В соответствии с рассмотренным ранее алгоритмом проектирования организационных систем (рис. 7.5) формируется математическая модель функционирования будущего предприятия. На ее основе строится модель эталонного предприятия, наилучшего с точки зрения поставленной цели и выбранной стратегии действия.
В качестве эталонной модели используются усредненные оценки показателей эффективности по группе предприятий, успешно действующих на данном секторе рынка. Очевидно, что предприятиям разного профиля будут соответствовать различные модели, поэтому' блок построения моделей (рис. 7.6) должен содержать базовый набор моделей, в котором каждому предприятию соответствует своя эталонная модель. Обязательным свойством рассматриваемого блока является его способность к «самообучению». Оно заключается в том, что после каждого диагностического обследования организации производится не только коррекция эталонной модели, но и вносятся изменения в систему оценок значимости критериев эффективности.
Предлагаемый подход позволяет учитывать изменения внутренней и внешней среды, происходящие в течение длительного периода времени, благодаря чему результаты проведенного диагностического обследования могут использоваться не только для проведения процедур оперативной коррекции, но и для оценки способности организации реагировать на изменения общей рыночной конъюнктуры стратегического характера. В случае резких изменений экономической ситуации (например, при наличии кризисных явлений в экономике) полученные ранее интегральные оценки позволят спрогнозировать процесс корректировки системы управления организацией для работы в новых условиях.
Предположим, что в ходе проведения диагностического исследования получено qi оценок, где i принимает значение от 1 до m, где m — количество оцениваемых критериев эффективности.
Каждому i соответствует qi0 значений оценки для i-ro критерия эталонной модели.
Тогда для вектора относительного отклонения:
Ē = (ε1, ε2…εm) координаты определяются из условия:
εi=mod(qi-qi0)/qi. (7.1)
Для оценки степени отклонения показателей, характеризующих эффективность системы управления исследуемого предприятия, от показателей эталонной модели можно использовать М — норму:
М = max(εi) по всем i, L ≤ i ≤ m, (7.2)
или L — норму:
Eобщ (7.3)
В процедурах диагностического обследования наиболее целесообразно использовать формулу (7.3). При этом, чем меньше значение Еобщ, тем больше показатели исследуемого предприятия соответствуют показателям эталонной модели.
Основная цель проводимого исследования состоит в оценке реактивных способностей организации при изменении воздействий со стороны внешней и внутренней среды. Поэтому набор критериев эффективности определяется набором выделенных факторов, воздействующих на работу системы управления.
В качестве примера проанализируем деятельность транспортно-экспедиционной фирмы (ТЭФ), которая остается одним из немногих реальных элементов в системе электронной торговли, поскольку именно она обеспечивает доставку покупателю товаров, приобретенных через виртуальный магазин.
При анализе способности предприятия к оказанию услуг по доставке товаров в качестве критериев эффективности системы управления предприятием используется обобщенный показатель, характеризующий качество обслуживания. При этом принимаются во внимание 3 группы факторов:
· персонал;
· оснащенность необходимыми техническими средствами и оборудованием;
· техническое обслуживание и ремонт.
Для транспортно-экспедиционных фирм, которые осуществляют все перевозки на различных этапах логистического процесса, таким обобщенным показателем является своевременное выполнение заказов, т.е. доставка товаров «точно вовремя».
Методика определения количественного значения этого показателя предусматривает следующую последовательность действий. Выбирается стандартный маршрут перемещения груза с минимальной нагрузкой, равной, например, 20 заявкам в сутки.
Отметим, что с целью получения комплексной оценки, отражающей взаимодействие всех звеньев, входящих в состав транспортно-экспедиционной фирмы, в данном примере был выбран маршрут, включающий промежуточное складирование и разборку груза, а также операции, связанные с прохождением таможенного осмотра.
Суммарное время Тз, затрачиваемое на выполнение одной заявки на перевозку груза, определяется выражением:
Тз=То+Тп (7.4)
где То—время отдыха водителя,
Тп— время перевозки и обработки груза, определяется зависимостью:
Тп= +τi+θi), (7.5)
где ti— время движения от i-ro до i+1 пункта на маршруте;
τi — время оформления документов на i-м пункте;
θi— время обработки груза (погрузка, разгрузка, складирование, разборка прибывшей отправки и комплектация новой) на i-ом пункте;
m — число участков движения транспортного средства.
Очевидно, что время Тп является случайной величиной.
Действительно, время выполнения каждой из операций, входящих в формулу 7.5, зависит от большого количества случайных и, в основном, независимых друг от друга факторов, поэтому оно является случайной величиной с нормальным законом распределения. Для определения верхней границы Тп (максимального времени выполнения заказа на перевозку) мы можем воспользоваться понятием доверительного интервала. Тогда,
Тз=Т0+(Ťп+βρσТп), (7.6)
где Ťп — среднее значение времени перевозки;
σТп — среднеквадратическое отклонение для Ťп;
βρ— квантиль нормального распределения, соответствующий вероятности р.
В рассматриваемом случае р — это вероятность того, что фактическая величина времени доставки будет находиться в пределах доверительного интервала и, следовательно, не превысит значения, определяемого выражением (7.6). Конкретное значение вероятности р выбирается исследователем в зависимости от жесткости требований заказчика к времени доставки товара.
