно.
2. Канта сравнивают с Коперником, говоря что Кант в философии сделал столько же, сколько Коперник в естествознании.
Для того чтобы ввести логику анализа данной проблемы, Кант все возможные суждения делит на 2 большие группы, и в каждой группе оказывается пара суждений:
1) суждения априорные и противоположные им – апостериорные.
2) суждения аналитические (это тавтологии, не дающие нового знания, приращения знания. Например: треугольник имеет 3 угла) и противоположные им – суждения синтетические, которые дают приращение знания. Приращение знания в таких суждениях происходит за счёт того, что к субъекту присоединяется предикат.
Научное знание тем и ценно, что оно состоит из особых суждений, а именно из априорных синтетических суждений.
Априорное суждение – это суждение, в котором связь субъекта и предиката отвечает двум признакам:
1. эта связь носит необходимый и всеобщий характер
2. эта связь не образуется на основе наблюдения, а мыслится как бы из самого разума.
Кант формулирует основную проблему «Критики чистого разума» следующим образом: как возможны синтетические суждения априори. Чтобы обосновать возможность научного знания, нужно показать, как образуются априорные синтетические суждения
· во-первых, в математике,
· во-вторых, в теоретическом естествознании и
· кроме того, следует прояснить статус метафизики, т.е. выяснить, является ли
она наукой.
Кант провозгласил неразрывную взаимосвязь, с одной стороны – чувственного и содержательного, а с другой стороны – рационального и формального начал в научном познании.
Научное познание представляет собой, по Канту, синтез
· содержания, исходными элементами которого являются, в конечном счёте,
данные чувств, и
· формы, которая априорна, т.е. существует до и независимо от опыта.
Понятие опыта у Канта используется в следующих смыслах:
1) в широком смысле
Опытное знание – это всё научное знание. В этом смысле границы возможного опыта – это границы возможностей самой науки.
2) Опыт – это знания, базирующиеся, в конечном счёте, на чувственных данных. Опыт – это содержательное знание.
Априорные формы. По Канту, познание начинается с ощущений, но далеко не всё знание напрямую выводится из ощущений. Существует знание, которое порождается нашей познавательной способностью как таковой (такое знание и представляет собой априорные формы). Такое знание – это, например, знание пространства и времени как таковых.
По Канту, именно априорные формы придают знанию необходимый и всеобщий характер, но при этом они не превращают наши знания в отражение вещей как они существуют сами по себе.
Кант различает 2 понятия: с одной стороны – это «вещь в себе», с другой стороны – «феномен».
Под феноменом понимается вся познаваемая действительность, мир явлений, который, по Канту, конструируется самим субъектом познания путём синтеза априорных форм и материала познания, в конечном счёте, доставляемого ощущениями. Феномен конструируется не эмпирическим субъектом*, а особым субъектом – всеобщим субъектом, или, по выражению Канта, трансцендентальным субъектом.
* Эмпирический субъект – это каждый из нас.Кант употребляет понятие «вещь в себе» в 3-х смыслах:
1. вещь в себе – это внешний непознаваемый источник наших ощущений
2. вещь в себе – это любой недоступный опыту объект (например, Бог)
3. вещь в себе – это обобщённое понятие о недоступной для опыта объективной реальности; это понятие о мире в целом, о душе как единстве всех психических процессов, о Боге. В данном смысле понятие «вещь в себе» указывает не столько на сам объект, сколько на предел нашей познавательной способности (на предел содержательного знания). В этом смысле понятие «вещь в себе» у Канта имеет синоним – понятие «номэн» (имя).
Каждому из видов познания, согласно Канту, соответствует особая познавательная способность человека:
· математическое познание, математика базируется на чувственности, т.е. на способности
созерцания (в данном случае способность созерцания – это способность наглядно представлять себе вещь как целое)
· теоретическое естествознание базируется на другой познавательной способности –
на рассудке
· метафизика основывается на разуме.
Соответственно этим трём познавательным способностям и сферам, познавательной деятельности человека «Критика чистого разума» подразделяется на 3-х больших раздела:
1. трансцендентальная эстетика – это учение о чувственности. Здесь основной вопрос: как возможна математика в качестве науки.
2. трансцендентальная аналитика – это учение о рассудке. Основной вопрос: как возможно естествознание в смысле науки.
3. трансцендентальная диалектика – это учение о разуме. Основной вопрос: возможна ли метафизика в качестве науки.
Кант использует 2 понятия:
· «трансцендентный» - означает потусторонний, находящийся за пределами всякого
опыта и не имеющий к этому опыту никакого отношения.
· «трансцендентальный» - это доопытный, независимый от опыта, но необходимый в
процессе формирования опыта (это значит: составляющий необходимое априорное условие всякого возможного опыта).
Кант среди априорных форм* выделяет:
1. априорные формы чувственности (чувственного созерцания)
2. априорные формы рассудка.
Эти формы принадлежат трансцендентальному субъекту; они ответственны за организацию опытного знания; благодаря априорным формам являющийся нам мир предстаёт в качестве целого, пронизанного закономерностями (упорядоченного целого).
Истоки законосообразности мира как он дан нам в опыте заключены в устройстве человеческой познавательной способности. «Разум не черпает законы из природы, а предписывает их ей».
* все они трансцендентальны