Применение на практике рассмотренных выше принципов рационализации позволяет повысить прибыльность реализационной, производственной или научной деятельности, а также обеспечивает положительную динамику развития предприятия в условиях глобального рынка. При этом значительно повышается качество управленческого и исполнительского труда.
В современных условиях организация способна к выживанию только в том случае, если она нацелена на решение какой-либо социально значимой задачи. Успешная реализация социальной миссии невозможна без качественного выполнения функций, которые определяют круг задач, стоящих перед организацией в рамках достижения поставленной цели. Именно поэтому все виды деятельности организаций, начиная от оказания простейших бытовых услуг, производства и реализации промышленной и продовольственной продукции и вплоть до государственного управления, находятся под воздействием внешних систем оценки качества их действий. Кроме того, в любой организации существуют внутренние системы контроля качества.
Наличие столь сложного комплекса различных обстоятельств, влияющих на качество деятельности организации, приводит к тому, что в условиях острой конкурентной борьбы и насыщенности рынка товарами и услугами выживают лишь те организационные системы, которые стремятся работать лучше, чем другие организации, занимающиеся аналогичной деятельностью. Организации, отличающиеся низким качеством управления процессами бизнес — деятельности или выпускающие некачественную или недостаточно качественную продукцию, в процессе конкурентной борьбы обречены на поражение.
При решении задач оперативною и стратегического менеджмента руководитель не может слепо полагаться только на механизмы рыночного саморегулирования. Ему важно предвидеть возможность неблагоприятного развития событий как внутри самой организации, так и вне нее. Для успешного решения задач упреждающего управления руководитель должен уметь соизмерять свои действия с действиями руководителей других организаций аналогичного типа. В ходе контроля за исполнением и оперативной коррекции принятых управленческих решений он должен быть готов в любой момент ответить на вопросы: «В правильном ли направлении развиваются события, и не возникло ли отклонений, могущих привести к негативным или катастрофическим последствиям?».
В настоящее время в связи с глобализацией рынка оценка качества функции, выполняемых организацией, является одной из ключевых проблем обеспечения поступательного экономического развития общества на уровне, как отдельных организаций, так и сложных организационных систем, таких как государство и мировая экономическая система в целом. В рамках решения этой проблемы, начиная с 50-х годов минувшего столетия, происходит заметный рост количества организаций, занимающихся контролем качества субъектов экономической деятельности.
Первая такая организация — ISO (International Organization for Standardization), действующая на международном уровне, появилась 14 октября 1947 года. В настоящее время подобные организации создаются не только под эгидой органов исполнительной власти, но и в качестве независимых субъектов экономической деятельности, В разработке системы контроля качества в первую очередь заинтересованы государственные органы, которые, в частности, ведут наблюдение за деятельностью предприятий, производящих сельскохозяйственную продукцию и продукты питания.
В процессе длительного эволюционного развития взаимосвязей и взаимоотношений между субъектами экономической деятельности (в тот числе между поставщиками и потребителями) в современном мире сформировалось общее понимание необходимости и важности системного решения проблем, возникающих: при оценке качества деятельности организаций, как в отношении конечного продукта, так и в области качественного решения задай управления. Применение в сертификации системы качества рассматривается сегодня как необходимое условие успешной деятельности и развития организаций любых, форм собственности, а также как наиболее надежная, форма гарантии соответствие качества, представляемой продукции и услуг требованиям населения.
В последние годы качество работы организации неизменно связывается с требованиями соблюдения экологической безопасности. Предприятиям, не сертифицировавшим свою систему качества, уже сегодня практически закрыт выход на мировой рынок. В условиях глобализации рынка и при интенсивном развитии электронной коммерции это ведет к ограничению и последующему прекращению деятельности предприятий, пренебрегающих, требованиями сертификации систем качества»
Основу современного подхода к контролю качества составляет разработка систем оценки качества, анализирующих и обобщающих опыт работы большого количества организаций, занимающихся, определенным видом деятельности. Полученные эмпирические данные излагаются в формализованном и сжатом виде, пригодном для оценки, качества не только конечного продукта, но и процессов управления. В связи с этим разработка стандартов и подтверждение качества деятельности организации включает в себя как сертификацию качества конечного продукта (на решение этих задач были нацеплены системы оценки качества на начальном этапе их разработки), так и оценку качества организации как сложной социальной системы.
