Информационными структурами принято считать учреждения и организации, профессионально производящие, обрабатывающие и «переупаковывающие» информацию разного рода, обеспечивающие ее хранение и доступ к ней пользователям. Это информационные агентства, службы, центры и институты информации, библиотеки и другие подобного рода учреждения и организации.
Наиболее упорядоченными информационными структурами являются системы научно-технической информации, существующие фактически в любой стране. Особенности построения каждой такой системы зависят от многих причин: географического положения страны, размеров ее территории, численности населения, используемых в ней языков, ее истории, уровня экономического развития, политического строя и др. Такие системы могут быть централизованными, децентрализованными и смешанного типа.
В настоящее время, когда информация все больше становится экономическим фактором, правительства всех стран принимают доступные им меры для укрепления и развития таких систем в своих странах. Эти меры составляют содержание информационной политики, которая разрабатывается и осуществляется в каждой стране.
В странах, ставших политически независимыми после второй мировой войны и/или не имевших исторически сложившихся научно-информационных систем, они стали создаваться по централизованной схеме. Она была рекомендована ЮНЕСКО и предусматривала создание национальных центров и находящихся под их методическим руководством сетей специальных центров и научно-технических библиотек. Такие национальные центры были созданы в Аргентине, Бразилии, Египте, Израиле, Индии, Индонезии, Иране, Испании, Китае, Пакистане, Португалии, Турции, ЮАР, Южной Корее, Японии, в странах СЭВ и многих других странах.
Для общего руководства работой национальной информационной системы и главных направлений ее развития в большинстве стран созданы межведомственные комиссии или комитеты, которые функционируют при соответствующем органе государственной власти (парламенте, премьер-министре, министерстве или госкомитете). Такие межведомственные комиссии (комитеты) выполняют следующие основные функции:
– организуют разработку прогнозов развития информационных систем и проводят их экспертную оценку;
– определяют цели и разрабатывают основные направления государственной информационной политики;
– разрабатывают среднесрочные (до 5 лет) и долгосрочные (10 и более лет) программы развития национальной информационной системы;
– осуществляют научную экспертизу проектов, направленных на развитие национальной системы;
– организуют разработку законодательных актов и других нормативных документов, относящихся к деятельности национальной системы.
Основными средствами, которые применяются для решения задач, одобренных межведомственными комиссиями или комитетами, являются:
– законодательные акты;
– прямые распоряжения органов государственного управления административно подчиненным организациям и учреждениям;
– прямые государственные заказы на выполнение конкретных заданий;
– государственное субсидирование проектов, способствующих достижению поставленных комиссией (комитетом) целей.
Научно-методическое руководство национальной информационной системой (сетью) той или иной страны осуществляется либо специально созданным для этой цели национальным институтом (центром) научной и технической информации, либо национальной библиотекой.
В странах, которые имеют давно сложившиеся механизмы и традиции децентрализованного управления научными исследованиями и их информационного обеспечения, они основаны на принципах координации и кооперации. Эти страны раньше других осознали большое значение научных исследований и разработок для развития экономики и культуры. Поэтому в таких странах были созданы эффективно действующие сети научно-технических библиотек, которые преимущественно и осуществляли научно-информационное обслуживание исследователей (т. е. выполняли функции информационных центров) вплоть до начала второй мировой войны. К числу таких стран относятся США, Великобритания, Германия, Франция, Италия и скандинавские страны.
Важным средством повышения эффективности национальной системы (сети) информационных органов, особенно при наличии в стране частного и государственного секторов экономики, является развитие и укрепление научных обществ, научно-исследовательских ассоциаций в отраслях промышленности и профессиональных ассоциаций. Эти общества и ассоциации обеспечивают неформальное взаимодействие между частным и государственным секторами экономики, в том числе и в области информационного ее сектора. Они решают следующие основные задачи:
– выпускают научно-техническую литературу, особенно периодические издания, по своим отраслям;
– организуют научные совещания ученых и специалистов;
– создают центры и системы информационного обеспечения своих членов;
– организуют и/или проводят исследования в интересах всех своих членов;
– разрабатывают общие методические и нормативные материалы, необходимые для взаимодействия между государственными и частными организациями и учреждениями;
– разрабатывают общие профессиональные требования к специалистам собственной сферы, организуют и контролируют их подготовку и повышение квалификации;
– развивают координацию и кооперацию между однотипными организациями и учреждениями;
– информируют общественность о целях, задачах и достижениях своих членов.
В области научно-технической информации такими обществами и профессиональными ассоциациями в США являются: Американская библиотечная ассоциация (1876– , св. 47 тыс. чл.), Ассоциация специальных библиотек (1909– , 4 тыс. чл.), Ассоциация научных библиотек (1932– , ок. 120 чл.), Ассоциация медицинских библиотек (1898– , 5 тыс. чл.), Ассоциация по образованию в области библиотековедения и информатики (1915– , ок. 700 чл.) и еще не менее 30 других библиотечных ассоциаций; Библиографическое общество Америки (1904– , ок. 1,4 тыс. чл.), Американское общество по информатике (1937– , ок. 4,3 тыс. чл), Ассоциация информационной промышленности (1968– , ок. 600 чл.), Американское общество индексаторов (1968– , св. 750 чл.), Ассоциация американских издателей (1970– , св. 250 чл.), Общество научного книгоиздания (1979– , ок. 600 чл.), Американская ассоциация книготорговцев (1900– , 7,3 чл.) и многие другие.
