Эмоции - действующее лицо больших драм. Они - повседневный спутник человека, оказывающий влияние на все его дела и мысли. Несмотря на ежедневное переживание разнообразных эмоций, мы не слишком хорошо знаем их нравы и редко можем предвидеть, когда они появятся, когда покинут нас, когда помогут, а когда станут помехой. Существуют разные точки зрения на природу и значение эмоций. Одни авторы (Даффи, Линдсей) полагают, что можно обойтись без самого понятия "эмоция", заменив его термином "активация". Другие утверждают, что эмоции образуют первичную мотивационную систему человека (Томкинс). Есть мнение, что эмоции - это кратковременные состояния, наряду с пониманием их как феноменов, сопровождающих человека ежеминутно. Функции эмоций также трактуются неоднозначно. Так, Арнольд, Лазарус приписывают им разрушительную и дезорганизующую силу, полагая, что они являются источником психосоматических заболеваний, а Изард, Маурер и Томкинс отводят им позитивную роль в организации поведения.
· Такое разнообразие представлений о сущности и функциях эмоций вызвано в первую очередь с тем, что они связаны с другими системами, прежде всего:
o гомеостатической (эндокринной, сердечно-сосудистой),
o мотивационной (системой потребностей, мотивов, целей),
o перцептивной (восприятием человеком мира),
o когнитивной (обработкой и оценкой информации, мыслительными процессами),
o моторной (двигательные реакции и поведение).
Обычно эмоции противопоставляются когнициям, как аффект интеллекту, чувство разуму. При сопоставлении эмоций и мотивации, они нередко рассматриваются как явления одного порядка (например, эмоция как первичная мотивационная система) или даже идентичные феномены. Есть мнение (Я. Рейковский), что эмоции и мотивация сопоставимы с двумя формами регуляции деятельности. Эмоции относятся к реактивной форме регуляции поведения, способны актуализироваться под воздействием стимулов, а мотивация - к активной (целенаправленной) форме организации деятельности, к актуализации действий, направленных на достижение цели. Под эмоциями понимают процессы, отражающие в форме переживания личную значимость внешних и внутренних ситуаций для жизнедеятельности человека и их оценку.
· При описании и объяснении эмоциональных состояний обычно выделяются такие компоненты:
o Нейрофизиологический аспект эмоций - электрохимическая активность мозга.
o Экспрессивный аспект - мимическая активность, пантомимика, висцерально-эндокринные и голосовые реакции.
o Чувственный аспект - переживание, имеющее непосредственную значимость для субъекта, отражение в сознании важности происходящих с человеком событий.
Первый аспект (нейрофизиологический) обеспечивает генетическую обусловленность эмоций. Именно этот аспект эмоциональности определяет научное мнение, согласно которому, эмоции - это формально-динамические (по В.М. Русалову) характеристики психики, формирующиеся под влиянием общей конституции и не влияющие на содержание деятельности. Как формально-динамические особенности они, в совокупности с эргичностью, скоростью и пластичностью, входят в структуру темперамента. В качестве отдельного компонента (наряду с содержательными особенностями психики) они составляют характер. Базовые эмоции обеспечиваются нейронными программами, генетически детерминированы. Второй - экспрессивный, и в большей степени третий - чувственный аспекты переживаний обеспечивают их социо-культурную вариативность, разнообразие проявлений фундаментальных эмоций, детерминированных культурными традициями и нормативами поведения, а также значительный разброс в том, какие жизненные события вызывают эмоцию, т.е. в предмете переживания. Если первый аспект соотносится с индивидными, то второй и третий - с личностными свойствами субъекта. Именно поэтому эмоциональность рассматривается нами как одна из проблем психологии личности. Следующий пример показывает, что эмоции, действительно, представляют собой реакции, типичным образом проявляющиеся у разных людей при одновременном их индивидуальном оформлении, детерминированном жизненным опытом человека и его потребностями. "Когда мы на затемненной поверхности видим цвета спектра или когда слышим в тишине красивые аккорды, когда в безопасном месте быстро и плавно съезжаем в хорошем автомобиле с небольшого холма, когда на свежем воздухе потягиваемся со сна или достигаем цели в не очень утомительных состязаниях, когда наше лицо ласкает теплый ветер, когда мы вдыхаем аромат только срезанных роз… - во всех столь различных случаях мы испытываем нечто общее. Это нечто мы называем удовольствием. Точно так же, когда на красных обоях мы видим узор канареечного цвета, когда громко и фальшиво играют на расстроенном пианино или царапают ногтем по сухой стене, когда кто-нибудь постукивает зубами о край стакана, когда мы вынуждены сидеть или стоять несколько часов в одной и той же неудобной позе, когда нам за шиворот капает грязная и холодная вода - в этом ряду сложных и столь различных переживаний мы можем заметить нечто общее - страдание" (Рейковский Я. Экспериментальная психология эмоций. М.: Прогресс, 1979. С.31).
