Лекции по курсу «Теория организации»
Составитель к.т.н. доц. каф. «Управление строительством»
Шевченко Л.В.
ЛЕКЦИЯ 1
ОРГАНИЗАЦИЯ КАК СИСТЕМА
Вопросы лекции:
Концепция организации и организаторского явления.
Системные основы организации.
Системы и подсистемы.
Концепция организации и организаторского явления
Каждый человек в течение всей жизни так или иначе связан с организациями. Нет организаций без людей, равно как и нет людей, которым не приходилось… Организация — сложный организм. В нем переплетаются и уживаются интересы… Организационная деятельность испытывает влияние революционных изменений в технологической базе производства. Переход к…
Системные основы организации
Основным инструментарием изучения организаций в рамках теории организации является теория систем. Причины этого очевидны — признаки и свойства любой… К признакам системы относят: множество элементов, единство главной цели для… Основными свойствами любой системы принято считать:
Системы и подсистемы
Существуют некоторые общие принципы единой платформы для изучения технических, биологических и социальных систем.
Рассмотрим подробнее некоторые общие свойства систем:
1. Каждая система имеет определенную структуру, обусловленную формой пространственно-временных связей или…
ЛЕКЦИЯ 2
РАЗНОВИДНОСТИ ОРГАНИЗАЦИЙ
Вопросы лекции:
Социальная организация.
Хозяйственная организация.
Социальная организация.
Социальнойназывается система, в которую входит человек или которая предназначена для человека.
Общие системообразующие факторы социальных систем:
• общая цель всей совокупности компонентов;
Социальная организация как социальная система
Рис. Подходы к понятию «социальная организация»
1. Понятие «социальная организация» может подразумевать искусственное объединение институционального характера,…
Цели социальных организаций
Социально-экономическая организация характеризуется наличием социальных и экономических связей между работниками. К социальным связям относятся:… При организации или реорганизации компании можно воспользоваться таблицей…
Таблица
Влияние уровня связей на состояние организаций
В организации происходят объективные (естественные — по экономическим, управленческим и организационным законам) и субъективные (искусственные — по…
Классификация социальных организаций по правовому статусу
Многообразие областей деятельности организаций сформировало и узаконило набор правовых форм и организационных структур. В теории выделяют организации: правительственные и неправительственные; коммерческие и некоммерческие; бюджетные и небюджетные; общественные и хозяйственные; формальные и неформальные.
Статус правительственной организацииприсваивается высшими официальными органами власти. К ним относятся организации, зафиксированные в Конституции Российской Федерации, указах Президента Российской Федерации и т.д. (например, министерства, Администрация Президента Российской Федерации). • К
Неправительственные— это организации, не имеющие такого статуса.
Коммерческие организациисоздаются физическими или юридическими лицами на свой страх и риск для производства продукции с целью получения максимальной прибыли в интересах учредителей.
Некоммерческие организацииставят своей основной целью | удовлетворение общественных потребностей.
В соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации [10] к коммерческим организациям относятся: хозяйственные товарищества и общества, производственные кооперативы, государственные и муниципальные унитарные предприятия. К некоммерческим — потребительские кооперативы, общественные или религиозные организации (объединения), благотворительные и другие фонды, учреждения. Предусмотрено создание объединений коммерческих и (или) некоммерческих организаций в форме ассоциаций и союзов. Эти организации входят в группу юридических лиц.
Согласно Гражданскому кодексу Российской Федерации юридическим лицомпризнается организация, которая зарегистрирована в установленном порядке; имеет расчетный счет в банке; имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество; отвечает по своим обязательствам этим имуществом; может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права; выполняет возложенные обязанности; имеет самостоятельный баланс или смету; может быть истцом и ответчиком в суде (рис.).
Рис. Типология организаций как юридических лиц
Бюджетные организациипланируют масштаб своей деятельности исходя из выделенных государством средств.
Небюджетные организациисами изыскивают источники финансирования, заключая договоры с другими компаниями, в том числе с бюджетными, на изготовление продукции или оказание услуг.
Общественные организациисоздаются для удовлетворения социальных потребностей и интересов членов своих обществ. В общественных организациях все поступившие членские взносы и другие средства расходуются на удовлетворение потребностей своих же членов.
Хозяйственные организациипредназначены для удовлетворения потребностей и интересов человека и общества преимущественно во внешней для организации среде путем производства продукции.
Формальные организации— это объединения людей, связанных между собой договоренностями о правах и обязанностях.
Неформальные организации— это объединения людей, не связанных между собой формальными договоренностями о правах и обязанностях.
Государственные и муниципальные организации
Существуют особенности, отличающие эти предприятия от других коммерческих организаций.
Такие юридические лица создаются и действуют на основе лишь одной формы… Государственные предприятия являются, как и частные фирмы, контрагентами на рынке. Их наиболее распространенная…
Формальные и неформальные организации
На основании критерия формализации выделяются:
• формальные организации, имеющие четко поставленные цели, формализованные… • неформальные организации, работающие без четко определенных целей, правил и структур.
Эволюция социально-экономических систем
1. Основной эволюционный принцип — принцип целесообразности — не проявляется в рамках общества столь же однозначно, как в природной системе.… 2. Особенность социально-экономической эволюции состоит в существовании… 3. Выделяется еще одна немаловажная особенность эволюции социально-экономических систем — передача исторического опыта…
Хозяйственная организация.
