Содержание
ВВЕДЕНИЕ.. 2
ЛЕКЦИЯ 1. 3
ПОНЯТИЕ ПРАВОВОЙ ИНФОРМАТИКИ И ЕЕ ПРЕДМЕТ.. 3
1.1. Правовая информатика как наука и учебная дисциплина. 3
О месте правовой информатики в системе наук и правоведении. 14
1.2.Предмет и задачи правовой информатики: правовая информация, информационные процессы и информационные системы в правовой сфере. Информатизация юридической деятельности. 17
Информатизация юридической деятельности. 21
ЛЕКЦИЯ 2. 27
ПРАВОВАЯ ИНФОРМАЦИЯ И ЕЕ ВИДЫ... 27
2.1.Понятие "правовой информации". 27
2.2.Виды правовой информации. 29
ЛЕКЦИЯ 3. 31
ИНФОРМАЦИОННО-СПРАВОЧНЫЕ ПРАВОВЫЕ СИСТЕМЫ. 31
3.1. Справочные правовые системы и их место в правовой сфере. 31
Информатизация деятельности Совета Федерации. 44
ВВЕДЕНИЕ
Решение современных проблем управления обществом все более и более связывается с развитием информационных процессов. Информация, информационные средства (ЭВМ) и способы (технологии) ее обработки и использования становятся неотъемлемым компонентом общественных отношений. Закономерности информации и информационных процессов в условиях развития высоких технологий на рубеже 70-х годов прошлого века сформировали новое направление в науке – информатику.
Более чем полувековая эволюция информатизации привела к масштабному использованию компьютеров и телекоммуникаций во всех сферах человеческой деятельности. Не стала исключением и правовая система.
В 70-90-х годах XX века правоведами велись дискуссии в рамках соотношения проблем информатики и права. В результате наиболее плодотворным оказалось направление, которое к середине 90-х годов было объединено в общее наименование «правовая информатика», предметом которой являются проблемы оборота информации в правовой системе и информационное обеспечение юридической деятельности.
Таким образом, к концу века появилась новая научная дисциплина, изучающая основные закономерности правовой информации и информационных процессов в праве (в правовой системе). С этого же времени одноименная отрасль знаний получила статус учебной дисциплины.
Основной целью учебного курса «Правовая информатика» является обучение студентов-юристов навыкам приобретения знаний в области создания, получения, обработки, хранения, распространения и использования правовой информации. а такойрмациинтов-юристов навыкам приобретения знаний в области формирования, обработки, хранения, распространения и использов
ЛЕКЦИЯ 1
ПОНЯТИЕ ПРАВОВОЙ ИНФОРМАТИКИ И ЕЕ ПРЕДМЕТ
Тема 1. Понятие правовой информатики.
Правовая информатика как наука и учебная дисциплина. Место правовой информатики в системе наук.
Предмет правовой информатики: информация, информационные процессы, информационные системы в правовой сфере.
Информатизация юридической деятельности.
Правовая информатика как наука и учебная дисциплина.
Вначале несколько слов вводного характера.
Обратим внимание на окружающую нас действительность. Современная жизнь все… Научно-технический прогресс коснулся не только тех, кто связан непосредственно с физикой, математикой, техническими…
Правовая информатика – междисциплинарная отрасль знаний о закономерностях природы и структуры правовой информации, а также информационных процессов (формирования и реализации правовой информации) в правовой системе.
О месте правовой информатики в системе наук и правоведении.
Особенностью правовой информатики является то, что в ней представлены и увязаны два начал - юридическое и техническое. Ее нельзя причислять целиком… Большое значение имеет использование в правовой информатике знаний в области… Центральной проблемой науки правовая информатика является проблема природы правовой информации. В общей теории права…
Предмет и задачи правовой информатики: правовая информация, информационные процессы и информационные системы в правовой сфере. Информатизация юридической деятельности.
