На протяжении веков человек являлся объектом исследования многих поколений учёных. Еще древние мудрецы говорили, что нет для человека интереснее предмета познания, чем другой человек. В основе психологии лежит постоянно усиливающийся интерес к природе человеческого бытия, условиям его развития и формирования в обществе, особенностям его взаимодействия с другими людьми. Система научных знаний о законах развития человека и его потенциальных возможностях необходима для всего общественного развития.
Что же представляет собой психология как наука? Чтобы ответить на него, необходимо обратиться к истории психологической науки.
Известному немецкому психологу XIX в. Герману Эббингаузу принадлежит афоризм: «Психология имеет долгое прошлое и краткую историю». Эти слова как нельзя лучше отражают суть исторического развития отрасли психологического знания. Её самостоятельное существование насчитывает не более 100 лет, ведь как самостоятельная наука психология сформировалась лишь к концу XIX в, однако, основная проблематика занимает философскую мысль еще с античных времен.
Обычно основоположником психологии принято считать Аристотеля, который написал первый систематический трактат о душе. Но «знание о душе» (а именно таков дословный перевод термина «психология» с греческого языка — psyche - "душа", logos -"слово", "учение") долгое время относили к области философии, религии или медицины.
Явления, изучаемые психологией, издавна выделялись человеческим умом и ограничивались от других проявлений жизни как особые явления. Совершенно очевидно, что "мое" восприятие реального предмета особое и отличное от самого предмета или восприятия другого человека.
В психологии постепенно сложились представления о различных разрядах явлений, которые стали именовать психическими /психическими функциями, свойствами, процессами, состояниями и т.д./. Их особый характер видели в принадлежности к внутреннему миру человека, отличающемуся от того, что человека окружает. Их относили к области душевной жизни /"псюхе" от греч."душа"/, противопоставляемой реальным событиям и фактам. Эти явления группировались под названиями "восприятие", "память", "мышление", "воля", "чувства" и др., в совокупности образуя то, что именуется психикой, психическим, внутренним миром человека, его душевной жизнью.
Хотя люди, наблюдавшие других людей в непосредственном повседневном общении, имели дело с различными фактами поведения, потребности практического взаимодействия вынуждали их различать скрытые за внешним поведением психические процессы. За поступками всегда усматривались намерения, мотивы, руководствовался которыми человек, за реакцией на то или иное событие - особенности характера. Поэтому задолго до того, как психические процессы, свойства, состояния стали предметом научного анализа, накапливалось житейское психологическое знание людей друг о друге. Оно закреплялось, передавалось из поколения в поколение, в языке в памятниках народного творчества, в произведениях искусства.
Борьба идеалистического и материалистического представлений о душе перетягивали данную отрасль знания в сферу то богословия, то естествознания. Но ни та ни другая сфера не могла дать полного представления о человеке.
Только в последней четверти XIX в. начинается период в изучении психики, который ознаменовался отходом от философии, сближением с естественными науками и организацией собственного экспериментального метода.
-итак возраст проблематики психологии и возраст психологии как науки не совпадают. Что же позволяет системе психологических знаний именоваться наукой, ведь эти знания, как мы видим, существовали и ранее?
Существует ряд условий, соблюдение которых позволяет отрасли знаний именоваться наукой:
1) выделены, обособлены и зафиксированы объект и предмет науки;
2) для изучения предмета применяются объективные методы исследования;
3) зафиксированы связи (законы и закономерности) между процессами, составляющими предмет;
4) эти связи позволяют прогнозировать развитие данных процессов;
5) наличие понятийного (категориального) аппарата.
Каждая наука отличается от других особенностями своего предмета.
Что же представляет предмет научного изучения психологии? Это, прежде всего:
а) конкретные факты психической жизни, характеризуемые качественно и количественно,
Так, например, исследуя процесс восприятия человеком окружающих его предметов, психология установила важный факт: образ предмета сохраняет относительное постоянство и при изменяющихся условиях восприятия.
Однако научная психология не может, ограничиться описанием психологического факта, каким бы интересным он ни был. Научное познание с необходимостью требует перехода от описания явлений к их объяснению. Последнее предполагает раскрытие законов, которым подчиняются эти явления. Поэтому предметом изучения психологии вместе с психологическими фактами становятся
б) психологические законы. Так, возникновение некоторых психологических фактов наблюдается с необходимостью всякий раз, когда для этого имеются соответствующие условия, т.е .закономерно.
Знание закономерных связей само по себе не раскрывает конкретных механизмов, посредством которых закономерность может проявляться. Поэтому в задачи психологии входит, наряду с изучением психологических фактов и закономерностей,
в) установления механизмов психической деятельности.
Поскольку механизмы психической деятельности предполагают работу конкретных анатомо-физиологических аппаратов, осуществляющих тот или иной психический процесс, то природу и действие этих механизмов психология выясняет совместно с другими науками : физиологией, биофизикой, биохимией, кибернетикой и пр.
Объектом же психологии можно считать всю сферу психической жизни человека и животных, во всем многообразии её проявлений.
Таким образом, исходя из вышесказанного мы можем дать определение психологической науки.
Психология - это наука о фактах, закономерностях и механизмах психической жизни человека и животных.