Классификация хозяйственных организаций
Современный мир нередко рассматривается как мир самых разных организаций. Организации создаются для удовлетворения разнообразных потребностей людей и поэтому имеют различное назначение, размеры, строение и другие характеристики. Гражданский кодекс РФ предусматривает создание широкого набора коммерческих и некоммерческих организаций [10]. Большая часть из коммерческих организаций — хозяйственные.
Хозяйственные организациисоздаются для удовлетворения потребностей и интересов учредителей и общества путем производства товаров или оказания необходимых услуг и получения прибыли.
Хозяйственные организации согласно Гражданскому кодексу РФ являются юридическими лицами, имеют в собственности, хозяйственном владении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечают по своим обязательствам этим имуществом. Хозяйственные организации самостоятельно осуществляют свою деятельность, продают выпускаемую продукцию, используют прибыль.
Хозяйственные организации могут быть классифицированы по следующим признакам:
1) по формам собственности:
• государственные;
• муниципальные;
• общественные;
• арендные;
• частные;
• групповые;
• смешанные;
2) по отношению к прибыли: коммерческие и некоммерческие;
3) по правовому положению:
• полное товарищество;
• товарищество на вере;
• общество с ограниченной ответственностью;
• общество с дополнительной ответственностью;
• акционерное общество;
• дочерние и зависимые общества;
4) по размерам: крупные, средние и малые;
5) по участию в различных секторах производства:
• отрасли первичного цикла, занимающиеся добычей сырья (организации и предприятия сельского, лесного и рыбного хозяйства, угольной промышленности и т.д.);
• отрасли вторичного цикла (организации и предприятия обрабатывающей промышленности);
• отрасли третичного цикла (организации и предприятия, оказывающие услуги, необходимые для нормальной жизнедеятельности отраслей первых двух секторов,— банки, страховые компании, образовательные учреждения и др.;
• организации и институты, занимающиеся информационной технологией.
Рассмотрим более подробно формы хозяйственных товариществ и обществ.
Полное товарищество— объединение двух лиц и более, которые на основании заключенного между ними договора занимаются предпринимательской деятельностью от имени товарищества и несут ответственность по его обязательствам всем принадлежащим им (а не только товариществу) имуществом. Форма полного товарищества чаще всего применяется для мелких и средних предприятий (фирм).
Товарищество на вере (коммандитное товарищество) —объединение двух лиц и более для осуществления предпринимательской деятельности, в котором одни участники (полные товарищи) несут ответственность по делам товарищества как своим вкладом, так и всем своим имуществом; а другие (коммандитисты, или вкладчики) — только своим вкладом. Представлять товарищество и заключать сделки от его имени могут только полные товарищи, но не вкладчики.
Общество с ограниченной ответственностью —форма объединения капиталов. Участники общества несут ответствен- ; ность по обязательствам общества только своим вкладом,-но не своим имуществом. Общество с ограниченной ответственностью не обязано предоставлять публичный отчет, а также публиковать свой устав, данные о балансе, изменениях размера капитала.
Общество с дополнительной ответственностьюучреждается одним лицом или более. Его участники несут солидарную ответственность за убытки, связанные с деятельностью общества. Общество с дополнительной ответственностью создается и действует на основании учредительного договора и устава; если оно создано одним лицом — то только на основании устава.
Дочерние и зависимые общества.Хозяйственное общество считается дочерним, если другое (основное) хозяйственное общество или товарищество имеет возможность определять его решения. На основное хозяйственное общество или товарищество возлагается полная или субсидиарная ответственность за результаты деятельности дочернего хозяйственного общества. Хозяйственное общество считается (признается) зависимым, если другое (участвующее в его делах) общество имеет более 20% голосующих акций или 20% уставного капитала общества с ограниченной ответственностью. Участвующее общество должно в обязательном порядке опубликовать сведения о зависимых хозяйственных обществах.
Акционерное обществопредставляет собой объединение капиталов, образуемое путем выпуска акций, которые являются документом на предъявителя, котируются на фондовой бирже и могут свободно переходить от одного лица к другому. Ответственность вкладчиков-акционеров по обязательствам общества ограничивается только суммой, уплаченной за акции. По обязательствам акционерного общества своим имуществом отвечает только само общество. Руководство деятельностью общества и выступление от его имени при заключении сделок поручается, как правило, одному из управляющих или правлению общества. Акционерное общество обязано публиковать годовые отчеты о своей деятельности по истечении каждого финансового года.
В рыночной инфраструктуре необходимо выделить организации двух типов:
1) формирующиеся самостоятельно в ходе развития самой рыночной экономики;
2) формирующиеся непосредственно или при участии государства.
К первым относятся различные биржи, посреднические организации, коммерческие банки и другие, оказывающие различные услуги как в сфере собственного производства, так и в снабжении, сбыте, привлечении кредитных ресурсов и т.п. Формирование этой части инфраструктуры требует от государства в основном законодательного регламентирования, процессов их создания и функционирования.
Организациями второго типа являются инвестиционные и инновационные фонды с государственным или смешанным капиталом, органы государственной контрактной системы, органы, регулирующие товаропотоки и формирование хозяйственных связей.
Основные единичные организационные формы организаций
Рассмотрим некоторые единичные организационные формы организаций.
Рис. Классификация организаций, относящихся к…
Основные групповые организационные формы организаций
Рассмотрим наиболее распространенные групповые формы организаций.
Ассоциация— это объединение организаций одного рода деятельности. Входящие в… Картель— это долговременное договорное объединение ряда компаний для выполнения функций, связанных с созданием…
ЛЕКЦИЯ 3
ОРГАНИЗАЦИЯ И УПРАВЛЕНИЕ
Вопросы лекции:
Внутренняя и внешняя среда организации.