Главным элементом знаний о проблемах правовой информатики являются знания о правовой информации.
Прежде всего, хотелось бы дать краткую классификацию информации.
В предмет курса не входит изучение проблем технической, математической, биологической и других видах информации естественнонаучного характера.
Нас интересует информация об обществе и общественных процессах – социальная информация.
Она охватывает политическую, правовую, экономическую и другие виды информации.
Различают следующие виды социальной информации.
По сфере применения: массовая информация; правовая информация; научно-техническая информация; политическая информация; статистическая информация; информация о чрезвычайных ситуациях; информация о личности (персональные данные).
По режимам доступа: открытая информация (без ограничения); информация с ограничением доступа; закрытая; государственная тайна; конфиденциальная информация; коммерческая тайна; профессиональная тайна; служебная тайна.
Информация по видам носителей: на бумаге; машиночитаемых носителях; в виде изображения на экране; в памяти ЭВМ; информация, передаваемая по каналам связи; на других носителях.
По функциональному назначению информация может быть разделена следующим образом.
Политическая информация — информация о статике и динамике политических отношений, политической линии государства, деятельности политических партий и общественных объединений. Разновидность — внешнеполитическая информация — данные о внешнеполитическом курсе государства, внешнеполитических акциях, состоянии международных отношений. Вместе с тем имеется такая политическая информация, которая является одновременно и правовой, т. е. имеет "двойное подчинение". Примером могут быть конституционные нормы о предоставлении политического убежища (ст. 63 Конституции РФ).
Экономическая информация отражает процессы производства, распределения и потребления, происходящие в обществе. Информатизация бизнеса приводит к тому, что сделки заключаются в компьютерных сетях.
Научно-техническая информация. — это публично оглашаемые сведения об отечественных и зарубежных достижениях науки, техники и производства, полученные в ходе научно-исследовательской, опытно-конструкторской, производственной и общественной деятельности. Эта информация, являясь продуктом интеллектуального творческого труда, представляет объект права интеллектуальной собственности.
Информация о гражданах (персональные данные) — пол, возраст, семейное положение, национальность, политические, религиозные взгляды, принадлежность к политическим партиям и общественным движениям и др. Основными элементами информации о личности являются: дата и место рождения, адрес, образование, семейное положение.
Компьютерная информация. В ст. 272 УК РФ она определяется как информация на машинном носителе, в электронно-вычислительной машине, системе ЭВМ или их сети. УК РФ различает три вида компьютерных преступлений: неправомерный доступ к компьютерной информации, создание, использование и распространение вредоносных программ для ЭВМ, нарушение правил эксплуатации ЭВМ, системы ЭВМ или их сети.
В информатике используется термин "электронная информация", под которой понимаются все виды информации, зафиксированной и распространяемой на машиночитаемых носителях с целью ее дальнейшей обработки на ЭВМ. К электронной информации относятся и электронные версии нормативных правовых актов, справочников и других изданий. Об этом мы разговор еще впереди.
Понятие, природа, структура и свойства правовой информации, ее теоретическое и прикладное значение входит в предмет общей теории права и общей теории информации, центрального звена общей теории информатики.
Следует отметить, что дискуссии среди юристов относительно места информационных проблем применительно к правоведению ведутся относительно давно. Примерно с того, времени, когда наука «кибернетика» стала считаться в нашей стране уже не «лженаукой». Первые письменные литературные источники появились уже в конце 50-х годов.
Первым из правоведов, кто стал активно участвовать в научных дискуссиях вместе с математиками, физиками и электронщиками, был профессор Керимов Джангир Аббасович, ныне член-корреспондент РАН, специалист в области теории права. В своем последнем фундаментальном труде «Методология права» он ссылается участие в одной из таких научных дискуссий с самим Норбертом Винером, отцом кибернетики, как это ныне считается. Это было на одной из многих научных конференций по проблемам кибернетики, проходившей в 1961 году у нас в России (тогда это был Советский Союз).
