Конспект лекций по предмету "Психология"


Психологическая сущность мышления.

Необходимо четко определить, что та­кое разум, и чем, собственно, отличается умственный процесс, кото­рый мы называем «мышление», от множества других. А сделать это не так легко, как может показаться.
Мышление в чистом виде, как со­вершенно независимый самодостаточный психический процесс, ре­ально не существует, оно неотделимо от восприятия, внимания, во­ображения, памяти, речи и т. п. Кроме того, неоправданно называть мышлением наши простейшие осознаваемые реакции: однозначные характеристики, механические перечисления и повторения, потоки туманных образов, расплывчатых воспоминаний, случайных ассо­циаций. Мы таким образом не мыслим, а, скорее, привычно, и, в об­щем-то, правильно реагируем на обстоятельства своего инерционно­го пребывания в этом мире: «На второе была курица... (пауза). С ри­сом... (пауза). Вкусно».
Подобные умственные процессы отличаются от мышления тем, что они репродуктивны, мышление же в строгом смысле этого слова — продуктивно (У. Джеме). Оно представляет собой способность ориен­тироваться в новых для нас данных, способность понимать их. Это по­нимание реализуется в образовании относительно нового знания, от­сутствовавшего у мыслящего человека до этого момента.
Причем мы­шление — это прежде всего осознание и понимание не конкретных, а общих свойств и закономерностей, которые прямо, непосредственно («наглядно») человеку в его опыте не даны. Их надо осмыслить, как бы вывести или вычленить. Следовательно, можно утверждать, что мы­шление - это психологический процесс с открытием (возможно — субъективно, то есть для мыслящего) нового знания, решение проблем на основе переработки полученной информации.

В психологии под мышлением понимают процесс познавательной деятельности индивида, характеризующийся обобщенным и опосредованным отражением действительности в ее существенных связях и отношениях.
Если ощущение и восприятие отражают отдельные стороны явлений в разных сочетаниях. Мышление соотносит данные ощущений и восприятий, сопоставляет, сравнивает, различает и раскрывает отношения.
Мышление как познавательная теоретическая деятельность непосредственно связана с действием. Человек познает действительность, воздействуя на неё. Понимает мир, изменяя его. Мышление не просто сопровождается действием или действие – мышлением; действие – это первичная форма существования мышления.
Все мыслительные операции (анализ, синтез и пр.) возникли сначала как практические операции и лишь, затем стали операциями теоретического мышления.

Для мышления человека очень существенна связь с речью и языком. Выделяя группы предме­тов или явлений, их признаки и особенности, человек их называет и тем самым обобщает, систематизирует, что и дает возможность затем как бы «подвести» под них общие правила. Обобщение - первый важ­нейший признак мышления. Поэтому оно способно перерабатывать колоссальные объемы информации, аккумулировать опыт многих Высшей формой мышления является вербальное логическое мышление, посредством которого человек способен отражать сложные связи и отношения, формировать понятия, делать выводы, решать теоретические задачи. Речь – это процесс общения, опосредованный языком. Если язык – это объективная. Исторически сложившаяся система кодов, то речь является психологическим процессом формулирования и передачи мысли средствами языка. Именно как психологический процесс речь является предметом раздела психологии – психолингвистики. Рассмотрим, какие же этапы проходит мысль, прежде, чем она будет выражена в развернутой речи.
1) наличие мотива высказывания;
2) возникновение мысли или общей схемы содержания будущего высказывания;
3) внутренняя речь – переходный этап перекодирования замысла в в схемы речевого высказывания
4) внешнеречевое выражение мысли.
Основными мыслительными операциями являются:
1.Анализ – мысленное разложение целого на части или мысленное выделение из целого одной из его сторон. Анализ бывает практическим, когда связан с речью, теоретическим (умственным), и механистическим, если анализ оторван от других операций.
2.Синтез – мысленное объединение частей, свойств, действий в единое целое.
3.Сравнение – установление сходства или различия между предметами и явлениями и их отдельными признаками.
4.Абстракция – состоит в том, что субъект, выделяя какие-либо свойства или признаки изучаемого объекта, отвлекаясь от остальных. (например – Что общего между зеленым крокодилом, зеленым яблоком, и зеленым листом ?- Цвет. В чем сходство спичечного коробка, кирпича, и телевизора ? – форма параллепипеда.)
5.Конкретизация – возвращение мысли от общего и абстрактного к конкретному с целью раскрыть содержание.
6.Обобщение – мысленное объединение предметов и явлений по общим и существенным признакам. (например – Что общего между яблоком, грушей и сливой – все они – фрукты).
Все указанные операции не могут проявляться изолированно вне связи друг с другом. На их основе возникают более сложные операции – классификация, систематизация и прочие.
Мышление человека не только включает в себя различные операции, но и протекает на различных уровнях, в различных формах, что позволяет говорить о существовании разных видов мышления. Поэтому в психологии сложилось несколько подходов к классификации видов мышления.
I. По степени развернутости оно бывает дискурсивным – поэтапно развернутым процессом и интуитивным – характеризующимся быстротой протекания, отсутствием четко выраженных этапов, минимальной осознанностью.
II. По степени новизны и оригинальности решаемых задач, можно выделить: продуктивное (творческое) – направлено на создание новых идей, на открытие нового или усовершенствование уже имеющегося; репродуктивное (воспроизводящее) – применение готовых знаний и умений; критическое – когда в процессе применения знаний происходит их проверка, выявление недостатков и дефектов.
III. По характеру решаемых задач – теоретическое и практическое.
IV. В зависимости от содержания решаемой задачи – предметно-действенное – задачи решаются с помощью реального физического преобразования ситуации, апробирования свойств объектов (дети до 3-х лет); наглядное-образное – связано с оперированием образами и наиболее полно воссоздает все многообразие характеристик предмета; словесно-логическое- функционирует на базе языковых средств. Для него характерно использование понятий, логических конструкций, которые не имеют прямого образного выражения (честь, стыд и т.п.)
Теории мышления Чем больше накапливается фактов, тем понятнее становится, что изучая свой разум, люди имеют дело с самой функционально слож­ной из возможных систем. Дело осложняется еще и тем, что наш ра­зум является в этом случае одновременно и объектом, и инструмен­том самопознания.
Классической проблемой, связанной с мышлением, можно считать вопрос о происхождении: следует ли считать интеллект врожденной или приобретенной функцией психики? Каждый из ва­риантов ответа выглядит обоснованным.
1. Ребенок, с рождения лишенный нормального общения со взрослыми людьми (до 3-х летнего возраста), навсегда остается умст­венно неполноценным (IQ меньше 20). Мышление каждого человека несет отчетливые следы той культуры, которая его сформировала, вне системы социальной памяти и социальных коммуникаций (общение, обучение, совместная деятельность, тексты, компьютерные програм­мы и т. п.) интеллект не формируется. Следовательно, он является про­дуктом научения, социологизации (Уотсон, Павлов, Выготский и др.).
2. Исследования этиологии заболеваний подтверждают на­следственную обусловленность интеллекта. Способность или неспо­собность к некоторым интеллектуальным операциям часто переда­ется от поколения к поколению, близнецы (особенно однозиготные) обнаруживают схожие показатели IQ, даже если они воспитывались в разных условиях и т. п. Следовательно, можно сделать вывод о ге­нетической обусловленности интеллекта.
Зависимость интеллектуальных возможностей человека от генетических и от социальных факторов очевидна и трудноотрицае-ма, поэтому большая часть современных психологов рассматривает интеллект как продукт взаимодействия наследственности и среды. Спор идет, в основном, об их роли, степени и формах взаимовлияния.
Крайние точки зрения не исчезли и в наше время. Например, из­вестный английский психолог Д. Берт, автор знаменитых работ о пси­хологической близости близнецов, приложил гигантские усилия, что­бы доказать, что генетическая программа предопределяет показатели интеллекта на 80%. В конце XX века типичными стали более взвешен­ные оценки: в интеллекте роль наследственных факторов составляет 45%, окружающей среды — 35%, а на долю особенностей непосредст­венного взаимодействия между ними приходится оставшиеся 20%.