Система управления.
3. Самоуправление и самоорганизация.
Коммуникации и ступени противоречий.
Внутренняя и внешняя среда организации
Рассмотрим организацию как основную единицу рыночной экономики, где принимаются управленческие решения.
В любой организации реализуются три ключевых процесса:получение ресурсов из… Основные потоки в организации (на входе системы — поступление материалов, рабочей силы, капитала; на выходе — готовый…
Система управления
Система управления представляет собой совокупность всех элементов, подсистем и коммуникаций между ними, а также процессов, обеспечивающих заданное… • методологии;
• структуры;
Самоуправление и самоорганизация
В широком смысле под самоорганизацией понимают необратимый процесс, приводящий в результате кооперативного взаимодействия подсистем к образованию… Изучение природы и общества показывает, что многие сложные открытые системы,… Одной из центральных проблем является проблема описания процесса самоорганизации, познание взаимоотношений между…
Коммуникации и ступени противоречий
Под коммуникацией в широком смысле понимают общение, передачу информации от человека к человеку. В организационном контексте понятие «коммуникация»… Хорошо налаженные коммуникации содействуют обеспечению организационной… Коммуникация — это процесс общения и передачи информации между людьми или их группами в виде устных и письменных…
ЛЕКЦИЯ 4
ТЕОРИЯ ОРГАНИЗАЦИИ И ЕЕ МЕСТО
В СИСТЕМЕ НАУЧНЫХ ЗНАНИЙ
Вопросы лекции:
Формирование науки об организации.
2. Исходные понятия теории организации: система, организация, самоорганизация, структура.
Формирование науки об организации.
Общее учение об организации возникло на базе идеи, высказанной биологами и психологами, что объекты, существенно различные по природе и составу,… В истории науки известен ряд концепций организации, различия которых… Теория организации базируется на концепциях и достижениях таких наук, как:
Классификация систем (по Ст. Биру)
Степень определенности
Степень сложности
Простые
Сложные
Очень сложные
Детерминированные
Системы, состоящие из небольшого числа элементов, имеющие ограниченное число связей и характеризующиеся вполне определенным динамическим поведением (оконная задвижка, проект механических мастерских)
Системы, состоящие из небольшого числа элементов и связей между ними, но характеризующиеся вполне определенным поведением (ЭВМ)
Компьютер
Вероятностные
Системы, состоящие из небольшого числа элементов и внутренних связей, но характеризующиеся неопределенностью поведения
Системы, состоящие из небольшого числа элементов и связей между ними, характеризующиеся в высшей степени неопределенностью поведения, предсказать которое можно только в общем виде, но не в деталях (хранение запасов, условные рефлексы, прибыль промышленного предприятия)
Системы, состоящие из большего числа элементов и связей, характеризующиеся в высшей степени неопределенностью поведения, не поддающиеся описанию (экономика, мозг, фирма)
Закрытые системы, как правило, относятся к классу материальных, естественных, и частично созданных человеком систем. Согласно второму закону термодинамики каждая закрытая система, в конечном счете, достигает равновесия, при котором остаются неизменными все макровеличины и прекращаются все макропроцессы (состояние максимальной негэнтропии и минимальной свободной энергии).
Стационарным состоянием открытой системы является динамическое равновесие, при котором все макровеличины Остаются неизменными, но непрерывно осуществляются макропроцессы ввода и вывода вещества.
Организация как явление носит универсальный характер и наблюдается во всех процессах и явлениях окружающего нас мира и в нас самих. На процессах неживой и живой природы, на человеческой деятельности лежит печать организованности. Безорганизации, организованности нет никакого реального бытия — небытие можно только мыслить, никакого реального, живого представления о нем нет, потому что абсолютно бессвязное (неорганизованное) представление не есть представление, оно вообще — ничто. Без понятия организации нет понятия системы. Данный тезис лежит в основе монистического представления о Вселенной как о беспредельном разнообразии форм и типов организованности — от неизвестных пока науке элементов микромира до человеческих коллективови звездных систем.
В кибернетике, общей теории систем понятие организации связывается с неустойчивой упорядоченностью, подвижностью изменчивостью системы.
Организация (организованность) — это внутренняя упорядоченность, согласованность взаимодействия более или менее дифференцированных и автономных частей целого, обусловленные внутренними законами его строения; это совокупность процессов или действий, ведущих к образованию и совершенствованию взаимосвязей между частями целого.
Таким образом, «организация» несет в себе как бы два начала: упорядоченность — как неотъемлемое свойство любой системы (как явление); динамизм — как процесс непрерывного развития и создания новых организационных форм (как процесс).
Упорядоченность имеет четкое количественное выражение как величина, обратная энтропии системы, — негэнтропия. Направленность организации (динамический характер) определяется степенью соответствия (или несоответствия) системы условиям внешнего окружения, целесообразностью данного вида организации с позиций поддержания нормального функционирования системы.
Наряду с данными выше определениями организации есть еще и третье — как формы существования социальных и производственно-хозяйственных систем (организация как состояние системы). В данном случае под организацией понимается объединение людей и материально-вещественных элементов, предназначенное для реализации некоторой программы и функционирующее на основе определенных правил и процедур.
Самоорганизация. Упорядоченность, согласованность, взаимодействие частей целого в естественных и искусственных (созданных человеком) системах достигаются благодаря не только процессу целенаправленного воздействия со стороны человека (процесс организации), но и процессу самоорганизации. Основной смысл этого понятия — независимость происходящих в системе процессов от вмешательства человека и от внешних для нее факторов. Однако, подчеркивая независимость процессов самоорганизации от внешних агентов, надо говорить не о внешних факторах как таковых, а об упорядочивающих воздействиях на них.