Очень активным участником многих дискуссий среди правоведов по проблемам правовой кибернетики и информатики всегда был ныне здравствующий академик Кудрявцев В.Н. Будучи по своей специализации криминалистом, он, тем не менее, возглавляя сектор права в Российской академии наук (ранее это была Академия наук СССР), был организатором научных конференций по проблемам правовой информатики и кибернетики.
Итогом таких дискуссий выходили фундаментальные научные сборники под общим названием «Проблемы правовой кибернетики» и «Вопросы кибернетики и права»[4].
Проповедником знаний в области правовой информатики и кибернетики был профессор Полевой Н.С., который под своей редакцией издал несколько фундаментальных научных трудов и учебников по правовой информатике.
Активную позицию в формировании правовой информатики и развитии информационных основ юридической науки всегда занимали видные ученые А.Б.Агапов, В.Б.Венгеров, О.А.Гаврилов, И.Л.Бачило, С.С.Москвин, М.М.Рассолов, А.Р.Шляхов, А.А.Эйсман, Л.Г.Эджубов и др.
Видное место в правовой информатике оставил В.А.Копылов, который хотя и не являлся юристом по специальности, но по своей высокой квалификации (будучи доктором технических наук, профессором), он много научных и учебных работ посвятил информационным основам правоведения.
Эволюция знаний в области правовой информации, правовой информатики и правовой кибернетики даются в учебниках «Правовая информатика и кибернетика» под редакцией Н.С.Полевого (1993 г.), «Правовая информатика» под редакцией О.А.Гаврилова (2000 г.), а также в учебниках и учебных пособиях по информационному праву.
Наша кафедра рекомендует вам обратиться к этим изданиям для того, чтобы вы получили более глубокие знания в области информационных основ права.
При изучении курса рекомендуется изучить и фундаментальные основы социальной информатики. В частности, учебное пособие К.К.Колина «Фундаментальные основы информатики: социальная информатика» (2000 г.), учебное пособие И.Л.Бачило «Информационное право: основы практической информатики» (2000 г.), монографию А.И.Ракитова «Философия компьютерной революции» (1991 г.) и др.
В этих работах даются сводные знания об информационных процессах в современном общественном развитии.
В предмет курса «правовая информатика» входит изучение знаний:
- об основных особенностях феномена информации в правоведении;
- о видах правовой информации;
- об использовании знаний информатики в формировании и использовании правовой информации;
- об особенностях информатизации юридической деятельности и использовании информационных технологий в юриспруденции.
Информатизация юридической деятельности
При изучении курса «правовая информатика» студенты должны приобрести знания о процессах информатизации юридической деятельности.
Основываясь на знаниях из курса «информатика», вы помните, что информатизация… Остановимся кратко хотя бы на основных положениях организации такого процесса по удовлетворению информационных…
Конечной целью государственной политики в области информатизации правовой сферы является создание в России общенациональной автоматизированной системы правовой информации, то есть создание оптимальных условий для наиболее полного удовлетворения информационно-правовых потребностей на основе внедрения прогрессивных, согласованных между собой информационных технологий.
Такая система должна охватить все государственные органы и организации на всей территории России, обеспечив их официальными текстами нормативных правовых актов в едином компьютерном формате «Эталон».
Такая система уже сформирована Министерством юстиции РФ и готова к использованию и возможно в ближайшее время будет распространена в государственных органах власти, судебных правоохранительных органах, а также органах местного самоуправления.
Основными направлениями государственной политики информатизации правовой сферы являются:
- информатизация нормотворческой деятельности;
- информатизация судебной деятельности;
- информатизация федеральных органов государственной власти;
- информатизация органов государственной власти субъектов РФ;
- информатизация правоохранительной деятельности;
- информатизация юридического образования;
- правовое обеспечение процесса информатизации.
