Современная психология представляет собой весьма разветвлённую систему научных дисциплин, находящихся на разных ступенях формирования, и связанных с различными областями практики.
Как же классифицировать эти многочисленные отрасли психологии? Основным принципом классификации отраслей психологии считают принцип развития психики в деятельности. Исходя из этого, отрасли психологии могут быть классифицированы по 3-м аспектам:
-конкретной деятельности, - психологическим аспектам развития и - по отношению личности и общества.
Если принимать первое основание классификации, - по конкретной деятельности - то можно выделить следующий ряд отраслей психологии:
I. Психология труда изучает психологические особенности трудовой деятельности человека, психологические аспекты научной организации труда и имеет ряд разделов, которые являются вместе с тем самостоятельными отраслями психологической науки:
1) инженерная психология, изучает закономерности процессов взаимодействия человека и современной техники с целью использования их в практике проектирования, создания и эксплуатации автоматизированных систем управления новых видов техники
2) авиационная и космическая психология, анализирует психологические особенности деятельности летчика, космонавта, психологические закономерности деятельности человека в процессе лётного обучения и выполнения полетов; исследует психологические особенности деятельности человека в условиях невесомости и пространственной дезориентации при возникновении особых состояний, связанных с нервно-психическим напряжением при чрезмерных перегрузках организма.
3) педагогическая психология исследует психологические аспекты обучения и воспитания. К ее разделам относятся: психология обучения, психология воспитания, а также психология учителя и психология учебно-воспитательной работы с аномальными детьми
4) Медицинская психология изучает психологические аспекты деятельности врача и поведения больного. Она подразделяется на
а) нейропсихологию, изучающую соотношение психических явлений с физиологическими мозговыми структурами;
б) психофармакологию, изучающую влияние лекарственных веществ на психическую деятельность человека;
в) психотерапию, изучающую и использующую средства психического воздействия для лечения больного;
г) психопрофилактику и д) психогигиену.- разрабатывающих систему мероприятий для обеспечения психического здоровья людей.
5). Юридическая психология рассматривает психологические вопросы, связанные с реализацией системы права. Она также имеет ряд отраслей. Она подразделяется на:
- судебную психологию, исследующую психические особенности поведения участников уголовного процесса;
- криминальную психологию, занимающуюся педагогическими проблемами поведения и формирования личности преступника, мотивами преступления и т.д.; .
- пенитенциарную или исправительно-трудовую психологию, изучающую психологию заключенного, психологические проблемы работы с заключенными
6). Военная психология исследует поведение человека в условиях боевых действий, психологические стороны взаимоотношений начальников и подчиненных, методы психологической пропаганды и контрпропаганды и т.д.
7). Психология спорта рассматривает психологические особенности личности и деятельности спортсменов, условия и средства их психологической подготовки, психологические параметры тренированности и мобилизационной готовности спортсмена, психологические факторы, связанные с проведением соревнований.
8). Психология торговли выясняет психологические условия воздействия рекламы, индивидуальные, возрастные и другие особенности спроса, психологические факторы обслуживания клиентов, взаимоотношений продавцов и покупателей, исследует вопросы психологии моды и т.п.
9) Психология научного и художественного творчества изучает особенности творческой личности; факторы, стимулирующие творческую активность, роль интуиции в осуществлении научного открытия.
Своеобразный раздел психологии научного творчества составляет эвристика, к задачам которой относится не только исследование закономерностей творческой /эвристической/ деятельности, но и разработка методов управления эвристическими процессами.
Психология художественного творчества /в области литературы и искусства/ и эстетического воспитания.
Если же за основу классификации ветвей психологии принять психологические аспекты развития, то здесь следует назвать:
1. Возрастную психологию, изучающую онтогенез различных психических процессов и психологических качеств личности развивающегося человека. Она разветвляется на детскую, подростковую, юношескую психологию, психологию взрослого человека, геронтопсихологию.
Возрастная психология исследует возрастные особенности психических процессов, возрастные возможности усвоения знаний, факторы развития личности и т.д.
Одна из центральных проблем возрастной психологии - проблема обучения умственного развития и их взаимозависимость.
2. Психология аномального развития или специальная психология включает в себя:
- патопсихологию, исследующую отклонения в процессе развития психики, распад психики в различных формах мозговой патологии;
- олигофренопсихологию - науку о патологии психического развития, связанную с врожденными дефектами мозга ;
- сурдопсихологию - психологию формирования личности ребенка при серьёзных дефектах слуха и глухих;
- тифлопсихологию - психологию развития слабовидящих и слепых.
