Необходимо четко определить, что такое разум, и чем, собственно, отличается умственный процесс, который мы называем «мышление», от множества других. А сделать это не так легко, как может показаться.
Мышление в чистом виде, как совершенно независимый самодостаточный психический процесс, реально не существует, оно неотделимо от восприятия, внимания, воображения, памяти, речи и т. п. Кроме того, неоправданно называть мышлением наши простейшие осознаваемые реакции: однозначные характеристики, механические перечисления и повторения, потоки туманных образов, расплывчатых воспоминаний, случайных ассоциаций. Мы таким образом не мыслим, а, скорее, привычно, и, в общем-то, правильно реагируем на обстоятельства своего инерционного пребывания в этом мире: «На второе была курица... (пауза). С рисом... (пауза). Вкусно».
Подобные умственные процессы отличаются от мышления тем, что они репродуктивны, мышление же в строгом смысле этого слова — продуктивно (У. Джеме). Оно представляет собой способность ориентироваться в новых для нас данных, способность понимать их. Это понимание реализуется в образовании относительно нового знания, отсутствовавшего у мыслящего человека до этого момента.
Причем мышление — это прежде всего осознание и понимание не конкретных, а общих свойств и закономерностей, которые прямо, непосредственно («наглядно») человеку в его опыте не даны. Их надо осмыслить, как бы вывести или вычленить. Следовательно, можно утверждать, что мышление - это психологический процесс с открытием (возможно — субъективно, то есть для мыслящего) нового знания, решение проблем на основе переработки полученной информации.
В психологии под мышлением понимают процесс познавательной деятельности индивида, характеризующийся обобщенным и опосредованным отражением действительности в ее существенных связях и отношениях.
Если ощущение и восприятие отражают отдельные стороны явлений в разных сочетаниях. Мышление соотносит данные ощущений и восприятий, сопоставляет, сравнивает, различает и раскрывает отношения.
Мышление как познавательная теоретическая деятельность непосредственно связана с действием. Человек познает действительность, воздействуя на неё. Понимает мир, изменяя его. Мышление не просто сопровождается действием или действие – мышлением; действие – это первичная форма существования мышления.
Все мыслительные операции (анализ, синтез и пр.) возникли сначала как практические операции и лишь, затем стали операциями теоретического мышления.
Для мышления человека очень существенна связь с речью и языком. Выделяя группы предметов или явлений, их признаки и особенности, человек их называет и тем самым обобщает, систематизирует, что и дает возможность затем как бы «подвести» под них общие правила. Обобщение - первый важнейший признак мышления. Поэтому оно способно перерабатывать колоссальные объемы информации, аккумулировать опыт многих Высшей формой мышления является вербальное логическое мышление, посредством которого человек способен отражать сложные связи и отношения, формировать понятия, делать выводы, решать теоретические задачи. Речь – это процесс общения, опосредованный языком. Если язык – это объективная. Исторически сложившаяся система кодов, то речь является психологическим процессом формулирования и передачи мысли средствами языка. Именно как психологический процесс речь является предметом раздела психологии – психолингвистики. Рассмотрим, какие же этапы проходит мысль, прежде, чем она будет выражена в развернутой речи.
1) наличие мотива высказывания;
2) возникновение мысли или общей схемы содержания будущего высказывания;
3) внутренняя речь – переходный этап перекодирования замысла в в схемы речевого высказывания
4) внешнеречевое выражение мысли.
Основными мыслительными операциями являются:
1.Анализ – мысленное разложение целого на части или мысленное выделение из целого одной из его сторон. Анализ бывает практическим, когда связан с речью, теоретическим (умственным), и механистическим, если анализ оторван от других операций.
2.Синтез – мысленное объединение частей, свойств, действий в единое целое.
3.Сравнение – установление сходства или различия между предметами и явлениями и их отдельными признаками.
4.Абстракция – состоит в том, что субъект, выделяя какие-либо свойства или признаки изучаемого объекта, отвлекаясь от остальных. (например – Что общего между зеленым крокодилом, зеленым яблоком, и зеленым листом ?- Цвет. В чем сходство спичечного коробка, кирпича, и телевизора ? – форма параллепипеда.)
5.Конкретизация – возвращение мысли от общего и абстрактного к конкретному с целью раскрыть содержание.
6.Обобщение – мысленное объединение предметов и явлений по общим и существенным признакам. (например – Что общего между яблоком, грушей и сливой – все они – фрукты).
Все указанные операции не могут проявляться изолированно вне связи друг с другом. На их основе возникают более сложные операции – классификация, систематизация и прочие.
Мышление человека не только включает в себя различные операции, но и протекает на различных уровнях, в различных формах, что позволяет говорить о существовании разных видов мышления. Поэтому в психологии сложилось несколько подходов к классификации видов мышления.
I. По степени развернутости оно бывает дискурсивным – поэтапно развернутым процессом и интуитивным – характеризующимся быстротой протекания, отсутствием четко выраженных этапов, минимальной осознанностью.
II. По степени новизны и оригинальности решаемых задач, можно выделить: продуктивное (творческое) – направлено на создание новых идей, на открытие нового или усовершенствование уже имеющегося; репродуктивное (воспроизводящее) – применение готовых знаний и умений; критическое – когда в процессе применения знаний происходит их проверка, выявление недостатков и дефектов.
