КП- это отрасль права, представляющая собой совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения между обществом, личностью и государством.
Предмет КП составляют две основные сферы общественных отношений:
• отношения между человеком и государством в РФ (права и свободы человека);
• властеотношения (организация государства и государственной власти в РФ).
Предмет регулирования конституционного права РФ не исчерпывается указанными группами отношений. Поскольку права и свободы человека тесно связаны с общественным порядком — формами собственности, экономической, политической, социальной системами, данные отношения также входят в предмет регулирования конституционного права России. Специфика в том, что конституционное право регулирует основополагающие принципы данных отношений.
Метод КП – императивный.
Система конституционного права
Система права в РФ состоит из многих отраслей — гражданского, уголовного, трудового, административного и т.д. Среди них конституционное право занимает ведущее место.
Система отрасли выражается в её внутреннем строении, обусловленном теми связями, которые существуют между её нормами, определяют основы их дифференциации и интеграции в определённые правовые образования, обладающие признаками элемента системы, а также структуру последних.
В системе конституционного права выделяют институты:
· 1. Основы конституционного строя.;
· 2. Основы правового статуса человека и гражданина;
· 3. Федеративное устройство государства;
· 4. Система государственной власти и система местного самоуправления.
Такая роль КП предопределяется следующими факторами:
· 1. Общественными отношениями, которые оно регулирует, т. е. самим предметом конституционного права;
· 2. Источником является конституция РФ — основной закон в государстве, нормы которого являются исходными для всех отраслей права;
· 3. Устанавливает основополагающие принципы конституционного строя, являющиеся важнейшими нормами и для других отраслей права;
· 4. Фиксирует основные права и свободы человека и гражданина, реализация которых порождает правоотношения в других отраслях права;
· 5. Устанавливает принципы государственно-территориального устройства, а в федерациях — разграничение полномочий между федерацией и ее субъектами;
· 6. Учреждает систему ОГВ, наделяет их полномочиями и определяет основные начала их деятельности;
· 7. Регулирует сам процесс создания права, определяет виды правовых актов.
Являясь ведущей отраслью права в системе отраслей права РФ, КП не включает и не объединяет другие отрасли права. Оно устанавливает лишь основополагающие принципы, которым должны соответствовать нормы других отраслей права. КП образует строго определенную систему, состоящую из взаимосвязанных элементов. Основной элемент КП РФ – правовой институт, т.е. группа правовых норм, объединенных общей сферой регулирования.
Источники конституционного права
Нормы конституционного права находят свое выражение в различных формах, которые обычно именуются источниками.
Источниками конституционного права являются правовые акты, посредством которых устанавливаются и получают юридическую силу конституционно-правовые нормы. Для источников права установлен не только особый порядок их принятия, но и отмены, признания утратившими силу, изменения. После отмены акта он перестает считаться источником действующего права. Система правовых актов, являющихся источниками конституционного права, многообразна и включает в себя несколько видов. В первой группе особое место занимает Конституция РФ. Она является основным источником отрасли. Источниками (формами) конституционного права является:
· 1. Конституция РФ, конституции республик, входящих в состав РФ, а также уставы других субъектов РФ (края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа).
· 2. Международные договоры ратифицированные Россией.
· 3. Федеральные конституционные законы.
· 4. Федеральные законы.
· 5. Постановление Государственной Думы и постановление Совета Федерации.
· 6. Договоры и соглашения. Среди них - договоры и соглашения, заключаемые РФ с другими суверенными государствами, и внутренние договоры и соглашения, заключаемые между Федерацией и ее субъектами или между субъектами Федерации.
· 7. Декларация. Например, Декларация о государственном суверенитете РСФСР (12 июля 1990 г.)
· 8. Регламенты палат Федерального Собрания РФ.
· 9. Указа и распоряжения Президента РФ. Указы Президента могут быть нормативными и ненормативными. Первые издаются на основании конституционных полномочий Президента или в случае пробелов в законодательстве. Вторые - это акты применения Президентом какого-либо закона. Распоряжения Президента, носящие нормативный характер, применяются сравнительно редко.
