Ампир ( фр. empire - империя) - термин, который применяют в искусствоведении к западно-европейского классицизма времен империи Наполеона, преимущественно в архитектуре, портретном живописи и декоративно-прикладном искусстве.
Москва, Триумфальная арка.
Для Ампир характерно обращение к традициям императорского Рима с его стремлением к строгой величия и помпезности, холодной элегантности.
В декоративном оформлении архитектурных сооружений, мебели и проч. применяются военные эмблемы, оружие времен Древнего Рима, лавровые венцы, крылатые грифоны, сфинксы, львы и др..
Образцы ампира в наполеоновской Франции и Российской империи
Императрица Жозефина. Худ.Франсуа Жерар, 1801
Характерные архитектурные памятники Ампир в Париже : церковь Мадлен (арх. П. Виньйон, 1807 ), триумфальные арки на площади Звезды (арх. Ж.-Ф. Шальгрена, 1806 - 37) и на площади Карусель (арх. Ш. Персье и П. Фонтен,1806 ), Вандомская колонна (арх. Ш. Лепер и Ж. Гондуен, 1810). В франц. живописи черты Ампир проявились в творчестве Франсуа Жерара (1770-1837), Анн Луи Жироду (1767-1824) и др.. Жироду в данном списке занимает особое место потому, что имел незаурядные колористические способности. Даже его этюды, серьезные и мастерские, поражают яркой палитрой и праздничным настроением («Головка женщины в тюрбане», музей Эрмитаж ).
Столь же неприятным бывал Жерар с холодной и эмалевой поверхностью картин и сухой подачей образов в официальных портретах. Именно Жерара избрал Наполеон для создания инаугурационного портрета в полный рост (замок Фонтенбло ), где задавил зрителя роскошью и официозом. Но в фанатиков Наполеона все связанное с лицом неудачника - императора, окончил жизнь в ссылке, вызывает пылкую уважение.
Термин «Ампир» иногда применяется и к искусству укр. и рус. классицизма 1-й трети 19 в.
Образцом ампира в Петербузи стала застройка Дворцовой площади (здание Генерального штаба, арх. Карло Росси ) и величественный Олександрийський столб (арх. Огюст Монферран ). Все признаки стиля ампир характерны и Олександрийському театра и улицы зодчего Росси. К памятникам стиля ампир следует причислить и Нарвские Триумфальная ворота в Петербурге и Триумфальная арка в Москве (арх. Иосиф Бове - 1834 г., ворота были разрушены в 1936 г., восстановление с 1966 года). В стилистике позднего классицизма и ампира было построено и несколько усадеб.
Вполне ампирными стали здания провиантские склады в Москве (архитектор Стасов В. П. 1769-1848), недавно отданные под Мизей истории столицы России.
К образцам архитектуры ампира в Киеве следует добавить здание Старого Арсенала (архитектор Иоганн Миллер, начало 19 века), где практичность преобладает над художественными качествами, ибо это склад для оружия.
Париж, церковь Мадлен.П
Петербург.Генеральний штаб, ампир.
Микулинцы (Украина), дворец графов Реив, боковой фасад
Олександринський театр, Санкт-Петербург
От монументов до фарфора
Худ. Антон Радл, театральная декорация в стиле ампир, опера Антонио Сальери «Пальмира», до 1852 г.
Худ.Жан-Баттиста Вика.Королева Джулия Бонапарт с детьми. Музей Каподимонте, Неаполь. Ампир.
ст. Пио Феди, аллегорическая скульптура «Свободная Поэзия», 1877 г.
Образцом ампира стал монумент полководцу А. В. Суворову работы скульптора Михаила Козловского в образе древнеримского бога войны Марса ( Марсово поле, Петербург, 1801 г.)
Образцами ампира в Российской империи стали поздние произведения художника В. Л. Боровиковского, украинское по происхождению (портрет М. И. Довгоруковои, 1801 г., Гос. Третьяковская галерея ), во Франции - портреты Антуана Гро - "Наполеон на Аркольському мосту" ( Эрмитаж, Петербург), Жана Огюста Доминика Энгра - портрет Жозефа Мольтедо (Метрополитен-музей, Нью-Йорк), мадам де Сенонн (Нант, музей искусств) и его учителя Ж. Л. Давида -портрет мадам Рекамье (Лувр, Париж ), все поздние произведения Жака-Луи Давида.
Единичные образцы стиля ампир пришли и в сценографию, т.е. отделка театральных представлений. Образцами ампира в сценографии стали декорации гениального Пьетро Гонзага для спектакля « Сандрильона » и проект театрального занавеса для театра в Петербурге художника А. Роллера 1840-х гг.
Ампир оставил много образцов в фарфоре Франции и России. Лучший пример - так называемый египетский сервиз Наполеона Бонапарта (мануфактура Севра 1807 года).
Ампир оказался востребованным и в создании театральных декораций во времена, когда стиль уступил свое место другим стилевым направлениям - романтизма, реализма, импрессионизма, сецессии. Свидетельством этому стали театральные декорации к опере Дж. Паизиелло «Дидона» ( 1830 г.), сценографа Антона Радла к опере Антонио Сальери «Пальмира», (до 1852 г.). Ампирные формы, холодно величественные, лапидарные в своей завершенности, использовали сторонники академизма даже в конце 19 века (аллегорическая скульптура «Свободная Поэзия», 1877 г., ск. Пио Феди, Италия, базилика Санта Кроче, Флоренция ).
Худ. Франсуа Жерар, портрет Мюрата, Версаль.
Дукат города Парма, 1815 ампир
Михаил Козловский. Монумент Александру Суворову.Петербург, ампир
Худ. Ф. Жерар, Мария Валевская, 1812 г. Версаль.Сукня в стиле ампир
Софа суток ампир
Стол, ампир, Елисейский дворец, Париж
Консоль, ампир, Елисейский дворец, Париж
Софа, ампир, Елисейский дворец, Париж