Малые страны Европы традиционно выделяемая категория, и если говорить о “привилегированности”, то правильнее обозначить эту группу стран не по формальным (величина территории, население), а по более существенным признакам - характеру экономики и социальным показателям (см. табл. 9). К малым странам относятся Австрия в Центральной Европе; три страны Бенилюкса; Скандинавские страны - Швеция, Дания, Финляндия, а также Ирландия, экономика которой на общем фоне группы выглядит послабее, но зато отличается самыми высокими темпами экономического роста в Западной Европе.
В прошлом некоторые из них играли ведущую роль в мировой политике (Австрия времен Австро-Венгрии, Нидерланды, Швеция), некоторые стали “привилегированными” на ограблении колоний (Бельгийское Конго, колонии Нидерландов в разных концах мира).
Но сейчас их роль в другом. Менее крупные, чем в странах “семерки”, монополии этих стран (высоко специализированные) заняли важные места, не занятые крупнейшими монополиями - сами стали ТНК - в своей, довольно узкой сфере.
Голландская “Юнивеливер” занимает первое место в иерархии ТНК пищевой промышленности мира, “Ройял-Датч-Шелл” (англо-голландский концерн) - второе место среди всех нефтяных гигантов, шведская “Вольво” - производитель автомобилей самого высокого класса и надежности, шведский концерн “Тетра-Лаваль” входит в первую пятерку в целлюлозно-бумажной промышленности.
Таблица 9
Основные показатели малых стран Европы (членов ЕС)
Площадь
(тыс. кв. км)
Население
(млн. чел.)
ВВП
(млрд. дол.)
ВВП
на душу
населения
(тыс. дол.)
Доля
сырья
в экспорте
(в %)
Австрия
83,8
8,1
283,4
26,9
11
Бельгия
30,5
10,1
269,1
24,7
20
Нидерланды
41,8
15,7
395,9
24,0
37
Люксембург
2,5
0,4
14,0
41,2
-
Швеция
450,0
8,9
228,6
23,7
15
Дания
43,0
5,3
172,2
29,9
36
Финляндия
338,1
5,2
125,4
20,5
18
Ирландия
70,3
3,55
Объединяют малые страны Европы высокие показатели ВВП на душу населения. Понятно, что при очень разных масштабах даже в категории “малые страны” абсолютные величины ВВП очень различны: от 14,0 млрд. дол. В Люксембурге до 395,9 в Нидерландах. Но по ВВП на душу населения разрывы невелики: от 20,5 тыс. дол. в Финляндии до 41,2 - в Люксембурге. При этом существенно, что все малые страны входят по этому показателю в ведущую “элиту” современного мира, занимают места в первой двадцатке. Это - яркий показатель большого “веса” малых стран Европы.
Социальное благополучие измеряется, в частности, таким показателем как заработная плата. По часовой зарплате в обрабатывающей промышленности Бельгия занимает четвертое место в мире, Нидерланды - пятое, Швеция - шестое, опережая США.
Рейтинг стран по уровню жизни, составленный ООН, дает следующий итог по первой десятке: Финляндия - шестое, Нидерланды - седьмое, Швеция - десятое.
Финансовая сила страны определяется стабильностью валюты, платежным балансом, уровнем инфляции и другими показателями. Если свести их к какой-то синтезирующей величине(кредитоспособность, надежность в финансовом плане), приняв за 100 отсутствие риска для капиталовложений, то Нидерланды в этом “ранг-листе” занимают четвертое место с показателем 89, Австрия - шестое - 86 и т.д.
Можно сказать, что истоки феномена малых стран заключаются в следующем. Во-первых, это четко специализированная экономика с высокой долей наукоемких отраслей. В экономике возникло понятие “нишевые производства” - не захваченные ТНК ведущих промышленных стран. На поиск таких “ниш” толкала слабость ресурсной базы, а также наличие образцовой системы образования, дающей такие кадры, которые способны осваивать новое, работать в самых новейших сферах производства, при больших средствах, выделяемых на НИОКР. Не случайно, что многие лаборатории и научные центры ТНК крупных государств создаются в малых странах. Во-вторых, это ориентация на экспорт. Узкий внутренний рынок не давал бы возможностей для четкой специализации на производстве редкой высококачественной наукоемкой продукции. Импульс для экспортной ориентации дало создание Общего рынка, снижение таможенных барьеров в ЕЭС открыло рынок Западной Европы на два порядка больший, чем внутренний.