· 10. Постановление Правительства. К источникам КП можно отнести только те постановления, которые содержат общеобязательные нормы, регулирующие отношения в сфере конституционного права.
· 11. Правовые акты, издаваемые федеральными министерствами, госкомитетами, ведомствами. Для того, чтобы эти акты имели правовые последствия, они должны быть зарегистрированы в Министерстве юстиции РФ и обязательно опубликованы в официальных изданиях.
· 12. Судебные решения. К числу источников Конституционного права М.В.Баглай относит постановления КС РФ, в которых устанавливается соответствие Конституции России, конституций и уставов субъектов РФ, законов и др. нормативных актов, а кроме того, разрешаются споры о компетенции, дается толкование Конституции.
· 13. Правовые акты СССР и РСФСР. Источниками права являются некоторые из этих актов в силу принципа правоприемственности или на период, пока не будет принято заменяющее их законодательство РФ.
· 14. Законы субъектов РФ. Постановления и распоряжения президентов и глав администраций (губернаторов) республик и др. субъектов РФ.
· 15. Акты органов местного самоуправления. В зарубежных странах источниками (формами) конституционного права признают судебные прецеденты, обычаи и доктрины. В российской конституционно-правовой теории и практике это пока не признается.
Виды законов в РФ
Закон - наиболее распространённая форма, через которую должно быть установлено наибольшее количество конституционно-правовых норм, принимаемых на основе и в развитие конституционных положений и принципов. Закон – нормативный акт высшей юр.силы, принимаемый в особом порядке представительным (законодательным) органом или народом на референдуме, и регулирующий наиболее важные общественные отношения.
В соответствии с Конституцией РФ предусматривается принятие федеральных конституционных законов и федеральных законов. Они различаются:
· 1. По юридической силе;
· 2. По предметам ведения, которые в них могут затрагиваться;
· 3. По порядку принятия;
· 4. По возможности применения в отношении их отлагательного вето Президентом РФ.
Классификация:
· 1. по юридической силе: конституция РФ (закон высшей юридической силы); ФКЗ РФ; ФЗ РФ.
· 2. по территориальному действию: ФЗ; законы субъектов РФ.
Федеральный закон – основной вид закона РФ – принимается ГД и СФ ФС РФ с соблюдением установленной процедуры (стадий законодательного процесса).
ФКЗ – регулирует наиболее важные вопросы государственного строительства, прямо указанные в конституции, и отличается повышенной стабильностью по сравнению с ФЗ. Для принятия и изменения ФКЗ предусмотрен более сложный порядок, чем при принятии ФЗ.
По вопросам исключительного ведения субъектов РФ и федерации конституцией РФ предусмотрена возможность принятия законов субъектов РФ. Законы субъектов принимаются законодательными органами субъектов РФ. Порядок и процедура принятия данных законов и иные вопросы определяются регламентами законодательных органов субъектов РФ, а также конституциями (уставами) субъектов РФ.
Закон как источник конституционного права
Конституция РФ 1993 года устанавливает существование двух видов законов: федеральные конституционные законы и федеральные законы. Они различаются по юридической силе, предметам ведения, порядку принятия и особенностям применения в их отношении отлагательного вето Президента РФ.
Федеральные конституционные законы принимаются по вопросам, предусмотренным самой Конституцией РФ, в особом более усложненном порядке, установленном ст. 108 Конституции РФ. Регулированию конституционным федеральным законом подлежат вопросы порядка введения и режима чрезвычайного положения (ст. 56); принятия в федерацию и образования в ее составе нового субъекта, изменение статуса субъектов (ст. 65, 66); утверждение описания и порядка использования государственных символов России (ст. 70); назначение и проведение референдумов (ст. 84); определение режима военного положения (ст. 87); введение чрезвычайного положения на территории страны или в отдельных ее местностях (ст. 88) и т.д.
Федеральные законы в соответствии со ст. 105 Конституции России принимаются ГД и одобряются Советом Федерации, подписываются и обнародуются Президентом.
