Выиграв соперничество за гегемонию в объединении русских земель у Великого княжества Литовского, Москва окончательно закрепила за собой статус главного общерусского центра. В результате переноса митрополичьей кафедры из Владимира в Москву за Москвой закрепляется роль духовного центра русских земель.
Как самостоятельный удел Московское княжество возникло в конце жизни Александра Невского, разделившего между сыновьями свои земли. Первым князем и основателем московской династии стал его младший сын Даниил Александрович. Положение младшего удела, обделенного многими привилегиями старших уделов, заставляло московских князей действовать решительно, часто использую любые средства для достижения своей цели. После смерти князя Даниила Александровича (1303 г.) начинается многолетняя борьба за великое княжение между тверскими и московскими князьями. Эта борьба закончилась победой московского князя Ивана Калиты, утвердившегося в 1328 г. с помощью Орды на великокняжеском владимирском престоле. (После подавление восстания в Твери в 1327 г.).
С этого времени титул великого князя владимирского навсегда остается за московскими князьями. Начиная с Ивана Калиты, московские князья пользовались правом сбора дани со всей Руси и доставкой ее в Орду, что служило ростом экономического и финансового могущества московского княжества. Есть и другие причины возвышения Москвы – удобное серединное географическое положение московского региона; личностные качества московских князей.
После устранения при Дмитрии Донском основного соперника Москвы – Твери и после победы на Куликовском поле в 1380 г. начинается новый этап в общественно-политическом развитии Руси. Дмитрий Донской, в правление которого был возведен белокаменный кремль в Москве (1367 г.), впервые передал великое княжение своему сыну Василию I без санкции Золотой Орды. При Иване III после «стояния на реке Угре» в 1480 г. был положен конец продолжавшемуся два с половиной столетия монголо-татарскому игу.
Образование единого Московского государства сопровождалось рядом коренных преобразований в системе государственной власти и управления. Серьезные изменения произошли в правовом статусе – князья из вотчинников превращались в государей. Главе государства присваивался титул «великий князь всея Руси», а также царя и самодержца.
Значение политической демонстрации и новая роль Москвы была подчеркнута и женитьбой Ивана III на племяннице последнего византийского императора Зое-Софии Палеолог. С её переездом в Москву стал осуществляться пышный церемониал, Иван III стал иметь новое представление о своей власти (требовал знаков внимания к себе).
Тогда же начинает складываться национально-государственная символика: на государственной печати великого князя появляется изображение двуглавого орла (единство светской и духовной власти). Одновременно с этим меняется сущность верховной власти, придаётся ей сакральный характер, что приводит к появлению новой формулы: «Божией милостью государь».
Формирование системы государственного управления в Московской Руси
Образовавшееся во второй половине XV в. единое Русское государство формировалось как сословная монархия, в которой князь делил власть с господствующем сословием – боярами, удельными князьями, церковью. Вершину сословной пирамиды составлял Государев двор как замкнутая сословная организация правящего класса. На самом верху этой пирамиды находились думские чины, члены Боярской думы. В отличие от петровского Сената, Боярская дума являлась не только высшим органом государственной власти и высшим административным учреждением, но и обладала законодательными функциями.
К думным чинам относились бояре и окольничие (люди ведавшие отдельными территориями – «околицами»). В основе назначения на думные и другие высшие государственные должности лежал принцип местничества, согласно которому основанием для получения должности могли служить знатность происхождения, родовитость и служба предков великому князю, а не наличие знаний и способностей. Система местничества являлась важным средством подчинения боярской аристократии центральной власти и механизмом сохранения власти в руках боярской аристократии.
В этот период существовали только два общегосударственных ведомства – Дворец и Казна. Во главе Дворца стоял дворецкий, ведавший княжеским хозяйством. Ему подчинялись другие дворцовые слуги, бывшие удельные князья («путные» бояре). Они ведали различными отраслями великого князя – «путями»: кониший возглавлял коневодство, ловчий – охоту и т.д. Это подготавливало замену территориального управления функциональным (приказным).
Казну возглавлял казначей (канцлер). Он ведал не только казной, но и государственной печатью, управлял ямскими и поместными делами, руководил вместе с князей внешней политикой. В тоже время, сосредоточение столь разных функций в одних руках, свидетельствовало о не сформированной административной системе.
Важное значение для укрепления государственности имел принятый в 1497 г. Судебник Ивана III, явившийся первым общерусским сводом законов в Московском государстве.