По оценкам специалистов, именно с внедрением всеобъемлющей системы контроля и управления качеством организации удастся успешно реализовать принцип, предоставления потребителям только качественной продукции. В использовании сертифицированных систем качества, прежде всего, заинтересованы организации, стремящиеся найти выходы на зарубежные рынки и привлечь иностранные инвестиции. Эти задачи особенно актуальны для современных предприятий России.
В настоящее время к числу общепризнанных на мировом уровне стандартов оценки качества деятельности социально-экономических организаций, безусловно, относятся системы стандартов ISO 9000 и ISO 9001. Их достоинство по сравнению с другими системами оценки качества состоит в том, что они не накладывают каких-либо ограничений на размер, отраслевую принадлежность и форму собственности предприятия.
Используя стандарты ISO 9000, поставщик может продемонстрировать, что его система качества организована таким образом, чтобы не допустить, а при необходимости и предупредить несоответствие современным стандартам не только продукции, но и всех аспектов бизнес — деятельности, в том числе и управления организацией.
Система обеспечения качества ISO 9001 распространяется на все виды деятельности предприятия, начиная от налаживания процесса выпуска продукции (в отдельных случаях выпуск нового вида продукции сопровождается проектированием новой организационной системы) и до заключения договоров с последующим соблюдением договорных обязательств и послепродажного обслуживания.
Несомненное достоинство модели поддержания качества на основе международных стандартов семейства ISO 9000 и ISO 9001 состоит в том, что они описывают необходимые элементы, которые должна включать в себя система управления организацией, а не способы внедрения этих элементов конкретной организацией. Стандарты не навязывают организациям единообразие систем качества. Подход к индивидуальному решению задач управления организацией основан на том, что конкретная реализация процедур управления в значительной мере зависит от цели, вида производимой продукции и практического опыта. Благодаря этому обеспечивается уникальность организационных систем, и система качества одного предприятия отличается от системы качества другого предприятия.
Стандарты ISO 9000 и ISO 9001 описывают лишь минимальные требования, которые необходимо выполнить организации для доказательства своей способности к обеспечению качества во всех аспектах ведения бизнес - деятельности. Следует отметить, что переход организаций на описанные выше модели обеспечения жизнедеятельности на основе совершенствования качества — это не конечная цель их работы, а условие равномерного поступательного движения в направлении достижения поставленной общественно-значимой цели.
Современное представление о качестве изделий основано на принципе наиболее полного соответствия запросам потребителей. Потребителем продукции, выпускаемой организацией, может быть физическое лицо, другая организация или сложная организационная система, например государство.
Любые изделия описываются определенным набором характеристик. Они содержатся в описании технических условий, которым должна удовлетворять выпускаемая продукция, они же определяют организацию технологии производственного процесса. Составление набора потребительских требований представляет значительную сложность, так как связано с социально-психологическими аспектами жизнедеятельности человека и с индивидуальными свойствами личности.
Существующие наработки в области изучения потребностей людей и связей между ними не дают возможности составить полное описание набора требований к конкретному изделию, однако с их помощью разработчик продукта или технологического процесса может добиться достаточно ощутимых практических результатов.
Следует отметить еще одну сложность, связанную с составлением описания набора требований. Оно связано с тем, что требования к качеству формируются не только как оцениваемые различными способами характеристики, но и как качественные показатели, определяемые психологическими требованиями, Среди них хороший вкус и привлекательный вид товара, надежность, долговечность и удобство использования та т.д. При этом оценки многих характеристик разными людьми могут быть диаметрально противоположными.