Важное место в государственной политике в сфере правовой информатизации занимает обеспечение работы Государственной автоматизированной системы обеспечения работы избирательных комиссий «ГАС Выборы».
Федеральный закон РФ от 10 января 2003 года о «Государственной автоматизированной системе «Выборы»» сформулировал правовые основы информатизации избирательных компаний. В частности, впервые в юридической практике внес в качестве обязательного условия работы избирательных комиссии использование ими электронно-цифровой подписи при формировании документов о результатах выборов.
В последующих разделах курса предметом изучения будут отдельные направления правовой информатизации: нормотворческой и правоприменительной деятельности.
Кроме того, самостоятельным разделом учебной дисциплины является место глобальных информационных систем в правовой сфере, а также основные направления их использования в юридической деятельности.
Таким образом, в задачи курса «правовая информатика» входят:
- знания в области формирования, распространения и использования информации о праве;
- проблематика использования информационных систем (правовых ресурсов и автоматизированных средств их обработки);
- основные условия внедрение современных информационных технологий в юридическую деятельность, в том числе образовательный процесс.
В ходе изучения курса «правовая информатика» студенты должны:
- освоить и использовать на практике полученные знания в области применения методов и способов обработки информации при исследовании информационных процессов в правовой сфере;
- освоить и применять информационные справочные правовые системы для простейшего поиска федеральных законов и отдельных норм права;
- освоить и применять полученные знания в области информатики применительно к обработке правовых текстов;
- изучить основные направления информатизации юридической деятельности, этапы и перспективы ее развития.
ЛЕКЦИЯ 2.
ПРАВОВАЯ ИНФОРМАЦИЯ И ЕЕ ВИДЫ
Тема 2. Правовая информация и ее виды.
Понятие «правовой информации».
Понятие "правовая информация" и ее виды.
Понятие "правовой информации".
При этом следует заметить, что в текстах законов и других нормативных правовых актов до сих пор отсутствует определение понятия «правовая… Известный юрист А.Б.Венгеров рассматривал в более узкой плоскости правовую… Современные авторы применяют более дифференцированный подход к определению понятия «правовая информация». Этому…
Виды правовой информации.
Нормативная правовая информация.
К наиболее распространенному виду правовой информации, то есть информации… К нормативной правовой информации относятся также нормативные акты локального характера (документы организаций…
ЛЕКЦИЯ 3.
ИНФОРМАЦИОННО-СПРАВОЧНЫЕ ПРАВОВЫЕ СИСТЕМЫ.
Тема 3. Электронные справочные правовые системы. Справочные правовые системы и их место в правовой сфере.
Государственные и негосударственные справочные правовые системы. Основные негосударственные справочные правовые системы "Консультант Плюс", "Гарант", "Кодекс", ЮСИС, их структура и характеристика, сравнительный анализ.
Справочные правовые системы и их место в правовой сфере.
Наиболее важным направлением профессиональной деятельности юриста является справочная информационная работа. С появлением на рабочем столе… Нельзя сказать, что теперь остался только один источник правовой информации -… И тем не менее, в оперативном отношении электронная правовая информация всегда будет иметь преимущества.
ЛЕКЦИЯ 4.
ИНФОРМАТИЗАЦИЯ ПРАВОТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Задачи и функции информатизации правотворческих органов. Информационное… Применение информационных технологий федерального и корпоративного нормотворчества.
Информационное обеспечение разработки и принятия нормативных правовых актов в Федеральном Собрании Российской Федерации.
Информатизация деятельности Государственной Думы РФ.
В исполнительном органе Государственной Думы РФ функционирует несколько структурных подразделений, обеспечивающих информатизацию.
Управление документационного обеспечения обеспечивает документооборот в Государственной Думе, главным образом, в печатном виде: размножение и доставку депутатам всех документов в печатном виде. Работники этого же управления обеспечивают стенографирование заседаний Думы и ее распечатывание.