Особенности формирования централизованного государства в России и складывание самодержавия
Принято считать, что централизованное государство в России сформировалось в XVI в. Основным фактором стало стремительное увеличение территории.
В XVI в. в идеологии московских государей начинает утверждаться новый взгляд на самодержавие как на неограниченное самовластие царя. Это связано с тем, что уже тогда в сознании московских государей сформировалось представление о богоизбранности. Падение Византии вызвало к жизни представление о том, что именно Москва может и должна стать отныне центром православия, «Третьим Римом».
С другой стороны, сама политическая элита оказалась не готовой к проведению в жизнь западных форм политики и государственной власти.
Более того в политическом развитии России всегда существовал устойчивый антизападный фактор. Неприязнь к Западу подогревалась антагонизмом между православной и католической церковью.
Данные настроения только усилились во времена правления Ивана Грозного. В 1547 г. Иван Грозный принимает титул царя (царь первоначально применялся к византийским императорам).
Особое место в ряду произошедших перемен в поведении и характере верховной власти принадлежит опричнине Ивана Грозного, которую можно рассматривать как стремление царя установить режим личной неограниченной власти.
Особое значение имела предпринятая в 1549-1560 гг. «правительстовм» Алексеем Адашевым («Избранная рада») серия реформ. Эти реформы должны были обновить все стороны московской жизни. В ходе реформ была создана приказная система центрального управления, перестроена система местных органов власти (губная и земская реформы), проведены преобразования в судебной сфере и создан новый общерусский свод законов – Судебник 1550 года.
С самого начала реформы «Избранной рады» имели двоякое значение. С одной стороны, создание центральных органов управления содействовали дальнейшей централизации Московского государства. С другой стороны, реформы намечали магистральную линию развития российской государственности на принципах сословного представительства. Здесь предполагается формирование выборных сословно-представительных учреждений (Земские соборы, земские и губные избы).
Однако уже в 60-70 гг. XVI в. в ходе опричнины эта линия политического развития была надолго прервана.
Начиная с середины XVI в. Россия в связи с включением в её состав инонациональных и иноконфессиональных территорий и государств стала развиваться в империю. Геополитическое пространство не отличалась стабильностью, а приобретало «текучий» характер.
Перестройка центральных и местных органов власти и управления в середине XVI в. Опричнина и ее последствия
В XVI в. в Московском государстве в рамках сословной модели управления складывается единая система центральных и местных правительственных учреждений – приказов. Новые органы являлись первой в истории России бюрократической системой управления. Московские приказы опирались на развитый дьяческий аппарат управления. Княжеские дьяки, выполнявшие канцелярские функции при боярах, стали играть самостоятельную роль. К середине XVI в. они уже составляли слой профессиональных чиновников и начинали оказывать влияние на большую политику.
Из возникших приказов наиболее важными были Посольский, Разрядный и Поместный приказы. Сферой их деятельности были вопросы внешней политики, обороны государства, строительства, ВС, наделения дворянства землей. Особое значение имел Челобитный приказ, который являлся своеобразным контрольным органом государства, контролировал бюрократию. Кроме того, был целый ряд приказов, управлявших различными группами служилых людей: Стрелецкий приказ (распоряжался стрельцами, выполнял полицейские функции), Пушкарский приказ (артиллерия), Оружейная палата (изготовление и хранение огнестрельного оружия). Особую группу составляли дворцовые приказы: Казенный приказ, Конюшенный, Ловчий (охота), Сокольничий (соколиная охота). Особую роль играл Приказ большого прихода (налоги).
Приказы подчинялись только царю и Боярской думе. Все приказы считались равными и действовали от имени царя. Возглавляли приказы, как правило, думные дьяки, в подчинении у которых находились подьячие, ведавшие делопроизводством.
В XVI в. административная деятельность приказов не была отделена от судебной. Каждый приказ был и судебным ведомством. Для этой цели при каждом приказе были особые чиновники, которые привлекали к суду, содержали под стражей, назначали наказания и т.д.
С помощью приказов центральная власть надеялась покончить с дезорганизацией правительственного аппарата. В это время создание центрального управления было насущной проблемой.
Приказы создавались стихийно, по мере необходимости (в отличие от петровских коллегий). Поэтому приказы часто дублировали друг друга, предметы ведения не были четко разделены и т.д.
Лекция 5. убрать