Так, например, если речь идет о производстве одежды и об использовании ткани в качестве сырья для обеспечения технологического процесса пошива одежды, то с точки зрения потребителя данного сырья (организации, занимающейся пошивом одежды) эта ткань должна быть приятной и модной расцветки, мягкой и не мнущейся и т.п. Покупатель этого товара предъявляет свои дополнительные требования. Ему хотелось бы, чтобы одежда была красивой, практичной и недорогой. Это означает, что в большинстве современных производств, ориентированных на человека как конечного потребителя продукции, при оценке спроса на нее невозможно обойтись только количественными показателями.
Итак, чтобы удовлетворять запросам покупателя, продукция должна иметь вполне определенные свойства. Степень соответствия свойства изделия и удовлетворяемых с его помощью потребностей определяет качество изделия. Многие организации считают, что их главная задача состоит выпуске «самой качественной» продукции.
В теории организации проблема оценки качества продукции и деятельности организации в целом должна рассматриваться в контексте реализации закона самосохранения и борьбы организации за выживание. Если выпускаемая продукция будет обладать слишком высокой стоимостью, то в условиях конкурентной борьбы она не найдет сбыта на рынке товаров и услуг, что приведет к гибели организации. Поэтому в условиях рыночной экономики для оценки деятельности организации в целом следует использовать относительную, оценку вида:
{Качество производимого продукта} = = {мера качества изделия} / {стоимость}
Некоторые организации предполагают, что качество выпускаемой ими продукции и используемые методы работы говорят сами за себя. Для этого нужно лишь довести до сведения потребителя информацию об успешной деятельности организации, например с помощью интенсивной рекламы. Но в условиях жесткой конкуренции этого недостаточно. Потребители не склонны к тому, чтобы слишком доверять заверениям производителя о высоком качестве выпускаемой продукции, они хотят иметь подтверждение, полученное из независимых источников.
В связи с этим с 80-х годов XX века начала развиваться система подтверждения качества выпускаемой продукции, основанная на выполнении процедуры сертификации качества. Эта система включает в себя оценку не только характеристик конечного продукта, но и эффективности системы управления качеством, действующей в организации. В конечном счете, она ориентирована на подтверждение эффективности действия системы управления всей организацией с позиций решения главной задачи любой организационной системы, заключающейся в удовлетворении социальных потребностей общества.
Интерес к сертификации систем качества во всем мире постоянно возрастает. К концу 1997 года только одним органом по сертификации систем качества TUV CERT (Германия) было выдано 14135 сертификатов. И это число ежегодно увеличивается на 20-25%. Однако, если на долю германских фирм из общего числа приходилось 8360 сертификатов, то деловые российские круги были представлены в этом списке всего 56 предприятиями, а украинские — лишь 16.
В условиях глобального рынка и глобальной конкуренции, когда потребитель может пользоваться продукцией, производимой в любой стране мира, он предпочитает производить закупки у предприятий, которые имеют соответствующие сертификаты качества, например в соответствии со стандартами ISO 9000 или ISO 9001. Это придает ему уверенность не только в качестве самой продукции, но и в том, что поставщик будет корректно выполнять свои обязательства по условиям поставки, гарантийного и послепродажного обслуживания.
Сертификация качества особенно важна для пищевых производств. При внедрении и сертификации систем качества по моделям международных стандартов ISO серии 9000 важная роль отводится технологическим процессам, а не только стандартам качества самой продукции. Решение этих задач тесно связано с обеспечением проблем социальной безопасности общества, так как позволяет описать критические состояния технологических процессов, которые могут привести к катастрофическим последствиям.
Интересен в этом плане опыт внедрения на зарубежных пищевых предприятиях специальной системы обеспечения безопасности пищевых продуктов, разработанной в США с учетом требований стандартов ISO серии 9000. Ее особенность состоит в том, что она представляемый собой систему анализа опасности по критическим точкам, и, следовательно, гарантирует контроль на всех стадиях производства пищевых продуктов.
Использование организацией в своей внешней и внутренней деятельности международного сертификата качества значительно повышает ее шансы в борьбе за выживаемость не только в стране ее размещения, но и на международном рынке.