У. Эшби выделяет два значения самоорганизации. Первое относится к системе, все части которой вначале отделены друг от друга, и которые затем работают таким образом, что между ними устанавливаются определенные связи. Такая система является самоорганизующейся в том смысле, что она изменяется от системы с «разделенными частями до системы со связанными частями». Второе значение самоорганизации в том, что «организация» (как процесс) может выступать как «переход от неорганизованной системы к организованной», а также «переход от плохой организации к хорошей».
Самоорганизация «возникает в силу внутренних причин, присущих самим процессам, и ни о какой целенаправленной деятельности человека здесь не может быть и речи, так как образование упорядоченных, устойчивых структур, ведущее к самоорганизации, происходит спонтанно при определенных значениях параметров» [Рузавин. 1985. С. 53].
Противопоставлять организацию как преобразование системы при помощи внешних факторов и целенаправленной деятельности человека и самоорганизацию как процессы внутренней согласованности в открытых системах при отсутствии внешних воздействий исключительно за счет их внутренних связей — значит крайне упрощать подобные процессы.
Внутренняя упорядоченность любой системы достигается путем установления (организации) определенных отношений и взаимосвязей между ее элементами.
Структура. Совокупность существенных устойчивых связей между элементами системы, обеспечивающая ее целостность и тождественность самой себе, т. е. сохранение основных свойств при различных внутренних и внешних изменениях, называется структурой. Иными словами, структура - это тип, форма внутренней организации системы. Любая система имеет свою структуру, обладающую иерархическим характером.
Любую систему М можно расчленить (осуществить декомпозицию) на ряд множеств ее элементов.
Структура системы М остается инвариантной (неизменяющейся) до тех пор, пока остаются неизменными отношения (связи) между элементами множества, причем они могут оставаться неизменными и при замене элементов (например, частей машины или членов коллектива).
Как и многие понятия организационной науки, понятие Структуры относительно. Структура предприятия не изменяется с изменением числа работающих, но изменится с изменением числа участков и цехов, функциональных служб (основных структурных элементов). Структура предприятия также может измениться, если изменится характер
взаимодействия между структурными элементами (слаборазвитые в традиционной структуре предприятия отдел сбыта или коммерческая служба в условиях рыночных отношений приобретаю более значимые место и роль, поскольку изменяются условия взаимодействия). Выход из строя уникального оборудования на участке в определенной степени изменит структуру производства на уровне участков и цеха, но не изменит структуру на уровне предприятия.
Если бы изменения количества элементов в системе и связей между ними происходили совершенно свободно и не подчинялись никаким ограничениям, т. е. хаотично, то выявить какие-либо закономерности в этих изменениях было бы невозможно. В действительности изменения всегда ограничены той или иной степени — ограничено и разнообразие возможных изменений. У. Росс Эшби указывал, что существование любого инварианта в некотором множестве явлений подразумевает ограничение разнообразия. Всякий закон природы общества есть ограничение разнообразия. Иначе говоря, существование законов и закономерностей есть следствие боле общего закона — закона ограничения разнообразия состояний. Объективность любого закона, его действенность определяются объективностью отражения закона ограничения разнообразия состояний.
Существуют два основных типа ограничения разнообразия: фиксированные и вероятностные. Фиксированные ограничения — это некоторые специфические связи элементов систем, определяющие возможность одних изменений и невозможность других. Например, в технологической цепочке в производстве можно изменить некоторые элементы технологии, осуществить перестановку рабочих, но нельзя изменить логику технологии (переставить технологические звенья). В биологическом процессе — рождение, рост (процветание), смерть. В отличии от фиксированных вероятностные ограничения определяются средними значениями и характерны для биологических и социальных систем, например для мутационного процесса в биологии, спроса и предложения в экономике, жизненном цикле предприятий.
По характеру ограничения разнообразия системы подразделяются на детерминированные и вероятностные. Однако это деление достаточно условно, и в реальности мы сталкиваемся с различными формами, лежащими между этими типами систем.
ЛЕКЦИЯ 5
ЗАКОНЫ ОРГАНИЗАЦИИ СИСТЕМ
Вопросы лекции:
Закон синергии.
Закон информированности - упорядоченности
3. Закон самосохранения.
4. Закон единства анализа /синтеза/.
Закон развития.
6. Закон композиции и пропорциональности.
Специфические законы социальной организации.
Закон синергии.
Закон синергии. В любой организации возможен как прирост энергии, так и снижение общего энергетического ресурса по сравнению с простой суммой… Закон синергии утверждает, что в замкнутых социальных системах возможно… Степень реализации потенциальных возможностей организации зависит от эффективности работы звена управления. При этом…
Закон информированности - упорядоченности
Информационная среда включает в себя совокупность всех естественнонаучных знаний, которыми владеют люди, живущие в данной стране. Часть этих знаний… Закон информированности и упорядоченности означает, что любая социальная… Полнота информации определяется возможностями доступа к ресурсам информационного пространства, в котором действует…
Объем отдельных секторов рынка электронной коммерции
При анализе данных, приведенных в табл., обращает на себя внимание тот факт, что наиболее стремительные темпы роста операций (более чем в сто раз)… В процессе своей деятельности организациям приходится взаимодействовать с… Инфраструктура «бизнес - администрация» обеспечивает взаимоотношения, возникающие между деловыми организациями, с…
Закон развития.
