Все стороны общения выделяются в условиях непосредственного контакта между людьми, т.е.в малых группах и коллективах
Если говорить о психологическом определении группы, то это ограниченная в размерах общность, выделяемая из социального целого на основе определенных признаков (характера выполняемой деятельности, социальной или классовой принадлежности, структуры, композиции, уровня развития и т.д.).
Наиболее распространено деление групп по размеру: большие, малые, микрогруппы. Большие группы, в свою очередь, могут быть реальные (контактные), т.е. сложноорганизованные значительные группы людей, вовлеченные в ту или иную деятельность (коллектив школы, завода и тд.). Большие группы могут быть и условными, включая в себя субъектов, которые не имеют прямых и косвенных объективных взаимоотношений друг с другом, могут даже никогда не видеть друг друга, но в связи с тем признаком, на основе которого они были выделены в подобную группу, иметь общие социальные и психологические характеристики (национальные, возрастные и т.п.).
В отличие от больших групп,малые группы — это всегда непосредственно контактирующие индивиды, объединенные общими целями или задачами. Отличительной чертой малой группы является относительная простота ее внутреннего строения. Имеется в виду, что в малой группе есть, как правило, авторитетный Лидер (если группа неофициальная) или авторитетный руководитель (если группа официальная), вокруг которых объединяются остальные члены группы.
Дифференцируя группы по характеру их организации, регулирующей взаимодействие членов группы, следует отметить, что официальная организация предполагает заданность извне структуры группы, в то время как неофициальная организация группы регулируется внутренними структурными особенностями, которые формируются вследствие психологического, а не правового взаимодействия людей.
Отдельно стоят группы, которые К.К.Платонов назвал неорганизованными, Л.И.Уманский — конгломератом, а А-В.Петровский — диффузной группой. Эти группы характеризуются тем, что взаимоотношения в них опосредуются не содержанием групповой деятельности, а только непосредственными отношениями симпатии — антипатии. Такие объединения обычно добровольные, временные, определяющиеся сходством интересов (экскурсия; группа лиц, участвующих в лабораторном исследовании; абитуриенты, сдающие экзамен). Так как общество разрешает существование таких объединений, это свидетельствует о возможности официальной стороны у подобных групп. Существование людей в диффузной группе невозможно вне некоторого контакта между собой, поэтому и здесь осуществляется определенное взаимовлияние, существуют общие групповые состояния.
В зависимости от задач, стоящих перед педагогом, исследователем, малые группы можно делить:
по степени близости отношений между членами группы — на первичные (семья, близкие друзья) и вторичные (учебные, производственные контакты);
в зависимости от тех прав, которые предоставляются участникам группой, — на паритетные (все члены группы имеют равные права» и непаритетные (существует определенная иерархия прав и обязанностей);
кроме того,в зависимости от ценности группы для индивида — на группы членства (где индивид присутствует лишь в силу определенных обстоятельств, хотя и не разделяет существующих в ней установок, отношений и тд.) и референтные группы (выступающие для индивида как эталон, образец для поведения и самооценки).
В любом коллективе может существовать группа, которую индивид избирает, чтобы справиться с их мнениями, оценками. Эту группу лиц обычно объединяют понятиемреферентная группа -группа, чем-то привлекающая человека, норм и ценностей которой он придерживается или стремится к ним приспособиться, членом которой он охотно стал бы; или же группа, с которой человек себя сравнивает, которая служит ему точкой отсчета для оценки субъектом самого себя и других людей. Таким образом, у референтной группы имеются две функции — сравнительная и нормативная. Даже в том случае, когда индивид не располагает информацией об оценке его персоны со стороны референтной группы, он не может не строить предположений о возможном ее мнении. Для того чтобы нормы и ценности референтной группы оставались постоянно действующим ориентиром для индивида, ему необходимо постоянно соотносить с ними свое реальное поведение. Из множества окружающих его людей индивид избирает тех, кого он наделяет особым субъективно важным для него качеством, особой характеристикой —рефереитиостыо.