Как следует из ранее приведенных данных, очень немногие предприятия России используют это мощное оружие в конкурентной борьбе. Улучшить ситуацию можно, изменив отношение менеджеров и разработчиков организационных систем к решению проблем управления качеством.
В конечном счете, это обеспечит развитие и утверждение в России полноценных рыночных отношений и заметно повысит ее авторитет на международном рынке. Успешное проведение указанных преобразований возможно только при условии активной поддержки со стороны правительства Сегодня, ориентируя предприятия России на освоение, современных методов качественного ведения бизнес-деятельности, российское правительство предлагает всем административным структурам государственного и муниципального уровня всемерно поддерживать предприятия, внедряющие у себя стандарт ISO 9000.
Многие годы оценка качества работы организаций в нашей стране производилась по качеству выполнения тех задач, которые общество перед ней ставит, причем эти задачи формулировались по оценке качества конечного продукта. Для их решения успешно использовались и используются по сей день различные стандарты. Наиболее известной и эффективной является система государственных стандартов — ГОСТ.
Действие этих стандартов распространяется не только на материальную продукцию, но и на различные услуги. Следует отметить, что благодаря усилиям Госстандарта и его подразделений, Академии проблем качества и других научно-технических объединений России работы по созданию, внедрению и сертификации систем качества на отечественных предприятиях и в организациях в последнее время заметно оживились.
В настоящее время в условиях насыщенности рынка и явно выраженных тенденций к глобализации экономической деятельности, что в частности связано с развитием информационной экономики и электронной коммерции, для оценки перспектив выживаемости организации в условиях острой конкурентной борьбы используется понятие менеджмента качества.
В соответствии с эти понятием термин качество включает в себя, как уже отмечалось выше, не только качество конечного продукта, производимого организацией, но и достижение всех целей эффективного управления организацией. В них входят: соблюдение общих принципов современных методов ведения бизнес-деятельности, отношения между организацией и обществом, методы взаимодействия с другими организациями и государством и, наконец, взаимоотношения между людьми внутри самой организации.
Именно такой подход к оценке качества работы организации, подчеркнем это еще раз, в целом положен в основу разработки международных стандартов качества ISO 9000 или ISO 9001. С помощью этих стандартов можно упростить и облегчить решение следующих задач, являющихся ключевыми для любой организационной системы:
· организация и оценка эффективности процесса управления;
· оценка соответствия организации современным требованиям;
· оценка адаптационных способностей организации при изменениях состояния рыночной среды и запросов потребителей;
· оценка профессиональной пригодности персонала;
· проведение сертификации организации;
· организация процесса производства;
· освоение методов информационной экономики и электронной коммерции;
· оптимизация процессов создания организационных систем.
Информатизация всех сторон общественной жизни, в том числе и экономической деятельности, привела к развитию новых направлений в проектировании организационных систем, в частности связанных с разработкой стандартов на организационную структуру систем управления. Основные принципы стандартизации элементов управленческой деятельности изложены в соответствующем разделе учебного пособия Смирнова Э.А. «Основы теории организации».
Стандартизация основных элементов системы управления обеспечивает внедрение наилучших управленческих технологий, позволяет сопоставлять цели, стоящие перед организацией, с ее материальными и управленческими ресурсами, разрабатывать систему критериев оценки эффективности организаций и решать ряд других важных задач проектирования и управления организациями.
Современная философия качества, воплощенная в международных стандартах ISO 9000 или ISO 9001, выдвигает ряд дополнительных требований к управлению организацией. Процедура сертификации может закончиться успешно, если система управления удовлетворяет минимальным требованиям (или стандартам в контексте рассматриваемых документов) в области менеджмента качества. Рассмотрим основные требования.
Деятельность организации может рассматриваться как процесс преобразования одного продукта (материального или нематериального) в другой. Результатом ее деятельности может быть создание оборудования для использования в технологических и производственных процессах на других предприятиях, информация (данные маркетинговых исследований, предназначенные для планирования торговых операций), товары народного потребления, продукты питания, различные виды услуг и т.п.