Правовое управление Аппарата Государственной Думы обеспечивает экспертизу законопроектов, в том числе лингвистическую, то есть проверку текста законопроекта с точки зрения языкознания и правил грамматики.
Управление информационно-технологического обеспеченияАппарата Государственной Думы организует функционирование и развитие компьютерной сети Государственной Думы, позволяющей депутатам и структурным подразделениям аппарата оперативно получать необходимую правовую и иную информацию.
Информатизация нормотворческого процесса в Думе включает следующие этапы:
-разработка, подготовка и формирование текста законопроекта и необходимых приложений;
-контроль за соблюдением всех необходимых для прохождения документа условий;
-информационное обеспечение процесса обсуждения законопроекта до его рассмотрения на пленарном заседании;
-распространение текстов правовой и иной информации среди депутатов;
-информационное обеспечение работы пленарного заседания Думы, в том числе компьютерно-техническое;
-электронно-техническое обеспечение пленарных заседаний и голосования;
-подготовка текста принятого закона для передачи его в Совет Федерации.
В аппарате Государственной Думы создана и функционирует электронная база нормативно-правовой информации "Закон", которая содержит свыше 50 тыс. документов федеральных органов государственной власти и органов субъектов Федерации.
Практика выдвигает новые формы применения ЭВМ в законопроектной деятельности. К их числу относится компьютерный мониторинг (процедур слежения) законодательного процесса.
Компьютерный мониторинг применяется с целью получить оперативную информацию о состоянии и динамике всей массы законопроектов, о соблюдении установленных Конституцией РФ сроков выполнения тех или иных действий.
В базе системы находятся: исходный вариант законопроекта, все остальные варианты вплоть до окончательного, этапы движения законопроекта во всех государственных органах; сведения о лицах, ответственных за состояние законопроекта, а также о лицах и органах (министерство, комитет), давших на него заключение, поступившие от заинтересованных и должностных лиц предложения. Кроме того, в память ЭВМ введены некоторые иные параметры — контрольные сроки, результаты рассмотрения законопроекта в первом и втором чтениях, реализация Президентом РФ права вето.
Система выполняет следующие операции: ввод информации в базу данных, поиск и отбор информации о динамике законопроекта, ведение справочной информации.
Правовое управление Аппарата Государственной Думы выступило с инициативой создания национального электронного архива законодательства России, который может быть использован для изучения истории правового регулирования, сравнительных правовых исследований.
Состав национального архива:
-архив законодательства России;
-архив международного права;
-архив регионального законодательства;
-архив муниципального права;
-архив судебной практики;
-архив административной практики;
-архив криминальной и судебной статистики;
-архив научных исследований (докторские и кандидатские диссертации);
-архив правовой публицистики;
-архив сопряженных с правом произведений литературы и искусства, обычаев, традиций, ритуалов, фольклора, мифов и т. д.
В национальный архив предполагается включить правовые документов в том виде, в каком они были приняты.
В базе данных помещаются сведения как об источнике опубликования, так и о месте хранения подлинника правового документа. Когда подлинник документа отличается от официально опубликованного текста или несет на себе важные дополнительные элементы, об этом сообщается в научно-вспомогательном комментарии либо путем подключения фотокопии подлинного текста.
В соответствии со ст. 96 Регламента Государственной Думы электронная система может быть использована для:
а) регистрации депутатов Государственной Думы;
б) записи депутатов на выступления, регистрации, внесения ими предложений и поправок;
в) подсчета голосов и определения результатов голосования.
В Комитете по регламенту и организации работы Государственной Думы создана группа, которая осуществляет контроль за использованием электронной системы (в частности, в ходе голосования). Группа контроля обязана до начала тайного голосования проверить исправность электронной системы. Результаты работы электронной системы оформляется протоколом.
Автоматическую обработку всех документов Госдумы обеспечивает электронная система документооборота (система управления электронным документооборотом), которая представляет собой совокупность программных устройств, с помощью которых организована процедура оборота документов в электронном виде.
