Вторая половина XIX в. была одним из самых плодотворных периодов в истории существования царской администрации. Проведенные властью преобразования и реформы получили название «великих реформ». Власть стремилась, сохраняя политическую стабильность, осуществлять программу преобразований, путем целенаправленных действий «сверху». Народ получил столько прав и свобод, сколько смог реализовать в меру своей политической зрелости. Впервые в истории России начался процесс освобождения от бюрократического контроля.
Сама власть понимала необходимость установления в России конституционной монархии, а также общей политической модернизации. Однако из-за убийства Александра II этот процесс затянулся. Дальнейшее развитие эти идеи получили лишь в условиях первой русской революции 1905-1907 гг. надо сказать, что некоторые авторы проводят параллели между правлением Александра II и «перестройкой» М.С. Горбачева. В обоих случаях власть была поставлена перед фактом несостоятельности прежних методов властвования. Оба политика осознавали необходимость перемен во всей системе управления обществом и государством. Либерализация режима и раскрепощение общества были характерными чертами указанных периодов истории России. В принципе, само понятие «гласность», которое приписывают «перестройке» Горбачева, родилось в эпоху Александра II. Именно тогда обществу первый раз дали возможность выговориться, донести свое мнение. Это было время великих мечтаний, которое закончилось радикальным революционным способом.
Предложения о необходимости политической реформы исходили даже от высшей бюрократии. Весной 1862 г. министр внутренних дел П.А. Валуев выдвинул проект преобразования Государственного совета в выборный совещательный орган при императоре. Предполагалось превратить Госсовет в постоянно заседающую верховную палату, создав одновременно нижнюю палату – съезд государственных гласных (собирался 1 раз в год). Также П.А. Валуев предложил идею о необходимости реорганизации высшей исполнительной власти путем создания «особых совещаний» министров по самым важным вопросам. С этой целью в 1861 г. был создан Совет министров как совещательный орган при императоре. Совет министров созывался только по инициативе императора. В него входили председатель Госсовета, председатель Кабинета министров, министры и руководители главных управлений.
Как мы уже говорили, в начале своего правления Александр II взял курс на преодоление Россией экономического и политического кризиса. Он справедливо отмечал, что: «Гораздо лучше, чтобы освобождение крестьян произошло свыше, нежели снизу». Александр II даже обратился к дворянам в марте 1856 г. с заявлением о невозможности дальнейшего сохранения крепостного права. Далее 19 февраля 1861 г. Александр II подписал знаменитый Манифест об отмене крепостного права. С отменой крепостного права огромная масса бывших владельческих крестьян (20 млн. чел.) получила личную свободу и статус свободного сельского обывателя.
При этом крестьянская реформа должна была проводиться в два этапа:
- на первом этапе крестьяне объявлялись лично свободными, но земля оставалась в собственности помещиков. За пользование своими наделами крестьяне должны были нести феодальные повинности.
- на втором этапе предусматривалось решение земельного вопроса. Высшие границы земельных наделов крестьян по разным губерниям колебались от 3 до 7 десятин, а низшие от 1 до 2 десятин (1 десятина – 1 га). При этом у помещика должно было остаться не менее 1/3 всей земли поместья. Выкупная цена земли для крестьян должна была составить 6% годовых, т.е. величина годового оброка принималась за 6% от цены земли. Например, если годовой оброк составлял 18 рублей, то крестьянин должен был заплатить за землю 300 рублей.
В результате этого: 1. Крестьяне были вынуждены искать заработок на стороне, 2. Помещики в результате государственных облигаций (государство платило помещикам за крестьян облигациями госзайма) могли вести паразитический образ жизни и не нести госслужбу.
Отмена крепостного права потребовала проведения целого комплекса реформ, затрагивающих основные стороны жизни российского общества. Наиболее существенными из этих реформ считаются военная, судебная и земская.
Военная реформа
В результате военной реформы рекрутские наборы (на 25 лет службы) заменялись срочной службой в армии и на флоте. Срок действительной службы в армии был установлен 6-летний, отслужившие срок зачислялись на 9 лет в запас армии (на флоте сроки был 7 и 3 года). При отбывании воинской повинности целый ряд льгот был предоставлен по семейному положению и по образованию. Освобождались от призыва на действительную службу молодые люди, которые были единственными кормильцами своих семей, а для получивших образование значительно сокращался срок службы в армии.