Входом организации являются в большинстве случаев результаты труда других организаций в виде материальных объектов или информации. В некоторых случаях входом являются природные ресурсы или результаты каких-либо природных явлений. В ISO 9000 выделяются четыре общих категории продукции:
· оборудование (технические средства);
· интеллектуальная продукция или средства, под которыми понимается результат интеллектуальной деятельности, включающий в себя информацию, предназначенную для обеспечения жизнедеятельности других организаций. Она может представляться в виде консультационных услуг, разработок методик реализации технологических процессов или ведения бизнес-деятельности, программ решения различных задач управления, информационных массивов, содержащих данные о состоянии рынка и действиях организаций, аудио-видео и печатной продукции самого разнообразного содержания;
· материалы, предназначенные для дальнейшей переработки и использования в других производствах (различные виды энергоресурсов, металл, пиломатериалы, пластмассы, химические материалы, сельхозпродукция и т.п.);
· товары народного потребления, продукты, услуги.
Основной задачей построения подобной классификации является выделение категорий конечного продукта, в рамках которых требования, предъявляемые к системам управления качеством деятельности производящих организаций, будут идентичны. Общее руководство качеством достигается посредством управления процессами, происходящими в организации.
В организации целесообразно использовать обобщенную схему управления качеством, основанную на том, что в соответствии с международными стандартами ISO 9000 или ISO 9001 деятельность организации следует рассматривать как процесс преобразования исходного продукта в некоторый конечный продукт. Схема управления качеством показана на рис. 6.1.
Рис. 6.1. Схема управления качеством
Концептуальной основой ISO 9000 является то, что организация создает, обеспечивает и улучшает качество продукции при помощи сети процессов. Общий процесс деятельности организации представляет собой сложную параллельно — последовательную композицию промежуточных процессов, которые должны подвергаться анализу и постоянной корректировке.
Для обеспечения оптимального управления качеством и организации взаимодействия между этими процессами в сети, ISO 9000 предполагает наличие у каждого процесса уполномоченного лица — так называемого владельца процесса. Это лицо несет ответственность за данный процесс, его задача состоит в том, чтобы обеспечивать однозначное понимание всеми участниками процесса их ответственности и полномочий. Процесс управления организацией должен быть направлен на создание взаимодействия всех управляющих и исполнительных подразделений организации.
Традиционная концепция руководства организацией включает в себя строго формализованную деятельность руководителя: постановку задачи, предоставление подчиненным необходимых ресурсов для решения задачи, поощрение за достижение позитивных результатов и порицание за недостаточную производительность. При этом действия подчиненных строго соответствуют распоряжениям формального лидера.
Концепция перехода к управлению качеством работы организации ориентирует менеджеров всех уровней на создание такого социального микро- и макроклимата, когда каждый член коллектива считает для себя необходимостью систематически улучшать результаты своего труда в целях усовершенствования работы организации в целом. Для каждого становится нормой правило: «Завтра работать чуть-чуть лучше, чем сегодня». В этом случае лидеру для большего вовлечения подчиненных сотрудников в процесс выработки и достижения общей цели необходимо сделать следующие шаги:
· добиваться общего видения цели — руководитель должен обладать видением цели, к достижению которой, он направляет фирму, и сделать ее понятной каждому члену организации;
· давать возможность действовать другим — руководитель в данном случае развивает в сотрудниках чувство вовлеченности в общее дело;
· критически оценивать текущие порядки — руководитель должен возглавлять «движение за постоянное совершенствование качества».
При реализации концепции управления качеством важно внушить каждому члену организации веру в свои возможности, выработать у него понимание исключительной значимости возложенной на него в рамках организации миссии. Указанные факторы должны использоваться как основа выработки личностных мотиваций, побуждающих каждого сотрудника к постоянному самосовершенствованию, целью которого будет стремление улучшить свою работу, добиваться большего. Коллектив организации подбирается таким образом, чтобы руководители могли доверять своим исполнителям. Только в этом случае руководитель может делегировать часть своих полномочий подчиненным как в области ответственности за используемые материальные и денежные ресурсы, так и в вопросах управления качеством.