Конституция закрепляет порядок принятия федеральных конституционных законов (ст. 108) и принятия федеральных законов (ст. 105-107). В Конституции установлено также верховенство этих законов над всеми иными актами государственных органов, а также над законами субъектов федерации.
Принципиальный характер имеют также положения, сформулированные в ст. 15 Конституции, об обязанности соблюдать Конституцию и законы органов государственной власти, местного самоуправления, должностных лиц, граждан и их объединений.
Для характеристики законов как источников конституционного права важное значение имеют положения Конституции о том, что законы подлежат официальному опубликованию. Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.
Законы подлежат опубликованию в течение семи дней после их подписания Президентом. Их официальным опубликованием считается первая публикация полного текста в “Российской газете” и Собрании законодательства Российской Федерации. Закон вступает в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении десяти дней после официального опубликования, если самим законом не установлен иной порядок вступления в силу.
Федеральный конституционный закон
Федеральный конституционный закон – регулирует наиболее важные вопросы государственного строительства, прямо указанные в конституции, и отличается повышенной стабильностью по сравнению с федеральным законом. Для принятия и изменения федерального конституционного закона предусмотрен более сложный порядок, чем при принятии федерального закона:
· - он принимается только квалифицированным большинством – 2/3 голосов от общего числа депутатов ГД и 3/4 от общего числа членов СФ.
· - принятый в таком порядке федеральный конституционный закон должен быть подписан президентом РФ в 14-дневный срок; президент не имеет права отклонить федеральный конституционный закон.
Федеральные конституционные законы РФ:
· -о конституционном суде РФ;
· -об арбитражных судах в РФ;
· -о референдуме РФ;
· -о судебной системе РФ;
· -об уполномоченном по правам человека в РФ;
· -о правительстве РФ;
· -о военных судах РФ;
· -о государственном флаге РФ;
· -о государственном гербе РФ;
· -о государственном гимне РФ;
· -о чрезвычайном положении;
· -о порядке принятия в РФ и образования в её составе нового субъекта РФ;
· -о военном положении.
Основные этапы развития российской Конституции
Всего было 5 Конституций РФ. Принятие каждой из них знаменовало изменение в жизни общества. Первые 4 ( 1918 г; 1925 г; 1937 г; 1978 г)– социалистические и развивались на основе преемственности. Им был присущ фиктивный характер и 1 Конституция РФ1993г
действующая по сей день.
1. Конституция РСФСР 1918 г. Она руководствовалась в определении основ конституционного строя лозунгами большевиков и опиралась на первые декреты советской власти. Полностью отрицала народный суверенитет, власть утверждала за Советами, устанавливала диктатуру пролетариата. Она включала положения, ориентированные на все мировое сообщество: победа социализма во всем мире, уничтожение всякой эксплуатации человека человеком, беспощадное уничтожение эксплуататоров. Открыто признавала насилие в целях утверждения нового строя.
2.3 Конституции СССР ( 1924 г ;1936г ;.1977г ) Причина – образование СССР. Отразила факт вхождения РСФСР в СССР. Не было прямого указания на суверенитет РСФСР. В связи с появлением в РСФСР субъектов, в К появились положения, определяющие их статус.
3. Конституция РСФСР 1937 г. Причина –в следствии принятия Конституции СССР 1936 г. Вступление страны в новый этап ее развития – социализм победил окончательно. К сохранила классовую сущность, отменила лишения политических прав граждан по социальному признаку, ввела всеобщее тайное избирательное право, включила принцип равноправия граждан. Впервые появились главы об основных правах и обязанностях граждан. Они были классово ориентированы и делали упор на коллективные права. К закрепляла руководящую роль ВКПБ. Впервые норма о праве РСФСР выхода из СССР.
4. Конституция РСФСР 1978 г. Отразила этап развития социализма. Понятие трудящиеся заменено на народ, который являлся субъектом государственной власти. Появляется отдельная статья о партии, КПСС объявлялась руководящей и направляющей силой. Закреплялось равенство граждан независимо от происхождения и социального положения. Дан полный перечень прав и свобод граждан. Появилась норма о суверенитете РСФСР.
5. Конституция РФ 1993 г. – действующая конституция.