· В соответствии с тремя аспектам эмоций выделяются следующие показатели эмоционального процесса:
o эмоциональное возбуждение (уровни активации);
o направленность;
o валентность эмоции.
Эмоциональное возбуждение является энергетической детерминантой поведения. Возбуждение слабой (умеренной) силы часто оказывает мобилизующее действие и проявляется в беспокойстве за исход дела, выступая дополнительным мотивационным фактором. Сильное возбуждение дезорганизует поведение. Типичные проявления сильного возбуждения отражают неодинаковое влияние на отношение субъекта к результатам собственной деятельности. Так, тревожность - это избыточная неуверенность в успехе, вызванная интерпретацией ситуации как неопределенной и угрожающей; беспечность - избыточная уверенность в успехе; отчаяние - проявление уверенности в неуспехе действия. Уровнями эмоционального возбуждения, согласно Рейковскому, являются: кома => сон => апатия => сонливость => безразличие => заинтересованность => бодрость => возбуждение => сильное возбуждение => крайнее возбуждение (бешенство, паника, ярость, экстаз). Наряду с эмоциональным возбуждением, принято говорить об эмоциональном напряжении как состоянии, характеризующемся повышением уровня уровнем активации и соответствующим ему эмоциональным возбуждением, которое блокируется в экспрессии. Например, ситуация вызывает страх, но исключает бегство, или провоцирует гнев, но делает невозможным его выражение, возбуждает желания, но препятствует их осуществлению, вызывает радость, но требует сохранения серьезности. Направленность эмоционального процесса проявляется через отношение субъекта к реальности, к значимому объекту. Эмоции осуществляют обобщенную оценку реальности и являются предформой мышления, где в отличие от последнего они обозначают не только и не столько объективное отношение между предметами, сколько субъективное. Эмоции включают в себя: 1) познание объекта (познавательное отношение) и 2) отражение отношения к объекту (субъективное отношение). Нередко направленность соотносят с содержанием, качеством эмоции. Валентность, или знак эмоции, определяется соответствием/несоответствием ожиданий и полученных результатов (достижений). С этой точки зрения эмоции принято делить на положительные и отрицательные. Изард считает это деление условным, поскольку гнев, например, может рассматриваться двояко в зависимости от силы его проявления и содержательного контекста. Говоря о положительных и отрицательных эмоциях, надо иметь в виду, приводят ли они к конструктивному поведению или дезорганизуют его. В качестве отдельного фактора эмоциональность входит в структуру характера и определяет типичные для данного человека стили эмоционального реагирования. В.Н. Мясищев называл их эмоциональными отношениями. Несмотря на то, что эмоциональность остается формально-динамической характеристикой психики, она тем не менее отражает и устойчивые личностные особенности. Этот процесс происходит, прежде всего, через индивидуальную, устойчивую систему потребностей и мотивов конкретной личности. А.Н. Леонтьев сказал бы, что эмоция (даже скорее чувство) опредмечивается, становится эмоциональным отношением. Отношение - это всегда отношение к чему-то определенному, к предмету, событию, факту, другой личности, другим людям, которые имеют для субъекта определенную ценность и значимость. "У человека оно (эмоциональное отношение - Н.Х.) проявляется в привязанности, любви, симпатии и их противоположностях - неприязни, вражде, антипатии" (Мясищев В.Н., 1995. С. 19). Основными функциями эмоций являются оценочная, регулятивная, коммуникативная и экспрессивная функции.