Ряд исследователей выделил период с XIV по XVI вв. как самостоятельный этап истории западноевропейских народов. Он получил название "Возрождение".
Мыслители эпохи Возрождения: Франческо Петрарка, Марсилио Фичино, Джованни Пико делла Мирандола, Никколо Макиавелли, Эразм Роттердамский, Мишель Монтень, Томас Мор, Николай Кузанский, Леонардо да Винчи, Николай Коперник и многие другие.
Основные черты философии Возрождения.
Культура эпохи Возрождения — это синтез христианства, античной и восточной культур.
Возрождение интереса к античной культуре в целом и к античной философии в частности (отсюда и название периода — "Возрождение").
Интерес к магии и мистике.
Религиозная философская мысль Возрождения создает новую, пантеистическую (от греч. pan — все и theos — Бог) картину мира, тяготеющую к отождествлению Бога и мира, к обожествлению природы и человека.
Для эпохи Возрождения характерны антиклерикальные настроения. Идеи изменения церкви и ее учения проявились в движении под названием Реформация, которое привело к возникновению новой протестантской церкви. Наиболее ярко реформаторское движение проявилось в Германии в деятельности Мартина Лютера и Томаса Мюнцера.
Однако главной особенностью мышления ренессансной культуры был переход от теоцентрического к антропоцентрическому пониманию мира. На первый план здесь выдвигаются гуманистические мотивы. Человек не только становится важным объектом философского рассмотрения, но и оказывается центральным звеном всей цепи космического бытия.
Мыслители эпохи Возрождения формируют убеждение, что земной человек и его проблемы должны стать центром и целью мировоззрения.
Человек в эпоху Возрождения воспринимался во всей его целостности: внимание обращалось не только на его духовные качества, но и на его телесность.
Следующее понятие, которое раскрывает специфику антропологической проблематики мыслителей Возрождения — это "индивидуализм". В эпоху Возрождения человек начинает осознавать свою не только духовную, но и телесную индивидуальность, уникальность.
Для реализации и развития индивидуалистических проявлений природы человека понадобились и соответствующие средства. Таковыми начиная с XIV в. выступили дисциплины, занимающиеся познанием человека, то есть история, литература, философия и риторика. Для их наименования были актуализированы восходящие к Цицерону и Гелию понятия "studia humanitais" и "studia humaniora". Преподавателей этих дисциплин стали называть гуманистами (humanista), "сконструировав" это слово по аналогии с такими названиями профессий, как законник (legista), художник (artista) и т. п. В последующем так стали называть всех деятелей эпохи Возрождения, а новое направление культуры получило название гуманизма.
В эпоху Возрождения начал оформляться и такой феномен, как политическая философия (или философия политики). Были созданы новые социально-политические учения (Никколо Макиавелли, Томас Мор).
Еще одно значительное достижение Ренессанса — это подготовка и формирование методологии научного познания. Подлинным переворотом, оказавшим наибольшее влияние на формирование научной картины мира, был переход астрономии от геоцентрической к гелиоцентрической системе мира. Николай Коперник предложил астрономическую модель планетной системы, в центре которой находится Солнце (греч. helios, лат. sol — солнце). Эта гелиоцентрическая система противоречила господствующей геоцентрической системе (лат. gaea — земля), восходившей к Аристотелю, Птолемею и признававшейся Церковью.
Таким образом, эпоха Возрождения характеризуется началом становления буржуазного общества, первоначальным накоплением капитала за счет вытеснения цехового производства мануфактурным, обезземеливанием крестьян и колониальными захватами. Развитие промышленности стимулировало рост интереса к наукам, изучающим свойства физических тел и формы проявления природных сил (прежде всего, астрономии и физики). Все это ослабляло жесткое давление на сознание людей религиозных заблуждений и лженаук (алхимии, астрологии и т.п.).
На этом фоне возрождался интерес к гуманистической по своему существу античной культуре. Средневековый теоцентризм сменяется антропоцентризмом. Философия из служанки богословия превращается в науку о человеке и его предназначении.
Мыслители Ренессанса (Монтень, Роттердамский и др.) выстраивали свои концепции человека исходя из гуманистических начал, предусматривающих уважение к человеку и его достоинству, веру в его силы и любовь к нему, создание условий для его свободного, гармоничного развития.
Человек объявлялся высшей ценностью. Он должен был обладать независимостью и самостоятельностью. Его индивидуализм связывался с реализацией личных благ, автономией по отношению к общественной среде, с самоутверждением и свободой воли. Человеку предназначалось жить в согласии с природой, совершенствовать свои врожденные склонности к добру и счастью, требующие высокого напряжения моральных и интеллектуальных сил.
Благородство личности человека, ее успех определялся не социальным положением, а ее способностями и целенаправленным воспитанием. Это воспитание, по Монтеню, должно отвечать следующим требованиям:
быть светским и свободным, не стесняемым жесткими рамками, которые ставит учитель или всякого рода регламентации;
формировать не столько ученого, сколько просвещенного человека, который способен обогатить и украсить себя изнутри;
работать не только на развитие памяти, но и разума, и совести; призывать к делам, а не словам, прививать привычку трудиться терпеливо и не упорствовать в заблуждениях;
не только не мешать и не вредить учащимся, но и изменять их к лучшему, придавая особый вес и особую значимость гуманитарным дисциплинам.
Философы эпохи Возрождения большое внимание уделяли нравственным проблемам. Этику, которая, по их мнению, должна лежать в основе воспитания, они рассматривали натуралистически, полагая, что всякая добродетель является результатом познания естественных условий жизни человека. Она утверждает любовь и оптимистическое отношение к жизни, умеренность и скромность, стремление к трудовой деятельности и духовному обогащению. Вместе с тем, добродетель несовместима с жестокостью, злом и страхом, религиозной нетерпимостью.
В трактатах представителей культуры Возрождения проводилась четкая демаркационная линия между знанием и верой: знание доступно рациональному обоснованию, вера – прерогатива религиозного откровения.
Основным философским методом критики религиозных догм считался скептицизм. Уместно в этой связи привести известный афоризм Монтеня: «Философствовать – значит сомневаться». Смысл этого афоризма заключается в том, что всякий поиск истины осуществляется с опорой на опыт и разум, а не на авторитеты, в том числе авторитет Священного писания.
Идеалы гуманизма стали духовной основой новой философии природы и философии социума. Коперник и Галилей создали модель Вселенной, в соответствии с которой Земля, совершая движение вокруг Солнца, обращается и вокруг собственной оси. Ьруно выдвинул идею о бесконечности Вселенной, ее самодвижении, несотворимости и неуничтожимости. Он обосновал пантеистическую концепцию, согласно которой Бог «растворен» в природе, а не возвышается над ней.
В этот же период мыслители, занимающиеся проблемами общества, стали объяснять развитие социальных отношений естественными законами, выведенными из разума и опыта (Макиавелли, Кампанелла, Мор).
Резюмируя вышесказанное, можно сделать вывод о том, что философия эпохи Возрождения базировалась на следующих принципах:
антропоцентризм и гуманизм;
признание способности к творчеству природной сущностью человека;
необходимость осмысления мира через осмысление человека, как единства телесного и духовного;
доминирование эстетического над рациональным и этическим в понимании действительности.