Всякая система в реальной среде подвержена случайным отклонениям от равновесия, и если она находится в неустойчивом состоянии, то из-за… Формирование и развитие новых структур непосредственно связаны с действием… Механизм развития обусловлен самоорганизацией и механизмом отбора, условия которого не остаются постоянными.
Специфические законы социальной организации.
· неразрывную связь всех звеньев организации;
· пропорциональность производства и управления;
· переход от администрирования к стратегическому планированию;
Закон равновесия
В обобщенном виде принцип Ле Шателье формулируется так: всякая система подвижного равновесия стремится измениться таким образом, чтобы свести к… Механизм реализации принципа Ле Шателье А.А. Богданов назвал «бирегулятором»,… Механизм бирегулятора полностью эквивалентен механизму обратной связи, широко используемому в различных областях…
Закон относительных сопротивлений (закон наименьших). Принцип концентрического действия
Закон наименьших действует в разных сферах. Он открывался и формулировался независимо в разных науках и в разное время. Из этого закона вытекает ряд… 1) величина устойчивости элемента должна определяться условиями воздействия… 2) при гомогенном воздействии на элементы системы следует стремиться к абсолютно равной устойчивости элементов;
ЛЕКЦИЯ 6
ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ
Вопросы лекции:
Статика и динамика организационных систем.
Сравнительный анализ принципов действия статической и динамической организаций
Принципы рационализации
Повышение качества управленческого и исполнительского труда
Влияние новых информационных технологий на процессы рационализации организационной деятельности
Статика и динамика организационных систем.
Статика (от греч. statike — равновесие) — это уравновешенное состояние организационной системы, в котором она находится, независимо от изменений… Динамика (от греч. dynamis — сила) — это развитие организационных систем и их… Говоря о статике и динамике организации, уместно будет вспомнить законы механики, сформулированные Ньютоном. Согласно…
Сравнительный анализ принципов действия статической и динамической организаций
Проведем сравнительный анализ принципов действия статической и динамической организаций.
Развитие организации в рамках выбранной стратегии происходит под воздействием… Идеалом для управленческого воздействия является хорошо отлаженная машина. Чтобы приблизить каждого отдельно взятого…
Табл. 5.1. Виды анализа системы управления организацией
№
п/п
Виды
анализа
Объекты исследования
1.
Структурный
Различные варианты структур, сформированные на основе подсистем и элементов системы управления с учетом связей и отношений между ними.
2.
Рефлексивный
Модели систем управления, позволяющие выявить процессы изменения состояния системы с течением времени на основе принятых алгоритмов управления.
3.
Информационный
Информационные потоки и массивы данных, формируемые в процессе управления, методы и средства приема, передачи, обработки, хранения и представления информации, способы ввода и вывода данных.
4.
Параметрический
Частные и обобщенные показатели, характеризующие действие системы управления в сфере хозяйственно-экономической и организационной деятельности.
5.
Факторный
Факторы внешней и внутренней среды, сгруппированные и ранжированные по степени важности с использованием экспертных оценок.
Подчеркнем еще раз, что переход к работе в динамическом режиме — необходимое условие обеспечения жизнедеятельности организации. Можно выделить ряд объективных признаков организации, действующей по динамическому принципу:
· целевая установка, отвечающая объективным потребностям общества;
· гибкая организационная структура;
· работа системы управления по принципу перебора альтернативных решений и выбора наиболее эффективного варианта управления с точки зрения достижения поставленной цели.
Перечислим необходимые свойства, на которые должны настраиваться органы управления динамически развивающихся организаций, ориентированных на работу в условиях глобального рынка: лидерство, поступательное развитие организации, ориентация на потребителя, использование новых технологий, наличие централизованной структуры управления организацией. Охарактеризуем перечисленные свойства.
Лидерство. Традиционная концепция лидерства включает в себя строго формализованную деятельность руководителя, в обязанности которого входят: формулировка задачи, предоставление подчиненным необходимых ресурсов для решения задачи, поощрение за достижение позитивных результатов и порицание за недостаточную производительность. При этом действия подчиненных должны быть направлены на выполнение распоряжений формального лидера.
Данный тип лидерства дает хороший результат при функционировании организации в стабильных условиях. В том случае, когда условия работы нестабильны, этого недостаточно. Для большего вовлечения подчиненных сотрудников в процесс формирования и достижения общей цеди лидеру необходимо добиваться общего видения цели. Лидер должен четко представить себе цель, к достижению которой он направляет подчиненную ему организацию, сделать цель понятной каждому сотруднику и дать возможность проявить инициативу другим. Благодаря этому он развивает в членах организации чувство причастности к общему делу.
Развитие организации. Традиционная концепция планирования динамики развития деловой организации базируется на распределении заданий и определении сроков их выполнения. Сроки рассчитываются исходя из возможностей организационной системы. Для организации, целью которой является выживание в условиях глобального рынка плакирование развития должно базироваться на общем видении цели и идти в двух направлениях, как «сверху-вниз», так и «снизу-вверх».
Ориентация на потребителя. Наиболее важным аспектом взаимодействия динамически развивающейся организаций с внешней средой является качество производимой продукции или уровень обслуживания клиентов. Как деятельность организации в целом, там и процесс маркетинга должны быть ориентированы на постоянно меняющиеся запросы потребителя.
Новые технологии. В условиях слабо развитого рынка, при среднем уровне конкуренции и относительном постоянстве среды ведения бизнеса обновление производства происходит по мере морального старения- оборудования. Развитие рыночных отношений, насыщение рынка товарами и усиление конкуренции вынуждают организации, руководствующиеся динамическими принципам, стремиться к совершенствованию и постоянному улучшению, всех этапов, технологического процесса и процедур ведения бизнеса. Новые рыночные технологии должны быть интегрированы во все процессы, включая управление организацией.