Коллективом называется разновидность социальной общности и совокупность индивидов, определенным образом взаимодействующих друг с другом, осознающих свою принадлежность к данной общности и признающихся его членами с точки зрения других. В отличие от других социальных общностей коллектив характеризуется следующими основными чертами:
1) устойчивым взаимодействием, которое способствует прочности и стабильности его существования в пространстве и во времени;
2) отчетливо выраженной однородностью состава, то есть наличием признаков, присущих коллективу;
3) относительно высокой степенью сплоченности на основе единства взглядов, установок, позиций членов коллектива;
4) структурированности — определенной степенью четкости и конкретностью распределения функций, прав и обязанностей, ответственностью между членами коллектива;
5) организованностью, то есть упорядоченностью, подчиненностью коллектива определенному порядку выполнения совместной коллективной жизнедеятельности;
6) открытостью — то есть готовностью к принятию новых членов.
Межличностные отношения в коллективе поясняет т.н. «стратометрическая концепция групповой активности», разработанная А.В. Петровским. Она представляет собой группу, как бы состоящую из стрех страт (слоев), каждая из которых характеризуется определенным принципом построения отношений между ее членами (рис. 2).
Центральное звено групповой структуры (А) образует сама групповая деятельность, ее содержательная общественно-экономическая и социально-политическая характеристика. По сути своей, это хотя и ядерное — по отношению к психологическим стратам, — но не только психологическое образование. Это предметно-деятельностная характеристика группы как коллектива, являющегося частью общественного целого.
Так были выделены три критерия оценки группы как коллектива:
1) выполнение коллективом основной общественной функции (успешность участия в общественном разделении труда);
2)соответствие группы социальным нормам;
3) способность группы обеспечить каждому ее члену возможности для полноценного гармонического развития. Все психологические характеристики коллектива оказываются зависимыми от этих социально обусловленных образований. Вьщеление указанных блоков оценки коллективной предметной деятельности позволяет определить социально-психологические параметры групп разного уровня развития, отнеся (при достаточно высоких показателях по каждому из трех критериев) данную группу к коллективам.
Следующая за описанным выше слоем — вторая ядерная страта (Б), психологическая по своей сущности, фиксирует отношение каждого члена группы к групповой деятельности, ее целям, задачам, принципам, на которых она строится, мотивацию деятельности, её социальный смысл для каждого учащегося.
В третьей страте (В) локализуются характеристики межличностных отношений, опосредствованных содержанием совместной деятельности (ее целями и задачами, ходом выполнения), а также принятыми в группе принципами, идеями, ценностными ориентациями, которые в конечном счете являются проекцией идеологических конструкций, функционирующих в обществе. Именно сюда следует отнести различные феномены межличностных отношений (например, коллективистическое самоопределение и др.), о которых мы будем говорить дальше. Деятельностное опосредствование — принцип существования и принцип понимания феноменов второй, психологической страты.
Наконец, последний, поверхностный слой межличностных отношений (Г) предполагает наличие связей (главным образом, эмоциональных), по отношению к которым ни коллективные цели деятельности, ни общезначимые для коллектива ценностные ориентации не выступают в качестве основного фактора, опосредствующего личные контакты членов группы.
Уровни формирования К.:
1. группа-конгломерат – группа ранее незнакомых детей, собранных в связи с внешними обстоятельствами и задачами.
2. группа-ассоциация – начинается единая жизнедеятельность группы. Формируется структура будущего коллектива. Цели деятельности проектируются заданиями извне.
3. группа-кооперация - Для группы характерна реальная и действенная организационная структура, высокий уровень сотрудничества, отношения носят деловой характер и подчинены достижению высокого результата
4. группа-автономия - Для группы характерны высокий уровень единства и сотрудничества. Образуются референтные группы.
5 а) группа-корпорация - Для группы характерны замкнутость, групповой эгоизм, противопоставление другим группам, достижение цели любой ценой.
или 5 б) группа-коллектив. Признаки сформированного К. (А.С. Макаренко): 1. Мажор – постоянная бодрость, готовность воспитанников к действию; 2. Ощущение собственного достоинства, вытекающее из представления о ценности К.; 3. Дружеское единение членов К.; 4. Ощущение защищенности каждого члена К.; 5. Активность; 6. Сдержанность в эмоциях, словах.
Закон движения коллектива (А.С. Макаренко): К. должен постоянно двигаться вперед, добиваясь новых успехов. Остановка в развитии К. ведёт к его ослаблению и распаду. Движущей силой развития К. является перспектива – задачи, дела, отвечающие внутренним потребностям развития личности и К. в целом, адекватные их уровню развития, возрастным и индивидуальным особенностям и задачам общества. Различают 3 вида перспектив: близкая, средняя, далекая .(=система перспективных линий).