В Великобритании важнейшими обществами и профессиональными ассоциациями в области библиотечного дела и информатики являются: Библиотечная ассоциация (1877– ), Ассоциация по информационному менеджменту (прежде Ассоциация специальных библиотек и информационных бюро, 1926– , ок. 2 тыс. чл.), Институт информационных специалистов (1958– , св. 2 тыс. чл.), Общество индексаторов (1957).
Во Франции такими организациями являются: Ассоциация французских библиотекарей, Французская ассоциация документалистов и работников специальных библиотек, Французский союз органов документации (1932– ). В Германии насчитывается несколько десятков обществ и профессиональных ассоциаций в области библиотечного дела и информатики, из которых крупнейшими являются: Объединение немецких библиотекарей (1900– , 1350 чл.), Немецкий библиотечный союз (1949– , 2,3 тыс. чл.), Объединение дипломированных библиотекарей научных библиотек (1948–, ок. 3 тыс. чл.), Объединение немецких документалистов.
В настоящее время стал модным термин инфраструктура, который неправильно употребляют в значении внутренней структуры. Понятие инфраструктуры на самом деле определяется как совокупность отраслей хозяйства, которые организационно не входят в данную отрасль, но без участия и развития которых невозможно эффективное функционирование последней. Для информационной отрасли инфраструктурными отраслями можно считать издательское дело и полиграфическую промышленность, книжную торговлю, библиотечное дело, почтовую и телеграфную связь, телевидение и некоторые другие отрасли.
В информатике это понятие связано с понятиями национальной и глобальной инфраструктуры и впервые возникло в США. В речах о политике в области науки и технике 17 и 22 февраля 1993 г. президент США Б. Клинтон объявил о намерении своей администрации создать в стране Национальную информационную инфраструктуру и супермагистраль (National Information Infrastructure – NII)[23].
Идея создания инфраструктуры и ее станового хребта – информационной супермагистрали (information superhighway) или инфобана (Infobahn) была выдвинута в 1989 г. А. Гором, тогда еще сенатором, а затем вице-президентом США. Им же введен в обращение в 1978 г. и сам термин “информационная супермагистраль”. Осуществление этой идеи – по замыслу ее авторов – должно было стать национальной задачей США, вдохновляющей и сплачивающей исследователей, инженеров, бизнесменов и других граждан этой страны, т. е. примерно такой, какой была в 60-е годы программа “Аполлон” по выполнению полетов американских астронавтов на Луну[24].
За всю 219-летнюю историю США по этой стране прокатились лишь две обновляющие экономические волны, которые радикально изменили образ жизни ее населения. Первую волну породило строительство железных дорог в середине XIX века, а вторую – строительство скоростных автострад, особенно между штатами, в 50-х годах ХХ века.[25] Третью волну должно было породить строительство информационной супермагистрали, что могло бы оказать на жизнь американцев и людей всего мира не меньшее воздействие, чем в ХV веке оказало на жизнь народов Европы изобретение книгопечатания Гутенбергом[26].
В документе “План действий по созданию Национальной информационной инфраструктуры”, который был обнародован Белым Домом 15 сентября 1993 г., эта инфраструктура видится как “бесшовное сплетение коммуникационных сетей, компьютеров, баз данных и устройств бытовой электроники, которое будет доставлять непосредственным потребителям огромные объемы информации. Создание национальной информационной инфраструктуры может способствовать развязыванию информационной революции, которая навсегда изменит образ жизни людей, то, как они работают и взаимодействуют друг с другом”.
В другом документе Национальная информационная инфраструктура трактуется как программа, направленная “на повышение эффективности работы правительства”, на ”сохранение Соединенными Штатами мирового лидерства в науке, технике и технологии”, на то, чтобы “все американцы получали нужную им информацию тогда, когда она нужна им, когда они хотят ее получить – и за приемлемую плату”[27].
Как следует из названия этой программы, в ней предусматривалось создание информационной инфраструктуры. Это означало разработку средств, позволяющих быстро передавать и получать информацию, организационно не входящих в существующие информационные структуры (например, как почта, которая лишь обеспечивает быструю доставку корреспонденции адресатам, но не создает и не использует ее сама). Поэтому, чтобы собственно информационные структуры – центры информации, библиотеки и т. п. – могли эффективно пользоваться этой инфраструктурой (т. е. сверхбыстродействующей сетью передачи данных), они должны быть переоснащены новейшим информационным оборудованием, создавать новые виды информационной продукции, внедрять новые методы информационного обслуживания.
Основой для создания информационной супермагистрали должна служить сначала сеть Internet, а затем – сеть NREN, которая создается с 1989 г. тоже по инициативе А. Гора. С созданием инфраструктуры тесно связывают программы оцифровки рукописных и печатных фондов библиотек и появление так называемых “виртуальных библиотек”.