При этом ключевое геополитическое положение некоторых малых стран давало и дополнительные возможности; так, Нидерланды, лежащие на “входе в Европу”, создали мощнейший узел нефтеперегонных заводов “Техас-Европа”, обеспечивающий полупродуктами химическую промышленность ФРГ и Северной Европы.
Геополитическое положение стран Бенилюкса крайне выгодно и сейчас, т.к. они находятся в центре мегалополиса Европы. Это - главный пояс динамичного роста внутри ЕС. В 1990-х гг. доля малых стран Европы в мировом промышленном производстве составила примерно 10%, а в мировом экспорте около 20%. Доля экспорта в ВНП Бельгии достигает 35-40%, Нидерландов - около 35% и т.д.
В-третьих, надежные позиции на мировом рынке в своих “нишевых” производствах. По спуску на воду ледоколов Финляндия заняла первое место в мире (до 50% всех производимых в 80-90-х гг.), по целлюлозе и бумаге на Финляндию и Швецию приходится по 10-15% мирового экспорта, причем иногда это - уникальная продукция (на одной из шведских фабрик производится, например, особая сверхтонкая бумага для европейского издания “Нью-Йорк-таймс”, которое при десятках страниц легко можно положить в карман). По инсулину Дания с ее известным животноводством, дающим сырье для этого, захватила до 1/3 мирового рынка, она же доминирует ныне в новейших биотехнологиях.
Все весомее становятся позиции малых стран и в новейших наукоемких производствах - роботостроение, производство медицинской электронной аппаратуры, оборудование для ветряных электростанций и т.д.
Конечно, не все сводится в “нишевым” производства на основе научных исследований и высококвалифицированного труда в малых странах. Некоторые отрасли их хозяйства связаны и с природно-ресурсной базой, которая расширилась в последние годы. Так, Швеция сохранила позиции крупного экспортера качественной железной руды (по содержанию железа - 60-64% не уступает и новым экспортерам из развивающихся стран - Либерии, Венесуэле), Нидерланды вышли на первое место по экспорту газа в Западной Европе.
И все-таки и в структуре индустрии, и в составе экспорта почти всех малых стран доминирует обрабатывающая промышленность, а внутри нее - новые наукоемкие отрасли.
В-четвертых, позиции нескольких малых стран связаны не только с индустрией, но и со сферой обслуживания, в частности, с банковским делом. Это - Люксембург - “налоговый оазис”, ставший еще привлекательнее как одна из столиц ЕС. В карликовом государстве сейчас более 200 крупных банков.
Люксембург - типичный пример международного финансового центра нового времени. Хотя по объему финансового бизнеса Люксембург во много раз уступает Лондону, не имеет рынка золота, а валютный рынок и рынок краткосрочных и среднесрочных кредитов развиты слабо, он является крупнейшим в мире рынком долгосрочных кредитов. Этому способствовало его благоприятное географическое положение в непосредственной близости от штаб-квартиры западноевропейских концернов. Он считается финансовой столицей Европейского сообщества. Здесь расположен Европейский инвестиционный банк, Европейский фонд валютного сотрудничества и т.п.
Быстрому росту значения Люксембурга как мирового финансового центра в 60-х гг. способствовали также дешевизна кредитно-финансовых операций, отсутствие налога на дивиденды и проценты, получаемые по ценным бумагам и тому подобные финансовые льготы.
Международный рынок фондовых ценностей в Люксембурге относится к числу крупнейших в мире. Через его биржу проходит свыше 60% всех выпускаемых еврооблигаций.
В-пятых, важнейшее значение для малых стран имеет транспорт, туризм и туристский бизнес.