Соответственно величина q = 1 - р соответствует риску невыполнения заказа, в этом случае требование высокого качества обслуживания не выполняется, так как груз поступает не вовремя.
Рассмотрим методику расчета величин, входящих в выражение 7.6.
При расчете значений Тп и σТп воспользуемся известными формулами теории вероятности для числовых характеристик случайных величин с нормальным законом распределения.
(7.7)
(7.8)
где Ti, σi, — соответственно среднее значение и среднеквадратическое отклонение
i-й составляющей перевозочного процесса;
m — число составляющих перевозочного процесса;
ri,j— коэффициент корреляции i-й и j-й составляющих.
Знак i ≤ j означает, что суммирование распространяется на всевозможные парные сочетания рассматриваемых случайных величин. Если рассматриваемые величины не коррелированны (например, время простоя под погрузкой и время последующего движения на маршруте), то ri,j = 0. В рассматриваемом случае факторы, действующие на различных участках работы, независимы, поэтому ri,j = 0 для всех i, j таких, что 1≤i≤m; 1≤j≤m, следовательно, формула для расчета среднего значения упрощается.
Зависимости времени выполнения заказа на перевозку, описываемые уравнениями (7.4-7.8), используются для разработки статистической модели, позволяющей проводить исследование процессов, протекающих в сложной системе, при недетерминированных (не обусловленных) взаимодействиях между отдельными составляющими. Для более полного учета реальной ситуации следует ввести дополнительные ограничения на продолжительность непрерывной работы персонала, принимающего участие в выполнении заказа не перевозку.
Тп =(7.9)
Тп = +τi+θi) ≤ ТД (7.10)
где Тупр и ТД — максимально допустимое время управления транспортным средством в сутки и максимальная продолжительность рабочего дня соответственно.
В ходе проведения вычислительного эксперимента с разработанной моделью для каждого из анализируемых предприятий производится определение Тп и σ2тп для выборки, состоящей из не менее чем 25 заявок. По данным обо всей группе строится модель эталонного предприятия, для которой определяются ТПэт и σ2Тпэт.
Затем производится сравнение показателей анализируемого предприятия с его эталонной моделью. Для определения количественной оценки по данному критерию используется пятибалльная система:
· при │ Тп – ТПэт │ ≤ σТпэт ставится оценка 5 баллов,
· для 2 σТпэт -4, для 3 σТпэт -3,
· во всех остальных случаях — 0 баллов.
Заметим, что при оценке 5, 4, и 3 балла процент качественно вьполненных заказов составляет 99,7%, 95,4% и 68,3% соответственно. Более низкие показатели являются неприемлемыми. Для предприятий, получивших оценку в 3 балла (качество выполнения заказа составляет 68,3%), следует провести внеочередное диагностическое обследование с целью выявления проблем, мешающих их эффективной работе, и разработки мер оперативной коррекции системы управления этими предприятиями.
Оценка эффективности управления экономической деятельностью предприятия производится аналогичным способом. В качестве критерия берется цена перевозки на стандартном наборе заказов. Такой выбор объясняется тем, что в себестоимость перевозки включаются не только затраты на выполнение перевозочного процесса, но и накладные расходы, связанные с деятельностью всех звеньев предприятия, включая управляющее звено.
Блок-схема статистической модели приведена на рис. 7.7. Эта блок-схема по существу является формализованной математической моделью СУ обследуемого предприятия.
Результаты экспертных оценок, полученные в процессе диагностических обследований предприятий торговли и сферы услуг, обрабатываются с использованием алгоритма повышения достоверности (рис. 7.8).
Напомним, что на работу организаций существенное влияние оказывают социально-экономические, научно-технические, правовые, политические, международные, природные, культурные ж другие факторы, Степень их влияния на деятельность каждой конкретной организации оценивается экспертными методами. Блок повышения достоверности экспертных оценок позволяет оценить согласованность мнений экспертов при ранжировании факторов, влияющих на работу проектируемой организации, по степени их важности.
Следует обратить внимание на наличие в системе, предназначенной для обработки информации, специального блока оперативной коррекции принятого решения. В основе его действия — контроль за уровнем отклонения полученной оценки от показателей эталонной модели для каждого принимаемого во внимание критерия. С помощью этого блока производится расчет нормы отклонения. Если будет установлено, что расхождение по какому-либо критерию превосходит пороговое значение, то вступит в действие система мероприятий, обеспечивающих оперативную коррекцию системы управления предприятием. Сведения о полученных результатах поступают в базу данных, и процедура принятия решения повторяется с учетом произведенных изменений.
Процедуру анализа эффективности систем управления предприятиями, действующими в системе электронной торговли, рекомендуется производить регулярно, не реже двух раз в год. В случае возникновения неординарных ситуаций необходимы экстренные внеплановые диагностические обследования.
Одним из основных достоинств рассмотренного метода является комплексный учет внешних и внутренних возмущающих воздействий. При резком изменении (разрыве) рыночных отношений вступает в действие механизм коррекции эталонных моделей.
Изложенная методика регулярного диагностического обследования позволяет наиболее рационально и своевременно осуществлять оперативный контроль за эффективностью системы управления организацией. С помощью этой методики обеспечивается упреждающая оперативная коррекция организационной системы, направленная на предотвращение проблемных ситуаций в деятельности организации, что особенно важно при наличии кризисных ситуаций в экономике, в том числе и в сфере денежного обращения.