Земская реформа 1864 г.
Освобождение огромной массы крестьян требовало перестройки системы местной администрации и суда. Если раньше крестьяне управлялись самими помещиками, то теперь эту массу «свободных сельских обывателей» надо было интегрировать в государственную систему управления. Созданная при Екатерине II система местного управления (дворянские собрания), не могла удовлетворить нужды управления в новой действительности. Требовались новые органы управления.
1 января 1864 г. Александр II подписал «Положение о губернских и уездных земских учреждениях», положившее начало земской реформе. Принципиальным отличием этой реформы было создание всесословных органов местного самоуправления. На место прежних сословных интересов ставились общеземские нужды и интересы.
Необходимость приобщения широких слоев населения к управлению диктовалась развитием рыночных отношений, развитием народного образования и здравоохранения. Правительство понимало, что одним бюрократическим аппаратом данную проблему решить не удастся. Кроме того сами чиновники были не прочь переложить свои функции на плечи народа.
Согласно «Положению» 1864 г. в губерниях и уездах создавались выборные земские учреждения – уездные и губернские земские собрания для заведования местными хозяйственными делами. Порядок был следующим. Сначала все землевладельцы (первая курия (разряды избирателей), представители торгово-промышленного класса (вторая курия), а также сельские общества (третья курия) избирали из своей среды на 3 года представителей в уездные земские собрания. Уездные земские собрания работали под предводительством уездного предводителя дворянства, который также возглавлял уездное дворянское собрание. Они собирались ежегодно на короткий срок для обсуждения вопросов местной жизни и руководством хозяйства уезда. Для постоянной работы уездное земское собрание избирало из своей среды исполнительный орган – уездную земскую управу, состоящую из председателя и двух членов.
Уездные земские собрания избирали из своей среды губернских гласных (1 губернский гласный от 6 уездов). Из них составлялись в каждом губернском городе губернские земские собрания, срок полномочий которых был 3 года. Они также собирались 1 раз в год под председательством губернского предводителя дворянства и обсуждали общее руководство хозяйственными делами всей губернии. Для постоянного ведения этих дел губернское земское собрание избирало из своей среды губернскую земскую управу. Деятельность «земств» была подчинена контролю со стороны губернаторов и МВД. В случае недоразумений земства могли обращаться в Сенат.
Надо сказать, что накануне Февральской революции 1917 г. земства существовали в 43 губерниях. Создавая земства, правительство стремилось сохранить преобладающую роль дворянства в системе управления. В новых земских учреждениях дворяне составляли большинство по сравнению с гласными от других сословий. Так, на выборах в 1865-1867 гг. число гласных от дворян в уездных земских собраниях – 40%, в ы губернских – 74%.
Таким образом, земства были введены на уровень губерний и уездов. Отсутствовало центральное земское представительство на государственном уровне, не было земств и на уровне самой мелкой административной единицы – волости. Русские либералы называли земство «зданием без фундамента и крыши» и в течение 40 лет мечтали «увенчать» это здание, что им и удалось сделать путем создания Государственной думы.
Земства осуществляли развитие народного образования, медицины, торговли и промыслов. Наиболее радикально настроенные представители либерального дворянства и интеллигенции стремились усилить роль земств в политической жизни страны.
ПРАКТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЗЕМСТВ:
Земские учреждения обладали значительной самостоятельностью в рамках вверенных им дел:
- Сами выбирали руководящие органы,
- Подбирали и обучали кадры,
- Жизнеспособность земств обеспечивалась их самофинансированием (наделены правом облагать местное население сборами и повинностями на земские нужды)
В земские учреждения привлекались высоко профессиональные кадры (учителя, врачи, агрономы, статистики, страховые агенты, техники, инженеры). Их число в 1912 г. достигало 150 тыс. чел.
Помимо хозяйственной деятельности земства вели большую культурно-просветительную работу.
Достижения в области народного образования и медицинского обслуживания населения:
- Создана оригинальная система народного просвещения, включавшая как школьное, так и внешкольное образование (курсы и кружки самообразования, музеи, выставки, народные театры, издательское и библиотечное дело, бесплатное рраспространение дешевой литературы),
- Впервые в России созданы основы начальной школы,
- Создана система бесплатной и доступной медицинской помощи.