Структура управления организацией. Традиционная концепция управления подразумевает наличие централизованной структуры и определенной иерархии руководства организацией, предусматривающей вертикальное распределение властных полномочий и подчинение исполнителей лицам, занимающим более высокий пост. Результатами такой формы управления являются бюрократизация процессов, замедленное принятие решений, неэффективные коммуникационные связи, в особенности в направлении снизу-вверх. Инновации, идущие с более низких уровней иерархии (от подчиненных), в большинстве случаев игнорируются. Использование более гибких децентрализованных структур управления органического хила, увеличивает скорость и направленность принятия решений, и соответственно быстроту реакции на изменения во внешней среде. Происходит улучшение вертикальных и горизонтальных коммуникаций. При этом поощряются инновации, предлагаемые как руководством, так и подчиненными.
В современных условиях настройка организационной системы управления на динамический режим работы является гарантией ее благополучия и успеха. Наилучшим образом это обеспечивается путем рационализации организационной деятельности, принципы которой рассматриваются в следующем разделе курса.
Принципы рационализации
Принципы рационализации, сформулированные в начале XX века американскими учеными Ф. Тейлором, Г. Эмерсоном, Ф. Гилбертом, М. Вебером, Г. Фордом и… Целесообразность принципов рационализации признавал и В.И. Ленин, который,… Рационализация основывается на совершенствовании управления, обеспечивающего максимально возможный уровень…
Направления рационализации организационной и трудовой деятельности
Повышение качества управленческого и исполнительского труда
В современных условиях организация способна к выживанию только в том случае, если она нацелена на решение какой-либо социально значимой задачи.… Наличие столь сложного комплекса различных обстоятельств, влияющих на… При решении задач оперативною и стратегического менеджмента руководитель не может слепо полагаться только на…
Влияние новых информационных технологий на процессы рационализации организационной деятельности
Уровень информатизации процессов управления стал одним из наиболее важных показателей социально-экономического прогресса, достигнутого государством… Информатизация общества, вызвала изменения во всех сферах жизни и во многом… В современных высокотехнологичных производствах информация, наряду с менеджментом, все в большей степени выступает в…
Рационализирующее воздействие среды электронной коммерции на показатели трансакционных издержек
Не менее значительно рационализирующее влияние электронной коммерции и в сфере «бизнес-бизнес» (Business to Business), определяющей взаимодействие… Следует отметить, что определяющим моментом массового перехода к рациональным… В США такой закон уже принят, в России он пока еще находится в стадии обсуждения. На необходимость скорейшего…
ЛЕКЦИЯ 7
ПРОЕКТИРОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИОННЫХ СИСТЕМ
Вопросы лекции:
Формирование организационных структур
Проектирование и методы корректировки организационных систем
Практическая реализация метода оценки эффективности сформированной организационной системы
Формирование организационных структур
Научно обоснованный процесс формирования организационных структур управления основан на использовании методов системного подхода, который… · корректная формулировка целей и подцелей проектируемой организации с… · постановка всех управленческих задач, без решения которых реализация целей окажется невыполнимой;
Проектирование и методы корректировки организационных систем
Процесс организационного проектирования состоит в последовательном сближении рациональной структуры управления с ее эталонной моделью. Особенно… Проектирование и корректировка организационных структур осуществляется на… Метод аналогий заключается в применении организационных форм и механизмов управления, которые оправдали себя в…
Практическая реализация метода оценки эффективности сформированной организационной системы
В качестве эталонной модели используются усредненные оценки показателей эффективности по группе предприятий, успешно действующих на данном секторе… Предлагаемый подход позволяет учитывать изменения внутренней и внешней среды,… Предположим, что в ходе проведения диагностического исследования получено qi оценок, где i принимает значение от 1 до…
ЛЕКЦИЯ 8
РАЗВИТИЕ ОРГАНИЗАТОРСКОЙ И ОРГАНИЗАЦИОННО-УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ МЫСЛИ
Вопросы лекции:
Историческое развитие организационной науки
Развитие организационной мысли в России
Вклад информатизации в организационную науку
Историческое развитие организационной науки
Организационная наука начала зарождаться в глубокой древности, прежде всего в виде организации управленческой деятельности. Первые советы по… Советы по управлению можно найти в трудах ученых древнего Египта. Например,… Кодекс царя Хаммурапи (1792-1750 гг. до н.э.) в древнем Вавилоне содержит свод законов об управлении государством,…
Развитие организационной мысли в России
Реформы государственного аппарата явились важным шагом на пути превращения русского самодержавия в чиновничье-дворянскую монархию с ее бюрократией… Содействуя развитию отечественной промышленности, Петр 1 учредил центральные… Значительным оживлением и подъемом экономической жизни в России ознаменовалось правление Елизаветы Петровны (годы…
Вклад информатизации в организационную науку
Создание индустрии информатики и превращение информации в товар привели к глубинным социальным преобразованиям во всех сферах жизни общества и в… На начальном этапе ценность информации определялась возможностью ее… В последние годы заметные достижения в области осмысления роли информации в деятельности организаций связаны с…
ЛЕКЦИЯ 9
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА
Вопросы лекции:
Организационная культура
Организационная культура
Социальная организация, по данному ранее определению, — это объединение людей, созданное для выполнения определенных функций. Основу организации… Известно, что организация с хаотическими взаимоотношениями между людьми… Организационная культура — это система норм, правил и моральных ценностей, регламентирующая отношения между членами…
ЛЕКЦИЯ 10
СУБЪЕКТЫ ОРГАНИЗАТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Вопросы лекции:
Субъекты и объекты организаторской деятельности
Субъекты и объекты организаторской деятельности
· объединение людей в группы;
· интеграция деятельности членов коллектива организации (люди работают… · интеграция целей всех членов коллектива (люди работают для достижения общей цели).