III. По характеру решаемых задач – теоретическое и практическое.
IV. В зависимости от содержания решаемой задачи – предметно-действенное – задачи решаются с помощью реального физического преобразования ситуации, апробирования свойств объектов (дети до 3-х лет); наглядное-образное – связано с оперированием образами и наиболее полно воссоздает все многообразие характеристик предмета; словесно-логическое- функционирует на базе языковых средств. Для него характерно использование понятий, логических конструкций, которые не имеют прямого образного выражения (честь, стыд и т.п.)
Теории мышления Чем больше накапливается фактов, тем понятнее становится, что изучая свой разум, люди имеют дело с самой функционально сложной из возможных систем. Дело осложняется еще и тем, что наш разум является в этом случае одновременно и объектом, и инструментом самопознания.
Классической проблемой, связанной с мышлением, можно считать вопрос о происхождении: следует ли считать интеллект врожденной или приобретенной функцией психики? Каждый из вариантов ответа выглядит обоснованным.
1. Ребенок, с рождения лишенный нормального общения со взрослыми людьми (до 3-х летнего возраста), навсегда остается умственно неполноценным (IQ меньше 20). Мышление каждого человека несет отчетливые следы той культуры, которая его сформировала, вне системы социальной памяти и социальных коммуникаций (общение, обучение, совместная деятельность, тексты, компьютерные программы и т. п.) интеллект не формируется. Следовательно, он является продуктом научения, социологизации (Уотсон, Павлов, Выготский и др.).
2. Исследования этиологии заболеваний подтверждают наследственную обусловленность интеллекта. Способность или неспособность к некоторым интеллектуальным операциям часто передается от поколения к поколению, близнецы (особенно однозиготные) обнаруживают схожие показатели IQ, даже если они воспитывались в разных условиях и т. п. Следовательно, можно сделать вывод о генетической обусловленности интеллекта.
Зависимость интеллектуальных возможностей человека от генетических и от социальных факторов очевидна и трудноотрицае-ма, поэтому большая часть современных психологов рассматривает интеллект как продукт взаимодействия наследственности и среды. Спор идет, в основном, об их роли, степени и формах взаимовлияния.
Крайние точки зрения не исчезли и в наше время. Например, известный английский психолог Д. Берт, автор знаменитых работ о психологической близости близнецов, приложил гигантские усилия, чтобы доказать, что генетическая программа предопределяет показатели интеллекта на 80%. В конце XX века типичными стали более взвешенные оценки: в интеллекте роль наследственных факторов составляет 45%, окружающей среды — 35%, а на долю особенностей непосредственного взаимодействия между ними приходится оставшиеся 20%.
Наиболее влиятельной в современной психологии теорией формирования интеллекта считается эпигенетическая модель. Она строится на положении, согласно которому в развитии мышления каждого человека существуют ограничения, связанные как с его наследственностью, так и условиями жизни. Следовательно, развитие интеллекта происходит путем исключения тех или иных его вариантов, причем важно не столько то, что у нас есть, а прежде всего то, чего мы лишены (отрицательная детерминация).
Обычно для пояснения этой теории используют аналогию с игральными картами: раздает их нам природа, набор их может казаться удачным или средним, а некоторые люди имеют все основания обижаться на судьбу. Но сами по себе карты не предопределяют исхода нашей жизненной партии. Мы играем не в одиночестве, а вместе с другими. Действия партнеров, условия и правила игры от нас не зависят. Можно выиграть с плохим и проиграть с оптимальным набором.
Наследственный интеллектуальный потенциал реализуется через систему ограничений социальной среды, что и предопределяет конечный результат — особенности интеллекта. Предположим, что ваш потенциал исключал профессию математика и давал шансы, скажем, стать хорошим архитектором. Но реально вы скорее всего окажетесь молодыми людьми без определенных наклонностей, готовыми заниматься чем угодно (лишь бы хорошо платили) и устойчиво интересующимися жевательной резинкой, пивом и особями противоположного пола. Таким вас сделали семья, круг общения, уровень культуры и направленность интересов окружающих, характер воспитания и образования.
Все генетически обусловленные факторы интеллекта проходят через сито социального отбора. Большая их часть остается невостребованной, заблокированной. Проявляется и развивается в основном то, для чего имеются адекватные условия, то, что стимулируется и поддерживается, особенно в первые 10 лет жизни. В этот период мы в максимальной степени зависим от среды обитания.
Практически все психологические школы утверждают, что интеллект развивается только до 20-летнего возраста, причем в разные годы этого периода — с неодинаковой скоростью. К шести годам интеллектуальное развитие осуществляется в норме уже более, чем на треть, к 8 годам - наполовину и к 12 годам - на три четверти (данные школы Пиаже).
Если вернуться к аналогии с карточной игрой, то можно утверждать: из 10 блоков способностей (10 карт), которые составляли ваш интеллектуальный потенциал, три вы выиграли уже в 6 лет, пять — в 8 лет, семь — в 12 лет, а ход игры необратим, переиграть ничего нельзя, мы стали такими, каковы мы есть. Сформировавшиеся в детстве структуры мышления будут до конца наших дней определять то, как мы воспринимаем окружающее, оцениваем происходящее вокруг нас, как мы рассуждаем, анализируем и т.п.