Она обеспечивает:
- ввод правовых и иных текстов документов;
- поиск документов по различным реквизитам;
- обработку и распечатывание;
- доступ пользователей к документам-
- и т.д.
Система дает возможность пользователю создавать, хранить, обрабатывать и распространять документы в электронном и бумажном виде, контролировать исполнение поручений со стороны руководителей.
Информатизация деятельности Совета Федерации.
Информационное обеспечение работы Совета Федерации возглавляет информационно-аналитическое управление Аппарата Совета Федерации.
Информационно-коммуникационной системы (ИКС) Совета Федерации предназначена для обеспечения индивидуальной и коллективной деятельности депутатов и Аппарата Совета Федерации..
Она обеспечивает решение двух задач:
-централизованное информационное обеспечение Совета, его аппарата, а также внешних пользователей;
-информационное обслуживание конкретных комитетов, комиссий, депутатов, структурных подразделении Аппарата.
Структура ИКС состоит из следующих элементов:
-информационно-справочный центр;
-информационно-коммуникационный центр;
-информационно-аналитический центр;
-ситуационный цент;
-автоматизированная информационная система документооборота и делопроизводства;
-информационные системы подразделений, установленные в комитетах и комиссиях;
-электронные офисы руководства и депутатов;
-мобильные информационные системы;
-систему технологического обеспечения заседаний Совета Федерации.
В основе ИКС находится совокупность самых различных баз правовой и иной социально-политической информации. Каталог информационных ресурсов Совета Федерации содержит 4 раздела:
а) нормативно-правовая информация;
б) экономическая информация;
в) общественно-политическая информация;
г) справочная информация.
Всего система информационных ресурсов объединяет более чем 150 баз данных.
Работники и специалисты Информационно-аналитического управления обеспечивают:
-справочно-аналитическое сопровождение законодательной работы комитетов и комиссий Совета Федерации;
-анализ принятых нормативных правовых текстов и прогнозирование возможных последствий их окончательного введение в действие;
-выработка предложений для законодателей;
-подготовка различных аналитических докладов, записок и других материалов по наиболее актуальным вопросам общественно-политической жизни.
Как правило, руководители информационных и аналитических подразделений возглавляют крупные специалисты в области информатики.
Например, информационно-аналитическое управление возглавлял до недавнего времени профессор Е.И.Орлов, известный специалист в области разработки и принятия управленческих решений.
Руководитель Аппарата Совета Федерации В.А.Никитов подготовил и опубликовал Словарь терминов и определений по информатике.
В предмет курса не входит изучение проблем информатизации деятельности Администрации Президента РФ.
В соответствии с Конституцией РФ именно Президент РФ ставит окончательную точку перед выходом в свет закона.
Бывают случаи, когда он не ставит свою подпись и возвращает закон в Федеральное Собрание. Для того, чтобы преодолеть вето Президента, Государственной Думе необходимо вновь рассматривать закон на пленарном заседании и вновь принимать квалифицированным большинством голосов.
Одним словом, Президент РФ завершает законотворческий процесс, поэтому в Аппарате Администрации Президента предусмотрены структурные подразделения, которые участвуют в нормотворческой деятельности.
Например, Государственно-правовое управление, в обязанность которого входит подготовка заключений на принятые законы и другие нормативные правовые акты, в том числе на проекты Указов Президента РФ. Информационным обеспечением Администрации Президента РФ занимаются несколько структурных подразделений, которые по своему характеру аналогичны структурам Федерального Собрания.
Их объединяют общие функции по обеспечению информатизации:
-формирование информационных ресурсов;
-компьютеризация рабочих мест;
-наладка сетей передачи информации;
-использование высоких информационных технологий.
В ходе изучения курса студенты должны иметь представление о проблемах информационного обеспечения деятельности правотворческих органов и усвоить содержание деятельности информационной системы Государственной Думы и Совета Федерации Федерального Собрания РФ.