При подборе персонала особое значение приобретают оценки не только чисто профессиональной пригодности персонала, но и социально-психологических качеств личности, с учетом подверженности воздействию разработанной системы мотиваций. Взаимоотношения руководителя коллектива с подчиненными членами организации должны быть организованы так, чтобы вызвать у работников желание оправдать доверие руководителя. Здесь применяется весь набор технологий менеджмента систем качества, описанный в стандартах ISO 9000 и 9001.
Любая организация представляет собой сложную открытую управляемую социально-экономическую систему, преобразующую некоторый входной продукт в иной материальный или нематериальный продукт, потребителем которого являются другие организации или отдельные лица. В деятельности организации всегда присутствуют внешние и внутренние цели. Внутренние цели, как правило, сопряжены с коммерческой идеей, с проблемами увеличения собственного дохода, обеспечения стабильного развития организации, удовлетворения материальных и духовных потребностей членов коллектива. Внешние цели — это те, на которые рассчитывает общество, поддерживая деятельность организации. Они должны быть направлены на решение определенных социальных задач. В самом общем смысле деятельность всех организаций ориентирована на повышение качества жизни общества как его понимает общество.
Ранее отмечалось, что оценка качества деятельности организации является весьма сложной задачей, так как она включает в себя большое количество показателей, многие из которых не описываются количественно. Кроме того, она обязательно включает в себя показатели взаимоотношений между организацией и потребителем ее конечного продукта, а также всеми участниками логистического процесса. Оценка качества должна учитывать внутренние коммуникации и связи, отношения с государством и обществом в целом. В последние годы в систему рассматриваемых показателей, как правило, включаются еще и требования экологической безопасности.
Способность организации к выживанию во многом определяется ее востребованностью в качестве надежного партнера в хозяйственной и социальной деятельности. Поэтому в условиях развития мировой системы торговли, острой конкурентной борьбы, насыщенности рынка товарами и услугами потребители конечного продукта требуют независимого и объективного подтверждения качества организации по всем наборам показателей, а не только по качеству конечного продукта.
Путем усовершенствования и упорядочения управленческой деятельности обеспечивается эмерджентность организации — появление новое высшее качество организационной системы. Эмерджентность предполагает два типа изменений: количественные, определяемые сложением исходных качеств, и качественные, не сводимые к исходным параметрам и не обусловленные какими-либо материальными изменениями. Американские ученые Р. Селлерс, У.Монтегю, А. Лавджой видят в эмерджентности проявление внутренней динамичности системы. Частным случаем эмерджентности является синергия. Эмерджентность в более обобщенном виде может рассматриваться как процесс перехода количества в качество в рационально организованной, динамически развивающейся системе.
Очевидно, что выполнение минимального набора требований по обеспечению качества системы управления организацией является необходимым, однако недостаточным условием выживаемости организаций в условиях конкуренции. Успешно будут развиваться только те организации, которые выполняя свою работу более качественно, чем их конкуренты. Для определения перспективности действующей или проектируемой организации оценка качества должна носить рейтинговый характер. Таким образом, она позволит, если не полностью, то хотя бы частично упорядочить организации по признаку «лучше — хуже», т.е. провести ранжирование организаций по качеству их деятельности. Основные этапы реализации предлагаемой методики нахождения качественной оценки изложены в разделе 7.2.
На работу организации оказывают влияние разнообразные субъекты, объекты и факторы внешней и внутренней среды. Поэтому в процессе оценки качества должно производиться одновременное и согласованное изучение совокупности показателей, характеризующих основные аспекты управления. Содержательный вывод о качестве, организационной деятельности может быть получен путем выявления качественных и количественных отличий анализируемого объекта от эталонной модели, построенной на основе изучения деятельности предприятий, наиболее успешно работающих в аналогичной сфере хозяйства.