Роттердам с его “Европортом” - воротами морской торговли для Западной и Центральной Европы - сохраняет роль мирового лидера по грузообороту (более 250 млн. т) и обороту контейнеров. Авиакомпании Скандинавских стран (“САС”) и Бельгии-Нидерландов (“Сабена”, “КЛМ”) обслуживают ряд европейских и международных авиалиний.
Уникальны транспортные проекты, осуществляемые в Дании: это самые длинные в мире “туннели-мосты” через проливы. Дания (особенно после завершения строительства) - большой “мост” от Центральной Европы к Скандинавским странам.
Масштабы туризма в тихие, экономически и экологически благополучные, а в политической жизни политически стабильные страны все последние годы нарастают: Австрию посещает 18 млн. туристов и отдыхающих в год, Нидерланды - 5 млн. чел. В Австрии и Финляндии туристский бизнес по числу занятых в нем превосходит многие важные отрасли индустрии. Доходы от туризма в Австрии превышают10-11 млрд. дол. в год.
Страны Бенилюкса стояли у истоков возникновения Общего рынка. Три страны ЕС - Австрия, Швеция, Финляндия - придерживаются политики неприсоединения. Нейтралитет Швеции продолжается с Венского конгресса 1815 г., в Австрии это связано с Государственным договором 1955 г., восстановившим ее суверенитет после второй мировой войны, а в Финляндии “активный нейтралитет” был провозглашен после второй мировой войны и связан с политической “линией Паасикиви-Кекконена” - тогдашних президентов страны.
Все эти особенности малых стран отражают их современные позиции в мире, но никоим образом не говорят о какой-либо беспроблемности, или тем более - полном благополучии в экономической и социальной сфере. Нынешнее положение малых стран достигнуто в жесткой конкурентной борьбе, когда погибали целые отрасли, дававшие ранее работу сотням тысяч людей. Так, судостроение Скандинавских стран было практически “раздавлено” в 70-80-е гг. конкуренцией Японии и Южной Кореи. В 1994 г. на долю Японии приходилось 45,6% тоннажа спущенных на воду судов, на долю Южной Кореи - 21,8, а ФРГ была отодвинута на третье место с долей всего 5,4%.
Трудность перестройки энергетического хозяйства, кризис и свертывание угольной и металлургической промышленности Европы затронули весь “ржавый пояс” (север Франции, Бельгию и Люксембург, ФРГ), превратили очаги этих отраслей в кризисные районы. Шло болезненное “вымывание” старых отраслей.
Малые страны пошли по швейцарскому пути, которая показала выгодность сочетания собственных и иностранных трудовых ресурсов, когда “свое” население концентрировалось на самых сложных производствах, а “гастарбайтеры” занимали места средней и низкой квалификации. Это привело к увеличению некоренного населения, к расовым столкновениям, возникновению межнациональных проблем.
Если в целом по малым странам уровень безработицы можно считать невысоким (3-3%), то в Бельгии с ее “угольно-металлургическим наследием” прошлого - больше 12% (1997 г.), а в Финляндии даже 16-17%.
Особое место среди малых стран ЕС занимает Ирландия - в недалеком прошлом одна из самых отсталых стран Западной Европы. Сейчас Ирландия является европейским лидером по темпам экономического роста (прирост ВВП в 1995 г. равнялся 10%, а сейчас составляет около 7% в год), жизненный уровень ирландцев уже практически не отличается от такового в Великобритании.
Ситуация в ирландской экономике в 1990-х гг. значительно улучшилась благодаря трем основным факторам:
прямым зарубежным инвестициям;
квалифицированной рабочей силе;
социальному согласию в политике установления заработной платы.
Прямые зарубежные инвестиции в 1990-е гг. осуществлялись преимущественно в самые прогрессивные сектора национального хозяйства, в отрасли высоких технологий, информационный сектор и производство полупроводников. В первой половине 90-х гг. темпы роста инвестиций составили 45%, а всего было привлечено около 7 млрд. долл., что равно 12% ВВП страны. Главным инвестором в ирландскую экономику стали США, которые во многом способствовали созданию современного высокотехнологического сектора национального хозяйства. На базе американских инвестиций в Ирландии было создано производство компьютеров и процессоров к ним, производство полупроводников, офисной оргтехники, продукции фармацевтической промышленности, электроники и электротехники.