Судебная реформа. Городское самоуправление
Судебная реформа была одной из самых демократичных в мире. В 1864 г. были изданы новые «Судебные уставы», изменившие старые формы судопроизводства. В это время вместо прежних сословных судов, был учрежден бессословный, общегражданский суд, «равный для всех подданных». В ходе судебной реформы суд был отделен от администрации, устанавливалась независимость и несменяемость судей. В судебную систему впервые вводился общественный элемент в лице присяжных заседателей и выборных мировых судей.
Реформирование судебной системы происходило по двум направлениям:
Ø Установление новых принципов судопроизводства
Ø Изменение прежней системы устройства суда
• Вместо прежних сословных судов, был создан новый бессословный, общегражданский суд в губерниях и выборные мировые судьи в уездах. Мелкие судебные дела передавались мировому судье. Мировые судьи избирались уездными земскими собраниями и городскими думами разбирали мелкие преступления и тяжбы. Для более сложных дел создавались окружные суды, имевшие отделение по уголовным и гражданским делам. Только при разборе сложных уголовных дел в состав суда входили присяжные заседатели, которые привлекались по жребию из местного населения,
• Суд был отделен от администрации,
• Вводились независимость и несменяемость судей,
• Впервые вводился общественный элемент в лице присяжных заседателей и выборных мировых судей,
• Устанавливалась открытость и состязательность судебного процесса.
• Вводился институт адвокатуры (обвиняемому назначался защитник из опытных адвокатов-юристов).
Апелляционными инстанциями являлись:
В уездах:
Ø Съезды мировых судей (принимали жалобы населения на мировых судей)
В губерниях:
Ø Судебные палаты или Сенат
Судебная реформа была одним из наиболее удачных преобразований Александра II. Созданная в ходе её реализации новая судебная система была признана одной из лучших в Европе.
Надо сказать, что земская и судебная реформы повлекли за собой необходимость в реформе городского самоуправления. Благодаря ей были расширены демократические основы городского самоуправления. Многие вопросы управления местным хозяйством были переданы в компетенцию городской думы (согласно Городовому положению 1870 г. горожане получали право избирать гласных в городскую думу), депутаты которой избирались в каждом городе. При этом соблюдался принцип «соразмерности участия в общественном управлении количеству уплачиваемых налогов».
Избирательное право предоставлялось каждому гражданину России, независимо от сословия, если он имел возраст не менее 25 лет и владел какой-либо собственностью или уплачивал налоги.
Фактически лишенными избирательного права оказались наемные рабочие, а также люди умственного труда: инженеры, врачи, преподаватели, чиновники, в основном, не имевшие недвижимой собственности. Это привело к тому, что избирательном правом в городах обладало лишь 10% населения.
Настроения незатронутой выборами части населения пытались использовать в своих целях революционеры-террористы, которые устраивали покушения на жизнь царя.
Контрреформы Александра III
Александр II был убит революционерами-народовольцами 1 марта 1881 г. Однако, надежды террористов на то, что после убийства царя в России сразу же произойдет революция, не оправдались. Императором стал сын убитого царя – Александр III (1881-1894), который показал убийц своего отца и стал вести жесткую и последовательную борьбу с революционерами.
В ходе реформ Александра II не только крестьяне были освобождены от крепостной зависимости, но и началась демократизация общественного строя и государственного управления. Однако основная масса населения по своему уровню культуры еще не была готова к участию в публичной власти и управлении общественным делами. От имени народа пытались действовать крайние радикалы, сторонники революционного террора. Но они ничего не могли предложить кроме этого террора.
В сложившихся условиях власть была вынуждена делать ставку на элитарные слои общества и в первую очередь на дворянство. Однако в ходе реформ дворянство разорялось, теряло свои земли, которые переходили в руки купцов. Одновременно с этим падала роль дворянства и в земских учреждениях.
Объективные основания перехода к политике контрреформ:
• Нарастание кризисных явлений в обществе, связанных с противоречиями модернизации в условиях догоняющего развития («кризис идентичности»),
• Неготовность общества к проводимой во второй половине XIX в. демократизации общественного строя и системы государственного управления,
• Сложности и противоречия в системе местного управления в связи с созданием земских учреждений,
• Усиление кризисных явлений в дворянском сословии после отмены крепостного права.
