Эмоционально-психические состояния (ЭПС) – это целостные характеристики психической деятельности за определенный период времени. Их можно подразделить на общественные и личностные.
Общественные ЭПС - это ПС общностей людей (коллективов, обществ, народов). Это общественное мнение и общественное настроение. Общественные ЭПС имеют следующие специфические особенности: массовость, ярко выраженный социальный характер, большая политическая значимость в жизни общества, способность к быстрой иррадиации, информативность, закрепление.
Личностные ЭПС характеризуются целостностью, подвижностью, относительной устойчивостью, индивидуальным своеобразием, типичностью, многообразием, полярностью.
Для изучения и диагностики ЭПС личности большое значение имеет их классификация. ЭПС классифицируют по разным основаниям:
- по степени глубины – глубокие и поверхностные;
- по доминирующему компоненту – интеллектуальные, волевые, эмоциональные;
- по времени – кратковременные, затяжные, длительные;
- по влиянию – положительные и отрицательные, стенические и астенические
- по форме протекания – чувства, эмоции, чувственный тон, настроение, депрессия ,апатия, эмпатия, аффект, стресс, фрустрация, страсть, высшие чувства
1) Чувственный (эмоциональный) тон – эмоциональная окраска, своеобразный качественный оттенок психического процесса, который побуждает человека к его сохранению или устранению. Это простейшая форма эмоционального переживания. (Например: звуки, запахи, независимо от воспоминаний связанных с ними, могут вызвать приятные или неприятные чувства). Если отрицательный чувственный тон переходит в болезненное отвращение, то говорят о возникновении идиосинкразии.
2) Настроение –общее эмоциональное состояние, окрашивающее все поведение человека в течение длительного времени. Оно может быть радостным или печальным, спокойным или раздраженным. Настроение различается степенью осознанности – его причины не всегда понятны для человека. Оно может быть кратковременным, длительным, а может стать устойчивой чертой личности (пессимизм и оптимизм).
3) Депрессия – подавленное эмоциональное состояние, характеризующееся отрицательным эмоциональным фоном, снижением побуждений, заторможенностью интеллектуальной деятельности и двигательных реакций.
4) Апатия - эмоциональное состояние безразличия, вызванное утомлением, тяжёлым переживанием или болезнью. Характеризуется ослаблением побуждений, упрощением чувств, равнодушием к событиям окружающей жизни.
5) Эмпатия - сопереживание, постижение эмоционального состояния другого человека.
6) Аффект – сильное и относительно кратковременное, эмоциональное состояние, возникшее в связи с резким и неожиданным для субъекта изменением жизненных обстоятельств и сопровождающееся явно выраженными двигательными и висцеральными проявлениями ( т.е. изменением в функциях внутренних органов). Причиной аффекта может стать конфликт или противоречие между сильным желанием, стремлением человека к чему-либо и объективной невозможностью достичь желаемого; причем человек не в состоянии или не хочет осознать эту невозможность, не может с ней примириться. Конфликт может заключаться и в повышенных требованиях, предъявляемых к человеку в данный момент, и в неуверенности в своих силах. Аффект возникает резко в виде порыва. При этом меняется внимание: в поле зрения остаются лишь те объекты. Которые значимы в данный момент. Все остальные раздражители осознаются недостаточно и поэтому человек практически не управляет своим состоянием. Аффект отличается ослаблением сознательного контроля, беспорядочной двигательной активностью.
Поскольку аффект вызывается сильным возбуждением некоторых участков промежуточного мозга и коры полушарий, то он обладает свойствами доминанты и тормозит иные психические процессы, как-бы «навязывая» стереотипный способ разрешения проблемы – оцепенение, бегство, агрессия. Это чрезвычайное возбуждение сменяется охранительным торможением – после аффекта возникает эмоциональный шок, упадок сил, усталость, иногда -–амнезия на отдельные события.
7) Стресс –эмоциональное состояние, возникающее в ответ на разнообразные экстремальные воздействия. Впервые исследовал это явление Г. Селье, показав, что разные неблагоприятные факторы – голод, страх, усталость, боль – вызывают в организме однотипную комплексную реакцию вне зависимости от того, какой раздражитель воздействует в данный момент.
Все виды стресса можно свести к двум – физиологическому и психологическому. Психологический стресс бывает также двух видов:
а) информационный – возникает при информационной перегрузке, когда человек не успевает принимать верные решения в требуемом темпе при высокой степени ответственности
б) эмоциональный – возникает в ситуации угрозы, опасности, обиды и т.д. В развитии этого вида стресса присутствуют 3 стадии: 1. Реакция тревоги – стадия мобилизации защитных сил организма, повышающая его устойчивость к травмирующему воздействию; 2. Стабилизация – все резервы организма, перераспределенные на первой стадии, закрепляются в новом виде. Внешнее поведение мало отличается от нормы, но внутренне идет перерасход этих резервов; 3. Истощение – ухудшение самочувствия; иногда – заболевания и смерть.
Люди с разными особенностями нервной системы по-разному реагируют на стрессовые ситуации. В связи с этим психологи условно выделяют 2 вида стресса:
- «стресс льва» - повышение активности, эффективности деятельности в стрессовой ситуации
- «стресс кролика» - дезорганизация деятельности, резкое падение её эффективности, пассивность и общее торможение.
8) Фрустрация – близкое к стрессу состояние человека, вызванное непреодолимыми трудностями (объективными и субъективно воспринимаемыми) на пути к достижению цели. Она выражается в дезорганизации сознания, деятельности и общения. Типичными реакциями на эти трудности бывают агрессия , депрессия, фиксация (продолжение прежней деятельности по инерции; прикованность к фрустратору (причине фрустрации) др. Если фрустрации часто повторяются, то у человека личность может деформироваться - приобрести такие черты, как озлобленность, агрессивность, завистливость, либо – вялость, безразличие. Выход из фрустрации часто достигается путём перемены деятельности, однако это приводит к утрате трудолюбия, настойчивости и целенаправленности.
9) Страсть – сильное устойчивое всеохватывающее чувство, определяющее направление мыслей и поступков человека. По интенсивности страсть напоминает аффект, а по длительности – настроение. Ее причины могут быть физиологическими, интеллектуальными (наука, коллекционирование) или патологическими (стяжательство –Плюшкин, паранойя). Страсть всегда избирательна и предметна. Она является сильным мотивом, побуждающим к действиям и тесно связана с волевой сферой.
10) Высшие чувства – эстетические, интеллектуальные, нравственные.
Эстетические чувства - эмоциональное отношение человека к прекрасному в природе, в жизни людей и в искусстве.
Интеллектуальные чувства – переживания, возникающие в процессе познавательной деятельности человека. К ним относят – удивление, радость открытия, любознательность, сомнение в правильности решения, уверенность в правильности теории и т.д..
Нравственные чувства – это устойчивые переживания субъекта, выражающие его отношение к нормам морали, а также – к значимым для него объектам и явлениям окружающей действительности с точки зрения данных норм. Они представляют собой актуально действующую нравственную и являются одним из видов мотивации и регуляции поведения человека.
К нравственным чувствам этики и психологии относят: совесть, чувство долга, чувство товарищества, чувство симпатии, чувство антипатии, любовь, ненависть, сострадание, чувство патриотизма, чувство собственного достоинства, уважение, ревность, зависть, самолюбие, стыд, чувство чести, чувство хозяина, дружбу, чувство справедливости, родительскую любовь, гуманизм, коллективизм, а также - гуманные чувства: сочувствие, сострадательность, доброжелательность, отзывчивость, жалость .