ЛЕКЦИЯ 5.
ИНФОРМАТИЗАЦИЯ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
Тема 5. Информатизация правоохранительной деятельности
Задачи и функции информатизации правоохранительных органов. Автоматизированные информационные системы правоохранительных органов: Прокуратуры РФ, Минюста РФ, МВД РФ, ФСБ РФ.
Структура и состав автоматизированных информационных систем следственной, оперативно-розыскной и экспертной деятельности.
Задачи и функции информатизации правоохранительных органов.
Основные цели, задачи и функции автоматизированных систем правоохранительных органов типичны.
Целью является эффективное применение норм права и использование большого… Общие задачи информатизации, в основном, сводятся к следующему:
Информатизация правоохранительных органов: Прокуратуры РФ, Минюста РФ, МВД РФ, ФСБ РФ.
Информатизация прокуратуры.
Деятельность Генеральной прокуратуры РФ и подчиненных ей органов на местах… В силу этого прокуратура получает и обрабатывает большие объемы правовой, политической и социально-экономической…
Структура и состав автоматизированных информационных систем следственно, оперативно-розыскной и экспертной деятельности.
Информатизация следственной деятельности
В организации расследования используются следующие направления информатизации:
ЛЕКЦИЯ 6.
ИНФОРМАТИЗАЦИЯ СУДЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Тема 6. Информатизация судебной деятельности.
Задачи и функции информатизации судебной деятельности.
Тема 7. Глобальные телекоммуникационные системы в юридической деятельности.
Современные информационно-телекоммуникационные технологии и виды компьютерных сетей. Локальные и глобальные компьютерные сети.
Условия использования глобальной телекоммуникационной сети Интернет в… Юрист в своей профессиональной работе очень часто встречается с проблемами, как передать срочную правовую информацию…
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
Учебники и учебные пособия
1.Агапов А.Б. Основы государственного управления в сфере информатизации в Российской Федерации. - М.: Юристъ, 1997. -344 с.
2.Бачило И.Л. Информационное право: основы практической информатики. Учебное пособие. М.: 2001.
3.Бачило И.Л., Лопатин В.Н., Федотов М.А. Информационное право: Учебник / Под ред. акад. РАН Б.Н.Топорнина. СПб.: Изд-во «Юридический центр Пресс», 2001.
4.Венгеров А.Б.Теория государства и права: Учебник для юридических вузов. - 3-е изд. – М.: Юриспруденция, 2000.
5.Введение в правовую информатику. Справочные правовые системы КонсультантПлюс: Учебное пособие/ Под ред. Д.Б.Новикова и В.Л.Камынина. -М.: ЗАО "КонсультантПлюс", 1999. 6.Гаврилов О.А.Компьютерные технологии в правотворческой деятельности. Учебное пособие. М.: Издательство НОРМА, 1999.
7. Гаврилов О.А. Курс правовой информатики. Учебник для вузов. – М.: Издательство НОРМА, 2000.
8.Информатика и математика для юристов. Учебное пособие для вузов/Под ред. Проф. Х.А.Андриашина, проф. С.Я.Казанцева. М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2001.
9.Компьютерные технологии в юридической деятельности. Учебное и практическое пособие: отв. Ред. Н.С.Полевой, В.В.Крылов. – М.: БЕК, 1994
10.Копылов В.А. Информационное право: Учебник. – 2 изд., перераб. и доп. – М.:Юристъ, 2002 г. 11.Правовая информатика и кибернетика (под редакцией Полевого Н.С.) // Юридическая литература М., 1993.
12.Рассолов М.М. Информационное право // - М.: Юристъ. 1999. - 400 с.
Дополнительная литература
1.Волкова О.Н. Вопросы правового регулирования отношений при использовании Государственной автоматизированной информационной системы РФ "Выборы" в избирательных процессах. НТИ, сер. 1 № 9, 2001 2.Бачило И.Л. Информационное право. Роль и место в системе права Российской Федерации. // Государство и право. 2001. № 2, с. 14 3.Венгеров А.Б.Право и информация в условиях автоматизации управления. – М.: 1978.