Таблица 8.1. Классификация управленческих решений
Признаки решения
Характеристика решения
Функциональная направленность:
Планирующие, организующие, активизирующие, координирующие, контролирующие, информирующие.
Форма принятия:
Индивидуальные, групповые, коллегиальные, корпоративные.
Побудительные причины:
Ситуационные, сезонные, предписанные, программные, инициативные.
Повторяемость выполнения:
Регулярные, периодические, разнотипные, типовые.
Масштабы воздействия:
Общие и частные.
Способ действия:
Стратегические, тактические, оперативные, операционные.
Ожидаемые результаты:
С определенным результатом, с вероятностным исходом.
Характер разработки и реализации:
Уравновешенные, импульсивные, инертные, рискованные, осторожные, взвешенные, скоропалительные.
Методы обработки информации:
Алгоритмические, эвристические (логические приемы отыскания истины).
Число критериев:
Однокритериальные, многокритериальные.
Направление воздействия:
Внутренние и внешние.
Глубина воздействия:
Одноуровневые и многоуровневые.
Ресурсы:
С ограничениями, без ограничений.
Способ фиксации:
Устные, письменные, на магнитных носителях.
Объект воздействия:
Один исполнитель, группа, машина, социотехническая система.
Новизна:
Традиционные, аналогичные, перспективные, поисковые, фундаментальные, инновационные.
В современных условиях успешное развитие организации, ее коммерческий успех целиком зависят от действий членов организации, что ведет к значительному увеличению числа субъектов организационного управления. В новых рыночных отношениях лозунг: «Кадры решают все» становится все более и более актуальным.
Стремление органов государственного управления поставить перед субъектами экономической деятельности России социально значимые задачи органично сочетается с развертыванием процессов самоорганизации различных сфер экономической жизни и отдельных ее субъектов, в том числе и деловых организаций. Рыночное саморегулирование, осуществляемое на уровне государства и под контролем государства, должно дополняться саморегулированием деятельности самих организаций.
Процессы организации и самоорганизации в жизнедеятельности деловых организаций неразрывно связаны между собой. Многие достаточно серьезные проблемы экономического и социального характера решаются на уровне процессов самоорганизации гораздо быстрее и менее конфликтно, чем через управляющее воздействие «сверху».
Основными составляющими процессов самоорганизации является развитие у менеджеров всех уровней привычки оценивать полезность принимаемых управленческих решений с точки зрения всей организации, что способствует развитию самоконтроля отдельных людей, групп и подразделений.
В значительной мере развитие способности к самоорганизации связано с внедрением новых информационных технологий управления. Это объясняется тем, что использование единых информационных систем делает работу организации более прозрачной, доступной для понимания всех членов организации. В ряде современных информационных систем принятия управленческих решений, в частности в экспертных системах, встроены функции самообучения, которые автоматически ведут к интенсификации процессов самоорганизации.
В рассмотренном в предыдущем разделе алгоритме проектирования и коррекции деятельности организационных систем (рис. 7.8) используется процедура самосовершенствования эталонной модели, которая инициирует процедуры самоорганизации на уровне решения как стратегических, так и тактических задач.
Деловые организации относятся к социально-экономическим системам. Их деятельность неразрывно связана с социальной деятельностью коллективов и отдельных личностей. Многие закономерности деятельности организационных систем аналогичны правилам, которыми руководствуется в своем поведении любой человек, представляющий собой сложную социально-биологическую систему.
Успешная реализация процессов самоорганизации в деловой организации возможна, только если члены ее коллектива обладают определенными психологическими и поведенческими качествами. Применительно к отдельной личности самоорганизация выражается в наличии (или отсутствии) у человека следующих личностных качеств:
• независимость,
• самооценка,
• самоконтроль,
• воля,
• социальная ответственность,
• коммуникабельность,
• интеллектуальный потенциал и интеллектуальная активность,
• творческий склад,
• экстраверсия,
• альтруизм,
• лидерство и другие.
Кроме перечисленных личностных характеристик, к позитивным нормам проявления самоорганизации руководителя и специалиста относятся нацеленность на решение общих, а не личных проблем, стремление к повышению квалификации и образовательного уровня, способность к критическому осмыслению сложившейся ситуации, видение перспектив развития организации. В этом случае каждый член организации выступает как самоорганизующийся элемент системы управления, действия которого являются составляющей процесса глобальной самоорганизации системы.
В организациях с высокоразвитой системой взаимодействия управленческих и исполнительных звеньев, таких, например, как банки и биржи, разрабатываются специальные меры по вовлечению в организаторскую деятельность работников низовых звеньев. Им прививается убежденность в том, что добросовестное выполнение своих обязанностей, проявление разумной инициативы способствует успеху деятельности организации в целом. И это действительно так. Например, сотрудника банка, ведущего работу с клиентами таким образом, чтобы создать у них благоприятное впечатление об имидже банка, можно рассматривать как субъекта организационной деятельности, поскольку его действия способствуют расширению клиентуры и, следовательно, поступательному развитию организации в целом.
