В психологической науке категории личности и индивидуальности относится к числу базовых категорий. Индивидом является каждый человек с момента своего рождения, однако личностью он становится в процессе участия в социальных отношениях.
Большинство психологов считает, что личностью не рождаются, а становятся. Однако, в современной психологии нет единой теории формирования и развития личности. Например, биогенетический подход (З,Фрейд, С. Холл) считает основой развития личности биологические процессы созревания организма. Социогенетический подход (Э.Торндайк, Б.Скиннер) считает основой развития личности структуру общества, процессы социализации, взаимоотношения с людьми. Психогенетический подход (Ж. Пиаже, Дж. Келли) не отрицая ни биологических, ни социальных факторов выдвигает на первый план развитие собственно психических явлений
Личность – это прижизненно формирующаяся и индивидуально своеобразная совокупность черт, определяющих образ мышления данного человека, строй его чувств и поведения.
В основе личности лежит её структура – связь и взаимодействие устойчивых компонентов личности. К ним относят: эмоции, чувства, волевые качества, мотивация, темперамент, характер, способности. В дидактическом плане структура личности может быть условно представлена как объединение 4-х подструктур:
1) Система регуляции. Это комплекс сенсорно-перцептивных механизмов и процессов, (зрительный, речевой, слуховой, сенсорно-моторный) обеспечивающих как регуляцию поведения индивида, так и взаимодействие внешних и внутренних условий развития психической деятельности.
2) Система стимуляции. Она включает в себя темперамент, интеллект, знания и отношения.
3) Система стабилизации. Она включает в себя направленность, способности, самостоятельность и характер.
4) Система индикации. Она включает в себя те свойства, отношения и действия, в которых выражается социальный характер личности. это гуманизм, коллективизм, оптимизм и трудолюбие.
Ведущим компонентом структуры личности, её системообразующим свойством является направленность – система устойчивых мотивов, определяющих поведение личности в меняющихся внешних условиях. Она социально обусловлена и формируется путём воспитания. Направленность имеет ряд взаимосвязанных иерархических форм:
а) влечение – примитивная, биологическая форма направленности;
б) желание – осознанная потребность и влечение к чему-либо определенному;
в) стремление – возникает при включении в структуру желания волевого компонента;
г) интерес – познавательная форма направленности на предметы;
д) склонность - возникает при включении в структуру интереса волевого компонента;
е) идеал – предметная цель склонности, конкретизируемая в образе или представлении;
ж) мировоззрение – система философских, эстетических, этических, естественнонаучных и других взглядов на окружающий мир;
з) убеждение – высшая форма направленности – система мотивов личности, побуждающих её поступать в соответствии со своим мировоззрением и принципами.
Айзенк рассматривал структуру личности, как состоящую из трех факторов.
1) Экстраверсия — интраверсия. Характеризуя типичного экстраверта, автор отмечает его общительность и обращенность индивида вовне, широкий круг знакомств, необходимость в контактах. Действует под влиянием момента, импульсивен, вспыльчив. Он беззаботен, оптимистичен, добродушен, весел. Предпочитает движение и действие, имеет тенденцию к агрессивности. Чувства и эмоции не имеют строгого контроля, склонен к рискованным поступкам. На него не всегда можно положиться.
Типичный интроверт — это спокойный, застенчивый человек, склонный к самоанализу. Сдержан и отдален от всех, кроме близких друзей. Планирует и обдумывает свои действия заранее, не доверяет внезапным побуждениям, серьезно относится к принятию решений, любит во всем порядок. Контролирует свои чувства, его нелегко вывести из себя. Обладает пессимистичностью, высоко ценит нравственные нормы.
2) Нейротизм — эмоциональная устойчивость. Характеризует эмоциональную устойчивость или неустойчивость (эмоциональная стабильность или нестабильность). Нейротизм по некоторым данным связан с показателями лабильности нервной системы. Эмоциональная устойчивость — черта, выражающая сохранение организованного поведения, ситуативной целенаправленности в обычных и стрессовых ситуациях. Характеризуется зрелостью, отличной адаптацией, отсутствием большой напряженности, беспокойства, а так же склонностью к лидерству, общительности.
Нейротизм выражается в чрезвычайной нервности, неустойчивости, плохой адаптации, склонности к быстрой смене настроений (лабильности), чувстве виновности и беспокойства, озабоченности, депрессивных реакциях, рассеянности внимания, неустойчивости в стрессовых ситуациях. Нейротизму соответствует эмоциональность, импульсивность; неровность в контактах с людьми, изменчивость интересов, неуверенность в себе, выраженная чувствительность, впечатлительность, склонность к раздражительности. Нейротическая личность характеризуется неадекватно сильными реакциями по отношению к вызывающим их стимулам. У лиц с высокими показателями по шкале нейротизма в неблагоприятных стрессовых ситуациях может развиться невроз.
3) Психотизм. Эта шкала говорит о склонности к асоциальному поведению, вычурности, неадекватности эмоциональных реакций, высокой конфликтности, неконтактности, эгоцентричности, эгоистичности, равнодушию.
Согласно Айзенку, высокие показатели по экстраверсии и нейротизму соответствуют психиатрическому диагнозу истерии, а высокие показатели по интроверсии и нейротизму — состоянию тревоги или реактивной депрессии.
Нейротизм и психотизм в случае выраженности этих показателей понимаются в качестве «предрасположенности» к соответствующим видам патологии.
Развитая личность обладает развитым самосознанием. Субъективно, для индивида его личность выступает как образ собственного «Я», как система представлений о себе, обнаруживающая себя в самооценках, чувстве самоуважения, уровне притязаний. Соотнесение образа своего «Я» с реальными обстоятельствами жизни индивида позволяет личности изменить свое поведение, осуществлять самовоспитание.