Правительство Александра III решило пересмотреть приоритеты во внутренней политики и перейти к «ревизии» ряда преобразований в области суда и управления. При этом государь проводил контрреформы по двум главным направлениям:
1) Усиление сословного начала в управлении, что означало усиление позиций дворянства;
2) Консервация крестьянской общины и других традиционных элементов жизни общества, которые рассматривались как социальные опоры самодержавной монархии.
Основным тезисом преобразований Александра III стал уваровский девиз «самодержавие, православие, народность» (дедушка Николай I для него был пример для подрадания), который подразумевал:
- особый путь развития России;
- самобытность русского уклада;
- нравственное возвышение личности в православии,
- исконное для России самодержавие.
Власть делала ставку на традиционные формы управления, приобретала характер неоабсолютизма. Во многом этому способствовали взгляды самого императора, на которого имел большое влияние обер-прокурор Синода К.П. Победоносцев, убежденный сторонник незыблемого самодержавия.
Начало переходу к ревизии реформ положила судебная контрреформа. Основное содержание судебной контрреформы:
• Существенно ограничена деятельность суда присяжных заседателей (из его ведения изымались многие дела «государственной важности» - дела о печати и др. и передавались в закрытые и военные суды)
• Учреждено высшее дисциплинарное присутствие из сенаторов с правом увольнения и перемещения судей
• Вводились губернские присутствия в городах из назначаемых государственных чиновников (как кассационные инстанции для волостных судов)
• Постепенно вытесняется институт выборных мировых судей
Также с 1881 г. была резко ограничена гласность по политическим судам. С 1887 г. министр юстиции получил право объявлять любое судебное заседание закрытым.
Контрреформы в образовании начались с нового «Университетского устава», принятого в 1884 г., который фактическим уничтожил университетскую автономию. Теперь все преподавательские должности занимались с утверждения министром просвещения.
Земская контрреформа. Наступления на земства началось с ограничения их компетенции и установления надзора за их решениями. Основная цель реформы –
укрепить положение дворянства как социальной базы самодержавия, усилить его ведущую роль в системе местного управления.
В 1889 г. - издано «Положение о земских участковых начальниках», вводившее в уездах новый институт земских начальников:
· Назначались министром внутренних дел из числа местных потомственных дворян,
· Осуществляли контроль над органами крестьянского самоуправления, руководили полицией, надзирали за волостными судами,
· Отменялась выборных волостных мировых судей (назначались земскими начальниками, которые могли приостанавливать принимаемые мировым судом решения и отстранять мировых судей)
· Тем самым нарушался принцип независимости суда,
1890 г. - издано новое «Положение о губернских и уездных земских учреждениях»:
• Основная цель:
Ø Усиление контроля за земствами со стороны администрации,
Ø Расширение возможности дворянства в местном управлении,
Ø Значительное сужение функций земских органов (земства лишались права облагать доходы от оборота).
• Вводился новый порядок формирования земских органов
Ø Вместо первой курии землевладельцев введен съезд (курия) потомственных и личных дворян-землевладельцев,
Ø Упразднялась третья, крестьянская курия.
В результате в 90-х гг. XIX в. около 90% от общего числа депутатов в губернских земствах составляли дворяне.
Также перестраивалось городское самоуправление. В 1892 г. были изменены правила выборов в органы городского самоуправления, отменены городские избирательные собрания. Избирательный ценз резко повышался. Т.о., число избирателей в городах сократилось в 3-4 раза. Также ограничивалась самостоятельность городских дум.
Подводя того политике контрреформ Александра III необходимо учитывать объективные противоречия, которые возникли после реформ Александра II. К примеру, создав земские учреждения и не наделив их исполнительной властью, правительство Александра II способствовало дезорганизации системы местного самоуправления.
Реформы С.Ю. Витте
Как вы понимаете, последнее десятилетие XIX в. в истории России было весьма противоречивым и непростым с точки зрения экономического и политического развития страны. Несмотря на очевидный прогресс в общественной жизни, Россия продолжала отставать от передовых европейских стран.
Хотя после отмены крепостного права Россия прошла уже 40-летний путь буржуазного развития и по темпам роста опережала многие европейские страны (за это время объем промышленной продукции вырос в 7 раз, во Франции в 2,5 раза, в Германии в 5 раз), по производству на душу населения она значительно отставала от западных стран (в Англии на душу населения приходилось 13,1 руда чугуна, в США – 9,8, в Германии – 8,1, в России – 1,04 пуда).