Наиболее влиятельной в современной психологии теорией формирования интеллекта считается эпигенетическая модель. Она строится на положении, согласно которому в развитии мышления каждого человека существуют ограничения, связанные как с его на­следственностью, так и условиями жизни. Следовательно, развитие интеллекта происходит путем исключения тех или иных его вариан­тов, причем важно не столько то, что у нас есть, а прежде всего то, че­го мы лишены (отрицательная детерминация).
Обычно для пояснения этой теории используют аналогию с игральными картами: раздает их нам природа, набор их может ка­заться удачным или средним, а некоторые люди имеют все основа­ния обижаться на судьбу. Но сами по себе карты не предопределяют исхода нашей жизненной партии. Мы играем не в одиночестве, а вместе с другими. Действия партнеров, условия и правила игры от нас не зависят. Можно выиграть с плохим и проиграть с оптималь­ным набором.
Наследственный интеллектуальный потенциал реализуется через систему ограничений социальной среды, что и предопределя­ет конечный результат — особенности интеллекта. Предположим, что ваш потенциал исключал профессию математика и давал шансы, скажем, стать хорошим архитектором. Но реально вы скорее всего окажетесь молодыми людьми без определенных наклонностей, гото­выми заниматься чем угодно (лишь бы хорошо платили) и устойчиво интересующимися жевательной резинкой, пивом и особями проти­воположного пола. Таким вас сделали семья, круг общения, уровень культуры и направленность интересов окружающих, характер вос­питания и образования.
Все генетически обусловленные факторы интеллекта прохо­дят через сито социального отбора. Большая их часть остается невос­требованной, заблокированной. Проявляется и развивается в основ­ном то, для чего имеются адекватные условия, то, что стимулирует­ся и поддерживается, особенно в первые 10 лет жизни. В этот период мы в максимальной степени зависим от среды обитания.
Практически все психологические школы утверждают, что интеллект развивается только до 20-летнего возраста, причем в раз­ные годы этого периода — с неодинаковой скоростью. К шести годам интеллектуальное развитие осуществляется в норме уже более, чем на треть, к 8 годам - наполовину и к 12 годам - на три четверти (дан­ные школы Пиаже).
Если вернуться к аналогии с карточной игрой, то можно ут­верждать: из 10 блоков способностей (10 карт), которые состав­ляли ваш интеллектуальный потенциал, три вы выиграли уже в 6 лет, пять — в 8 лет, семь — в 12 лет, а ход игры необратим, переиг­рать ничего нельзя, мы стали такими, каковы мы есть. Сформиро­вавшиеся в детстве структуры мышления будут до конца наших дней определять то, как мы воспринимаем окружающее, оцени­ваем происходящее вокруг нас, как мы рассуждаем, анализируем и т.п.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный конспект лекций Вы можете использовать для создания шпаргалок и подготовки к экзаменам.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем конспект самостоятельно:
! Как написать конспект Как правильно подойти к написанию чтобы быстро и информативно все зафиксировать.