Притоку иностранных инвестиций в небогатую собственным капиталом страну способствовала грамотная экономическая политика правительства Ирландии, поощряющая иностранные инвестиции. В частности, в Ирландии действует льготное налогообложение для инвесторов, созданы специальные промышленные зоны, налог на прибыль в которых составляет всего 10%. В частности, в районе международного аэропорта Шэннон, где действует одна из таких зон, создано около 300 промышленных предприятий, выпускающих экспортную продукцию, а в международном центре финансовых услуг в Дублине зарегистрировано около 400 иностранных банков, занимающихся оффшорными операциями.
Наличие квалифицированной рабочей силы также способствует бурному развитию Ирландии. Относительно небольшая по численности населения, Ирландия находится на второй позиции в Европе по уровню квалификации своего человеческого капитала. Особенную ценность имеет тот факт, что школьное и университетское образование страны практически полностью соответствует запросам бизнеса. В частности, высокой квалификацией и хорошей адаптацией к быстроменяющимся современным условиям обладают инженеры, подготовленные ирландской высшей школой.
Социальное согласие в политике заработной платы тоже сыграло свою немаловажную роль. В отличие от социально-обеспеченных французов или голландцев, ирландцы готовы жить в условиях небольшого роста заработной платы, который гарантирует низкий уровень инфляции, практически нет здесь и выступлений профсоюзов с требованиями о повышении оплаты труда. Все это дает неплохие результаты: государственные финансы страны сбалансированы, а в период с 1993 по 1996 гг. реальный рост доходов населения составил 12%. Рост доходов населения создает сильный спрос на внутреннем рынке на недвижимость, предметы длительного пользования и туристические услуги, что служит дополнительным фактором экономического роста страны.
На базе рассмотренных трех факторов Ирландии удалось достичь неплохих успехов в структурной перестройке своей экономики. На первый план выдвинулись отрасли высоких технологий, которые создают 62% всего ирландского экспорта, в том числе 29% экспорта приходится на информационные технологии. Рост производительности труда в отраслях высоких технологий составляет 10% в год. Ввиду выдвижения отраслей высоких технологий на первый план старые традиционные отрасли национального хозяйства страны, такие как сельское хозяйство и горнодобывающая промышленность, утрачивают свое былое значение, что переводит аграрно-индустриальную Ирландию в разряд передовых постиндустриальных государств.
Благоприятный инвестиционный климат страны обеспечивают политическая стабильность, квалифицированная рабочая сила, выгодное географическое положение, англоязычность (не возникает языковых барьеров в отношениях с основными инвесторами - США и Великобританией) и льготные условия налогообложения. Очень большую роль играет и либерально-рыночная модель экономики страны, имеющая много общих черт с Великобританией и США, Все это создает уникальные условия для дальнейшего экономического развития Ирландии, которая к тому же имеет еще и большой внутренний потенциал роста в виде наполнения недостаточно искушенного внутреннего рынка страны по мере роста реальных доходов населения.
Из стран ЕС к северным странам относятся Швеция, Дания и Финляндия. “Скандинавская модель” означает совокупность общих черт экономического, социального и политического развития стран Северной Европы, а также концепций и тенденций общественного развития. Эта модель предполагает довольно значительную роль государства в экономике, особенно с точки зрения социальной защиты населения.
К особенностям скандинавской модели относятся такие внеэкономические факторы как:
активное участие социал-демократов и других левых партий в правительстве и законодательных органах власти;
высокая степень “юнионизации” (доля членов профсоюзов среди работающих в различных отраслях в странах Скандинавии составляет 70-90%);
высокая политическая и экономическая активность женщин;
особый экологический менталитет всех скандинавов;
специфическая скандинавская культура труда и этика бизнеса.
Основными экономическими функциями государства в скандинавской экономике являются разработка долговременной стратегии развития экономики (выработка приоритетов развития национального хозяйства, инвестиционная политика, стимулирование НИОКР, внешнеэкономическая стратегия) и законодательное регулирование предпринимательства.