Россия становилась страной крупных банков, акционерных обществ, промышленных компаний. Но вот в деревне мало, что изменилось: деревня разорялась, недоедала. Став лично свободными, крестьяне оставались закрепощенными общиной. Более того, в 1893 г. по инициативе министра внутренних дел И.Н. Дурново был издан закон, фактически запрещающий крестьянам выход из общины без согласия мира (2/3 голосов) даже при досрочном погашении выкупного долга. Новый закон о паспортах устанавливал бессрочные паспорта для дворян, чиновников и почетных граждан, оставлял за крестьянами право получать паспорт только на пять лет. А это ограничивало возможность передвижения.
На почве осознания необходимости модернизации экономики, появляются новые реформаторы (С.Ю. Витте, П.А. Столыпин и др.).
В середине 90-х гг. была осуществлена серия преобразований в сфере экономики, известных как реформы Сергея Юльевича Витте. Надо сказать, что Витте начинал карьеру на железной дороге в качестве кассира, затем ревизора движения. В дальнейшем он зарекомендовал себя как талантливый финансист. В 1893 г. Витте был предложен поста министра финансов, являющийся в то время ключевым в министерской иерархии.
Предложенная новым министром программа капиталистической модернизации принципиально отличалась от тех проектов, которые предлагались его либеральными предшественниками (Н.Х. Бунге).
Бунге выступал за продолжение реформ 60-х гг. В его модели упор делался на развитии частной инициативы и частного предпринимательства. Он высказывался за ограничение государственного вмешательства в экономику.
В отличие от Бунге, Витте стремился приспособить свою модель политической доктрине Александра III. Свою ставку на государственное вмешательство с целью ускорения модернизации страны Витте обосновывал низким уровнем развития частной инициативы и отсутствием широкого среднего класса.
РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОГРАММЫ ПРЕОБРАЗОВАНИЙ С.Ю. ВИТТЕ
l 1894 г. - введение винной монополии (запрещение частной продажи водки и введение государственного акцизного сбора в размере 4,4 руб. с ведра) («пьяный бюджет» - около 25% бюджета);
l В 1897 г. проведена денежная реформа, включавшая:
Ø Введение «золотого стандарта» - свободного обмена рубля на золото. Золотой рубль заменил серебряный эквивалент, не пользующийся популярностью в мире. Это создало предпосылки для притока иностранного капитала. Средний класс западноевропейских стран охотно вкладывал деньги в российские облигации, приносящих большие дивиденды. Об этом говорит известная шутка, будто железные дороги были построены «на деньги немецких кухарок».
Ø Превращение Государственного банка в эмиссионный банк.
Эти меры обеспечили создание твердой валюты в России.
l Проведена реформа налоговой системы (увеличение косвенных налогов на товары массового потребления - сахар, табак и др.);
l Введен новый протекционистский таможенный тариф. Защита отечественного производителя. Был введен новый таможенный тариф. По новому тарифу иностранные товары облагались 33% пошлиной вместо 16% в 1880 г. Экспорт же, напротив, облагался низкими пошлинами.
В целом этатистская модель капиталистической модернизации России оправдала себя. Россия вышла на 7-е место в мире по доле в торговле. Особенно разительными успехи были в железнодорожном строительстве. За 90-е гг. построено 40% всей железнодорожной сети России. Началось строительство Транссибирской магистрали, а также ж/д дороги в Китай.
Однако экономический кризис 1900-1903 гг., охвативший Западную Европу и США, особенно сильно ударил по экономике России. Правительство потеряло иностранные инвестиции. Также узкий внутренний рынок, связанный с бедностью препятствовал прогрессу.
Однако главное противоречие было в том, что экономические реформы не затронули политической власти. Император сохранил за собой статус неограниченного монарха. В отсутствии у власти намерения что-либо изменить в характере политического строя общество убедилось при вступлении на трон Николая II. Он назвал «бессмысленными мечтаниями» всякие разговоры о введении в России представительной формы правления и обещал твердо охранять основы самодержавия.
Между тем дальнейшие события показали, что империя стояла на пороге величайших потрясений, предотвратить которые можно было только путем политического обновления общества.
Лекция 10