Решение задач повышения личной самоорганизации осуществляется, в частности, в ходе регулярно проводимых занятий по повышению профессиональной квалификации. Первые занятия посвящаются разъяснению важности выполняемых каждым сотрудником работ для достижения целей, стоящих перед организацией. На последнем занятии всем предлагается заполнить анкету, одним их пунктов которой является внесение предложений по рационализации собственной деятельности и работы отдельных подразделений. В дальнейшем все анкеты передаются в аналитический отдел, занимающийся вопросами перспективного развития, и подвергаются соответствующей обработке и анализу.
Роль субъекта организационной деятельности трудно переоценить. Вовлечение всех сотрудников в организационную деятельность и в решение задач управления способствует повышению эффективности организации и ее выживанию в жестких условиях современного рынка.
ЛИТЕРАТУРА
1. Ансофф И. Новая корпоративная стратегия: Пер. с англ./Под ред. Ю.Н. Каптуревского. — СПб.: Питер, 1999.
2. Баканов М.И., Шеремет А.Д. Теория экономического анализа: Учебник. — М.: Финансы и статистика, 1997.
3. Ващекин Н.П. Новая парадигма развития России. Комплексные исследования проблем устойчивого развития. — М.: МГУК, 1999.
4. Глущенко В.В. Менеджмент: системные основы. — г. Железнодорожный, Моск. обл.: ТОО НПЦ «Крылья». 1998.
5. Йеннекенс Ж. Менеджмент в условиях рыночной экономики. Теория и практика. — Минск: МП «ЭНИКС», 1992.
6. Коротков Э.М. Концепция менеджмента. — М.: ДеКа, 1996.
7. Козье Д. Электронная коммерция: Пер. с англ. — М.: Русская редакция, 1999.
8. Краснова В., Привалов А. и др. Семь нот менеджмента. — 5-е изд., доп. — М.: ЗАО «Журнал Эксперт», 2001.
9. Кунаев А.И. Стратегический менеджмент: Учебное пособие. — М: МГУК, 1998.
10. Литвак Б.Г. Разработка управленческого решения: Учебник. — М.: Дело, 2000.
11. Литвинюк А.А. Мотивационные комплексы трудовой деятельности в системе менеджмента. — М.: МГУК, 1997.
12. Лозовский Л.Ш., Райзберг Б.А., Ратновский А.А. Универсальный бизнес-словарь. — М.: ИНФРА-М, 1997.
13. Лопатников Л.И. Экономико-математический словарь / M.:ABF, 1996.
14. Лукашевич В.В., Зельдович Б.З. Сборник деловых игр и управленческих ситуаций для практических занятий. — М.: МГУП «Мир книги», 1998.
15. Малышков В.И. Потребительский рынок Москвы. — М.: Типография им. А.С. Пушкина, 1997.
16. Менеджмент: учебное пособие для вузов / Под ред. Ю.В. Кузнецова, В.И. Подлесных. — СПб.: Издательский дом «Бизнес-пресса», 2001.
17. Менеджмент организации: Учебное пособие / Румянцева З.П., Саломатин Н.А., Акбердин Р.З. и др. — М.: ИНФРА-М, 1995.
18. Мескон М., Альберт М., Хедуори Ф. Основы менеджмента. — М.: Дело, 2000.
19. Мильнер Б.З. Теория организаций. — М.: ИНФРА-М, ,2000.
20. Молл Е.Г. Менеджмент: организационное поведение. — М.: Финансы и статистика, 1998.
21. Нейл Смелзер. Социология. — М.: Феникс, 1994.
22. Предприятие: стратегия, структура, положения об отделах и службах, должностные инструкции / Казакова К.А. и др. — М.: Экономика; НОРМА, 1997.
23. Пригожин А.Н. Современная социология организации. Программа обновления гуманитарного образования в России. — М.: ИНТЕРПАКС, 1995.
24. Радченко Я.В. Теория организации: Конспект лекций. — ч. 1. — М.: Изд-во ГАУ, 1998.
25. Рогожин СВ. Новые рыночные технологии и повышение эффективности управления объединениями предприятий торговли. — М.: МГУК, 2000.
26. Рогожин СВ., Рогожина Т.В. Теория организации. Учебное пособие. М.: МГУК, 2001.
27. Румянцева З.П. Общее управление организацией. Теория и практика: Учебник. — М.: ИНФРА-М, 2001.
28. Санталайнен Т. и др. Управление по результатам. — М.: Прогресс, 1993.
29. Словарь-справочник менеджера / Под ред. М.Г. Лапусты. — М.: ИНФРА-М, 1996.
30. Смирнов Э.А. Основы теории организации: Учебное пособие для вузов. — М.: Аудит, ЮНИТИ, 2000.
31. Смирнов Э.А. Теория организации: Учебное пособие. — М.: ИНФРА-М, 2000. — (Серия «Вопрос-ответ»).
32. Современное управление: Энциклопедический справочник. Пер. с англ.: в 2-х томах. — М.: Издатцентр, 1997.
33. Соколова А.Н., Геращенко Н.И. Электронная коммерция: мировой и российский опыт. — М.: Открытые системы, 2000.
34. Справочник директора предприятия / Под ред. М.Г. Лапусты. — М.: ИНФРА-М, 1998.
35. Толковый словарь рыночной экономики / Под ред. Ф.А. Крутикова. — М.: Глория, 1993.
36. Фатхутдинов Р. А. Разработка управленческого решения; Учебник для вузов. — 2-е изд., доп. — М.: ЗАО «Бизнес-школа «Интел-синтез», 1998.