Существуют 3 наиболее распространённые модели развития отношений между личностью и К.: 1. Конформизм (личность подчинятся К.); 2. Гармония (личность и К. находятся в оптимальных отношениях); 3. Нонконформизм (личность подчиняет К.) В каждой из этих общих моделей выделяется множество линий взаимоотношений, как например: коллектив отвергает личность; личность отвергает коллектив; сосуществование по принципу невмешательства и т.д.
I. КОНФОРМИЗМ. Согласно первой модели личность может подчиняться требованиям коллектива естественно и добровольно, может уступать коллективу как внешней превосходящей силе, а может пытаться и дальше сохранять свою независимость и индивидуальность, подчиняясь коллективу лишь внешне, формально.
Если очевидно стремление войти в коллектив, личность склоняется к ценностям коллектива, принимает их. Коллектив «поглощает» личность, подчиняет" ее нормам, ценностям и традициям своей жизни.
По второй линии поведения возможны различные пути развития событий: 1) личность внешне подчиняется требованиям коллектива, сохраняя внутреннюю независимость;
2) личность открыто «бунтует», сопротивляется, конфликтует. Мотивы приспособления личности к коллективу, его нормам и ценностям разнообразны. Наиболее распространенный, бытовавший в наших школьных коллективах мотив — стремление избежать лишних и ненужных осложнений, неприятностей, боязнь испортить «характеристику». В этом случае школьник только внешне воспринимает нормы и ценности коллектива, высказывает те суждения, которые от него ждут, ведет себя в различных ситуациях так, как это принято в коллективе. Однако вне школьного коллектива он и рассуждает, и думает иначе, ориентируясь на ранее сложившийся у него социальный опыт. Такое состояние может быть временным, переходным, а может оставаться постоянным. Последнее наблюдается тогда, когда сложившийся ранее социальный опыт личности, неадекватный опыту коллектива, получает подкрепление со стороны других коллективов (семьи, дворовой компании и т. д.).
Открытый «бунт» против коллектива — явление в наших школах редкое. Ребята «бунтуют» лишь изредка и то по непринципиальным вопросам. Чувство самосохранения берет верх. Коллектив, сломавший личность, выступает по отношению к ней в роли жандарма. Это противоречит гуманному подходу к воспитанию, и педагогам есть над чем думать, разрабатывая новые пути совершенствования отношений личности с коллективом.
II.ГАРМОНИЯ.Идеал взаимоотношений — гармонизация личности и коллектива. По некоторым оценкам, комфортными условия своей жизни в коллективе считает менее 5% опрошенных школьников. Углубленное изучение этих ребят показало, что они наделены редкими природными коллективистскими качествами, а поэтому способны уживаться в любом коллективе, приобрели положительный социальный опыт человеческого общежития и к тому же оказались в хороших сформированных коллективах. В этом случае между личностью и коллективом никаких противоречий нет. Каждый член коллектива заинтересован в существовании дружного длительного объединения.
Типичная модель отношений личности и коллектива, характерная для недавней нашей школы, — сосуществование. Личность и коллектив сосуществуют, соблюдая формальные отношения, называясь при этом коллективом, но не будучи им по сути. В большинстве случаев в коллективе устанавливается двойная система ценностей, двойное поле морального напряжения, когда в рамках организованной при участии педагогов деятельности между школьниками устанавливаются позитивные отношения, а при неорганизованном общении они остаются отрицательными. Это связано с тем, что ребята не могут проявить в коллективе свою индивидуальность, а вынуждены играть навязанные роли. Там, где удается расширить диапазон ролей, школьники находят удовлетворяющие их позиции в коллективе и их положение в системе отношений становится более благоприятным.
III.НОНКОНФОРМИЗМ. Третья модель взаимоотношений личности с коллективом, когда личность подчиняет себе коллектив, встречается не часто. Все же, учитывая деятельность так называемых неформальных лидеров, а следовательно, и наличие двойных, а нередко и тройных систем ценностей и отношений, эту модель нельзя игнорировать. Яркая личность, ее индивидуальный опыт могут в силу тех или иных причин оказаться привлекательными в глазах членов коллектива. Эта привлекательность чаще всего обусловлена личностными качествами, необычностью суждений или поступков, оригинальностью статуса или позиции. В таком случае социальный опыт коллектива может измениться. Этот процесс может иметь двойственный характер и приводить как к обогащению социального опыта коллектива, так и к обеднению его, если новый кумир становится неформальным лидером и ориентирует коллектив на более низкую систему ценностей, чем та, которой коллектив уже достиг.