Современные информационные услуги можно разделить на три взаимодействующих области:
– специальная информация,
– электронные сделки,
– электронная коммуникация.
В области специальной информации выделяются следующие основные сектора:
1. Сектор деловой информации (биржевой, финансовой, коммерческой, экономической, статистической), охватывающий:
– биржевую и финансовую информацию – информацию о котировках ценных бумаг, валютных курсах, учетных ставках, рынке товаров и капиталов, инвестициях, ценах, предоставляемую биржами, специальными службами биржевой и финансовой информации, брокерскими компаниями, банками;
– экономическую и статистическую информацию – числовую экономическую, демографическую, социальную информацию в виде рядов динамики, прогнозных моделей и оценок, предоставляемую государственными службами, а также компаниями, занятыми исследованиями, разработками и консалтингом;
– коммерческую информацию – информацию по компаниям, фирмам, корпорациям, ценам, о финансовом состоянии, связях, сделках, руководителях, о направлениях их работы и продукции и т. п.;
– деловые новости в области экономики и бизнеса, предоставляемые специальными информационными службами.
2. Сектор научно-профессиональной информации: научно-технической, медицинской, юридической и другой информации, охватывающий документальную, библиографическую, реферативную, справочную информацию и данные в области фундаментальных и прикладных, естественных, технических и общественных наук, отраслей производства и сфер человеческой деятельности. В этом секторе предусмотрена организация доступа к первоисточникам информации через библиотеки и специализированные службы, возможность приобретения первоисточников, их получения по межбиблиотечному абонементу в виде полноразмерных и микрокопий.
3. Сектор массовой, потребительской информации, охватывающий новости и литературу, справочники, энциклопедии, потребительскую и развлекательную информацию, ориентированную на домашнее, а не служебное использование, в том числе сведения о погоде, расписании транспорта, игры, программное обеспечение, предложения по обмену, покупкам и продажам, справочники отелей и ресторанов, информацию по курсам валют, аренде, турах, а также услуги телетекста и видеотекса и т. п.
4. Сектор социально-политической информации, обслуживающий органы государственной власти и управления статистической, социальной, архивной и другой специальной информацией.
В России понятие информационной деятельности в течение долгого времени связывалось в основном с научно-технической, а также некоторыми видами социальной информации, в то время как на них приходится около 15–25 % мирового рынка информационных услуг.
В бывшем СССР были созданы достаточно развитые, но замкнутые автоматизированные информационные системы, направленные в основном на реализацию внутренних задач тех ведомств, в рамках которых и на средства которых они существовали. Задачи обеспечения научной и технической информацией решались в рамках Государственной системы научной и технической информации (ГСНТИ), где ведущая роль генератора информации принадлежала ВИНИТИ, статистическая информация по состоянию экономики была сосредоточена исключительно в ведомствах Государственного комитета по статистике и т. д. Открытая информация, сосредоточенная в основном в рамках системы научной и технической информации, была изолирована от системы информации в оборонных отраслях и системы массовой информации.
Что касается экономической, коммерческой (конъюнктурной), массовой и прочей информации, то командно-административная система удовлетворялась ею в том виде и количестве, которое было необходимо для целей директивного управления. Такие важнейшие для нужд рыночной экономики информационные составляющие, как биржевая и финансовая информация, демографическая и потребительская информация, еще предстоит создавать. В условиях централизованно планируемой экономики основная часть информации, необходимой предприятиям и организациям в их хозяйственной деятельности, поступала в виде директив административной системы и носила служебный характер. С разрушением административной системы предприятия столкнулись с острой нехваткой практически любой информации делового характера, необходимой для работы в условиях формирующегося рынка. Отсутствие такой деловой информации не способствовало восстановлению внутриотраслевых и межотраслевых экономических связей и возникновению негосударственных экономических партнеров (кооперативов, малых предприятий, банков, бирж).
Мировая практика последних десятилетий показала, что информация в электронной форме превратилась в важнейший компонент современной рыночной инфраструктуры. Доступность информации тесно связывается западными экономистами со свободой конкуренции и рассматривается как одно их базисных условий эффективного функционирования рыночной экономики.
Независимый, самостоятельный производитель товаров или услуг (а именно эта фигура наилучшим образом характеризует рыночную экономику и ее основного субъекта), а также все те, кто обеспечивает непрерывность цикла "наука–техника–производство–сбыт–потребление" не могут успешно действовать на рынке, не имея информации. Это информация о других производителях, о возможных потребителях продукции, о поставщиках сырья, комплектующих и технологиях, о положении на товарных рынках и рынках капитала, наконец об общей экономической и политической ситуации не только в собственной стране, но и во всем мире, тенденциях развития экономики, перспективах развития науки и техники, о правовых условиях хозяйственной деятельности и т. п.
Информация лежит в основе современной маркетинговой концепции управления производственной и сбытовой деятельностью и используется как для формирования и уточнения производственной программы, так и для проверки ее обоснованности рынком в процессе реализации произведенных товаров. Современный этап развития экономики требует наличия специального механизма, обеспечивающего связь между предложением и спросом, ориентирующегося на конкретные потребности рынка и подчинение этим потребностям различных сторон производства и сбыта. Важной частью такого механизма выступает информационная деятельность.
Электронные сделки (операции) включают системы резервирования билетов и мест в гостиницах, заказа товаров и услуг, банковских и расчетных операций. Они формируются:
– системами заказа билетов на железнодорожном и авиационном транспорте (системы резервирования авиабилетов "Сирена" и железнодорожных билетов "Экспресс");
– системами электронных банковских операций;
– так называемыми, электронными биржами.
Электронные коммуникации реализуются современными средствами связи и человеческого общения. Это сети передачи данных, системы электронной почты, компьютерные сети, телеконференции, электронные сетевые доски объявлений и бюллетени, центры общедоступного программного обеспечения и т. п.