Поскольку почти с каждого этапа коммуникационных процессов любая информация может быть доступна потребителю, а передача ему этой информации и составляет основной смысл самих этих процессов, вопросы информационного обслуживания находятся в центре внимания информационных работников. Основные виды информационного обслуживания можно различать по многим признакам:
* от кого исходит инициатива при обслуживании – от информационной службы или от потребителя,
* как осуществляется обслуживание – посредством опубликованных или непубликуемых документов,
* на кого направлено обслуживание – на единичного или массового потребителя,
* осуществляется ли обслуживание постоянно или лишь при необходимости,
* как доводится информация до потребителя – непосредственно или в результате отклика на сигнальное оповещение,
* с какой целью осуществляется обслуживание – для ознакомления или практического использования.
Классификация основных видов информационного обслуживания и строится по этим признакам, использующимся как основания деления. При этом некоторые виды имеют специальные названия, а другие обозначаются описательно.
Как будет сказано дальше, эффективное информационное обслуживание возможно только на основе глубокого знания информационных потребностей ученых и специалистов. Вместе с тем, наиболее успешное изучение этих потребностей ведется в процессе самого обслуживания. Наиболее подходящим для этого видом обслуживания является избирательное распространение информации (ИРИ). Оно является одним из наиболее распространенных в информационной деятельности и исторически одним из первых видов обслуживания, которое стало осуществляться автоматически при помощи компьютеров.
Избирательное распространение информации (и сам термин "ИРИ") было введено сотрудником американской фирмы IBM Х.‑П. Луном, который в 1958 г. предложил соответствующую автоматизированную систему с использованием вычислительной машины. Он определил этот вид обслуживания следующим образом: "Избирательное распространение информации это такая служба в какой-либо организации, которая направляет новые элементы информации, получаемые из любого источника, в такие места, где вероятность их использования для текущей работы или заинтересованность в них наиболее высоки"[11].
При избирательном распространении информации потребитель как бы доверяет информационной службе поиск необходимых ему сведений в текущей научно-технической литературе. Он сообщает признаки, по которым следует отбирать ему документы: классификационные индексы, предметные заголовки, дескрипторы, фамилии авторов необходимых работ или цитируемых в них документов. Вся литература, поступающая в информационный орган, анализируется по этим признакам и в случае их совпадения с признаками, указанными потребителем, ему посылаются только его одного интересующие сведения. Система обратной связи с потребителем позволяет постоянно корректировать состав отбираемых материалов и тем самым улучшать индивидуальное информационное обслуживание.
Этот вид информационного обслуживания издавна практиковался библиотеками. Библиотекарь просматривал поступающие в библиотеку книги и журналы и сообщал читателям о публикациях, которые, по его мнению, могли представлять для них интерес. Здесь все зависело от памяти и доброй воли библиотекаря, а также от наличия у него свободного времени. Поэтому такая форма информационного обслуживания была нерегулярной, неформальной и весьма ограниченной по масштабам. В современной системе ИРИ поступающие документы индексируются (а иногда аннотируются или реферируются) специалистами, после чего они вводятся в компьютер, в котором содержатся введенные ранее "профили" абонентов. Если поисковые признаки документа совпадают с "профилем" абонента, ему посылается сигнальное извещение, по которому он может запросить документ или его копию, а затем обязан сообщить, насколько этот документ был ему полезен. Сведения из этих карт обратной связи также вводятся в машину, что позволяет оптимизировать работу системы.