4.Гаврилов О.А. Информатизация правовой системы России. // Юридическая книга, М., 1998. 5. Керимов Д.А.Методология права (предмет, функции, проблемы философии права). / 2-е изд. – М.: Аванта+, 2001, с.101-108;
6.Концепция государственной информационной политики Российской Федерации, одобренной Комитетом Государственной Думы от 15 октября 1998г.
7.Морозов А.В. Система правовой информации Минюста России: Монография. – М.: Триумф, 1999. 8.Право и информатика / Под ред. Е.А.Суханова. М.: Изд-во МГУ, 1980.
9.Рассолов М.М., Чубукова С.Г., Элькин В.Д. Элементы высшей математики для юристов // Юристъ, М., 1999. 10.Сб. «Правовая кибернетика. Проблемы правовой кибернетики». – М.: Наука, 1970.
11.Сб. «Правовая кибернетика». – М.: Наука, 1973 и др. 12.Стрельцов А.А.Обеспечение информационной безопасности России. Теоретические и методологические основы / Под. Ред. В.А.Садовничего и В.П.Шерстюка. М.: МЦНМО, 2002, с.21-40;
13.Судебная практика в российской правовой системе. – СПб.: Питер, юридический факультет СПбГУ, 2003.
14.Халипова Е.В. Правовая информатика: коэволюция и интеграция. М.: Диалог-МГУ, 1998.
[1] Словарь иностранных слов. – М.: Рус. яз., 1988, с.201.
[2] Керимов Д.А.Методология права (предмет, функции, проблемы философии права). / 2-е изд. – М.: Аванта+, 2001, с.101-108; Стрельцов А.А.Обеспечение информационной безопасности России. Теоретические и методологические основы / Под. Ред. В.А.Садовничего и В.П.Шерстюка. М.: МЦНМО, 2002, с.21-40; Урсул А.Д. Отражение и информация. – М.: 1973, с.114; Правовая информатика и кибернетика: Учебник /Под ред. Н.С.Полевого. – М.: Юрид. лит., 1993, с.25 и др.
[3] Гаврилов О.А. «Курс правовой информатики». Учебник для вузов. – М.: Издательство НОРМА, 2000, с.2-3; Стрельцов А.А. Обеспечение информационной безопасности России, с. 26-32 и др.
[4] Сб. «Вопросы кибернетики и права». - М.: Наука, 1967; Сб. «Правовая кибернетика. Проблемы правовой кибернетики». – М.: Наука, 1970; Сб. «Правовая кибернетика». – М.: Наука, 1973 и др.
[5] Венгеров А.Б. Теория государства и права. Учебник для юридических вузов. – 3 изд. - М.: Юриспруденция, 2000, с.151.
[6] Гаврилов О.А. «Курс правовой информатики». Учебник для вузов. – М.: Издательство НОРМА, 2000, с.13-14.
[7] Воробьев А.В., Ниесов В.А. Актуальные вопросы организационного обеспечения информатизации судов и системы Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации. Судебная практика в российской правовой системе. – СПб.: Питер, юридический факультет СПбГУ, 2003, с.147.
[8] Бецелева Л.П., Полудняков В.И. Информатизация судов общей юрисдикции Санкт-Петербурга: проблемы и перспективы. Судебная практика в российской правовой системе. – СПб.: Питер, юридический факультет СПбГУ, 2003, с.137-143.
[9] Воробьев А.В., Ниесов В.А.Названное соч., с.148-151.
[10] Лукьянов В.В., Сидорова Н.А. Судебная практика: проблемы обобщения и анализа. Судебная практика в российской правовой системе. – СПб.: Питер, юридический факультет СПбГУ, 2003, с.137-143.