3. Сравнительная психология - отрасль психологии, исследующая филогенетические формы психической жизни. Она осуществляет сопоставление психики животных и человека и устанавливает характер и причины существующих сходств и различий в их поведении. Разделом сравнительной психологии является зоопсихология, которая изучает психику животных, принадлежащих к различным видам, родам и семействам, их поведение. Врожденные механизмы поведения животных составляют объект специального изучения в сравнительно новой отрасли биологии и -психологии - этологии.
Если классифицировать ветви психологии с точки зрения психологических аспектов отношений личности и общества, то выделяется ещё одна отрасль психологической науки –
1.Психология человеческого общения изучает психологические аспекты межличностных отношений, включенность в них душевых состояний и процессов изучает.
2.Социальная психология изучает социально-психологические проявления личности человека, его взаимоотношения с людьми, с группой, психологическую совместимость людей и т.п.Она изучает психические явления, которые возникают в процессе взаимодействия людей в различных общественных группах.
К социально-психологическим явлениям в больших группах /в макросреде/ относятся проблемы массовой коммуникации /радио, телевидение, пресса и т.д./, проблемы психологии классов, наций, формирование общественного мнения, настроений, закономерности распространения слухов и многое другое.
Социально-психологические явления в малых социальных группах /в микросреде/. Сюда относятся, проблемы психологической совместимости в замкнутых группах» межличностных отношений в группах, групповой морально-психологической атмосфере, положение и роль лидера и многое другое.
Социально-психологические проявления личности человека /социальная психология личности/. Личность человека является одним иа основных объектов социальной психологии. При этом рассматривается насколько личность соответствует социальным ожиданиям в больших и малых группах, как она принимает воздействие этих групп, каким образом усваивает ценностные ориентации, какова зависимость самооценки личности от оценки ею группы. К проблемам социальной психологии личности относятся проблемы, связанные с изучением направленности личности, её самооценки, самочувствия и самоуважения, устойчивости личности и внушаемости, коллективизма и индивидуализма и другие.
3. Существует и политическая психология, изучающая отношения людей к власти, развивающиеся в ходе этих отношений взаимоотношения, групповые и личностные проявления к властям.
Особое место среди многих отраслей психологической науки занимает
Общая психология. Она не является такой ветвью психологии, которую можно было бы поставить в один ряд с педагогической, юридической и другими.
Общая психология включает в себя психологию познавательных процессов и состояний, психологию личности, дифференциальную психологию, психофизиологию.
Дифференциальная психология рассматривает психологические различия как между индивидами, так и между группами людей.
Психология личности. Этот раздел включат в себя знания о психологических свойствах и состояниях личности склонности и способности, характер, потребности и мотивы, воля, чувства, эмоции и пр.)
При непосредственном участий таких психических явлений, как ощущения и восприятия, внимание и воображение, память и мышление человек познает себя и окружающий мир - психология познавательных процессов.
Общая психология - это особое наименование, употребляемое для характеристики наиболее общих закономерностей, выявляемых психологией, методов изучения, которыми пользуется эта наука, теоретических принципов, которых она придерживается, основных научных понятий, вошедших в её обиход.
Лишь абстрагируясь от конкретных исследований, осуществляемых в отраслях психологии, модно обнаружить и описать эти общие принципы, методы, закономерности и понятия.
Общая психология иногда именуется теоретической или экспериментальной.
В её задачи входит разработка проблем методологии и истории психологии, теории и методов исследования наиболее общих законов возникновения, развития и бытия психических явлений. Общая психология изучает познавательную и практическую деятельность, общие закономерности ощущений, восприятии, памяти, мышления, воображения, психическую саморегуляцию, дифференциально-психологические особенности личности человека , характер и темперамент, преобладающие мотивы поведения и т.д.
Результаты исследований в области психологии являются фундаментальной основой развития всех отраслей и разделов психологической науки.
Наиболее правильный путь рассмотрения основных вопросов общей психологии открывает принцип развития личности в ее общении и деятельности. Именно он является одним из важнейших в русской и советской психологической науке.
Итак, психология представляет собой сложную многоотраслевую науку, которая в свою очередь пользуется научным материалом и идеями других наук /естествознание, медицина, зоология и др./, и действует с ними в традиционном союзе.
Для современной психологии характерен процесс дифференциации, порождающий значительную разветвленность отраслей психологии, которые нередко весьма далеко расходятся и существенно, отличаются друг от друга вследствие того, что разные ветви психологии тяготеют к различным смежным наукам /социологии, зоологии, медицине, техническим/, часто сохраняя общий предмет исследования - факты, закономерности и механизмы психики.
Дифференциация психологии дополняется встречным процессом интеграции, в результате которой происходит стыковка психологии со смежными науками, да и внутри самой психологической науки обнаруживаются возможности объединения ранее не связанных между собой отраслей.