Социальная направленность скандинавской модели заключается в:
перераспределительной роли государства в экономике: воздействии на экономику через механизм налогообложения, действии принципа “выравнивания доходов” путем передачи части доходов предпринимателей в пользу трудящихся, работающих по найму, социальной защите населения;
активности общества в социально-экономических процессах: на практике воплощается принцип социального партнерства трудящихся, профсоюзов и предпринимателей;
экономической политике властей, нацеленной на первоочередное решение социальных проблем, в частности уменьшение количества безработных;
высокой этике труда и предпринимательской культуре, высочайших морально-этических нормах поведения жителей скандинавских стран.
Финансовой основой скандинавской социал-демократии является государственный бюджет, который предполагает довольно высокий уровень государственных расходов, для финансирования которых установлен высокий уровень налогового бремени. В Швеции и Дании налоги составляют 52-63%, в Финляндии - 33-36% ВВП.
Отраслевая структура национального хозяйства скандинавских стран полностью соответствует современной структуре экономики в других высокоразвитых странах (доля сельского хозяйства и добывающей промышленности в ВВП составляет от 2 до 4%; обрабатывающей промышленности и строительства - 25-30%; сферы услуг - 65-75%). Таким образом, в структуре ВВП всех скандинавских стран за последние десятилетия происходили сдвиги, аналогичные структурным изменениям в мировом хозяйстве, а именно: рост доли сферы услуг, падение доли сельского хозяйства, возрастающее значение новейших наукоемких отраслей.
В национальных хозяйствах скандинавских стран ведущими являются два крупных комплекса отраслей: лесная промышленность, включающая деревообработку и целлюлозно-бумажное производство, и металлургический комплекс, объединяющий металлургию, металлообработку и все отрасли машиностроения, среди которых выделяются автомобилестроение, судостроение, производство оборудования для всего комплекса отраслей лесной и пищевой промышленности, производство средств связи, электротехнического и электронного оборудования. Пищевая промышленность достигла особенно высокого уровня развития в Дании.
Трудовые ресурсы стран Северной Европы традиционно отличаются высоким качеством, т.е. высоким уровнем образования и профессионально-квалификационной подготовки. Соответственно, стоимость рабочей силы в Скандинавии довольно высока.
Одним из основных факторов, способствовавших динамичному экономическому росту скандинавских стран, стал инвестиционный фактор. Норма накопления в них довольно высокая - 25-30% в Финляндии, которая делила с Японией второе и третье места по этому показателю среди всех развитых стран мира в течение всего послевоенного периода.
Страны Северной Европы имеют отличную транспортную инфраструктуру. Все они - морские державы. Неплохо развито также железнодорожное сообщение, включая скоростные линии. Имеется немало аэропортов, причем пропускные способности скандинавских воздушных гаваней постоянно повышаются.
В сфере услуг многие социальные услуги (здравоохранение, образование) обеспечиваются государством практически полностью. В сфере производства товаров и услуг в Северной Европе задействовано большое число некоммерческих бесприбыльных организаций, создающих общественно-полезные продукты. Традиционно развиты сферы финансов и туризм. Наиболее сильной кредитно-денежной системой располагает Швеция.
Дальнейшие перспективы экономического развития стран Северной Европы связаны с процессом общеевропейской интеграции. Страны региона, которые пока не входят в ЕС (Норвегия и Исландия) наряду с определенными преимуществами своего нейтралитета (возможностью распоряжаться по собственному усмотрению значительными доходами от экспорта нефти, газа, металлов и рыбы), несут и некоторые потери. В частности, ЕС воздвигает антидемпинговые барьеры на пути поставок сравнительно дешевой норвежской и исландской рыбы в страны Евросоюза. Выжидательные позиции в отношении введения евро пока занимают Дания и Швеция. Традиционный скандинавский нейтралитет по-прежнему является главным психологическим препятствием на пути более активной интеграции региона в ЕС, хотя по большинству социально-экономических показателей страны Северной Европы готовы играть ведущие роли в процессе строительства общеевропейского дома.